Образовательная программа дополнительного образования детей Творческого объединения «Белая ладья» физкультурно-спортивного направления

Перепёлкин Альберт Аркадьевич

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskogo_obedineniya_belaya_ladya_2013-2014.docx64.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хозесановская средняя общеобразовательная школа

 Кайбицкого муниципального района республики Татарстан»

                                                                               Утверждаю:

                                                                                             

 Директор МБОУ ДОД ЦВР «ЭКО»

______________  В.М.Сафиуллина

«___» «____________» «_____»  

                   

Образовательная программа

 дополнительного образования детей

Творческого объединения «Белая ладья»

физкультурно-спортивного направления

Возраст воспитанников: 10 – 12 лет

Срок  реализации: 2013 – 2014 учебный год

G:\СЕМИНАР 6 ОКТЯБРЯ\Мой доклад, представление опыта\logo.jpg

                                             программу составил:  

Перепёлкин А.А. учитель ОБЖ, ФК и технологии

высшая квалификационная категория

2013-2014 учебный год 

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

 Полное название программы шахматного кружка

Творческого объединения «Белая ладья»

физкультурно-спортивного направления

Направление

Общеинтеллектуальное

Автор программы

 Перепелкин Альберт Аркадьевич

 Территория

 РТ, Кайбицкий муниципальный район,  с.Хозесаново МБОУ Хозесановская СОШ

 Юридический адрес предприятия

  422326 РТ, Кайбицкий муниципальный район,  с.Хозесаново МБОУ Хозесановская СОШ

 Телефон

Раб.8-84370-35-2-12 дом 8-84370-35-2-26 сот.89093002289

 Цель программы

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Достигается указанная цель через решение следующих задач.

Обучающие:

  • Ознакомить с историей шахмат;
  • Обучить правилам игры;
  • Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
  • Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и  к сопернику;
  • Формировать навыки запоминания;
  • Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

  • Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
  • Прививать навыки самодисциплины;
  • Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Задачи программы

  1. научить школьника самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности;
  2. создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  3. развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;
  4. формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).   
  5. развить навыки групповой работы;
  6. способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;
  7. заложить идеи развития у подростков собственной активности, целепологания, личной ответственности;
  8. воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени;
  9. поддерживать увлеченность обучающихся каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности.

Количество часов

 144  часов в год, 4 часа в неделю. Продолжительность занятий   обучения – 4 часов в неделю.

Срок реализации

2013-2014  учебные  годы

Участники реализации программы

Руководитель  занятий внеурочной деятельности

Место проведения

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хозесановская средняя общеобразовательная школа»                                                 

Целевая группа

 Обучающиеся 4,5,6,7  класса

Условия реализации программы

компьютер, медиапроектор, видео сопровождение;

помещение, где можно быстро организовать учебное пространство - переставить столы и стулья, освобождать место для упражнений, связанных с двигательной активностью детей; набор шахматных досок по количеству пар в группе.

Общее количество участников программы

10 обучающихся

Пояснительная записка

Шахматы – старинная, мудрая и увлекательная игра. Историю ее возникновения относят к V – V1 вв. Родиной шахмат принято считать Индию, именно там возникла игра, в которой на шахматной доске вели сражения войска – деревянные фигуры. Правила игры постепенно изменялись, а сама игра получила широкое распространение. В X1 в. шахматы  появились в Европе. Шахматы, в которые играют сейчас, существуют около 500 лет.

Популярность шахмат велика. В них играют десятки миллионов людей. Шахматная игра способствует развитию интеллектуальных способностей, памяти, эрудиции, логики учащихся.

Программа рассчитана на учащихся младшего и среднего школьного возраста. Дети, как правило, тяготеют к самому процессу игры. Поэтому теоретическая нагрузка будет постепенно-  что важно - незаметно увеличиваться.

 Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с ежегодным графиком районным и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.

I.Направление шахматного кружка.

 

   1.Развитие мыслительного процесса школьника

   2.Творческое познание игр шахмат

   3.Приобретение радости и ошибок в ходе игр

   4.Приобщение обучающихся к искусству и спорту-как науке о шахматах

   5.Умение поведения школьников во время игр

   6.Создание условий для культурного ,творческого самоопределения

   7.Укрепление умственного и физического здоровья игроков

   8.Взаимодействие руководителя кружка с родителями школьников. 

II.Цели и задачи шахматного кружка.

 

1.Обучение игр шахмат, соблюдая мировые ,российские, республиканские достижения в этих областях, придерживаясь к следующим принципам: индивидуальность, доступность, приемственность, результативность.

 

2.Воспитание сильных черт личности , как воля к победе, решительность, хладнокровие, стойкость, выносливость, выдержка, терпение, находчивость и трудолюбие.

 

3.Развитие логического мышления, способности рассчитывать, прогнозировать и предугадывать ситуацию.

 

III.Участвуют в кружке дети с возраста 9 лет и старше.

 

IV.Срок реализации 2013-2014 учебный год

 

V.Режим занятий – вторник, четверг -14.00-16.00 часов.

 

VI.Определение результативности кружка, игроков.

 

   1.В первую очередь она заключается в анализе сыгранных партий между игроками.

   2.Итоги кружка проводиться по результатам шахматных турниров в конце II учебной четверти(I половина января) и в конце III учебной четверти (I половина апреля).

   3.По участию и результатам соревнований разного уровня.

 

Содержание

1. Учебно-тематический план по шахматам.

2. Содержание программы по шахматам.

3. Календарно-тематическое планирование.

4. Материально-методическое обеспечение.

5. Список литературы.

Календарно-тематическое планирование

п.п.

               Тема занятия кружка

Кол.

часов

Время проведения

1

Вводное занятие. Исторический обзор развития шахмат  

2

2

Цель игры. Шахматная доска и фигуры

2

3

ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».  Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные поля. Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

2

4

ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Расположение доски между партнёрами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали.

2

5

ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

2

6

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и чёрные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

2

7

НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

2

8

ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

2

9

ЛАДЬЯ. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

2

10

СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие.белопольные и чёрнопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Лёгкая и тяжёлая фигура.

2

11

СЛОН. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

2

12

ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА.

2

13

ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжёлая фигура.  

2

14

ФЕРЗЬ. «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

2

15

ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА.

2

16

КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – лёгкая фигура.  

2

17

Занятие 15. КОНЬ. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

2

18

КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

2

19

Занятие 17. ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

2

20

Занятие 18. ПЕШКА. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

2

21

Занятие 19. ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

2

22

Занятие 20. КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

2

23

Занятие 21. КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».

2

24

Занятие 22. ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

2

25

Занятие 23. ШАХ. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».

2

26

Занятие 24. МАТ. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

2

27

Занятие 25. МАТ. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».

2

28

Занятие 26. МАТ. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

2

29

Занятие 27. НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

2

30

Занятие 28. РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка.  Правила  рокировки.  Дидактическое задание «Рокировка».

2

31

Занятие 29. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

2

32

Занятие 30. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

2

33

Занятие 31. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

2

34

Занятия33,34. ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

2

35

Игра в шахматы на компьютере.

2

36

Он-лайн игра на компьютере через Интернет.

2

37

Игра в шахматы на компьютере.

2

38

Он-лайн игра на компьютере через Интернет.

2

39

Игра в шахматы на компьютере.

2

40

Он-лайн игра на компьютере через Интернет.

2

41

Игра в шахматы на компьютере.

2

42

Он-лайн игра на компьютере через Интернет.

2

43

Основы стратегии и тактики. Основные понятия.

2

44

Элементы позиции. Оценка позиции

2

45

Элементы позиции. Оценка позиции

2

46

Элементы позиции. Оценка позиции

2

47

Ограничение подвижности фигур. Запирание фигур.

2

48

Ограничение подвижности фигур. Отрезание полей.

2

49

Ограничение подвижности фигур. Защищающая фигура. Связка.

2

50

Форсированные ходы. Шах. Двойной удар.

2

51

Форсированные ходы.  «Мельница». Взятие.

2

52

Комбинации. Отвлечение.

2

53

Комбинации для достижения материального перевеса.

2

54

Комбинации на достижение ничьей.

2

55

Эндшпиль.

2

56

Эндшпиль.

2

57

Дебют.

2

58

Дебют.

2

59

Экскурсия с членами кружка на природу.

2

60

Игра в шахматы на компьютере.

2

61

Он-лайн игра на компьютере через Интернет.

2

62

Игра в шахматы на компьютере.

2

63

Он-лайн игра на компьютере через Интернет.

2

64

Игра в шахматы на компьютере.

2

65

Он-лайн игра на компьютере через Интернет.

2

66

Игра в шахматы на компьютере.

2

67

Он-лайн игра на компьютере через Интернет.

2

68

Встреча –игра с сильнейшими шахматистами села

2

69

Сеанс одновременной игры в шахматы.

2

70

Сеанс одновременной игры в шахматы.

2

71

Итоговые занятия

2

72

Итоговые занятия

2

Итого по   шахматам

144 часов

 

 

  

Программа шахмат

 1.Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Проникновение

   шахмат в Европу и Россию. Великие люди и шахматы. Правила проведения

   шахматных соревнований.

2.Правила турнирного поведения. Правила «Тронул-ходи!» Полная и краткая

   нотация шахматных партий.

   Практика. Упражнения на запись партий, отдельных положений.

   Расстановка фигур.

3.Превращение пешки, взятие на проход, рокировка, мат, ничья, пат. Вечный

   шах, относительная ценность фигуры.

   Практика. Разбор специально подобранных позиций для усвоения сложных

   правил. Упражнения на мат различными фигурами.

4.Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы: вязка,

   двойной удар, скрытое нападение (шаха), двойной шах, отвлечение,

   завлечение, сочетание идей.

   Практика. Упражнение на усвоение материала в специально подобранных

   позициях.

5.Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана      

   централизация.

   Практика. Разбор специально подобранных позиций.

 6.Определение Эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка против

   короля. Правило квадрата. Ферзь против пешки, мат ферзи, ладьей,

   тяжелыми фигурами.

   Практика. Разбор специально подобранных позиций.

7.Определение дебюта. Задачи и принципы его разыгрывания.

   Практика. Разбор специально подобранных позиций.

8. Проведение сеансов одновременной игры с последующим разбором  

   сыгранных партий.

9.Конкурсы, экскурсии.

 

Материально –методическое обеспечение. 

Занятия проходят в кабинете технология школы. Имеются столы и стулья для учащихся до 10 человек. Имеются достаточное количество шашечных и шахматных досок . Нет шахматных часов. Имеются учебные пособия по шашкам и шахматам, а также диски для работы на компьютере.

 

Литература .

 

1.Ласкер Эмануил «Учебник шахматной игры» Москва. «Физкультура и

   спорт»,1980

2.Костьев А.Н. «Учителю о шахматах» Москва. «Просвещение», 1986

3.Сокольский А.П. «Ваш первый ход» Москва .«Физкультура и спорт», 1989

4.www. chess-partner.ru (шахматы-детям!)

5.www. checkers. ru (шашки детям)

6. Рашид Нежметдинов «Шахматы» Татарское книжное издательство, 1985