Конкурсное задание «Я — учитель» (эссе)

                                                                                                                           Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.

                                                                                                                            Дай мне действовать самому, и я научусь.

                                                                                                                                                     Конфуций

   Современная физика оказала влияние почти на все стороны нашей жизни. Физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит его ориентироваться в шкале культурных ценностей. Естествознание открыло ряд важных истин, которые стали общечеловеческим достоянием. Физикой была выявлена особая роль законов сохранения. Закон сохранения энергии – основа функционирования всего мира. Но человек сегодня очень грубо нарушает эти законы. Физика обращает нас к глобальным экологическим проблемам, указывая на то, где человек делает ошибку. Как бы пафосно это ни звучало, именно эти истины я хочу донести до детей.

  На мой взгляд, углубляться в сложные математические вычисления или сложные эксперименты не главное в обучении физике. Я стараюсь максимально упростить понимание того или иного закона, понятия, а главное – поставить вопрос «Почему…?». К сожалению, ответ на этот вопрос далеко не всегда можно найти в учебнике, и это большой минус. Мой школьный учитель физики Назаров Анатолий Фадеевич учил меня видеть смысл в каждом понятии, букве, цифре. Это же и я продолжаю передавать своим ученикам. По-другому просто нельзя, но дается это очень непросто. И пусть ученик, уходя с занятия, не запомнил формулировку закона, главное то, что он понял его смысл и практическую значимость. Например, закон Ньютона: силы, с которыми тела действуют друг на друга, равны по модулям и направлены по одной прямой в противоположные стороны. Звучит пугающе, но, если представить смысл этого закона через пословицу, то звучит она очень просто: «как аукнется, так и откликнется». Или рассмотрим понятие «инертность». Инертность в физике – способность тела сохранять свое состояние движения (покоя). Чем больше инертность тела, тем меньшее ускорение оно приобретет при взаимодействии. Это понятие интересно для нас тем, что в физике, как и в жизни, обозначает сходное явление, только в повседневности мы чаще называем инертность обычной ленью. Или практическая значимость давления в жидкости p=ρgh (правая часть формулы читается как «ро же аш»), которая изучается в 7 классе. Ученики основательно усвоили смысл этой формулы: если ныряешь глубоко, то «рожа аж» красная. И таких примеров множество.

  Передо мной как учителем, стоит очень важная проблема: за счет повышения интереса к урокам физики повысить качество знаний у учащихся. Отсюда вытекают перспективные задачи: 1. Заинтересовать детей физикой при помощи демонстрации виртуальных физических экспериментов (с использованием ИКТ). 2. Развивать творческие способности учащихся. 3. Совершенствовать умения и навыки детей. 4. Научить быть более самостоятельными при изучении нового материала, использовании его в процессе закрепления и применения на практике и подготовке к ЕГЭ.

   Для повышения своего профессионального мастерства я использую постоянно обновляющиеся интернет-ресурсы, продолжаю работать над темой самообразования «Применение ИКТ на уроках физики». Современный ученик должен иметь достаточно широкий кругозор, соответствующий уровню знаний современного общества, поэтому информационно-коммуникативные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса. Я провожу уроки и внеурочные мероприятия с использованием компьютерных технологий, которые отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока. Особенно продуктивным считаю демонстрацию на уроке интерактивных опытов и мультимедийных фрагментов. Удивительно, но ученики лучше всего запоминают материал из программы «Галилео», в которой ведущий в увлекательной форме показывает физические эксперименты.

  Использование ИКТ на уроках физики позволяет рационально распределить время, создать деловую рабочую атмосферу, активизировать деятельность школьников, эффективно организовать работу по закреплению навыков самопроверки и взаимоконтроля учащихся. Я выступаю в роли организатора и координатора действий учащихся, а процесс обучения перерастает в процесс самообучения, самопознания и самоуправления, становится более интересным, качественным и эффективным.

  На уроках я применяю различные формы контроля: вводный, поэтапный, итоговый. Профессионально владею нормами оценки умений и знаний учащихся. Для проверки знаний использую различные методы, начиная с фронтальной беседы, индивидуального опроса и заканчивая тестовой проверкой. При фронтальном опросе создаю нестандартные ситуации, привлекаю всех учащихся к активному участию в поиске более точных ответов на поставленные вопросы. Также владею современными образовательными технологиями и методиками (личностно-ориентированными, информационно-коммуникативными, здоровьесберегающими) и систематически использую их в практической профессиональной деятельности.

  В работе я опираюсь на педагогику сотрудничества, предполагающую перераспределение функций между учителем и учащимися, сочетание групповой и коллективной деятельности учеников. Считаю, что возникающий в такой учебной деятельности мотив социального сотрудничества является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. Стремлюсь всячески пропагандировать и настойчиво внедрять инновационные технологии, способствующие более эффективному усвоению каждым учащимся знаний в области физики. Это приводит к овладению умениями и навыками на более высоком уровне, дает возможность учащимся выбрать уровень, в наибольшей степени соответствующий их природным задаткам и способностям. В частности, это учтено в «домашних контрольных» – тестовых работах, которые я задаю на дом перед классными контрольными. Ученики сами выбирают уровень задач, а также по таблице баллов могут просчитать свою оценку.

   Принцип индивидуализации обучения считаю важнейшим в своей работе. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача – обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и вопросов для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам.

  В коллективе учеников всегда стараюсь создать благоприятный морально-психологический климат, поэтому строю уроки на взаимном доверии, уважении, открытости. И в результате: полная успеваемость обучающихся, желание изучать физику и углублять знания по предмету, успешное продолжение физического образования выпускников в вузах.

  Стремясь развить познавательный интерес учеников, привлекаю их к участию в предметных олимпиадах. Мои ученики являются победителями и призерами различных школьных, районных, региональных олимпиад и конкурсов. Они занимали первое место в областном командном соревновании школьников на лучшее решение физических задач.

  За многие годы педагогического труда в ставшей родной школе с детьми сложились отношения, основанные на принципах взаимоуважения, доверия и ответственности за свои действия. Целью своей профессиональной деятельности считаю создание оптимальных условий для самореализации и самосовершенствования обучающихся через личностно-ориентированный подход к обучению, повышение мотивации к предмету, сохранение и укрепление здоровья детей. Также считаю своим долгом не только дать детям определенный объем знаний, но и сформировать потребности и умения организовывать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики. Цель полностью согласуется с деятельностью школы, которая стремится развить интерес к учебе, воспитывая всесторонне развитую творческую личность. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь следующими постулатами: • уважай в ученике Личность; • относись к другим так, как ты хотел, чтобы относились к тебе; • постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования; • передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем дальнейшем образовании.

   Каждый учитель хочет заинтересовать учащихся своим предметом. Моё кредо учителя физики – сделать изучение предмета интересным, эффективным и нешаблонным. Кредо педагога – вырастить ученика нового поколения: творческую, критически мыслящую личность, способную найти своё место в жизни, адаптироваться в современном обществе. Это станет возможным лишь тогда, когда каждый учитель будет помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Когда педагог проникнется чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком, будет восхищаться его инициативой и самостоятельностью, проявлять внимание и деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей, будет учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции. Как учитель физики я обязан передавать детям предметные знания, учить их грамотно мыслить, обобщать, сопоставлять, анализировать. Но я также вижу свою задачу в том, чтобы помогать человеку учиться быть Человеком. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Мои ученики не боятся высказать собственное мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Я стараюсь создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу: каждый имеет право на ошибку, но никто не имеет права за нее наказать. Каждый мой ученик знает, что, если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на мое отношение к нему как к человеку. Его оценка сегодня – это показатель того, насколько он продвинулся в познании мира, развитии самого себя. Оценка же всегда может быть исправлена – таков мой принцип. Не стыдно не знать, стыдно – не учиться.

   Школьный урок физики – всего лишь сорок минут, но ведь это две тысячи четыреста секунд! И каждая из них способна превратиться в знание, открывающее горизонт науки; мысль, зажигающую сердце; умение, вооружающее руки; в убеждение, определяющее характер. И мне хочется отдать весь свой жизненный опыт, свои знания детям. Я буду надеяться, что все это не пройдет бесследно и мой труд не пропадет даром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon эссе " Я-учитель"44 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

муниципального образования Крымский район

                               

эссе

          Я – учитель

     учитель физики:

Батурин О.В.

г. Крымск

2018 – 2019 уч. год


                                               Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.

                                    Дай мне действовать самому, и я научусь.  

    Конфуций

Современная физика оказала влияние почти на все стороны нашей жизни. Физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит его ориентироваться в шкале культурных ценностей.

На мой взгляд, углубляться в сложные математические вычисления или сложные эксперименты не главное в обучении физике. Я стараюсь максимально упростить понимание того или иного закона, понятия, а главное – поставить вопрос «Почему…?». К сожалению, ответ на этот вопрос далеко не всегда можно найти в учебнике, и это большой минус. Мой школьный учитель физики Назаров Анатолий Фадеевич учил меня видеть смысл в каждом понятии, букве, цифре. Это же и я продолжаю передавать своим ученикам. По-другому просто нельзя, но дается это очень непросто. И пусть ученик, уходя с занятия, не запомнил формулировку  закона, главное то, что он понял его смысл и практическую значимость. Например, закон Ньютона: силы, с которыми тела действуют друг на друга, равны по модулям и направлены по одной прямой в противоположные стороны. Звучит пугающе, но, если представить смысл этого закона через пословицу, то звучит она очень просто: «как аукнется, так и откликнется». Или рассмотрим понятие «инертность». Инертность в физике – способность тела сохранять свое состояние движения (покоя). Чем больше инертность тела, тем меньшее ускорение оно приобретет при взаимодействии. Это понятие интересно для нас тем, что в физике, как и в жизни, обозначает сходное явление, только в повседневности мы чаще называем инертность обычной ленью. Или практическая значимость давления в жидкости p=ρgh (правая часть формулы читается как «ро же аш»), которая изучается в 7 классе. Ученики основательно усвоили смысл этой формулы: если ныряешь глубоко, то «рожа аж» красная. И таких примеров множество.

Я провожу уроки и внеурочные мероприятия с использованием компьютерных технологий, которые отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока. Особенно продуктивным считаю демонстрацию на уроке интерактивных опытов и мультимедийных фрагментов. Удивительно, но ученики лучше всего запоминают материал из программы «Галилео», в которой ведущий в увлекательной форме показывает физические эксперименты. Использование ИКТ на уроках физики позволяет рационально распределить время, создать деловую рабочую атмосферу, активизировать деятельность школьников, эффективно организовать работу по закреплению навыков самопроверки и взаимоконтроля учащихся. Я выступаю в роли организатора и координатора действий учащихся, а процесс обучения перерастает в процесс самообучения, самопознания и самоуправления, становится более интересным, качественным и эффективным.

В работе я опираюсь на педагогику сотрудничества, предполагающую перераспределение функций между учителем и учащимися, сочетание групповой и коллективной деятельности учеников. Считаю, что возникающий в такой учебной деятельности мотив социального сотрудничества является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. Стремлюсь всячески пропагандировать и настойчиво внедрять инновационные технологии, способствующие более эффективному усвоению каждым учащимся знаний в области физики. Это приводит к овладению умениями и навыками на более высоком уровне, дает возможность учащимся выбрать уровень, в наибольшей степени соответствующий их природным задаткам и способностям. В частности, это учтено в «домашних контрольных» – тестовых работах, которые я задаю на дом перед классными контрольными. Ученики сами выбирают уровень задач, а также по таблице баллов могут просчитать свою оценку.

Принцип индивидуализации обучения считаю важнейшим в своей работе. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача – обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и вопросов для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам.

В коллективе учеников всегда стараюсь создать благоприятный морально-психологический климат, поэтому строю уроки на взаимном доверии, уважении, открытости. И в результате: полная успеваемость обучающихся, желание изучать физику и углублять знания по предмету, успешное продолжение физического образования выпускников в вузах.

Стремясь развить познавательный интерес учеников, привлекаю их к участию в предметных олимпиадах. Мои ученики являются победителями и призерами различных школьных, районных, региональных олимпиад и конкурсов. Они занимали первое место в областном командном соревновании школьников на лучшее решение физических задач.

За многие годы педагогического труда в ставшей родной школе с детьми сложились отношения, основанные на принципах взаимоуважения, доверия и ответственности за свои действия. Целью своей профессиональной деятельности считаю создание оптимальных условий для самореализации и самосовершенствования обучающихся через личностно-ориентированный подход к обучению, повышение мотивации к предмету, сохранение и укрепление здоровья детей. Также считаю своим долгом не только дать детям определенный объем знаний, но и сформировать потребности и умения организовывать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики. Цель полностью согласуется с деятельностью школы, которая стремится развить интерес к учебе, воспитывая всесторонне развитую творческую личность. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь следующими постулатами:

  • уважай в ученике Личность;
  • относись к другим так, как ты хотел, чтобы относились к тебе;
  • постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования;
  • передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем дальнейшем образовании.

Каждый учитель хочет заинтересовать учащихся своим предметом. Моё кредо учителя физики – сделать изучение предмета интересным, эффективным и нешаблонным. Кредо педагога – вырастить ученика нового поколения: творческую, критически мыслящую личность, способную найти своё место в жизни, адаптироваться в современном обществе. Это станет возможным лишь тогда, когда каждый учитель будет помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Когда педагог проникнется чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком, будет восхищаться его инициативой и самостоятельностью, проявлять внимание и деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей, будет учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции. Как учитель физики я обязан передавать детям предметные знания, учить их грамотно мыслить, обобщать, сопоставлять, анализировать. Но я также вижу свою задачу в том, чтобы помогать человеку учиться быть Человеком. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Мои ученики не боятся высказать собственное мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Я стараюсь создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу: каждый имеет право на ошибку, но никто не имеет права за нее наказать. Каждый мой ученик знает, что, если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на мое отношение к нему как к человеку. Его оценка сегодня – это показатель того, насколько он продвинулся в познании мира, развитии самого себя. Оценка же всегда может быть исправлена – таков мой принцип. Не стыдно не знать, стыдно – не учиться.

Школьный урок физики – всего лишь сорок минут, но ведь это две тысячи четыреста секунд! И каждая из них способна превратиться в знание, открывающее горизонт науки; мысль, зажигающую сердце; умение, вооружающее руки; в убеждение, определяющее характер. И мне хочется отдать весь свой жизненный опыт, свои знания детям. Я буду надеяться, что все это не пройдет бесследно и мой труд не пропадет даром.