Патриотическое воспитание

Рахимкулова Флюза Фаниловна
Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

Шарль Монтескье

На этой странице собраны авторские разработки мероприятий,  направленных на реализацию задач патриотического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно – музыкальной композиции посвященной  75 летию Победы.

«Есть в памяти мгновения войны…»

Цель мероприятия: воспитание патриотизма, чувства долга, формирование у обучающихся гражданской ответственности, уважения к старшим и сохранение живой связи поколений на примерах героизма и самоотверженности народа, победившего фашизм.

Задачи мероприятия:

  • Расширять знания  учащихся  о Великой Отечественной Войне.
  • Воспитывать любовь и гордость к Родине, чувство благодарности и уважения к его защитникам.
  • Показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.
  •  Зародить чувство ответственности за мирное будущее.

В фойе и в аудиториях школы размещаются стенгазеты, оформленные специально к этому празднику, плакаты с поздравительным текстом. Перед началом праздника звучит музыка военных лет. В зале ветераны войны, учителя, учащиеся.

Слайд 1.

Трек 1.Звучит музыка: (На сопках Маньчжурии), выпускники 1941 года  кружатся в вальсе.

 Слайд 2.

Юноша: Июнь …клонился к вечеру закат. 
И белой ночи разливалось море. 
И раздавался звонкий смех ребят, 
Не знающих, не ведающих горя. Слайд 3.
Девушка:
Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая, Слайд 4.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Юноша: В тот день они ещё смеялись, 
Любили зелень и огни. 
Ни голос скрипок, ни рояли 
Им не пророчили войны 

 Девушка: Слайд 5.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось! Слайд 6.

 Запись – выстрелы. Трек 2

Слайд 7.Через несколько минут звучит голос Левитана, запись о начале войны.

Трек 3 (священная война) Слайд 8.

Юноша: Ранним, солнечным утром в июне, 
В час, когда пробуждалась страна. 
Прозвучало впервые для юных,
Это страшное слово «война». 
Слайд 9.

 Девушка: Война - страшнее нету слова,

Где реки крови по земле текут

Война, война – беда и снова,

Ей люди жертвы страшные несут.

Слайд 10.

Юноши и девушки выстраиваются в ряд, читают по очереди:

Ю.Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Д. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина! Слайд 11.

Ю. Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Д. Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Ю. Пламя ударило в небо, ты помнишь Родина?

Ю.Тихо сказала:    «Вставай на помощь Родина!»

 Трек 4  (прощание славянки) парни уходят   в одну сторону, девушки им машут вслед и уходят в другую сторону.  Слайд 12.

На сцену выходят ведущие.

фон Трек 5 (офицеры) Слайд 13.

  Девушка: Течет река времени.  Прошло уже 75 лет с того страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны.

Юноша: Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата...

Девушка: но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей  в Великой Отечественной войне.  

Юноша: Война… От Бреста до Москвы - тысяча километров, от   Слайд 14.

Москвы до Берлина  - тысяча шестьсот. Итого две тысячи шестьсот километров. Слайд 15.

Девушка: Это если считать по прямой…

Юноша: Так мало, правда?  2600 – если ехать поездом, то нужно меньше 4 – х суток, самолетом лететь примерно  4 часа.

Девушка: Перебежками и  по-пластунски  - 4 года! Слайд 16.

Юноша: 4года!  1418 дней. 34 тысячи часов. И миллионы советских людей.

Девушка: 30 миллионов погибших…

Юноша: 30 миллионов погибших на 2600 километров. Это значит 10000 убитых на километр, 20 человек на каждые два метра земли!

Девушка: Каждый день войны уносил жизни 21 тысячи человек.

Фон Трек  5 звучит сильнее, Слайд 17.

Юноша:   Прошло уже 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но время не властно предать их забвению. Есть память, которой не будет конца! Живая память о беспримерном подвиге народа, навеки отлита  в бронзу, стихи и прозу.

Девушка: Пока мы помним, живы те, от кого остались лишь пожелтевшие  фотографии да треугольники – письма. Слайды18-19.

Юноша:  И мы сохранимся, как люди, пока сами храним память об этой победе.  (уходят со сцены) Трек 6.

    1 вед: за кадром. Какая музыка была, какая музыка звучала, Слайд 20.

          Когда и души и тела война проклятая топтала.

Под лирическую музыку на сцену выходят герои:  девушка и юноша.

Девушка - Зазеленели травы на просторах

Моей бескрайней Матушки – Руси.  Слайд 21.

Черемуха запенилась в узорах,

Взяв белый цвет у отошедших зим

Юноша: Я эту жизнь люблю, люблю опять

Я этот мир готов расцеловать,

Вновь оболочка для весны тесна –  Слайд 22.

Идет весна, Любовница – Весна! (Дарит цветы девушке, кружатся в вальсе)

 Трек 8.  Танец влюбленных прерывает выход «Войны», сопровождаемый звуками выстрелов и взрывов (кадры войны   или плакаты страшные).

 Пара разрывается, и  «Война» наблюдает за ними.

 Война:  (девушка в черной одежде, лицо страшное) Слайд 23.

Разорвалась земля от снаряда

Вы не знали что это- война!

А я шла уже с вами рядом

И глядела по сторонам.

Смерть везла на разбитой телеге

И месила кровавую грязь. Слайд 24.

Далеко ещё было до снега.

Был июнь, но морозило вас.

Вы же- дети, ещё пацанята,

Но вы в списке моём уже есть!

Смерть не смотрит на возраст солдата,

Не взирает на доблесть и честь.

Юноша: Война! Будь проклята война! Слайд 25.
За что ты так со всеми поступила?!
Опять скатилась материнская слеза,
Вновь вспомнив милого, родного сына.
И плачет девушка, закрыв свои глаза,
Ведь не вернется друг её любимый,
А на войне пропал отец, пропал и брат,
А мать фашисты, бедную убили!
За что, за что?! Ответь война!

Война. В дыму пожарищ я на пепелище

Стою царицей, но царицей нищей,

Поскольку жду раздоров, ссор и брани

И с этим выхожу за грани граней.

Чтоб вырасти войною на планете,

Чтоб сникли все: и женщины, и дети!

Чтоб дождь свинцовый обрывал солдатам жизни,

Чтоб убивала я любовь к Отчизне.

Девушка: Ты столько судеб, жизней поломала Слайд 27.
И почему затих ребячий смех?
Куда война его ты подевала?
За что детей, невинных в том детей
Ты искалечила, а сколько их не стало!
Ещё не видев даже белый свет
Ты отняла у матерей их души…
Нет, никогда я не прощу тебе
  Война! Будь проклята война! слайд 28
трек 8 (фон тревожный) повторяется  

Танец Войны. Парень бросается к девушке. Война уходит. Трек 9  Слайд 29.

Юноша .Сплети мне, милая, кольчугу из ромашек, (поле с цветами)

От пуль сготовь отвар из васильков. Слайд 30.

Тогда не стану без вести пропавшим,

Я прорасту пшеничным колоском!

Сплети мне, милая кольчугу из ромашек,

Чтоб крепче в мире не было брони!

Сплети, любимая, кольчугу из ромашек,

И я вернусь живым с любой войны!

 В это время девушка срывает цветок и подает ее юноше, тот берет ее и идет вперед, читая стихи словно молитву. (фото храмов)

колокола Трек 27. Слайд 31.

Юноша: Не будет сломлен  русский дух во веки

Врагу не покориться Русь  моя!

И в океане будут отражаться

Моей России чудо – купола.

Но если вдруг, война подобно бреду,

Войдет в мой край, то я скажу:

«Благослови меня, Отчизна, на победу,

благословенья, как у матери прошу!»

 (уходят )

Песня   « Я хочу чтобы не было войны»  слайды 32, 33, 34,35

Фон Трек 5. Слайд 36.  выходят ведущие

Юноша: Война длилась четыре года, а раны не зарубцевались на земле Родины и в душах   тех, кто прошел войну.        Слайды37 ,  38 .                                                                                        

 Девушка: Слишком много "горькой" памяти оставила война: Брестская крепость,  Слайд 39. Хатынь, Слайд 40 .Севастополь, Слайд 41. блокада Ленинграда,  Слайд 42. жестокие бои за Сталинград и Москву.     Слайды 43,44                                                                                                        

 Юноша: И множество других боев за каждый метр Родины, а на каждом этом метре оставались лежать молодые парни, советские солдаты.                                                      

Девушка: У них могла быть веселая молодость с первой любовью, со множеством друзей, а потом семья и дети.        Слайд 45 .                                                                                                        

 Юноша: Но вместо этого они увидели ужас войны, их души застыли от смерти товарищей.    

  Фон Трек 10. Слайд 46 .

Сценка

  На стенке фото пылится,

И каждый день на заре

Смотрю я на юные лица…

Мы жили в одном дворе,

Учились в одном десятом,

Всегда – как одна семья.

Такими мы были когда-то…

А в центре, представьте, я!  (садится на стул)

Тихо начинает звучать фокстрот  Трек 11.

(На фоне музыки)

Костя был нашей опорой.

Выходит Костя, встает за спинкой стула.

Он весь класс наш защищал.

Очень любил поспорить

И на гитаре играл.

Надька – душа компании…

Появляется Надя, встает рядом с Костей, они переглядываются, улыбаются друг другу.

И в школьных делах мастак.

Бывало, что на свидания

Не успевала никак.

Их звали «жених и невеста».

Они не смущались, нет.

Любовь – это всем известно –

Не знает преград и лет.

Лида с Ириной – подружки…

Держась за руки, появляются Лида и Ирина. Встают одна рядом с Надей, другая возле стула.

Вдвоем везде и всегда.

Веселые хохотушки

И не разлей вода.

А это спортсмен наш Коля!

Коля приседает возле стула перед Костей. Получается «фотография».

Колей гордится дом!

Все мысли – о футболе,

Ну а учеба – потом.

Громко звучит музыка. Стоп-кадр. «Фотография» оживает. Ребята по очереди выходят на сцену, произносят текст.

Костя. Вот так мы тогда и жили.

Экзамены шли к концу.

Коля. Девчонки платья пошили,

Чтоб каждой было к лицу.

Надя. Выпускной бал такой веселый!

Танцы и ночь без сна!

Фокстрот звучит громко и резко обрывается.

Лида. Мы успели закончить школу,

Когда началась война.

Громко звучит марш, Трек 4.

 затем становится тише.

Ирина (на фоне музыки)

Стояли мы, оглушенные,

И двинуться не могли…

Девушка. И словно завороженные

Руки свои сплели.

Все на сцене берутся за руки.

Костя. Всю ночь до утра не спали,

Вглядываясь в горизонт.

Девушка. А губы сами шептали…

Все. На фронт! На фронт! На фронт!

Коля. И нас война разметала! Всех по разным фронтам!

Шеренга дружно распадается: все одновременно меняют местоположение на сцене, кто-то встает полубоком у кулис, кто-то лицом к зрителям за стулом и т. д. На месте остается лишь Девушка – она в центре, на сцене.

Трек12.

Девушка:

Лидка первой погибла,

Подо Львом лежит она.

Лида уходит вглубь сцены, встает спиной к зрителям.

Ирина с Надей – чуть позже…

Ирина и Надя встают рядом с Лидой.

Потом не стало ребят…

Костя и Коля уходят вглубь сцены.

Я даже не знаю, боже,

Где они все лежат…

Девушка идет на левую половину сцены, чтобы не загораживать ребят, стоящих спиной к зрителям.

На стенке фото пылится.

И каждый день на заре

Смотрю я на юные лица…

Мы жили в одном дворе.

Такими мы были когда-то –

Последний десятый класс…

Простите меня, ребята,

Одна я живу… за вас.

Ребята стоят, не двигаясь, затем стремительно уходят в разные стороны.

Песня «Мы эхо»    Трек 16 Слайд 48.

Трек 13.

(выходят ведущие)

Девушка: С небес упал прозрачный дождик – бисер  Слайд 49.

Как мне его на нитку нанизать,

Чтобы тебе вместо военных писем.

            Его с моей любовью переслать

музыка прерывается, выходит почтальонка

  Почтальонка: Ну и почта! Целый килограмм! Слайд 50.

Груда писем, может, есть и вам?!

От сестер, от братьев, от невест,

Сколько их из самых разных мест!

Они - долгожданные, нужные,

Есть веселые, есть очень грустные.

Как трудно те письма вручать,

И страшно порой получать… Слайд 51.

Разворачивает треугольник,и первые две строчки читаются вместе с юношей Трек 13 продолжение

Юноша: Здравствуй, как живешь одна? Слайд 52.

По тебе соскучился давно.

Здесь, где развернула бой война,

Твои письма – светлое тепло!

Дойти бы до тебя по радуге хотелось,

Но это хрупкий, слишком хрупкий мост, А как бы ты улыбкой загорелась,

Когда бы я пришел с охапкой звезд!

Раскинув руки, как большие крылья,

Ты обняла б любимая меня…

Ах, как хотелось бы, чтоб это было, было…

Но так и будет скоро, знаю я!

Девушка. Скоро ль встретимся, я этого не знаю,

Но сердечко мне твердит в груди,

Что счастливый день скоро настанет,

Я уверена, что МЫ ПОБЕДИМ!

Почтальонка: Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

И бессонную ночь фронтовых голосов.

Слушайте письма военных лет!

Это письма погибших к родным, близким, любимым.

Они писались под пулями. А под пулями не лгут.

 Слушайте письма военных лет. Слайд 53.

        Трек 14    чтение отрывков из писем. Слайд 54.

Выходят по одному учащиеся с письмом-треугольником и         фонариком. (Каждый чтец, перед началом,  включает свой фонарик)

Ученик 1.        Это последнее мое письмо. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем - я и Пашка, сидим в изуродованном танке, жара невыносимая…

Ученица 2.        Здравствуйте, мои дорогие! В феврале меня арестовали, мне было очень тяжело, мамочка, но я перенесла это. Каждый день ожидала расстрела, о жизни больше не думаю. Я исполнила свой долг, милые мои, гордитесь тем, что я не запятнала своей чести.

Ученица 3.        Родные мамочка и сестренка! Я очень скучаю, вы мне часто снитесь. Но вы не грустите, я здорова и очень рада от сознания, что сама принимаю участие в разгроме врага, который заставил тебя и много миллионов нашего народа так переживать.

Ученица 4.        Завтра я умру мама. Ты прожила 50, а я лишь 24. Мне хочется жить, ведь я так мало сделала. Они издевались надо мной, я ничего не сказала…

Ученик 5.         Нас пытали, терзали, прокалывали раскаленным железом, вывертывали руки, а мы пели песни и говорили: «Смотрите, друзья, если кому удастся вырваться отсюда, не забудьте рассказать, что моряк-это сталь, и нас не согнет никакая сила. За Родину!»

Ученик 6.Мы стали суровыми людьми, мама. Редко смеёмся, мы не имеем права смеяться, пока горят наши города и сёла.  Мы побеждаем смерть, потому что дерёмся не только за свою жизнь. Мы выходим на поля сражений, чтобы отстоять Родину. 
Но ты, мамочка, о плохом не думай и не переживай за меня, я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце… Я обязательно вернусь мама, ты только жди.

Ученик 7. Здравствуйте, мои родные!  хотя, когда вы будете читать  мое письмо, меня не будет в живых. Но и через смерть, через небытие я обнимаю вас, мои дорогие, я целую вас! Больше всего я люблю жизнь, но больше жизни любила я вас, мои родные!

Ученик 8: Милая моя родная! Ты, обо мне не плачь и не убивайся. Я смерти не боюсь. Я умираю, зная, что все отдавала победе. За народ умереть не страшно. Береги себя для Маши и Андрюши. Пусть вам будет суждено увидеть много счастливых дней. Слайд 55.

Ученица 9.        У вас, оставшихся в живых, будет такая красивая жизнь, как цветы, яркая-яркая. А мне было 24… Слайд 57.

Ученик 10. Как жалко умирать в 24 года, но в настоящей борьбе, где на весы истории всего человечества ставятся миллионы жизней, я свою, также отдаю, зная, что будущее поколение и вы, оставшиеся в живых, будете нас чтить, вспоминать как освободителей мира от  фашистов. Я, завещаю вам жизнь!

 Фон музыка  (фонарики гаснут дети уходят за кулисы,  музыка звучит громче).

 Трек 5 Слайды 57,  58, 59, 60, 61

Девушка: С началом войны немцы стали организовывать концлагеря или  Лагеря  смерти.  Там уничтожали советских людей. Фашисты захватывали города, сёла, деревни, людей  расстреливали, либо сжигали, либо увозили в лагерь. Пленные, работали там, на тяжелейшей работе без еды, а те, кто   были не пригодны для работы – это женщины и дети, подвергались страшным пыткам. На них ставили опыты.   Людей сжигали в печах. У детей выкачивали кровь для немецких солдат.

 Слайд 62-63.

 

Юноша: Война отучила этих детей плакать.   Дети в то время четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют.  Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости.  

  Трек 15.   Слайд 64.

 1 уч. Не дымит крематорий, и в воздухе теплом не чадно.
Цветники пламенеют. Мне больно смотреть на цветы.
Бухенвальд! Среди ран, нанесенных войной беспощадной,
Может, самая страшная рана земли, - это ты.

2уч.Война наш дом в руины превратила,
Родных по свету всех разогнала.
Она меня в концлагерь посадила.
В котором жизнь мне стала не мила.


3уч. В мире ужасов - пытки, издевки,
На кострах прямо заживо жгут...
- Лучше кожу помойте-ка, детки,
Из неё ведь перчатки пошьют!
Слайд 64.

4уч.И душа леденела от страха,
Ужас гетто вовек не забыть!
Сколько  брошено жизней на плаху!
Слайд 65.
Разве ж можно такое забыть?!

   Стих первоклассница с куклой.

 ВИДЕО   «ДЕТИ ВОЙНЫ».

Слайд 66.

Юноша: Война и женщина, казалось бы, понятия не совместимы.    Но июнь 1941 года поднял на защиту страны весь наш народ от мала до велика. Не десятки и даже не сотни, а тысячи женщин наряду с мужчинами надели гимнастерки и сапоги.  Они  утоляли боль и подносили снаряды, они были снайперами, летчиками, моряками, танкистами, партизанами, подпольщиками.

   слайд 67

Женщина не только спасала, перевязывала раненых,    бомбила, подрывала мосты, брала языка, ходила в разведку, вместо коня тянула за собой плуг. А после войны восстанавливала страну, растила осиротевших детей.  

Юноша: Трек 13

Когда и кто назвал тебя сестрою? Слайд 68.
Не раз я задавал себе вопрос.
Наверное, все было в гуле боя,
И раненый то слово произнес.
Наверное, его ты выносила
Из огненного пекла на руках,
И он шепнул:
- Се-стра…
Теряя силы, забился с этим словом на губах.
А ты ползла, царапала колени,
Дышала часто, было тяжело.
За жизнь его боролась в исступленье,
Назло врагу, и всем смертям назло!

Сценка «Оборвавшиеся мечты». Слайд 69.

ТРЕК 4 Слайд 70.

Юноша: Май 45-го года,
Яблонь цветущих вуаль.
Слезы и радость солдата
Проносим сквозь дальнюю даль.
Девушка: Не все возвратились обратно,
Не всем удалось повзрослеть.
Вчерашний мальчишка навечно
Остался  звездою гореть.
Юноша: А рядом девчонка в кудряшках,
Невестой  не успевшая стать,
Легла в землю, чтобы ромашкой
Влюбленным на счастье гадать.
 Девушка: Они не дождались Победы,
Их май не пришел никогда,
Но солнцем весенним согреты
И памятью их имена.

Слайд71.

Юноша:  И вот пришла победная весна. Война закончилась полным разгромом фашисткой Германии.  

Голос Левитана. Трек 22.

Песня «День Победы»Трек 23.  Слайды 73, 74, 75,7.

Девушка: Остановись, время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас. 
Оглянись на тех, чьи имена высечены у подножия обелисков. На тех, кто отдал за нас с тобой самое дорогое, что имел – весну и первый поцелуй, счастье и жизнь, которая только-только начиналась. 

 ТРЕК 28  Композиция «ЖУРАВЛИ»

Слайд 77.

Юноша: Пылает днём и ночью пламя,
И озаряет шар земной, 
Не утихает наша память 
О тех, кто был убит войной. 
Слайд 78.
Девушка:Десятки лет легли меж нами, 
Ушла в историю война. 
Мы в сердце вечными словами 
Погибших пишем имена. 
Слайд 79.
Юноша:  Неугасима память поколений, 
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье, 
И в скорби постоим и помолчим. 
Слайд 80.

 Минута молчания. Метроном трек 26.

Трек 24. Слайд 81.

Стихи читают дети (1 класс) в руках шарики.
1.Вы нам оставили ясное небо Отчизны,  
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Вы нам оставили самое главное в жизни -
Радость учёбы на мирной, счастливой земле.

2. Я хочу, чтоб на нашей планете, С
лайд 82.
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б смех наш весёлый звенел.

3.Чтоб навек все сердцами сроднились, Слайд 83.
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.

4.Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете. Слайд 84.
На земле где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.

5. Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит,
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете.  

Фон   Трек 24. 

Трек 30. на сцену выходят ведущие.

  Юноша:

Как хорошо влюбляться и смеяться!

Девушка:

Как хорошо порою погрустить.

Юноша:

Как хорошо встречаться и прощаться.

Девушка:

И просто хорошо на свете жить!

Юноша:

Как хорошо проснуться на рассвете, Слайд 85.

Девушка:

Как хорошо, что ночью снятся сны.

Юноша:

Как хорошо, что кружится планета,

Девушка:

Как хорошо на свете без войны!

Слайд 86.

 Юноша: Уважаемые учителя, учащиеся и гости нашего праздника! Мы от всей души поздравляем вас  75 летием Великой Победы!

Девушка: Желаем вам всем крепкого здоровья, долгих лет в жизни  и мирного неба над головой. Слайд 87

ВМЕСТЕ: С праздником Победы!

 Трек 24.  Песня:  «Должны смеяться дети», звучит громче. На сцену выходят все участники.



Предварительный просмотр:

Рахимкулова Флюза  Фаниловна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1

 г. Когалыма  ХМАО –Югры.

Цель: Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества.

    Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства        сопричастности к судьбе Отечества, формирование нравственной позиции.

На праздник приглашены ветераны труда, ветераны боевых действий, члены партии «Единая Россия»

Сценарий, посвященный Дню героев Отечества "Гордимся славою героев"

 Трек 1. Слайд 1.

Юноша: Добрый день, уважаемые гости, дорогие учителя и учащиеся! 9 декабря наша страна отмечает День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году.

Девушка: День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации.

Слайд 2.

Юноша: Всем нам хотелось бы жить в мире, совершенно свободном от войн и насилия.  Но, к сожалению, в мире много военных опасностей, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.

Девушка: Во все времена все народы защищали свою страну, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. Воин живет в каждом из нас. Рядом с отцами, дедами и старшими братьями мужают повзрослевшие дети, становятся солдатами, защитниками Отечества.

Трек 2. Слайд 3.

1уч. Герои Отечества - звучно, весомо,

Надежно, ответственно, с детства знакомо!

Красивая, емкая, четкая фраза,

2уч. В ней - честь и достоинство, святость приказа!

В ней вера, любовь и солдатская совесть,

Слайд 4.

3уч. В ней мужество, смелость, судьба, словно повесть!

В ней доблесть, отвага и мир гуманизма,

Военная служба - Олимп героизма!

 Трек 3. Слайд 5.

Ведущий. До 1917 года 9 декабря (26 ноября по старому стилю) в России отмечался праздник георгиевских кавалеров. 9 декабря 1769 года Екатерина II учредила Военный орден Святого великомученика и Победоносца Георгия, первым из всех наград имевший четыре степени и являвшийся высшей военной наградой, которым награждались за выдающиеся деяния и подвиги на поле боя,  офицеры и генералы.

Слайд 6.

Ведущий. В советское время были учреждены звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического труда, а также Орден Славы трех степеней. В годы Великой Отечественной, особенно в казачьих войсковых формированиях, многие ветераны носили на груди рядом с советскими орденами и медалями также и Георгиевские кресты, которыми они были награждены еще в годы Первой мировой войны.

Ведущий. После 1991 года в нашей стране было сохранено высокое звание, которое ныне символизирует Золотая звезда Героя России. А в 2000 году Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным был, подписал Указ “Об утверждении статуса ордена Святого Георгия”. Это наглядный пример преемственности традиций, уважения к ратному труду, и в целом к самоотверженному служению Отечеству.

 Трек 4. Слайды  7- 12. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ (Д. Пенцов)

 учащиеся младших классов

1 уч: Россия - Родина моя,

Смотрю вокруг и что я вижу:

Кругом бескрайние поля

И снег лежит на нашей крыше.

2 уч: Российский снег, он словно пух

Ложится прямо на ресницы.

Россия без зимы - ничто

И жаль, что улетают птицы.

3 уч: Зимой неслышен соловей,

Ах, как поет он ночью летом!

И нет нигде таких берез.

Березы... Вся Россия в этом.

4 уч. Когда расстанусь с детством я,

Объеду я дорог не мало.

Россия - Родина моя!

Хочу, чтоб ты сильнее стала!

5 уч. И чем смогу, я помогу:

Цвести полям, расти деревьям.

Российский дух поднять смогу,

Чтоб гордость за него

досталась нашим детям.

 Трек 6.Слайд 13.

Ведущий. В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах воспитывается молодое поколение. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных. Но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли. И чтобы в любых условиях молодежь была готова вновь встать на защиту страны – нужны примеры героизма, не показушного, а истинного.

 Трек 7. Слайды 14- 16.

1 уч: Россия!
Не искать иного слова.
Иной судьбы на свете нет.
Ты вся - сплошное поле Куликово
На протяженье многих лет.

2 уч: Россия!
Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей,
В холстах голубоглазого Рублева
И в тишине предгрозовых ночей.
На поле боя вызревали росы,
На пепелищах
Пели топоры.
Мы все прощали.
Мы – великороссы -
Всегда великодушны и добры.

3 уч: Россия!
Прозвучало это слово,
Вписав в бессмертье наши имена
Ото льдов Невы -
До поля Куликова,
От Куликова -
До Бородина!
Тебя хотели сделать бездыханной,
Отнять твою печаль и озорство,
Ты столько лет,
Терпела Чингисхана
И верных продолжателей его.

Слайд17. Фон Трек 4.

  Вед 1:В годы Великой Отечественной  войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в других сражениях.

Вед 2: За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек (часть – посмертно), из них 104 – дважды, трое – трижды (Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин).  Давайте вспомним имена некоторых героев.

Слайды 18-20.

  1. Маресьев
  2. Матросов
  3. Зоя Космодемьянская

 Стихотворение Таня.

 Слайды 21-23. Стала ты под пыткою Татьяной,
     онемела, замерла без слез. Босиком,
     в одной рубашке рваной
     Зою выгоняли на мороз.
     И своей летающей походкой
     шла она под окриком врага.
     Тень ее, очерченная четко,
     падала на лунные снега:

     Как морозно!
     Как светла дорога,
     утренняя, как твоя судьба!
     Поскорей бы!
     Нет, еще немного!
     Нет, еще не скоро...
     От порога...
     по тропинке...
     до того столба...
     Надо ведь еще дойти дотуда,
     этот длинный путь еще прожить...
     Может ведь еще случиться чудо.
     Где-то я читала...
     Может быть!..
     Жить...
     Потом не жить...
     Что это значит?
     Видеть день...
     Потом не видеть дня...
     Это как?
     Зачем старуха плачет?
     Кто ее обидел?
     Жаль меня?
     Почему ей жаль меня?
     Не будет
     ни земли,
     ни боли...
     Слово "жить"...
     Будет свет,
     и снег,
     и эти люди.
     Будет все, как есть.
     Не может быть!
     Если мимо виселицы прямо
     все идти к востоку - там Москва.
     Если очень громко крикнуть: "Мама!"
     Люди смотрят.
     Есть еще слова...
     - Граждане,
     не стойте,
     не смотрите!
     (Я живая,- голос мой звучит.)
     Убивайте их, травите, жгите!
     Я умру, но правда победит!
     Родина!-
     Слова звучат, как будто
     это вовсе не в последний раз.
     - Всех не перевешать,
     много нас!
     Миллионы нас!..-
     Еще минута
     - и удар наотмашь между глаз.
     Лучше бы скорей,
     пускай уж сразу,
     чтобы больше не коснулся враг.
     И уже без всякого приказа
     делает она последний шаг.

  1. Марат Казей

 Трек 8.Музыкальная композиция «Журавли»

   Вед:  Надо знать историю своей страны, имена героев,  тех, кто подарил нам счастливую жизнь.  Много ли мы знаем об Афганистане, Чечне, о тех 18 – летних мальчиках, вернувшихся домой с изломанной судьбой, а хуже того в цинковых гробах грузом 200 с афганской и чеченской войны.

Вед: К сожалению, военное ремесло не ушло из жизни современного общества. И в начале 21 века люди не научились жить без войн. И поэтому армии были, есть и остаются одной из важных составляющих современного государства. Сегодня патриоты России нужны не меньше, чем в годы войны.  

Девушка:  Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней людей. Каким оно будет, зависит от тех, кто юн, кому предстоит во многом разобраться, всё понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.

 Трек 9. Песня «Я служу России»

Слайды 24-28.

Юноша: Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!

1 ученик: Есть люди, что нас защищают
От бед, разрушений, войны.
О мирной России мечтают
Патриоты нашей страны.
Давайте войны прекратим
И будем постигать иное,
Мир во всем мире сохраним
И позабудем все плохое.

1 ученик: Над нами солнце золотое,

2 ученик: И неба купол без границ.

3 ученик: Война погубит все живое:

4 ученик: И синь морей, и пенье птиц.

5 ученик: Неужто было мало горя

1 ученик: В XX веке на земле?

2 ученик: Наш клич от моря  и до моря:

Все: Не быть руинам на земле!

3 ученик: Вставайте рядом все, кто с нами,

4 ученик: Народы всех материков.

5 ученик: Мы подымаем это знамя

1 ученик: Для счастья будущих веков.

2 ученик: Пусть будет солнцем день украшен,

3 ученик: Пусть будет неба высота,

4 ученик: Пусть побеждает в сердце нашем.

Все: Свобода, мир и красота.

 Трек 10. Слайды 29-30.

Песня «Солнечный круг»

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная  школа» №1 г Когалым, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Театрализованная постановка:

«Дорогами войны»

(для обучающихся 5 -11 классов)

Рахимкулова Флюза Фаниловна

учитель истории и обществознания

вторая квалификационная категория

стаж работы 25 лет

Когалым 2014

Пояснительная записка.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Данное мероприятие посвящено Победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Поскольку новое поколение мало знает о событиях Великой Отечественной войны, моя  задача как учителя истории, состоит в том, чтобы эмоционально и образно рассказать им о тех грозных боевых годах, вызвать  у них  интерес к своей истории, воспитать стойкую гражданскую позицию.

Это внеклассное мероприятие я назвала «Дорогами войны».  В данной театрализованной постановке я  попыталась воссоздать картину тех времен.    Для этого мною специально   были написаны  сценки: « Я буду жить»,  « В фашистском концлагере», в этих  мини- спектаклях все роли исполняли учащиеся нашей школы. Они очень ответственно отнеслись к  своим ролям. И нам удалось создать атмосферу военной поры. Зрители плакали,  аплодировали стоя. Я   уверена, что  это мероприятие никого не оставит равнодушным.

 

  Цель: патриотическое воспитание учащихся: воспитание чувства гордости  за наш народ и за нашу страну, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Задачи: 

- показать учащимся великий подвиг русского народа во время Великой Отечественной войны;

 

- воспитать подлинного гражданина своей Родины;

 

- формировать у школьников высокое патриотическое сознание,

 

гордость за свою малую Родину, ее народ;

 

- развивать познавательную и творческую активность детей, их интеллектуальный уровень.

 

 

Сценарий внеклассного мероприятия на 9 мая. 

Театрализованная постановка: «Дорогами войны»

В фойе и в аудиториях школы размещаются стенгазеты, оформленные специально к этому празднику, плакаты с поздравительным текстом. Перед началом праздника звучит музыка военных лет.

В зале ветераны войны, учителя, учащиеся.

 Звучит песня из к/ф. Усатый нянь (минус) Трек 1

На сцене дети, они играют,  (одни прыгают через скакалку, мальчики играют с мячом, маленький мальчик  тянет за веревочку машинку, девочка в школьной форме рисует,) изображают беззаботное детство. На фоне песни, за сценой слова ведущих:

 Юноша: Июнь …клонился к вечеру закат. 
И белой ночи разливалось море. 
И раздавался звонкий смех ребят, 
Не знающих, не ведающих горя. 

Девушка: В тот день они ещё смеялись, 
Любили зелень и огни. 
Ни голос скрипок, ни рояли 
Им не пророчили войны.  

Запись – выстрелы. Трек 2

Через несколько минут звучит голос Левитана, запись о начале войны. Трек 3

Голоса за кулисами:  война, война, дети все испуганно смотрят на репродуктор ( на сцене изображение старого репродуктора)

  Запись – выстрелы, дети на сцене приседают, закрывая голову руками, разбегаются за кулисы. Трек 2

Звучит  песня, «Священная война» выходят солдаты и дети. Солдаты выстраиваются в ряд, маршируют. Трек 4

1 чтец: Ранним, солнечным утром в июне, 
В час, когда пробуждалась страна. 
Прозвучало впервые для юных,
Это страшное слово «война». 

 2 чтец: Война - страшнее нету слова,

Где реки крови по земле текут

Война, война – беда и снова,

Ей люди жертвы страшные несут.

3 чтец: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Песня «Священная война» звучит громче, мальчики, и взрослые девушки уходят в одну сторону, дети им машут вслед и уходят в другую сторону.  

На сцену выходят ведущие.

 Девушка: Течет река времени. Минуло уже более полувека с того страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны.

Юноша: Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата...

Девушка: но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войне.  

Юноша: Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества.

Девушка: Гитлеровцы планировали поработить и физически истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы – русских, украинцев, белорусов. А вместе с народом города, села наших необъятных республик.

Девушка:  Давайте сейчас вместе с вами перелистаем несколько страниц той далёкой войны и вспомним, как всё это было.

Юноша: Мы хотим сегодня вместе с вами попытаться воссоздать   атмосферу тех дней.

Девушка: Мы хотим увидеть, услышать, понять их – наших сверстников, бросавших свои мальчишеские тела под фашистские танки и на амбразуры дотов.

Юноша: Кто они? Какими они были? Мы хотим представить себе хотя бы некоторых из них, тех, кто не дошёл до конца этой страшной дороги войны.

Девушка: Потому что нельзя ценить и защищать мир, не зная, какой ценой он достался.

Ведущие уходят Оформление: слайды  на экране демонстрируется  плакат  с изображением «Родина – мать зовет»,

(Чтец женщина, учительница русского языка с платком на плечах) 

На фоне медленной, грустной мелодии. Моцарт. Ностальгия. Трек 5

Я помню всех!

Так дайте мне сказать!
Всё это время я скрывала от людей
Всю правду о войне. Уж незачем скрывать,
Раскрою тайну тех печальных дней.
Был черный день один на белом свете,
Спала Россия, Матушка-земля.
А враг коварно, зверски на рассвете
Огонь развёл с названием «Война»!
Огонь шагал по Матушке России,
Стараясь сжечь добро всё на пути.
Четыре долгих года мои силы
Испытывал фашист, не торопясь уйти.
Я есть любовь. Я — женщина. Я — мать,
Успевшая состариться до срока.
Когда враги стояли у порога,
Отправила я сына умирать.
Я — та, что омывала всю войну
Кровавыми слезами похоронку.
Могилу сына, страшную воронку
Я видела сквозь строчек пелену...
Вдова я, уронившая кольцо...
Ещё я — медсестра из медсанбата,
Из боя выносившая солдата,
И смерти заглянувшая в лицо...
Я — мужа заменившая в тылу...
Связная партизанского отряда...
Я — Родина, зовущая с плаката!
Я — Мать, остановившая войну!

Девушка: Символом беспримерного мужества нашего народа стал подвиг защитников Брестской крепости, первыми принявшими на себя удар фашистских полчищ.

Юноша: Горела земля, строчили из полуразрушенных стен крепости пулемёты, и возникали на тех стенах надписи, пропитанные кровью: «Нас было трое, нам было трудно. Но мы не пали духом. Умрём как герои. Июль 1941 г.» (слайды Брестская крепость)

Болеро. Трек 5

 2 чтец: Смертельная схватка нависла над Бугом,
и слышно, сквозь время, гуденье сирен,
уставшие взгляды смешались с испугом,
над огненным заревом вспыхнувших стен!

3 чтец: Плакучие ивы главами склонились,
и в гулких раскатах снаряды рвались,
здесь души погибших навек притаились,
солдат, что за Брестскую Крепость дрались!

Девушка: Осенью 1941 года  враг близко подошел к Москве, но главной цели он не достиг. Москву взять ему не удалось. -10 декабря враг оказался отброшенным от Москвы на расстояние более 100 км.

Юноша: Нависшая угроза над Москвой была ликвидирована. Здесь, под Москвой, была развеяна легенда о непобедимости немецко-фашистской армии. Немцы понесли огромные потери, как в живой силе, так и в технике.

Сценка: « В блокадном  Ленинграде.

Сценку показывают мальчик и девочка.
Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат ремонтирует табуретку.

Брат:

А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны.

Брат: Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.

Уходят, берясь за руку, бегут за кулисы.

Девушка: В начале сентября 42-го года немецкие танковые соединения прорвались к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от остальной части страны. Началась 900 дневная блокада города, унесшая около миллиона человеческих жизней.

Юноша: Как мог выстоять Ленинград! Худые, изнеможенные лица ленинградцев, черепа обтянутые желтой  кожей с въевшейся копотью буржуек.

Девушка: Кажется, не осталась ни капли сил. Но люди жили, работали, боролись с врагом, с голодом и смертью.

 На сцену выходят  две девочки, одна по старше ученица 10А класса, вторая ученица 3 В класса, у неё в руках тетрадка.

 Фон  Моцарт. « Мелодия моей души, скрипка» Трек 9

1Эта  тонкая  тетрадка

Стоит  многих  толстых  книг.

Пионерка - ленинградка,

Потрясает  твой  Дневник.

Таня,  Савичева  Таня,

Ты  в  сердцах  у  нас  жива.

Затаив  на  миг  дыханье,

Слышит  мир  твои  слова:

2.Девочка:

«Женя  умерла  28  декабря  в  12  часов  30  минут  утра  1941 года.

Бабушка  умерла  25  января  в  3  часа  дня  1942 года».

1.Девочка

Ленинград – в  тисках  блокады,

У  ворот  лютует  враг.

Рвутся  бомбы  и  снаряды,

Дует  стужа,  давит  мрак.

От  коптилки  не  согреться,

И  ни  крошки,  ни  глотка,

И  выводит  кровью  сердце

По  страницам  дневника:

2.Девочка:

«Лека  умер  17  марта  в  8  часов  утра  1942  года.  

Дядя  Вася  умер  13  апреля  в  2  часа  дня  1942  года».

1. Девочка:

Смолк  зловещий  гром  орудий,

Пронеслась  войны  гроза,

Но  все  так,  же  память  людям

Смотрит  пристально  в  глаза.

К  солнцу  тянется  березка,

Пробивается  трава.

А  на  скорбном  Пискаревском

Обожгут  сердца  слова:

2.Девочка:

«Дядя  Леша  умер  10  мая  в  4  часа  дня  1942 года.  

Мама  - 13  мая  в  7  часов  30  минут  утра  1942  года».

1.Девочка:

Будьте бдительными  люди,

Люди,  вслушайтесь  в  Дневник,

Он  звучит  сильней  орудий,

Тот  безмолвный  детский  крик:

2.Девочка:

«Савичевы  умерли.  Умерли  все.

 Осталась  одна  Таня».

 Сначала уходит 2 девочка. потом 1.

Юноша: На 23-м километре Ленинградского шоссе, где осенью 1941года был остановлен враг, на постаменте памятника героическим защитникам Москвы высечены слова:
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Девушка: После 259 дней упорной обороны 7 июля 1942 года пал Севастополь, героическая защита которого навечно вошла в историю борьбы советского народа с фашистскими захватчиками.

Юноша: Весь мир, затаив дыхание, следил за исходом Сталинградской битвы.
И пробил час. Удар обрушен первый -
От Сталинграда пятится злодей.
И ахнул мир, узнав, что значит верность,
Что значит ярость верящих людей.

Стих» Варварство» (Приложение 1)

Девушка: С началом войны немцы стали организовывать концлагеря или  Лагеря  смерти.  Там уничтожали советских людей. Фашисты захватывали города, сёла, деревни, людей  расстреливали, либо сжигали, либо увозили в лагерь. Пленные, работали там, на тяжелейшей работе без еды, а те, кто   были не пригодны для работы – это женщины и дети, подвергались страшным пыткам. На них ставили опыты.   Людей сжигали в печах. У детей выкачивали кровь для немецких солдат.

 (Слайд: ребёнок, печи, горы трупов.)  

Юноша: Война отучила этих детей плакать.  Люди и дети в то время четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют.  Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости.  

Сценка: « В  фашистском  концлагере». (Приложение 2)

Девушка: В минуты передышки между боями, когда части отходили на переформирование, нередко звучала фронтовая гармошка, кисет с фронтовой махоркой шел по кругу, и солдаты вспоминали своих близких, родных, любимых.

Юноша:

Пришла и к нам фронтовая весна.
Солдатам стало не до сна – 
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют.

Друзья  давайте споем все вместе.

Исполняются песни о войне  (попурри) Треки 15-19

Девушка: Сколько задора, радости, света. Откуда все это? Ведь шла война. Миллионы на фронте... А кто-то не вернется из боя...

Юноша: Что ж, они были молоды. Они жили, влюблялись и пели. И себя не собирались отдавать в рабство... Они готовы были терпеть все лишения, ведь они верили в светлое будущее.

Девушка: Но минуты отдыха были не продолжительны. Вдруг, в ночном небе то тут, то там вставало зарево. Это пылали города и села.

Юноша: И снова бой и снова потери и снова битва до последней капли крови, до последнего вздоха, за каждую пядь родной земли.

Девушка: Фронт проходил повсюду - в далеком тылу и на передовой воевали все мужчины и женщины. Великая тяжесть легла на хрупкие  женские плечи

Юноша:   Преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя сил, они делали все, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом.    

Девушка: Женщины и девушки служили в рядах Красной Армии, участвовали в партизанском движении, принимали самое непосредственное и деятельное участие в изгнании оккупантов с советской земли и в полном их разгроме.

  Сценка: « Я буду жить!» ( Приложение 3)

Юноша: Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных.

Девушка:12  июля 1943 начался второй этап Курской битвы - контрнаступление советских войск. 5 августа советские войска освободили города Орел и Белгород. Вечером 5 августа в честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Звучит марш славянки. Трек 25

Юноша: Советская Армия совершила освободительный поход в Европе. Были освобождены: Румыния, Болгария, Югославия, Греция. Албания. Советские войска вступили на территорию Германии.

Девушка: И вот пришёл он, 1945 год. Год нашей победы.

 Выходят чтецы.

4 чтец: Мы шли и шли в атаки неустанно.
Берлин пылал. Дымился каждый дом.
А май свечами укрывал каштаны.
В разрытом парке, где катился гром,


5 чтец: Шел жаркий бой за каждый дом и выступ,
Валились башни в сломанных крестах.
Как жаждали мы ринуться на приступ,
Пробиться к центру, где горит Рейхстаг.


6 чтец: Пред арками обугленного свода,
В какой-то первозданной тишине.
Солдаты величайшего похода.
Расписывались прямо на стене.


7 чтец: Открыто все писали своё имя,
Чтоб знали люди будущих времён,
Что подвиг сей, свершённый всеми ими,
Во имя человечества свершён.

Песня День Победы. Трек 26

 Девушка: Остановись, время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас. 
Оглянись на тех, чьи имена высечены у подножия обелисков. На тех, кто отдал за нас с тобой самое дорогое, что имел – весну и первый поцелуй, счастье и жизнь, которая только-только начиналась. 

Хореографическая композиция: « Журавли».  Трек 27. Девушки танцуют, парни в военной форме показывают фрагменты известных памятников, т.е. оживляют памятники.  На экране клип.


Юноша:
Пылает днём и ночью пламя,
И озаряет шар земной, 
Не утихает наша память 
О тех, кто был убит войной. 
Девушка:
Десятки лет легли меж нами, 
Ушла в историю война. 
Мы в сердце вечными словами 
Погибших пишем имена. 
Юноша:
Неугасима память поколений, 
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье, 
И в скорби постоим и помолчим. 

Минута молчания. Метроном, Трек  28.

 Стихи читают дети (1 класс) в руках шарики.
 1.Вы нам оставили ясное небо Отчизны,  
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Вы нам оставили самое главное в жизни -
Радость учёбы на мирной, счастливой земле.

2. Я хочу, чтоб на нашей планете,
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б смех наш весёлый звенел.


3.Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.

4.Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
На земле где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.

5. Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит,
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете.

Бросают шарики зрителям.

 Трек 29. Песня:  «Должны смеяться дети». На сцену выходят все участники представления.

 

        



Предварительный просмотр:

Сценка:  «В фашистском концлагере».

Автор: Рахимкулова Ф.Ф.

 

Действующие лица:

Женька- мальчик, 6 лет

Катя- сестра Жени,  11-12лет

1 ребенок девочка,12 лет

2 ребенок девочка.

3 ребенок мальчик.

4 ребенок девочка.

На сцене изображение колючей проволоки.

Звучит грустная мелодия.  Трек 10

На сцену по одному выходят дети, они очень слабые,  усталые лица, некоторые поддерживают друг друга, тихонько садятся на пол, рассматривают номера на руках.

1ребенок: У тебя какой  номер? У меня 116

2 реб: У меня 117  

3 реб:  У меня один – один- два. Не нравиться мне этот  номер я и в школе двойку  не любил.

4 реб: А фашисты ведь у нас не спрашивают, нравиться нам номер или нет.  Они  такие  злые готовы на нас собак спустить.

1 реб: А знаете, я через отверстие  в бараке увидела, как одного дяденьку  фашисты расстреляли. Они сначала его били  и обливали    водой.   Пауза

Женька:  (испуганно). Ой, как мне страшно. Я не хочу умирать. Я ведь совсем  еще маленький, я хочу жить.

3 реб: Ты что как, девчонка плачешь? Нельзя плакать здесь.

Сестра:  Не плачь Женька. Если немцы услышат, начнут стрелять.

Когда нас немцы угоняли, мама сказала, что скоро война закончится. Я знаю, скоро нас освободят, и  все будет хорошо.

 2. реб: Да, я тоже слышала, что скоро наши войска будут уже в Германии.

1.Ребята, а где же Зина?

 3 Утром   её в медицинский кабинет забрали.

2.Почему её так долго нет?

3.Наверное уколы делают. Не переживайте скоро придет.

Женька: А когда нам кушать дадут? Я есть хочу (плачет) я к маме хочу, она мне  всегда свой паек давала.

3 реб: Ты опять плачешь, как девчонка потерпи. Скоро похлебку принесут.

Сестра: Вот война закончиться, я стану поваром, буду печь вкусные пироги.

А я мечтаю стать учителем как наша Марья  Ивановна.

 2.Нашу школу немцы сожгли.

 А я буду капитаном дальнего плавания.

 Женька; Катя смотри! Смотри!  (делает шаг к проволоке) Там цветочек растет! Давай  его сорвем!

Все дети смотрят в сторону цветка

3 реб: Нельзя рвать цветы пусть растет, он ещё маленький.

 Женька: Да не маленький, он уже большой. Я  сорву и подарю своей маме! (делает шаг к колючей проволоке, через проволоку тянет руки, все это происходит в одно мгновение). Слышится автоматная очередь. Трек 11

  Пауза.  Звучит грустная мелодия Трек12 (Моцарт медленный вальс).  Появляются ангелы, танцуют. Ангелы  срывают тот самый цветочек,  забирают, Женьку собой. Дети все стают, делают шаг назад.

 На фоне музыки читают: Трек 13 грустная от Трека 9

 1Не дымит крематорий, и в воздухе теплом не чадно.
Цветники пламенеют. Мне больно смотреть на цветы.
Бухенвальд! Среди ран, нанесенных войной беспощадной,
Может, самая страшная рана земли, - это ты.

2.Война наш дом в руины превратила,
Родных по свету всех разогнала.
Она меня в концлагерь посадила.
В котором жизнь мне стала не мила.
3.В мире ужасов - пытки, издевки,
На кострах прямо заживо жгут...
- Лучше кожу помойте-ка, детки,
Из неё ведь перчатки пошьют!
4.И душа леденела от страха,
Ужас гетто вовек не избыть!
Сколько  брошено жизней на плаху!
Разве ж можно такое забыть?!

Дети уходят со сцены.

Звучит отрывок из песни «Бухенвальдский  набат», поет Литвинчук Марина.
Минус песни Трек 14.

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте, гудит со всех сторон.

Это раздаётся в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон.

Звон плывёт, плывёт над всей землёю,

И гудит взволнованно эфир:

Люди мира, будьте зорче втрое!

Берегите мир! Берегите мир!

Берегите, берегите, берегите мир!



Предварительный просмотр:

 

Сценка « Я буду  жить!»

Автор: Рахимкулова Ф.Ф.

На сцене изображение блиндажа.

 Действующие лица:

Рита –  медсестра, Лиля 10в кл.

Лиза – связистка,  Таня 10в кл.

Соня- связистка, Аня 10в кл.

  Звуки боя. Трек 20

Выбегает на сцену Лиза, тянет длинный провод от телефона, приседает, и пытается наладить связь.

Лиза: Тополь! Тополь, я Береза  вас не  слышу.

ВЗРЫВЫ

Тополь, Тополь, я Береза.  Опять связь прервалась.    (После паузы)  Заря. Заря ответь. Я Береза. Что же делать, мы в окружении. И девчонок так долго нет, (ходит по сцене смотрит в сторону).

  Выходит Соня.

Лиза: Соня,  ну наконец- то! У тебя рация работает? Я не могу связаться со штабом.

Соня: Связь прервалась где-то полчаса назад. Я в окопе  пыталась  выйти на связь несколько раз.

Лиза: Сонечка, (умоляюще) давай попробуем еще раз,  может получиться!

Соня:  Вряд ли так бабахнуло, что все кажется, вышло  из строя.

Лиза: Ну, давай,  Соня,  мы потеряли уже больше половины солдат, нам нужно подкрепление, а эти гады идут и идут на нас. ( Вместе пытаются связаться со штабом)

Соня: Тополь, тополь я Чайка.  (У неё тоже не получается, отчаявшись)  Что там, все погибли что - ли.

Пауза

Лиза: Сонь, а ты Риту не видела?  

Соня:  Последний раз видела, как  она раненых с поля боя выносила.  Так много раненых.

Лиза: (с гордостью) Рита у нас  очень смелая, ничего не боится!

Соня: Откуда у неё силы берутся сама маленькая, хрупкая? Как будто всю жизнь медсестрой была.

Лиза: Рита еще в школе была очень боевой, никому  покоя не давала.

 Выходит Рита.

Рита: Девчонки привет!

Соня и Лиза встают  и бегут к ней

Лиза: Рита долго будешь жить! А мы только - что про тебя говорили.

Рита:  (очень бодро) Конечно долго, а кто сказал, что я умру в 18 лет?

Я  так люблю жизнь. Только здесь на фронте я поняла, какая ослепительная вещь - жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь. Вот война закончиться я  еще врачом стану.

Соня: Рита как ты, устала?  Посиди немного передохни…

Рита: Все нормально, только  раненых  много, всех нужно отправить в госпиталь, Лиза, свяжись  со штабом, машина нужна, для раненых.

Лиза:  Нет связи, уже давно как прервалась.

Соня: Мы пробовали уже  бесполезно.

Рита: Что же делать девчонки?  У многих осколочные ранения, до утра  ведь не дотянут. А  того красивого лейтенанта, контузило. Он ничего не говорит, и не слышит. Смотрит,  на меня голубыми глазенками, а у самого  слезы текут (Плачет).

Лиза: (подходит к ней обнимает, успокаивает) Риточка,  ну сядь, отдохни немного. Ты вон, какая уставшая ты же раненым нужна, собери силы.  (Соня и  Лиза усаживают её и сами садятся рядом).

Соня. Что-то странное затишье девчонки. Неужели у этих гадов закончились снаряды.

Рита: Нет девчонки их так много сегодня. Я сама видела, как из леса целый полк вышел.

Лиза:  Девчонки может хватить уже о них,  (мечтательно). А помните,  выпускной, как мы вот  так  сидели и встречали рассвет (обнимая девочек). Было тепло, соловьи  пели.

Трели соловья  (пауза) Трек 21

Соня:  Мы мечтали о  счастливой жизни.

Рита: (выскакивает с места) Девчонки, а помните моё выпускное платье оно такое   белое, красивое с кружевами. Я с Лешкой вальс танцевала.

Звучит вальс   Трек 22. «На сопках Маньчжурии» она кружится вальсе и тянет  танцевать  Соню, Лизу танцуют все вместе.

Раздаются выстрелы, Трек 23 вальс прекращается.

Рита: (смотрит за сцену) Там же раненые,  (кричит) Лейтенант! (бросается их спасать)

Лиза: Рита стой! (кричит)  Опасно!

 Соня: Рита не надо, остановись!

 Рита: Я буду жить, (эхо)  ЖИТЬ.  ЖИТЬ

Взрывы звучат  сильнее. Соня и Лиза от страха прижимаются  друг  к другу, закрывают глаза.

Через некоторое время звучит грустная мелодия,  Трек 24.  выходит Рита она в красивом белом платье, подходит ближе к сцене, читает стих.

Рита: Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

 Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!

 Девушки кланяются и уходят, музыка звучит громче.



Предварительный просмотр:

М. Джалиль "Варварство".


Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. -
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...



Предварительный просмотр:

Оборвавшиеся мечты.

Автор: Рахимкулова Ф.Ф. учитель истории МАОУ «СОШ» №1 г. Когалым.

Действующие лица:  девушки- санитарки в военной форме- 17-18 лет,

парень –  18 лет

На сцене изображение блиндажа.

Лиза приводит раненого бойца, слышны взрывы (звуки боя) трек 7.

Лиза: Потерпи  немного,  сейчас я перевяжу твои раны. Слышишь,  лейтенант, все будет хорошо, ты только держись! (Делает перевязку, сама  переживает). 

Лиза: Как сильно тебя  ранило-то лейтенант, похоже, осколочное ранение.    Лейтенант, как зовут тебя?   Не молчи, поговори……(отчаявшись) ничего не слышит,  у него контузия.

 Приходит Сонька

Сонька: Лиза,  ты здесь,  там  так бабахнуло, кажется, никого в живых уже не осталось.

Лиза:  Сонька,  скорей, помоги мне. У этого лейтенанта осколочное ранение.   Он ничего не говорит, и не слышит ...Смотрит,  на меня голубыми глазёнками, а у самого  слезы текут. (Плачет).

Сонька: Лизка его надо  в госпиталь   отправить.

 Лиза: А как? Кругом немцы, мы в окружении, да и наши далеко, Он такой слабый,  мне кажется, до утра не дотянет, (плачет).

Соня: Не плачь, как говорил старшина, плачут только слабые. Надо быть сильной духом, нужно верить, что война скоро закончится.

трек 29

Лиза:  Скорее бы уже… это проклятая война закончилась. Сначала у меня отца забрали, он погиб в боях под Сталинградом,  потом  старшего брата Ваську… А потом я ушла добровольцем на фронт. В Орловке  осталась только  мамочка моя.

Сонька: А у меня никого нет, я детдомовская,… немцы еще в 41 году сожгли наш детский дом.

Лиза:  Сонька, ты у нас очень боевая, сколько раненых вынесла с поля боя, ты настоящий герой.

 Сонька: (подходит к лейтенанту, трогает пульс, осматривает). Лизка он спит, и во сне улыбается. Трек18

Лиза: Наверное, видит сон. Может быть, ему снится мама, а может родной дом или любимая девушка.

Сонька: Лизка, а знаешь, я во сне всегда вижу свою маму, она такая красивая, улыбается мне, я хочу её обнять, поцеловать, тяну руки, но всегда в этом месте я просыпаюсь…

Лиза: А мне снится моя деревня, я вижу родной дом, сирень цветет под окном, соловьи поют. Трек 19.

слышны трели соловья,  (девушки обнялись  и мечтают)  

Сонька: Лизка, а знаешь, о чем я мечтаю?  Вот война закончится, я выйду замуж, за самого красивого парня, вот как тот  лейтенант. У меня будет   самое красивое платье,   буду самой счастливой невестой. У меня будет много детей. Лизка, я  и тебя на свадьбу позову.  (Тянет Лизку танцевать).  Трек 20

(звучит вальс, они танцуют), через некоторое время слышны взрывы,  трек 7.девушки обнявшись, падают на землю.

Выходит девушка в белом платье и читает Реквием. Трек 21.

 

 Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

 Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!

   Трек 21 звучит громче, занавес.