План работы с одарёнными детьми. Олимпиадное движение.

Минниярова Лилия Борисовна

 Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особое внимание педагогов. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребенка, тем легче и быстрее происходит процесс формирования самооценки учащимся его достижений, выстраивание индивидуального образовательного маршрута.           

Одарённый ребенок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, должна помогать ему самореализовываться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Муслюмовская средняя общеобразовательная школа им Г.Тукая» Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан

План работы с одарёнными учащимися учителя   физики  Миннияровой Лилии Борисовны

на 2022-2023 учебный год

Цель работы:  Выявление одарённых детей, создание условий для оптимального развития одарённых детей, систематизировать работу по развитию интеллектуальных, творческих способностей одарённых детей через разные формы урочной и внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Ориентация на развитие способностей одарённого ребёнка, основанная на его природных данных.

2. Создание благоприятных условий для развития способностей учащегося через организацию системы индивидуальных занятий, участие в олимпиадах и конкурсах.

3. Объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у обучающихся, склонных к творческой деятельности.

Основные направления работы:

Организация дополнительной работы с одарёнными детьми. Подготовка обучающихся к олимпиадам различного уровня, а также к конкурсам школьного муниципального и регионального уровней.

Ожидаемый результат:

Участие в школьных и муниципальных олимпиадах.  Участие в конкурсах различного уровня.

Формы работы с одарёнными детьми:

групповые занятия с одарёнными учащимися;  индивидуальные консультации; кружки и факультативы; конкурсы; участие в олимпиадах; научно-практические конференции; интеллектуальный марафон; проектно-исследовательская деятельность.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

Создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное

обучение и воспитание; организация научно-исследовательской деятельности;

организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных

олимпиадах, научно-практических конференциях; разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов; изготовление компьютерных презентаций, видеороликов, исследований.

Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых школьников

тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности; контроль за обязательным участием одарённых и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

Поощрение одарённых детей

Публикация на официальной странице учреждения ВК и на сайте школы; награждение.

Содержание работы

№п/п

Вид деятельности

Сроки

Диагностика потенциальных возможностей детей с использованием психологической службы

Сентябрь

Создание  банка данных «Одарённые дети»

Сентябрь

Формирование кружков. Организация  их работы

Сентябрь

Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников  7-11 классы на платформе «Сириус»

Сентябрь-Октябрь

Участие в муниципальном этапе  Всероссийской олимпиады школьников  7-11 классы

Октябрь-Ноябрь

Участие во Всероссийских и международных конкурсах, викторинах, олимпиадах в заочной форме

Сентябрь-февраль

7.

Проведение предметной недели по физике и математике

Январь

8.

Участие в республиканской олимпиаде «Путь к Олимпу» по физике

Январь

9

Участие в заочном этапе региональной олимпиады по физике. АГНИ

Январь

10.

Участие  регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся 5-7 классов «Тропой открытий В. И. Вернадского»

февраль

11.

Участие в очном этапе региональной олимпиады по физике.АГНИ.

Март

12.

Предметный месячник естественно научного  цикла, проведение олимпиадного квеста

Апрель

13.

Мониторинг достижений учащихся. Корректировка банка  данных «Одарённые дети»

Май

14.

Индивидуальная  работа с детьми с повышенными учебными способностями на заседаниях кружка  и занятиях факультатива

В течение года

15.

Индивидуальные консультации по работе над проектами и исследовательскими работами

В течение года

16.

Привлечение одарённых, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе

В течение года

17.

Проведение педагогических консультаций с родителями по вопросам: круг интересов учащихся, трудности в учёбе, индивидуальных способностей.

В течение года

18.

Создание системы взаимодействия с  учреждениями, родителями обучающихся для организации участия в конкурсах.

В течение года

 

Результаты участия моих учеников в конкурсах, викторинах  и олимпиадах по годам

Год

Мероприятия

Количество участников

Количество Призеров

Количество Победителей

2018-2019

Республиканская научно-практическая конференция «Без- сәләтле буын»

2

2

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников  

15

10

5

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

3

1

Республиканская олимпиада «Путь к Олимпу» по физике

1

Межрайонная научно-практическая конференция “ЮНФИЗ”

2

1

1

2019-2020

Республиканская научно-практическая конференция «Без- сәләтле буын»

1

1

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников  

21

9

5

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

4

1

Республиканская олимпиада «Путь к Олимпу» по физике

1

2020-2021

Республиканская научно-практическая конференция «Без- сәләтле буын»

1

1

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников  

20

8

5

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

5

2

Республиканская олимпиада «Путь к Олимпу» по физике

1

1

2021-2022

Республиканская научно-практическая конференция «Без- сәләтле буын»

1

1

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников  

20

8

5

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

10

5

1

Муниципальный проект «Олимпиада-ключ к успеху»

10

4

2

Республиканская олимпиада «Путь к Олимпу» по физике

3

2

2022-2023

 Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся 5-7 классов «Тропой открытий В. И. Вернадского»

1

1

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников  

20

8

5

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

4

2

Республиканская олимпиада «Путь к Олимпу» по физике

3

3

Участие в очном этапе региональной олимпиады по физике(АГНИ)

3

1

2


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сборники задач для подготовки к олимпиадам

  1. Замятин М.Ю. "Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике" 7 класс

Замятин М.Ю. "Сборник задач для подготовки.. | Репетитор по физике (vk.com)

  1. Замятин М.Ю. "Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике" 7, 8, 9 класс

Замятин М.Ю. "Сборник задач для подготовки.. | Резеда Тихонова (vk.com)



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Муслюмовская СОШ  им. Г.Тукая»  Муслюмовского муниципального района РТ

Подготовка учащихся к олимпиадам по физике

Методическая разработка по теме

«Механическое движение. Средняя скорость»

Автор: Минниярова Лилия Борисовна

учитель физики первой категории

Муслюмово-2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка материалов по физике «Механическое движение. Средняя скорость» предназначены для педагогов и учителей физики, занимающихся подготовкой обучающихся к олимпиадам. В разработке предложен необходимый теоретический материал по теме «Механическое движение. Средняя скорость», приведены разобранные олимпиадные задачи и задачи для самостоятельного решения. Данные задания могут применяться как на уроках физики, так и во внеурочной деятельности. В разработке можно найти некоторые способы и приёмы решения задач.

Решение олимпиадных задач – это решение задач, нестандартных как по формулировке, так и по методам их решения. Решение олимпиадных задач требует от учащегося комплексных знаний на углублённом уровне не только по физике, но и по математике, астрономии и другим школьным предметам, в том числе и гуманитарного цикла, так как описанный в задаче процесс необходимо проанализировать, описать, составить или подобрать определённую модель решения и привести решение к правильному ответу.

 Тема: Механическое движение. Средняя скорость. Примеры решения задач.

Механическое движение тела – изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени.

Путь — это длина участка траектории, пройденного телом за данный промежуток времени. Путь является скалярной величиной, то есть, не имеет направления.

 Скорость при равномерном движении – это величина, равная отношению пройденного пути к промежутку времени, за который этот путь пройден.

 где -скорость,  S –путь, t – время.

Скорость является векторной величиной, то есть, характеризуется как числовым значением, так и направлением.

Средняя скорость при неравномерном движении – это величина, равная отношению всего пройденного пути к общему времени в пути.

Если путь состоит из нескольких участков, то для нахождения средней скорости на всем пути надо весь пройденный путь разделить на сумму времени, затраченного на каждый участок пути.

Например, если путь состоит из трёх участков S1, S2, S3, скорости, на которых были соответственно равны  а время прохождения каждого участка соответственно , то средняя скорость прохождения всех трёх участков вычисляется по формуле:

Пример 1. Половину времени, затраченного на дорогу, автомобиль ехал со скоростью 74 км/ч, а вторую половину времени  — со скоростью 66 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

Возможное решение. 

Чтобы найти среднюю скорость на протяжении пути, нужно весь путь разделить на все время движения:

 Ответ:  .

Пример 2. Первую треть трассы автомобиль ехал со скоростью 60 км/ч, вторую треть  — со скоростью 120 км/ч, а последнюю  — со скоростью 110 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

Возможное решение.

 По определению средней скорости:

Ответ:  .

Пример 3. Первые два часа автомобиль ехал со скоростью 50 км/ч, следующий час  — со скоростью 100 км/ч, а затем два часа  — со скоростью 75 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

Возможное решение.

По определению средней скорости:

Ответ:  .

Пример 4. Человек полпути проехал на велосипеде со скоростью  , а остаток пути прошёл со скоростью  . Сколько времени он шёл, если весь путь занял 4ч?

Возможное решение.

По условию   .      (1)

По определению пути

,                         (2)

выразим   .               (3)

Подставляя последовательно  (3)  в (2) , получаем

;  
          

Ответ: 3ч 20мин.

Пример 5. Тело, двигаясь из пункта А в пункт Б, первую четверть пути двигалось с некоторой постоянной скоростью, а остальной путь – со скоростью вдвое большей. Средняя скорость тела на всем пути составила 8 км/час. Определить скорость тела на первой четверти пути.

Возможное решение. 

По определению средней скорости:   ,        (1)

где S – расстояние от А до Б, t – время его прохождения.

Время прохождения пути  ,                      (2)                                                     где– время прохождения телом первой четверти пути, а  - время  прохождения остального пути.

Очевидно, что    ,                                                 (3)

а ,                                                                     (4)                                                                                                                      где   и  - скорости движения тела на первой четверти пути и на оставшемся пути соответственно.

Подставляя последовательно (2), (3) и (4) в (1) , получаем

  .

Учитывая, что по условию задачи  , получаем

, откуда        .

 Ответ:   .

Пример 6. Пешеход прошёл по маршруту А-В-С. Средняя скорость его движения на участке А-В была 3 , а время движения на участке В-С составило 90 мин. Определить расстояние между В и С, если первую половину пути из А в В пешеход шёл со скоростью на 70% больше скорости его движения из пункта В в С, а на второй половине участка А-В его скорость была на 30% меньше чем на первой половине.

Возможное решение. 

По условию задачи  , (1)

 . (2)

По определению средней скорости:  .   (3)    

Откуда  , (4).

Подставляя последовательно (4) в (1) , получаем

.

 

Ответ: 

Пример 7. Человек за 25 мин прошёл 1,2 км, затем полчаса отдыхал, затем пробежал ещё 800 м за 5 мин. Какова была его средняя скорость? Какова была бы его средняя скорость, если бы он не отдыхал?

Возможное решение. 

По определению средней скорости:  .

Ответ: ; .

Пример 8. Путешественник 1ч 30 мин ехал со скоростью 10 на верблюде, а потом 3 ч на осле со скоростью . Какой была средняя скорость путешественника на всём пути?

Возможное решение. 

По определению средней скорости:  

Ответ:  .

Пример 9. Человек проехал первую половину времени всего движения на автомобиле со скоростью , а вторую половину времени - на велосипеде со скоростью . Какова средняя скорость туриста на всём пути?

Возможное решение. 

По определению средней скорости:

 .

Ответ:  .

Пример 10. Путешественник добирался из города А до города Б сначала на поезде, а потом на верблюде. Какой была средняя скорость путешественника, если  пути он ехал на поезде, а  - на верблюде? Скорость поезда  , а скорость верблюда  .

Возможное решение. 

По определению средней скорости:

.

Ответ: .

Пример 11. Первые 12 км путешественник шёл пешком, а остаток пути проехал на мотоцикле. Какое расстояние  он ехал на мотоцикле, если скорость езды  , а скорость ходьбы -  , а средняя скорость оказалась равной  ?

Возможное решение. 

По определению средней скорости:

S   

 

 .

Ответ:  .

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Человек три четверти пути проехал на велосипеде со скоростью  , а остаток пути прошёл со скоростью  . Сколько времени он шёл, если весь путь занял 4ч?        
  2.  Первую треть трассы автомобиль ехал со скоростью 100  , вторую треть — со скоростью 75  , а последнюю — со скоростью 60  . Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в  .              
  3. Первые два часа автомобиль ехал со скоростью 120  , следующие два часа — со скоростью 85  , а затем три часа — со скоростью 50  . Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.                 
  4. Первые 100 км автомобиль ехал со скоростью 50  , следующие 200 км  — со скоростью 80  , а затем 150 км  — со скоростью 100  . Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в  .                 
  5. Половину времени, затраченного на дорогу, автомобиль ехал со скоростью 67  , а вторую половину времени  — со скоростью 79  . Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в  .                  
  6. Первую половину пути автомобиль проехал со скоростью 84  , а вторую  — со скоростью 96  . Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути.          
  7. Первый участок велосипедист проехал со скоростью 18 ,  второй участок, вдвое длиннее, - со скоростью 43,2  и последний участок, который в полтора раза больше второго, - со скоростью 540 . Найти среднюю скорость велосипедиста на всём пути.               
  8. Автомобиль проехал половину пути со скоростью 60; половину оставшегося времени он ехал со скоростью 15, а последний участок - со скоростью 45 . Какова средняя скорость автомобиля на всём пути?
  9. Поезд первую половину пути шел со скоростью в n = 1,5 раза большей, чем вторую половину. Средняя скорость поезда на всем пути υср=43,2. Каковы скорости поезда на первой (υ1) и второй (υ2) половинах пути.
  10. Средняя скорость автомобилиста на всем пути 72 км /ч. На первой половине пути автомобилист ехал в 3 раза быстрее, на чем на второй. Определите скорость автомобилиста на обеих половинах пути. .
  11. Персонажам романа Ж.Верна «Вокруг света за 80 дней» Филеасу Фоггу и Паспорту часть пути от Бомбея до Калькутты пришлось проделать на поезде, а оставшуюся часть на слоне. Расстояние от Бомбея до Калькутты составляет 1665км. На поезде они ехали 1,5 суток и столько же времени на слоне. Расстояние, которое проделали путешественники на слоне, составляет 80км. Найти среднюю скорость поезда и среднюю скорость путешественников на всем пути. .
  12. После того, как автобус проехал первую половину пути, он попал в дорожную пробку. В результате его средняя скорость на второй половине пути в 8 раз меньше, чем на первой. Средняя скорость автобуса на всем пути равна 16 км/ч. Определите скорость автобуса на второй половине пути..
  13. Иннокентий Посчиталов спешил на занятия в Пермский государственный национальный исследовательский университет. Первую четверть пути он прошёл пешком со скоростью 5 км/ч, затем сел в автобус и проехал 2 3 ⁄ оставшегося пути со скоростью 19 км/ч, последний отрезок пути он пробежал со скоростью 7 км/ч. Какова средняя скорость Иннокентия на всем пути? Каковы средние скорости за первую и вторую половины времени путешествия?.
  14. Победитель автогонок, пройдя 50 кругов, обогнал второго призёра на 2 круга. Какова средняя скорость движения второго автомобиля, если средняя скорость первого 100 км/ч?.

Использованная литература.

  1. Сайт «РЕШУ ЕГЭ» ЕГЭ–2023: задания, ответы, решения (sdamgia.ru).
  2. А.Е. Заяц, Ю.В. Синцова. Сборник задач по физике 7 класс. - Центр «Олимпиадная физика», 2017
  3. Олимпиадные задания муниципального этапа 2013-2020гг Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по физике 2015-16 уч.г. - Сайт rmofizik! (jimdofree.com)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: