Рабочие программы по физике

Минниярова Лилия Борисовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Муслюмовская средняя общеобразовательная школа им. Г.Тукая»

 Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности

«Физика в экспериментах»

Направления развития личности: обще интеллектуальное

Возраст обучающихся: 14-16 лет

Срок реализации 1 год

Разработчик программы: Минниярова Лилия Борисовна

Муслюмово-2022

  1. Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности по физике «Физика в экспериментах»

Нормативная база программы:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
  •  Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2018 года № 345 с изменениями и дополнениями.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 с изменениями и дополнениями.
  • Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.06.2016 № 699;
  •  Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Муслюмовская средняя общеобразовательная школа

имени Г. Тукая» Муслюмовского муниципального района РТ;

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. — 4"е изд. — М. : Просвещение, 2014 — 111 с. — (Стандарты второго поколения).  Программа основного общего образования. Физика. 7 - 9 классы (авторы:А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник). Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Ф50 Е.Н. Тихонова - 5-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2015. – 400с.,
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика в экспериментах» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 7-9 классов МБОУ «Муслюмовская СОШ им Г.Тукая».

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся, в том числе детей с ОВЗ в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и родителей (законных представителей) и направлены на реализацию различных форм организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований и т.д.  Посещая кружки, учащиеся адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается программный материал.       

Рабочая программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на 1 год обучения (34 учебных часа).

  1. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по обще интеллектуальному направлению внеурочной деятельности  

Цели курса: Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребёнка при реализации программы внеурочной деятельности по физике «Физика в экспериментах», можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности. Поэтому целями программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика в экспериментах» являются: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

  • формирование предметных и метапредметных результатов обучения, универсальных учебных действий.
  • воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов;
  • реализация деятельностьного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной деятельности по физике
  • в яркой и увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;
  • показать использование знаний в практике, в жизни;
  • раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как можно больше узнать, понять;
  • раскрыть перед учащимися содержание и красоту физики.

Особенностью внеурочной деятельности по физике является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.

Задачи курса.

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  • формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
  • формирование представления о научном методе познания;
  • развитие интереса к исследовательской деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  • создание условий для реализации во внеурочное время приобретённых универсальных учебных действий в урочное время;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.
  • формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости.
  • совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
  • включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
  • выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
  • развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.

  1. Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся

Реализация программы внеурочной деятельности «Физика в экспериментах» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией.

  1. Основные принципы программы
  1. Включение учащихся с ОВЗ в активную деятельность.
  2. Доступность и наглядность.
  3. Связь теории с практикой.
  4. Учёт возрастных особенностей.
  5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  6. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

  

Название

предмета

курса

Основная группа учащихся

(включая интегрированных)

Дети с ОВЗ

Внеурочная деятельность «Физика в экспериментах»

Предметные

Метапредметные

Личностные

Предметные

Метапредметные

Личностные

-уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы;       - проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;                        -обрабатывать результаты измерений;                                   - представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;                               - обнаруживать зависимости между физическими величинами;                                     -объяснять полученные результаты и делать выводы;                      -оценивать границы погрешностей результатов измерений;                           - уметь применять теоретические знания по физике на практике;                           -решать физические задачи на применение полученных знаний;                                     - выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;                                   - уметь докладывать о результатах своего исследования;                              - участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы;                              -использовать справочную литературу и другие источники информации.

Регулятивные: –уметь работать по предложенным инструкциям; умение излагать мысли в четкой логической последовательности; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Познавательные:    – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; уметь анализировать явления Коммуникативные:         – уметь работать в паре и коллективе; эффективно распределять обязанности

-развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности способности учащихся;                    - мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;                      - воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;                                      -оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

-иметь представление о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимать смысл физических законов; -демонстрируют умение работать с разными источниками информации; -уметь применять теоретические знания по физике на практике; - уметь использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды) - проводить наблюдения физических явлений; -измерять физические величины

Регулятивные: –уметь работать по предложенным инструкциям; умение излагать свои мысли в логической последовательности;     Познавательные:    – умение отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; уметь наблюдать и описывать явления  Коммуникативные: – уметь работать в паре и коллективе

-развивать познавательные интересы, мотивировать свои действия; - воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; -оценивать собственную учебную деятельность

Содержание внеурочной деятельности по физике «Физика в экспериментах»

Название раздела

Краткое содержание

Основные формы организации учебных занятий,

Основные виды учебной деятельности

Понятие эксперимента. Роль физического эксперимента физического в науке физики

Правила безопасности в кабинете физики Рассказы о физиках. Люди науки. Физический эксперимент. Виды физического эксперимента. Роль эксперимента в жизни человека.

Измерительные приборы. Физические приборы. Погрешность измерения. Виды погрешностей измерения.

Наблюдение относительного механического движения. Решение занимательных задач. Как быстро мы движемся? Экспериментальная задача: «Вычисление скорости движения шарика».

 Физика и природа.

Изготовление измерительного цилиндра.

Измерение температуры тела.

Измерение толщины листа бумаги.

Измерение скорости движения тела.

Измерение массы тела неправильной формы.

Измерение объема пустоты.

Беседа, наблюдение, эксперимент,  практикум по решению задач, олимпиада, проектная работа, НИР, мини-проект, лабораторная работа

Объяснять, описывать физические явления; проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их; различать методы изучения физики; измерять расстояния, промежутки времени, температуру; обрабатывать результаты измерений ; переводить значения физических величин в СИ; называть имена выдающихся ученых; определять цену деления шкалы измерительного прибора;  представлять результаты измерений в виде таблиц;  записывать результат измерения с учетом погрешности;

2. Жидкости и газы

Наблюдение явления диффузии. Вода растворитель. Вода в жизни человека. Очистка воды. Изготовление фильтра для воды. Роль диффузии в решении экологических проблем. Смачиваемость и несмачиваемость. Физика и химия на кухне.

Определение числа вдыхаемых (выдыхаемых) молекул.

Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола. Определение массы тела, плавающего в воде. Определение объема куска льда.

Беседа, наблюдение,  эксперимент, лабораторный практикум.

Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; приводить примеры диффузии;  объяснять  давление газа на стенки сосуда на роль воды в жизни человека ; анализировать результаты изготовления фильтра для воды ; обобщать и делать выводы; составлять план проведения опытов; проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой

Работа и мощность. Энергия

Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1 на 2этаж. Определение выигрыша в силе. Нахождение центра тяжести плоской фигуры. Измерение кинетической энергии. Измерение потенциальной энергии.

Беседа, наблюдение,  эксперимент, лабораторный практикум.

Вычислять механическую работу, мощность,  развиваемой учеником при подъеме с 1 на 2 этаж; проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; находить центр тяжести различных плоских фигур; выступать с докладами; проводить опыты по измерению потенциальной и кинетической энергии

Космонавтика

История космонавтики. Жизнь в космосе.

Предметная неделя

Выступления учащихся.

Экскурсия

Эксперимент, беседа

Встреча с работниками метеостанции

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема раздела

Тема урока

Количество часов

Основные формы организации учебных занятий

Понятие эксперимента. Роль физического эксперимента физического в науке физики(14 часов)

Правила безопасности в кабинете физики. Рассказы о физиках. Люди науки. Физический эксперимент. Виды физического эксперимента. Роль эксперимента в жизни человека.

1

Беседа, наблюдение

Измерительные приборы. Физические приборы. Погрешность измерения. Виды погрешностей измерения. Решение олимпиадных задач на определение цены деления прибора, объема, размеров тел.

1

Эксперимент, беседа ,  практикум по решению задач

Наблюдение относительного механического движения. Решение занимательных задач. Как быстро мы движемся? Экспериментальная задача: «Вычисление скорости движения шарика». Решение олимпиадных задач на движение.

2

Эксперимент, беседа ,  практикум по решению задач

Участие в школьном этапе всероссийской олимпиады

1

Олимпиада

Физика и природа.  Работа над проектом.

4

Проектная работа

Участие в школьном туре научно-исследовательских работ

1

НИР

Изготовление измерительного цилиндра

1

Мини-проект

Лабораторные работы:

  1. Измерение температуры тела.
  2. Измерение толщины листа бумаги.
  3. Измерение скорости движения тела.
  4. Измерение массы тела неправильной формы.
  5. Измерение объема пустоты

3

Лабораторная работа

2. Жидкости и газы

(10 часов)

Наблюдение явления диффузии.

1

Эксперимент, беседа

Вода растворитель. Вода в жизни человека. Очистка воды. Изготовление фильтра для воды.

1

Эксперимент, беседа

Роль диффузии в решении экологических проблем. Смачиваемость и несмачиваемость.

1

Эксперимент, беседа

Лабораторные работы:

  1. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола.
  2. Определение массы тела, плавающего в воде.
  3. Определение объема куска льда.
  4. Определение числа вдыхаемых (выдыхаемых) молекул.

4

Лабораторная работа

Физика и химия на кухне. Работа над проектом.

3

Проектная работа

3. Работа и мощность.

 Энергия

( 5 часов)

Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1 на 3 этаж.

1

Мини-проект

Определение выигрыша в силе.

1

Мини-проект

Нахождение центра тяжести плоской фигуры.

 

1

Мини-проект

Измерение кинетической энергии. Измерение потенциальной энергии

1

Эксперимент, беседа ,  практикум по решению задач

Решение олимпиадных задач на нахождение центра тяжести, применение закона сохранения механической энергии.

1

Эксперимент, беседа ,  практикум по решению задач

4.Космонавтика(5 часа)

История космонавтики. Жизнь в космосе.

Игра «Физический КВН»

2

Предметная неделя

Выпуск стенгазеты «День космонавтики»

2

Предметная неделя

Экскурсия в метеостанцию.

1

Эксперимент, беседа

Итоговая аттестация по внеурочной деятельности учащихся «Физика в экспериментах» проводится в форме защиты проектов. Форма контроля – защита проекта. Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и еѐ результатов.

Требования к защите проекта:

• Материал доступен и научен, идеи раскрыты. Качественное изложение содержания: четкая, грамотная речь, пересказ текста (допускается зачитывание цитат); наиболее важные понятия, законы и формулы диктуются для записи.

• Наглядное представление материала (с использованием схем, чертежей, рисунков, использование презентации)

• Использование практических мини-исследований (показ опыта)

• Качественные ответы на вопросы слушателей по теме

• Четко сформулированы выводы

 Приблизительные темы творческих проектов, презентаций:

 1. Как измерить неизмеримое.

 2. Точность измерений.

 3. Вода и её свойства.

 4. Атмосферное давление.

 5. Физика в кухне.

 6. Скорость движения транспорта в городе.

 7. Энергия ветра.

 8. Как удержать равновесие.

 9. Почему падают тела.

Литература

 1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения).

 2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения).

3. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Е.Н. Тихонова.- М.:Дрофа, 2013.-398 с.

4. Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.

5. Хочу быть Кулибиным. Эльшанский И.И. – М. : РИЦ МКД, 2002.

6. Физика для увлеченных. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А.– Ростов н/Д. : «Феникс», 2005.

7. Как стать ученым. Занятия по физике для старшеклассников. А.В. Хуторский, Л.Н. Хуторский, И.С. Маслов. – М. : Глобус, 2008.

8. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М. : Просвещение, 1996.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227 

10. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ 

11. Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/ 

12. Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.media 2000.ru//

13. Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.russobit-m.ru// 

14. Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).

15. Алгоритмы решения задач по физике: festivai.1september.ru/articles/310656 17. Формирование умений учащихся решать физические задачи: revolution. allbest. ru/physics/00008858_0. html