Растим будущих патриотов

Быкова Зиля Вилиновна

Проект "Мой любимый город Янаул" https://disk.yandex.ru/i/wau8xnxNLla86A

Достопримечательности г.Янаул https://disk.yandex.ru/i/39zoqeXEdElc9Q

Ознакомление старших дошкольников с известными людьми г.Янаул https://disk.yandex.ru/i/dNcDnu-Ny6_p0A

Проект традиции и обычаи башкирского народа https://disk.yandex.ru/i/jgeWLHhTIrZccg

Презентация к ООД "Поле чудес" https://disk.yandex.ru/i/MIEWxCNJBoRiFg

 

Видеопрезентации 

Видеопрезентация "Города-герои" https://yandex.ru/video/preview/7156543221376308106

Видеопрезентация "Детям о войне" https://yandex.ru/video/preview/5035768865778698955

Видеопрезентация "Ордена и медали ВОВ" https://yandex.ru/video/preview/6755276982801907734

Видеопрезентация "Блокада Ленинграда" https://yandex.ru/video/preview/13107754809563331561

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Чебурашка», г. Янаул муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

        Тема: «Экскурсия к монументу боевой славы».

               Старшая группа «Радуга»

                                           

       

        2023г

Цель:

- Продолжать формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России, формировать представления о героизме.

- Воспитывать у детей уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Учить детей заботиться о дорогих народу памятных местах.

Предварительная работа:

 Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне. Разучивание песен, стихов. Занятие рисования на тему «Война». Оформление окон группы ко Дню Победы. Прослушивание музыки военных лет. Оформление нравственно- патриотического уголка к празднику Дню ПОБЕДЫ!

Работа с родителями:

Провести в группе конкурс на лучшую поделку ко Дню Победы. Принести гвоздику для детей .Всем детям закрепить на одежду георгиевскую ленту.(знак памяти и уважения ветеранам ).

Ход прогулки:

Воспитатель и дети подходят к монументу славы

-Ребята, куда мы с вами пришли? (ответ детей)

- Давайте подойдём поближе и рассмотрим его.

Этот памятник посвящен солдатам, офицерам, которые ушли на войну и не вернулись. Они отдали свою жизнь за наше будущее. Когда началась война, жители нашего города уходили на фронт именно с этой площади. Они воевали на разных фронтах. Много солдат погибло на войне. Наши воины были храбрые, сильные, мужественные. Они не жалели своей жизни, чтобы защитить Родину, народ. Не все солдаты и офицеры вернулись с войны. Этот памятник посвящен солдатам, офицерам, которые ушли на войну и не

вернулись.

Ребята, кого можно назвать защитниками Отечества? (ответы детей). Да, тех, кто защищает свою Родину от врагов. Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну. Как он о них помнит? (ответы детей)

  В 1980 году на Центральной площади города Янаул был открыт Вечный огонь с мемориалом "Вечная память янаульцам, павшим в боях за Родину ". Он был построен согласно решению бюро Янаульского РК КПСС и исполкома районного Совета народных депутатов Башкирской АССР к 35-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне в день памяти 1662 воинов, ушедших из посёлка Янаул и погибших на полях сражений в Великой Отечественной войне.

В конце 80-х годов была проведена его реконструкция - с трёх сторон обнесли плитками, на которых высечены имена погибших.

Монумент металлический, высота-11 м, ширина 1.5м; На металлическом монументе верхняя часть выполнена из бронзы: в центре -фигура девушки с пальмовым венком, справа серп и молот, слева - разрубленная мечом фашистская свастика; в нижней части стелы на бронзовом кольце в виде ленты расположены ордена Славы и Трудового Красного знамени. Перед монументом расположена металлическая звезда красного цвета с газовой форсункой. Монумент и звезда находятся на площадках, выложенных мрамором, площадью 130 кв.м. С трех сторон от монумента стоят каменные плиты с выступом, облицованные мрамором. На плитах размещены 48 мраморных табличек с высеченными на них фамилиями воинов, ушедших из поселка Янаул и погибших в бою за Родину.

Давайте прочитаем несколько фамилий.

К Вечному огню, к подножию памятников, к братским могилам, люди приносят цветы в знак благодарности. Давайте ребята и мы возложим цветы к обелиску и почтим память о погибших воинах минутой молчания.

Минута молчания.

- Ребята, есть люди, которые прошли всю войну. Вернулись домой с фронта. Как их называют (ответы детей)

-Правильно, это наши ветераны. Давайте о них тоже никогда не будем забывать. В День Победы у нас в городе, каждый год проходит митинг, посвященный победе в Великой Отечественной войне. Мы поздравляем наших ветеранов.

- А как, вы думаете, чем можно помочь нашим ветеранам? (ответы детей)

Итог прогулки:

-Сегодня ребята, мы с вами узнали, что в нашем городе есть обелиск, посвящённый, погибшим в годы Великой Отечественной войны . Расскажите своим близким и друзьям о нашей прогулке.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Чебурашка» г. Янаул

Республики Башкортостан

ПРОЕКТ НА ТЕМУ

«Традиции и обычаи

башкирского народа»

г. Янаул, 2021г

Паспорт проекта.

Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители

МАДОУ детский сад №10»Чебурашка».

Вид проекта: познавательный

Тип проекта: среднесрочный(октябрь-февраль)

Актуальность.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.

История Башкортостана, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым вооружая их знаниями по истории родного края.

В традиционной культуре любого народа можно выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, традиции и обычаи.

Самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью,детство – то время, когда возможноподлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сегодня становитсявозможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры.

Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе « педагог – ребёнок – родитель».

Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.

Цели:

  • приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир;
  • воспитание толерантного отношения к другому народу.

Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • создание развивающей среды;
  • проведение систематического знакомства (обучение) с традициями и обычаями башкирского народа  использованием наглядного материала;
  • привлечение к данной теме родителей.

Задачи:

  1. Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.
  2. Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).
  3. Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.
  4. Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
  5. Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.

Формы и методы работы

1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).

2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. 

3. Художественно-продуктивная деятельность: лепка,рисование.

4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.

5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.

Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него.

Этапы реализации:

подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, составление тематического планирования мероприятий;

основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта;

заключительный–  презентация опыта работы по проекту.

Ожидаемый результат

Дети знают:

  • место проживания: республика, город; предприятия родного города и их значимость; символику республики, города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну;
  • умеют  находить на карте крупные города республики;
  • свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Столицу своей Родины, ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Флаг, герб, гимн России;
  • называют представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважают их культуру и традиции;
  • национальные игры, с удовольствием в них играть.

Перспективный план по реализации проекта

Тема

Форма

Сроки

1



Выбор темы,цели.

 Задач проекта.

Знакомство воспитателей, родителей с содержанием работы по проекту. Подборка детской и научно – популярной литературы.

Сентябрь

Дидактические игры.

«Кто больше найдет и назовет башкирской посуды?», «Собери орнамент», «Назови башкирское блюдо», «Составь башкирскую обувь: ситек, быйма»,

«Найди и назови женский головной убор», «Составь башкирское нагрудное украшение».

Сентябрь-февраль

4

Подвижные игры.

«Юрта», «Платок», «Невод», «Курочка»,

«Ак тирак», «Курай».

Сентябрь-февраль

5

Родина моя – Башкортостан.

Формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.

Познавательное занятие:

«Родина моя-Башкортостан».

Рисование «Курай».

Октябрь

6

Национальная башкирская одежда.

Познакомить детей с особенностями башкирской одежды.

Развивать умение подбирать цвета и составить узоры национального калорита.

Познавательное занятие:«Башкирская национальная одежда».

Рисование «Ситек».

Ноябрь

Башкирское жилище.

Формировать знания детей о башкирском народе, познакомить с особенностями жилища.

Познавательное занятие«Башкирское народное жилище».

Рисование «Юрта».

Декабрь

7

Башкирская народная музыка.

Башкирские музыкальные инструменты.

Познакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами и музыкой.

Познавательное занятие: «Башкирские музыкальные инструменты».

Разучивание башкирской народной песни

« Ай,Урал».

Январь

Башкирская кухня.

Расширить знания об особенностях национальной кухни.

Познавательное занятие: «Башкирские национальные блюда». Лепка «Башкир-

ское угощение».

«Кадушка для кумыса».

Февраль

Вывод

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Литература

  1. «Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.Уфа-2007.
  2. «Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ».З.Г.Нафикова.Уфа-2011.
  3. Л.Н.Гасанова, Р.Х.Гасанова «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ,2012г-136с.
  4. Р.Л, Агишева  «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008-100с. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.
  5. Р.Л, Агишева, Ф.Х.Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.
  6. 8.«Фольклор и литература РБ».Учебная хрестоматия для детей ДОУ.
  7. Г.М.Нафикова.Уфа-2004.




Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Чебурашка» г. Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

Консультация на тему:

Воспитание чувства патриотизма посредством изобразительного искусства с использованием ИКТ

                                                  Выполнила: Быкова З.В.

 

Янаул 2022

   На современном этапе развития российского общества особенно возрастает роль государственных образовательных учреждений, которые в одном их основных направлений своей работы призваны осуществлять нравственно-патриотическое воспитание детей. Мы продолжаем себя в детях и хотим, чтобы они стали лучше нас, совершеннее нас, являли собой тип современного передового человека. Главная задача взрослых, родителей и педагогов, помочь подрастающему поколению не утонуть в море информации, помочь сделать правильный выбор в своей жизни. Ведь от того, с кем общается ребенок, какие уроки жизни ему приходиться пройти, и зависит наше будущее — будущее нашей Родины.

   Наша задача, как педагогов дать ребенку правильное направление в личном развитии, подсказать ему, организовать процесс образования в направлении любви и уважения к своему народу и своей Родине.

  Наблюдая за детьми в процессе организованной и самостоятельной деятельности, мы отметили, что у детей определенные сформированные нравственные представления и понятия, носят чаще всего эпизодический характер. Также наблюдается разрыв между нравственными представлениями детей дошкольного возраста и конкретными проявлениями данных качеств в деятельности, напрямую зависящих от среды воздействия (семья, группа сверстников). В отличие от привычных средств обучения информационно-коммуникационные технологии в значительной мере расширяют возможности, а также способствуют успешной реализации творческих и интеллектуальных способностей ребенка. У детей появляется огромный интерес, когда информация появляется на экране компьютера в игровой форме. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольнику, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо детского сада, семьи, родного края, а также представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира. Музыка, литературные произведения, живопись — это средства воспитания любви к своей Родине. Рисование на темы русских народных былин и сказок — обогащает духовный мир детей. Этому же способствует экскурсии в мастерскую художника, беседы о творчестве великих художников, посещение выставок, встреча с интересными людьми, поэтами, музыкантами. B течение всего воспитательного процесса ребята в организованной деятельности знакомятся с историей своего народа, его подвигами в прошлое время. Воспитанники знакомятся с иллюстрациями искусства о Великой Отечественной Войне, участвуют в конкурсах, встречаются с ветеранами, посещают памятные места. Встречи с ветеранами (к большому сожалению их остается все меньше), рассказы ветеранов фильмах, чтение писем, показ орденов и медалей за заслуги перед отечеством в страшные дни, людьми, которые внесли неоценимый вклад в борьбу за нашу страну, помогает подрастающему поколению понять ценность мира в котором они живут. Каждый ребенок должен понять, мы одержали победу потому, что любили, стояли за свою Отчизну, весь народ нашей большой Страны объединился и встал на защиту мира. С использованием на занятиях мультимедийных презентаций имеется возможность знакомить учащихся с достопримечательностями Великой Отечественной войны, например, памятник железнодорожницам, памятник генералу Н. Ф. Ватутину, расстрелянным во время немецко-фашистской оккупации, памятник 17 героям-бронебойщикам, памятный знак «Скорбящая мать».

   Огромную роль в воспитание патриотических чувств дошкольников несут экскурсии и прогулки к памятникам. Такие памятники есть и у нас в Янауле. Это  Монумент  боевой и трудовой славы, Обелиск «Они пали в борьбе за свободу, независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», посвященный памяти погибших на полях сражений в Великой Отечественной войне, работавших в Янаульской Машинно-тракторной станции, города Янаул, Обелиск "Участники Великой отечественной войны"  построенный в городе Янаул в 1967 году согласно решению решению коллектива школы №79 Горьковской железной дороги, Обелиск "Участники Великой отечественной войны", посвященный памяти погибших на полях сражений в Великой Отечественной войне, работавших на станции Янаул и братская могила экипажа и пассажиров самолета ЛИ-2, погибших 22.12.1942 г. в г.Янаул.

     Такие прогулки дают возможность на ярких примерах показать ребятам тот героизм, который проявил наш народ, борясь с врагом. Формирование нравственно — патриотических качеств дошкольников через применения информационно-коммуникативных технологий может быть эффективным, если семья и детский сад работают в тесном контакте. С развитием компьютерных технологий у педагогов появилась возможность проводить виртуальные экскурсии в ДОУ. При проведении виртуальных экскурсий мы можем посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами, не покидая при этом здания детского сада. Создать виртуальную экскурсию на тему патриотического воспитания можно в групповой деятельности, очень важно, чтобы работа способствовала качественному и продуктивному освоению материала. Нельзя забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Ребенка сначала нужно научить играть, а затем в процессе игры, знакомить его с определенными понятиями нравственного и патриотического воспитания, давать нужную информацию. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя воспитанники учатся бережному отношению к природе и всему живому; повышают интерес к русским традициям и промыслам. Для того чтобы детский сад стал источником информации в воспитании будущего патриота, рекомендуется: − создавать персональный сайт педагога со страничкой с фото и видео уроками (например, видео уроки: «Поделки к пасхе своими руками», «Поздравительная открытка к 9 Мая») в нашей образовательной организации данная информация находится на сайте детского сада; − организовывать итоговые выставки с использованием слайд-шоу детских работ, данные мероприятия выставляются на сайт детского сада и в сообществе в контакте; − широко применять онлайн-консультации. Для успешной работы, собрана семейная медиатека. Нужную информацию можно найти не только в книгах, но и на дисках. Молодым родителям интереснее знакомиться с актуальными вопросами по воспитанию нравственно — патриотических качеств детей, используя медиа пособия, а также образовательные порталы и сайты в Интернете. Таким образом, систематизация работы с дошкольниками по формированию патриотических качеств через использование информационно-коммуникационных технологий значительно увеличивает интерес воспитанников к окружающему миру, повышает уровень познавательных возможностей, формирует у них такие качества, которые в дальнейшем дадут возможность им стать патриотами своей Родины. Большую мотивацию для самостоятельного изучения детьми прошлого своей героической страны дают участие детей в конкурсах патриотической направленности. Дети активно принимают участие в конкурсах, посвященных Великой Победе, подвигам нашего народа. Они делают это осознанно и вкладывают в свои работы всю свою душу. Создавая свои картины, воспитанники тоже прикасаются к Победе и начинают чувствовать себя причастными к судьбе целого народа. Ребята принимают участие в конкурсах художественного творчества. Для развития интереса дошкольников к народной культуре и истории мы посещаем выставки народных мастеров, проходящих в художественном музее. Полотна, глиняная игрушка, украшения вызывают у ребят чувство гордости за свой город.

  Внутренний мир ребенка формирует все, что его окружает. В образовательной системе имеется возможность создать условия для реализации интересов дошкольников. Наша задача — растить детей, прививая и воспитывая у них любовь к своей Родине.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Чебурашка» г. Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

Сюжетно – ролевая игра по патриотическому воспитанию посвящённая по теме: «Донесение в штаб»

                                                         

                                                          Воспитатель: Быкова З.В.

Янаул 2022

Цель: Повышение у дошкольников уровня знаний о Великой Отечественной войне. Развивать тематику военизированных игр.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить и пополнить знания о Великой Отечественной войне.

Проверить полученные знания с помощью заданий, поручений.

Развивающие:

Развить умение думать, анализировать, рассуждать.

Развивать коммуникативную функцию речи, умение работать в коллективе.

Помочь создать сюжетно – игровую обстановку.

Формировать умение играть по замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

Повышение мотивации обучающихся к познавательной деятельности.

Скачать конспект

Воспитательные:

Воспитать чувство гордости за боевое прошлое нашей страны.

Воспитывать волевые качества личности: смелость, выносливость, отвагу.

Интеграция: «Познавательное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Коммуникация»; «Физическое развитие»; «Социализация»; «Музыкальное развитие».

Тип занятия: Тематическая сюжетно – ролевая игра.

Форма занятия: Сюжетно – ролевая игра с тематическим военно-историческим парадом.

Методы обучения: Устный, объяснительно — результативный, игровой.

Оборудование: Костюмы по количеству детей (пилотки, бескозырки, косынки и сумочки (бинты, вата, йод, зелёнка) с медицинским обозначением «Красный крест», гимнастёрки, мячи, атрибуты для игр (ориентиры, обручи, флажки, зонты, штурвал, шлем для лётчиков, карта с указанным пунктом высадки, бинокль, мишени для метания, военная палатка для штабного командира, наградные медали, благодарности для детей, китель для главнокомандующего, напечатанное донесение в штаб, музыкальное сопровождение.

План:

Вводная часть. Вступительное слово.

Постановка игровой задачи.

Сюжетно – ролевая игра: «Донесение в штаб». (состоит из нескольких частей сюжетных игр)

«Пехота. Полоса препятствий».

«Военный самолёт».

«Корабль».

«Бой снайперов».

«Мед. сан. часть».

4. Награждение.

5. Подведение итога и рефлексия.

Предварительная работа с детьми: Тематические беседы о Великой Отечественной Войне; рассматривание иллюстраций о войне; чтение художественной литературы; просмотр фильмов о ВОВ; выставка рисунков, посвящённая дню Победы; просмотр парада на Красной площади в Москве.

Предварительная работа с родителями: Изготовление костюмов для организации парада, атрибутов для игры.

Ход мероприятия:

1. Вводная часть:

(На спортивной площадке установлена трибуна для главнокомандующего и скамейки для зрителей – детей, родителей).

Дети распределены на несколько подгрупп (по три – четыре человека), это – пехотинцы, лётчики, моряки, снайперы, медицинские сёстры. Каждая подгруппа детей одета по форме.

Звучит марш. К трибуне выходит главнокомандующий с вступительным словом.

Вступительное слово.

- Здравствуйте, уважаемые друзья, гости, участники нашего парада!

22 июня 1941 г. фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат: 190 дивизий, 5 тыс. самолётов, свыше 3 тыс. танков. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась 47 мес. 18 дней, 75 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. И сегодня наша встреча посвящена этому событию. 75 лет мы живём без войны, но каждый из нас помнит героев и чтит славу павших.

В память об этом событии, сегодня по нашей площади пройдут войска нашей Армии!!! Они покажут свою доблесть и отвагу!

Звучит марш «Прощание славянки», и на площадку поочерёдно выходят подгруппы детей во главе с капитанами.

Главнокомандующий: — Первыми выходят на площадку пехотинцы! За ними следуют лётчики. За лётчиками по площади проходят моряки, в бескозырках! Посмотрите, как демонстрируют своё оружие снайперы!

И конечно, же замыкают колонну наши девочки – это медицинские сёстры, они готовы прийти на помощь в любую минуту!

Воспитатель: — Участники нашего парада построены!

Главнокомандующий: — Наш парад проводится в честь победителей в Великой Отечественной Войне и в честь павших героев! Они были отважны, мужественны, сильны духом! Давайте почтим память павших минутой молчания…

После минуты молчания из строя выходит ребёнок и читает стихотворение «Неизвестный солдат».

Имя твое неизвестно, солдат!

Был ты отец, или сын, или брат,

Звали тебя Иван иль Василий.

Жизнь ты отдал во спасенье России.

Нами твой подвиг, солдат, не забыт

Вечный огонь на могиле горит,

Звезды салюта в небо летят,

Помним тебя, Неизвестный Солдат!

- А теперь мы посмотрим, какие вы ловкие, смелые, сильные? Вашим командиром назначаю Вострикову Ирину Павловну (вашего воспитателя) и даю вам спец. задание, доставить донесение в штаб. О результате вашей операции прошу доложить мне лично! Вот конверт с донесением.

2. Постановка игровой задачи:

- Командиры войск, шаг вперёд!

- Готовы выполнить поставленную перед нами задачу?

Командиры: Так точно!

Воспитатель: Для этого нам необходимо участие всех войск. Донесение предстоит переправлять и по лесу, и по воздуху, и даже по морю! И не известно какие трудности нам предстоит преодолеть. Вы готовы?

Дети: Так точно!

Воспитатель: На право! За мной шагом марш!

3. Сюжетно – ролевая игра: «Донесение в штаб».

(Воспитатель с детьми подходят к полосе препятствий).

Воспитатель: — Это полоса препятствий. Нам необходимо пройти её, чтобы попасть на самолёт. Командир пехоты ведите солдат по полосе препятствий.

(Командир ведёт детей по полосе препятствий – бег между ориентирами, прыжки через скакалку, ходьба по бревну, прыжки в обручи).

Воспитатель: Командир, ко мне! Все ли справились с первым заданием?

Командир пехотинцев: Так точно!

Воспитатель: За мной на взлётную полосу, марш! Командир лётного экипажа, самолёт готов к взлёту?

Командир лётчиков: Так точно!

Воспитатель: Слушай мою команду! Каждому солдату взять парашют (зонтик)! Пилот займите своё место в кабине самолёта, штурман готов? Закрыть «фонарь». Взлёт разрешаю!

(Звучит рёв мотора, перерастающий в гул самолёта).

Воспитатель: Пилот доложите о высоте! Сколько метров от земли?

Пилот: Тысяча метров от земли!

Воспитатель: Укажите место высадки на карте?

Штурман: Через сто метров высадка десанта!

Воспитатель: К высадке – приготовились! Раз, два, три! Раскрываем парашюты и прыгаем из самолёта!

(Дети раскрывают зонты и прыгают из самолёта в стороны). Пилот садит самолёт недалеко от места высадки.

Воспитатель: — Командир лётного экипажа, ко мне! Все удачно приземлились?

Командир лётчиков: Так точно! Парашюты убрать!

- Перед нами море. Как же нам переправить шифровку в штаб?

Дети: На корабле!

Воспитатель: Верно, ребята, переправимся на корабле! Командир корабля, готовы к плаванию?

Командир корабля: Так точно! За мной по трапу на корабль, марш! Курс на запад! Моряки задраить палубу! Старший помощник командира корабля, что по курсу? (Рассматривают «море» в бинокль)

Помощник командира корабля: По курсу, военная подводная лодка!

Командир корабля: Это наша подводная лодка, обходим её южнее!

Воспитатель: Когда, мы прибудем в порт? Идём точным курсом?

Командир корабля: Через час, мы будем в порту. Идём точным курсом! В лево штурвал! Бинокль! Заходим в порт. Готовитесь к высадке!

Воспитатель: — Вот мы и в порту! Сейчас, мы отправим в разведку наших снайперов, которые осмотрят порт.

- Снайперы, ко мне! Раз, два! Осмотреть порт и устранить вражеские цели!

(Дети из команды снайперов, берут с собой по несколько мячей и выходят на площадку, где установлено несколько целей для метания).

Воспитатель: Командир, доложите все цели на вражеской территории уничтожены?

Командир снайперов: Так точно! Все цели уничтожены!

Воспитатель: Есть ли раненые в бою?

Командир снайперов: Ранен один снайпер!

Воспитатель: Позвать ко мне мед. сестёр!

Старшая мед сестра: Медсёстры прибыли!

Воспитатель: Осмотреть снайперов и оказать первую медицинскую помощь!

Старшая мед. сестра: Так точно!

(Девочки мед. сёстры оказывают первую медицинскую помощь)

Воспитатель: Девочки, что есть в ваших сумочках для оказания первой медицинской помощи?

Мед. сёстры: У нас есть бинты, вата, зелёнка, йод.

Воспитатель: Снайпер Никита ранен в руку, руку необходимо обработать и перевязать.

(Девочки мед. сёстры осматривают всю команду и оказывают необходимую медицинскую помощь)

Воспитатель: Спасибо, нашим девочкам мед. сёстрам!

- Осталось совсем немного и мы доберёмся до штаба. Сейчас нам предстоит марш – бросок. Командиры, построить свои команды для марша – броска!

После построения команд, воспитатель вместе с детьми делает пробежку по участкам детского сада и прибывают в штаб. (На одном из групповых участков заранее разбита полевая палатка, в которой встречает детей штабной командир.

Воспитатель докладывает: Товарищ, штабной командир, команда с донесением в штаб прибыла! Вот донесение от главнокомандующего!

Штабной командир: Вольно! Молодцы, ребята, вовремя доставили донесение в штаб! За проявленную доблесть и отвагу, каждому из вас я вручаю медаль! (Под музыкальное сопровождение детям вручаются медали. Штабной командир каждому ребёнку пожимает руку и благодарит за службу).

4. Итог и рефлексия:

- Ребята, давайте поговорим с вами о нашей игре. Сегодня у нас проходил парад. Кто возглавлял парад? Какие войска участвовали в параде?

- Что нового вы узнали о профессии лётчика? Моряка? Пехотинца? (Ответы детей)

- Чем они занимались во время войны?

- Кто такие снайперы?

- Чем они занимались во время войны?

- Как вы думаете, девочкам, женщинам было страшно на войне? Чем они могли помогать солдатам?

- Что вам понравилось? Почему?

- За какую заслугу, вы получили медали?

- Гордитесь ли, вы своими подвигами? Подвигами ветеранов?

- Я очень горжусь тем, что у меня такие смелые, умные, отважные ребята! Спасибо вам за интересную игру.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Чебурашка» г. Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию, посвященное празднованию

«Дня народного единства»

в старшей группе

«Поле чудес»

Янаул 2023

Цель: Расширение знаний и представлений о России, о народах и национальностях России, об истории возникновения праздника, формирование дружеских отношений в коллективе.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить детей с Всероссийским праздником – День Народного Единства;

-формировать знание об истории возникновения праздника "День народного единства";

-обобщать и систематизировать знания о России и о государственных символах (герб, флаг, гимн), о столице России, о президенте России;

-расширять представления о территории России, народах её населяющих. 

-формировать дружеских отношений в детском коллективе.

Развивающие:

- развивать зрительное внимание и память, творческое воображение;

-закреплять знания пословиц о России;

-расширять и закреплять имеющиеся знания детей об искусстве и истории;

- развивать у детей активность и внимательность на занятиях и желание говорить правильно и красиво.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства;

- воспитывать уважительное отношение к символам страны, памятным

детям;

- поддерживать интерес к народной культуре страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам);

- воспитывать сплочённость детского коллектива.

Предварительная работа: знакомство с государственными и традиционными символами России; рассматривание иллюстраций на тему «Моя Родина»; разучивание стихов про флаг-триколор, герб, песню про родину; беседы на тему «Моя Россия»«Что родиной зовётся»; знакомство с русской народной культурой.

Приоритетные образовательные областиПознавательное развитие, Социально- коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Музыка, Художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: Картонные полоски четырех цветов (белого, красного, зеленого, синего) одинаковой ширины и длины; Разрезные картинки гербов;

Презентация о происхождении праздника «День народного единства; Набор картинок народных символов; Клубок ниток; Мария в русском национальном костюме; Карта России (3 части).

Музыкальное сопровождение: аудиозапись гимна России; аудиозапись песни «У моей России».

Здравствуйте гости.

- Дети, все мы, конечно, любим праздники. А какие праздники Вы знаете?

Дети - (перечисляют праздники, которые они знают).

- Какие вы молодцы, знаете очень много важных, торжественных праздников. Но есть еще один праздник, который знают все жители России, и это День народного единства. В России этот праздник отмечается 4 ноября. Вы хотите узнать, как именно этот день стал праздником для всей нашей страны? (Да)!

- Тогда сейчас я вам расскажу об этом (рассказ и демонстрация презентации).

Россия – это действительно большая и великая страна, которая стала настоящей Родиной для людей разных национальностей.

Как вы знаете, в России существует большое количество морей, озер, рек, полей, городов, гор и лесов. Но во все времена природными богатствами нашей страны хотели завладеть коварные враги. И тогда на защиту России вставали храбрые русские воины, которые с честью и достоинством отвоевывали все наши природные богатства.

Когда-то нашими врагами были и жители другой страны – Польши. Они захватывали наши земли, покоряли народ и разоряли наши земли. В то время жители наших городов не были едины. Именно из-за этого враги с легкостью нас захватывали.

Когда уже все думали, что Русского государства больше не станет, в одном из наших городов, Нижнем Новгороде, обычный человек, которого звали Кузьма Минин, решил полностью изменить ситуацию. Он обратился ко всему русскому народу, чтобы те смогли объединиться против иностранных захватчиков. Командование взял на себя один из самых храбрых полководцев – Дмитрий Пожарский.

Теперь все граждане Российского государства были объединены одной идеей – дать отпор врагу. И начались бои, во время которых русский народ с честью сражался с захватчиками.

И однажды наступил день, когда русский народ победил врагов, это произошло 4 ноября. И тогда в честь этой знаменательной победы, Дмитрию Пожарскому и Кузьме Минину, прямо в центре столицы России, Москве, поставили памятник.

- Ребята, вы поняли почему праздник называется так – день народного единства? Что означает единый? (целое, одно, неразделимое).

Когда получиться быстрее и лучше собрать игрушки, когда вместе едино или по одному?

-  Ребята я предлагаю вам поиграть в игру «Поле чудес». Хотите? (да).

Игра будет состоять из трех туров. С помощью вопросов в каждом туре будут выбраны 3 участника игры. Я задаю вопросы, а вы отвечаете. Поднимаем руку, не выкрикиваем. По правилам игры, за каждое правильно выполненное задание, я буду давать часть картинки, по итогу всех выполненных заданий собираем картинку, а что за картина мы узнаем в конце игры.

- Готовы? (да).

- Итак, тема нашей игры «День народного единства».

- И мы начинаем 1 отборочный тур. 

Кто же будет участвовать мы сейчас узнаем.

- Внимание вопрос:

- Столица России (Москва)

- Как называют людей, живущих в России (россияне)

- Кто является президентом России (Владимир Владимирович Путин)

Первая тройка игроков в студии.

Вращаем барабан.

1 Сектор «Россия»

- Россия. Какое красивое слово! Прислушайтесь - РОССИЯ! Здесь и роса, и сила, и синие просторы. 

- Сейчас, я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина … Родина у нас какая? (высказывания детей, если затрудняются помогают зрители).

- Молодцы! Наша Родина очень большая, сильная, красивая и богатая. В мире нет краше родины нашей! Ребята, как вы уже сказали столица нашей Родины?

- Москва! (Слайд)

- Столица – главный город в России. Посмотрите на экран. В Москве есть достопримечательности: красная площадь, кремль, памятник Минину и Пожарскому(слайды).

(Звучит музыка. Входит Мария в русском сарафане.)

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария. Я русская красавица.

– Здравствуйте, Мария! Какой на тебе красивый русский сарафан! А кокошник, расшитый золотыми нитками!

– Спасибо! Посмотрите на экран. Что вы здесь видите, ребята? (Ответы детей).

Мария: На территории нашей страны проживают люди многих национальностей. Наша родина – МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ..

- А какие вы знаете национальности? (татары, башкиры, русские, марийцы, чуваши, армяне, белорусы, казахи и многие другие).

- И у каждой национальности есть своя национальная одежда.

-  А подскажите мне под какой цифрой изображение русского костюма? (слайд с костюмами, под костюмом цифры).

- Да, верно (слайд русского костюма). У любого народа есть свои традиции, обычаи и национальная одежда. В старые времена не было швейных фабрик, и люди сами вручную шили себе одежду. Русский национальный костюм всегда был красив. У мужчин, парней и мальчиков это была рубашка – косоворотка, т. е. с косым воротом, широкие штаны на манжете внизу и подпоясывались мужчины кушаком-поясом, широкой лентой. А, у девочек и женщин был красиво расшитый сарафан, на голове – кокошник, украшенный разными узорами из золотых ниток и бусин, или самотканый – сами ткали – разноцветный платок.

- Как интересно Мария, спасибо тебе за познавательный рассказ.

- Но у меня еще есть для вас задание (показывает картинки).

 - Посмотрите, здесь иллюстрации различных предметов. Вам нужно выбрать негосударственные народные символы России: матрёшка, деревянные расписные ложки, балалайка, блины, гармошка, самовар, курай, тюбетейка. (дети выбирают, называют и вывешивают на магнитную доску).

- Молодцы ребята. (прощаемся с Марией).

-  Как богата наша страна. Сколько ещё в ней интересного и многогранного!

Молодцы ребята справились с заданиями.

А вот и первая часть картинки (выкладываю в произвольной форме).

- Музыкальная пауза: игра «Клубочек»

(Воспитатель предлагает детям встать в круг. У меня сегодня есть клубок ниток, он не простой, а волшебный он поможет мне понять насколько наша группа дружная. Я передам клубочек Кате, а Катя передаст клубок тому, с кем она дружит, кто ей больше всего нравится, но сама не выпускает ниточку из рук. Например, Катя передает Азамату, а Азамат дальше.

Таким образом, все дети соединены ниткой в единую сеть).

- Вот как нас всех объединила дружба, мы едины с вами.

Присаживаются на стульчики.

2 Тур. Внимание вопрос

- Назовите государственные символы России (флаг, герб, гимн)

- Вторая тройка игроков в студии. Вращаем барабан.

2 Сектор «Символический».

(На столе разбросаны полоски трёх цветов: белого, красного, синего; разрезные картинки герба).

- Посмотрите, ребята, здесь какие-то полоски и картинки разбросанные. Предлагаю навести порядок. Как сектор называется?  (символический).

- Значит, нам нужно навести порядок в символах России.

- Кто догадался? Что мы можем собрать из цветных полосок? (флаг России-триколор).

- Почему его называют ТРИКОЛОР? (флаг имеет три цвета. «Колор» – иностранное слово, переводится как «цвет».) 

- Теперь попробуем собрать флаг-триколор.

Д/игра «Собери флаг» (столы расположены перед зрителями)

- Здорово! Мы собрали с вами флаг России.

- А кто знает, что обозначают цвета у флага России?

белый цвет – символ мира и чистоты,

синий обозначает веру,

а красный – энергию, силу, кровь

- Навели немного порядок. Но есть здесь ещё что-то. (На столе лежит иллюстрация с гербами разных стран, в том числе и России)

- Что бы значили эти  картинки? Может кто-то знает? (Ответы детей). Это похоже на герб. А что такое Герб? Герб – это символ России.

Он изображается на всех печатях, денежных знаках, на паспортах и документах.

- Вот в этих картинках тоже беспорядок. Надо и здесь навести порядок.

Д/игра «Собери герб» (среди картинок 2 части башкирского герба).

- Молодцы! Узнали! Может кто-то сможет описать герб?

Орёл – символ непобедимости. Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит на запад и на восток. Корона на голове орла символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – эмблема власти. В другой лапе – золотой шар-держава – символ могущества страны.

-Еще один символ России это – (гимн).

- Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях. Слушают гимн стоя и никогда при прослушивании не разговаривают.

Итак, гимн России, прошу всех встать, равнение на флаг (прослушиваем отрывок из гимна).

- Молодцы 2 тур позади.

- А вот и вторая часть картинки (размещаю на доске).

Поэтическая пауза (стихотворение про флаг).

Флаг России – триколор, (Рома)

Три полоски ловит взор.

И у каждой новый цвет,

А у цвета свой секрет.

Снизу красный – самый яркий,

Цвет побед в сраженьях жарких,

Русской кровью что добыты

И народом не забыты.

В середине флага – синий,

Словно Волга по равнине…

Синеву родимых рек

Любит русский человек.

Сверху, словно облака,

Цвет снегов и молока.

Чистый белый – мира цвет,

     Говорит он – войнам нет! 

3 тур. Внимание вопрос

- Как называют или называли нашу страну? (Родина, Государство, Русь).

3 тройка игроков, в студии. Вращаем барабан.

Сектор «Фольклорный»

- Россия, Родина. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах. Какие вы  знаете пословицы?

Родина – мать, умей за неё постоять.

Жить - Родине служить.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Где кто родится, там и пригодится.

Тот герой, что за Родину горой

У народа один дом -Родина

- Молодцы ребята.

- А еще в старину люди любили играть в русские-народные игры. А какие русские-народные игры вы знаете? (золотые ворота, гари-гари ясно, цепи кованы, жмурки и т.д)

- А давайте поиграем в нашу любимую игру «Золотые ворота».

-Молодцы.

- Ну а сейчас музыкальная пауза, песня «У моей России». – Молодцы, присаживайтесь.

- А вот и третья, последняя часть нашей загаданной картинки.

Вносится третья часть картинки.

- Нам нужно собрать все части картинки в единое целое. Что же получилась? (карта ), Какой страны? (России).

- Посмотрите какая огромная территория нашей страны. Протяженность России настолько велика, что пока на одном ее краю люди только собираются идти на работу, на другом уже ложатся спать.

Анализ занятия (дети садятся на стульчики).

- Ребята, о каком празднике вы сегодня узнали? Как он назыывается? (День народного единства)

- Ребята, какого числа празднуют его (4 ноября)

- Почему он так называется?

- Что вам запомнилось?

Воспитатель предлагает вспомнить и назвать те моменты занятия, которые им наиболее понравились и запомнились, и почему.

Вывод: я думаю, что все, о чем мы сегодня с вами говорили, вы запомните, и будете любить свою Родину, держаться всегда вместе, и помогать друг другу, спасибо всем, кто принял активное участие!

- И так ребята игра Поле чудес подошла к концу.

И по традиции игры Поле Чудес. Призы в студию (большая раскраска про Россию).