Предпосылки формирования психологически безопасной среды в образовательной организации

Предпосылки формирования психологически безопасной среды

в образовательной организации 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Варданян Карине Карапетовна педагог Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Измайловская школа № 1508" Москва, 2020 Предпосылки формирования психологически безопасной среды в образовательной организации

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность. В современных условиях каждая образовательная организация имеет большую свободу в выборе средств, методов и направлений для повышения качества образования с целью подготовки высокообразованных граждан. Однако, психологическая напряженность в обществе в последние годы растёт – это связано как с когнитивными, так и эмоциональными перегрузками. Кроме того, здоровье современных школьников из-за увеличившейся нагрузки, по данным врачей, ухудшается. Задача современной школы - создать такую среду, в которой человек чувствовал бы себя уверенно и комфортно, которая позволила бы получать образование без вреда для психического и соматического здоровья.

Слайд 3

Психологическая безопасность образовательной среды - это состояние психологической защищённости от всех видов насилия, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников (Баева И.А., 2002), а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения) (Мазурова Е.В., 2019, Андронникова О.О., 2006 и др.)

Слайд 4

Составляющие психологической безопасности образовательной среды Психологическая комфортность Защищённость Удовлетворённость Психологическое здоровье

Слайд 5

Источники угроз (по Е.В.Мазуровой ) интеллектуально-физическое и психо -эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней; отсутствие понятных детям правил, регулирующих их поведение в детском обществе; патология физического развития отдельных детей; осознание отдельными детьми своей неуспешности на фоне других детей; эмоциональное выгорание педагогов образовательной организации; отсутствие контроля за поведением на переменах и в «горячих точках»: туалетах, раздевалках, столовой, укромных углах и т.д.; нежелание и неумение педагогов справляться с отдельными проявлениями насилия и оказывать адекватную и своевременную помощь участникам насилия; индивидуальный стиль педагогического общения, провоцирующий возникновение отвергаемых и как следствие, их травлю; отказ администрации образовательной организации признавать случаи насилия и возложение вины на самих пострадавших; неразвитость системы психологической помощи в образовательной организации.

Слайд 6

Анализ возможных рисков и имеющихся ресурсов для создания психологически безопасной среды ОО Перегрузки из-за нерационально построенного режима Контроль за составлением расписания со стороны администрации и медицинской сестры Обучение по «парам» и, как следствие, снижение дневной учебной нагрузки Введение в расписание 30-минутного «обеденного перерыва» Более позднее начало учебных занятий (8.50) Обучение «по триместрам»

Слайд 7

Анализ возможных рисков и имеющихся ресурсов для создания психологически безопасной среды ОО Отсутствие понятных детям правил Проведение классными руководителями классных часов «Правила моего класса» и составление Памятки, размещённой на стенде класса Ознакомление обучающихся с Уставом школы и Правилами внутреннего распорядка учащихся

Слайд 8

Анализ имеющихся ресурсов для создания психологически безопасной среды ОО Защищённость образовательной среды Психологическая защищённость – В период с 1995 по 2017 гг. в школьном расписании был предмет «Психология» (по УМК И.В. Дубровиной), что способствовало повышению психологической грамотности обучающихся, их родителей и педагогов Физическая защищённость – Охрана ОО – 2 сменных охранника, которые хорошо знают детей и их родителей; Система видеонаблюдения в коридорах, на лестница и в рекреациях; Система «Проход-питание», обеспечивающая своевременное информирование об отсутствии и/или уходе ребёнка из ОО + заранее оплаченное питание обучающихся по Карте учащегося, что минимизирует риски потери /вымогательства денежных средств; Уроки ОБЖ в сетке занятий в качестве отдельного учебного предмета + интегрированные курсы (ОБЖ/химия, ОБЖ/биология и т.п.) Информационная защищённость – Уроки информатики и ИКТ с 5 класса Классные часы (Безопасный Интернет, Основы сетикета и т.п.) Информированное согласие на обработку персональных данных

Слайд 9

Анализ имеющихся ресурсов для создания психологически безопасной среды ОО Удовлетворённость образовательной средой Демократичность образовательной среды – возможность участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса Совет обучающихся класса и Совет обучающихся школы; Управляющий совет ОО – представительный коллегиальный орган управления (педагоги – 8 чел., родители – 8 чел., дети старше 14 лет – 9 чел.) Общее собрание работников учреждения, Педагогический совет – постоянно действующие коллегиальные органы управления ОО (педагоги)

Слайд 10

Анализ выявленных проблем и возможные пути решения Разработка и проведение серии классных часов, направленных на адаптацию, повышение самооценки, особенностей поведения в конфликтных ситуациях и т.п. «Круги сообщества» для обучающихся, позволяющие «перейти от взаимных претензий и обид к объединению, взаимопониманию и совместной работе над улучшением своей жизни» (А.Ю. Коновалов)

Слайд 11

Анализ выявленных проблем и возможные пути решения Проведение общешкольных мероприятий (Дни здоровья, экскурсии, игры и т.п.) Разработка и проведение классных часов, направленных на командообразование , развитие умения планировать свою деятельность (тайм-менеджмент), повышение учебной мотивации и жизненной успешности и т.п. Закрепление в сетке дополнительных занятий с учителями-предметниками (бюджетный (дополнительные занятия по предметам) и внебюджетный компонент («Путь к успеху»))

Слайд 12

Анализ выявленных проблем и возможные пути решения Низкий уровень уверенности в себе, повышение тревожности (режим самоизоляции, дистанционное обучение, отсутствие чётких планов и представлений о ближайшем будущем) Проведение тренингов личностного роста, стрессоустойчивости и формирования уверенности в себе для педагогов и школьников Организация в рамках элективных курсов и/или курсов дополнительного образования по формированию психологической культуры личности: «Дети, взрослые и мир вокруг», «Рождение профессионала», « Имиджелогия или секреты личного обаяния», «Дружба – это здорово! Основы психологии общения», «КРАСОТА – К луб РА звития С пособностей, О даренности, ТА лантов », «Психология самоопределения» и т.п.

Слайд 13

ЛИТЕРАТУРА и ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ Академическая и жизненная успешность обучающихся различных категорий. Цикл лекций / https://web.microsoftstream.com/channel/4e74535b-018e-498e-ac40-4265028ec22a (дата обращения - 09.07.2020) Андронникова О.О. Психологическая безопасность образовательной среды как фактор модернизации образования / Персонифицированные информационные технологии в процессах социализации личности и в экономике. - Новосибирск, 2006 - С. 121 – 124 Бадьина Н.П. Диагностика психологических условий школьной образовательной среды. Методические рекомендации для работников образования / Н.П. Бадьина, В.Н. Афтенко – Курган, 2004 – 18с. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании – СПб., 2002 – 271 с. Бакланова Н.К., Иванова Т.С., Колот В.В. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2018 - №3. – С. 13-24 Барцевич В.Н. Факторы психологической безопасности школьной среды // Психология и психотехника, 2012 - №6(45). – С. 61-69 Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования, 2009 - №3(20). – С. 17-20 Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении. – Екатеринбург, 2001 – 416 с. Проектирование и создание комфортной и безопасной образовательной среды. Цикл лекций / https://web.microsoftstream.com/channel/4a796558-d8e0-4551-9417-5b46b09420a6 (дата обращения - 09.07.2020) Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций / Авт.-сост.: Габер И.В., Зарецкий В.В., Артамонова Е.Г., Ефимова О.И., Калинина Н.В. – М, 2018. – 60 с. Ребёнок в классе: форматы и технологии работы с коллективом. Цикл лекций / https://web.microsoftstream.com/channel/05cfa048-9a23-4f52-8ecc-5c92a2a99b7b (дата обращения – 09.07.2020) Управление взаимодействием ключевых участников образовательного процесса. Цикл лекций / https://web.microsoftstream.com/channel/4af17670-7ff9-4bbc-a118-5c1e34d9b8a3 (дата обращения - 09.07.2020) Формирование психологически безопасной образовательной среды: диагностический инструментарий, программы и технологии. Методические рекомендации для педагогов-психологов / Авт.-сост.: Мазурова Е.В. – Барнаул, 2019 – 72 с.