Выступление на педсовете 2014 - 2015 уч.год

"Современные требования к качеству урока - ориентир модернизации образования"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования

Слайд 2

Проблема качества образования стоит сейчас остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов) выводит эту проблему в ряд приоритетных государственных и общественных

Слайд 3

Система образования XX века прошла три этапа: I – школа – знаний (конец 1950-х начало 1960-х) наука развивалась интенсивно, а возможности школы оставались прежние II – школа – умений (1970-е – 1980 г.г.) знания, умения, навыки (ЗУН) вот знамя новаторов того времени, объём знаний продолжал расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали, оставались невостребованными обществом III – 1990 – е годы XX века, возникла идея адаптивной школы, накапливавшей и передающей опыт эмоциональной, творческой деятельности личности учащихся Реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме (Адаптивная школа - модель образовательного учреждения, ориентированная на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся (в отличие от традиционной школы, стремившейся приспособить ребёнка к своим требованиям)

Слайд 4

К реализации концепции образования на протяжении всей жизни школа должна готовить учащихся уже сейчас. С этой целью необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания: • научиться познавать; • научиться делать; • научиться жить вместе; • научиться жить в ладу с самим собою. Эти основы и являются целями современного образования

Слайд 5

Современный урок – это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) Аспекты современного урока: - мотивационно – целеполагающий(акцентирует внимание на способности использовать полученные знания) - деятельностный аспект (решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность)

Слайд 6

Критерии эффективности современного урока: -Обучение через открытие -Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности -Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения -Развитие личности -Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом -Демократичность , открытость -Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения -Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося на уроке

Слайд 7

Общие требования к современному уроку можно условно разделить на 4 группы: 1. Дидактические требования 2.Организационные требования 3.Психологические требования 4.Гигиенические требования

Слайд 8

Дидактические требования: формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока; выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; реализация на уроке принципов дидактики: научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, связи теории с практикой, наглядности и др.

Слайд 9

Организационные требования: организационная чёткость, рациональное использование всех 45 минут урока; чёткая формулирование совместно с учащимися темы, учебной цели и конкретных заданий урока; гибкая, но чёткая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока. использование различных типов уроков (урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений, применение знаний, навыков и умений, комбинированный урок и т.д.).

Слайд 10

Психологические требования: определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска; учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.). планирование урока в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями учащихся; проведение урока с учётом «сильных» и «слабых» учеников; дифференцированный подход к «сильным» и «слабым» ученикам .

Слайд 11

Цель урока трансформируется в педагогические задачи: 1. Информационная: Что и чему будем учиться? 2. Операционная: Как и каким образом будем учиться? 3. Мотивационная: Зачем нам это надо? 4. Коммуникативная: С кем и где?

Слайд 12

Основные этапы современного урока: Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку Проверка домашнего задания Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме Постановка цели занятия перед учащимися Формирование новых знаний Закрепление полученных знаний Домашнее задание

Слайд 13

Структура современного урока: организационный этап проверка домашнего задания актуализация субъектного опыта учащихся изучение новых знаний и способов деятельности первичная проверка понимания изученного закрепление изученного применение изученного обобщение и систематизация контроль и самоконтроль коррекция информация о домашнем задании подведение итогов занятия рефлексия

Слайд 14

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа К современному уроку предъявляются высокие требования. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся

Слайд 15

Для современного урока характерна взаимосвязь таких элементов, как усвоение, синтезирование, повторение и закрепление, контроль ранее изученного в связи с овладением новым учебным материалом и его практическим применением. Самостоятельная работа учащихся организуется не только на этапе повторения и закрепления, но уже при изучении нового материала, осуществляется тесная связь между преподаванием и учением, между коллективной работой класса и индивидуальной работой учащихся. На уроке повышается роль самостоятельной деятельности учеников, применения приобретенных знаний умений и навыков. Элементы поисковой деятельности учащихся используются не только на уроках проблемного характера, но и на отдельных этапах уроков всех типов (комбинированных, контрольных и др.) Структура современного урока поэтому отличается большим разнообразием, отражая специфику организации познавательной деятельности учащихся и руководящей роли учителя

Слайд 16

Спасибо за внимание