ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

Быкова Зиля Вилиновна

Предварительный просмотр:

Использование технологии «Додекаэдр» в развитии дошкольника.

http://dicecollector.com/images/large/42/d4236106502e1380e208b1a3a55296.jpg

Додекаэдр — это правильный многогранник, составленный из двенадцати равносторонних пятиугольников. Додекаэдр имеет 20 вершин и 30 ребер. Многогранник додекаэдр легко собрать из бумаги используя технику оригами. Модуль собирается очень просто из плотной бумаги, размер и цвет каждого модуля может быть выбран в

зависимости от ваших предпочтений. Для того, чтобы сделать правильный додекаэдр, необходимы подручные средства: циркуль, ножницы, карандаш, ластик, линейка, клей, плотная бумага, фото, всевозможные картинки, цветная бумага.

Каждый додекаэдр может быть посвящен отдельной теме: безопасности (любое время года, на дороге, в лесу, пожарная безопасность, с незнакомыми людьми) приметы,  признаки времен года, адаптация детей, взаимосвязь объектов живой и неживой природы, праздникам, правилам поведения и т.п.

Все это способствует:

 - расширению и систематизации знаний детей о каком-либо предмете или объекте;

- развитию умению исследовать объекты или предметы живой или неживой природы, устанавливать взаимосвязь, делать выводы;

- развитию словаря и связной речи;

- воспитанию бережного отношения к природе, способствованию умению любоваться ее красотой и т.п.

Додекаэдр можно использовать как на занятиях, так и как отдельную дидактическую игру, в самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей.

Опыт применения многогранника  Додекаэдр, в  познавательном  развитии, а именно решении задач по ознакомлению с окружающим миром.

        Благодаря этому пособию  процесс обучения становится  более эмоциональным, занимательным, помогает повысить произвольное внимание детей, создаёт предпосылки к более  глубокому овладению детьми знаниями, умениями и навыками. Он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.

Главная ценность пособия  заключается в том, что он не просто куб, а наглядно – практический метод обучения.

Итак, что же такое Додекаэдр: это объёмная геометрическая фигура, похожая на цветной переносной куб, он имеет 12 граней, на  которых изображены  картинки, с помощью которых мы знакомимся с нужной темой недели, беседуем, задаём вопросы, отвечаем на них, и, конечно, играем.

         Данное пособие  я  использую как непосредственно  на занятиях по реализации  образовательной области познавательное развитие,  так и отдельно,   дидактической  игрой  в совместной с детьми деятельности в первую и во вторую половину дня.        

Я расскажу, как же  используется пособие в образовательном процессе с детьми, на примере:  «Додекаэдра «Россия»», по теме недели «Моя малая Родина»,

 Для начала мы с детьми рассмотрели и познакомились с гранями – картинками, затем предложила детям поиграть с пособием.

(Ребёнок бросает модель, выпадает, грань -  картинка рассматриваем и начинаем обсуждать)

Например: по картинке  «Народы России» я знакомила детей с людьми разных национальностей, учила узнавать и отличать их друг от друга (Цветом кожи, формой глаз, обычаями), закрепляла знания детей, что Россия - многонациональная страна, воспитывала у детей чувство уважения к людям других национальностей.

Играли по такому алгоритму:

1.        Ребёнок выбирает на картинке человека, одной национальности.

Я задаю вопросы.

2.        На какой территории проживают?

3.        Его жилище?

4.        Верхняя одежда?

5.        Чем питается?

К примеру, возьмём Якутов. Они проживают в Сибири, жилище  – юрта, верхняя одежда из шкур оленя, обувь унты, якуты питаются кониной, говядиной, олениной и т.д.

При выпадении грани «Народные символы России» я знакомила детей с матрёшкой: она является олицетворением России, она же мать, которая символизирует, по сути, семью,  самовар -  является символом семейного  очага, уюта, дружеского общения, а тройка -  это старинная русская запряжка для быстрой езды на дальнее расстояние.

Так же знакомила детей с русской национальной кухней, Россияне очень любят  распространённые блюда: блины, супы, пельмени, соленья. Знакомились с государственными символами России: флагом, что он называется триколор, он имеет три цвета, белый, синий, красный, которые символизируют мир, верность, огонь, отвагу и мужество, а изображение двуглавого орла на гербе России означает Единство и независимость страны, что  изображение всадника символизирует  победу добра над злом!

Благодаря этому пособию дети узнали и закрепили свои знания:

- о нашей стране, дети узнают и показывают  государственные символы России (флаг, герб)

-  что Россия – страна большая, богатая и страна многонациональная; воспитывает чувство уважения к людям других национальностей их обычаем;

-  знают и рассказывают о том, что Москва – главный город, столица нашей Родины, формируется  чувство любви и гордости к своей стране;

- узнают и называют президента России.

-знают, что бывают государственные символы и народные символы

Знакомятся с матрешкой, музыкальными инструментами, природой, национальной кухней, животным миром нашей Родины.

Как мы видим пособие «Додекаэдр», это действенный  приём, позволяющий разнообразить занятие, повысить эффективность познавательной работы. Результатом работы с пособием можно отметить  участие детей в конкурсах и олимпиадах различного уровня, где они показали хороший уровень познавательной активности.

                                         



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Чебурашка» г. Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

Мастер - класс для педагогов на тему:

«Применение инновационного приема «Кубик Блумa»

нa зaнятиях c детьми дошкольного возраста»

                                               

                                                   Провела: воспитатель

                                                                    МАДОУ ДС №10 «Чебурашка»

                                   Быкова З.В.

Янаул 2021

Цель: познакомить педагогов с инновационным приемом «Кубик Блума».

    Задачи: - Показать, как можно использовать «Кубик Блума» в образовательной деятельности детей.

                     - Представить участникам мастер – класса, один из приемов развития креативного мышления – «Кубик Блума».

                     - Развивать познавательный интерес к новым инновационным технологиям.

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас на мастер–классе по теме: «Применение инновационного приема «Кубик Блумa» на занятиях c детьми дошкольного возраста».

  Нам нужно выбрать девять участников, давайте поиграем в викторину:

  • Кто быстрее плавает утенок или цыпленок? (Цыпленок плавать не умеет)
  • Что длится дольше: год или 12 месяцев? (одинаково)
  • От чего кошка бегает, а не летает? (крыльев нет)
  • Какого камня на морском дне не найдешь? (сухого)
  • Без чего хлеба не испечешь? (без корки)
  • За чем во рту язык? (за зубами)
  • Что нельзя возвратить назад? (время)
  • Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)
  • Может ли петух назвать себя птицей? (нет, говорить не умеет)

Для ребенка современный детский сад – это, прежде всего новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Одна из главных задач обучения и воспитания в детском саду заключается в том, чтобы создать фундамент для усвоения новых знаний. Основное внимание должно уделяться привитию желания и умения изучать что-то новое.

Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса к изучаемому материалу, без внутренней мотивации к освоению знаний, чтобы получить продуктивный результат практически невозможно. Возникает вопрос: как же пробудить у детей желание "напиться" из источника знаний? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у них мотивации к получению этих знаний? Кaкие приемы и технологии использовать?

Предлагаем вaшему вниманию один из популярных приемов технологии, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием нaзывaетcя "Кубик Блумa".  

Бенджaмин Блум извеcтен как aвтор уникaльной cиcтемы aлгоритмов педaгогичеcкой деятельноcти. Предложеннaя им теория, рaзделяет обрaзовaтельные цели нa три блокa: когнитивную, пcихомоторную и aффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блокaми "Знaю", "Творю" и "Умею". То еcть, ребенку предлaгaют не готовое знaние, a проблему. А он, иcпользуя cвои  знaния, должен нaйти пути рaзрешения этой проблемы.

Методика использования «Кубика Блума».

1. Понадобится обычный бумажный куб, нa гранях которого написано:

Назови.

Почему.

Объясню.

Предложи.

Придумай.

Поделись.

2. Формулируется тема обрaзовaтельной деятельноcти. Темa должнa обознaчить круг вопроcов, на которые нужно будет ответить.

3. "Кубик Блумa" уникaлен тем, что позволяет формулировaть вопроcы caмого рaзного хaрaктерa. Педaгог или один воcпитaнник броcaет кубик. Выпaвшaя грaнь укaжет: кaкого типa вопроc cледует зaдaть. Удобнее ориентировaтьcя по cлову нa грaни кубикa — c него и должен нaчинaтьcя вопроc.

Предлагаем разобрать подробнее на примере сказки «Теремок».

Нaзови. Предполaгaет воcпроизведение знaний. Это caмые проcтые вопроcы. Воспитаннику предлaгaетcя проcто нaзвaть предмет, явление, термин и т.д.

Нaпример:

- нaзовите, кaк нaзывaетcя cкaзкa в которой герои  подружились и стали жить дружно, вместе ;

- назовите глaвных героев cкaзки «Теремок».

Почему. Это блок вопроcов позволяет cформулировaть причинно-cледcтвенные cвязи, то еcть опиcaть процеccы, которые проиcходят c укaзaнным предметом, явлением.  

Нaпример:

- Почему медведь залез на теремок? (Не мог влезть в сам теремок)

Объяcни. Это вопроcы уточняющие. Они помогaют увидеть проблему в рaзных acпектaх и cфокуcировaть внимaние нa вcех cторонaх зaдaнной проблемы.

Например:

- Объяcни, что случилось с теремком? (Он развалился)

- Объяcни, почему медведь сломал теремок?

Предложи. Ребенок должен предложить cвою зaдaчу.  Либо предложить cвое видение проблемы, cвои идеи. То еcть, ребенок должен объяcнить, кaк иcпользовaть то или иное знaние нa прaктике.

Нaпример: 

Предложи, кaк бы ты поcтупил нa меcте зверей?

Предложи, кaк бы мог поступить медведь?

Придумaй — это вопроcы творчеcкие, которые cодержaт в cебе элемент предположения, вымыcлa.

Нaпример: 

Придумай, свою версию концовки cкaзки.

Поделиcь — вопроcы этого блокa преднaзнaчены для aктивaции мыcлительной деятельноcти дошкольников, учaт их aнaлизировaть, выделять фaкты и cледcтвия, оценивaть знaчимоcть полученных cведений .

Вопроcaм этого блокa желaтельно добaвлять эмоционaльную окрacку. То еcть, cконцентрировaть внимaние нa ощущениях и чувcтвaх детей, его эмоциях, которые вызвaны нaзвaнной темой.

Нaпример: 

«Мне очень понрaвилоcь cкaзкa, потому что …………….»

Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания. Данный прием развивает ни только мышление, но и речь.

А сейчас мы предлагаем вам сделать «Кубик Блума» своими руками и уже сегодня опробовать этот инновационный прием в деле.

Перед вами готовые кубики, нужно приклеить цветные стороны с вопросами.

Вaриaнты иcпользовaния "Кубикa Блумa" нa зaнятиях:

"Кубик Блумa" универсален. Возможны два варианта:

  • Вопроcы формулирует caм педaгог. Это более легкий cпоcоб, иcпользуемый нa нaчaльной cтaдии — когдa необходимо покaзaть детям примеры, cпоcобы рaботы c кубиком.

  • Вопроcы формулируют caми воcпитaнники. Этот вaриaнт требует определенной подготовки от детей, определенного нaвыкa.

«Кубик Блумa» можно иcпользовaть нa вcех этaпaх зaнятия любого типa. Однaко, нaиболее удобно применять приём нa обобщaющих зaнятиях, когдa у ребят уже еcть предcтaвление о cути темы.

Что кacaетcя иcпользовaния нa более рaннем этaпе изучения блокa мaтериaлa, то в этом cлучaе рaботу c кубиком можно cделaть групповой, то еcть ответы нa вопроcы детям нужно будет формулировaть вмеcте. Этот упрощённый cпоcоб помогaет не только «cобрaть в кучку» вcе знaния детей, но и рaзвить в ребятaх чувcтво коллективизмa, необходимоcти помогaть друг другу и неcти ответcтвенноcть зa рaботу вcех членов комaнды.

Применение «Кубика Блума» на НОД на тему «Треугольник»:

Объясни что такое треугольник? (это геометрическая фигура, состоящая  из сторон и углов)

Почему треугольник  не катиться?

Назови элементы(части) треугольника (3 стороны, 3 угла)

Предложи как из квадрата получить треугольники?

Придумай что может быть треугольным.

Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал треугольные предметы.

Применение «Кубика Блума» на НОД по ознакомлению с природой

Назови три летних месяца?

             - что одевают люди летом?

             - летние природные явления

Объясни что будет если летом надеть теплые вещи. (Куртку, шапку, валенки)

              - что будет с зайцем, если он не поменяет цвет шерсти.

              - что будет, если летом пойдет снег.

Предложи свои предметы летней одежды.

              - способы применения воды.

              - свои летние игры.

Почему летом идёт дождь, а не снег.

             - перелетные птицы возвращаются с юга.

Придумай загадку о лете.

             - летние слова.

             - как изменится планета, если всё время будет лето.
Поделись своими впечатлениями о лете и летних праздников. (Мне очень понравилось лето, потому что …)

Применение «Кубика Блума» на закрепление знаний по "Финансовой грамотности":

Поделись, есть ли у тебя копилка;

Объясни, что такое домашний труд и почему он не оплачивается;

Придумай, на что бы ты потратил крупную сумму денег, выигранную в лотерею; чем можно заменить настоящие деньги в игре «Магазин»?

Назови валюту нашей страны;

Почему говорят: "Копейка рубль бережет?";

 Мы вам предлагаем  составить вопросы по образовательным областям: формирование элементарных математических представлений (одной подгруппе); ознакомление с миром природы (вторая подгруппа); приобщение к художественной литературе (третья подгруппа).  А теперь расскажите, что у вас получилось.

      

-Проведём заключительную часть нашего мастер - класса. Перед нами «Корзина Рефлексии». Наполним её плодами. Выразите своё отношение к работе нашего мастер - класса.

- Яблоки - символизируют нашу работу.  Насколько для Вас была полезна эта информация ? Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания. Положите  яблоки в корзину.

- Закончить работу  хотелось бы словами Бернарда Шоу

«Если у  Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку.

А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»

   Хотим  поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеемся , вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности. Чтобы вы могли попробовать применять этот приём на своих занятиях.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Технология «сторисек» в детском саду»

Цель: овладение инновационной технологией речевого развития дошкольников

«Что такое сторисек»?

Научить читать проще, чем научить хотеть читать или любить читать. Существует много различных методов и приёмов овладения навыками чтения, а также существуют методы, приёмы и даже проекты, вызывающие интерес к чтению. Один из таких проектов «Сторисек» - в переводе с английского «Мешок историй», был разработан в Великобритании в 1994 году. Основатель «Сторисека» англичанин Нейл Гриффитс.

Цели «Сторисека»: разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач, получение удовольствия от самой книги и от совместного чтения. Первоначально сторисек задумывался, как средство приобщения детей школьного возраста к чтению. Однако эту технологию можно успешно применять и в детском саду. Ведь именно в детском саду воспитываются будущие читатели.   Формирование  интереса к книге в дошкольном возрасте напрямую связано с желанием читать книги в старшем возрасте.

Задачи «Сторисека»:

- чтение хороших книг

- расширение кругозора

- пополнение и расширение словарного запаса

- развитие навыков осмысленного чтения

- навыков обсуждения художественного произведения

- социальных навыков

-стимулирование интереса к книге.

Что из себя представляет мешок историй? Это настоящий полотняный мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми (родителями) проведя мастер-класс, где возможны варианты по украшению мешка пуговицами, вышивкой и т.д.Мешок можно заменить чемоданом или красочной коробкой. Затем подбираются компоненты для комплекта: это художественная иллюстрированная детская книга, мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, маски, аудиокассета или компакт-диск, языковая игра.

Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Игрушки помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Мягкие игрушки сторисека – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.

Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги. Языковая игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.

Этапы работы над созданием Сторисека.

Подготовительный этап.

Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».

Критерии отбора книги:

- книга, соответствующая возрасту детей;

- качественные иллюстрации.

2. Подготавливается мешок (чемодан) для комплекта материалов.

3. Подбираются остальные компоненты для комплекта;

4. Разрабатываются литературные игры;

5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых»;

6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».

Этап продвижения.

На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий по «сторисекам»;

Основной этап.

1.  Работа с художественным произведением (чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций).

2. Работа с научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся факты, например,  о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы).

3. Работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием.).

Завершающий этап.

Собираются впечатления о  книге (произведении), уточняется запрос детей.

Сторисек по сказке Сутеева В.Г«Мешок яблок»

Компоненты для сторисека по сказке В.Сутеева «Мешок яблок»

1. Красочно оформляется опись готового «сторисека».

2. Мешок (чемодан).

3. Сказка В. Сутеева «Мешок яблок».

4. Биография автора (интересные факты из жизни).

5. Аудио сказка (CD).

6. Мультфильм (DVD).

7. Загадки про животных и овощах.

8. Маски, игрушки  – прообразы героев сказки (заяц, ворона, медведь, бельчата, ёж, коза, козлята, крот, зайчиха, зайчата, волк).

9. Муляжи яблок, грибов, капусты, морковки, картошки, свеклы.

10. Шнуровка с изображением яблони, домика Зайца, Ежа и др.

11. Трафареты с животными и овощами.

12. Раскраски по сказке и карандаши.

13. Настольные игры: домино, домашние животные, лото.

14. Научно - познавательные энциклопедии о диких животных, о деревьях.

15. Режиссёрские игры (предложить составить свою версию сценария).

16. Игра «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге (как домашнее задание с родителями).

17. Игра «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимы изобразить героев произведения.

18. «Найди пословицу» - подбор и объяснение, почему выбрали эту пословицу, найди лишнюю пословицу.

19.Игра «История слов» - работа по расширению словаря по объяснению новых слов (например, дичка).

20. Сюжетно-ролевые игры по мотивам произведения.

21. Викторины о диких животных, овощах.

22. Создание коллажа из картинок.

23. Скороговорки о животных.

Главное условие: все игры необходимо соотнести с произведением.

План сторисека «Мешок яблок»

Чтение сказки «Мешок яблок» с  показом иллюстраций.

Вопросы детям:

- Понравилось ли вам произведение?

- Что понравилось?

- Кто главный герой сказки?

Отгадайте загадки и назовите остальных героев сказки.

Много бед таят леса

Волк, медведь там и лиса.

Там зверёк в тревоге,

От беды уносит ноги

Ну – ка быстро отгадай-ка.

Как зверёк зовётся? (заяц).

Заяц зайцу говорит

Мне б его да аппетит

В аппетите мало толку

 Мне бы зубы как у… (волк).

Сделал дыру, вырыл нору

Солнце сияет, а он и не знает (крот).

Окраска сероватая

Повадкой вороватая

Крикунья хрипловатая

Известная персона это (ворона).

 

Сжался ты не развернёшь,

 На клубок, на мяч похож,

Сто иголок, а не шьёшь

Не хочу ответил … (ёж).

Есть рога, а не баран,

Хвост свечой, а не белка,

Не корова, а молоко даёт (коза).

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь).

 

- Зачем заяц отправился в лес?

- Что нашёл в лесу заяц?

- Почему яблоня называете дикой?

- Сколько яблок набрал заяц?

- Какой у него(зайца) характер?

- Кого первого встретил заяц у яблони?

- Какая по характеру ворона?

- Каким вы представляете себе Медведя?

- Кто подбежал потом к Зайцу?

- Как относится автор к бельчатам?

- Кто встретился Зайцу по дороге еще?

- Где встретил Заяц волка?

- Какой волк?

Игра «Крокодил» - при помощи мимики или пантомимы изобразить героев сказки (выбрать картинки с изображением героев сказки и изобразить, остальные отгадывают).

- Когда Заяц прибежал домой, что он увидел?

- Расскажите, какие подарки принесли зайчатам звери?

- А кто ничего не принёс?

Благодаря своей доброте, заяц имеет много друзей, звери отблагодарили зайца за его щедрость и помогли в трудную минуту.

Игра «Подбери пословицу к сказке» - выбрать из предложенных, подходящую по смыслу пословицу.

Без беды друга не узнаешь.

Без друга в жизни туго.

Верному другу цены нет.

Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

Проиграть сказку в масках, или предложить сыграть сцену встречи волка и зайца с игрушками би-ба-бо, с мягкими игрушками.

Поделитесь своими впечатлениями.

- Кто из сказки вам понравился больше всего? Почему?

- Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали сказку?

- Как главный герой проявлял себя в разных ситуациях при встрече с бельчатами, кротом, волком?

- Какими качествами он обладает?

- Заяц положительный или отрицательный герой сказки?

- Кто противоположный герой? Почему?

- Какой вопрос задаёт ворона в конце сказки?

- Как вы на него ответите?

- Какая главная мысль в сказке?

- Чему сказка учит?

Предложить детям раскраски по сказке.

Просмотр мультфильма.

Подвижная игра «Найди следы медведя. Волка, зайца и т.д.».

Игра-моделирование «Составь иллюстрацию к сказке из геометрических фигур-моделей».

Игровая ситуация «Угостим ворону яблоком и скажем ей добрые слова».



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «"Кубики историй", или сторителлинг как средство

развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по

развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством

использования техники «сторителлинг».

Задачи: - Познакомить педагогов с опытом работы по использованию

технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;

- Обучить участников мастер-класса методам и приемам обучения

дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе;

- Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям,

инициативу, желание применять на практике данные технологии.

Современные дети - это уникальные создания, требующие особого подхода.

Каким должен быть современный ребенок? Уверенным в себе,

коммуникабельным, самостоятельным, настойчивым, обладать способностью

мыслить творчески и нестандартно, видеть необычное в обычном –вот

неотъемлемые качества современного ребенка. Как же нам педагогам развить

перечисленное в детях? Для этого нужно быть современным воспитателем и

использовать в своей деятельности современные интерактивные формы,

методы и технологии.

В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное

количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи

дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе

техники и технологии, заимствованные из других научных сфер.

Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «"Кубики историй",

или сторителлинг как средство развития связной речи у детей старшего

дошкольного возраста».

Принципиально важно, чтобы педагогическая технология определяла

позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!». Совсем недавно

я обратила внимание на новую интерактивную технику сторителлинг.

Техника сторителлинг, заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала

меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения

речи, воображения и коммуникативных навыков детей старшего

дошкольного возраста. Все мы, педагоги, работающие с дошкольниками, так

или иначе сторителлинг используем. Встречали ли вы раньше этот термин?

Сторителлинг – это инновационная технология развития речи детей.

Сторителлинг в переводе с английского означает «рассказывание историй».

В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный

синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т.п.

Игру сторителлинг придумал и успешно опробовал на личном опыте Дэвид

Армстронг, человек, далёкий от педагогики, глава крупнейшей

международной корпорации, и предназначена игра была для взрослых.

Сторителлинг – это игра, которая интересна не только взрослым, но и детям.

Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые

погружают в мир фантазий и приключений. В оригинале кубики сложны для

дошкольников, но творческие педагоги нашли и апробировали в своей работе

другой вариант использования кубиков.

Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного

возраста:

  • Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти

поход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может

быть использован в любом месте и в любое время.

  • Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы

представляют большой интерес, развивают фантазию, логику и

повышают культурное образование.

  •  Дошкольникам сторителлинг помогает научится умственному

восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную

речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность.

  •  Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и

совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще

запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты

запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются в

памяти надолго. Сторителлинг – это замечательный метод

преподнесения любого материала.

  •  Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робкихсмелыми, молчаливых-разговорчивыми и повышает настроение,
  • потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень

увлекательно!

  • Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и

на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может

раскрываться историей в картинках.

Как и у каждой игры в сторителлинге есть свои правила. Они просты и легко

запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский

интерес, тематику, договариваемся о ком будет история, т. е., выбираем

главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или

смешная история).

Американские специалисты Чип и Ден Хиз выделили несколько принципов

хороших историй:

- простота,

- неожиданность,

- конкретность (персонажи, истории должны быть знакомы и понятны

дошкольникам,

- реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если

дети в неё не поверят).

Структура сторителлинга.

В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:

1. Вступление.

Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с

героем.

Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Развитие событий.

Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть

дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о

котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию,

которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

3. Кульминация.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит

чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы,

появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение.

Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним

предложением. Как в басне – мораль.

Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая много

обучающих, развивающих и воспитательных задач. Чтобы детям было

интересно, я взяла за основу игру «Кубики историй» и адаптировала под

своих детей. Правила этой игры просты и легко запоминаются детьми, суть

её – «бросай» и «рассказывай». Сначала выбираем историю, учитывая

детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя, а также

жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). Например, игра

для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части –

начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок

рассказывает историю. Когда играет больше трёх человек, кубики кидают по

очереди и продолжают друг за другом историю. Воспитатель может начать

историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики. Таким

образом, дети плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют

необычные истории.

В истории должен быть интересный герой. Это может быть кто или что, хоть

обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно,

чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а

также чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам

по себе, а «живёт» в каком-то мире.

Рассказ или история, совмещенные с показом сюжетной картинки, помогают

более выразительно построить свой монолог, избавиться ребенку от так

называемого «страха говорения».

И так! Игра начинается!

Ребенок достает из «волшебного мешочка» кубик, бросает его, и в

зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать своим

друзьям невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает

кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно

переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а

иногда и грустные истории.

Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной

степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала

составлять истории можно по очереди так: первый кубик бросает ребенок, а

следующий-воспитатель и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять

и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить

рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в

сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе

игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность

для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание

сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы

вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику.

Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный

опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами,

страхами.

Таким образом, с помощью игры в «Кубики историй» формируется способ

передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.

 Можно придумать очень много игр с «Кубиками историй» .

1. Бросить все 9 кубиков, выбрать один из них как точку старта и

рассказать историю, сочетающую все выпавшие элементы.

2. Выбрать заголовок или тему, бросить все 9 кубиков и рассказать

историю, связав все выпавшие элементы. Например, с кубиками в

наборе «действия» сочините историю: «Плохой день Семёна».

3. Раздать кубики всем играющим. Один начинает. По очереди каждый

бросает кубик и продолжает историю на основании выпавшей

пиктограммы.

4. Придумайте историю, связав все пиктограммы на одном выбранном

кубике;

5. «Главный герой». Сочините образ главного героя, выбрав три кубика.

Может получиться индейское прозвище или имя и фамилия, и место,

откуда герой родом или особенность внешности;

6. «Помощники» Выберите только те пиктограммы, которые обладают

общим качеством, например, «помогают людям»;

«Кубики историй» – настоящий праздник воображения! Ведь сочинять

истории не только полезно, но и очень увлекательно.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОО "Использование техники «друдл» в развитии воображения, мышления и творческих способностей дошкольников"

План

Игра на знакомство «Топ-хлоп».

Настрой «Что я ожидаю от встречи?»

Почему необходимо развивать воображение детям и взрослым?

Что такое «друдлы»?

Проведение имитационной игры (основные приемы работы).

Рефлексия («Оправдались ли мои ожидания»).

Напутствие участникам.

1. Игра на знакомство «Топ-хлоп»

Настрой «Что я ожидаю от встречи?»

Вступительное слово ведущего.

 Уважаемые коллеги, мы собрались сегодня, чтобы обозначить важность развития воображения у детей дошкольного возраста и познакомиться с таким приемом развития воображения, мышления и творческих способностей детей, как «друдлы».

Предлагаем сфокусироваться на следующих задачах:

Познакомиться с идеей создания «друдлов»;

Освоить основные приемы работы с «друдлами»;

Создать модели «друдлов».

Я представлюсь вам с помощью персонального «друдла». Меня зовут Зиля Вилиновна, я работаю воспитателем в МАДОУ ДС №10. В голове моей генерируется много идей и мой рабочий день наполнен большей частью радостными и интересными событиями. Но в потоке этих событий, предстоящих и нерешенных задач, эмоций, волосы на моей голове стоят «дыбом», рот искривился в неоднозначной кривой линии, не то улыбки, не то ухмылки.

2. Почему же необходимо развивать воображение детям и даже взрослым?

В своей книге «Педагогика для все» известный публицист, педагог, журналист, философ, писатель, основатель газеты «Первое сентября» (ныне издательский дом «Первое сентября») Симон Львович Соловейчик называет воображение даром, который развивает душевные качества человека, а именно интерес к человеку и способность сочувствовать ему, «воображением доставлять себе ту же боль, что мучит другого человека».

Симон Соловейчик утверждает, что «Человек без воображения добрым быть не может… Личность нашего ребенка во многом зависит не от характера и не от ума, который волнует нас больше всего (умный? глупый?), а от природных свойств воображения, его живости, его горячности, спокойствия и мятежности, от его силы и слабости».

Своему читателю он раскрывает секрет воспитания ребенка словами: «Ключ к ребенку - не в поведении его, а в воображении. Кто хочет овладеть поведением, тот ничего не добьется; но все сделает с ребенком или подростком тот, кто овладеет его воображением».

«Сколько бы мы ни давали ребенку материальных благ, успех воспитания зависит не от них, а от благ воображаемых - о чем мечтает ребенок?». Автор призывает посвятит мечтам ребенка полчаса в день.

После таких воодушевляющих слов думается, что и мы с вами последуем его призыву.

Приведем несколько научных данных, чтобы добавить нашей встрече серьезности, а не только романтизма.

В норме, воображение становится ведущей функцией на шестом году жизни и остается ею и на седьмом году жизни. У дошкольников 5-6 лет мы наблюдаем проявление творческой активности, развитие фантазии. Ведущая потребность этого возраста - потребность в общении и творческой активности.

При этом психическое развитие ребенка пополняется такими новообразованиями, как: предвосхищение результата деятельности, а к семи годам развивается произвольность всех психических процессов и рождается внутренний план действий.

Развивая воображение, какого результата мы ожидаем?

Воображение расширит границы познания и растущая познавательная потребность ребенка во многом удовлетворится с помощью воображения. Оно как бы снимет дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Воображение объединится с мышлением, и поможет ребенку при решении познавательных задач.

Воображение разовьет умение создавать замысел и планировать его достижение. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно (сознательно регулируя поведение) создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Воображение помогает ребенку решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества.

Ответ на вопрос почему же необходимо развивать воображение детям в том, что возникновение и развитие воображения - социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее - речь.

Как возникла идея создания друдла и что это такое?

«Друдл» - это задача, незаконченная картинка в которой требуется домыслить, додумать, расшифровать что изображено на рисунке или дорисовать.

Они "включают" в работу лобные доли - те области мозга, которые отвечают за программирование, регуляцию и контроль произвольной деятельности. У них нет единственно верного решения - количество ответов ограничено лишь пределами нашего воображения. Очень важным для этого будет назвать как можно больше вариантов ответов для одной картинки. Для ребенка достаточно 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке.

Но на самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований.

«Друдлы» рисуют черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге (отказ от декоративности и достижение результата наименьшим количеством выразительных средств). Картинка друдлов является чем-то вроде каракулей, и похожа на то, что обычно студент или школьник рисует машинально на бумаге во время лекций или урока.

Подходящий возраст для работы с друдлами - это дети от 5 лет и взрослые.

Друдлы стали популярны в США после того, как американский комик Роджер Прайс в 1953 году издал книгу Droodles с собранием простых картинок, смысл которых нужно придумать самому. Автор снабдил рисунки смешными и неожиданными подписями, чтобы подтолкнуть читателя к самостоятельному и творческому поиску смыслов. Книгу быстро раскупили, а потом много раз переиздавали, добавляя новые друдлы.

Хотя именно Роджер Прайс сделал друдлы популярными по всему миру, он не был их изобретателем. Сложно установить того, кто первым придумал рисовать простые картинки с возможностью разных интерпретаций, но, например, вы наверняка узнаете «удава, который проглотил слона». Он был придуман за 10 лет до пика популярности друдлов.

Друдлы могут стать не только развлечением для взрослых и детей, но и хорошим способом визуализировать, запоминать сложную информацию. Например, в Эстонии придумали друдлы, в которых зашифрованы фольклорные сюжеты. В такой форме дети могут легко запомнить название книги, главных героев сказки или даже математическое понятие. Напоминает прием мнемотехники, правда коллеги?

3. Рассмотрим пример друдла

Что это?

Возможно, это:

Человек в костюме с галстуком-бабочкой, защемленным дверью лифта.

Или бабочка, взбирающаяся по веревке вверх.

Соединение бревен "ласточкин хвост".

Геометрическая задача.

Флюгер на крыше дома (или какой-либо рисунок на крыше).

Песочные часы, стоящие на столе.

Два громкоговорителя на столбе.

Шкаф с ручками.

Два клювика птиц.

Подарочная коробочка.

Ручки двери с двух сторон.

Закрытое окно.

Стрекоза над дорогой.

Вы можете увидеть в данном изображении десятки различных ситуаций. Единственно правильного ответа нет. И необязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим на то, что изображено на рисунке. Но вы заметили, как заработал ваш мозг?

Самые простые детские варианты: это придумывание и превращения во что-либо геометрических фигур. И, опять же, нужно придумать как можно больше вариантов.

Далее можно взять 2-3 геометрические фигуры, стоящие рядом.

Когда получается хорошо расшифровывать эти головоломки, то можно начать придумывать свои: вы придумываете для ребёнка, а он для вас. Получается очень интересная и развивающая игра.

Вспомним, что основные геометрические фигуры на плоскости - это точка и линия. Точки превращаются в линии, а линия превращается в плоские геометрические фигуры. И вооружившись школьными знаниями начинаем первую игру.

4. Проведение имитационной игры

«Дорисуй»

1. Возьмите карточки со стола и маркеры, мы предлагаем вам нарисовать на листе бумаги что - то. То, что вы захотите, все, что приходит вам в голову. (рисуете линии, кляксы). Засекаем время 1 минута.

2. Когда игроки закончат рисунки, по моей команде «Руки» два игрока поднимают руку, один игрок с одной команды, а второй игрок с другой команды). Они меняются рисунками. Команда «Руки» звучит до тех пор, пока все игроки не обменяются картинками.

Задание: на рисунке партнера по игре дорисуйте абстрактные закорючки до цельных картинок.

3. Теперь снова предложите напарнику поменяться рисунками. В ваших фигурах и линиях он увидел что-то свое и дорисовал.

Предлагаем напарникам встать и обсудить картинки: спросите название своего рисунка, обговорите линии, фигуры, задайте вопросы: «Что за линии?», «На что похоже?», «А что вы здесь дорисовали?».

Игра между командами

Мы предлагаем вам один общий для двух команд друдл, в течение 3 минут команды придумывают как можно больше вариантов описания картинки. По истечении времени команды по очереди предлагают свои варианты, та команда, которая не сможет дать описание проигрывает.

Игра на вылет

Приглашаем вас в один общий круг, оставим листочки и принадлежности для записи.

Любым образом выберите первого игрока. Он тянет из стопки карточек один друдл, кладёт его на стол картинкой без подписи вверх и даёт своё объяснение нарисованному. Затем все игроки по часовой стрелке тоже высказывают свои версии (описания недолжны повторяться). Повторяться нельзя, на раздумье даётся 5-7 секунд. По требованию соперников игрок должен обосновать свою версию, а если он не сможет этого сделать, попытка не засчитывается. Игрок, который не сумел ничего придумать, выбывает из раунда. Версии выдвигаются, пока в игре не останется только один участник: он выигрывает этот раунд и в знак победы забирает себе карточку.

В следующем раунде звание первого игрока передаётся по часовой стрелке.

В партии должно быть столько раундов, чтобы каждый участник побывал первым игроком равное число раз. Например, игра на четверых может продлиться четыре, восемь, двенадцать раундов.

Победителем становится тот, кто выиграл больше всего раундов, иными словами - собрал больше всего карточек.

5. Рефлексия («Оправдались ли мои ожидания»)



Предварительный просмотр:

Технология «Кроссенс» как метод развития речи у детей дошкольного возраста

   В настоящее время неотъемлемой частью педагогической деятельности является умение творчески решать возникающие повседневные задачи. Инновационное образование актуализирует запрос на раскрытие творческого потенциала каждого педагога. Креативность, мобильность, инициативность требуются от каждого.

   Практически ни один человек не может жить без окружающего его социума. Каждый день нам приходится общаться с десятками людей, и чтобы нас понимали и слушали, нужно обладать грамотной и четкой речью, однако есть люди, у которых речь нарушена, и её исправлением и занимается логопед.

      В современных дошкольных учреждениях с детьми работают не только воспитатели, но и педагоги различных специальностей. Одним из специалистов является учитель-логопед. Часто родители считают, что логопед работает только с детьми, которые не произносят или произносит неправильно отдельные звуки. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия. Главной целью коррекционной работы проводимой логопедами является развитие речи ребёнка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха, накопление и активация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа , и, конечно, коррекция произношения.

    А как развивать речь ребёнка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Ответ один использовать инновационные педагогические технологии.

   Предлагаем рассмотреть развивающий метод «Кроссенс», который можно назвать головоломкой нового поколения, соединяющей в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

   Этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Данный метод, впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».

Технология «Кроссенс» позволяет:

упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

развивать зрительное восприятие;

учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

развивать логику;

развивать образное мышление;

учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;

учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;

учить определять в речи предложно-падежные конструкции;

учить детей связно мыслить, составлять рассказы;

развивать смекалку, тренировать внимание.

Чем отличается кроссенс от кроссворда? В кроссворде все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками.

Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы.

Наша задача - объяснить кроссенс, составить рассказ - ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития речи, логического и творческого мышления.

Существует три способа решения кроссенса.

Первый способ - это чтение кроссенса слева направо, двигаясь только вперёд по часовой стрелке и заканчивая на центральном квадрате.

Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

Во втором варианте центральное изображение со всеми картинками.

В третьем случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Дошкольникам старшей группы 5-6 лет, осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок не по силам. Поэтому, основываясь на идее метода, можно предложить детям для разгадывания кроссенса с полем из двух, а затем - из четырёх квадратиков. Сути метода и его педагогическое значение это не меняет.

Такого рода игры - хороший способ тренировки памяти. И когда хочется понять, на каком уровне находится ребёнок, это задание помогает быстро выяснить, каков его словарный запас, как он умеет строить фразы, способен ли фантазировать.

Использование данной технологии вызывает интерес не только у педагогов и детей, но и у родителей воспитанников, которые помогают логопеду создать кроссенсы, делая это вместе со своими детьми. Данная работа показывает, что использовать интернет возможно не только для скачивания игр и просмотра мультфильмов, но и для создания интересных загадок, головоломок, ребусов, размещённых в таблицах, которые будут использоваться при проведении НОД. Родители становятся участниками проведения НОД, что в значительной мере повышает их родительскую компетентность и умение заниматься со своими детьми продуктивной деятельностью. Родители больше уделяют времени и внимания своему ребёнку. Их общение становится продуктивным, интересным, развивающим, творческим. Родители также могут увидеть трудности ребёнка в обучении, понять причины, помочь педагогу в своевременном их устранении.

Рассмотрим алгоритм создания кроссенса:

необходимо определить тематику, общую идею;

подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее;

найти связи между элементами, определить последовательность;

сконцентрировать смысл в одном элементе(центр);

подобрать картинки, иллюстрирующие элементы;

При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие параметры:

Конкретность образов - чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы, тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов;

Всеобщность - чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше;

Полнота решения - все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами;

Краткость - нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий ассоциативный ряд;

Таким образом, «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей...

Использование данной технологии дополняет привычные педагогические, коррекционные методы и технологии, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, педагога и родителей; тем самым ускоряет процесс работы над речью, процесс творческого роста.

Задумка, замысел, осмысление и решение любого кроссенса развивает и совершенствует креативные качества педагога, воспитанника и родителя, приводит участников педагогического процесса к плодотворному общению, взаимопониманию и сотрудничеству. Мы становимся творцами, авторами.

Всё это способствует оптимизации логопедического взаимодействия, превращает занятия с детьми из трудного в интересное и полезное, способствует развитию умственных и речевых способностей дошкольников.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Чебурашка» г. Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

Консультация для педагогов

по теме

«Мемори-бокс - современная игровая образовательная технология в ДОУ»

Выполнила: воспитатель

Быкова З.В.

Янаул 2023

     Мемори - бокс, или как его еще называют волшебная коробочка, - это самодельная коробка или можно сказать подобие кейса, с различным набором материалов на определенную тему. Все материалы из Мемори – бокса расположены в различных коробочках. Мемори - бокс помогает изучить и закрепить пройденный материал. Данную технологию можно применять в любой образовательной области.

Мемори-бокс – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Главное предназначение данной технологии - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап - это этап подготовки бокса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

Второй этап - работа с боксом - это его решение. Решение боксов рекомендуется проводить в следующем порядке:

- знакомство с ситуацией, её особенностями;

- выделение основной проблемы (проблем, выделение признаков, которые могут реально воздействовать на ситуацию);

- формулирование проблемы;

- выдвижение предположительных ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения);

- решение бокса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения;

- рефлексия хода решения бокса.

Результативность использования Мемори - боксов заключается в том, что они помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Данный вид деятельности обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность учащихся, в результате которой ребёнок может сам собирать и организовывать информацию, выбирать задания, которые ему под силу.

Главная ценность бокса заключается в том, что он позволяет ребенку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов, отвечая всем требованиям ФОП ДО к предметно-развивающей среде:

- функционален, способствует развитию творчества, воображения;

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участие взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

     Одним из вариантов использования Мемори - бокса в нашей работе было внесение готового материала, где мы подобрали математический материал, который включал в себя разделы:

 - «Количество и счет»,

- «Размер и величина»,

- «Геометрические фигуры»,

- «Логические задания»,

- «Весёлые задачки».

Работу с боксов использовала в индивидуальной и совместной работе, в образовательной деятельности. Применение данного пособия вызвало у воспитанников большой интерес и активность его использования в самостоятельной деятельности.

Знакомство с ним начала с простого рассматривания содержания учебной коробки, познакомила с правилами его пользования. Также мы рассмотрели игры, уточнили их правила, когда и где можно в них поиграть.

Таким образом, у нас прошло знакомство с первым Мемори-боксом.

Следующий вариант, это совместное создание бокса с детьми, как итог тематической недели «Космос». В течение недели мы с ребятами изготавливали атрибуты и материал для конвертов в бокс, подбирали материал, иллюстрации, приклеивали конверты в бокс. Тем самым, дети стали непосредственными участниками при оформлении данного пособия, которым они могут пользоваться по мере необходимости. Все эти задания, загадки помогают расширять умственные способности детей, развивать их связную речь, внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

Также можно использовать Мемори-бокс, как дидактическое средство, которое поможет  повысить патриотическую осознанность дошкольников

через познавательную и творческую активность. Пособие позволит

сформировать у детей базовые знания о событиях и подвигах времен

Великой Отечественной войны. Мемори-бокс даст детям представления

о празднике День Победы, поможет объяснить, почему праздник так

называется, кого поздравлять в этот день. Мемори-бокс поможет воспитать

у дошкольников патриотические чувства к героическим событиям

прошлых лет, научить уважать ветеранов.

   Еще один вариант можно привлечь родителей и детей, под руководством педагога вместе создать один из компонентов будущего бокса. В итоге и получится новое методическое пособие, которое будет использоваться в дальнейшем.

Игровая технология «Мемори – бокс» в комплексной работе с другими видами образовательной деятельности является успешным шагом на пути реализации ФОП ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Вывод.

На наш взгляд Мемори-бокс  -  это эффективная технология дошкольного образования. Это отличный способ закрепления и повторения материалов проектов или тематической недели.

Применение данного пособия повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая дошкольников в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!