Воспитательная работа

Рахимкулова Флюза Фаниловна
1.Программа воспитания
2.Работа с родителями

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Памятки  для родителей

Памятка №1.

1.  Старайтесь говорить со своим ребенком,  открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2.  Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

4.  Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

5.  Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

6.  Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

7.  В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.

 

8.  Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

9.  Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми  возможными средствами, если он в этом нуждается.

Памятка № 2

 

  1.   Будьте предельно откровенны с ребенком по всем вопросам его настоящего и будущего, не рисуйте ему радужные горизонты, которые могут не оправдаться.
  2.    Сделайте так, чтобы ваш ребенок знал, что вы от него хотите.
  3. С самого раннего детства учите вашего ребенка понимать слова: «можно», «нельзя», «надо»   Помните! Ребенок должен очень рано понимать, что есть вещи, которые категорически нельзя делать, ибо за этим последует обязательное наказание.
  4. Рассказывайте о себе, своем детстве, своих желаниях и интересах, планах и поступках, о том, что получилось, и что не получилось.
  5. Говорите о себе правду, не рисуйте себя розовыми красками.
  6. Развивайте в своем ребенке ответственность за его дела и поступки, не перекладывайте их на чужие плечи.
  7. Дайте своему ребенку понять, что он вам необходим, что он не обуза, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.

Памятка 3. Если ваш ребенок склонен совершать глупые поступки

1.        Никогда не забывайте о том, что своему ребенку нужно доверять.

2.        Умело, и тактично проверяйте свое к нему доверие.

3.        Не рисуйте в своем воображении трагедии и катастрофы, которые могут произойти, если ребенок совершает глупость.

4.        Умейте слушать своего ребенка.

5.        Культивируйте доверительные разговоры с ним.

6.        Не бойтесь высказывать ему свои опасения, но в доверительной и тактичной форме.

7.        Учите его жить по правилам и по законам, влияя собственным примером.

8.        Если ребенок совершает глупость, ищите причину в себе, в нем, а не в других людях.

9.        Ни один промах, сделанный вашим ребенком, не замалчивайте. Старайтесь анализировать и совместно делать выводы.

10.  Умейте прощать и просить прощения у своего ребенка!

Памятка № 4

1. Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах.  

 Памятка № 5. Если ваш ребенок начал курить"

 

Вы узнали, что ваш сын или дочь курит. Для вас это неожиданность. Первая мысль, которая приходит в голову, – строго наказать, запретить раз и навсегда, чтобы это никогда не повторилось. Однако не спешите!

  1. Наказание не устраняет причин раннего курения! Оно только наносит ущерб доверию ребенка к родителям.
  2. Не надо запугивать подростка, информация о вреде курения должна быть достоверной и актуальной.
  3. Курение родителей в присутствии подростков недопустимо! Запрещение курения для подростков должно быть обосновано и мотивировано!
  4. Взрослые не уронят своего авторитета, если откровенно признаются детям в своей слабости: сами они курят потому, что не в силах избавиться от этой пагубной привычки. Это создаст у детей правильное отношение к курению и повысит доверие к родителям.
  5. Родители должны первыми освободиться от курения.
  6. Помогите ребенку отвлечься от привычки курить (игры, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы – все это способствует отказу от курения).
  7. Следует не назидать, а поддерживать своих детей, утверждать, что все получится, если человек чего-то хочет добиться.
  8. Не бойтесь компании своего ребенка, а помогайте и его друзьям бороться с соблазном курения.

Памятка № 6. Как помощь ребенку выбрать профессию.

  1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии. 
    2. Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им профессии.
     
    3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
     
    4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
     
    5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
     
    6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
     
    7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
     
    8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
     
    9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
     
    10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей.

Памятка для родителей перед экзаменами.
  
1. Создайте в своем доме уютную теплую рабочую атмосферу. 
2. Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период экзаменов. 
3. Учтите в расписании 15 - 20-минутные перерывы после часа работы. 
4. Соблюдайте режим питания в это ответственное время. Не забывайте, что мозгу нужна витаминная пища. 
5. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком. 
6. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом. 
7. Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взаперти, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе. 
8. Не позволяйте своему ребенку впустую тратить время. 

В день сдачи учеником экзаменов не забудьте: 
~ вовремя его разбудить; 
~ приготовить одежду, соответствующую торжественности случая; 
~ положить необходимые учебные принадлежности; 
~ пожелать ему удачи и успехов

Законы для родителей, воспитывающих детей 

Закон 1. 
Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов! 

Закон 2. 
Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы. 

Закон 3. 
Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти. 

Закон 4 .
Не налагайте запретов. В природе ребенка — дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом. 

Закон 5. 
Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим. 

Закон 6. 
Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности. 

Закон 7. 
Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди. 

Закон 8. 
Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит! 

Закон 9. 
Будьте всегда последовательны в своих. требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет». 

Закон 10. 
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослыми. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители. Помните, что самое большое родительское счастье — видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

                                                                         

                                                   УТВЕРЖДЕНО  

                                                                Методическим советом    

                                                  МАОУ  СОШ №1

                                                                                         Протокол №___ от __________2016 г.  

                                                                                       Председатель методического совета  

                                                                                          ________________   Симакова Л.Н.

ПРОГРАММА

работы с родителями (законными представителями) в условиях  общеобразовательного учреждения

«СЕМЬЯ И ШКОЛА»

 

school2345.gif

                                                                             

            Автор: классный руководитель

                                                                        Рахимкулова Ф.Ф.

г. Когалым, 2016

Пояснительная записка

В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Как известно, наиболее сильное воздействие на развитие ребёнка, и, прежде всего духовно-нравственное развитие, оказывает социальный опыт, приобретённый в семье.

     Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей. Принятый в Республике Татарстан Закон «Об образовании» подчеркнул значимость  психолого-педагогического просвещения родителей, определяя в статье 25 систему родительского всеобуча как дополнительную структуру образования. Вместе с тем формирование современной системы педагогических знаний невозможно без коренного пересмотра педагогической позиции, без повышения психолого-педагогического потенциала носителей знаний: учителей, воспитателей, организаторов образования, которые выступают в качестве пропагандистов, лекторов, консультантов. Пропаганда педагогических знаний должна отражать процессы, происходящие сейчас в  образовательно-воспитательной системе: демократизацию, гуманизацию воспитания, нацеленность воспитания на личность, её потребности и интересы, общечеловеческие ценности, обращение к прогрессивным традициям народной педагогики. Это сократит отрыв семьи от школы, повысит воспитательный потенциал семьи, включит семью в систему воспитательных институтов в соответствии с особенностями современного этапа развития образования. Система педагогического просвещения должна быть сориентирована на решение стратегической задачи – коренной перестройки воспитания подрастающего поколения через изменение отношения родителей к этому воспитанию и его результативности.

Цели  программы: является создание условий для формирования и развития личности ребенка, мотивов его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности и творческого потенциала на основе интеграции развивающего потенциала семьи и школы.

Задачи программы:

  • развить у родителей (законных представителей) навыки и умения, связанные с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребенок;
  • создать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащегося в системе «учитель-ученик-родитель»;
  • организовать целенаправленное просвещение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей с использованием активных форм просветительной деятельности, научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

  1. Реализация программы

  1. Психолого-педагогический всеобуч родителей
  2. Совместная деятельность родителей и учащихся
  3. Включение родителей в управлением образовательным учреждением

Задачи: 

  • довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительные отношения к ним;
  • сформировать психологическую и практическую готовность к их реализации;
  • выработать способность родителей к анализу своей воспитательной деятельности и объективной оценке ее результатов;
  • сформировать у учащихся устойчивую ориентацию на трудовой образ жизни;
  • воспитывать нравственно-педагогическую готовность к труду на примере трудовой деятельности родителей;
  • повысить авторитет родителей через их участие в родительских формированиях ( родительский комитет);
  • участие родителей в работе родительского комитета;
  • участие родителей в работе Совета профилактики правонарушений.

Содержание программы

  1. Пути установления тесных взаимосвязей семьи и школы

1. Сбор информации о семьях. Эту информацию можно получать разными путями, но более легкий и полноценный - заполнение социальной карточки семьи.

2. Анализ информации. Директор школы, его заместители, классные руководители должны знать поимённо:

а) многодетные семьи.

б) неполные семьи.

в) семьи, в которых болеют дети или родители.

г) семьи с одним ребёнком.

д) неблагополучные семьи.

е) семьи безработных.

3. Организация работы родительского комитета. Регулярно проводить родительские собрания, конференции.

4.Почтительное, уважительное отношение к семье в школе. Никогда,

ни в какой форме не говорить о семье плохо, какой бы она не была.

5. В школе оформить уголок семьи.

         6. Возродить педагогическое просвещение родителей, пропагандировать традиции народной педагогики.

7. Проводить открытые уроки для родителей.

8. Сделать традиционным праздник или день семьи.

9. Увеличить количество массовых мероприятий, проводимых совместно с родителями.

10.Возродить тимуровскую работу в школе.

11.Устраивать вечера пап  и мам.

12.Разработать образец благодарственного письма родителям, практиковать вручение их на классных праздниках, собраниях.

13.Практиковать проведение семейных конкурсов, выставок.

14.Во всей работе с родителями руководствоваться народной мудростью: только добро порождает добро.

  1. Родительские собрания

Классные родительские собрания проводятся четыре раза в год. Тема собрания должна быть важной для родителей. Обязательна информация о работе класса школы, об успеваемости (но без эмоций), об участии в мероприятиях, о проблемах и сложностях, решаемых педагогическим коллективом. Только открытость и честность вызовет желание помочь.

К собранию следует, по возможности,  готовить выставки или концерт. Чем больше учащихся в них примет участие, тем многолюднее будет собрание.

Должно быть правилом: на собрании  прилюдно ни о ком плохо не говорить. Только добро рождает добро.

В самом начале учебного года следует договориться с родителями о праздновании дней рождений детей. Установить день, в который всегда будет праздноваться день рождения детей, родившихся в этом месяце. Дни рождения должны быть праздником души, а не желудка.

На классных родительских собраниях должны быть встречи с врачом, психологом, руководителями кружков и секций.

Классный руководитель должен продумать, как найти возможность сказать о каждом ученике что-нибудь доброе, а уж потом посетовать на какие-то проступки. Об успеваемости лучше не говорить. К собранию учащиеся могут сделать таблицу со всеми оценками по предметам, чтобы родители не листали журнал. Изучив эту таблицу, они сами увидят всё.

К собранию можно попросить отдельных родителей прочитать подборку статей по проблеме, а затем обсудить всем вместе. Родителей следует привлекать к проведению различных конкурсов в классе. Организовать работу так, чтобы родители почувствовали себя коллективом.

  1. Тематика классных родительских собраний

1. «Ваш ребенок – пятиклассник» (общешкольное родительское собрание).

2. «Как помочь ребенку учиться».

3. «Здоровье. Переутомление. Как помочь своему ребенку?

4.  «Режим дня»

5. «Родители и дети»

6.  «Как воспитать любовь к труду».

7. «О навыках самообслуживания детей».

8. «Нужны ли детям электронные игрушки?».

10. Игрушки ваших детей, их роль в развитии ребёнка.

11. Семья и спорт.

12. О культуре поведения.

13. О привитии детям гигиенических навыков.

14. Воспитание разумных потребностей у учащихся.

15. Воспитание нравственных чувств у детей.

16. Роль поощрения и наказания в воспитании детей.

17. Дети и природа.

18. .Организация досуга детей.

19. Средства массовой информации в жизни ребёнка и его семьи.

20. Праздники в доме. Какими им быть?

21. Взаимоотношения детей с друзьями и приятелями.

22. Связь поколений и её значение в воспитании детей.

23. Конфликты в семье и искусство их преодоления.

24. Как предотвратить проблемы в воспитании собственных детей.

25. Дружба в жизни старших и младших членов семьи.

26. Как воспитать в ребёнке ответственность за свои слова и поступки?

27. Права и обязанности ребёнка в семье.

28. Как помочь школьникам учиться.

29. Здоровый образ жизни. Как к нему приобщать школьников.

30. Воспитание в семье бережного отношения к природе.

31. Воспитание разумных потребностей у детей.

32. Чтобы не случилось беды.

  1. Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности к образовательному пространству школы
  • Праздник рождения класса.
  • Встреча с администрацией школы и социально-психологической службой.
  • Экскурсия – знакомство со школой и школьными службами.
  • «День открытых дверей в классе» - демонстрация достижений учащихся.
  • Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.
  • Организация и проведение родительских уроков.
  • Встреча родителей «Традиции класса, которым быть».

  1. Открытые уроки для родителей

Если в школе нет опыта проведения таких уроков, то необходима большая подготовительная работа, как среди педагогов, так и среди родителей. Педагоги должны очень хорошо понять, что могут дать такие уроки.

Во-первых, многие родители оказывают помощь своим детям в учебе, но мало знакомы с современными методами, требованиями по оформлению работ, посещение открытых уроков даст некоторые знания родителям, побудит проконсультироваться у учителей, т.е. усилит взаимосвязи.

Во-вторых, посещение урока родителями поможет им помочь понять личность учителя, которая и раскрывается глубже всего на уроке.

В-третьих, родители могут увидеть своего ребёнка с новой для них стороны, сравнить его подготовку с подготовкой товарищей.

В-четвёртых, учащиеся на присутствие родителей реагируют большей собранностью, ответственностью.

К родителям нужно обращаться с просьбой, посетить уроки с целью ознакомления с особенностями современного урока. Ни в коем случае нельзя ни говорить, ни грозить учащимся или родителям: "Вот покажешь свои "знания" на уроке". Сам открытый урок должен быть построен динамично, показать разные виды работы всех учащихся класса, нельзя выделять никого из учащихся. Родители сами увидят объективную картину. После урока можно побеседовать с родителями или дать ответить письменно на вопросы:

1. Что для вас было нового?

2.Что порадовало?

3. Что огорчило?

4.Если бы учителем были Вы, чтобы Вы изменили в работе с классом?

Следует поблагодарить всех присутствующих, сказать, что они Вам очень помогли. Помощь родителей обязательно будет ощютима, но не сразу.

Когда посещение уроков станет делом обычным, тогда один из дней месяца можно объявлять днём открытых дверей.

  1. Перечень дел, которые могут организовать родители для учащихся класса.

1.  Принять участие в проведении урока или серии уроков.

2.  Проведение экскурсий.

3.  Организация встречи с интересными людьми.

4.  Проведение бесед.

5.  Походы в театр, кинотеатр.

6.  Подготовка мероприятий.

7.  Спортивные соревнования.

8.  Изготовление поделок из природного материала.

9.  Подготовка и проведение коллективного дня рождения учащихся.

  1. Мероприятия с родителями

1.  День матери.

2.  День семьи.

3.  Папа, мама, я - спортивная семья.

4.  Конкурс домашних рецептов.

5.  Выставка "Умелые руки".

6.  Чьи корни глубже.

  1. Родительские чтения

Это своеобразная форма работы с родителями, которая даёт возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Родительские чтения помогают родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребёнка и своё отношение к нему.

Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но известны их родителям. Темы родительских чтений могут быть примерно такими:

5 класс

• О книгах и о чтении детей.

• Феномен Гарри Поттера.

• Педагогическая культура родителей - залог успешного воспитания молодого поколения. Воспи Януш Корчак и его теория воспитания детей.

• Законы семейной жизни. По книгам К. Д. Ушинского.

6-й класс

• Общаться с ребенком. Как? По книге Ю. Б. Гиппенрейтер.

• В. Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек.

• Как стать героем в глазах собственного ребенка. Обзор периодической печати о воспитании.

• Детские комплексы во взрослой жизни. Записки детского психиатра Ю. Буянова.

7-8-9  класс

• Как формировать и развивать волевые усилия ребенка? По книге

• У. Джемса «Психология в беседах с учителями».

• Нестандартность мышления. Что это такое? По книге В. Г. Кротова «Массаж мысли».

• Что делать, если... По книге М. Коляды «Шпаргалка для родителей».

• Детские шалости во взрослой жизни. По материалам периодической печати.

  1. Родительские вечера

Форма работы, которая сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 1-2 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Какими могут быть темы родительских вечеров? Самыми разнообразными. Главное, в ходе вечера родители должны учиться слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Темы родительских вечеров могут быть следующие:

• Год рождения моего ребёнка, – каким он был, этот первый год?

• Первые книжки ребёнка.

• Будущее моего ребёнка. Каким я его вижу?

• Друзья моего ребёнка.

• Праздники нашей семьи.

• «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

• День рождение нашей семьи. Как мы его празднуем?

• Песни, которые пели мы в своём детстве, и песни сегодняшнего детства.

• Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.

• Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик.

• Как научиться говорить «спасибо» своему ребёнку.

  1. Лекции

Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор – сам классный руководитель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции - научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекции - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например:

• «Режим дня школьника».

• «Что такое самовоспитание?».

• «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании».

• «Ребёнок и природа».

• «Половое воспитание детей»  и т.д.

  1.  Индивидуальные тематические консультации

Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

В общении с родителями необходимо проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.

Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

  1. Посещение семьи

эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребёнка, даёт советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

  1. Переписка с родителями.

Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.

  1. Педагогическое просвещение родителей

Методические материалы для занятий с родителями.

1. Физиологические и психологические особенности подростка.

Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и её отражение в его психике. Акселерация: причины и учёт её последствий в воспитании. Причины возможной дисгармонии между половой зрелостью и уровнем психической и социальной зрелости. Взаимоотношения подростка и взрослого. Общение подростка с товарищами. Усиление влияния сверстников на формирование личности подростка.

Особенности взаимоотношений мальчиков и девочек.

Литература:

Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. М, 1982 г.

Боцманова М.Э., Захарова А.В. Подросток и его друзья. М, 1976г.

В мире подростка. По ред. Бозалёва, 1980.

Возрастная и пед-каяпсихология. Под ред. Петровского А.В.

Мир детства: Подросток. М, 1982 г.

Драгунова Т.В. Подросток. М, 1976.

Крутецкий В. А.Психология обучения и воспитания школьников.М,1976.

Хрипкова А.Г.Долесов Д.В. Девочка-подросток-девушка. МД981г.

Хрипкова А.Г.,Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша. М, 1982г.

2. Домашняя работа школьника.

Особенности школьных программ. Новые предметы в учебном плане. Отношение подростков к учению, учителю и учебным предметам. Источники познавательной активности подростков. Учёт родителями возрастных особенностей детей. Занятия в кружках - важное условие развития детей.

Литература:

Бардин К.В.  Если ваш ребёнок не хочет учиться. М, 1980 г.

Шабалина З.П. Домашняя учебная работа. М, 1982 г.

3. Нравственное воспитание школьников подросткового возраста в семье.

Учёт в процессе нравственного воспитания школьников-подростков анатомо-физиологического и психологического развития подростков.

Освоение подростками опыта нравственных отношений в процессе семейной жизни и участие в разнообразной деятельности. Забота семьи о целенаправленном формировании у школьников основных нравственных ка­честв. Формы и методы нравственного воспитания в семье.

Литература:

Сухомлинский "Как воспитать настоящего человека".Киев,1975г.

Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание 2-е изд. М., 1972г.

4. Трудовое воспитание подростка в семье.

Пути реализации задач трудового воспитания в школе и в семье. Педагогические требования к трудовой деятельности подростков в школе, в семье, во дворе. Основные виды общественно полезного труда подростков. Самообслуживание в школе. Организация родителями труда подростков в семье.

Литература:

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1973 г.

Низова А.М. Труд в жизни детей. М., 1976 г.

5. Формирование правосознания у подростков.

Сущность и задачи правового воспитания подростков. Особенности ознакомления подростков в семье с основными правами и обязанностями граждан России. Соблюдение родителями правовых норм - важнейшее условие формирования правосознания у подростков.

Литература:

Давыдов Т.П. Правовое воспитание в системе работы школы.М,76

Правовое воспитание учащихся. М., 1976 г.

6. Эстетическое воспитание подростков в семье.

Эстетическое воспитание подростка - забота о его духовном развитии. Эстетическая культура и её составные компоненты. Роль родителей в эстетическом воспитании подростков. Воспитание у подростка понимания прекрасного в жизни, в природе, в труде, учении, во взаимоотношениях людей. Формы и средства эстетического воспитания в семье.

Литература:

Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: Книга для подростков. Ковалевский Д.Б.  Прекрасное пробуждает доброе. М., 1994 г.

Эстетическое воспитание в семье. М., 1973 г.

7. Духовный мир подростка.

Необходимость внимания родителей к духовному миру школьника. Знание его идеалов, интересов и устремлений. Потребности подростков. Интересы подростков, их изменения и психологическая характеристика. Религия в жизни подростков. Кино, театр, телевидение в жизни школьников.

Литература:

Мир детства: Подросток. М., 1982 г.

Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. М., 1982 г.

8. Подросток и природа.

Общение с природой как естественная потребность человека. Характерные проявления этой потребности в подростковом возрасте. Роль природы в воспитании подростка. Воспитание у подростка в семье бережного отношения к природе, любви к животным и птицам.

Литература:

Диалоги о воспитании. М., 1979 г.

Мир детства: Подросток. М., 1982 г.

Низова А.М. Великий учитель - природа. М., 1971 г.

9. Половое воспитание и просвещение в семье.

Учёт особенностей физиологического развития мальчиков и девочек. Воспитание чувства уважения друг к другу у мальчиков и девочек. Осо­бенности их дружбы. Роль нравственного микроклимата семьи в половом воспитании подростков. Воспитание у подростков уважения к родителям, сыновнего долга, качеств семьянина. Отношение родителей к дружбе, увлечениям подростков. Борьба с нескромностью в их поведении.

Скромность, девичья гордость, умение владеть своими чувствами -важные признаки правильного поведения девушки.

Мужское достоинство, уважение к женщине, готовность оберегать честь и достоинство девушки - важные нормы поведения юноши.

Литература:

Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. М., 1980 г.

Кленицкая Е.М. Матери о девочке. М., 1973.

Хрипкова А.Г. Колесов Д.В. Девочка-подросток-девушка.М,1981.

Хрипкова А.Г. Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша. М.,1981.

Петрунек В.П. Таран Л.Н. Нелёгкий шаг к юности. М., 1984 г.

10. Руководство самовоспитанием подростков в семье.

Как развить в детях стремление стать лучше. Воспитание у подростков самоконтроля и критического отношения к своим поступкам. Предпосылки и условия самовоспитания. Приёмы самовоспитания. Руководство со стороны родителей.

Литература:

Гришин Д.М., Колдунов Л.И.Руководство самовоспитанием школьников.

Попов А.Е. Сам себя воспитать должен. М., 1980 г.

11. Гигиена умственного труда подростков.

Значение правильной организации режима дня для повышенной умственной и физической работоспособности, для предупреждения переутомления. Правильное чередование умственной и физической деятельности в процессе учебных занятий. Рациональный отдых. Гигиена сна.

Литература:

Куценко Т.И. Кононов И.Ф. Режим дня школьника. М, 1983.

12. Гигиена питания подростков.

Значение питания для подростка и развития детского организма. Влияние на организм избыточного и недостаточного питания. Питание, энергозатраты и работоспособность человека. Особенности питания в зависимости от погодных и климатических условий, при различном характере деятельности. Режим питания. Правила приёма пищи.

Литература:

Каневская Л.Я. Питание школьника. М.,Медицина, 1989 г.

13. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий (возможна встреча с работниками ДПС).

Предупреждение бытового травматизма.

14. Антиалкогольное воспитание в семье.

О влиянии алкоголя на организм подростка, воспитание трезвости в семье личным примером.

Литература:

Магоров А.Н. Антиалкогольное воспитание. М, 1987 г.

15. Предупреждение наркомании и токсикомании.

Рост наркомании и токсикомании в стране. Профилактическая работа с подростками. Внешние признаки наркомана.

Литература:

Магоров А.Н. Антиалкогольное воспитание. М, 1987 г.

Колесов Д.В. Не допустить беды. М, 1988 г.

16. Физкультура и спорт в жизни подростка.

Повышение двигательной активности подростка. Влияние на развитие организма занятий гимнастикой и подвижными играми. Гигиенические требования к подвижным и спортивным играм. Значение туризма и систематических занятий в спортивных секциях для физического развития организма, воспитания морально-волевых качеств.

Литература:

Физкультура для всей семьи. М, "Физкультура и спорт", 1990 г.

17. Подросток в мире прекрасного.

Художественная деятельность подростка. Потребность в эстетических впечатлениях. Воспитание хорошего вкуса у детей.

Литература:

Разина К. Д. "В мире подростка".

18. Роль общения в формировании личности подростка.

Общение с взрослыми, неравноправность отношений. Необходимость совместной деятельности с взрослыми. Единство требований к подростку в семье. Уважение личности подростка. Забота взрослых о гармоничном развитии подростка. Подросток и сверстники. Качества, которые ценят подростки. Дружба в подростковом возрасте.

Литература:

"В мире подростка", М, 1980 г.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М, 1971 г.

19. Чувства подростка и их воспитание.

Без сильных чувств нет сильных желаний, без желаний нет цели, нет активности в её достижении. Значение участия в общественной жизни. Роль взрослых в воспитании чувств подростка.

Литература:

"В мире подростка". М, 1980 г.

  1. Тематическое планирование

№п\п

Мероприятие

Сроки выполнения

ответственные

 5 КЛАСС

1

Родительское собрание «Как подготовить ребенка к школе»

сентябрь

Кл.рук., родители

2

Классный час «Режим дня школьника

октябрь

Кл.рук.

3

Родительское собрание «Как помочь детям учиться»

ноябрь

Кл.рук., родители

4

Индивидуальные беседы с родителями

декабрь

Кл.рук.

5

Новогодний карнавал.  Классное мероприятие.

декабрь

Кл.рук., родители

6

Родительское собрание « Роль режима в состоянии здоровья и успеваемости ребенка»

январь

Кл.рук., родители

7

Посещение выставочного зала

март

Кл.рук., родители

8

Индивидуальные встречи с родителями

апрель

Кл.рук.

9

Родительское собрание «Как воспитать любовь к труду»

май

Кл.рук., родители

 6 КЛАСС

1

Классный час «О культуре поведения»

сентябрь

Кл.рук., родители

2

Экскурсия. Знакомство со школой и школьными службами

октябрь

Кл.рук.

3

Встреча родителей «Традиции класса, которым быть»

октябрь

Кл.рук., родители

4

Родительское собрание «Роль книги в воспитании и развитии детей»

ноябрь

Кл.рук., родители

5

День матери

ноябрь

Кл.рук., родители

6

Классный час «Что такое самовоспитание»

декабрь

Кл.рук., родители

7

Родительское собрание «

январь

Кл.рук., родители

8

Экскурсия. Посещение пожарной части – 74

февраль

Кл.рук., родители

9

Празднование 23 февраля и 8 марта

март

Кл.рук., родители

10

Родительское собрание «Дети и телевидение»

апрель

Кл.рук., родители

11

Классный час «Мы будем помнить Вас» к празднованию Дня победы

май

Кл.рук., родители

12

Родительское собрание «Воспитание разумных потребностей у учащихся»

май

Кл.рук., родители

 7 КЛАСС

1

Классный час «Доброта спасет мир»

сентябрь

Кл.рук.

2

Индивидуальные встречи и беседы с родителями

октябрь

Кл.рук. и

3

Родительское собрание «Роль поощрения и наказания в воспитании детей»

октябрь

Кл.рук., родители

4

День открытых дверей в классе

ноябрь

Кл.рук.

5

Родительское собрание «Средства массовой информации в жизни ребенка и семьи»

декабрь

Кл.рук., родители

6

Классный час «Семья и спорт»

январь

Кл.рук.

7

Индивидуальные встречи и беседы с родителями

февраль

Кл.рук.

8

Празднование 23 февраля и 8 марта

март

Кл.рук., родители

9

Родительское собрание «Праздники в доме. Какими им быть?»

март

Кл.рук., родители

10

Классный час « Как проводить свободное время»

апрель

Кл.рук.

11

Классный час «Наш семейный отдых»

апрель

Кл.рук., родители

12

Родительское собрание «Связь поколений и ее значение в воспитании»

май

Кл.рук., родители

13

Посещение КДК «Янтарь»

май

Кл.рук.

 8 КЛАСС

1

Классный час «Чему учиться, чтобы хорошо учиться»

сентябрь

Кл.рук.

2

Индивидуальная беседа с родителями «Можно и нельзя в нашей семье»

сентябрь

Кл.рук. родители

3

Родительское собрание «Конфликты в семье и искусство их преодоления»

октябрь

Кл.рук., родители

4

Конкурс домашних рецептов

ноябрь

Кл.рук., родители

5

Родительское собрание «Дружба в жизни старших и младших членов семьи»

декабрь

Кл.рук., родители

6

Посещение КДК «Янтарь»

январь

Кл.рук., родители

7

Классный час «Профессиональное самоопределение»

февраль

Кл.рук., родители

8

Родительское собрание «Воспитание в семье бережного отношения к природе»

март

Кл.рук., родители

9

Классный час «С кем мы дружим и почему»

апрель

Кл.рук.

10

Экскурсия в ЕДДС - 112.

апрель

Кл.рук.

11

Родительское собрание «Права и обязанности ребенка  в семье»

май

Кл.рук., родители

12

Классный час «Мое будущее. Каким я его вижу»

май

Кл.рук.

 9 КЛАСС

1

Классный час «Жизненный успех. Как его добиться»

сентябрь

Кл.рук.

2

День открытых дверей.

октябрь

Кл.рук. родители

3

Родительское собрание « Роль самообразования в профессиональном самоопределении»

октябрь

Кл.рук., родители

4

День семьи.

ноябрь

Кл.рук., родители

5

Родительское собрание «Как подготовиться к успешной сдаче ГИА»

декабрь

Кл.рук., родители

6

Классный час «Роль предпрофильной подготовки в выборе профессии»

январь

Кл.рук.

7

Посещение Когалымского центра занятости. Анкетирование

февраль

Кл.рук., родители

8

Празднование 23 февраля и 8 марта

март

Кл.рук., родители

9

Родительское собрание «Как предотвратить проблемы в воспитании собственных детей»

март

Кл.рук., родители

10

Индивидуальные встречи и беседы с родителями

апрель

Кл.рук., родители

11

Классный час «

апрель

Кл.рук., родители

12

Родительское собрание «Организация и проведение экзаменов»

май

Кл.рук., родители

13

Семейный отдых. Выход на природу.

май

Кл.рук.

Ожидаемые результаты работы с родителями (законными представителями)

  1. Умение ставить и реализовать поставленные воспитательные задачи.
  2. Умение прогнозировать и анализировать свой опыт и результаты воспитательной работы.
  3. Умение менять свое поведение в зависимости от поведения ребенка.
  4. Умение учитывать потребности ребенка, спокойствие и уверенность.
  5. Адекватная самооценка.
  6. Применение нестандартных приемов в воспитании ребенка.
  7. Активность, участие в совместной деятельности, осуществление постоянных контактов.

Литература

  1. Байбаков А. М. Классные часы 5-11 классы , Волгоград: Учитель, 2017
  2. Дереклеева Н. И. Родительские собрания. Средняя и старшая школа 5-11 классы М: «ВАКО» 2005
  3. Лозинский В.М. 50 сценариев классных часов, М: Центр «Педагогический поиск» - 2002
  4. Плинер Я.Г. Воспитание личности в коллективе, М: Центр «Педагогический поиск» - 2010
  5. Родительский всеобуч.  Выпуск 2, издательство «Здоровье и Общество» - 2004
  6. Рождественская А. А. Спутник классного руководителя - Центр «Педагогический поиск» - 2014


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание «Детская шалость и нравственная ответственность»

Слайд 2

Цель родительского собрания Рассмотреть значение нравственности в жизни подростков; Раскрыть связь между аморальными поступками и правонарушениями.

Слайд 3

«В беду попадают как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят постепенно»

Слайд 4

Термин Юридическая ответственность – это реакция государства на вред, совершенный правонарушителем. Юридическая ответственность Дисциплинарное взыскание Материальная ответственность Административная ответственность Уголовное наказание

Слайд 5

Нравственная ответственность Носителями нравственности являются как общество в целом, так и отдельные микроколлективы. Основным носителем нравственности остается семья.

Слайд 6

Мораль – это множество норм, в том числе запретов, принятых в обществе. Моральные нормы, в отличие от юридических, нигде не записаны. Однако они более действенны. Можно определенно сказать, что если бы люди научились соблюдать моральные нормы, законы бы не потребовались.

Слайд 7

Тест «Умеете ли вы правильно оценивать поступки людей?» 1. Водитель, работающий на автопредприятии, на закрепленной за ним государственной автомашине всю ночь перевозил мебель в новую квартиру. Как можно оценить его действия? поступил неправильно - 1; все так делают - 3; поступил правильно - 5. 2. Одиннадцатилетний подросток в городском автобусе похитил у пассажира кошелек с суммой денег, которых бы хватило на покупку одной буханки хлеба. Следователь выяснил, что это была его пятая кража, но в возбуждении уголовного дела отказал, считая совершенное деяние не опасным для общества, так как ущерб потерпевшему нанесен незначительный. Как вы оцениваете решение следователя? решение неправильное - 1; нельзя судить из-за одной буханки - 3; решение правильное - 5. 3. Подросток в нетрезвом состоянии пытался без билета попасть на дискотеку. Дежурный его остановил. Тогда подросток начал оскорблять и угрожать ножом. В милиции он клялся, что никогда бы не совершил подобного, если бы не выпил. Учителя и родители подтвердили, что когда мальчик трезвый, он «мухи не обидит». В милиции поверили, протокол составлять не стали. а) правильно ли поступил работник милиции? неправильно - 1; надо было заставить учителей и родителей следить за тем, чтобы подросток не пил - 3; правильно - 5. б) правильно ли повели себя учителя? неправильно - 1; человеку нужно помогать в трудную минуту - 3; правильно - 5. 4. В туалете одной из школ подросток потребовал от другого принести ему завтра пачку сигарет. Тот рассказал родителям, а они позвонили в милицию. а) Имеется ли в действиях подростка состав преступления - вымогательство? имеется - 1; зря связался из-за пачки сигарет - 3; не имеется - 5. б) Как можно оценить действия потерпевшего? правильные - 1; нужно было попробовать уладить все без милиции - 3; неправильные - 5.

Слайд 8

Результаты теста Если вы набрали от 6 до 10 баллов, то вы в состоянии правильно оценить поступки других лю­дей. У вас есть понятие о том, что такое' мораль­ные и юридические нормы. Советуем вам, оцени­вая поступки других, почаще ставить себя на их место, вникать в суть дела, не давать категорич­ных оценок их действиям. Обратите внимание, на­пример, на ситуацию N2 1. Там сказано «на новую квартиру». Подумайте, как изменилась бы ситуа­ция, если бы стало известно, что водитель восполь­зовался служебной машиной, чтобы бескорыстно помочь переехать пожилому инвалиду. Если вы набрали от 11 до 23 баллов, то вам есть над чем задуматься. Вы привыкли оценивать по­ступки других не с точки зрения морали и права, не по правилам «можно - нельзя», «разрешено – запрещено»,а по принципам « хочу - не хочу»" «нравится - не нравится». Для вас, в первую очередь, имеет значение, что страдают ваши интересы, которые важнее интересов всех окружающих. Если вы набрали от 24 до 30 баллов то у вас серьезно искажены представления о моральных и юридических требованиях к человеку. Вам кажется, что прав тот, кто сильнее или хитрее, а правоохранительные органы только мешают жить. Вы ориентируетесь на тех, кто не живет честно, а ловчит, обходит законы, старается жить за чужой счет.

Слайд 9

Конечно же, данный тест не характеризует нас в достаточной степени, однако должен содействовать возможной переоценке того влияния, которое мы оказываем на своих детей, создавая фон формирования психологического оправдания аморальных поступков и формируя тем самым у своих детей психологическую предрасположенность к неправоправным поступкам.

Слайд 10

Формирование духовного богатства Важный фактор, на который необходимо обращать внимание в воспитании детей - это формирование духовного богатства. Отсутствие духовности приводит к духовной нищете.

Слайд 11

Духовная нищета формируется из: Пренебрежительного отношения к учебе, знаниям. Стремлению к примитивному времяпрепровождения (подростки «тусуются», интересуясь только развлечениями). Преобладание материальных ценностей (были бы деньги, а остальное мы купим)



Предварительный просмотр:

План мероприятий в рамках социального партнёрства

классного руководителя 8 б класса Рахимкуловой Ф. Ф.

№ п/п

Организация-партнёр

Форма сотрудничества

Сроки реализации

Сотрудничество с городскими учреждениями дополнительного образования

1.

Библиотеки города

Поиск и отбор тематической информации

В течение года

Участие в социально-значимых акциях

2.

Музейно-выставочный центр

Образовательные программы музея

По плану работы музея

Мероприятия по учебно-воспитательному плану

В течение года

3.

 КДЦ «Янтарь»

«Сибирь»

  Просмотр фильмов в рамках гражданско-патриотического воспитания

По плану работы  КДЦ «Янтарь»

в течение года

Участие в тематических мероприятиях

4.

Дворец спорта

Посещение секций, участие в спортивных мероприятиях

По плану работы Дворца спорта

5.

Телевизионная компания «Инфосервис»

Ознакомительные экскурсии

В течение года,

по запросу

6.

ОМВД России по г. Когалыму

Участие в социально- значимых акциях

В течение года

 Встреча с ветеранами ОМВД

По запросу

7.

Пожарная часть №74

Участие в социально-значимых акциях

В течение года

Мероприятия по учебно-воспитательному плану

8.

Музей истории школы

1. Поиск и отбор информации об истории школы

В течение года

2. Поиск и отбор информации о выдающихся выпускниках школы

В течение года

3. Поиск и отбор информации об учительских династиях

В течение года

4. Тематические классные часы

По плану работы музея

5. Посещение выставок

По плану работы музея

Основные мероприятия в рамках школьного дополнительного образования

1.

 Спортивная секция « Волейбол»

Участие в подготовке и проведение

соревнований

По плану работы секции

2.

 Спортивная секция « Баскетбол»

 Участие в подготовке и проведение

соревнований

 По плану работы секции