Работа с детьми

Чепикова Виктория Николаевна

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия для детей средней группы (4-5 лет)

с использованием элементов экспериментирования и сказкотерапии «Зайкин домик»

(по технологии «Ситуация»)

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность (исследование свойств различных материалов).

Культурно-смысловой контекст: изготовление различных домов для игровой и экспериментальной деятельности.

Цель: овладение умением сравнивать свойства предметов (бумаги, камня) в процессе практического исследования объектов в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи: 

  • Исследовать свойства материалов (бумаги и камня) для постройки дома;
  • Наблюдать за ходом эксперимента, анализировать процесс наблюдения и делать обобщающие выводы;
  • Объединять ход эксперимента составлять алгоритм экспериментальных действий с помощью дидактической игрушки «Сороконожка»;
  • Оценивать результаты экспериментальной деятельности через смайлы с основными эмоциями (радость, грусть, задумчивость);
  • Воспитывать умение взаимодействовать в группе сверстников.

Оборудование и материалы: игрушки: заяц, гусеница; смайлики с эмоциями (радость, грусть, задумчивость); салфетки бумажные (по количеству детей), камни (по количеству детей); ёмкости с водой (2 штуки); таблица для фиксации результатов опытов, фломастер; ширма; картинка – вывеска «Лесная лаборатория»; картинки-вывески правил поведения в лаборатории: «Не шуметь!», «Внимательно слушать», смайлики весёлые и грустные (по количеству детей).

 

Предварительная работа: рассказывание сказок: «Лиса и заяц», «Колобок», «Теремок»; заучивание потешек: «Заинька, войди в сад, Серенький войди в сад...», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит...», «Вот мы руки развели, словно удивились...»; знакомство с символами – картинками: кирпич (прочность), перо (лёгкость), капля (намокамость).

Обогащение словаря: лаборатория, лаборанты.

Введение в ситуацию.

Педагог - психолог:

Здравствуйте ребята! (педагог предлагает свою ладошку, каждый ребенок кладет свою руку на ладонь педагога, и все вместе говорят: «Здравствуйте!»)

- Ребята, а вы любите сказки?

- Какие сказки вы знаете?

- Хотите, я вас познакомлю с ещё одной сказкой?

     (Педагог достаёт из-под ёлки игрушку зайца)

- Как вы думаете, о ком будет эта сказка?

- Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте сказку…

(дети располагаются на ковре)

- «Жил был в лесу веселый Зайка.

- Зайка, какой был?

- Как это весёлый, покажите (дети показывают эмоцию мимикой, педагог ставит на мольберт смайлик веселье).

Жил он в своем маленьком, уютном домике. Но однажды проходил мимо задумчивый медведь, не заметил домика Зайки и наступил на него.

Остался Зайка без домика. Сидит в лесу на пенечке около елочек грустный, замерз, даже разговаривать ни с кем не хочет.

- Как это грустный, покажите (дети показывают эмоцию мимикой, педагог ставит на мольберт смайлик грусть).

Пробегала мимо него хитрая лисичка и посоветовала построить новый домик из бумаги. А любопытный ежик тоже пожалел Зайку и посоветовал построить новый домик из камня.

Задумался Зайка, из чего же строить ему домик?».

- Как это задумался, покажите (дети показывают эмоцию мимикой, педагог ставит на мольберт смайлик задумчивость).

 Актуализация знаний и умений.

- Ребята, правда, из чего же всё-таки построить домик зайчику.

- Кто знает, из чего ещё дома можно строить?

Пальчиковая игра:

Мы строим дом, мы строим дом (ударяем кулаком правой руки о кулак левой руки)

Смотрите: стены (руки перед собой ладонями во внутрь)

Окна (руки перед собой ладонями к лицу)

Крыша (изображаем крышу)

Мы строим дом, мы строим дом (ударяем кулаком правой руки о кулак левой руки)

Пусть все об этом слышат («гладим» уши)

Мы строим дом, мы строим дом (ударяем кулаком правой руки о кулак левой руки)

Он будет очень нужным («грозим» указательным пальцем)

Смотрите, вот крыльцо (правой рукой «показываем» крыльцо)

И двери (имитируем открывание двери)

Мы строим дом, мы строим дом (ударяем кулаком правой руки о кулак левой руки)

Он будет очень дружный (обнимаем себя)

Мы в это верим!!!

Затруднение в ситуации.

(Педагог обращается к игрушке зайчику)

- Зайчик хотел бы, чтоб его новый дом был крепким, чтоб не ломался, тяжёлым, чтоб не мог улететь от ветра и непромокаемым, чтоб ему там было всегда сухо и тепло.

- А, чтобы узнать о пригодности материала для строительства дома, надо проверить его на прочность, лёгкость и намокаемость.

Педагог обращается к игрушке – зайка говорит, что здесь не далеко есть «Лесная лаборатория», где хозяйка его подружка Сороконожка, мы там-то и сможем проверить материал на прочность, лёгкость и намокаемость.

Отправляются в путь по тропинке

Добрый лес, старый лес

Полон сказочных чудес!

Мы идем гулять сейчас

И зовем с собою вас!

Физминутка «Мы шагаем по дорожке»

Мы шагаем по дорожке,

Раз, два, раз два

Дружно хлопаем в ладошки,

Раз, два, раз два

Поднимаем ручки

К солнышку и тучки,

Вдоль дорожки – лесок

Он и близок, и далёк,

Там живёт зайчишка Скок

Быстро прячется в кусток.

Открытие нового знания, способа действия.

- а вот и «Лесная лаборатория» (дети проходят за ширму, оборудовано место в группе под лабораторию) их встречает дидактическая игрушка «Любознательная Сороконожка»).

- Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Меня зовут «Любознательная Сороконожка», я очень любопытна и любознательна. А больше всего на свете я люблю ставить различные опыты и эксперименты.

- Что вас привело в мою лесную лабораторию?

- Хорошо, я помогу вам, но в моей лаборатории есть правила, которые необходимо соблюдать (обращает внимание на знаки: «Быть внимательным», «Не шуметь»). Если вы их будите соблюдать, то у вас непременно всё получиться.

- Предлагаю вам одеть фартучки, чтобы быть настоящими лаборантами в моей лесной лаборатории. (Одевают)

- Кто работает в лаборатории?

- Давайте повторим это сложное слово все вместе.

(дети произносят все вместе слово лаборанты)

1. Я посмотрела в интернете, что можно проводить эксперименты с разными материалами (выложить голову гусеницы с вопросами, а над вопросами картинка «посмотреть в интернете»).

2. Предлагаю проверить на прочность, лёгкость и намокаемость бумагу и камень (выложить кружок с белым квадратом).

3. Для этого нам необходимо подготовить оборудование для проведения эксперимента (выложить кружок с оборудованием).

- А я добавлю ножки сапожки нашей гусенице (выложить под круг оборудование: бумага, камень)

- Выбирайте, кто с каким материалом будет проводить эксперимент (выбирают)

- Кто выбрал камень проходите за стол, это будет ваш лабораторный стол. (Проходят)

- а кто выбрал бумагу, проходите за стол, (это будет ваш лабораторный стол).

- 4. Но, чтобы узнать качества наших материалов, мы должны с ними поэкспериментировать, совершить какие-то действия (выложить кружок с изображением ладошки).

Включение нового способа действия в систему знаний ребенка.

- Чтобы не забыть результаты опытов, давайте будем их заносить в таблицу. (Обратить внимание, на доске висит таблица)

- Заполнить таблицу нам поможет Зайка, вы согласны?

- Проверяем материалы на прочность (предлагаю помять, порвать)

- Что произошло с бумагой?

- Что произошло с камнем?

(дети делают выводы, а зайчик фиксирует в таблице)

(Педагог подставляет ножки-сапожки действие «разделить»)

- Ребята, а кто знает, как проверить на лёгкость материал?

(проверяют различными предложенными способами, и делают выводы)

(Зайчик отмечает результат опыта в таблице, а педагог под круг с изображением ладошки, обозначающим действие подставляет ножки – сапожки, действие «подуть»)  

- Какое качество мы ещё не проверили у строительных материалов? (педагог обращает внимание на каплю в таблице)

- А как можно узнать о том размокает материал или нет?

(дети опускают бумагу и дерево в воду, наблюдают, делают выводы)

(Заяц фиксирует в таблице, а педагог под круг с изображением ладошки, обозначающим действие, подставляет ножки – сапожки действие «намочить»)

- Давайте посмотрим на таблицу и решим, из какого материала Зайке строить дом. Почему?

- А бумага, почему не подойдёт?

Создание ситуации успеха.

- Кто нам помогал сегодня работать в лаборатории и проводить опыты?

- Давайте, повторим, что мы делали, чтобы узнать, какой материал пригоден для строительства дома для Зайчика?

(дети рассказывают последовательность эксперимента по выложенному алгоритму дидактического пособия «Любознательная Сороконожка»)

- Вы довольны своей проделанной работой?

(выложить кружок с изображением весёлого смайлика или грустного).

- Как вы считаете, Зайчик доволен, что мы ему помогли определиться с выбором материала?

- Какое у него сейчас настроение?

- Как это хорошее, покажите?

(дети показывают мимикой настроение зайчика)

Рефлексия.

- Ребята, если вам интересно было сегодня работать в нашей «Лесной лаборатории», то подарите хозяйке лаборатории, Сороконожке, весёлый (смайлик).

А если вам было не интересно работать в нашей «Лесной лаборатории», то подарите печальный смайлик.

(дети выполняют)

А мы с вами, когда вернёмся в детский сад, то непременно построим зайчику домик из камушков, ведь теперь мы знаем, что в домике и камней будет тепло и уютно и надёжно.

Педагог-психолог:

Давайте скажем «до свидания» нашей сказке.

Мы на миг закроем глазки,

Открываем - мы не в сказке.

В детский сад нам всем пора,

До свидания, детвора!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта (технология «Ситуация»)

Тема

«Практическое исследование способов очищения воды (фильтрация). Сказкотерапия»

Возрастная группа

старшая группа

Культурная практика

опытно-экспериментальная деятельность, сказкотерапия

Культурно-смысловой контекст

для игровой деятельности

Цель

знакомство с новыми способами фильтрации воды через сказкотерапию в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Задачи

  • Знакомить детей на практике со способами очищения воды (фильтрации воды: марля и ватный диск) на основе авторской методической разработки «Сороконожка» М.П. Свитиной с использованием опытно - экспериментальным деятельности.
  • закрепление нравственных качеств детей (доброжелательность, выдержку и взаимопомощь) через сказкотерапию.
  • воспитание дружеского качества и умение работать в команде   через подгрупповую и фронтальную работу.

Материалы и оборудование

Игрушки: рыбка, гусеница; ёмкость с грязной водой и пустая ёмкость; смайлики с эмоциями (радость, грусть, задумчивость); стаканы по количеству детей, воронки по количеству детей; салфетки марлевые (по количеству детей), ватные диски (по количеству детей); стаканчики наполненные грязной водой; ширма; картинка – вывеска «Лесная лаборатория»; картинки – вывески правил поведения в лаборатории: «Внимательно слушать», «Быть аккуратным», «Воду не пить»; дидактическое пособие «Любознательная Сороконожка»; бумажные заготовки цветков лотоса (по количеству детей).

Предварительная работа

Беседа о пользе воды для жизни всего живого, экскурсия на кухню детского сада и в бассейн; добавление в воду подкрашенной жидкости, земли, песка с обсуждением получившегося состава.

Обогащение словаря:

Фильтр, фильтрация.

Этапы

Деятельность педагога (методы, Приемы)

Деятельность детей

Планируемые результаты

(в результате дети смогут)

Введение в ситуацию (мотивация  превращение в лаборантов)

- Да ребята, это звуковые сигналы о помощи, всё верно кому – то нужна наша помощь?

- Как вы думаете, кто бы это мог быть?

- Я, кажется, догадалась, кто просит помощи, а вы догадались?

- Что же могло произойти с водоем рыбки, почему стала вода такая грязная?

 - Я, кажется, знаю, что произошло, хотите я вам сейчас расскажу

(Приложение № 1)

Вот она и пришла к нам сегодня за помощью.

Дети играют на ковре, вдруг, раздаются звуковые сигналы SOS, происходит диалог между детьми.

(находят на столе ёмкость с грязной водой, в которой плавает рыбка)

Дети высказывают своё мнение, рассуждение, что означает звуковой сигнал SOS и кто просит о помощи.

Высказывание детей

(дети усаживаются на ковре)

Дети разбирают эмоциональное состояние героев сказки и показывают эмоций

Дети смогут узнавать сигнал бедствия

Дети учатся сопереживать герою сказки и изображать его эмоциональное состояние.

Актуализация знаний и умений

- А сможет ли рыбка жить в такой воде?

Ребята, а вы хотите помочь рыбке?

А сможете? Чем сможете помочь?

А как вы будите помогать?

Дети отвечают на вопросы

Дети учатся ставить цель

Затруднение в ситуации

Ребята, вы знаете, как и чем можно почистить воду?

Может нам стоит к кому то, в нашей группе обратиться за помощью?

А пока, давайте помечтаем, как рыбка будет со своими подружками радоваться, когда вода станет вновь чистая и прозрачная.

(Приложение № 2)

Упражнение рыбки «Рыбки»

Предположение детей

Ребята по тексту выполняют упражнения  

Дети учатся находить решение из сложившейся ситуации

Дети учатся вживаться в роль сказочного героя

Открытие нового знания, способа действия

- Проходим в нашу экспериментальную лабораторию

- Здравствуйте друзья, рада вас видеть.

- Чем могу вам помочь?

- Вы хотите узнать, как можно очистить загрязнённую воду?

- Да, можно очистить, загрязнённую воду, если её пропустить через фильтр.

- А что может служить нам фильтром, вы знаете?

-Самым простым фильтром может быть: вата, бумажные салфетки, ткань, марля и даже ватные диски.  

- А какой фильтр может стать лучшим помощником в этом деле? Мы сможем убедиться, проведя эксперименты.

- Перед проведением опытов, повторим правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать (обращает внимание на знаки: воду нельзя пить, сыпучие материалы в рот не брать, проводить опыт надо аккуратно). Если вы их будите соблюдать, то у вас непременно всё получиться.

- Предлагаю вам одеть фартучки.

1. Мне, рассказывала моя бабушка, что можно очистить воду от грязи (выложить голову гусеницы с вопросами, а над вопросами картинка «спросить взрослого»)

2. У нас есть грязная вода (выложить кружок с чёрным квадратом)

3.Чтобы её очистить, необходимо подготовить оборудование для проведения эксперимента (выложить кружок с оборудованием)

- А я добавлю ножки сапожки нашей гусенице (выложить под круг оборудование: бумага, ткань, ватный диски – это фильтры для очистки воды) (уже приготовлены столы с необходимым оборудованием)

- Выбирайте, кто с каким фильтром будет проводить эксперимент

- А кто выбрал марлевый фильтр, проходите за стол, (это будет ваш лабораторный стол).

 - А кто выбрал фильтр из ватного диска, проходите за стол, (это будет ваш лабораторный стол).

4. Но, чтобы узнать какой фильтр надёжней, мы должны с ними поэкспериментировать, совершить какие-то действия (выложить кружок с изображением ладошки).

Проходите к столам будем действовать в следующем порядке:

- Возьмем в руки, фильтр и положим его на стакан с воронкой и немного, очень аккуратно углубим его.

- Теперь берём ёмкость с загрязнённой водой, перемешиваем жидкость палочкой и аккуратно пропускаем эту жидкость, через фильтр.

(наблюдаем)

- А марлевый фильтр, помог в очистке воды?

- Как очистил воду ватный диск?

5. Мы увидели, что вода очистилась, и самым надёжным оказался фильтр…. (выложить кружок с изображением глаза)

Беседа детей со сказочным   персонажем Сороконожкой.

Дети перед проведением опытов, повторяютправила техники безопасности, которые необходимо соблюдать (обращает внимание на знаки: воду нельзя пить, сыпучие материалы в рот не брать, проводить опыт надо аккуратно)

Дети одевают фартуки

Дети слушают и запоминают

Дети выбирают кто с каким фильтром будет проводить эксперимент.

Дети выполняют действия по алгоритму

Дети выявляют лучший фильтр для фильтрации воды.

Дети учатся решать поставленную  цель.

Дети учатся соблюдать правила техники безопасности при работе с грязной водой.

Учатся планировать.

Учитывают свои интересы.

Дети учатся фильтровать воду

(научатся планировать ход экспериментальной деятельности)

Ребята учатся устанавливать причинно-следственную связь при экспериментировании с разными фильтрами.

Включение нового способа действий в систему знаний

ребенка

- Чтобы помочь рыбке, очистить её пруд, какими мы воспользуемся фильтрами?

- Выбирайте, какие, по вашему мнению, самые лучшие фильтр для очистки воды?

Работают самостоятельноочищают загрязнённую воду, в которой находилась рыбка.

И видят результат своей деятельности.

Создание ситуации успеха

-Ребята, мы помогли сегодня рыбке?

- Да, ребята, мы сегодня узнали самый простой способ очистки загрязнённой воды, через самые простые фильтры.

- Кто нам помогал сегодня работать в лаборатории и экспериментировать с различными фильтрами?

- Вы довольны своей проделанной работой?

- Как вы считаете, рыбка довольна, что мы ей помогли и почистили пруд?

-   Какое у неё сейчас настроение?

Что нужно делать для того, чтобы в водоемах была всегда чистая вода?

Высказывание детей по ходу проделанной работы.

Дети показывают мимикой настроение рыбки.

Дети аргументируют, что нужно делать для того, чтобы в водоёмах была   чистая вода

(поставить запрещающие знаки, нарисовать плакаты).

Дети   радуются своему успеху.

Научились сопереживать героям сказки, показывать его настроение что способствует развитию нравственных качеств.

Дети знают, как можно сберечь водоёмы

Рефлексия

- Ребята, а чтобы рыбка больше не грустила, давайте украсим её пруд цветками лотоса.

- Если сегодняшнее занятие для вас было поучительно и интересно, положите жёлтые лотосы, а если вам было не интересно и для вас оно было не поучительно, то положите красные лотосы.

Дети выбирают цветок лотоса в соответствии с анализом своей деятельности.

Учатся анализировать свою деятельность.



Предварительный просмотр:

Квест – игра   с элементами экспериментирования

для детей подготовительной группы «Помогаем Дюймовочке»

Информация:

Квест – это современная организация мероприятия. Его основа – достижение поставленной цели через преодоление некоторых заданий, шаг за шагом. Благодаря необычному формату мероприятия каждый участник должен будет проявить активность. Мероприятие  носит не только развлекательный характер, но и развивающий, что достаточно вписывается в работу с одаренными детьми.

Время выполнения квеста: 20 минут.

Количество участников: 12 человек.

Возраст: 6-7 лет.

Задачи: 

развитие эмоционально – чувственного восприятия цвета, умения выразить свои эмоциональные впечатления с помощью цвета.

Дидактическое обеспечение игры: письмо от Дюймовочки, Дюймовочка (плоскостная картинка Дюймовочки), набор на каждого ребенка цветные полоски, разноцветные цветы, «цветной дождь» (палочка с разноцветными атласными лентами), гуашь разных цветов, мука, растительное масло,  соль, клей ПВА, вода, магнитофон.  

Сценарий квеста

Дети играют в группе, приходит педагог-психолог и приносит письмо:
- Ребята, сегодня с утренней почтой, мы получили письмо от Дюймовочки! Оно адресовано вам, ребятам подготовительной группы «Ветерок».

(отдаёт конверт воспитателю, воспитатель читает письмо)

«Дорогие ребята! Дорогие мои, со мной приключилась беда! Злая волшебница заколдовала меня. Теперь я не вижу цветов, весь мир для меня стал чёрно-белым, я не могу любоваться красивыми бабочками и прекрасными яркими цветами. Но злая волшебница предупредила, что если мне помогут ребята с добрым сердцем и правильно разгадают все цвета, то колдовство потеряет силу. Прошу вас, мои хорошие, помогите мне, пожалуйста! Дюймовочка» (Красочная фигура Дюймовочки, вырезанная из картона, спрятана на доске под черно-белыми цветами)

Воспитатель: Ребята, поможем Дюймовочке?

Воспитатель: Ну, что готовы, тогда в путь. Чтобы зарядиться цветной энергией, вы должны пройти под «цветным дождём».

Психолог: А вот и первое задание

Игра «Цветные полоски».

 «Посмотрите, какие я вам дам цветные полоски. Давайте поиграем, я буду называть какой-либо предмет, а вы будете полоской показывать какого цвета он, может быть. Будьте внимательны, показывать нужно быстро и правильно.

Какого цвета трава?

Какого цвета небо?

Какого цвета может быть солнце?

Какого цвета лепестки у ромашки?

Какого цвета не могут быть ёлки?

Если кошку зовут Ночка, как вы думаете какого цвета её шерсть?

Какого цвета может быть море?

Какого цвета могут быть цветы?

Какого цвета не бывают овощи?

Какого цвета может быть зайчик?

Психолог: Молодцы, вы успешно справились с заданием. Один цветочек колдовства потерял силу (ребёнок снимает цветок с фигуры Дюймовочки)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в природе есть цвета неразлучники.

Вот давайте поиграем с ними.

Игра «Неразлучные цвета».

Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. (Например: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.) 

Воспитатель: Молодцы,  с  заданием справились отлично, можно освободить нашу Дюймовочку ещё от одного цветка (дети выполняют)

Психолог: Ребята, посмотрите какая красивая поляна, это не простая полянка, это поляна настроения.

А вы знаете, что с помощью цвета можно выразить свое настроение? Давайте попробуем.
Упражнение «На что похоже мое настроение». 

Перед вами разложены цветочки, посмотрите на них внимательно и скажите: 

  • на какой цвет похоже ваше настроение сейчас? 
  • на какой цвет похоже ваше настроение, когда на улице солнечная погода?
  • а когда идет дождь?
  • когда у вас хорошее настроение?
  • а когда вам грустно?
  • на какой цвет похоже ваше настроение, когда вы получаете подарки?

Сейчас вы поняли, что цвета имеют не только объекты, которые нас окружают, но и наше внутреннее состояние. 

Психолог: С задание справились успешно, можно освободить Дюймовочку ещё от одного цветка и двигаться дальше.

Воспитатель: Но что бы приступить к выполнению следующего задания нам необходимо подготовить наши пальчики

Кинизеологические упражнения «Ребро, ладонь, кулак», «Пальчики шагают» и др.

Воспитатель: Пальчики готовы, отправляемся в нашу мастерскую для изготовления Волшебных красок.  

Упражнение «Волшебные краски»

Сейчас мы с вами будем творить Волшебные краски. Вот перед вами все  необходимые вещества (мука в стаканчиках, гуашь, соль, подсолнечное масло, вода, клей ПВА.)

Возьмите в руки стаканчик и определите, что в стаканчике (дети отвечают мука), размешайте ее руками. Какая она на ощупь? Подарите ей частичку своего тепла, и она станет теплее. Теперь добавьте соль и смешайте все пальчиками. Ч то вы чувствуете? А теперь добавим масло. Затем добавляем воду, чтобы получилась настоящая волшебная краска. Чтобы наши картины были прочными, добавим клей ПВА. Вот уже почти все готово. Нам осталось придать нашей краске цвет. Выберите себе гуашь цвет, который вам нравится, и добавьте немножко в краску. Молодцы вы изготовили настоящую волшебную краску. Это краски для всех давайте поставим их в центр стола.

Воспитатель: Вот и готова наша Волшебная краска, задание выполнено (снимаем последний цветок с фигурки).

Дюймовочку мы расколдовали, но что- то она не весёлая, как вы думаете почему? (ответы детей).

Да ребята, она грустит без цветов. Сейчас мы попробуем наши волшебные краски и нарисуем волшебный сад.

Психолог: А давайте помечтаем. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в саду. Вообразите себя цветком. Если бы ты был растением то, каким? Какие были бы у тебя листья? Гладкие или с зазубринами? Были бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета? Цветы, распустившиеся или просто бутоны? Как выглядит твой стебель и корни? Где ты растешь, и что тебя окружает вокруг? Кто-нибудь ухаживает за тобой? А теперь ты возвращаешься обратно. Открой глаза и когда будешь готов, нарисуй свой цветок.

Детям предлагается картон разного цвета, включается спокойная музыка и дети рисуют руками. Все изображают себя в виде какого-либо растения, реального или выдуманного. По желанию могут рассказать о своем рисунке. Размещают на столе вокруг Дюймовочки, формируя огромный красивый сад.

Рефлексия: 

Ребята, сегодня на занятии вам было интересно?

Что вы делали на занятии? Какие задания выполняли?

Давайте украсим наш волшебный садик бабочками, если вам было легко сегодня на занятии, то украсите сад желтыми бабочками, а если было трудно, то красными бабочками

Психолог:  Ребята наша дружба добрые сердца помогли расколдовать Дюймовочку. Детям предлагается упражнение «Доброе сердце».



Предварительный просмотр:

Занятие по развитию познавательно психических процессов использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

«Заботливое солнце».

Цель:

  1. Закрепить у ребенка умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;
  2. Учить запоминать текст, чётко проговаривая слова, тренировать интонационную сторону речи;
  3. Вырабатывать у детей умение ненапряженно улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы;
  4. Активировать словарь ребенка понятиями: восходит, заходит, золотит, покой;
  5. Подготовить артикулярный аппарат к произнесению стихотворного текста;
  6. Развивать общую и мелкую моторику;
  7. Совершенствовать умение продолжительного, целенаправленного выдоха, длительность и интенсивность речевого дыхания, добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка;
  8. Посредством дидактических упражнений и заданий развивать психические процессы (память, мышление, восприятие, внимание);
  9. Повышать эмоциональный настрой детей, желание участвовать и взаимодействовать с педагогами и сверстниками;
  10. Формирование у детей  проявления самостоятельности;
  11. Воспитывать дружеское отношение, взаимовыручку между детьми.

Предварительная работа:

  1. Беседа с детьми по темам «Весна - Красна», «Изменение в природе»;
  2. Наблюдения на прогулках за солнцем, отмечать зависимость погоды от солнца;
  3. Рисование «Солнышко»;
  4. Аппликация «Солнышко в окошке»;
  5. Рассматривание иллюстраций по темам;
  6. Упражнения по развитию мелкой моторики, тонких движений пальцев рук;
  7. Развитие артикуляционного аппарата «Веселый язычок», «Вкусное варенье», «Ладошки», «Чашки» и т.д.;
  8. Дидактические игры  «Собери солнышко», «Забей гол в ворота»;
  9. Логоритмика «Заботливое солнце»

Материалы и оборудование:

  1. Атрибут «Солнышко»;
  2. Краски, кисти, полоски бумаги;
  3. Магнитофон;
  4. Диск из серии «Весенняя песенка» Феликса Мендельсона - Бартольди;
  5. Фланелеграф.

Ход занятия:

Под музыку дети вместе с воспитателем входят в группу.

Воспитатель:

Дети  с воспитателем встают в кружок.

Релаксация «Улыбка»

Воспитатель:

 Мы смеёмся целый день,

Улыбаться нам не лень!

Дети улыбаются друг другу и воспитателю.

Воспитатель:

Будем дружно мы играть,

Будем в сказку попадать.

-  А чтобы в сказку нам попасть надо книжку  в руки взять. Я в библиотеку ходила книжку там интересную нашла,  вам принесла. Будем  книжку мы читать в сказку будем попадать. (Воспитатель показывает книгу). На книжку мою посмотрите, что на книжки нарисовано скажите. (Ответы детей). (Воспитатель открывает книгу и читает стихотворение).  

            Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату,

Мы похлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Звучит музыка и в группы входит солнышко (педагог в костюме).

Солнышко:

Здравствуйте ребята! Ручки к солнышку протяните со мной гулять идите. (Солнышко играет с детьми  в игру  «Погуляем»).

Воспитатель:

-Ребята, кто это? (Дети: – Солнышко!).

-Даже «Солнышко" заглянуло к нам посмотреть на ваши ослепительные улыбки. Ребята, а кто хочет рассказать о солнышке, какое оно?

(Дети: - Круглое, жёлтое, горячее).

-А что солнышко делает? (Дети: - Греет, светит, восходит, заходит!). Поощрять ответы детей.

Воспитатель:

-Мне кажется, что ваши язычки не совсем проснулись. Надо сделать гимнастику для языков. Садитесь удобно на стульчики, выпрямите спинки, ножки поставьте ровно.

           Артикуляционная гимнастика «Прогулка Веселого Языка»

Жил-был Веселый Язычок, в домике  под названием  Роток. Захотелось ему одним солнечным деньком погулять, да на «Солнышке» позагорать. Выглянул язычок в окошко (высунуть язык лопаткой), посмотрел направо, налево (повороты языка в стороны), видит, а белый заборчик перед домом совсем грязный стал. Язычок мыть его стал (чистка зубов языком с обеих сторон, внешнюю и внутреннюю стороны). Устал (вывесить язык вниз), проголодался и съел целую банку варенья (облизывает губы). Затем запряг свою лошадку и поехал (цоканье).

Солнышко предлагает подуть на  лучики (приготовленные маленькие солнышки, солнышко держит их в руках, а дети дуют на них).

Воспитатель:

-Ну, а ваши язычки готовы повторить стихотворение? Встанем в круг и покажем «Солнышку», как мы учим стихотворение о нем.

Проговаривание стихотворения  хором и индивидуально, напомнить о выразительном чтении,  проговаривать все слова, громко, четко, но не кричать.

Солнышко предлагает поиграть Этюд «Росток», «Садовник».

Дети сели на корточки  в форме маленького семечка, под слова семечка ростки (дети) начинают тянуться к солнышку. Превращаясь в красивые цветы (ромашку, розу, василек и т. д.).

            Физкультминутка (проводит солнышко).

            Пальцы рук соприкасаются друг с другом и как бы здороваются, произнося слова.

            Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Мы живем в родном краю,

Всех вас я приветствую.

Воспитатель:

Воспитатель:

-Молодцы, ребята, хорошо запомнили стихотворение и вам в этом помогали: язычок, струя воздуха и ваши ручки. Давайте скажем до свидания нашим гостям и пожелаем им чаще улыбаться и смеяться!

Солнышко проводит  релаксационный этюд.

Руки к солнышку подняли,

Лучики взяли, к сердечку прижали,

Людям  (или друг другу) отдали.

К столику скорей  спешите кисточку вы все возьмите.  Будем краску набирать лучики для солнышка раскрашивать. К солнышку скорей идите лучики несите. Будет солнышко сиять нашу библиотеку освещать!

Коллективная работа с детьми (рисование или аппликация)



Предварительный просмотр:

Занятие с детьми средней группы    по теме: «Мой город»

Программное содержание:

 ОО «Художественно-эстетическое развитие»: продолжать развивать у детей интерес к созданию пластилинового мультфильма, продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в лепке;

ОО «Речевое развитие»: вовлекать детей в разговор в ходе совместной деятельности; активизировать в речи названий частей поделки, из которых она сделана (стебель, лист, цветок); продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения;

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, воспитывать любовь к родному городу.

Содержание организованной деятельности детей.

  1. Организационный момент.

Педагог-психолог предлагает детям встать в круг. Детям предлагают поднять руки вверх и произнести. Мы вместе! Замечательно!

Игровое  упражнение «Мы вместе»

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Игровое  упражнение «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Пусть соединяться

Их маленькие пальчики.

     Из ноутбука звучит голос «Города»

- Здравствуйте дети! Я город Усть-Илимск  приглашаю вас на прогулку по улицам нашего города.

  1. Игра «Гулялка» (Л.А.Булдакова)

Цель: создание оптимистического настроения, снятие мышечного напряжения.

По дорожке топ-топ

Мы шагаем дружно,

Не идет проказник – дождь?

Посмотреть нам нужно.

Все в порядке: нет дождя,

Солнышко сияет,

Наши щечки, нос и лоб

Нежно согревает.

Руки к солнцу подниму,

Лучики поймаю,

Их я с пальчиков стряхну,

С ними поиграю.

А потом я протопчу

На песке дорожку,

И колечку начерчу

Кругленькие ножки.

Покружись, как  мотылек,

Сяду на купавку,

И поглажу нежно я

Мяконькую травку.

Солнышком посыплю я

Все вокруг, что знаю.

Все узнали вы меня?

Это я – гуляю!

  1. Беседа с детьми о городе.  Педагог предлагает отправиться в путешествие по городу. Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с  нашим городом.

- Здравствуй город!

Воспитатель:

- А вы любите наш город?

Дети: - Да, любим!

Воспитатель:

Дети мы пришли на улицу. На этой улице дома, школа, детский сад. У этой улице есть название Дружба Народов.

- А на какой улице живете вы? (дети перечисляют свои улицы, на которых они живут).

  1. Музыкальная игра «Соседи» Железнова Е.М..

  1. Чтение  стихов о городе.

Воспитатель:

 - Приехали на улицу Мира  здесь много домов, магазинов,  библиотек.

- И наши дети знают стихи о городе (Настя, Демьян и Поля читают стихи).

- А сейчас мы приехали на улицу Мечтателей.

- Дети, а как вы думаете, нужно ли ухаживать за нашим городом?

Дети: - Да!  (нужно убирать мусор сажать деревья, цветы).

 Воспитатель:

- Вот мы с вами поиграем в игру «Убери город от мусора».

  1. Подвижная игра  «Убери город от мусора».

  1. Лепка. Дети лепят из пластилина цветы и траву для нашего города.

  1. Пальчиковая  гимнастика «Я построю дом большой».

  1. Рефлексия.

Беседа с детьми и просмотр пластилинового мультфильма «Наш город».



Предварительный просмотр:

 «В краю хорошего настроения»

Описание материала: использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния,  последующая стабилизации эмоционального состояния доступными для дошкольников средствами.

Цель: коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;

- закрепить понятие «настроение»;

- учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;

- обучать приемам саморасслабления, снятию  психомышечного  напряжения.

Развивающие:

- развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;

- развивать интерес детей в изучении самих себя;

- развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;

- развивать навыки релаксации,

- развивать межполушарное  взаимодействие, внимательность.

Воспитательные:

- воспитывать позитивное  отношение к себе и окружающему миру;

- повышать социальную компетентность;

- создавать положительный эмоциональный настрой;

- способствовать сплочению детского коллектива.

Материал:

карточки 5 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, чёрный), клубок, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры; магнитофон, аудиозаписи, проектор, ноутбук.

Оформление музыкального зала:  на проекторе изображение края хорошего настроения.

Ход занятия:

1.  Вступление.

Здравствуйте, ребята. Рада встрече с вами. Предлагаю вам отправиться в королевство…... А в какое королевство вы узнаете сейчас сами. (Педагог поднимает салфетку, а под салфеткой зеркало). В зеркало моё вы посмотрите, своё настроение определите. Итак, в какое королевство мы с вами отправляемся? (Дети отвечаю).

Чтобы попасть в волшебное королевство, надо встать в круг и взяться за руки. (Вместе с детьми выполняет эти действия) Теперь назовите свои имена. (Дети называют) Вытяните руки ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:


           
В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди.

Фея Настроения, приди!

Звучит музыка. Воспитатель надевает костюм…...

Откройте, пожалуйста, глаза. Давайте знакомиться я -  Фея Настроения..

 (Фея читает стихотворение)

Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.

Каждый  знает без сомнения,

Что такое настроение.

Иногда мы веселимся,

Иногда скучаем мы,

Всем ребятам важно знать,

Что не стоит унывать.

Поскорее собираемся –

В край чудесный отправляемся!

Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения. (Звучит музыка «Паровозик Букашка» муз. А.Ермолова, сл. А.Морозов)

2. Игра «Разноцветное настроение»

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня в краю чудесном есть разноцветные полянки. Вы ребята на полянки мои посмотрите, своё настроение определите и к своей полянки подойдите.

После того как дети определят свой цвет настроения и выберут соответствующую полянку, педагог рассказывает какой цвет что обозначает с использованием презентации «Цветовая палитра».

  Ведущий проводит с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния. Можно использовать элементы психогимнастики: «Клоун», «Солнышко», «Доброе животное», «Марионетка». Проводится беседа с детьми, какой цвет они выбрали и почему.

красный –  бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные  игры;

желтый  –  веселое настроение – хочется радоваться всему;

зеленый –  общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и  играть    с ними;

синий –   спокойное настроение –  хочется спокойно поиграть, послушать интересную  книгу;

черный –  грустное настроение – мне грустно, я расстроен.

Предложить детям после беседы, какой цвет, что обозначает подумать и выбрать уже свой цвет и подойти к нему. Беседа, почему дети выбрали именно этот цвет.

«Кубик эмоций»

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников, отработка мимической реакции, передача эмоций через вхождение в образ героя - персонажа, расширение представлений об эмоциях. Развитие творческого воображения, речи.

Картинки сказочных персонажей: Карлесон, Баба- Яга,  Кощей-Бессмертный, Чебурашка, 7  гномов, коза с козлятами, волк, ослик, Пьеро, Буратино, снегурочка, Карабас-Барабас, Сестрица Аленушка и братец Иванушка и т.д.

Правила игры.

Ребёнок располагает кубик таким образом, чтобы видеть отражение своего лица в зеркальце в одной из граней, и с помощью мимики передаёт различное настроение животных (например, грустный котёнок, весёлая гусеница и т. д)

Можно поиграть смену эмоциональных реакций героя через различные истории. «Жил котик и был он очень грустным (ребенок мимически изображает грустного котика). Постоянно он ходил с поникшей головой, грустным выражением лица и никогда не улыбался. Но однажды котик встретил доброго волшебника, который научил его глазки и губки улыбаться (ребенок показывает, как появилась улыбка у котика и глаза засветились радостью) и т. д.

Ведущий: Ребята настроение бывает разным.  Веселое, грустное. А вы знаете, как справиться  с грустным настроением, что для этого нужно сделать. (Высказывание детей). Ребята, а вы знаете, что настроение может улучшиться  и даже тогда когда человека просто рады видеть. А я знаю такую радостную песенку.

3. Игра «Радостная песенка»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства

- У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».

 Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

- Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

4. Танцевальная терапия.

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.

- Музыкальные движения  повышают настроенье.

Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.

- Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета – быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).

Звучит весёлая песня.

Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.

5. Упражнение на релаксацию.

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

- Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Волшебная страна.… В ней живут сказочные герои. Давайте и мы создадим свою страну Настроения. В ней могут жить самые разные  герои. В этой стране  могут быть реки и моря, непроходимые леса и цветущие сады, сверкающие дворцы и домики простых жителей. А сейчас каждый из вас побывает в самом лучшем и прекрасном месте на Земле. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

Организуется беседа. Задаются необычные творческие вопросы. Выясняется, каким сказочным героем представлял себя каждый.

6. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»

Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.

- А сейчас давайте вместе

 Построим край чудесный.

Детям предлагается составить коллективную композицию.  Даются лоскуты разноцветной  органзы  и шёлка, ленты, коробка с игрушками, камешками, ракушками и мелкими различными предметами, прищепки. Из тканей дети выкладывают цветы, речку, солнце, облака, траву, домики, бабочку и т.д. Сюжет обыгрывается с помощью игрушек. Дети совместно придумывают сказку.

Совместное деятельность сопровождается звуками природы.

7. Упражнение «Сухой душ»

Цель: создание и сохранение позитивной установки.

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Надо душ сухой принять.

Детям предлагается пройти через «сухой душ».

- Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью.  Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго.

Педагог предлагает детям и гостям потанцевать под музыку «Хорошее настроение»

Самоанализ

Цель: коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;

- закрепить понятие «настроение»;

- учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;

- обучать приемам саморасслабления, снятию  психомышечного  напряжения.

Развивающие:

- развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;

- развивать интерес детей в изучении самих себя;

- развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;

- развивать навыки релаксации,

- развивать межполушарное  взаимодействие, внимательность.

Воспитательные:

- воспитывать позитивное  отношение к себе и окружающему миру;

- повышать социальную компетентность;

- создавать положительный эмоциональный настрой;

- способствовать сплочению детского коллектива.

Использование в работе с детьми элементы арттерапии: изо, танцевальная терапия,