Страничка учителя-дефектолога

МБДОУ "Детский сад №45" Энгельсского муниципального района


На этой страничке вы можете познакомиться с опытом работы учителя-дефектолога нашего учреждения

 

5936
sany0044.jpg

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Системный подход в организации лечебно-коррекционной работы с детьми, страдающими содружественным косоглазием и амблиопией»

Дукова Мария Николаевна, учитель-дефектолог,

 высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №45»

Лечение содружественного косоглазия должно быть направлено на восстановление правильного положения глаз и развитие бинокулярного зрения. Так как восстановление и развитие нормальных зрительных функций может обеспечить стабильность симметричного прямого положения глаз.

Осуществление деятельности лечебно-коррекционной работы с дошкольниками с содружественным косоглазием и амблиопией является сложным процессом и носит комплексный характер. Выделяют следующие этапы лечения:

  1. Осуществление очковой коррекции аметропии

(под влиянием очковой коррекции исчезает аккомодационное и уменьшается частичное аккомодационное косоглазие, а так же не развивается рефракционная амблиопия).

  1. Плеоптическое лечение

(повышение зрения амблиопичного глаза т.к.для выработки бинокулярного зрения острота зрения хуже видящего глаза должна быть не менее 0,3-0,4).

  1. Ортоптическое лечение

(развитие бинокулярного зрения на различных аппаратах в зависимости от остроты (не менее 0,3 с центральной фиксацией) и характера зрения, а так же возраста детей).

Комплекс плеопто-ортоптических упражнений проводится с целью повышения остроты зрения косящего глаза, обеспечения устойчивости зрительной фиксации, развития подвижности глаз.

  1. Хирургический этап.

(осуществляется при недостаточной эффективности плеопто-ортоптического лечения или по рекомендациям врача-офтальмолога).

  1. Послеоперационный этап содержит те же мероприятия, что и дооперационный, и направлен на восстановление и развитие бинокулярного зрения.

Успешность лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии зависит от тесной взаимосвязанной работы специалистов и осуществления подготовительной работы к лечению на аппаратах, которую в нашем дошкольном учреждении проводят воспитатели совместно с учителем-дефектологом.

В связи с этим данная совместная работа направлена на повышение остроты зрения, развитие всех свойств зрительного восприятия и зрительной ориентировки при активном упражнении и активизации зрительных функций.

При осуществлении подготовки к лечению на аппаратах мы используем все виды детской деятельности: игра, труд, занятия и бытовая деятельность. Это обеспечивает детям формирование практических навыков и умений пользоваться нарушенным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей.

Все специальные упражнения проводятся строго по рекомендациям врача-офтальмолога в зависимости от периода восстановительного лечения и зрительной нагрузки.

1.В период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения проводим упражнения.

1.1.По нанизыванию бус, шаров, плетение –эти упражнения следует использовать с игровым компонентом: «Кто скорее нанизает шары», «Наряди куклу в бусы» и др.

1.2.Обводке через кальку (Детям 1-2 года обучения даются простые крупные предметы с меньшим количеством деталей, например, шар, мяч, яблоко и т.д. Детям 3-4 года обучения-предметы с большим количеством деталей, сюжетные изображения.)

1.3.В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому следует использовать упражнения для обводки:

-трафареты,

-лекала,

-контурные изображения (обведение по внешнему и внутреннему краю).

Так же большую пользу принесут упражнения на рассматривание, обводку через освещенный экран.

1.4.Во все общеразвивающие и коррекционные занятия индивидуально (по зрительным нагрузкам) включаются упражнения для развития зрения и зрительного восприятия ( выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам. Используются следующие дидактические игры: «Разложи по цвету и форме», «Найди такой же предмет» (по цвету, размеру), «Составь из частей целое», «Что от тебя дальше, ближе». Для детей младшего возраста используем игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например: «Собери башенку». «Собери пирамидку», «Собери корзинки», «Составь матрешку».

Использование игр, в которых дети составляют из частей целое, заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс всматривания.

1.5.Шнуровка.

 Для детей младшего возраста должна нести игровой характер. Можно ее внести в одежду кукол ( на ботинках, сапожках, жилете, пальто, платье).

Для детей старшего возраста необходимо более сложные сюжеты, это обязательно плетение по образцу.

1.6.Игры-лабиринты-активно влияют на развитие остроты зрения, содержание таких картинок может быть разнообразным.

1.7.Для активизации зрения детей будут полезны упражнения с использованием электрифицированных игрушек. Например, игры с лазерным фонариком: «Где зажегся фонарик?», «Сосчитай, сколько раз зажегся», «Проследи за огоньками» и т.д.

1.8.Хорошо использовать с этот период лечения рассматривание цветных слайдов. Дети могут рассматривать изображения предметов, животных птиц, сюжетных картинок из сказок. При этом важно, чтобы дети рассказывали о том, что они видят на картинках.

1.9.Работа с фланелеграфом, где дети должны воспроизвести из вырезанных изображений рисунок, например, «Выложи такой же рисунок».

Необходимо помнить, что система работы по повышению остроты зрения не одинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается перенагрузка, и пособия и материалы даются более крупного размера.

2. В период ортоптического лечения косоглазия с детьми важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре.

Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое.

Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих нарисованных изображений. Ребенок должен наложить их на нарисованные изображения.

В игре «Подбери пару» ребенок должен подобрать два изображения, например, животных в разных позах, и рассказать, чем эти изображения отличаются.

В упражнениях на обучение детей чтению графических изображений можно предложить заполнить контурное изображение сюжетной картинки цветным вырезанным по контуру изображением (картинкой).

В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа «Прокати шар в ворота», «Попади в цель», «Позвони в колокольчик», «Кто скорее соберет определенное количество палочек соответствующего цвета», «Проследи за движение предмета».

В период выработки стереоскопического зрения особенно эффективны настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Бильярд», «Колпачки», «Набрось кольцо», «Попади в обруч», «Прокати шар в ворота».

А так же игры с конструкторами, мозаиками. При игре упражняются глазомерные функции, дети учатся соизмерять разные по величине предметы, выделять расстояние между предметами и объектами.

Большие возможности для упражнения зрительных функций в определении расстояния, удаленности, протяженности пространства имеются в подвижных играх, включающих элементы поиска. Метание в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствие способствуют активизации и формированию стереоскопического видения.

Зная зрительные возможности детей, педагоги смогут целенаправленно влиять на развитие зрения. Создавать условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.

Все предлагаемые детям задания должны быть осознанными и целенаправленными, а для этого учитель-дефектолог должен четко видеть цель и задачи своей работы с детьми, чтобы комплексно решать образовательную, кореккционно-компенсаторную и лечебно-восстановительную задачи.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию зрительного восприятия

в подготовительной к школе группе

с нарушением зрения.

                         Подготовила

                                                                                                          Учитель-дефектолог

                                                                                                       МДОУ «Детский сад №45

                                                                                                          Дукова МарияНиколаевна

Программное содержание:

  1. Учить детей по контурному изображению определять предмет.
  2. Закреплять знания основных цветов  спектра и умения их дифференцировать.
  3. Закреплять умение соотносить цвет и его оттенки с реальным предметом.
  4. Продолжать развивать умение у детей составлять из предметов сюжетное изображение.
  5. Развивать слуховое внимание, прослеживающую функцию глаз.
  6. Развитие мелкой моторики  и графических навыков.
  7. Совершенствовать диалогическую речь, упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
  8. Воспитывать желание работать вместе, согласовывая свои действия с действиями товарищей.

Оборудование: Карточки с контурными изображениями предметов; дидактическое пособие «Составь радугу»;игровое панно «Разноцветные эмоции»; ТСО; Изоматериал.

Предшествующая работа: Занятия по развитию зрительного восприятия согласно плану коррекционной работы: «В мире цвета», «Составь изображение леса», «Чудеса лесной полянки».

Дидактические игры: «Уточни цвет предметов», «Какие цвета использованы», «Цветное лото», «Потерялся поясок», «Составь букет», «Оденем куклу на прогулку» и др.

Ход занятия:

Дефектолог читает стихотворение:

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы рассердило

Или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным…

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Мы побываем в «Разноцветной сказке». Но чтобы попасть туда, вы должны выполнить одно задание.

1.1. Упражнение «Определи цвет предмета»

-Сейчас каждый возьмет цветной кружок из разноцветной коробочки, вспомнит, как называется этот цвет и выберет на столе не закрашенный предмет, который надо раскрасить в этот цвет.

/Дети вытаскивают кружки и находят на столе карточки с изображением предметов/

-Теперь скажите, что за предметы у вас, и какие они по цвету.

/Дети по очереди поясняют свой выбор/

-Молодцы! Вы выполнили мое задание, и мы можем отправляться в путешествие. Но дорога  в «Разноцветную сказку» очень длинная и без чудес нам с вами не  обойтись.

/Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Дефектолог произносит «волшебные» слова/

Зонт волшебный у меня

Ближе, ближе ребятня

Дружно за руки возьмитесь…

Всех я детки вас возьму

В разноцветную страну.

-Вот и все, мы с вами добрались. Вы можете открыть глаза. Посмотрите «Сказка совсем не разноцветная». Какая она? /черно-белая/

Мы с вами должны помочь «Разноцветной сказке», внимательно послушайте, какая она была, и разукрасьте ее.

2.1.Однажды девочка надела разноцветный плащ и вышла на улицу.

Стояла осень, но день был солнечным и ярким. По ГОЛУБОМУ небу плыли БЕЛЫЕ облака. Листья на деревьях уже ПОКРАСЕЛИ и ПОЖЕЛТЕЛИ, но кое-где трава была еще ЗЕЛЕНОЙ. В одной луже плавали ОРАНЖЕВЫЕ И БАГРЯНЫЕ кленовые листья, принесенные ветром. Вдоль дорожки росли осенние цветы. Они качали головками от ветра. Вдруг в небе появилась радуга. Она была яркой, РАЗНОЦВЕТНОЙ. Девочка хотела запомнить, из каких цветов состоит радуга, но та растаяла так же быстро, как и появилась.

Девочка очень расстроилась, но в это время трава у ее ног зашевелилась, и ее окружили крошечные гномики. Она рассмеялась и посмотрела в высокое голубое небо. А когда она опустила голову, гномики в разноцветных колпачках уже разбегались в разные стороны.

Дети по памяти составляют сюжетную картину.

-Какую сказку я прочитала? /разноцветную/

Дефектолог просит посмотреть на панно и вспомнить, что и какого цвета увидела девочка. А также просит назвать куда дети прикрепили предметы.

-Куда вы прикрепили небо и облака? / Наверх./

-Где находятся деревья?

-С какой стороны от деревьев находятся лужи?

- Где появилась радуга?

-А какой была она?

2.2.  Упражнение «Составь радугу»

-Ребята давайте вспомним, из-за чего расстроилась девочка?

-Правильно, она не успела запомнить, из каких цветов состоит волшебная радуга. Давайте посмотрим на картинку и  поможем девочке запомнить цвета радуги.

-Теперь возьмите конверты, достаньте цветные дуги и сложите каждый свою радугу.

Наши глазки сегодня устали.

Радугу в небе они рассовали

Долго трудились над радугой глазки.

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная – вот красота

Вы полюбуйтесь, какие цвета!

2.3. Зрительная гимнастика. «Каждому свой домик»

-Ребята давайте поможем нашим гномикам добраться до своих домиков.

Дефектолог предлагает детям  пройти по дорожкам и поселить гномиков в свои домики.

2.4. Скоро наше путешествие подойдет к концу, и я хочу вам предложить оставить на память в «Разноцветной сказке» наши осенние цветы.

Детям раздаются контурные изображения цветов, и предлагается раскрасить их, предварительно выбрав необходимые карандаши.

-Молодцы! У вас получился замечательный подарок, теперь давайте поместим цветы на наше панно.

-Ребята нам с вами пора возвращаться в наш детский сад.

/дефектолог произносит волшебные слова, дети садятся на корточки и закрывают глаза./

Ну-ка ближе становитесь

Крепче, крепче обнимитесь.

Поверну я зонт назад

Мы вернемся в детский сад.

Включается свет.

-Давайте вспомним, где мы сегодня побывали?

-Каким был день?

-Каким было небо, трава, листья, лужи и т.д.?

-А какой была радуга?

-Что вам понравилось больше всего.

Дефектолог благодарит детей за занятие.



Предварительный просмотр:

Утверждаю

заведующая МДОУ № 45

________М.Н.Темкина

Перспективный план

коррекционно-методической работы

в подготовительной к школе  специализированной ( нарушение зрения) группе № 3

на 2011-2012 учебный год

учителя-дефектолога Дуковой Марии Николаевны

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45»

г.Энгельса Саратовской области

Вид работы

Направления деятельности

Формы работы

Цель

Условия реализации

Срок проведения

Отчетная документация

I

Организационная работа

Комплектование групп

Работа с документацией

( протоколы ПМПК, коррекционно-развивающие технологии, годовой план работы ДОУ)

Оптимизация коррекционно-образовательного процесса

Зрительный диагноз;

Уровень развития детей; возрастные особенности

до 17.09.2010

Расписание коррекционно-развивающих занятий, график работы, циклограмма деятельности.

Составление расписаний коррекционно-развивающих занятий

Режим дня, расписание занятий, тематическое планирование

Составление перспективно-календарных планов по разделам коррекционной программы их корректировка

2

Диагностическая работа

Исследование уровня развития воспитанников

Индивидуальные диагностические занятия

Изучение уровня развития воспитанников с нарушением зрения (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, знаний об окружающих предметах и явлениях, уровня сформированности познавательных процессов)

Диагностические методики

Л.И.Плаксина, Л.А.Ремезова

Посещаемость детей

До 17.09.2010

Диагностические карты, протоколы обследования, аналитическая справка

3

Коррекционно-развивающая работа

Развитие зрительного восприятия

Подгрупповые и индивидуальные занятия

Содействие развитию ребенка с нарушением зрения; создание условий для раскрытия внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений  мешающих его развитию.

Подготовленность к занятиям; посещаемость занятий; систематическое взаимодействие с воспитателями группы и специалистами;

Сентябрь-май

Календарный план работы; конспекты занятий; табель посещаемости; индивидуальные тетради; журнал взаимодействия со специалистами; тетрадь взаимодействия с воспитателями

Развитие осязания и мелкой моторики

Входит в структуру каждого коррекционного занятия

Развитие ориентировки в пространстве

Социально-бытовая ориентировка

4

Работа с родителями

Участие в родительских собраниях

Выступления

Знакомство с задачами тифлопедагогической работы. Повышение общего уровня компетентности родителей в вопросах развития ребенка и коррекции зрения. Формирование представлений о возможностях детей с нарушением зрения.

Компетенция педагога в области тифлопедагогики; активность педагога; заинтересованность родителей.

Сентябрь-май

Протоколы собраний.

Проведение индивидуальных консультаций, беседванность родителей.рния.тия ребенка и коррекции зрениязаимодействия со специалистами; тетрадь вза

Индивидуальные консультации, беседы

Повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребенка и коррекции зрения. Уточнение индивидуальных особенностей ребенка. Оказание психолого-педагогической поддержки.

В течение учебного года, по мере необходимости

Журнал консультаций

Групповые консультации

Групповая консультация

«Особенности коррекционной работы с дошкольниками с нарушением зрения»

.

Знакомство с особенностями коррекционной работы с дошкольниками с нарушением зрения при подготовке к обучению в школе.

Сентябрь

Семинар-практикум «Формирование элементарных математических представлений у детей с косоглазием и амблиопией»

Знакомство с особенностями формирования математических представлений дошкольников с нарушением зрения. Отработка навыков работы с детьми   в домашних условиях.

Ноябрь

Консультация   «Игры и упражнения в период плеопто-ортоптического лечения в домашних условиях»

Знакомство с развитием зрительного анализатора и особенностями восстановления зрительных функций в домашних условиях.

Февраль

Консультация «Роль мелкой моторики в развитии ребенка»

Знакомство с особенностями  мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения и способами ее развития в домашних условиях»

Апрель

Оформление наглядной агитации

Стенд для родителей «Чем занять ребенка дома?»

Привлечение родителей к оказанию помощи детям в преодолении трудностей в обучении

Подборка интересно и нужной информации; заинтересованность родителей и их активность

Ежемесячно

Текстовый материал по направлениям коррекционной работы, рекомендации по работе с детьми в домашних условиях.

5

Работа с  воспитателями

Посещение занятий

Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия

Контроль за соблюдением щадящего режима в образовательном процессе, соблюдение дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения.

Заинтересованность воспитателей; подготовленность к занятиям

В течение года

Рекомендации по работе с детьми, отраженные в тетради взаимодействия

Консультации для воспитателей

Консультация «Организация рабочего места ребенка с нарушением зрения»

 

Совершенствование качества воспитательно-образовательного и коррекционного процесса

Повышение педагогической грамотности в области тифлопедагогики.

Август  

Тифлопедагогическая литература, разработка памяток для воспитателей

«Особенности проведения прогулки в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения».

Сентябрь  

Консультация- практикум «Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушении зрения»» .

Ноябрь  

Консультация-практикум «Влияние сюжетно-ролевой игры на коррекцию зрения»

Февраль

6

 Взаимодействие со специалистами

Организационная работа

Выработка рекомендаций по работе с детьми по результатам диагностического обследования

Разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи детям с нарушением зрения при подготовке к обучению в массовой школе.

Активность специалистов и их заинтересованность

В течение года

Журнал взаимодействия со специалистами

Составление индивидуальных маршрутов сопровождения

В течение года

Индивидуальные программы сопровождения

Изучение назначений врача-офтальмолога

Психолого-медико-педагогический консилиум

Комплексное изучение личности ребенка; разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактических и коррекционных программ;

Реализация образовательной Программы специальных                  ( коррекционных) образовательных учреждений IV  вида     ( для детей с нарушением зрения) в соответствии с готовностью ребенка к обучению в массовой школе и в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности к ближайшему окружению

В течение года, согласно плана ПМПк

Протоколы консилиума, индивидуальные программы сопровождения, диагностические карты, рекомендации, тетради взаимодействия, аналитические отчеты

7

Самообразование

Тема «Знакомство детей с нарушением зрения с величиной предметов»

1.Изучение научно-методической литературы по данной теме .-август

2.Знакомство с методическими рекомендациями по знакомству дошкольников с нарушением зрения с величиной предметов -август

3.Изучение требований к демонстрационному и раздаточному материалу -август.

4.подбор дидактических игру и упражнений по знакомству с величиной предметов -сентябрь

5.Разработка диагностического комплекта по разделу «Величина» на основе методики Л.И.Плаксиной, Л.А.Ремезовой -август-сентябрь

6. Разработка рекомендаций и подбор консультативного материала для воспитателей и родителей по данной теме- октябрь-ноябрь

7.Изготовление дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала по теме «Величина»- в течение года.

8.Внедрение в работу электронного методического пособия Л.А.Ремезовой по разделу «Величина» в коррекционную работу с детьми – в течение года.

9.Разработка электронных мультимедийных презентация для коррекционных занятий по теме «Величина» - в течение года

8

Оснащение кабинета

Совершенствование качества коррекционного процесса в соответствии с тифлопедагогическими требованиями

1.Пополнение демонстрационного материала  по лексическим темам.

2.Изготовление разрезных картинок (контурных, силуэтных, цветных) по лексическим темам.

3.Изготовление демонстрационного и раздаточного материала по теме «Величина предметов».

4.Пополнение кабинета научно-методической литературой по работе с детьми с нарушением зрения.

5.Создание медиатеки по коррекционной работе.

6.Обогащение коррекционной и развивающей среды «Кабинета коррекции и развития».

7.Изгоготовление игр и упражнений для осуществления предаппаратной подготовки согласно зрительным нагрузкам.

8.Пополнение картотеки «Зрительная гимнастика»

9

Участие методической работе ДОУ

Совет педагогов,

Заседания творческой группы, комплексные и тематические проверки, родительские собрания

В течение года, в соответствии плана ДОУ

10.

Преемственность со школой

Посещение уроков, Совет педагогов, заседания творческой группы, акции, Дни открытых дверей

Предупреждение педагогических факторов риска, способствующих возникновению дезадаптации младших школьников с нарушением зрения.

Определение единых подходов к оцениванию достижений старших дошкольников и младших школьников.

Осуществление преемственности программ дошкольного и начального образования.

1.Отслеживание адаптации воспитанников с нарушением зрения.

2.Знакомство с системно-деятельностным подходом в обучении первоклассников (в рамках внедрения ФГОС) –по плану СОШ № 4 г.Энгельса

3.Оформление стендов и папок-передвижек «Для вас, родители!».

4.Участие в заседании творческой группы педагогов ДОУ и СОШ по результатам мониторинга «Готовность первоклассников к обучению в школе»- по плану.

5.Организация совместных акций ко «Дню пожилого человека», «Дня защиты детей», «Дня Победы»- в течение года.