Моя педагогическая философия

Научить человека быть счастливым нельзя,

но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

А. С. Макаренко

Начиная разговор о философии моей педагогической деятельности, я хотел бы задаться важным вопросом – каким должен быть современный учитель? Учителю приходится работать не с одним учеником, а с целым классом. Работа с коллективом требует от педагога организаторских способностей. Это проявляется и в способности организовать ученический коллектив, сплотить его, направить деятельность учеников, поддерживать дисциплину, и в способности правильно организовать собственную деятельность и поведение. Организация собственного труда требует от учителя аккуратности, деловитости, четкости и точности, чувства времени, умения правильно распределять работу. Учитель должен уметь управлять своими чувствами и настроением, создавать оптимальные для учебной деятельности условия. Хорошее и бодрое настроение учителя создает оптимальный стиль работы в классе, а также гарантирует качество преподавания. Также учителю, безусловно, необходимы  педагогическая наблюдательность, способность понимать личность воспитанника и его состояния,  умение по едва заметным признакам оценивать его настроение, проникать во внутренний мир ученика.

Еще одним важным, на мой взгляд, моментом является то, что учитель должен постоянно находиться в состоянии поиска. Поэтому я люблю искать и использовать интересный материал, неизбитые формы и методы, стараюсь привнести некую неожиданность в уроки, люблю импровизировать. Конечно, очень удобно – взять готовый учебно-методический комплекс и работать с ним, не отходя ни на шаг: учебник, рабочая тетрадь… Интересней же добавлять, изменять, корректировать, а не идти протоптанной дорогой. Я чувствую себя комфортно с классом, когда мне и моим ученикам нескучно на уроке. Гораздо большее удовлетворение получаешь, когда все уроки отличаются друг от друга. Конечно, на это нужно время и желание, но у учителей никогда не хватает времени. Награда за занятость – еще большая занятость.

Каждый учитель хочет заинтересовать учащихся своим предметом. Моё кредо учителя физики – сделать изучение предмета интересным, эффективным и нешаблонным. Кредо педагога – вырастить ученика нового поколения: творческую, критически мыслящую личность, способную найти своё место в жизни, адаптироваться в современном обществе. Это станет возможным лишь тогда, когда каждый учитель будет  помнить о том, что ребенок – уникальная личность, когда каждый учитель проникнется чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком, будет восхищаться его инициативой и самостоятельностью, проявлять внимание и деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей, будет учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции. Как учитель физики я обязан передавать детям  предметные знания, учить их грамотно мыслить, обобщать, сопоставлять, анализировать. Но я  также вижу свою задачу в том, чтобы помогать человеку учиться быть Человеком. «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Мои ученики не боятся высказать собственное мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь «ошибка – путь к творчеству». Важно не столько «отгадать единственную истину», сколько увидеть средства построения этих истин. Путь к истинам так же ценен, как и сами истины.  Я стараюсь создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу: каждый имеет право на ошибку, но никто не имеет права за нее наказать! Каждый мой ученик знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на мое отношение к нему как к человеку, его оценка сегодня – это показатель того, насколько он продвинулся  в познании мира, развитии самого себя. Оценка же всегда может быть исправлена – таков мой принцип. «Не стыдно не знать, стыдно -  не учиться».

Школьный урок физики – всего лишь сорок пять минут, но ведь это две тысячи семьсот секунд! И каждая из них способна превратиться в знание, открывающее горизонт науки; мысль, зажигающую сердце; умение, вооружающее руки; в убеждение, определяющее характер. И мне хочется отдать весь свой жизненный опыт, свои знания детям. Я буду надеяться, что все это не пройдет бесследно, что мой труд не пропадет даром.