Главные вкладки

    Творчество учеников

    Свириденко Ольга Владимировна

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Брокенский призрак Презентацию выполнила : Зубкова Людмила ученица 9 «а» класса МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района, Саратовской области» Руководитель : Свириденко Ольга Владимировна Olga_sviridenko@inbox.ru 2010 год

    Слайд 2

    Цель работы: Исследовать загадочное оптическое явление - Брокенский призрак

    Слайд 3

    Задачи: - Изучить теоретические основы явления Брокенский призрак - Объяснить это оптическое явление

    Слайд 4

    «Когда преследуемый разбойниками пастух, изнемогая от усталости, добрался, наконец, до спасительной гряды камней на вершине горы и собирался спрятаться в первой же удобной расселине, он увидел под облаками такое, от чего все его прежние страхи отошли назад. Прямо перед ним, над уходящем вниз склоном, нигде не касаясь ни земли, ни камней, стоял огромного роста человек, слегка прикрытый туманом. Его контуры не совсем чётко вырисовывались на фоне, но ошибки быть не могло. Это, несомненно, контуры человека, но каких размеров! И только пастух присел, ибо ноги его уже не держали, как гигант тут же как бы провалился на том месте, где он только что стоял». Загадочное явление в горах

    Слайд 5

    Какие оптические явления можно наблюдать в горах Альпинисты и жители горных селений нередко наблюдают в горах удивительные явления. При тумане или облачности, покрывающей склоны гор в стороне, противоположной солнцу, стоящему невысоко над горизонтом, часто можно увидеть расплывчатые очертания диковинных существ, напоминающих человека, но в несколько раз больше его размерами. Эти существа тёмно-серой окраски непрерывно меняют форму, то приближаясь, то удаляясь. Иногда над их «головами» виден яркий круг сияния, придающий им ещё более загадочный вид, что дало суеверным людям повод принимать их за призраки.

    Слайд 6

    Брокенский призрак - Брокенский призрак – это оптический эффект, заключающийся в том, что наблюдатель видит свою собственную тень на обращённой к нему стороне облака или слоя тумана, но тень не совсем обычную. оптический эффект, наблюдаемый иногда в горах при облачном небе, тумане. Название происходит от названия горной вершины Брокен высотой 1142 метров, являющейся наивысшей точкой горного массива Гарц (Саксония).

    Слайд 7

    На Брокен ведьмы тянут в ряд. Овес взошел, ячмень не сжат. Там Уриан, князь мракобесья, Красуется у поднебесья. По древним народным немецким преданиям, в Вальпургиеву ночь ведьмы устраивали здесь свой ежегодный шабаш. В старину, в Западном Китае, Брокенский призрак был известен под названием «Великолепие Будды» - набожные буддисты совершали паломничество на гору Золотой пик, чтобы удостоиться чести созерцать это «чудо».

    Слайд 8

    Явление это имеет простое объяснение: стоящие на вершине люди попадают в лучи низко стоящего солнца и их тени проекцируются на фоне колышущегося тумана или облачности. Капли тумана или облаков разлагают солнечный свет на отдельные лучи спектра, образуя яркое цветное свечение вокруг неясных очертаний верхней части тени, а объёмный характер отражающей поверхности тумана или облаков делает изображение тени тоже объёмным. Взгляни на край бугра. Мефисто, видишь, там у края Тень одинокая такая? Она по воздуху скользит, Земли ногой не задевая.

    Слайд 10

    Однажды во время полёта на самолёте людям довелось наблюдать интересный оптический феномен. При снижении самолёта на плотной пелене облаков можно увидеть сияющий ореол, в середине которого находится тень самолёта. В это время солнце располагается невысоко над горизонтом по другую сторону самолёта.

    Слайд 11

    Выводы - Мы исследовали загадочное оптическое явление – Брокенский призрак - оптический эффект, заключающийся в том, что наблюдатель видит свою собственную тень на обращённой к нему стороне облака или слоя тумана, но тень не совсем обычную - Явление это имеет простое объяснение: стоящие на вершине люди попадают в лучи низко стоящего солнца и их тени проекцируются на фоне колышущегося тумана или облачности. Капли тумана или облаков разлагают солнечный свет на отдельные лучи спектра, образуя яркое цветное свечение вокруг неясных очертаний верхней части тени, а объёмный характер отражающей поверхности тумана или облаков делает изображение тени тоже объёмным.

    Слайд 12

    Библиография meteorologist.ru/brokenskiy-prizrak.html 2. www.alpklubspb.ru/ass/a258.htm 3. www.photosight.ru/photos/3346785/ 4. www.youthlife.info/…/brokenskiy-prizrak.html 5. www.fondmsp.ru/…/src/brokenskiy-prizrak.html


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Герои моей семьи Презентацию подготовила Храмова Анастасия ученица 9 «Б» класса Руководитель: Свириденко О.В. МОУ "СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области"

    Слайд 2

    Война… В России нет, наверное, ни одной семьи, которая бы без потерь и лишений пережила военные годы Оба мои прадеда со стороны отца были призваны на фронт в первые дни войны и оба погибли. В 1941 году в боях под Люберцами погиб отец дедушки – Храмов Иван Петрович, а в боях под Торжком погиб отец бабушки – Чайников Василий Петрович

    Слайд 3

    Мой прадед – Чайников Василий Петрович и прабабушка – Чайникова Зинаида Емельяновна

    Слайд 4

    Оба мои прадеда со стороны мамы тоже, и оба были ранены, но выжили в той страшной войне Тетерин Фёдор Алексеевич, отец дедушки, ушёл на фронт в первые дни войны. Служил в военной разведке, неоднократно и успешно выполнял задания командования. Воевал он в Великих Луках, Белой Церкви. Однажды Фёдор Алексеевич был ранен в грудь и руку пулемётной очередью почти в упор. Пулемётная очередь раздробила прадеду рёбра, сердце сместилось в правую сторону. Потом были госпиталь и тяжёлая борьба за жизнь. Из госпиталя его, еле живого отправили залечивать раны домой. Полная демобилизация.

    Слайд 5

    Тетерин Фёдор Алексеевич А дома его ждали жена и маленькая дочь. Раны гноились, медикаментов и врачей не было: всё на фронте. Жена Варвара, делала перевязки, обрабатывала раны, стирала бинты, была рядом. И выходили, поставили Фёдора Алексеевича на ноги. Немного окрепнув, пошёл он работать сторожем на лесоплавильную базу. Жизнь стала налаживаться.

    Слайд 6

    Другой мои прадед с маминой стороны, Кудряшов Алексей Петрович, был офицером. Воевал под Курском – Прохоровка. Курская битва началась летом1943 года. Алексей Петрович был ранен в этом бою в ногу, был госпитализирован. После госпиталя, его комиссовали домой. Вернулся он в родное село Сосновка в 1944 году. Окрепнув после ранения, он работал агрономом в колхозе до самой пенсии.

    Слайд 7

    Кудряшов Алексей Петрович (фото слева) Семья Алексея Петровича (фото справа)

    Слайд 8

    С той страшной войны прошло уже 65 лет. С каждым годом всё меньше ветеранов Великой Отечественной войны. Вот и моих родственников уже нет в живых. На смену ветеранам Великой Отечественной войны пришли ветераны других войн: афганской и чеченской. Это войны в мирное время. Войны… Сколько их прошло по судьбам поколений, собирая чёрную дань с полей сражений: больших и малых. Мой отец воевал в Афганистане. И тоже не любит вспоминать войну, не любит говорить о ней. Ведь там остались его товарищи. Вечная им память! Мы верны памяти солдат, павших в боях. Память – это то, что остаётся живым. Пока мы помним – мы живы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Задача и пять методов её решения ГАОУ ДПО СарИПКиПРО ІІІ региональный конкурс творческих работ по математике «Математика в моей жизни» Номинация «Бенефис одной задачи» Выполнила: Шатилова Виктория Ученица 11 класса МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» Научный руководитель: Свириденко О.В. 2011г

    Слайд 2

    Введение Для успешного изучения геометрии необходимо знать не только основные формулы и теоремы, но и владеть различными методами решения задач. Пять основных методов, применяемых в решении задач: координатный векторный аналитический тригонометрический геометрический

    Слайд 3

    Гипотеза: Возможно ли решить конкретную задачу всеми указанными методами? ? ? ?

    Слайд 4

    Цель работы: Задачи работы: испробовать разные методы на одной задаче; выявить отличительные черты, сильные и слабые стороны разных методов. Научиться распознаванию и использованию математических методов при рассмотрении различных решени одной и той же задачи

    Слайд 5

    В треугольнике АВС биссектриса ВЕ и медиана AD перпендикулярны и имеют одинаковую длину, равную 4. Найти стороны треугольника АВС. Приступая к решению задачи, сразу замечаем, что если О – точка пересечения биссектрисы ВЕ и медианы AD , то прямоугольные треугольники ABO и D ВО равны. Поэтому АО=О D= 2 и АВ= BD , так что ВС=2АВ.

    Слайд 6

    Примем точку О за начало прямоугольной системы координат, оси Ох придадим направление вектора OD и будем считать единицей масштаба. В данной системе точки A, D, B имеют координаты: А (-2;0), D (2;0) и В (0; b) . Способ первый: Координатный Для того чтобы определить длины сторон треугольника АВС, надо найти число b. Выразим через b координаты точек С и Е. Так как D – середина отрезка ВС, то С (4;- b ). Для точки Е имеем координаты (0;у). Вторую координату точки Е найдем, пользуясь, тем что точка Е принадлежит прямой АС. Уравнение прямой АС имеет вид: Координаты точки Е (0;у) удовлетворяют этому уравнению. Подставив в него 0 вместо х, получим: Следовательно, По условию задачи ВЕ=4, значит, , или b=3 . Итак, А (-2;0), В (0;3), С (4;-3). Зная координаты вершин треугольника АВС, найдем его стороны:

    Слайд 7

    Векторы ВЕ и АД выразим через а и с.Так как ВС=2 BD , то СЕ=2АЕ( по свойству биссектрисы треугольника). Пользуясь формулой деления отрезка в данном отношении, получим: Согласно вычитанию векторов, имеем: Длины векторов ВЕ и А D известны. Пусть Вычислив скалярные квадраты вектором ВЕ и А D , получим уравнения: Найдем теперь через сторону АС, пользуясь векторной формулировкой теоремы косинусов: Подставим найденные выше значения и получим: Способ второй: Векторный

    Слайд 8

    Медиану AD и биссектрису ВЕ треугольника АВС выразим через длины а, b , с сторон треугольника по формулам: Пусть АВ=х, АЕ=у, тогда ВС=2х и СЕ=2у. Получим систему уравнений: Способ третий: Аналитический

    Слайд 9

    Способ четвертый: Тригонометрический Обозначим АВ=х, угол АВС=2α. По теореме косинусов из треугольников АВЕ и ВСЕ находим: Учитывая, что СЕ=2АЕ или СЕ 2 =4АЕ 2 , получаем: x cos α =3 . Но x cos α=ВО, значит, ВО=3 и ОЕ=1. Остается, пользуясь теоремой Пифагора, вычислить стороны треугольника АВС.

    Слайд 10

    Геометрический способ 1.С помощью площадей 2. С помощью осевой симметрии 3. По теореме о средней линии треугольника 4. По теореме Менелая

    Слайд 11

    Так как АО=О D =2, ВЕ=4 и А D перпендикулярна ВЕ, то площадь каждого из треугольников ВАЕ и В D Е равна 4. Площадь треугольника С D Е так же равна 4, так как медиана ED делит треугольник ВСЕ на два равновеликих треугольника. Значит, площадь треугольника АВС равна 12. По скольку А D -медиана треугольника АВС, то площадь треугольника АВ D равна 6. Остается применить формулу площади треугольника. Получим: АО*ВО=6. Но АО=2, значит, ВО=3 Стороны треугольника АВС найдем по теореме Пифагора. Способ пятый: С помощью площадей

    Слайд 12

    Способ шестой: С помощью осевой симметрии Точки А и D симметричны относительно биссектрисы ВЕ. Построим еще точку, симметричную точке С относительно прямой ВЕ. Для этого продолжим отрезок D Е до пересечения с прямой АВ и обозначим через F точку пересечения прямых АВ и D Е. Получим равнобедренный треугольник ВС F , из равенства треугольника ВЕ F и ВЕС следует, что В F =ВС. Продолжим еще биссектрису ВЕ до пересечения с С F в точке Н. Тогда ВН - биссектриса треугольника ВС F , а следовательно, и его медиана. Таким образом, Е – точка пересечения медиан треугольника ВС F , и поэтому ЕН=0,5ВЕ=2, а ВН=6. Средняя линия AD треугольника ВС F делит медиану ВН пополам, поэтому ВО=3. Далее поступаем так же, как при решении задачи другими способами и получаем тот же ответ.

    Слайд 13

    Проведем среднюю линию D К треугольника ВСЕ. Так как D К параллельна ВЕ и АО=О D , то ОЕ – средняя линия треугольника ADK. Следовательно: Так как ВЕ=4, то ОЕ=1 и ВО=3 Из приведенного решения видно, что отношение ВО/ОЕ не зависит от отрезков ВЕ и AD . Найти это отношение можно также, используя лишь тот факт, что А D – медиана треугольника АВС и АО=ОВ, причем без всяких вспомогательных построений. Способ седьмой: По теореме о средней линии треугольника

    Слайд 14

    Секущая ВЕ пересекает стороны треугольника АС D в точках Е и О. По теореме Менелая из треугольника АС D имеем: а так как Применив теперь теорему Менелая к треугольнику ВСЕ и секущей А D , получим: Но АЕ/АС=1/3 и С D=DB . Следовательно, ВО/ОЕ=3. Способ восьмой: По теореме Менелая

    Слайд 15

    Вывод: В ходе работы мы рассмотрели пять методов решения конкретной задачи: координатный векторный аналитический тригонометрический геометрический Как правило, основными методами решения планиметрических задач на вычисления являются алгебраические и тригонометрические методы. Но как видно из работы, геометрические методы оказались проще и изящнее, хотя к ним можно прийти только догадавшись провести некоторые вспомогательные линии. Таким образом, важно владеть геометрическими приемами, которые позволяют найти наиболее простое и красивое решение с помощью дополнительных построений.

    Слайд 16

    Литература: Научно-теоретический и методический журнал МО РФ «Математика в школе» № 3 1994


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Машины АРхимеда І региональный турнир «Здравствуй, физика!» Направление «Творчество» Презентацию подготовила Галицкая Елизавета ученица 7 Б класса МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» Руководитель: Свириденко О.В. 2012 год

    Слайд 2

    АРХИМЕД И ЕГО ОТКРЫТИЯ Взойдя светилами для мира и времен, Не расточили тьму глубокой этой ночи, Сказали сказку нам и погрузились в сон Омар Хайям

    Слайд 3

    Ах, если бы великие государства древности уделяли чуть больше внимания своим славным изобретателям — хотя бы так же, как нынешние правительства не скупятся на финансирование высокотехнологичных военных программ, то — кто знает, на каком языке мы бы сейчас с вами разговаривали и в какой стране жили? Настала пора отдать дань уважения еще одному, пожалуй, самому первому техническому гению человечества. Великий математик, физик, инженер и астроном, недооцененный при жизни и случайно погибший от руки безграмотного солдата — он мог ускорить научно-техническую революцию почти на две тысячи лет, если бы... Если бы...

    Слайд 4

    СЛОВО и дело Достаточно лишь мельком взглянуть на «ноу-хау» Архимеда, чтобы понять, насколько этот человек обогнал свое время и во что мог превратиться наш мир, если бы высокие технологии усваивались в античности так же быстро, как и сегодня. Архимед специализировался в математике и геометрии — двух важнейших науках, лежащих в основе технического прогресса. О революционности его исследований говорит тот факт, что историки считают Архимеда одним из трех величайших математиков человечества (другие два — Ньютон и Гаусс). По части новшеств этот грек был на голову выше всех европейских математиков вплоть до эпохи Возрождения. В обществе, где применялась совершенно жуткая система исчисления, и в языке, где слово «мириад» (десять тысяч) было синонимом «бесконечности», он разработал четкую науку о цифрах и «сосчитал» их вплоть до 10 64 . Архимед заложил основы интегрального исчисления и теории сверхмалых чисел. Он доказал, что соотношение длины окружности к ее диаметру равно соотношению площади круга к квадрату его радиуса. Ученый, конечно, не назвал это соотношение «числом Пи», однако довольно точно определил ее значение в интервале от 3+10/71 (примерно 3,1408) до 3+1/7 (примерно 3,1429). До нашего времени дошли лишь некоторые трактаты Архимеда. Большинство из них погибло в двух пожарах Александрийской библиотеки — сохранились лишь некоторые переводы на арабский и латынь.

    Слайд 5

    Не менее значительны и другие сочинения: « О коноидах и сфероидах», «О спиралях», «Измерение круга», «Квадратура параболы», «Псаммит », « Исчисление песчинок» — здесь ученый предлагал способ узнать количество песчинок, заключенное в объеме всего мира, то есть описывал систему записи сверхбольших чисел. Отдельно следует сказать о его работах в области механики. Здесь он действительно был пионером, во многом напоминая Леонардо да Винчи.

    Слайд 6

    Архимедов винт По свидетельствам Диодора Сицилийского, римские рабы в Испании осушали целые реки при помощи устройства, которое разработал Архимед во время визита в Египет. Это был так называемый «Архимедов винт» — мощный и одновременно очень простой винтовой насос. Машина была изобретена Архимедом примерно в 250 году до н. э. Схема архимедова винта

    Слайд 7

    Принцип работы Машина состоит из наклоненной под углом к горизонту полой трубы с винтом внутри. Винт можно представить как наклонную плоскость, навёрнутую на цилиндр. Винт вращается обычно с помощью ветряного колеса либо вручную. В то время, как поворачивается нижний конец трубы, он собирает некоторый объём воды. Это количество воды будет скользить вверх по спиральной трубе во время вращения вала, пока наконец вода не выльется из вершины трубы, снабжая ирригационную систему. Так воду качали в 16 веке... И точно так же ее качают в современном Египте. Анимация работы архимедова винта

    Слайд 8

    Применение Издавна архимедов винт применялся для подъёма воды в оросительные каналы. Кроме того, это устройство также использовалось для «кражи» земли у моря в Голландии и других местах при создании польдеров (польдеры -осушенный и возделанный низменный участок побережья). Часть моря перекрывалась дамбой, и вода удалялась из огороженного участка, начиная процесс осушения земли для использования в земледелии. В зависимости от длины и диаметра винтов, более чем одна машина могли использоваться, чтобы успешно поднять ту же самую воду. Архимедовы винты использовались в установках по обработке сточных вод, потому что они успешно справляются с разными мощностями потока и с суспензиями. Тот же принцип можно увидеть в пескалаторах , которые являются архимедовыми винтами, предназначенными для безопасного подъёма рыбы из прудов и перевозки её в другое место. Эта технология в основном применяется на рыбоводных заводах (рыбопитомниках), где она предпочтительна для уменьшения грубого обращения с рыбой. В автомобильной технике Архимедовы винты могут применяться вместо колес. При конструктивных изменениях винты устанавливаются соосно с валом. На таком транспорте легко можно преодолевать заболоченные местности. Автомобиль становится вездеходом. Современные архимедовы винты, используемые для осушения польдеров в Голландии.

    Слайд 9

    Простые механизмы В современной технике для переноса грузов на стройках и предприятиях широко используются грузоподъемные механизмы, незаменимыми составными частями которых можно назвать простые механизмы. Среди них древнейшие изобретения человечества: блок и рычаг. Древнегреческий ученый Архимед облегчил труд человека, дав ему при использовании своего изобретения выигрыш в силе, и научил менять направление действия силы. Блок - это колесо с желобом по окружности для каната или цепи, ось которого жестко прикреплена к стене или потолочной балке. Грузоподъемные устройства обычно используют не один, а несколько блоков. Система блоков и тросов, предназначенная для повышения грузоподъемности, называется полиспаст.

    Слайд 10

    Подвижный и неподвижный блок - такие же древнейшие простые механизмы, как и рычаг. Уже в 212 г.до н.эры с помощью крюков и захватов, соединенных с блоками, сиракузцы захватывали у римлян средства осады. Сооружением военных машин и обороной города руководил Архимед.

    Слайд 11

    Неподвижный блок Архимед рассматривал как равноплечий рычаг. Момент силы, действующей с одной стороны блока, равен моменту силы, приложенной с другой стороны блока. Одинаковы и силы, создающие эти моменты. Выигрыш в силе при этом отсутствует, но такой блок позволяет изменить направление действия силы, что иногда необходимо.

    Слайд 12

    Подвижный блок Архимед принимал за неравноплечий рычаг, дающий выигрыш в силе в 2 раза. Относительно центра вращения действуют моменты сил, которые при равновесии должны быть равны. Архимед изучил механические свойства подвижного блока и применил его на практике. По свидетельству Афинея , "для спуска на воду исполинского корабля, построенного сиракузским тираном Гиероном , придумывали много способов, но механик Архимед, применив простые механизмы, один сумел сдвинуть корабль с помощью немногих людей. Архимед придумал блок и посредством него спустил на воду громадный корабль".

    Слайд 13

    Архимед вводит законы рычага на базе геометрии путем добавления к геометрическим аксиомам несколько "механических" аксиом: 1. Равные тяжести на равных длинах уравновешиваются, на неравных же длинах не уравновешиваются, но перевешивают тяжести на большей длине. 2. Если при равновесии тяжестей на каких-нибудь длинах к одной из тяжестей будет что-то прибавлено, то они не будут уравновешиваются, но перевесит та тяжесть, к которой будет прибавлено.

    Слайд 14

    Во время осады Сиракуз Архимед построил множество удивительных приспособлений, из которых можно выделить два самых эффективных. Первое — это «Лапа Архимеда», уникальная подъемная машина и прообраз современного крана. Внешне она была похожа на рычаг, выступающий за городскую стену и оснащенный противовесом. Полибий во «Всемирной истории» писал, что если римский корабль пытался пристать к берегу около Сиракуз, этот «манипулятор» под управлением специально обученного машиниста захватывал его нос и переворачивал (вес римских трирем превышал 200 тонн, а у пентер мог достигать и всех 500), затапливая атакующих. Подъемный кран — тоже оружие Осада Сиракуз. Настенный рисунок из галереи Уфицци ( Флоренция, Италия), 17 век.

    Слайд 15

    осада сиракуз Построенные Архимедом мощные метательные машины забрасывали римские войска тяжёлыми камнями. Думая, что они будут в безопасности у самых стен города, римляне кинулись туда, но в это время лёгкие метательные машины близкого действия забросали их градом ядер. Мощные краны захватывали железными крюками корабли, приподнимали их кверху, а затем бросали вниз, так что корабли переворачивались и тонули. В последние годы были проведены несколько экспериментов с целью проверить правдивость описания этого «сверхоружия древности». Построенная конструкция показала свою полную работоспособность. Римляне вынуждены были отказаться от мысли взять город штурмом и перешли к осаде. Знаменитый историк древности Полибий писал: «Такова чудесная сила одного человека, одного дарования, умело направленного на какое-либо дело… римляне могли бы быстро овладеть городом, если бы кто-либо изъял из среды сиракузян одного старца». Но даже во время осады Архимед не давал покоя римлянам. По легенде, во время осады римский флот был сожжён защитниками города, которые при помощи зеркал и отполированных до блеска щитов сфокусировали на них солнечные лучи по приказу Архимеда. Только вследствие измены Сиракузы были взяты римлянами осенью 212 году до н.э. При этом Архимед был убит.

    Слайд 16

    Римляне были шокированы, увидев машины Архимеда в действии. Плутарх пишет, что иногда дело доходило до абсурда: увидев на стене Сиракуз какую-нибудь веревку или бревно, непобедимые римские легионеры в панике спасались бегством, думая, что сейчас против них будет применен очередной адский механизм.

    Слайд 17

    Похожие машины сбивали со стен осадные лестницы римлян, а дальнобойные и невероятно точные катапульты Архимеда обстреливали их корабли камнями. Но еще удивительнее был второй «сюрприз» — лучевое оружие.

    Слайд 18

    Осознав тщетность попыток взять город штурмом, римский флот (по разным источникам, около 60 кораблей) встал на якорь неподалеку от города. По легенде, Архимед сконструировал большое зеркало, либо раздал солдатам небольшие вогнутые зеркала ( у историков нет единой точки зрения — иногда здесь даже фигурируют начищенные до блеска медные щиты), при помощи которых «сконцентрировал» солнечный свет на флоте противника и спалил его дотла.

    Слайд 19

    ГИПЕРБОЛОИД ИНЖЕНЕРА АРХИМЕДА Действительно ли хитроумный грек мог накормить рыб в море около Сиракуз жареными римлянами? Этот миф проверялся несколько раз — причем с неодинаковыми результатами. Наиболее интересным оказался эксперимент Массачусетского технологического института, проведенный в 2005 году. Древние источники описывают конструкцию архимедова «гиперболоида» очень противоречиво — то ли это были бронзовые щиты, то ли гигантский отражатель. Исследователи предположили, что Архимед вряд ли мог изготовить огромный (а потому очень уязвимый) рефлектор, и выбрали вариант со щитами, заменив их на 127 зеркал размером примерно 30 на 30 сантиметров. Экспериментаторы не ставили целью полностью воссоздать условия применения «гиперболоида». Макет корабля был сделан из твердого дуба, хотя для изготовления римских судов использовались более горючие сорта древесины — например, кипарис. Корабельные борта были сухими, хотя в реальности они открыты волнам. Расстояние до цели — 30 метров, но на самом деле оно было гораздо больше (как минимум — дистанция полета стрелы). Кроме того, макет оставался неподвижным, а римские корабли слегка перемещались, даже стоя на якоре в бухте Сиракуз.

    Слайд 20

    Зеркала навели на корабль и закрыли завесами. Тут же появилась проблема — «оружие» находилось на подставках, а не в руках у греческих солдат. Прицел приходилось постоянно корректировать, так как из-за движения Солнца по небу лучи смещались на 1,5 метра каждые 10 минут. Облака также не облегчали работу — мощность «лазера» периодически падала. Что из этого получилось? «Оружие возмездия» работало всего 10 минут, однако эффект превзошел все ожидания. Сразу после раскрытия зеркал древесина начала обугливаться, потом появился дым и почти сразу за ним — сгусток яркого пламени. Через 3 минуты пожар был потушен. В борту корабля появилось сквозное отверстие. Подвижность реальных мишеней, большое расстояние до них, плохие отражающие качества бронзы — все это говорит против легенды об Архимеде. Однако в распоряжении изобретателя находилось множество отражателей (количество солдат с начищенными щитами на стенах города исчислялось сотнями) и он не был ограничен во времени. Архимед действительно мог бы добиться эффекта «лазера», но не качеством, а количеством. В эксперименте зеркала были плоскими, чего нельзя сказать о щитах греков. Если те отражатели, которыми пользовались они, были вогнутыми, их «дальнобойность» превышала бы 30 метров. Сохранилось слишком мало исторических сведений, позволяющих воссоздать оружие Архимеда таким, каким оно действительно могло быть. Разумно говорить не об опровержении мифа, а о теоретической возможности «солнечного лазера». Эксперимент показал, что физика не противоречит истории. Это внушает оптимизм, поэтому легенду о «лучах смерти» Архимеда можно признать условно верной.

    Слайд 21

    Цицерон писал, что после того, как Сиракузы были разграблены, Марцелл вывез оттуда два прибора — «сферы», создание которых приписывается Архимеду. Первый был неким подобием планетария, а второй моделировал движение светил по небу, что предполагало наличие в нем сложного шестереночного механизма.

    Слайд 22

    Антикитера — возможно, самый древний шестереночный механизм на свете. До недавнего времени это свидетельство считалось сомнительным, однако в 1900 году около греческого острова Антикитера на глубине 43 метра были найдены останки корабля, с которого подняли остатки некоего устройства — «продвинутой» системы бронзовых шестеренок, датируемой 87 годом до нашей эры. Это доказывает, что Архимед вполне мог создать сложный механизм — своеобразный «компьютер» античных времен.

    Слайд 23

    Архимед — самый подходящий кандидат для создания образа античного изобретателя, конструировавшего паровые танки и летательные машины за сотни лет до рождения Христа (этот жанр принято называть « сандалпанк » — по аналогии с « киберпанком » или « дизельпанком », где под словом «сандал» подразумевается сандаловое дерево, а также сандалии, в которых ходили древние греки). По нынешним меркам труды Архимеда — это уровень средней школы. Однако не стоит забывать, что они были сделаны свыше 2000 лет назад и опередили свое время как минимум на 17 веков. Благодаря этому героя нашей презентации можно с полным правом назвать одним из величайших гениев человечества.

    Слайд 24

    однако… «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!» — такое восклицание легенда приписывает Архимеду, гениальному механику древности, открывшему законы рычага. «Однажды Архимед,— читаем мы у Плутарха,— написал сиракузскому царю Гиерону , которому он был родственник и друг, что данной силой можно подвинуть какой угодно груз. Увлеченный силой доказательств, он прибавил, что если бы была другая Земля, он, перейдя на нее, сдвинул бы с места нашу». Прав ли Архимед? Архимед знал, что нет такого груза, которого нельзя было бы поднять самой слабой силой, если воспользоваться рычагом: стоит только приложить эту силу к очень длинному плечу рычага, а короткое плечо заставить действовать на груз. Поэтому он и думал, что, напирая на чрезвычайно длинное плечо рычага, можно силой рук поднять и груз, масса которого равна массе земного шара. Но если бы великий механик древности знал, как огромна масса земного шара, он, вероятно, воздержался бы от своего горделивого восклицания

    Слайд 25

    Вообразим на мгновение, что Архимеду дана та «другая Земля», та точка опоры, которую он искал; вообразим далее, что он изготовил рычаг нужной длины. Знаете ли, сколько времени, понадобилось бы ему, чтобы груз, равный, но массе земному шару, поднять хотя бы на один сантиметр? Не менее тридцати тысяч биллионов лет! В самом деле. Масса Земли известна астрономам; тело с такой массой весило бы на Земле круглым числом 6 000 000 000 000 000 000 000 тонн. Если человек может непосредственно поднять только 60 кг, то, чтобы «поднять Землю», ему понадобится приложить свои руки к длинному плечу рычага, которое больше короткого в 100 000 000 000 000 000 000 000 раз! Простой расчет убедит вас, что, пока конец короткого плеча поднимается на 1 см, другой конец опишет во вселенной огромную дугу в 1000км. Такой невообразимо длинный путь должна была бы пройти рука Архимеда, налегающая на рычаг, чтобы «поднять Землю» только на один сантиметр! Сколько же времени понадобится для этого? Если считать, что Архимед способен был поднять груз в 60 кг на высоту 1 м в одну секунду (работоспособность почти в целую лошадиную силу! ), то и тогда для «поднятия Земли» на 1 см потребуется 1000 000 000 000 000 000 000 секунд или тридцать тысяч биллионов лет! За всю свою долгую жизнь Архимед, напирая на рычаг, не «поднял бы Земли» даже на толщину тончайшего волоса ...

    Слайд 26

    Никакие ухищрения гениального изобретателя не помогли бы ему заметно сократить этот срок, «Золотое правило механики» гласит, что на всякой машине выигрыш в силе неизбежно сопровождается соответствующей потерей в длине перемещения, т. е. во времени. Если бы даже Архимед довел быстроту своей руки до величайшей скорости, какая возможна в природе,— до 300 000 км в секунду (скорость света), то и при таком фантастическом допущении он «поднял бы Землю» на 1 см лишь после десяти миллионов лет работы

    Слайд 27

    Источники: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%82 http://classfizika.ru/7_blok.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%B4 http:// s46.radikal.ru/i113/1105/46/415127448467.jpg http://fictionbook.ru/author/perelman_yakov_isidorovich/zanimatelnaya_fizika_kniga_2/read_online.html?page=2


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам: