Консультации для родителей

Чепикова Виктория Николаевна

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к детскому саду

 При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация – от лат. “приспособляю” - это сложный процесс приспособления организма,  который происходит на разных уровнях: физиологическом,  социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период  адаптации, который  может  затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к  нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение  адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:  легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации поведение  ребенка  нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 - 2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво - спокойное эмоциональное состояние; он активно  контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомым взрослым, новое помещение, общение  с группой  сверстников).

Во время  адаптации  средней тяжести  сон и аппетит восстанавливаются  через 20 - 40 дней, в течении месяца настроение может быть неустойчивым.  Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям.  У ребенка преобладают  агрессивно – разрушительные реакции, направленные на выход  из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное  состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует  активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность ).

Факторы, от которых зависит течение

адаптационного периода.

1. Возраст.

2. Состояние здоровья.

3. Уровень развития.

4. Умение общаться со взрослыми  и сверстниками.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.



Предварительный просмотр:

Дорогие читатели эта консультация  о наших маленьких принцессах.

Девочки – красавицы

Кто из девочек не хочет стать красивой как мама? Вспомните, как мы тайком себя разрисовывали косметикой, надевали шпильки и любовались отражением в зеркале. Попадало нам тогда от мамы за испорченную помаду, за разорванные бусы, за боевой раскрас на лице. Дочкам нашим повезло. В продаже появилась специальная детская косметика для маленьких девочек.

С младенчества ребенок учится, наблюдая за взрослыми, пытаясь повторить их действия. И, разумеется, в один прекрасный день. Дочка  может захотеть, как мы, когда-то, стать красивой как мама при помощи косметики. В основном это происходит в возрасте четырех лет. Девочке безумно интересно наблюдать, когда мама красится, когда наводит порядок в косметичке. Это ей недоступно, это совсем по-взрослому (а какой ребенок не хочет быть взрослым?) А теперь представьте восторг маленькой принцессы от своей (своей!) косметички.

Есть еще одна немаловажная деталь, которую не стоит упускать из вида. Синдром «запретного плода». Даже если в детстве косметичку прятать удастся, если удастся родительским авторитетом запретить эксперименты над внешностью. То, будучи подростком, девочка может «дорваться» до косметики. И тогда вы рискуете увидеть на нежном лице дочери такой раскрас, что любой индеец позавидует.  И вам придется проводить экспресс – курс по макияжу человеку, который уже имеет собственное мнение о моде среди подростков.

Итак, в косметике лучше девочке не отказывать. Но и впадать в крайности с разрисовыванием ее как куклы тоже не стоит. Можно иногда поиграть в косметолога. Показать, как косметичкой пользоваться, позволить походить накрашенному ребенку по дому, а затем смыть ароматным мылом. Для ребенка данного возраста не столько важно ходить с макияжем на лице, сколько таинство причастия к взрослому, красивому миру мамы.

Кстати, совсем на обязательно выходить «при параде» на улицу. А вот немного  нежного блеска, лака для ногтей, блесток для волос на празднике совсем не помешает, а наоборот, поможет создать праздничное настроение и доставит массу удовольствия.  



Предварительный просмотр:

       

Если у Вас близнецы

        Рождение близнецов, двойняшек – это двойная «порция» не только счастья, но и проблем. О том, как грамотно и безболезненно решить проблему воспитания детей  попробуем в этом разовраться.

     Психологические проблемы, которые возникают у Вас при уходе за  близнецами, очень много:

  1. прежде всего, невероятно большая нагрузка. Помощь могут оказать Вам Ваши родственники, знакомые, соседи. Конечно, главный помощник – отец близнецов. Они могут оказать Вам не только практическую помощь, но и психологическую поддержку: терпение, выдержка, сочувствие, восхищение;
  2. вопрос о том хотят ли родители, чтобы дети были во всем похожи, или ориентироваться на то чтобы  развить у них индивидуальность. В этой ситуации лучше показать, что дети – близнецы, но достаточно разные. Подчеркивать индивидуальность каждого из них. Вы можете пользоваться похожей одеждой, отличающейся только цветом. Не давать детям слишком близкие по звучанию имена. Обращаться к каждому из детей по имени, а не просто  «дети». Пусть у каждого из них будут свои друзья и разрешайте им ходить в гости по отдельности. Тогда у каждого из детей будет возможность проявить свои способности и инициативу;
  3. проблема зависимости между детьми. В большинстве случаев дети становятся сильными личностями: у них часто появляется чувство независимости от родителей, они больше, чем другие дети, приспосабливаются к совместным занятиям и играм. Обычно дети активны и инициативны, а в отношениях друг к другу проявляют преданность и великодушие. Однако бывают случаи, когда один из детей  доминирует, играя активную роль в паре, а второй подчиняется, во всем ему уступая.  Тогда у одного  могут сформироваться  деспотические черты характера, а у другой пассивный, робкий;
  4. избегайте таких фраз как: «Сегодня первой получит кашу  Петя, а затем Ваня» и т.д.
  5. когда дети стану старше, одного запишите, например, в спортивную секцию, а другого отдайте в музыкальную школу. Они должны, как можно дольше находится порознь.


Предварительный просмотр:

Кто боится Айболита?

В сказке доктор Айболит добрый и хороший, его все любят. В поликлинике тоже ест доктор, тоже лечит, но почему - то детки ходить к нему не хотят. Рыдают перед дверью кабинета, упираются. Поход к врачу – это такое мероприятие, к которому нужно готовиться заранее, чтобы визит к нему не стал пыткой для малыша и мамы.

Пока вы дома

  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не пугайте ребенка уколами, больницей и т. п. Визит к врачу – не наказание, а необходимость и помощь
  • Дети охотнее воспринимают мысль об их добровольном согласии на лечение, нежели о том, что их насильственно «оздоравливают». Иначе говоря, чем приказывать малышу: «Одевайся, пойдешь на прививку», лучше сказать: «Мы же не хотим болеть? Мы хотим быть здоровенькими и крепенькими».

            Собираясь на прием, постарайтесь доступно объяснить ребенку, что его ожидает. Если напрямую спросит, будет ли больно, отвечайте честно, но тактично, не пугайте. Этим Вы укрепите доверие к себе.

            Неплохо заранее поиграть в «больничку» дома.

 

В поликлинике

От Вас требуется сохранение спокойствия и присутствие   духа, чтобы лишний раз не пугать ребенка. До, во время и после осмотра желательно не прекращать физический контакт с ребенком: держите его на руках, гладьте по головке. Мамины прикосновения

успокоят даже самого

пугливого ребенка, утешат самого расстроенного. Но не стоит слишком усердствовать, чтобы не напугать еще больше. 

 

По пути домой

Не скупитесь на похвалы и подарки – маленький герой их вполне заслужил. Дома можно рассказать, как он хорошо себя вел и тактично умолчать о слезка



Предварительный просмотр:

Поговорим о детских страхах

Диапазон страхов

Однако, страхи, как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то аномальном. Так, например, для малыша семи месяцев нормально бояться незнакомых взрослых. Реальное или воображаемое отсутствие мамы вызывает страх у всех без исключения нормально развивающихся детишек дошкольного возраста.

Диапазон детских страхов ограничен только фантазией наших малышей, а она, как вы понимаете, границ не имеет. Каждый страх индивидуален, и психологи при работе с детскими страхами обращают внимание не столько на содержание их, сколько на причину, количество и тяжесть этих страхов. Практически любой предмет или событие из внешнего мира могут превратиться для ребенка в нечто пугающее. Например, у одного шестилетнего мальчика в шкафу с детскими игрушками жили 18 мохнатых троллей. Вечером они все выходили из шкафа и начинали искать еду. Если мальчик не оставлял им конфет или печенья, то они были очень злы и начинали сильно шуршать. У другой девочки девяти лет весь дом на даче был населен привидениями. Все они вынашивали неясные, но, наверняка, коварные планы. Каждое путешествие по дому в сумерках, особенно, когда не было рядом родителей, превращалось для девочки в опасное приключение.

Очень часто дети боятся темноты. Этот страх пришел к нам от предков, когда ночью, в темноте выходили на охоту самые опасные и неведомые звери. В темноте же живут всевозможные духи, демоны, вампиры и прочая нечисть, о которой нам исправно рассказывают не только сказки и предания, но и многочисленные кинофильмы и даже современные мультфильмы.

Довольно часто дети дошкольного возраста боятся животных. Насекомых же, пауков, червей дети боятся только тогда, когда их боится кто-нибудь из значимых взрослых.

Найдите причины

Причина первая и самая понятная: некий вполне конкретный случай, событие, реально произошедшее с ребенком. Напугала собака, застрял в лифте, пристал на улице какой-нибудь неопрятного вида бомж - жизнь вокруг разнообразна и далеко не всегда безопасна. Такие страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то часто проходят сами собой. Далеко не у каждого ребенка, покусанного собакой или запертого в лифте, развивается стойкий и заметный для окружающих страх.

Отсюда переходим ко второй причине детских страхов - особенностям характера ребенка. Появлению и, главное, закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей (родителей, воспитателей, учителей), физическая и психическая незрелость, болезненность). Все это является фоном, почвой, на которой возникшие в экстремальной ситуации страхи расцветают пышным цветом. Откуда берутся все эти черты характера? В очень большой части - от нас, взрослых. Поэтому далее идет причина третья - запугивающее воспитание.

«Не ляжешь спать, тебя баба - яга заберет!». «Не шуми, а то дядя - шофер тебя уведет с собой!». «Мальчиков, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!» Наверняка вы слышали, и не раз, подобные «шедевры» педагогического воздействия. Или сами прибегали к ним, не особенно задумываясь о последствиях. Если ребенок не понимает слова «нельзя», то это просчет не его, а ваш, и наказывать малыша за это несправедливо. Тем более - наказывать страхом. Если ваш ребенок достаточно смышленый и обладает крепкой нервной системой, то он довольно быстро разберется в том, что дяде - шоферу нет никакого дела до его криков, а баба - яга за всю его недолгую жизнь так ни разу и не вышла из леса. И тогда он сделает для себя весьма полезное открытие: во-первых, бояться этого вовсе не стоит, а, во-вторых, папа и мама часто врут ему, чтобы он был «послушным». А, значит, врать можно. Возможен и другой вариант - ваш малыш вам действительно поверил. Теперь он знает, что вы способны отдать его чужому дяде и не станете защищать его от бабы-яги. Каково остаться один на один со своим страхом? Вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок испытал это чувство? Гораздо лучше, в тех же воспитательных целях, сообщить ему, что его поведением недовольны вы лично, именно вы, а не какая-то там баба - яга. В этом не будет лжи, и ребенок увидит, что им недоволен самый значимый для него в этом мире человек - мать или отец. Причина четвертая - тревожные родители. Вот уж, поистине, нелегкое испытание для детской психики! Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка сами по себе обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он - единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку - укусит», «Не ходи по лужам - заболеешь», «Не ходи один во двор - там хулиганы». Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как к привычному фону всей его жизни. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое черное дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.

Причина пятая - детские фантазии. У кого-то это качество развито больше, у кого-то меньше, но мир фантазий - привычная среда обитания для малышей - дошкольников (впрочем, и младших школьников тоже). Фантазия наших детей не имеет границ, границы появятся чуть позже, когда мы, взрослые, твердо «вдолбим» в их маленькие головки, что «этого не может быть, потому что не может быть никогда...» А пока этого не произошло, малыш населяет мир созданиями своей фантазии, он, таким образом, структурирует его, делает понятным для себя. И отчасти управляемым. Только отчасти, потому что порождения его фантазии имеют обыкновение выходить из-под контроля, становиться непослушными и потому - страшными. В любом случае, ребенок, как первобытный человек, сам творит свой мир и свои страхи.

И, наконец, причина шестая - наличие другого, более серьезного расстройства. Если наряду со страхами у ребенка появляются и другие расстройства поведения: агрессивность, нарушение сна, заторможенность, тики или заикание возможно у него невроз, диагностировать и лечить который необходимо у медиков. Если страхи малыша уж очень необычны по своему содержанию и по способу их проявления, если ребенок слышит угрожающие ему голоса или видит что-то, чего не видят другие, то это повод для серьезного беспокойства и для немедленного обращения к специалисту.

Нарисуй свой страх

Если ваш ребенок испытывает страхи, то, первым делом, прекратите его пугать и пугаться сами. Вы должны серьезно отнестись ко всем чувствам, которые испытывает ваш малыш. Высмеивание страхов просто недопустимо: ребенок замкнется и останется со своим страхом один на один. Отнеситесь ко всему, что он вам сообщает по этому поводу с полным доверием. Постарайтесь выяснить, чего именно (или кого) боится ваш ребенок? Как это выглядит (можно ли его нарисовать)? Что «это» может сделать, какие у него привычки, чего он хочет? Что можно сделать, чтобы уменьшить его силу? Такое серьезное и конструктивное  отношение  с  вашей  стороны - мощное психотерапевтическое средство.

Мама не смеется, мама не боится, мама рядом и она уверена, что с «этим» можно справиться. А мама всегда права. Кроме того, проговаривание (а еще лучше - прорисовывание) страха сильно уменьшает его силу. Попробуйте таким образом поработать со своим ребенком. В том случае, если встретите какие-то затруднения, есть повод обратится к психологу.

«Растем вместе» №11, 2005

«Растем вместе» №2, 2009



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Началась вторая половина учебного года. Приятно сознавать, что первая, самая трудная, прошла успешно. Дети освоились в нашем учреждении. Теперь уже с охотой и интересом каждый день узнают что-то новое. Малыши за последнее время заметно повзрослели, некоторым уже исполнилось три года. Может быть, кто-то уже испытал на себе изменения, которые происходят с детьми во время "первого взросления".

Сегодняшнюю встречу хочется посвятить этой теме.

«Поговорим об агрессии»

Ребенку в раннем возрасте присуща определенная агрессивность. Мы должны ожидать ее проявления и даже рассчитывать на нее.

Агрессивность имеет свои положительные и  отрицательные стороны. Агрессивность способна развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным либо безвольным. Разумеется, нам важно поощрять развитие положительных сторон агрессии и препятствовать отрицательным проявлениям. С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей. Мы, взрослые, порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит.

Неспособность управлять своими побуждениями и желаниями и неумение контролировать их усложняют жизнь ребенка. Например, возникшие одновременно чувства голода и усталости могут стать причиной гнева и раздражения. Одним словом, ребенку часто приходится страдать от огорчения. И, плача, он постепенно переходит от призыва о помощи к отчаянному, гневному протесту.

Агрессивность складывается из неудовлетворенности, протеста, злости и явного насилия, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Все это совершенно нормально и, безусловно, предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности.

"Скорая помощь" в общении с агрессивным ребенком"

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности у вашего ребенка - проявлять к нему любовь. Мы любим своих детей, но далеко не всегда проявляем нашу любовь столь очевидно, чтобы малыши почувствовали ее (ребенок, например, не ощущает нашей нежности, когда мы энергично отмываем ему уши).

Если ваш ребенок ведет себя агрессивно;

  • остановите занесенную для удара руку малыша, удержите за плечи и твердо скажите "нельзя";
  • отвлеките внимание малыша интересной игрушкой или каким-либо занятием;
  • используйте мягкое физическое манипулирование (спокойно возьмите ребенка на руки и унесите его с места конфликта);
  • создайте ситуацию, чтобы ребенок мог перенести свой гнев на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики и т.п.);
  • учите его выражать гнев словами, в вежливой форме (называть свои отрицательные эмоции: "Я злюсь", "Я сержусь").

                       

Несколько слов о наказании агрессивных детей.

  • Не подавляйте агрессию ребенка с позиции силы, не отвечайте на нее вспышками собственного гнева: ребенок усвоит эти формы поведения и будет применять в будущем.
  • Наказывая ребенка, не унижайте его и не угрожайте ему.
  • Не пытайтесь что-либо внушать своему ребенку в минуты приступа его агрессии - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

                        Самопомощь в острой стрессовой ситуации

Если Вы попали в острую стрессовую ситуацию (получили тревожную информацию или стали случайным свидетелем неприятных для Вас событий), восстановить потерянное равновесие Вам помогут следующие действия.

  • Сосчитайте до 10.
  • Сосредоточьтесь на своем дыхании. Медленно вдохните воздух через нос и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществите постепенно также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с Вашим дыханием.
  • При возможности смочите лоб, виски и запястья холодной водой.
  • Медленно осмотритесь по сторонам даже в том случае, если место, в котором Вы находитесь, хорошо Вам знакомо. Перевод взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их вид.
  • Найдите какой-нибудь мелкий предмет и внимательно рассмотрите его форму, цвет, структуру, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.
  • Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею, - пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по Вашему горлу.
  • Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос: сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются Ваши плечи.

В качестве первой помощи этого достаточно. В день, когда Вы попадаете в острую стрессовую ситуацию, не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности. Не повредит физическая активность и сосредоточение на приятном для Вас занятии. Может помочь и психотехника "Поплавок".

Представьте себе бурное море, шторм, ураган, смывающие все на своем пути мощные валы волн. Внезапно Ваш взор выхватывает поплавок, уходящий под воду  и снова выныривающий на гребень волны. Представьте, что Вы и есть этот поплавок, а бурное море - Ваша жизнь. На Вас накатится волны житейских невзгод, но Вы - непотопляемы. Вы снова и снова всплываете на поверхность. Ваша уверенность и Ваша удача выталкивают поплавок на поверхность, Наконец, море, не одолевшее Вас, успокаивается, из-за туч выглядывает солнце, и Вы, поплавок, наполняетесь солнечными лучами удачи. Вы пережили очередной шторм в своей жизни, и вышли победителем. Представьте себе будущие возможные ураганы в Вашей жизни. Из них Вы тоже выйдете победителем, непотопляемым поплавком.

Антистрессовая релаксация

              (рекомендована Всемирной Организацией Здравоохранения).

1. Лягте (в крайнем случае, сядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении, одежда не должна стеснять Ваших движений.

2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко, Сделайте, вдох и примерно на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением тела и мысленно говорите себе: "Вдох и выдох, как прилив и отлив". Повторите эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.

3. Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или группы мышц. Сокращение удерживайте до 10 секунд, потом расслабьте мышцы. Повторите данную процедуру трижды, расслабьтесь, ни о чем не думайте.

4. Попробуйте, как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, идущее от пальцев ног, через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: "Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит".

5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части Вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает Вас. Чувствуете, что расслаблены

Ваши плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Лежите спокойно, как тряпичная кукла. Наслаждайтесь испытываемым ощущением около 30 секунд.

6. Считайте до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой Ваши мышцы все более расслабляются. Теперь Ваша единственная забота - насладиться состоянием расслабленности.

7. Наступает "пробуждение". Сосчитайте до 20. Говорите себе: "Когда я сосчитаю до 20, я буду чувствовать себя бодрым. Неприятное напряжение в конечностях исчезнет".



Предварительный просмотр:

Разноцветная детская

Цвет – практически первое, что начинают различать дети,         к тому же ученые считают что цвет отличное средство управлять детьми. Цвет можно использовать, чтобы обучать подталкивать, вдохновлять, расслаблять и тонизировать.

 Красный, оранжевый, желтый – эти цвета спектра имеют активизирующую и возбуждающую характеристику они считаются цветами импульса, обращаются наружу, *намеренного, но взаимодействия с окружающим миром. Поэтому такие цвета следует подбирать в предметах, связанных с общением.

Использовать эти цвета (красный, оранжевый, желтый) очень хорошо для вялых, апатичных и неактивных людей. Эти цвета также способны улучшать аппетит, привлекать внимание, способность запоминать.

Сочетание красного и желтого подталкивает человека к исследованию, освоению новых сфер, усилий жажду знаний. Хорошо эти цвета использовать на игровых комплексах и спортивных уголках, так как они возбуждают нервную систему, повышают общий тонус, активизируют работу иммунной системы.*

*Чрезмерное использование этих цветов несут в себе         угнетающе – успокаивающую функцию: делают менее активными любое восприятие. Они относятся к цветам интроверсии, обращают вовнутрь, сосредотачивают на духовной жизни. Больше всего подходит для мест отдыха. В таких оттенках могут быть диванчики, коврики, места, где малыш занимается тихими играми. Для спального места эти цвета подойдут только в сочетании с теплыми, иначе будет ощущаться «холод». Такие цвета лучше всего использовать  для гиперактивным детей, чтобы нейтрализовать лишнее возбуждение.

Розовый цвет может быть различных оттенков. Если это яркий, насыщенный, теплый цвет, то его следует отнести к группе №1. Он тоже будет привлекать внимание, активизировать различные процессы, побуждать к действию. А если это мягкий, холодный,  то он будет относиться к группе №2, а значит успокаивать, снимать напряжение.

Зеленый – его различные оттенки успокаивают, расслабляют, нейтрализуют действия остальных цветов. Помогает рассеивать негативные  эмоции, приносит спокойствие и умиротворение. Благоприятен при потрясениях и стрессах, так как он обладает снотворным действием, в его тонах оформляется спальня для ребенка.  Игровые  и развивающие пространства не стоит красить в зеленый цвет, так как он навевает скуку, не дает ярких впечатлений.  Зато зеленый цвет  удачный вариант для замкнутый  и ограниченных пространств: он не создает ощущения давления и не дает сильного эмоционального влияния.

Салатовый цвет несет в себе две характеристики: с одной стороны  он яркий, интенсивный и принадлежит к гамме теплых оттенков,  включает в себя их свойства, с другой стороны он содержит качества зеленого и обладает нейтрализующей функцией.   Он создает такое ощущение как «веселое спокойствие»  или приподнятое настроение, расслабление. Салатовый цвет хорошо использовать в тех случаях и местах, где ребенок будет общаться с другими детьми. Это могут быть домики, игровые столики для коллективной деятельности. Этот цвет хорош при оформлении детской спальни.

Коричневый, символизирует собой спокойствие, уверенность,  стабильность и спокойствие, так как  он близок к  натуральной природе. Этот цвет дает хороший эффект при нервном истощении, так как он успокаивает. Но большое его количество не радует,  и так же отягощает. Это цвет не способен вызывать ярких эмоций.  Поэтому в детских комнатах  коричневый  цвет не лучшее решение, это скорее  «взрослый цвет».

Черный, серый, белый цвет эти три цвета самые нейтральные,  зачастую они  трактуются как отсутствие цвета  вовсе. Они редко какие либо эмоции, если, конечно не использовать их в больших количествах. Так много черного удручает, расстраивает, вызывает страх, а обилие белого – ощущение пустоты и одиночества.  Чрезмерное употребление нейтральных цветов может вызвать меланхолию и апатию  и даже привести к депрессии. Таким образом, при построении окружающего пространства для детей нужно стараться  использовать эти цвета как  можно реже.

Использовать эти цвета хорошо лишь в тех случаях, когда есть необходимость нейтрализовать внимание и активность ребенка. Например,  это могут быть вспомогательные технические предметы или приборы, чтобы ребенок не проявлял к ним интереса, не сломал и не поранился сам. Так же эти цвета подходят в качестве фона для игровых планшетов, алфавитных досок.



Предварительный просмотр:

Терапевтические сказки

А всем ли полезна сказкотерапия? Да, сказкотерапия полезна всем.  Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Терапевтические сказки ‐ это не только сказочные истории сами по себе, но и терапия, коррекция поведенческих моделей  ребёнка. При прочтении сказки обсуждаются, взрослый задаёт вопросы «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т.п. Терапевтические сказки помогают решать насущные проблемы с детским поведением: капризы, непослушание, агрессия, страхи, упрямство, замкнутость, эгоизм, гиперактивность. Кроме того, они помогают прививать ребёнку необходимые черты характера, полезные навыки: самостоятельность, ком‐муникабельность, целеустремленность, ответственность. В сказках главный герой сталкивается с той же проблемой, что на данный момент может присутствовать и у Вашего ребёнка. Сказочный герой,  преодолевая  разные  препятствия, решает свою проблему, а ребёнок ассоциирует себя с этим героем, ему хочется быть во всём похожим на него.

Как читать  терапевтические сказки

 Вы находите сказку на волнующую Вас тему и вместе с ребёнком читаете эту сказку. По ходу чтения предлагаете ему ответить на вопросы (они в сказках выделены курсивом), обсуждаете с ним прочитанное. Задавать вопросы по сюжету очень важно, поскольку это побуждает ребёнка глубоко вникнуть в сюжет терапевтической сказки. Если проблема, поднятая в сказке, актуальна для ребёнка, он будет очень внимательно слушать её, запомнит надолго и будет с интересом её обсуждать. По мере необходимости или по просьбе самого ребёнка можно снова и снова возвращаться к нужной сказке. Если Вам или ребёнку не нравится поворот сюжета, предложенный в наших сказках, то попробуйте совместно с ним придумать устраивающий Вас вариант поведения героя. Важно, чтобы проблема решалась в сказке, это приведёт к решению проблемы в жизни. Для большего эффекта, Вы  можете устроить мини‐театр и разыграть значимые для вас сказочные моменты. Главное, чтобы ребёнок усвоил позитивное поведение и знал, как его проблема решается.



Предварительный просмотр:

Сказка про мальчика, который не хотел прибирать свои игрушки

     

Авторская терапевтическая сказка про не послушного мальчика, который не хотел убирать игрушки и навести порядок.

В обычном городе, на обычной улице, в обычном доме жил — поживал маленький мальчик и звали его Петей. Петя был добрым и культурным мальчиком, но была у Пети одна особенность — никак не любил он и не хотел никогда прибирать свои игрушечки.

Как бы мама его не просила, как бы папа его не ругал, как бы бабушка его не заставляла, ничего не помогало — поиграет Петя и бросит свои игрушки. Никогда не следил за ними, оттого они ломались, что постоянно на них кто-то наступал.

И вот в одно солнечное летнее утро проснулся Петя, соскочил со своей кроватки и побежал к своим полкам, куда мама каждый вечер раскладывала Петины игрушки. И видит он, что все полки до единой пусты. Нет ничего на полках. Нет ни солдатиков, ни любимого мишки, ни зайки. Нет даже кубиков.

Он заглянул и в большую коробку, где хранились его машинки и большой конструктор, их тоже не было, коробка была пуста. Петя начал искать игрушки в комоде, и в шкафу. Может мама туда их прибрала? — подумал мальчик. А может они под кроватью? Но и там их тоже не оказалось.

И тогда Петя решил спросить у мамы куда они могли подеваться. Обеспокоенный мальчик побежал на кухню и застал там маму, готовящую завтрак.

Доброе утро, Петенька.

Сказала мама. Петя помыл руки и усаживаясь за стол ответил:

Доброе утро, мама. Ты не видела мои игрушки, я их нигде не могу найти?

Мама удивленно улыбнулась и сказала:

Нет, дорогой, я не видела твои игрушки. Но вчера вечером, когда ты уже пошел спать и все твои игрушки, как всегда, валялись по всей детской, мне показалось, что они обиделись на тебя и могли уйти от такого неряшливого мальчика к другому ребенку, который любит и уважает свои игрушки и каждый день прибирает их на свои места.

Петя позавтракал и решил пойти на поиски своих игрушек. Ведь он не мог быть один.

Он выбежал на улицу и не знал в какую сторону ему пойти. И вот он видит, как по улице медленно и важно идет соседский кот Мурлыкин. Петя решил обратиться к нему:

Здравствуй, Мурлыкин. Ты случайно не видел мои игрушки, они ушли из моего дома?

Кот остановился, потянулся и ответил:

Да, муррр, я видел как на большой игрушечной машине они поехали во-ооон в ту сторону.

И он махнул хвостом в сторону заднего двора.

Петя обрадовался и побежал туда, он выбежал на задний двор, обежал его в надежде, что там найдет свою потерю, но двор был пуст.

Мальчик растерянно сел на лавочку и не знал, что делать дальше. Он посидел и решил идти прямо. Шел он, шел. Долго шел, он прошел свою улицу, прошел другую, вот какой-то парк, вот чужие дома, но нигде он не видел ничего похожего на свою большую игрушечную машину.

Растерянный Петя уже не знал куда ему идти и где искать свои игрушки. И увидел он старого пса, который лежал на газоне и грелся на солнышке.

Тогда Петя спросил его:

Здравствуйте, уважаемый пес, вы наверно здесь давно лежите, может вы случайно видели большую игрушечную машину, в ней очень много игрушек. Не проезжала ли она здесь?

Пес поднял голову и ответил:

Рррр, здрррравствуй, мальчик. Да я видел по утру здесь игрушечный грузовик, который мчался на всех порах. Ты наверно очень сильно обидел эти игрушки, раз они уезжали от тебя так быстро. И я видел, как заяц был без лапы, солдатики были все покалечены, машина была сломана. Ты наверно не следишь за своими игрушками, если они в таком состоянии? Я бы тоже ушел на их месте от такого хозяина. Пес перевернулся на другой бок и отвернулся от Пети.

Петя был очень расстроен, он подумал, что мама была права, и его игрушки обиделись на него. Он был готов заплакать, но еще больше он хотел вернуть свои игрушки, ведь он их очень любил.

Уважаемый пес, извините меня, но скажите, в какую сторону они поехали?

Пес лениво повернулся и сказал:

А зачем тебе? Ведь ты их не любишь, они тебе не нужны?

Нет, нет, очень нужны, я их люблю, я не могу без них.

Так почему же ты тогда их не прибираешь? Ведь у зайки оторвана нога, потому, что он валялся на полу и на него наступили, машину прижали дверью и она поломалась. Все твои игрушки просили не говорить куда они пошли, чтобы ты не смог их найти.

Я буду их прибирать на свои места всегда — всегда! Обещаю, скажите мне, куда же они поехали. Я их все до одной починю и буду бережно к ним относиться.

Старый пес улыбнулся и указал мохнатой лапой в сторону леса.

Петя обрадовался и побежал в лес, с надеждой что там он наконец найдет свои пропавшие игрушки.

Начинало темнеть и Петя очень хотел кушать, он очень устал и совсем выбился из сил. Он уже не знал где можно отыскать свои игрушки. И тут возле осинового пенька он заметил серого зайчишку, который уже собирался удрать прочь, но Петя успел крикнуть ему:

Подождите, уважаемый заяц. Не видели ли вы в этом лесу игрушечный сломанный грузовик с игрушками?

Видел.

Быстро ответил заяц и спрятался за пенек.

А где именно?

Не скажу, они очень расстроены, что им пришлось уйти от своего хозяина, потому что он их не бережет. Они решили, что будут жить здесь в лесу. Здесь их никто не будет разбрасывать и ломать.

Нет, я обещаю что больше никогда так не буду поступать так со своими игрушками, обещаю их починить и каждый день прибирать на свои места.

Тогда заяц выпрыгнул из-за пенька и поскакал в кусты. Петя побежал за ним. Он выбежал на лесную опушку и наконец увидел знакомый большой желто-красный грузовик, а возле него расположились его любимые искалеченные игрушки. Они очень горевали, что у них такой хозяин, им очень хотелось вернуться домой, но они не могли, они были повреждены и машина была сломана.

Петя бросился к ним и сказал:

Простите меня, мои дорогие, я больше никогда не буду вас разбрасывать, всегда буду следить за порядком в своей комнате и обещаю вас всех починить.

Он аккуратно сложил игрушки в кузов игрушечного грузовика, привязал к нему свой шнурок и покатил домой. Домой нужно было добраться до темноты. Весь грязный, уставший и голодный, но очень и очень довольный, что наконец обрел своих друзей.

Сказка о том, как Илюша перестал бояться делать уколы

     

Терапевтическая сказка о трусливом мальчике Илюше, который боялся делать уколы, но дивный сон все устроил самым лучшим образом. И мальчик переборол страхи и стал смелым.

Жил был мальчик Илюша. Он был уже совсем большой, ему было целых пять лет! Он был умный и послушный мальчик, очень любознательный, и почти совсем ничего не боялся. Так, немножко побаивался соседскую собаку, добермана Графа. Когда Граф важно вышагивал на прогулке рядом со своей хозяйкой, то был почти одного роста с Илюшей.

Не то, что маленький смешной комочек — терьерчик Нордик, весело прыгавший впереди бабушки Лизы из третьего подъезда, когда та шла с ним на прогулку. Вот с ним Илюша любил играть. В догонялки. Они весело носились наперегонки по осеннему парку, вместе кувыркались в осенних листьях и играли мячиком.

Илюша бросал, а Нордик находил и приносил ему его обратно. А мама с бабушкой Лизой сидели на скамейке и любовались их дружной игрой.

Но вот случилось так, что Илюша простудился и заболел. Он лежал дома, весь горячий и несчастный. С грустью смотрел в окно и скучал по своему другу Нордику. Мама почти не отходила от кроватки, поила Илюшу чаем с мёдом и малиновым вареньем, но врач сказала, что нужно делать уколы, иначе он не поправится.

Но Илюша вот чего боялся, так это уколов. Как только видел иголку, так его было не узнать. Обычно послушный и сговорчивый, он начинал кричать и вырываться, удержать его не было никакой возможности. Никто не мог с ним сладить, он не соглашался ни на какие подарки и категорически не хотел делать уколы.

Вот и на этот раз было то же самое. После неудачной попытки сделать укол, мама вышла из комнаты, а Илюша заснул весь в слезах. За всей этой сценой наблюдали иголочки в маминой игольнице, лежавшей в коробочке для рукоделия на кресле, где сидела мама, рядом с Илюшиной кроваткой, дежуря возле заболевшего сына. Они о чём-то пошушукались и, видимо придя к согласию, выбравшись из коробочки, встали в ряд вокруг головы мальчика.

Самая большая Игла хлопнула в ладошки и запела песенку:

Игольная фея, Быстрей прилетай, И нашего Илюшу Скорее уменьшай! Мы возьмём его на бал. Будем весело кружиться, Будем петь и веселиться, Будем праздновать мы дружно, Ведь бояться нас не нужно!

Тут в воздухе что-то заискрилось, появилось лёгкое прозрачное облачко и опустилось на спящего мальчика. Он стал стремительно уменьшаться и вскоре стал ростом чуть больше самой Большой Иглы из маминой шкатулки.

Открыв глаза, Илюша сначала не понял, где он находится. Был большой, празднично украшенный зал, играла негромкая музыка, а вокруг прохаживались Иголки, вежливо раскланиваясь друг с другом. Он растерялся, и только хотел испугаться и заплакать, как сзади раздался голосок, позвавший его по имени. Илюша оглянулся и увидел рядом с собой красивую еловую Веточку. Она протягивала ему свои иголочки и улыбалась.

Здравствуй, Илюша! Тебя тоже пригласили на бал?

Спросила она.

Здравствуй, Веточка! Я не знаю, я спал, и оказался вот здесь. А что здесь за праздник? И почему здесь так много иголок?

Как, ты разве не знаешь?! Сегодня празднуют День рождения Самой первой Иглы, Прародительницы всех Иголок на земле! Поэтому здесь так много гостей, посмотри сам, кого только нет!

Тут музыка зазвучала громче и торжественней, и распахнулись двери зала. В зал вошла Самая первая Игла. Это была Костяная игла, она была не такая красивая и блестящая, как современные стальные Иглы, но она была Первая, а это что то, да значит!

Её изобрели в очень далёкие времена, когда люди жили в пещерах и носили одежду из звериных шкур. И вот чтобы удобнее было носить такую одежду, люди и придумали скреплять шкуры между собой тонкими ремешками и жилами. А для этого нужно было делать дырочку, для чего и приспособили острые кости.

Это случилось 35 тысяч лет назад. А сейчас она живёт в музее, города Цела, что в Югославии. Всё это еловая Веточка рассказала Илюше, пока Первая Иголка под аплодисменты шествовала к своему креслу, стоявшему на возвышении в центре зала. Как только она села, церемониймейстер объявил о начале праздника.

В зал стали входить приглашённые гости. Каких иголок здесь только не было! Приехали все растительные иголочки — еловые, сосновые, пихтовые, иголочки от туи и саксаула, акации и кактуса, даже Розы прислали свои шипы, чтобы поздравить Костяную Иглу. Следом вошли Иглы дикобраза, ежа и ехидны.

За ними шествовали Иглы морских представителей. Рыба-игла приехала в шикарном аквариуме, её сопровождали морские звёзды, морские лилии и голотурии. А вот морские ежи предпочли идти отдельно, с почтением неся свои подарки для именинницы.

Когда прошли все представители животного и растительного мира, в зал вошли швейные иглы. Возглавляла процессию Большая цыганская Игла. Так её прозвали за то, что именно такой иглой, когда-то давно цыгане шили сбрую для своих коней. За ней шли другие швейные иглы, выстроившись по номерам.

Ведь каждая швейная иголка имела свой номер, чтобы мастерицы знали, какой иголкой шить ту или иную ткань. Завершали процессию золотистые тоненькие вышивальные Иголочки. Они были смешливые и весёлые, у них была самая радостная работа, ведь ими творили Красоту!

Илюша во все глаза смотрел на этот парад Иголок. Ведь он даже не догадывался, как много в мире существует игл. Двери зала стали закрываться, и музыка зазвучала громче, приглашая, танцевать и веселится. Но тут раздался голос Самой первой Иглы. «Стойте, погодите начинать веселье!», она взмахнула рукой в направлении оркестра.

Музыка смолкла и все зашушукались, не понимая, что произошло, почему остановлен бал. Церемониймейстер замер, ожидая приказа.

Я что-то не понимаю, а почему на балу нет медицинских Иголок?!

Воскликнула Старейшая Игла.

Они что, не сочли нужным прийти на праздник?!

И она нахмурилась, недовольная. Распорядитель бала подбежал и что-то зашептал ей на ушко.

Кто тут мальчик Илюша?

Спросила она.

Пусть он подойдёт ко мне!

Еловая Веточка подтолкнула Илюшу.

Иди, не бойся.

Прошептала она, тебя зовут.

Илюша нерешительно вышел из-за колонны, где прятался.

Здравствуйте, госпожа Игла!

Вежливо поздоровался мальчик.

Вы меня звали?

Да, Илюша, я тебя звала. Это правда, что ты боишься уколов?

Боюсь.

Честно признался Илюша.

Ну, вот видишь, из-за того, что ты боишься уколов, мои самые самоотверженные правнучки не смогли прийти ко мне на бал! Медицинские Иглы спасают людей и животных, делая им лечебные инъекции, которые вы называете уколами, тем самым, возвращая здоровье, а порой и саму жизнь.

И им очень неприятно и обидно, что люди боятся их уколов, и не хотят понимать, что они это делают не для собственного удовольствия, а что бы помогать, больному организму быстрее вылечиться и продолжать дальше жить и радоваться. Вот ты что любишь делать?

Я очень люблю играть с Нордиком в парке, признался Илюша. Я так соскучился по нему!

Он чуть не плакал.

А почему ты тогда не позволяешь себе помочь? Вот сделали бы тебе несколько уколов, ты быстренько бы поправился и стал снова играть со своим другом и ходить в детский сад!

И она внимательно смотрела на него, ожидая ответа.

Илюша задумался. Ведь действительно, он уже такой большой и храбрый, а боится маленькую иголочку. И он пообещал самой первой Игле, что отныне он не будет бояться делать уколы.

Все зааплодировали и в зал немедленно вошли Медицинские Иглы. Они окружили Илюшу и все вместе весело закружились в танце. Бал продолжался долго, всем было весело, Илюша много танцевал, перезнакомился почти со всеми Иголочками, и уставший, заснул прямо в кресле, куда присел отдохнуть с еловой Веточкой в руке.

Наутро, когда мама пришла к нему в комнату, Илюша первым делом попросил её сделать укол. Удивлению мамы не было предела, и она позвала медсестру. Когда медсестра подошла к Илюше, он увидел, как Иголочка подмигнула ему и прошептала:

Привет, я рада тебя видеть! Правда, здорово мы вчера повеселились?

И она тихонечко и совсем не больно уколола его.

Илюша быстро пошёл на поправку и вскоре опять играл со своим другом Нордиком в парке. И никогда больше он не боялся уколов. Правда мама так и не узнала, что произошло в ту ночь с её сыном. Но это и неважно, ведь у малышей тоже могут быть свои маленькие тайны.



Предварительный просмотр:

Шустрики и мямлики.

Дети отличаются друг от друга уже с момента рождения по темпераменту. Часто родители, не зная об этих особенностях, беспокоятся, а нет ли в поведении ребенка каких-либо нарушений? Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей различных темпераментов.

Сангвиник

Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного занятия на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность. Но такой ребенок обаятелен, приятен в общении, заводила и выдумщик. Засыпает легко и быстро, также легко просыпается, встает рано. В играх любит прыгать, бегать, кричать. Быть «непостоянным» – не порок, а свойство темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и нежадны. Ребенок – сангвиник весел, легок в общении, ловок и обаятелен. Удерживать внимание ребенок – сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: собирание пазлов,  чтение книг, рисование.

Холерик

Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен и смел. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Самостоятелен. Чтобы добиться своего, бывает, вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде не привереда, любит «хватать куски». Импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Часто конфликтует со сверстниками. В общении с ребенком – холериком нужно много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, ритмичные танцы, плавание. Такому ребенку необходимо большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша и показать, что часто, прежде чем что-либо сделать, нежно хорошенько подумать. Читать книги ребенку – холерику лучше о героических  подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше  после того, как он успокоится, может быть даже через день. Но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и поддержите.

Меланхолик

В его поведении много непонятного, но оно вытекает из его богатого внутреннего мира. Когда он не играет, о чаще всего бывает грустным и задумчивым. Если расстроился, плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кто его любит, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит поразмышлять, пофантазировать. Утром встает плохо, хмурый. Любит тепло и комфорт. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания. У ребенка должен быть в семье человек, которого он любит и которому он доверяет, от которого он получает тепло и заботу. В совместных играл лучше всего использовать «тихие» игры и занятия, не соревновательные.

Флегматик

Медлительный молчун, часто полненький и спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно и нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, не капризен. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок, но если что-то не так, может добиваться с холерической энергией. Разговаривает медленно с паузами, не любит игры, где нужно проявлять сноровку, быстроту. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать решения не любит, предпочитает отдать право выбора другому.  Схватывает и запоминает новую информацию медленно, но зато надолго и редко ошибается. В совместных занятиях рекомендуют упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Можно сказать, что это «удобный» для родителей ребенок.

Темперамент – это, прежде всего данное природой. Это скорость и сила протекания нервных процессов: у кого медленнее, у кого быстрее. Его нельзя изменить, но от домашнего воспитания, зависит, каким будет характер у ребенка, как сложится его личность, каким содержимым вы, родители, наполните ребенка. А, учитывая тип темперамента ребенка, вы сможете понять особенности поведения и реакций ребенка на происходящее, «подобрать ключик». Также стоит отметить, что «чистые» типы темпераментов встречаются редко, чаще встречаются «смешанные типы».

Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов.

Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:

  • важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку, контролировать его действия и поступки;
  • обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);
  • необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен, первый);
  • целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное — показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;
  • важно формировать у ребёнка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности;
  • учить внимательно, относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

Если у детей преобладают черты холерического темперамента:

  • с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;
  • говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
  • целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка: кино, телевидение, чтение — все должно быть в меру. За два часа до сна — только спокойные игры и занятия;
  • необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка — все что требует усидчивости;
  • воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться);
  • приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
  • необходимо строго соблюдать режим дня.

Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:

  • нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания — это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;
  • не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
  • следует чаще хвалить его за скорые действия;
  • необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
  • следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
  • побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию — активизировать его;
  • нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;
  • привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента;

  • нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без
    тревоги относиться к новому человеку;
  • нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;
  • целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определенно;
  • ребенку полезно заниматься спортом;
  • необходимо разнообразить жизнь ребенка;
  • надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;
  • важно развивать у него общительность;
  • необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.


Предварительный просмотр:

Что делать, если…

Дети шумят и спорят с утра до вечера?

  1. Увы, ангелы они только когда спят или смотрят телевизор. Все остальное время они готовы без сожаления тратить на  бессмысленную возню и разговоры ни о чем. Независимо от возраста.
  2. На первый взгляд жаль: столько всего смогли бы успеть. Но, с другой стороны, нет в детстве ничего полезнее общения, даже самого бесполезного.
  3. Дети сродни стихии. Нужен определенный опыт и немалое смирение, чтобы воспринимать суматоху, ими творимую, как явление само собой разумеющееся.
  4. Но уровень шума можно урегулировать. Заговорите с ними, расшумевшимися, тихим голосом, перейдите на шепот – дети сразу угомонятся.
  5. Даже отсутствуя или находясь в соседней комнате, вы остаетесь невольным участником их ссоры или спора. Запутавшись окончательно, они к вам прибегут за помощью. Постарайтесь не жалеть открыто одного и не ругайте другого: учите их отвечать за поступки и слова. Это обязательно поможет снизить уровень шума.

Вам кажется, что второго такого упрямого ребенка свет не видывал?

  1. Как все–таки странно: в собственном упрямстве мы готовы найти много положительного. Оно нам кажется сродни трудолюбию, настойчивости, убежденности. А упрямство детей однозначно считаем плохим характером.
  2. Все дети иногда не слушаются – а как иначе? Другое дело, если вас упрямство ребенка доводит до отчаяния, злит.
  3. Добиваться от детей безоговорочного послушания нельзя ни в  коем случае. Непослушание детей – своего рода одиночество, беззащитность и растерянность. Оно достойно жалости и сострадания; никак не строгости.
  4. С непослушным ребенком надо чаще разговаривать: не жалея времени, спокойно, осторожно говорить о его упрямстве и своем отношении к нему.
  5. Научитесь, общаясь с ребенком, задавать себе вопрос: «А что я делаю не так?» - и попробуйте честно на него отвечать. Чем быстрее вы найдете и исправите ошибку, тем скорее избавите ребенка от необходимости упрямиться на каждом шагу.

Что делать, если…

У ребенка плохое настроение?

  1. Не заставляйте его, во что бы то ни стало и через силу соблюдать привычный распорядок дня. Оказывается, если человек устал или не в настроении, даже еда не идет ему впрок.
  2. Пусть помолчит, поворчит, отдохнет в свое удовольствие, пока сам не захочет рассказать, что произошло.
  3. А если вы решите заговорить с ним первыми, то постарайтесь сделать это легко, без нравоучений, развлекая и отвлекая от грустных мыслей.
  4. Будьте для ребенка образцом хорошего настроения, чаще улыбайтесь.

Ребенок вам нагрубил, а мириться не хочет?

  1. Хорошего в этом мало, но и преувеличивать не стоит. Главное не оставлять грубость без внимания и не грубить в ответ.
  2. Никаких подзатыльников, шлепков.  Стоит вам тронуть ребенка пальцем – он обидится на вас, про свою грубость забудет навсегда. И ничему не станет у вас учиться.
  3. Начните с признания собственной вины, сколь угодно малой, и впредь старайтесь не повторять ошибок. А с нагрубившим вам ребенком разговаривайте только спокойно, доходчиво, не спеша. Это важно.
  4. И не расстраивайтесь слишком сильно. Словечки, интонации, манеры, подхваченные вне дома, бесследно исчезают, если с ребенком дома разговаривают нормально, по-человечески. А грубость, принятая дома и вошедшая в привычку, даже на улице угадывается с первого взгляда.
  5. Не упрямьтесь, не ждите слишком долго, что ребенок сам придет с повинной, - идите к нему первыми, искренне желая мира.

Что делать, если…

Если братья и сестры то и дело ссорятся?

  1. Сначала найдите причину. Нет не ту, которая очевидна, а ту, о которой вовсе не подозреваешь.
  2. Не говорите старшему, что он старший и должен уступить. Он и так об этом знает и, наверное, старается выполнять, но не всегда получается.
  3. Если младший жалуется на стершего, пожалейте, отвлеките, но не ругайте старшего. Иначе вы поссорите их еще больше. Постарайтесь разобраться в причине конфликта.
  4. Никогда не спешите выяснять отношения до самого конца и делать выводы. Поменьше действуйте, побольше наблюдайте. – и тогда, вам станет ясно истинное положение вещей.
  5. Они оба правы, потому, что болезненно справедливы и невероятно беззащитны. А если не правы, - то тоже оба. Искать в их ссорах правых и виноватых бесполезно. Надо объяснять, а не выяснять, надо разговаривать, а не судить.
  6. Дети пока еще не догадываются о том, что многие человеческое ценности относительны. Им неведомы полутона, скрытые смыслы событий и отношений. Не твердите им устало банальные истины. Говорите с ними откровенно и серьезно.

Если старший ребенок ревнует вас к младшему?

  1. Хорошо, если ревность явная. Хуже, если дети постоянно подавляют в себе это чувство. Страдает в первую очередь иммунитет, а потом уже посуда, вещи, игрушки.
  2. Им не позавидуешь. Грызут ногти, нервничают, видят страшные сны, болеют аллергией. Их просто необходимо научить выражать чувства не косвенно, а понятными словами.
  3. Ревность может проявиться в желании быть всегда первым. А неразрешенное в детские годы соперничество тянется за ними  всю взрослую жизнь, влияя на развитие личности гораздо больше, чем кажется родителям.
  4. Любое проявление ревности чаще всего сердит родителей, – и они наказывают детей, что бесполезно.
  5. Если ребенок ревнует, понаблюдайте за ним. Не выдавая себя, а потом, с пониманием прокомментируйте, как он выражает свои чувства. С ним можно и нужно говорить о ревности открыто, сказать, что вы любите его не меньше. И только тогда она в его душе потихоньку сойдет на нет.



Предварительный просмотр:

Что такое самооценка?

Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.

Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная  или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!» Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребёнка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи.

Именно в семье ребёнок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот тс качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность,        мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой.  Они  не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым даётся негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удаётся.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребёнка можно услышать: «Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает, агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребёнка?

Что же делать, если самооценка ребёнка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребёнку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - всё это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку. 

Советы родителям, заинтересованным в формировании

адекватной самооценки

  • Не оберегайте ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польёт цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он ещё просто не дорос.
  • Поощряйте в ребёнке инициативу.
  • Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
  • Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.   Сравните:   «У   мамы   не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!»
  • Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  •   Не бойтесь искрение любить своего ребёнка и показывать ему свою любовь!

Тест «ЛЕСЕНКА»

(тест «Десять ступенек»)

Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста «Лесенка». Его используют с 3-х лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите её ребёнку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей ещё лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребёнок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребёнок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребёнка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку

«Проигрывание ситуации»

Ребёнку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.
  • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?
  • Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

Эта игра поможет вашему ребёнку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.

«Имя»

Можно предложить ребёнку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить своё.

Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребёнок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет ребёнку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку.

Можно играть в классические «Жмурки» (с завязанными глазами «жмурка» ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

«Зеркала»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребёнок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребёнок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребёнку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребёнок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

 «Растем вместе» №2, 2009