Раздел 9. Методическая копилка

 

Метод обучения  – это способ организации

совместной деятельности учителя и  учащихся по достижению целей обучения.

Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий...

Герберт Маршалл Маклюэн[  ]

В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г. М. Маклюэна [  ], приведенный в качестве эпиграфа, получил новое подтверждение. Информационные и коммуникационные технологии, по сути, расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык.

Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Основой для ее формирования является образовательная область «Информатика и информационные технологии», общероссийские тенденции, развития которой соответствуют мировым. Сформировать информационно-коммуникативная компетентность у уча щихся позволяет программа курса «Информационные и коммуникационные технологии».  Знания умения, навыки, связанны с обработкой информации, приобретают все большую важность для современного человека. К ним относится поиск сбор, анализ, организация, представление, передача информации в открытом информационном пространстве и всей окружающей, реальности, проектирование объектов и процессов, реализация планов в том числе – в области индивидуальной и групповой учебной и производственной деятельности,  умение решать принципиально новые задачи, учиться в течении всей жизни.     

 Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество. Внедрение в практику новых информационных технологий, повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся, поддерживает учителей в состоянии творческого поиска.

Современное ИКТ становится одним из важнейших инструментов модернизации школы в целом – от управления до воспитания и обеспечения доступности образования ИКТ является одним из основных инструментов реализации образования предусматривающего существенное расширение содержания, способов и форм получения образовательных услуг. Одна из наиболее важных возможностей, открываемых ИКТ – существенно повышение уровня индивидуализации образования, как в отношении вариативности содержания, так как и в отношении разнообразия форм образовательного процесса в частности, связанных с индивидуальными для учащихся силами восприятия и интеллектуальной деятельности.

На современном этапе реформирования образования актуальна проблема формирования в процессе обучения информационно – коммуникационных умений учащихся. Одним из основополагающих при изучении ИКТ является раздел « Технология и обработка текстовой информации: текстовый процессор «MICROSOFT WORD »

Текстовые информационные технологии относятся к числу наиболее часто используемых на практике. Области  их применения различны: от подготовки документов до издательской деятельности. Кроме того, очевидно и преимущество компьютерного способа подготовки и хранения текстов по сравнению с «бумажным». Изучение данной темы в школьном курсе информатики связанно с тем, что WORD  наиболее популярный текстовый редактор. Он позволяет создавать документы, содержащие текст, таблицы и графику на профессиональном уровне. Навыки, полученные на уроках, посвященные данной теме, будут востребованы не только в школе, но и при дальнейшем обучении в вузах при подготовки курсовых и дипломных работ. Данная тема имеет большое значение в курсе изучения приложений для WINDOWS. Ученики учатся создавать и редактировать самые различные документы в приложении MS OFFICE (WORD, EXCEL.POWERPOINT)  является своеобразной моделью, на которой подробно рассматриваются базовые операции и приемы компьютерной технологии. Текстовый редактор WORD подготавливает учеников к изучению других программ MS OFFICE как например:  таких как EXCEL.POWERPOINT. так как они  имеют похожий интерфейс и одинаковые функции для работы с тестом и графикой. Благодаря своим широким функциональным возможностям Microsoft Word может применятся как для создания и оформления документов в повседневной работе, так и в издательском деле для верстки иллюстрированных книг различной сложности, а также для расчетов и подготовки рисунков, текстов и форм, презентаций, писем, сайтов также позволяет зная программу Microsoft Word лучше пользоваться в приложениях PAINT, EXCEL, POVER  POINT.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika.doc92.5 КБ
Файл konspekt_urok.docx27.93 КБ
Файл informatika.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по преподаванию информатики и ИКТ

в 2012 – 2013 учебном году.

Методические рекомендации по преподаванию предмета «Информатика и ИКТ»

Введение нового базисного учебного плана (БУП), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2010 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», и поэтапное внедрение федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (включая  предпрофильное обучение в 9 классах с 2010/2011 учебного года) предусматривает изменение концепции преподавания курса информатики, которое привело к изменению названия учебной дисциплины на новое «Информатика и ИКТ», места курса в учебном плане и его объема в учебных часах.

Изучение предмета «Информатика и ИКТ», направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, и вводится в соответствии с новым учебным планом в 3 – 4 классах в качестве учебного модуля предмета «Технология» и в 8 – 9 классах  – как самостоятельный учебный предмет. В общеобразовательных учреждениях Саратовской области возможно введение предмета в рамках регионального компонента в 5 – 7 классах. На ступени старшей школы в 10 -11 классах предмет «Информатика и ИКТ» преподаётся с учётом выбора профиля. Так же в начальных классах (2 – 4) возможно введение предмета  в процесс обучения за счёт компонента образовательного учреждения. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики и ИКТ. Изучение информационных технологий может идти и в ходе их активного использования при изучении других предметов, поскольку предмет "Информатика и ИКТ" имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов.

В общеобразовательных учреждениях Саратовской области может быть реализован непрерывный курс изучения информатики и ИКТ, предусматривающий три этапа:

  1. пропедевтический (2  7 классы),
  2. базовый (8–9 классы),
  3. профильный (10–11 классы).  

При таком подходе должна быть обеспечена непрерывность изучения учебного предмета «Информатика и ИТК» на всех ступенях обучения (если изучение информатики и ИКТ  начинается, например, во 2 классе, как самостоятельный предмет,  тогда данный предмет должен быть представлен в учебных планах всех последующих лет обучения).

При переходе от одной ступени обучения к другой соблюдение преемственности в преподавании информатики и ИКТ обеспечивается в части:  

 преемственности содержания образования различных ступеней обучения (например, изучение предмета  «Информатика и ИКТ» на профильном уровне  в старшей школе возможно только после  изучения базового курса в основной школе);

 преемственности используемых учебно-методических комплексов.


Информатика и ИКТ на начальной ступени обучения

Согласно новому базисному учебному плану учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в 3-4 классах в качестве обязательного 20-25 часового учебного модуля «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)» в рамках предмета «Технология».

Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

 познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;

 дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

 дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

В результате по окончании начальной школы учащийся, освоивший модуль «Информатика и ИКТ» предмета «Технология», должен

знать/понимать:

 основные источники информации;

 назначение основных устройств компьютера;

 правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

 поиска информации с использованием простейших запросов;

 изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

Обучение информатике и информационным технологиям можно реализовать силами учителей начальной школы.


Преподавание информатики и ИКТ в 5-7 классах основной школы

«Информатика и ИКТ» в 5-7 классах также может изучаться в качестве самостоятельного учебного предмета за счет часов, предусмотренных учебными планами общеобразовательных учреждений на региональный компонент и/или компонент образовательного учреждения (по решению правомочного органа управления образовательным учреждением) из расчета по 1 часу в неделю каждый учебный год.

В данном курсе предлагается ориентировать преподавание предмета не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Для учащихся данной возрастной категории важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания.

Возможно на данном этапе использовать авторские программы, предложенные для преподавания Информатики и ИКТ в 5 – 7 классах.

В рабочие программы целесообразно включить следующие разделы курса:

  1. Информация и информационные процессы
  2. Информационная деятельность человека
  3. Представление информации
  4. Основы логики
  5. Компьютер как универсальное устройство обработки информации
  6. Алгоритмы и исполнители
  7. Обработка графической информации
  8. Обработка текстовой информации
  9. Формализация и моделирование
  10. Обработка числовой информации
  11. Коммуникационные технологии
  12. Мультимедийные технологии

Учебники, рекомендованные Министерством образования Саратовской области для преподавания Информатики и ИКТ  в 5 – 7 классах:

Босова Л.Л. Информатика

5

БИНОМ

Босова Л.Л. Информатика

6

БИНОМ

Угринович Н.Д.. Информатика и ИКТ

7

БИНОМ


Преподавание информатики и ИКТ в основной школе

Согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ базовый курс должен быть реализован в объеме не менее 105 часов по 1 часу в неделю в 8 классе, по 1- 2 часа в неделю в 9 классе.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

 овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

 воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

 выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Специфика предмета «Информатика и ИКТ» в основной школе состоит в наличии двух больших разделов, названия которых отражают суть теоретической и практической компонент предмета: «Информатика» и «Информационные технологии».

Курс информатики и ИКТ можно разделить на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия условий перехода от информационных процессов к информационным технологиям (построения алгоритмов осуществления информационных процессов, возможности представления любой информации в двоичном виде и т.д.). Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, формирования межпредметных, общеучебных умений.


Преподавание информатики и ИКТ в старшей школе

Федеральный компонент  государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ профильного или базового уровня предполагает, что все учащиеся к моменту их поступления в 10 класс прошли полный базовый курс информатики и ИКТ  в объеме не менее 105 часов.

Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Преподавание информатики и ИКТ на профильном уровне осуществляется в 10-11 классах физико-математического и информационно-технологического профилей, где учебный предмет «Информатика и ИКТ» является одним из профильных предметов.

Преподавание информатики и ИКТ на базовом уровне осуществляется в 10-11 классах социально-экономического, индустриально-технологического профилей и универсального (непрофильного) обучения.

В целях реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ в профильных классах (химико-биологическом, физико-химическом, биолого-географическом, социально-гуманитарном, филологическом, агротехнологическом, художественно-эстетическом, оборонно-спортивном), не имеющих учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» в базисном учебном плане, рекомендуется вводить данную дисциплину за счёт часов, предусмотренных на компонент образовательного учреждения.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

 освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

 овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

 развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

 воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

 приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Основными содержательными направлениями курса информатики и информационных технологий профильного уровня старшей школы являются:

  1.  теоретическая информатика, представленная линиями: информация и информационные процессы; математическое и компьютерное моделирование; основы информационного управления;
  2.  средства ИКТ и их применение;
  3.  информационная деятельность человека.

                Изучение информатики и ИКТ на профильном уровне позволяет подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ по информатике, который с 2008 года введён в Саратовской области.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне призвано более полно, чем в основной школе, раскрыть содержание информатики как фундаментальной научной дисциплины. В связи с этим приоритетными объектами изучения становятся информационные системы (преимущественно автоматизированные, связанные с информационными процессами) и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Это позволяет: обеспечить преемственность курсов информатики и информационно-коммуникационных технологий основной и старшей школы; систематизировать знания в области информатики и информационно-коммуникационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения; заложить основу для дальнейшего профессионального обучения.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

 освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

 овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

 воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

 приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

ПРИМЕЧАНИЕ. При выборе УМК того или иного автора необходимо сохранить авторскую линию до её завершения любой ступени общего образования. При этом УМК и его автор должны быть прописаны в программе образовательного учреждения.


Организация практических работ

При изучении предмета «Информатика и информационные технологии» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20—25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума — интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. Всего на выполнение практических работ должно быть отведено не менее половины всего учебного времени.

В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума в основной школе образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация и программирование», «Моделирование и формализация».

При проведении практических занятий осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 человек и более, в сельских – 20 человек и более. Следует иметь в виду, что допускается проведение практических занятий в компьютерном классе, оборудованном исправной отечественной или импортной вычислительной техникой при условии соблюдения санитарно-гигиенических и противопожарных норм. При организации новых кабинетов информатики следует руководствоваться материалами «Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования», разработанным Институтом информатизации образования РАО («Информатика и образование». - № 4, 5, 6. – 2000).


Организация обучения Информатики и ИКТ

При организации изучения «Информатики и ИКТ», выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующей нормативной базой:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (от 05.03.2010 № 1089) Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
Часть II. Среднее (полное) общее образование
 http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart /p2/1288/

2. Обязательный минимум содержания образования по информатике. Информатика и образование № 7, 1999 г., ISSN 0234-0453

3. Приказ № 93 от 21.10.2004 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на учебный год» http://www.edu.ru

4. Приказ № 1089 от 5 марта 2004 г Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования   http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/

5. Приказ № 1312 от 9 марта 2004 г Минобразования России «Об утверждении нового Федерального базисного учебного плана для ОУ, реализующих программы общего образования».

6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Информатика и информационные технологии. // Информатика и образование, 2004. № 7.

При составлении рабочей программы по информатике и ИКТ следует обратить внимание на следующую структуру и содержание:

  1. Рекомендуется создавать рабочую программу на весь курс обучения сразу, а далее только вносить коррективы. Такой подход к составлению рабочей программы позволит равномерно распределить материал на весь период обучения, что способствует структурированию и чёткости обучения.
  2. Титульный лист программы содержит название «Рабочая программа по информатике и ИКТ для ________ класса». Обязательно указывается составитель программы и его должность. В нижней части листа ставится город (населённый пункт) и дата. На титульном листе должны быть в обязательном порядке:
  1. «Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей информатики. Протокол № ___ от «____» сентября 200___ г. Руководитель МО (подпись, расшифровка подписи).
  2. «Согласовано» Зам. директора по УВР (подпись, расшифровка подписи). Дата.
  3. «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № ___ (подпись, расшифровка подписи). Дата. Примечание:  дата должна быть не позднее 5 сентября текущего года.
  1. Пояснительная записка. (УМК, на основании которого создавалось календарно-тематическое планирование. Почему учителем выбрано именно это УМК? Количество часов (в неделю, в четверть, в год). Программное обеспечение (обучающие программы по предмету) и т.д.)
  2. Учебная программа. Перечисляются основные разделы курса с расшифровкой тематики и указанием количества часов.
  3. Требования к уровню подготовки учеников. Требования указываются по конкретным разделам курса, представленным в данной программе, а не в целом в стандарте.
  4. Календарно-тематический план. Внешний вид календарно-тематического планирования может быть принят на заседании МО учителей информатики. В календарно-тематическом планировании обязательно должны быть отражены следующие моменты:
  1. раздел курса
  2. тема урока
  3. количество часов (можно отдельно представить практические и теоретические часы)
  4. дата (должна быть в планировании либо напечатана, либо написана ручкой)
  5. корректировка
  1. Список литературы. В программе необходимо указать основную (только из федерального перечня учебников) и дополнительную литературу, которая используется учителем в рамках процесса обучения. Также необходимо указать сайты сети Интернет, которые использованы в процессе подготовки к урокам или в рамках уроков.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОК  

по теме: «Хранение информации»

Пояснительная записка

Данное учебное занятие по типу является изучение и первичное закрепления новых знаний и способов деятельности проводится в традиционной форме – форме урока.

        Дидактическая ценность этого урока в том, что оно является частью большого раздела программы пропедевтического курса обучения – «Информатика вокруг нас» Полученные знания можно применять и в других областях общеобразовательной деятельности (знакомство с окружающим миром, истории).

Цель урока

  1. Сформировать представление о современных способов хранения информации и ее видах.
  2. Познакомить учащихся с понятием хранение информации.
  3. Показать учащимся разнообразие хранения информации.

Триединая дидактическая задача урока:

Образовательная:

  1. систематизировать знания и умения учащихся по теме «Хранение информации»;
  2. усиление практической направленности обучения;
  3. применение знаний в незнакомой и несколько измененной ситуации;
  4. организация деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний о способах хранения информации.

Развивающая :

  1. развивать коммуникативные умения и информационную культуру;
  2. формирование умения рационально планировать работу;
  3. представления о компьютере как о средстве обучения, хранения информации.

Воспитательная:

  1. формирование чувства ответственности за выполненную работу,  взаимопомощь и взаимопроверка;
  2. воспитание организованности , сосредоточенности, положительного отношения к учебе .

                              Структура учебного занятия                     таблица №

Этап

Название этапа

Время

1

Организационный момент

3

2

Актуализация знаний и способов деятельности

4

3

Изучение нового материала

16

4

Закрепление полученных знаний и способов деятельности

8

5

Контроль и самопроверка

4

6

Подведение итогов  знания

6

7

Выставление оценок и информация о домашнем задании

4

Прогнозируемые выводы по учебному занятию

1.Научились приводить примеры разных видов информации с объяснением.

2.Научились понимать, что человек воспринимает информацию одновременно несколькими органами чувств.

3.Дана форма ведения урока способствует активному восприятию и усвоению учебного материала.

4.Чем больше ученик увлечен выполнением работы, тем реальнее становиться приобретенные знания и тем лучше он обучается

        

Технологическая карта урока

                                                                                  Тема: «Хранение информации»                                                           таблица №

Этап урока

ТДЗ

Методы обучения

Формы обучения

Содержание

 учебного материала

ТСО

Реальный результат

Организационный момент.

Приветствие. Включение в деловой ритм. Подготовка класса

к работе

Устное сообщение учителя

Общеклассное

Сообщение целей

Компьютер и проектор.

Полная готовность класса и оборудования включение учащихся в деловой ритм

Актуализация знаний и способов деятельности

Выявить понимание учащихся основных положений по теме «Хранение информации»

Устное сообщение учителя

Общеклассное

Ответы на вопросы учителя  по предыдущей теме.

Компьютер и проектор.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности на основе опорных знаний.

Изучение нового материала

Обеспечение, восприятия, и первичного запоминания знаний и способов действия

Словесный

Общеклассное

Запись учащихся в тетрадь опорного конспекта  

Умение обучающихся распознавать и называть разные способы хранения информации

Закрепление полученных знаний и способов знаний  и способов деятельность

 Установление правильности и осознанности понимания материала. Коррекция

Практическая работа

Общеклассная

Выполнение заданий в рабочей тетради

Компьютер и проектор

Умение обучающих принять изученные знания на практике

Контроль и самопроверка

знаний

Выявить уровень первичного усвоения нового материала. Глубокая всесторонняя проверка знаний, умений и навыков

Наглядно иллюстрированный

Индивидуальная учитель

Проверка правильность выполненной работы

Коррекция ошибок

Получение достаточной информации учащимися планируемых результатов.

Подведение итогов  знания

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы .

Словесный

Фронтальный  опрос

Дать оценку  выполненной работы

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя.

Информация о домашнем

задании.

Обеспечение понимания цели,

Устное сообщение учителя.

 Наглядно иллюстрированный.

Общеклассная

Запись в дневнике

Компьютер и проектор

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания

Ход урока№5

                                                                                тема: «Хранение информации»                                                          таблица №

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

3м.

Организационный момент.

Здравствуйте ! Рада вас видеть. (перекличка по журналу )

Открываем тетради и записываем тему нашего занятия «Хранения информации».

Сегодня мы узнаем способы хранения  информации.

Приветствуют учителя .

Записывают тему урока в тетрадь

Приложение №11

II

4м.

Актуализация знаний учащихся

Давайте вспомним:

  1. Как человек хранит информацию различных видов? Приведите примеры.
  2. . Много ли информации человек может сохранить «в уме»? Почему?
  3.  Какая информация называется оперативной и почему? Приведите пример оперативной информации, которой вы владеете.
  4. Какую память можно назвать долговременной? Назовите внешние хранилища информации

Отвечают на вопросы учителя

1. В «уме», записная книжка и т.д.

2. Нет, не много, информация быстро забывается, нужно постоянно повторять, закреплять память.

3. Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводиться достаточно быстро.

4. Записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью.

III

16м.

 Изучение  нового материала

Ребята, а теперь приступим непосредственно к теме урока: «Хранение информации» Материал на данную тему можно найти на стр 13 §1.3, а так же использовать материалы на стр. 105-106 §3.3 §3.2.

Каждый человек хранит информацию в собственной памяти – «В уме » правильно .

Например: адреса, номер телефона, таблицу умножения.

Собственную память человека можно назвать –оперативной, потому что содержащая в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Собственную память человека можно назвать так же – внутренней, потому что  ее носитель, мозг находится внутри человеческого тела . Но так как человек не может сохранять большой объем  информации в собственной памяти, он использует справочники, записные книжки. Эту память можно назвать внешней.

Давайте сейчас мы с вами  отправимся в историческое путешествие и узнаем, как учились хранить,  передавать  и и обрабатывать информацию люди с Древнейших времен до нашего времени.

  Дивным- давно, когда на Земле жили первобытные люди , возникла необходимость хранить различные сведения о способах охоты , земледелия. Память – самый ценный инструмент для хранения информации. Из уст в уста передавались знания от одного поколения к другому в вилле былин … Но со временем люди поняли всю не надежность человеческой памяти. Для того, чтобы зафиксировать наиболее ценную информацию люди использовали рисунки, зарубки на палках, узелки на веревках. По этой информации мы и узнаём, как они жили .

  С появлением письменности человек стал хранить информацию на папирусе, пергаменте, глиняных табличках…

Кто может ответить на мой вопрос что такое папирус, пергамент ?

Примерно II веке нашей эры  В Китае изобрели бумагу. Правда

Ее секрет так тщательно оберегали, что до Европы бумага дошла в 11 веке, а на Руси появилась в 16-ом . Она до сих пор остаётся одним из основных носителей и хранителем  информации.

А ее распространение дало развитие другому информационному носителю - КНИГЕ А теперь давайте назовем современные носители информации ДИСКИ, ДИСКЕТЫ ,  FLESH –карты на которых  можно долговременно хранить информацию  и переносить с одного компьютера на другой

Смотрят и слушают

Учитель проводит фронтальный опрос

(выступление учащихся о технологии изготовления папируса и пергамента).

Выступление отдельных учащихся, остальные слушают

Смотрят и слушают.

Отвечают на вопрос.

Папирус - тонкий лист из стебля высокого тростника, росшего в долине Нила.

Пергамент делался из кожи животных

-дешевый продукт;
- прочна и долговечна;
- очень удобно на ней писать.

VI

Закрепление полученных знаний и способов знаний  и способов деятельность

И так  выполним задание в тетради . Распределите тетрадь в две колонки , запишите какую информацию может сохранить память человека, а какую память компьютера  

Выполняют задание в тетради.

Предполагаемые  ответы:

Компьютер: текстовою, числовую, видео, звуковую.

Человек : зрительную, звуковую, обонятельная, осязательная, вкусовая  

V

4м.

Контроль и самопроверка

Знаний

Мы с вами сейчас проверим правильность, выполненной работы

Смотрят на экран и проверяют.

VI

6м.

Подведение итогов.

 «Сегодня мы с вами совершили путешествие во времени: узнали как хранили информацию ранее, получили очень много сведений о развитии письменности у разных народов. Познакомились с современными носителями информации и их основными характеристиками».

Давайте выделим главное из всего услышанного сегодня на уроке и проведем некую аналогию способов хранения информации между человеком и компьютером :

-Где хранит человек информацию ?

- Давайте назовем их, используя материал из задания №3 РТ на ст. 4  

Речь

VII

4м.

Выставление оценок и информация о домашнем задании.

задание:§1.3стр. 15. Вопросы: 5,6,7

Ребятам, которые активно работали на уроке, выступали с сообщениями, выставляет оценки в дневник и журнал. На этом урок окончен, учащиеся могут быть свободны.

Записывают домашнее задание в тетрадь.



Предварительный просмотр:

Информатика как учебный общеобразовательный предмет, его цели и задачи.

В настоящее время можно выделить тенденцию постепенного размежевания задач формирования компьютерной грамотности и задач изучения основ информатики, причем со временем такая тенденция будет, видимо, нарастать. Надо учитывать, что задачи обучения информатике не ограничивается только задачами подготовки школьников к практической деятельности, труду. Перед курсом основ информатики как общеобразовательным учебным предметом стоит комплекс учебно-воспитательных задач, выходящих за рамки прикладных задач формирования компьютерной грамотности. В условиях массового внедрения вычислительной техники в школу и применения компьютеров в обучении всем учебным дисциплинам начиная с младших классов умения, составляющие «компьютерную грамотность» школьников, приобретает характер общеучебных и формируются во всех школьных учебных предметах, а не только в курсе информатики.

Если цели обучения информатике будут по-прежнему связываться только с формированием компьютерной грамотности школьников, то уже через несколько лет может встать вопрос о целесообразности необходимости изучения основ информатики в школе как самостоятельного учебного предмета. Формирование нового подхода к пониманию целей общения информатике связано с выделением общеобразовательной функций курса, его потенциальных возможностей в решении общих задач обучения, воспитания и развития школьников.

Основная цель базового изучения основ информатики в школе — обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

 Педагогические функции образовательной области, связанной с информатикой, определяются спецификой ее вклада в решение основных задач общего образования человека. Формирование основ научного мировоззрения. В данном случае формирование представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации,  — на основе которых строится современная научная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляющих систем различной природы; роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В ряде психологических исследований указывается на создание возможностей при использовании компьютеров в учебном процессе эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления.

Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ, важнейших компонентов подготовки к практической деятельности, жизни в информационном обществе. Эти компоненты и связанные с использованием компьютера новые средства и методы познавательной деятельности играет в современных условиях важную роль и в подготовке учащихся к продолжению образования в профессиональной школе. Федеральный компонент содержит три стандарта по «Информатике и ИКТ»: для основного общего образования; для среднего (полного) общего образования на базовом уровне; для среднего (полного)общего образования на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:

Ø  цели;

Ø  обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

Ø  требования к уровню подготовки выпускников.

Цели изучения учебного предмета "Информатика и ИКТ" Информатика - наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей в основной школе: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;  выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни.

При выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. в старшей школе на базовом уровне: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.

   Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ.

При изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности, в старшей школе на профильном уровне: освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах.

Овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;  воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией. Приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования по информатике и ИКТ, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования,   обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить обучение на последующих ступенях (уровнях) образования.

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы. В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
            Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.