Разработки уроков по физике

Минниярова Лилия Борисовна

Предварительный просмотр:

 «Урок-проект для 10 класса  «Реактивное движение. Успехи в освоении космического  пространства»

 

Тип урока. Защита мини-проектов обучающихся.

Форма урока. Защита мини-проектов обучающихся.

Цели урока

 Познавательные:

продолжить формирование понятий об импульсе тела и импульсе силы, а также умений применить их к анализу явления взаимодействия тел в простейших случаях;  добиться усвоения  учащимися формулировки    закона  сохранения импульса, познакомить  с  понятием   реактивного движения, показать  применение закона сохранения импульса. 

 Воспитательные: показать огромный вклад ученых, инженеров, летчиков-испытателей в дело создания многоступенчатой ракеты для освоения космического пространства.

 Развивающие: способствовать развитию познавательной деятельности и расширению кругозора; выработать навыки  работы  в  постановке опытов; усовершенствовать работу с персональным компьютером; дать представление о реактивном движении в природе и технике.

 Ход урока.

I. Организационная часть урока.

    -Добрый день,  ребята и дорогие гости. Сегодня у нас обычный урок в форме защиты мини-проектов.     На прошлом уроке мы с вами познакомились  с  импульсом тела и с законом сохранения импульса.

II. Актуализация знаний учащихся.                                                                                  

-Что называют импульсом тела? (Импульсом тела называется величина, равная произведению массы тела на его скорость.)

- Какая это величина: скалярная или векторная? (Импульс – векторная величина. Так как  масса больше нуля,  то импульс имеет такое же направление, как и скорость.)

-В каких единицах выражают импульс в СИ? (Единица импульса не имеет особого названия, а ее наименование  получается из определения этой величины. 1кг*м/с)

-Сформулируйте закон сохранения импульса? (Если сумма внешних сил равна нулю, то импульс системы тел сохраняется.)

-Напишите формулу закона сохранения импульса в проекциях на координатную ось. (Р11 . Закон сохранения импульса выполняется в изолированной системе, и он может сохраняться в случае, если сумма внешних сил, действующих на систему, равна нулю.)

-Почему происходит отдача при выстреле из ружья? ( После выстрела  пуля и ружье получают равные по модулю, но противоположные по направлению импульсы. Поэтому происходит отдача ружья.)

Если рассмотрим движение человека, парохода и самолета, то сила, сообщающая ускорение пешеходу на земле, пароходу на воде или винтовому самолету в воздухе возникает только за счет взаимодействия этих тел с землей, водой или воздухом. А в космосе безвоздушное пространство.  Взаимодействие ракеты с другими телами не возможна. Как же происходит движение ракеты? Ответ на этот вопрос мы получим на сегодняшнем уроке.

Сегодня мы с вами продолжим изучать закон сохранения импульса,  его применение в природе, в технике. А так же вы сегодня познакомитесь с понятием реактивного движения. Форма нашего урока, как я уже говорила, защита мини-проектов, подготовленных нашими учениками. Темы проектов были даны ребятам заранее, чтобы было время для подготовки. Начнем защиту мини-проектов. Слово дается  теоретикам (Слайд №2).

Тема мини-проекта: «Реактивное движение»

Цель проекта: изучить реактивное движение; исследовать факторы, от которых зависит реактивное движение.

   Определение: под реактивным движением понимается движение  тела, возникающее при отделении  некоторой  его части  с определенной  скоростью  относительно тела.

   Закон сохранения импульса позволяет оценить скорость ракеты (Слайд №3). Предположим, что весь газ, образующийся при сгорании топлива, выбрасывается из ракеты сразу, а не постепенно, как это происходит в действительности. Обозначим массу газа через mг, а скорость газа через vг. Массу и скорость оболочки обозначим соответственно mоб и vоб. Направим координатную ось вдоль направления движения оболочки, тогда проекции скоростей газа и оболочки по модулю будут равны модулям векторов, но знаки их противоположны.                                                                        

   Так как сумма импульсов оболочки и газа должна быть равна нулю, то нулю должна быть равна и сумма их проекций: mгvг - mобvоб = 0, или mгvг = mобvоб.                                       Отсюда находим скорость оболочки: vоб = mгvг /mоб.

Вывод:  чем больше скорость выбрасываемого газа и чем больше отношение массы газа к массе оболочки, тем больше скорость оболочки.

Следовательно, чтобы увеличить скорость движения ракеты, нужно взять массу топлива во много раз больше массы полезного груза.

Мы считали, что весь газ выбрасывается из ракеты мгновенно. На самом деле он вытекает постепенно, хотя довольно быстро. Это значит, что после выброса какой-то части газа оболочке приходится “возить” с собой еще не вылетевшую часть топлива. Кроме того, мы не учли, что на ракету действуют сила тяжести и сила сопротивления воздуха. Все это приводит к тому, что отношение массы топлива к массе оболочки много больше, чем мы получили. Более точный расчет показывает, что при скорости газа 2000 м/с, для достижения скорости, равной первой космической, масса топлива должна быть в 55 раз больше массы оболочки. Для межпланетных полетов (с возвращением на Землю) масса топлива должна быть в тысячи раз больше массы оболочки.

Реактивные двигатели делятся на два основных класса (Слайд №4):

а) ракетные двигатели (ракетный двигатель на твердом топливе РДТП, жидкостно-реактивный двигатель ЖРД);

 б) воздушно-реактивные.

         В любой ракете, независимо от ее конструкции, всегда имеется оболочка и топливо с окислителем. На рисунке изображена ракета в разрезе. Мы видим, что оболочка ракеты включает в себя полезный груз (в данном случае это космический корабль), приборный отсек и двигатель (камера сгорания, насосы и пр.).  Основную массу ракеты составляет топливо с окислителем (окислитель нужен для поддержания горения топлива, поскольку в космосе нет кислорода).  Топливо и окислитель с помощью насосов подаются в камеру сгорания. Топливо, сгорая, превращается в газ высокой температуры и высокого давления. Благодаря большой разности давлений в камере сгорания и в космическом пространстве, газы из камеры сгорания мощной струей устремляются наружу через раструб специальной формы, называемый соплом. Назначение сопла состоит в том, чтобы повысить скорость струи.

Мы рассмотрели устройство и принцип действия одноступенчатой ракеты, где под ступенью подразумевается та часть, которая содержит баки с горючим и окислителем и двигатель.

В практике космических полетов обычно используют многоступенчатые ракеты, развивающие большие скорости и предназначенные для более дальних полётов, чем одноступенчатые.

На рисунке показана схема трехступенчатой ракеты (Слайд №5).  После того как топливо и окислитель первой ступени будут полностью израсходованы, эта ступень автоматически отбрасывается и в действие вступает двигатель второй ступени.

Уменьшение общей массы ракеты путем отбрасывания уже ненужной ступени позволяет сэкономить топливо и окислитель и увеличить скорость ракеты. Затем таким же образом отбрасывается вторая ступень.

Если возвращение космического корабля на Землю или его посадка на какую-либо другую планету не планируется, то третья ступень, как и две первых, используется для увеличения скорости ракеты. Если же корабль должен совершить посадку, то она используется для торможения корабля перед посадкой. При этом ракету разворачивают на 180о, чтобы сопло оказалось впереди. Тогда вырывающийся из ракеты газ сообщает ей импульс, направленный против скорости ее движения, что приводит к уменьшению скорости и дает возможность осуществить посадку.

Учитель.  Итак, из выступления Рената было видно, что скорость ракеты зависит от скорости вытекающих газов из сопла ракеты и от массы сгораемого топлива. Ответ, пожалуйста, на вопрос: Именно  на каком топливе работают ракетные двигатели? (Есть ракетные двигатели, работающие на твердом топливе и  на жидком топливе. В качестве твердого топливо служит порох, а в качестве жидкого горючего -  керосин, бензин, спирт, анилин, жидкий водород.). Спасибо за выступление. А теперь слово дается конструкторам, они покажут применение закона сохранения импульса на практике.

Тема мини проекта: «Применение закона сохранения импульса на практике»

Цель проекта: создать демонстрационные эксперименты; объяснить результаты наблюдаемых явлений (Слайд №6).

   Изучив литературу, мы отобрали несколько опытов, которые решили осуществить сами. Мы продумали эксперименты, изготовили приборы и пытались объяснить результаты наших экспериментов. В качестве приборов и инструментов мы взяли тележку, детские шарики и  ведро.

Опыт №1  

Берем две тележки. На одну из тележек прикреплена изогнутая и привязанная веревкой металлическая пластинка.  Данную систему можно рассматривать как замкнутую систему тел, так как их взаимодействие с окружающей средой несущественно: трение мало, а силы тяжести уравновешены. Рассмотрим, что произойдет, если поджечь веревку. При этом пластина распрямляется.  По закону сохранения импульса,  тележки приобретут равные по модулю, но противоположно направленные импульсы.  В рассмотренном примере мы познакомились с движением, возникающим при отталкивании тел замкнутой системы друг от друга.

 Опыт №2

Рассмотрим движение детского шарика. В шарик надуваем воздух, затем его отпускаем. Из опыта видно, что  шарик движется за счет выхода из него воздуха.

Опыт №3

Для этого опыта мы сконструировали  сосуд  с  двумя Г-образными трубками,  расположенными так, чтобы вода  вытекала в противоположные стороны. Вначале сосуд  находится в состоянии покоя, а после того, как в него  наливаем воду, сосуд начинает вращаться. По закону сохранения импульса сосуд и  струя жидкости получают одинаковые по модулю импульсы.

Такой же опыт можно провести с шариком, находящимся на воде. Для проведения опыта надуваем детский воздушный шар, и прежде, чем перевязать отверстие ниткой, вставляем в него согнутый под прямым углом пустой стержень от шариковой ручки. Чтобы из шарика воздух не выходил, наружный конец стержня заглушаем с помощью спички. В маленький тазик, размером меньше диаметра шара, наливаем воду и опускаем туда шар так, чтобы стержень торчал сбоку. Погрузив шарик в воду, вынимаем спичку. Воздух из шара будет выходить,  и шар начнет вращаться по воде под действием реактивной силы.

Учитель. Спасибо за проделанные эксперименты. Что изобрёл Герон, используя реактивное движение? (Герон изобрел шар с трубками. Шар наполнялась водой и нагревалась огнем. Вырывающийся из трубки пар вращал это шар.) На экране вы видите шар Герона(Слайд №7). На следующем слайде показано  автомобиль с реактивным двигателем. Автором проекта является Ньютон.

   Принцип реактивного движения встречается и в природе, например при движении некоторых насекомых и животных. Об этом в следующем мини-проекте (Слайд №8.)

Мини-проект на тему: «Реактивное движение в природе и в животном мире»

Цель проекта: изучить биологические объекты, которые применяют реактивное движение

    Реактивное движение, используемое ныне в самолетах, ракетах и космических снарядах, свойственно осьминогам, кальмарам, каракатицам, медузам – все они, без исключения, используют для плавания реакцию (отдачу) выбрасываемой струи воды. Именно это дало повод назвать кальмаров биологическими ракетами (Слайд №10). В мышцах кальмара в результате сложных превращений химическая энергия превращается в механическую энергию. При реактивном способе плавания животное производит засасывание воды через широко открытую мантийную щель в мантийную полость. Сила, вызывающая движение животного, создается за счет выбрасывания струи воды через узкое сопло, которое расположено на брюшной поверхности кальмара. Это сопло снабжено специальным клапаном, и мышцы могут его поворачивать. Изменяя угол установки воронки, кальмар плывет одинаково хорошо вперед, назад и в сторону.

   Сальпа - морское животное с прозрачным телом, при движении принимает воду через переднее отверстие, причем вода попадает в широкую полость, внутри которой по диагонали натянуты жабры (Слайд №11). Как только животное сделает большой глоток воды, отверстие закрывается. Тогда продольные и поперечные мускулы сальпы сокращаются, все тело сжимается, и вода через заднее отверстие выталкивается наружу. Реакция вытекающей струи толкает сальпу вперед (показывает рисунок).

   Теперь рассмотрим видеосюжет реактивного движения осьминога (Слайд №12).

   Я хочу вам рассказать о бешеном огурце. В южных странах  (и у нас на побережье Черного моря тоже) произрастает растение под названием "бешеный огурец". Стоит   только слегка прикоснуться к созревшему плоду, похожему на огурец,
как он отскакивает от плодоножки, а через образовавшееся отверстие из плода фонтаном со скоростью до 10 м/с вылетает   жидкость с семенами. Сами огурцы при этом отлетают в противоположном направлении. Стреляет бешеный огурец (иначе его называют «дамский пистолет») более чем на 12 м.

   Теперь рассмотрим видеосюжет о  бешеном огурце (Слайд №14).

Тема мини-проекта: «Освоение космоса»

Цель проекта: изучить этапы  освоения космоса.

Этап научной фантастики (Слайд №15).

   Человек давно мечтал о небе, о небесных телах. Одним из следствий этого является тот факт, что даже созвездия названы именами земных обитателей. Мечтали люди и о том, чтобы побывать на небесных телах. Это желание дало толчок для развития научно-фантастических идей о межпланетных путешествиях. Основоположником жанра научно-космической фантастики следует считать Иоганна Кеплера, в книге которого «Сон» (1634 г.) дается описание фантастического посещения Луны.

16 слайд. Этап подготовки к созданию теории космических полетов.

   Законы механики позволили на основе строгих математических расчетов определить скорости, необходимые для преодоления сил тяготения Земли. В связи с этим во второй половине 19 века вышло несколько десятков научно-фантастических книг с описанием космических путешествий, в том числе широко известная книга Жюля Верна «Из пушки на Луну» (1867 г.). Впервые в 1881 году русский революционер-народник Николай Иванович Кибальчич высказал мысль об использовании ракет для космических полетов и предложил прообраз современных пилотируемых космических средств.

17 слайд. Этап теоретической космонавтики.

   Основоположником научной космонавтики является русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Он в 1903 году теоретически обосновал возможность полетов при помощи ракет, дал первые схематические чертежи космических кораблей, выполнил расчеты движения ракет в поле тяготения Земли и впервые указал на целесообразность создания на орбитах вокруг Земли промежуточных станций для полетов на другие тела Солнечной системы.

18 слайд. Этап создания необходимой техники.

   Для реализации идей Циолковского нужно было разработать конструкцию ракеты, подобрать необходимое топливо и решить тысячи других вопросов, прежде чем можно было бы приступить к космическим полетам. В 1932 году под руководством Сергея Павловича Королева была создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), которой принадлежит выдающаяся роль в разработке основ техники для космических полетов. Эта группа 17 августа 1933 года провела первый успешный запуск жидкостной ракеты «ГИРД-09», который показал, что создание ракет для космических полетов в принципе возможно.

19 слайд. Этап практического освоения космоса.

4 октября 1957 года

В Советском Союзе впервые в истории человечества был запущен искусственный спутник Земли

14 сентяб-ря 1959 го-да

Советская станция «Луна-2» впервые в истории человечества достигла поверхности Луны

12 апреля 1961 года

На космическом корабле «Восток» гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полет в космос (Слайд №20)

18 марта 1965 года

Летчик-космонавт СССР А.А.Леонов осуществил первый выход в космическое пространство из кабины космического корабля «Восход-2»

3 февраля 1966 года

Советская автоматическая межпланетная станция «Луна-9» совершила первую мягкую посадку на поверхность Луны и передала на Землю с помощью телевизионной системы панораму лунного ландшафта (Слайд №21)

21 июля 1969 года

Американские космонавты Н.Армстронг и Э.Олдрин вышли из кабины космического корабля и совершили первые шаги по лунной поверхности. Собранные ими образцы лунных пород были доставлены на Землю

24 сентяб-ря 1970 г.

Советская АМС «Луна-16» завершила первый автоматический полет по маршруту Земля-Луна-Земля и доставила на Землю колонку лунного грунта, взятую с помощью автоматической буровой установки

19 апреля 1971 года

На орбиту ИСЗ была выведена первая долговременная орбитальная станция «Салют», на борту которой было установлено около 2 тыс. различных приборов. 7 июня 1971 года со станцией стыковался космический корабль «Союз-11» с экипажем в составе Г.Т.Добровольского, В.Н.Волкова и В.И.Пацаева. За 23 суток нахождения на станции «Салют» экипаж выполнил большое количество разнообразных научно-исследовательских работ (Слайд №22)

2 декабря 1971 года

С советской АМС «Марс-3» впервые произведена мягкая посадка спускаемого аппарата на поверхность Марса (Слайд №23).

Июль, 1975 года

Совершен совместный полет американского и советского космических кораблей, в ходе которого был впервые осуществлен поиск, сближение и стыковка двух космических кораблей, принадлежащих разным странам. После стыковки космонавты открыли люки кораблей и посетили друг друга. Этот полет получил название «Союз-Аполлон»

22 января 1978 года

Впервые в истории была осуществлена стыковка автоматического грузового транспортного корабля «Прогресс-1» с пилотируемым научным комплексом «Салют-27» (Слайд №24)

20 октяб-ря 1986 г.

Мощная советская ракета «Протон» вывела на околоземную орбиту космическую станцию «Мир». Эта станция отличается от всех предыдущих тем, что к ней могут дополнительно пристыковаться одновременно до шести дополнительных космических кораблей специального назначения. На станции «Мир» космонавт Ю.В.Романенко пробыл в 1987 году 326 суток. В то время это был рекорд пребывания человека на космической станции. В 1988 году космонавты Г.Титов и М.Манаров проработали на станции «Мир» 356 суток 22 часа 39 мин

15 ноября 1988 года

С космодрома Байконур с помощью ракетно-космической транспортной системы «Энергия» был запущен корабль многоразового использования «Буран» с мощностью у поверхности Земли 125 млн. кВт (Слайд №25)

Учитель. Мы прослушали мини-проекты ваших одноклассников,  надеюсь, их выводы закрепят   ваши знания об импульсе тела. А сейчас решим тестовую работу на данную тему в двух вариантах.

 I вариант

1. Каким выражением определяют импульс тела?                                                                                                

А) mV                   Б) Ft     B) mV2 / 2

2. Тележка массой 2 кг, движущаяся со скоростью 3м/с, сталкивается с неподвижной тележкой  массой 4 кг и  сцепляется с ней. Чему равна скорость обоих тележек после взаимодействия?       А) 0,5 м/с                                                        В) 1 м/с

   Б) 1,5 м/с                                                        Г) 3 м/с                                                                                           3. Железнодорожный вагон массой  m, движущийся со скоростью v,  сталкивается с неподвижным вагоном массой 2m и сцепляется с ним. Каким суммарным импульсом обладают два вагона после столкновения?                                                                                                                        А) 0.                                                              В) mv                                                                                         Б) 2mv                                                          Г) 3 mv

4. Летящий снаряд разорвался на два осколка с одинаковыми массами. Модули скоростей  составляют 300 и 400 м/с, угол между векторами скоростей равен 90°. Найти скорость снаряда до разрыва.                                                                                                                                                   А) 350 м/с  Б)500м/с     В)100м/с  

5.  Скорость легкового автомобиля в 3 раза больше скорости грузового, а масса грузового – в 6 раз больше легкового. Сравните модули импульсов легкового р1 и грузового равтомобилей.                                                                                                                                              а) р1 =  р2                                                             в) р2  = 2р1

    б) р1 = 2р2

Один ученик на интерактивной доске  решает 2 вариант (Слайд №26).

  1. Какой физический закон лежит в основе реактивного движения?

Первый закон Ньютона

Второй закон Ньютона

Закон сохранения импульса

Закон сохранения энергии

2. Какую скорость получит модель ракеты массой 300г,  и массой пороха в ней 100г, а газы вырываются из сопла скоростью 100 м/с

10 м/с

33 м/с

300м/с

3. Железнодорожный  вагон массой 35 т подъезжает к неподвижному стоящему на том же пути вагону массой 28 т и автоматически сцепляется с ним. После сцепки вагоны движутся прямолинейно со скоростью 0,5 м/с. Какова была скорость вагона массой 35 т до сцепки?

5 м/с

0,9 м/с

9,8 м/с

4. Граната,  летевшая со скоростью 10 м/с, разорвалась на 2 осколка массами 1,2кг  и 0,8 кг. Скорость большего осколка по направлению полета гранаты составляет 25 м/с. Чему равна скорость меньшего осколка?

10 м/с

12,5 м/с

62,5 м/с

5. Вагон массой 30т, движущийся горизонтально со скоростью 1,5 м/с, автоматически на ходу сцепляется с неподвижным вагоном массой 20т. С какой скоростью движется сцепка?

4,5 м/с

0,9 м/с

Учитель. Итак,  учащиеся завершаем тестовые задания,  и свои ответы сравниваем ответами на экране (Слайд 27).

За правильные 3 задания ставим оценку «3»,  за 4 правильных  ответов – «4»,

за 5-«5».  

 Закончит наш урок, ребята, я  хочу словами Константина Эдуардовича Циолковского: "Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед."

Я хочу, чтобы эти слова стали девизом в вашей жизни, чтобы каждый из вас внес свой вклад в развитие нашей страны, общества и  науки.

Домашнее задание:  §41, 42, ответить на вопросы, Упражнение №8(2).              

        



Предварительный просмотр:

Татарстан Республикасы Мөслим муниципаль районы муниципаль белем бирү учреждениясе «Г.Тукай исемендәге Мөслим урта гомуми белем бирү мәктәбе”

Фән: Физика

Класс :7А

Дәрес эшкәртмәсен төзеде: Мөслим районы Габдулла Тукай исемендәге Мөслим  урта гомуми  белем бирү мәктәбенең I квалификация категорияле физика укытучысы Лилия Миңниярова

Дәреснең темасы: Гади механизмнар. Рычаг. Рычагта көчләрнең тигезләнеше

Максат:

белем бирү максаты:

- укучыларны гади механизмнар, аларның төрләре белән таныштыру;

- укучыларны рычагның тигезләнеш хәлендә булу шартын тәҗрибә ярдәмендә билгеләргә өйрәтү;

- рычаг, рычагның тигезләнеш шарты турындагы белемнәрнең практик куллану мөмкинлекләрен күрсәтү;

-физик зурлык белән бәйле мәсьәләләр чишәргә өйрәтү;

үстерешле максат:

-укучыларның анализлау, фикерләү, гомумиләштерү күнекмәләрен үстерү;

-дәресләрдә алган белемнәрне практикада кулланырга өйрәтү;

-приборлар белән эшләү күнекмәләрен үстерү;

 тәрбия бирү максаты:

-коллективта эшләргә өйрәтү;

-төгәллек, мөстәкыйльлек, үз-үзеңне әдәпле тоту культурасы тәрбияләү;

-предметка кызыксыну уяту.

Дәреснең тибы: яңа белемнәрне ачу.

Җиһазлар һәм материаллар: компьютер, проектор, экран, штатив, рычаг,блок, йөк җыелмалары;

Дәрес барышы:

  1. Психологик уңай халәт тудыру (1 мин.)

Укытучы. Хәерле көн, укучылар! Бер-беребезгә хәерле эш сәгате теләп, елмаю бүләк итик һәм дәресебезне башлап җибәрик.

  1. Белемнәрне актуальләштерү (5 мин.)

Бүгенге дәрестә без тирә-юнебезне чолгап алган техник җайланмаларның физик үзлекләрен өйрәнүне дәвам итәрбез. Башта алдагы дәресләрдә танышкан эш һәм егәрлек турындагы төшенчәләрне искә төшерик. Сезнең алда тест сораулары. Тест сорауларына җавап бирегез, аннары эшләрне бер-берегез белән алмашыгыз, җавапларын тикшерегез һәм иптәшегезнең җавабын бәяләгез.(Тест сораулары кушымтада бирелгән)

  1.  Яңа теманы “ачу”(23 мин.)

Укытучы. Бүгенге дәрестә без еш кына килеп чыга торган гади көнкүреш проблемаларын хәл итәргә тиеш. Сезнең каршыда калай капкач белән ябылган варенье банкасы. Безгә капкачны ачарга кирәк. Моны эшләү өчен без механик эш башкарырга тиеш. Нәрсә ул механик эш? Механик эш башкарылсын өчен нинди шартлар үтәлергә тиеш соң?

Укучылар. Механик эш куелган көчкә һәм үтелгән юлга туры пропорциональ булган физик зурлык.  Җисем механик эш башкарсын өчен аңа көч куелырга һәм ул хәрәкәт итәргә тиеш.

Укытучы. Ә хәзер калай капкачны ачу өчен иң көчле укучыны бирегә чакырам.(Укучы капкачны ачарга омтыла. Ләкин ача алмый.)

Укытучы. Кул көче белән калай капкач ачылмады. Көчне арттыру өчен без нәрсә эшләргә тиеш?

Укучылар. Көчне арттыру өчен махсус җайланма кулланабыз.

Укытучы. Димәк, укучылар, без бүгенге дәрестә нинди механизмнар турында сөйләшербез?

Укучылар. Без бүген көчне үзгәртүче гади механизмнарны өйрәнәчәкбез. 

Укытучы. Укучылар, бүгенге дәреснең темасы “Гади механизмнар. Рычаг. Рычагта көчләрнең тигезләнеше”. Дәфтәрләрегезне ачып  дәреснең темасын язып куегыз.

Укытучы. Әйләнә-тирәбездә чын баһадирлар яши. Мәсәлән, гади кырмыска. Кырмыска зур көчкә ия һәм ул үзеннән 70 тапкыр авыррак йөкне күтәрә ала. Кешеләр мондый мөмкинлекләргә ия түгел. Әмма адәм баласы акыл белән эш итәргә сәләтле. Кеше яшәеше дәверендә көчне арттыручы төрле гади җайланмалар булдырылган.

Укытучы. Билгеләмә язабыз: “Көчне үзгәртүгә хезмәт итә торган җайланмаларны гади механизмнар дип атыйлар”.

Гади механизмнарга рычаг, аның аерым төрләре-блок, чыгыр; авыш яссылык һәм аның аның аерым төрләре-чөй, винт керә. Гади механизмнарны көчтән отыш алу өчен,  ягъни җисемнәргә тәэсир итүче көчне берничә тапкыр арттыру өчен кулланалар.(2 нче слайд)

Моннан берничә мең еллар элек Мисырда гаҗәп зур пирамидалар төзегәннәр. Пирамида төзү өчен 20 шәр тонна авырлыгындагы ташларны рычаглар ярдәмендә 100 әр метр биеклеккә күтәргәннәр. (3 нче слайд)

Укытучы. Нәрсә соң ул рычаг?

Укучылар. Рычаг-ул каты җисем.

Укытучы.  Әйе, рычаг-кузгалмас таяныч тирәсендә әйләнә ала торган каты җисем ул. Әйдәгез, укучылар, рычагның төзелеше белән якыннан танышыйк. (Укытучы штативка эленгән рычагның төзелеше белән таныштыра)

Рычагның әйләнү күчәре О (таяну ноктасы). А һәм В көч куелу нокталары. F1 көче рычагны сәгать йөреше уңаена, ә F2 көче сәгать йөрешенә каршы әйләндерә. Таяну ноктасы һәм рычагка тәэсир итә торган көч юнәлгән туры арасындагы иң кыска ераклык көч иңсәсе дип атала. Көч иңсәсе L хәрефе белән тамгалана. L1- F1 көченең иңсәсе, L2-F2 көченең иңсәсе. (4 нче слайд)

Укытучы. Рычагның тигезләнеш шартын өйрәнү өчен төркемнәрдә практик эш алып барачакбыз.

1 нче төркем

Эксперимент барышы: Рычаг һәрвакыт тигезләнеш хәлендә калырлык итеп таяну ноктасыннан сул якта 10 см ераклыкта 2 йөк, ә уң якта 1 йөк элегез. Рычагны тигезләү өчен бу йөкне кая куярга кирәк? Нәтиҗә ясагыз.

2 нче төркем

Эксперимент барышы: Рычаг һәрвакыт тигезләнеш хәлендә калырлык итеп таяну ноктасыннан сул якта 5 см ераклыкта 4 йөк, ә уң якта 1 йөк элегез. Рычагны тигезләү өчен бу йөкне кая куярга кирәк? Нәтиҗә ясагыз.

Эксперимент тәмамланганнан соң төркем җитәкчеләре гомуми нәтиҗә ясый.

Укытучы. Димәк, рычагка тәэсир итүче көчләр шул көчләрнең иңсәләренә кире пропорциональ булсалар, рычаг тигезләнеш хәлендә тора. Бу кагыйдәне формула рәвешендә язарга була. (Дәфтәрләренә теркәп куялар)

Рычагның тигезләнеш шартын безнең эрага кадәр 282-217 нче елларда Архимед гамәлгә керткән. Борынгы заманнарда күп кенә гади механизмнар хәрби максатларда кулланылган. Бу-баллистлар, катапультлар һәм башка җайланмалар. Архимед хәрби максатлар өчен уйлап табылган җайланмалары белән танылган борынгы грек галиме.(5 нче слайд)

Сәламәтлек минуты(1мин.)                                                                  

Укытучы. Укучылар, безнең гәүдәбез рычаглар җыелмасыннан тора. Хәзер гәүдәгезнең рычаг дип санаган өлешләрен музыка темпына хәрәкәткә китерәбез. (Күңелле, тиз музыка яңгырый. Укучылар хәрәкәтләр ясыйлар)

IV. Белемне яңа ситуациядә куллану(10 мин.)

Укытучы. Укучылар, без бүген әз көч ярдәмендә зур көчне тигезләп булганына инандык. Хәзер әлеге кагыйдәне кулланып мәсьәлә чишәрбез.(Бер укучы мәсьәләне тактада, калган укучылар дәфтәрләрендә  чишәләр.)

Мәсьәлә: Эшче рычаг ярдәмендә 240 кг авырлыгындагы плитаны күтәрә(149 рәсем). Рычагның кыскарак иңсәсе 0,6 м булса, 2,4 м озынлыгындагы иңсәгә ул нинди көч куя?

Бирелгән:

m=240кг

L1=2,4м

L2=0,6м

g =9,8

Табарга: F1-?

Чишү:

Исәпләү:

F1= F2 ,

 F2=Р= m g=240кгꞏ9,8 2400кг.

F1=2400кгꞏ=600Н

Җавап:600Н.

V. Рефлексия (2 мин)

Шулай итеп, йомгак ясыйбыз:

1. Бүгенге дәрестә без нинди төшенчәләр өйрәндек соң? 

2. Гади механизмнар ни өчен хезмәт итә?

3. Нинди гади механизмнар бар?

4. Нәрсә ул рычаг?

5. Рычагның тигезләнеш шарты ничек әйтелә?

6. Рычаг үзара тигезләнештә булмаган көчләр тәэсирендә тигезләнеш хәлендә була аламы?

VI . Үзбәя. (1 мин)                                                                                                            -Бүгенге дәрестә бирелгән теманы кемнәр иптәшләренә аңлата ала, шулар бишле билгесе куя.Кемнәр кайбер җирләрдә икеләнә шулар дүртле куя.Ә калганнар өйрәнгән теманы укып, аңлап килә.

 Бүгенге дәрестә үзләштергән белемнәрне тормышта кулланып буламы? Сезгә дәрес ошадымы? Ошаса, өстәлдән үзегезнең кәефкә туры килгән рәсемне сайлап алыгыз.

VI. Өйгә эш бирү(1 мин)

 57-58 нче параграфны укырга, сорауларга җавап бирергә.

Кушымта

  1. Механик эш башкару өчен нинди  шартлар үтәлергә тиеш?

А)Җисемгә көч тәэсир итәргә тиеш; Б) Җисем көч юнәлешендә юл үтәргә тиеш;

В)Җисем тәэсир итүче көчкә каршы юнәлештә юл үтәргә тиеш;

Г) А-В җаваплары дөрес.

2. Механик эш берәмлеге булып тора

А)1Дж; Б)1Н; В)1Вт; Г)Па.

3. Нәрсә ул егәрлек?

А)Эшнең шул эшне башкаруга киткән вакытка чагыштырмасы;

Б) Эшнең шул эшне башкаруга киткән вакытка тапкырчыгышы;

В)Эшнең үтәлү тизлеге;

Г) Җисемгә тәэсир итүче көчнең  шул көч тәэсирендә башкарылган эшкә чагыштырмасы.

4. Төзелеш краны 400 кг авырлыктагы йөкне 15 метр биеклеккә күтәреп, нинди эш башкара?

А)27 Дж; Б)267 Дж; В)6000 Дж; 4) 60кДж.

5) Егәрлекне үлчәү берәмлеге булып тора

А)ватт; Б)паскаль; В)джоуль; Г)ньютон.



Предварительный просмотр:

Татарстан Республикасы Мөслим муниципаль районы муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе “Г.Тукай ис. Мөслим гомуми урта белем бирү мәктәбе”

Тема: Җир –Ананың йөзе көлеп торсын!

Төзеде:  Татарстан Республикасы Мөслим районы Габдулла Тукай исемендәге Мөслим гомуми урта мәктәбенең 1 нче категорияле  укытучысы

Миңниярова Лилия Борис кызы

Максат:1.Укучыларда экологик культура нигезләрен формалаштыру.

2.Укучыларны җирлегебездә генә түгел, ә бөтен  планетада барлыкка килгән экологик проблемалар белән таныштыру һәм аларны чишүдә актив катнашу теләге үстерү.

Көтелгән нәтиҗәләр

Метапредмет нәтиҗәләре

Танып-белү күнекмәсе: укучының үз эшчәнлеген мөстәкыйль  рәвештә  оештыра белү; мөстәкыйль рәвештә теманы, куелган проблеманы ачу, фикер йөртү; дөрес нәтиҗә һәм йомгак ясый белү; экологик фикерләүне формалаштыру һәм үстерү, танып-белү күнекмәләрен формалаштыру.  

Регулятив күнекмә:теләсә нинди эшчәнлектә проблеманы аерып ала, аның чишелеш юлларын билгели һәм мөстәкыйль хәл итә белү күнекмәләрен формалаштыру.  

Коммуникатив күнекмә: укытучы һәм яшьтәшләре белән бердәм эшчәнлектә катнаша, яшьтәшләре белән төркемгә берләшә, индивидуаль һәм төркемдә эшли белү күнекмәсен формалаштыру.

Шәхескә кагылышлы нәтиҗәләр: үз Ватаныңны ярату хисе тәрбияләү; туган якның табигатен, яшәгән тирәлегеңне көчтән килгәнчә саклау, чистарту ихтыяҗы булдыру.

Җиһазлау: компьютер, интерактив такта, презентация.

Сыйныф сәгате барышы.

  1. Психологик уңай халәт тудыру.

Сыйныф җитәкчесе: Хәерле көн, укучылар! Сезне күрүемә бик шатмын. Бер-беребезгә хәерле эш сәгате теләп, елмаю бүләк итик.

  1. Тәрбия сәгате мәсьәләсен кую.

Сыйныф җитәкчесе: Бүгенге тәрбия сәгатен Энҗе Авзалованың “Бу гүзәллек яшәрме?” исемле шигыре белән башлап җибәрәсем килә (Слайд 1).

Җир елый, ишетәсезме?

Мин ишетәм!

Челтерәп аккан чишмәләрем

Нигә кипкән?

 

Җир елый, ишетәсезме?

Мин ишетәм!

Сандугачлы талкайларны

Кемнәр кискән?

 

Табигатьне кемнәр шулай

Әрәм иткән?

Кешеләрдә миһербанлык

Кая киткән?

 

Җир елый, ишетәсезме?

Мин ишетәм!

Бу гүзәллек, бу Җир шары

Яшәр микән?

Димәк, укучылар, без бүген сезнең белән нинди темага сүз алып барачакбыз?

Укучы: Без бүген дәрестә Җир шары экологиясе турында фикер алышачакбыз.

Сыйныф җитәкчесе:  Без сезнең белән бүген “Җир –Ананың йөзе көлеп торсын!” дигән темага , ягъни Җир шары экологиясе турында сөйләшербез.

Җир шары ул – безнең уртак йортыбыз. Ул матур, уникаль һәм кабатланмас. Галимнәр фикеренчә, Җир шары әллә кайчан, моннан 4,5 миллиард ел элек барлыкка килгән һәм гүзәл планетабызның тагын шулкадәр гомере калган (2 нче слайд)

Кеше - табигатьнең аерылгысыз бер өлеше. Ул табигатьтән башка бер генә көн дә, бер генә сәгать тә, бер генә минут та яши алмый. Аңа су, һава, азык -төлек, җылылык һәм яктылык кирәк. Шуңа күрә табигатькә мөнәсәбәт, кешеләргә мөнәсәбәт кебек үк, гуманлы, шәфкатьле булырга тиеш. Кеше табигатькә уңай һәм тискәре йогынты ясый ала. "Үз артыңнан якты эзеңне калдыр" диелә татар халык мәкалендә. Бу мәкальне сез ничек аңлыйсыз? (3 нче слайд).

Укучы:  Мәкаль кешенең уртак эшкә нинди өлеш керткәнен, аны башка кешеләр ничек  итеп хәтерләгәнен аңлата.

Сыйныф җитәкчесе: Танылган язучылар әдәбиятта, рәссамнар- сәнгатьтә, сәясәтчеләр - тарихта үз эзләрен калдыралар. Һәрбер кеше үз эзен калдыра. Безне чолгап алган барлык кешеләр планетабызда үз эзен сала. Ләкин без үзебез калдырган эзләр белән һәрвакыт горурлана алабызмы?(4 нче слайд )

Сыйныф җитәкчесе: Укучылар, сезгә мондый  ямьсез күренешләр белән очрашырга туры килгәне бармы? Чүпкә баткан су буйларын, урман-кырларны күргәч, сездә нинди фикерләр туа? Укучыларның фикерләре тыңланыла.

Сыйныф җитәкчесе:Әлбәттә, мондый ямьсез күренешләр белән даими очрашып торабыз һәм тирә-юнебезне чистарту, яшелләндерү өмәләрендә ел саен катнашып киләбез. Кешелек үсешенең заманча стратегиясе хәзерге һәм киләчәк буыннарның тормыш сыйфатын яхшыртуга юнәлтелгән.Барлык кешеләр дә тормышларын яхшыртырга омтылалар. Кешелекнең үсеше Җир анага ни дәрәҗәдә зыян сала? Бүгенге көндә бөтен кешелек өчен бик зур проблема бар –киләчәк  буын өчен табигатебезне ничек сакларга?Укучылар,Җир шарында нинди экологик проблемалар барлыкка килде? Укучыларның фикерләре тыңланыла.

Сыйныф җитәкчесе: Экологик проблемаларның беренчесе: урманнарның мәйданы кими. Урман — агаччыл үсемлекләр белән капланган Җир йөзенең бер өлеше. Урманнар коры җирнең 27%, 3,4 млрд. га мәйданын биләп тора, 30 проценты — ылыслы, 70 проценты яфраклы агачлардан тора.(5 нче слайд )

Урманнарның мәйданы кими! һәр ел саен җир йөзеннән якынча 11 млн. га урман юкка чыга. Бу урманны яңарту масштабларыннан ун тапкыр артык. Ни өчен урманнарыбызның мәйданы кими, укучылар? Сәбәпләрен санагыз әле? (Укучыларның фикерләре тыңланыла)

Сыйныф җитәкчесе: Моңа сәбәпче булып кешеләрнең урманны тәртипсез рәвештә кисүе, урман янгыннары тора.”Планетаның үпкәләре” шулай юкка чыга.

Кеше үз гомерендә 10 төп агач утыртырга тиеш. Ә сезнең агач утыртканыгыз бармы? Яңа утырткан агачны ничек тәрбияләп үстерергә кирәклеген беләсезме? Укучыларның фикерләре тыңланыла.

-“Агачның тамырларына балта чабып, яфрагы белән дус булма” дигән әйтемне сез ничек аңлыйсыз? Укучыларның фикерләре тыңланыла.

Сыйныф җитәкчесе: Җир шарында барлыкка килгән икенче экологик проблема- һаваның пычрануы. (6 нчы слайд )Укучылар, нинди сәбәпләр  һаваның пычрануына китерә?

Укучы: Завод-фабрикалар бүлеп чыгарган агулы матдәләр һаваның пычрануына сәбәпче булып тора.

Сыйныф җитәкчесе: Һаваның пычрануы кеше сәламәтлегенә нинди зыян сала?

Укучы: Һаваның пычрануы кешенең сулыш алу органнарына зыян сала. Елдан-ел астма, үпкә авыруы белән авыручылар арта. Һаваның пычрануы кеше сәламәтлегенә генә түгел, ә агачлар, үсемлекләр, сулыклар, хайваннар өчен дә зыянлы. Үсемлекләр дә сулый. Үсемлекләр начар үсә башлый. Һава чисталыгы нормадан түбән булган районнарда үскән яшелчә, җиләк-җимешләрне ашарга ярамый. Бу районнарда кешеләр үпкә рагы кебек авырудан күбрәк үләләр. (6 нчы слайд)

Сыйныф җитәкчесе: Җир шарында барлыкка килгән  экологик проблемаларның берсе- туфракның пычрануы! Укучылар, туфракның пычрану сәбәпләрен санап китегез әле(7 нче слайд).

Укучы: ашламалар һәм химик матдәләр куллану, ягулык калдыкларының туфракка эләгүе; тиешле булмаган урыннарга чүп чыгару; радиация корылмалары эшчәнлеге.

Сыйныф җитәкчесе: Елгаларыбызның пычрануы-төп экологик проблемаларның чираттагысы булып тора.

Бервакыт галимнәр шәһәрдән ерак булмаган бер елганың төбен тикшергәннәр. Алар 5 км лы участокта 14 зур тимер-бетон плитә, 16 зур торба, 34 рельс кисәге, 43 утсүндергеч, 18 пычкы, 31 балта, 112 чана, 108 котелок тапканнар. Чәйнек, кәстрүл, 36 таба, 27 үтүк, 2486 шешә, 2214 консерв банкасы һәм тагын бик күп чүп-чар су төбендә яткан. (9 нчы слайд)

 

Кеше көн саен 150 литр су тота. Куллану өчен яраклы төче су җирдә нибары  2 процент тәшкил итә, шуның 3/4-се Арктика һәм Антарктида бозларына туры килә.

Елгалар! Бу Җир шарының зәңгәр артерияләре. Бүген күп күлләр һәм елгалар Балык зиратына әверелде. Себер районнарында елгалар нефть үткәргечләр аркасында пычрана (10, 11 нче слайдлар).

Экологлар чаң кага. Океаннар өслегендә барлыкка килгән гаять зур нефть таплары, агулы елга буйларында яткан балык үләксәләре, шәһәр янындагы сулыкларда йөзеп йөрүче  мазутка баткан  кыр үрдәкләрен күреп күңел сыкрый.  Татар халкында “Кул пычранса, су белән юарсың; су пычранса, ни белән юарсың?” дигән әйтем бар. Кызганыч, елдан-ел Җир шарында  эчәргә яраклы су запасы кими бара.  

Кеше һәм табигать-ул бер гаилә. Табигатьтә барысы да бер-берсенә бәйле. Табигатьне саклау-безнең бурыч !

Тормыш-көнкүреш калдыклары кәгазь, полиэтилен пакетлар чересен өчен күпме вакыт кирәк икәнен беләсезме?

Ташлап калдырган кәгазь чересен  өчен 2 ел, консерв банкасына 90 ел, пакетка -200 ел, пыяла таралсын өчен 1000 ел кирәк! (12 нче слайд)  

Укучылар, кулланылган  көнкүреш калдыкларын аермыйча, чүпкә түгәргә ярыймы? Без аны ничә төргә аерып җыярга һәм тапшырырга тиешбез?

        Укучы: Көнкүреш калдыкларын сортка аерып җыярга кирәк. Кәгазьне макулатурага тапшырырга була. Пластик һәм пыяла шешәләрне кире эшкәртеп кулланырга мөмкин.

        Сыйныф җитәкчесе: Табигатьне саклау максатыннан Халыкара һәм Дөньякүләм табигать көннәре билгеләп үтелә.(13 нче слайд)

22 нче март – Су көне

1нче апрель – Кошлар көне

22 нче апрель – Җир көне

5 нче июнь – Әйләнә-тирәне саклау көне

26нчы сентябрь – Диңгез көне

4 нче октябрь – Хайваннарны саклау көне.

Әлбәттә, без табигатьне бу көннәрне генә түгел, ә һәрвакыт сакларга тиеш.

  1. Иҗади остаханә (14 нче слайд).

Сыйныф җитәкчесе: Укучылар, тирә-як мохитне саклау өчен сез нәрсәләр эшли аласыз?  

Әйдәгез безнең планетабызны бизик. Сезнең өстәлләрдә чәчәкләр. Сез иҗтимагый тирәлекне тәртипкә китерү өчен нәрсәләр эшләргә тәкъдим итәрсез. Шул турыда алдыбызда яткан чәчәкләргә язабыз, укыйбыз  һәм тактадагы җир рәсеменә ябыштырабыз.Укучылар фикерләрен чәчәкләргә язалар һәм үз фикерләре белән классташларын таныштыралар. 

  1. Рефлексия.

Сыйныф җитәкчесе: Бүгенге сөйләшү сезне кызыксындырдымы? Сезне нинди фактлар гаҗәпләндерде? Сыйныф сәгате материаллары белән танышканнан соң сездә нинди тәэсир калды?

Җаваплар:  Куркыныч хисе. Кешеләр экологик проблемаларны күрер һәм һәлакәтне туктатыр өчен барысын да эшләр дип ышанабыз.

Сыйныф җитәкчесе: Экология! Экологик һәлакәт. Бу сүз, сүзтезмәне без еш кына телевизордан ишетәбез. РФ Президенты В.Путин фикеренчә, “экология турындагы мәсьәләне беренче урынга куярга кирәк, чөнки безнең сәламәтлегебез, балаларыбызның киләчәге шуңа бәйле”. Һәм мин сезне, табигатькә аңлы, җаваплы карарга чакырам. Аны саклауга үз өлешегезне кертегез. Планетабыз авырый! Без аны дәваларга тиеш!

 Зәңгәр күк, яшел чирәм, ягымлы кояш, җылы яңгыр, ак кар һәм җил-һәммәсе дә бер генә. Җир шары безгә бик зур булып тоела. Ләкин аңа космостан карасаң,ул зур түгел. Без табигатьне өйрәнергә һәм сакларга тиеш. Аның матурлыгы безнең кулда!

Кулланылган әдәбият:

  1. “ТОП-8 экологических проблем земли нашего времени”.  https://xn----stbmju3c.xn--p1ai/a224466-top-ekologicheskih-problem.html
  2. “Экология Земли – отражение экологии души”.  http://lse-ikb.com/activities/blog/177-ekologiya-zemli-otrazhenie-ekologii-dushi
  3. “Муслюмовский район (Проект "Прекрасный Татарстан")” https://www.youtube.com/watch?v=lnoi4ho0V-4



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Муслюмовская СОШ  им. Г.Тукая»  Муслюмовского муниципального района РТ

Подготовка учащихся к олимпиадам по физике

Методическая разработка по теме

«Механическое движение. Средняя скорость»

Автор: Минниярова Лилия Борисовна

учитель физики первой категории

Муслюмово-2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка материалов по физике «Механическое движение. Средняя скорость» предназначены для педагогов и учителей физики, занимающихся подготовкой обучающихся к олимпиадам. В разработке предложен необходимый теоретический материал по теме «Механическое движение. Средняя скорость», приведены разобранные олимпиадные задачи и задачи для самостоятельного решения. Данные задания могут применяться как на уроках физики, так и во внеурочной деятельности. В разработке можно найти некоторые способы и приёмы решения задач.

Решение олимпиадных задач – это решение задач, нестандартных как по формулировке, так и по методам их решения. Решение олимпиадных задач требует от учащегося комплексных знаний на углублённом уровне не только по физике, но и по математике, астрономии и другим школьным предметам, в том числе и гуманитарного цикла, так как описанный в задаче процесс необходимо проанализировать, описать, составить или подобрать определённую модель решения и привести решение к правильному ответу.

 Тема: Механическое движение. Средняя скорость. Примеры решения задач.

Механическое движение тела – изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени.

Путь — это длина участка траектории, пройденного телом за данный промежуток времени. Путь является скалярной величиной, то есть, не имеет направления.

 Скорость при равномерном движении – это величина, равная отношению пройденного пути к промежутку времени, за который этот путь пройден.

 где -скорость,  S –путь, t – время.

Скорость является векторной величиной, то есть, характеризуется как числовым значением, так и направлением.

Средняя скорость при неравномерном движении – это величина, равная отношению всего пройденного пути к общему времени в пути.

Если путь состоит из нескольких участков, то для нахождения средней скорости на всем пути надо весь пройденный путь разделить на сумму времени, затраченного на каждый участок пути.

Например, если путь состоит из трёх участков S1, S2, S3, скорости, на которых были соответственно равны  а время прохождения каждого участка соответственно , то средняя скорость прохождения всех трёх участков вычисляется по формуле:

Пример 1. Половину времени, затраченного на дорогу, автомобиль ехал со скоростью 74 км/ч, а вторую половину времени  — со скоростью 66 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

Возможное решение. 

Чтобы найти среднюю скорость на протяжении пути, нужно весь путь разделить на все время движения:

 Ответ:  .

Пример 2. Первую треть трассы автомобиль ехал со скоростью 60 км/ч, вторую треть  — со скоростью 120 км/ч, а последнюю  — со скоростью 110 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

Возможное решение.

 По определению средней скорости:

Ответ:  .

Пример 3. Первые два часа автомобиль ехал со скоростью 50 км/ч, следующий час  — со скоростью 100 км/ч, а затем два часа  — со скоростью 75 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

Возможное решение.

По определению средней скорости:

Ответ:  .

Пример 4. Человек полпути проехал на велосипеде со скоростью  , а остаток пути прошёл со скоростью  . Сколько времени он шёл, если весь путь занял 4ч?

Возможное решение.

По условию   .      (1)

По определению пути

,                         (2)

выразим   .               (3)

Подставляя последовательно  (3)  в (2) , получаем

;  
          

Ответ: 3ч 20мин.

Пример 5. Тело, двигаясь из пункта А в пункт Б, первую четверть пути двигалось с некоторой постоянной скоростью, а остальной путь – со скоростью вдвое большей. Средняя скорость тела на всем пути составила 8 км/час. Определить скорость тела на первой четверти пути.

Возможное решение. 

По определению средней скорости:   ,        (1)

где S – расстояние от А до Б, t – время его прохождения.

Время прохождения пути  ,                      (2)                                                     где– время прохождения телом первой четверти пути, а  - время  прохождения остального пути.

Очевидно, что    ,                                                 (3)

а ,                                                                     (4)                                                                                                                      где   и  - скорости движения тела на первой четверти пути и на оставшемся пути соответственно.

Подставляя последовательно (2), (3) и (4) в (1) , получаем

  .

Учитывая, что по условию задачи  , получаем

, откуда        .

 Ответ:   .

Пример 6. Пешеход прошёл по маршруту А-В-С. Средняя скорость его движения на участке А-В была 3 , а время движения на участке В-С составило 90 мин. Определить расстояние между В и С, если первую половину пути из А в В пешеход шёл со скоростью на 70% больше скорости его движения из пункта В в С, а на второй половине участка А-В его скорость была на 30% меньше чем на первой половине.

Возможное решение. 

По условию задачи  , (1)

 . (2)

По определению средней скорости:  .   (3)    

Откуда  , (4).

Подставляя последовательно (4) в (1) , получаем

.

 

Ответ: 

Пример 7. Человек за 25 мин прошёл 1,2 км, затем полчаса отдыхал, затем пробежал ещё 800 м за 5 мин. Какова была его средняя скорость? Какова была бы его средняя скорость, если бы он не отдыхал?

Возможное решение. 

По определению средней скорости:  .

Ответ: ; .

Пример 8. Путешественник 1ч 30 мин ехал со скоростью 10 на верблюде, а потом 3 ч на осле со скоростью . Какой была средняя скорость путешественника на всём пути?

Возможное решение. 

По определению средней скорости:  

Ответ:  .

Пример 9. Человек проехал первую половину времени всего движения на автомобиле со скоростью , а вторую половину времени - на велосипеде со скоростью . Какова средняя скорость туриста на всём пути?

Возможное решение. 

По определению средней скорости:

 .

Ответ:  .

Пример 10. Путешественник добирался из города А до города Б сначала на поезде, а потом на верблюде. Какой была средняя скорость путешественника, если  пути он ехал на поезде, а  - на верблюде? Скорость поезда  , а скорость верблюда  .

Возможное решение. 

По определению средней скорости:

.

Ответ: .

Пример 11. Первые 12 км путешественник шёл пешком, а остаток пути проехал на мотоцикле. Какое расстояние  он ехал на мотоцикле, если скорость езды  , а скорость ходьбы -  , а средняя скорость оказалась равной  ?

Возможное решение. 

По определению средней скорости:

S   

 

 .

Ответ:  .

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Человек три четверти пути проехал на велосипеде со скоростью  , а остаток пути прошёл со скоростью  . Сколько времени он шёл, если весь путь занял 4ч?        
  2.  Первую треть трассы автомобиль ехал со скоростью 100  , вторую треть — со скоростью 75  , а последнюю — со скоростью 60  . Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в  .              
  3. Первые два часа автомобиль ехал со скоростью 120  , следующие два часа — со скоростью 85  , а затем три часа — со скоростью 50  . Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.                 
  4. Первые 100 км автомобиль ехал со скоростью 50  , следующие 200 км  — со скоростью 80  , а затем 150 км  — со скоростью 100  . Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в  .                 
  5. Половину времени, затраченного на дорогу, автомобиль ехал со скоростью 67  , а вторую половину времени  — со скоростью 79  . Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в  .                  
  6. Первую половину пути автомобиль проехал со скоростью 84  , а вторую  — со скоростью 96  . Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути.          
  7. Первый участок велосипедист проехал со скоростью 18 ,  второй участок, вдвое длиннее, - со скоростью 43,2  и последний участок, который в полтора раза больше второго, - со скоростью 540 . Найти среднюю скорость велосипедиста на всём пути.               
  8. Автомобиль проехал половину пути со скоростью 60; половину оставшегося времени он ехал со скоростью 15, а последний участок - со скоростью 45 . Какова средняя скорость автомобиля на всём пути?
  9. Поезд первую половину пути шел со скоростью в n = 1,5 раза большей, чем вторую половину. Средняя скорость поезда на всем пути υср=43,2. Каковы скорости поезда на первой (υ1) и второй (υ2) половинах пути.
  10. Средняя скорость автомобилиста на всем пути 72 км /ч. На первой половине пути автомобилист ехал в 3 раза быстрее, на чем на второй. Определите скорость автомобилиста на обеих половинах пути. .
  11. Персонажам романа Ж.Верна «Вокруг света за 80 дней» Филеасу Фоггу и Паспорту часть пути от Бомбея до Калькутты пришлось проделать на поезде, а оставшуюся часть на слоне. Расстояние от Бомбея до Калькутты составляет 1665км. На поезде они ехали 1,5 суток и столько же времени на слоне. Расстояние, которое проделали путешественники на слоне, составляет 80км. Найти среднюю скорость поезда и среднюю скорость путешественников на всем пути. .
  12. После того, как автобус проехал первую половину пути, он попал в дорожную пробку. В результате его средняя скорость на второй половине пути в 8 раз меньше, чем на первой. Средняя скорость автобуса на всем пути равна 16 км/ч. Определите скорость автобуса на второй половине пути..
  13. Иннокентий Посчиталов спешил на занятия в Пермский государственный национальный исследовательский университет. Первую четверть пути он прошёл пешком со скоростью 5 км/ч, затем сел в автобус и проехал 2 3 ⁄ оставшегося пути со скоростью 19 км/ч, последний отрезок пути он пробежал со скоростью 7 км/ч. Какова средняя скорость Иннокентия на всем пути? Каковы средние скорости за первую и вторую половины времени путешествия?.
  14. Победитель автогонок, пройдя 50 кругов, обогнал второго призёра на 2 круга. Какова средняя скорость движения второго автомобиля, если средняя скорость первого 100 км/ч?.

Использованная литература.

  1. Сайт «РЕШУ ЕГЭ» ЕГЭ–2023: задания, ответы, решения (sdamgia.ru).
  2. А.Е. Заяц, Ю.В. Синцова. Сборник задач по физике 7 класс. - Центр «Олимпиадная физика», 2017
  3. Олимпиадные задания муниципального этапа 2013-2020гг Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по физике 2015-16 уч.г. - Сайт rmofizik! (jimdofree.com)