Астрономия

Старкова Евгения Евгеньевна

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Буревестниковская школа»

Рабочая программа учебного предмета «Астрономия»                      

11 класс

Составитель:

Старкова Евгения Евгеньевна

учитель физики,

высшей квалификационной категории


Пояснительная записка

Данная рабочая программа по учебному предмету «Астрономия» для 11 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений  Е.К. Страут, программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. В.А.Коровин, В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008.

Рабочая программа обеспечивается учебником по астрономии:

Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. –М.: Дрофа, 2017 г.

Астрономия рассматривается  как курс, который, завершает физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Концепция (основная идея) рабочей программы.

Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности, планет, необходимо учитывать условия их видимости.

Цели и задачи

Изучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

-осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;

-приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

-овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

-использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

-формирование научного мировоззрения;

-формирование навыков использования естественно-научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

При реализации данной программы выполняются следующие задачи:

-приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

-овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

-освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Рабочая программа реализует:

-идею метапредметных связей при обучении астрономии, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;

  • идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;

Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Место учебного предмета «Информатика и ИКТ» в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение астрономии в 11 классе – 34 часа в год ( 1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся 11 класса должны

знать/понимать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера,

Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.

Уметь:

использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

решать задачи на применение изученных астрономических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации

естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

СОДЕРЖАНИЕ

Что изучает астрономия.

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Практические основы астрономии

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Ис-следования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Строение и эволюция Вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

1

Что изучает астрономия.

2

  2

Практические основы астрономии

6

3

Строение Солнечной системы

6

4

Природа тел Солнечной системы

8

5

Солнце и звезды

7

6

Строение и эволюция Вселенной

4

7

Жизнь и разум во Вселенной

1

Всего часов

34


Критерии оценивания

При определении уровня учебных достижений по астрономии оценивается:

- владение теоретическими знаниями;

- умение использовать теоретические знания при решении задач или упражнений различного типа (расчетных, экспериментальных, качественных, комбинированных и др.);

Критерии оценивания устных ответов обучающихся

  1. (отлично) ставится, если обучающийся:
  • понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей;
  • умеет подтверждать законы и теории конкретными примерами и применить их в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
  • дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
  • технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
  • при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
  • умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
  • умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
  • умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

  1. (хорошо) ставится, если обучающийся:
  • проявляет знания и понимание основных положений (законов, понятий, формул, теорий);
  • поясняет явления, самостоятельно исправляет допущенные неточности;
  • дает ответ без использования собственного плана, новых примеров;
  • не может применять знания в новой ситуации;
  • не использует связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
  • допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

  1. (удовлетворительно) ставится, если обучающийся:
  • обнаруживает отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  • испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов;
  • не объясняет конкретные физические явления на основе теорий и законов;
  • не приводит конкретных примеров практического применения теории;
  • воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  • недостаточно понимает отдельные положения при воспроизведении текста учебника;
  • отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  1. (неудовлетворительно) ставится, если обучающийся:
  • не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  • имеет слабо сформулированные и неполные знания;
  • не умеет применять знания к объяснению и решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  • не может привести опыты, подтверждающие вопросы конкретного изученного материала;
  • с помощью учителя отвечает на вопросы, требующие ответа «да» или «нет»
  • при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Критерии оценивания самостоятельных и контрольных работ. Основным критерием оценивания учебных достижений обучающихся является умение решать задачи, сложность которых определяется:

количеством правильных, последовательных, логических шагов и операций, осуществляемых обучающимся.

Такими шагами можно считать умение:

  • уяснить условие задачи;
  • записать его в кратком виде;
  • сделать схему или рисунок (по необходимости);
  • определить, каких данных не хватает в условии задачи, и найти их в таблицах или справочниках;
  • выразить все необходимые для решения величины в единицах СИ;
  • составить (в простых случаях выбрать) формулу для нахождения искомой величины;
  • выполнить математические действия и операции;
  • вычислить значения неизвестных величин;
  • анализировать и строить графики;
  • пользоваться методом размерностей для проверки правильности решения задачи;
  • оценить полученный результат и его реальность;

     5 (отлично) ставится, если обучающийся:

самостоятельно решает комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, решает нестандартные задачи.

4 (хорошо) ставится, если обучающийся:

самостоятельно решает типовые задачи и выполняет упражнения по одной теме, может обосновать избранный способ решения. В решении задачи допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.

3 (удовлетворительно) ставится, если обучающийся:

решает типовые простые задачи (по образцу), обнаруживает способность обосновать некоторые логические шаги с помощью учителя. В логических рассуждениях нет ошибок, но допущена существенная ошибка в математических действиях.

2 (неудовлетворительно) ставится, если обучающийся:

задача не решена. Допущены существенные ошибки в логических рассуждениях. Обучающийся различает физические величины и единицы измерения по определенной теме, с ошибками осуществляет простейшие математические действия.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

11 класс

№ урока

Название темы

Кол-во часов

Основные понятия

Домашнее задание

Подготовка к ЕГЭ

план

факт

Предмет астрономии (2ч)

1

Что изучает астрономия

1

Астрономия, со связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия. математика и физика развивались в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной.

1

5.4.1–5.4.4

2

Наблюдения — основа астрономии.

1

Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

2

5.4.1–5.4.4

Основы практической астрономии (6ч)

3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

1

Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз

Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени.

3,4

5.4.1–5.4.4

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

1

Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации.

5

5.4.1–5.4.4

5

Годичное движение Солнца. Эклиптика. Практическая работа № 2 «Определение экваториальныx небесныx координат».

1

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и  солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах.

6

5.4.1–5.4.4

6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

1

Луна — ближайшее к Земле небесное тело. ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений.

7,8

5.4.1–5.4.4

7

Время и календарь.

1

Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль.

9

5.4.1–5.4.4

8

Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии»

1

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (6ч)

9

Развитие представлений о строении мира.

1

Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира.

10

5.4.1–5.4.4

10

Конфигурации планет. Синодический период.

1

Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет.

11

5.4.1–5.4.4

11

Законы движения планет     Солнечной системы. Решение задач по теме Конфигурация планет.

1

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца.

12

5.4.1–5.4.4

12

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1

Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы.

13

5.4.1–5.4.4

13

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

1

Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы

14 (1-5)

5.4.1–5.4.4

14

Движение искусственных спутников, космических аппаратов (КА) в Солнечной системе.

1

Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выход на орбиту вокруг нее.

14 (6)

5.4.1–5.4.4

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч)

15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы.

15,16

5.4.1–5.4.4

16

Земля и Луня — двойная планета.

1

Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности —  моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны.

17

5.4.1–5.4.4

17

Природа планет земной группы.

1

Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе.

18

5.4.1–5.4.4

18

Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?».

1

Обсуждение различных аспектов проблем, связанных с существованием парникового эффекта и его роли в формировании и сохранении уникальной природы Земли.

доклад

5.4.1–5.4.4

19

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

1

Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет.

Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство при роды спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец.

19

5.4.1–5.4.4

20

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).

1

Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта.

Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения..

20 (1-3)

5.4.1–5.4.4

21

Метеоры, болиды, метеориты. Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы».

1

Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные.

20 (4)

5.4.1–5.4.4

22

Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы».

1

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (7 ч)

23

Солнце, состав и внутреннее строение.

1

Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики.

21 (1-3)

5.4.1–5.4.4

24

Солнечная активность и ее влияние на Землю.

1

Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности.

21 (4)

5.4.1–5.4.4

25

Физическая природа звезд.

1

Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость».

22

5.4.1–5.4.4

26

Массы и размеры звезд.

1

Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их масса, плотность, состав и возраст. Модели звезд.

23

5.4.1–5.4.4

27

Переменные и нестационарные звезды.

1

Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды.  Вспышки Новых —явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд.

24

5.4.1–5.4.4

28

Решение задач по теме «Xарактеристики звезд».

1

Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики. нейтронные звезды (пульсары), черные дыры.

доклад

5.4.1–5.4.4

29

Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и звезды».

1

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (4 ч)

30 - 31

Наша Галактика.

2

Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы».

25

5.4.1–5.4.4

32

Другие звездные системы — галактики

1

Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик.

26

5.4.1–5.4.4

33

Космология начала XX в.

Основы современной космологии.

1

Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод Л. Л. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно.

Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение рас ширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

27

5.4.1–5.4.4

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (1 ч).

34

Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

1

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

28

5.4.1–5.4.4



Предварительный просмотр:

Данная рабочая программа по предмету «Астрономия» для 11 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений  Е.К. Страут, программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. В.А.Коровин, В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008.

Астрономия рассматривается  как курс, который, завершает физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Концепция (основная идея) программы.

Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности, планет, необходимо учитывать условия их видимости.

Цели и задачи

Изучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

-осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;

-приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

-овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

-использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

-формирование научного мировоззрения;

-формирование навыков использования естественно-научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

-приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

-овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

-освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки удовлетворения бытовых , производных и культурных потребностей человека.

Место предмета «Астрономия» в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение астрономии в 11 классе - 34 часа в год   (1 час в неделю).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАБЛЮДЕНИЯ – ОСНОВА АСТРОНОМИИ 10-11 класс УМК Б.А.Воронцова-Вельяминова

Слайд 2

Особенности астрономии и её методов

Слайд 3

Огромные пространственно-временные масштабы изучаемых объектов и явлений определяют отличительные особенности астрономии . Наблюдения – основной источник информации в астрономии. Значительная продолжительность целого ряда изучаемых в астрономии явлений (от сотен до миллионов и миллиардов лет). Необходимость указать положение небесных тел в пространстве (их координаты) и невозможность различить, какое из них находится ближе, а какое дальше от нас.

Слайд 4

Люди в древности считали, что все звёзды располагаются на небесной сфере , которая как единое целое вращается вокруг Земли.

Слайд 5

Представлением о небесной сфере удобно пользоваться и теперь, хотя мы знаем, что этой сферы реально не существует.

Слайд 6

Небесная сфера – это воображаемая сфера сколь угодно большого радиуса, в центре которой находится наблюдатель. Свойства небесной сферы: центр небесной сферы выбирается произвольно. Для каждого наблюдателя – свой центр, а наблюдателей может быть много. угловые измерения на сфере не зависят от ее радиуса. На небесную сферу проецируются звезды, Солнце, Луна, планеты.

Слайд 7

Расстояния между звездами на небесной сфере можно выражать только в угловой мере. Угловые расстояния измеряются величиной центрального угла между лучами, направленными на одну и другую звезду, или соответствующими им дугами на поверхности сферы.

Слайд 8

Расстояния между звездами на небесной сфере можно выражать только в угловой мере. Приближённая оценка угловых расстояний на небе:

Слайд 9

Только Солнце и Луну мы видим как диски. Угловые диаметры этих дисков почти одинаковы – около 30´, или 0,5°. Для невооружённого глаза объект не выглядит точкой, если его угловые размеры превышают 2-3´. Наш глаз различает каждую по отдельности звезду в том случае, если угловое расстояние между ними больше этой величины.

Слайд 10

Система горизонтальных координат – азимут и высота. Высота светила (h) – отсчитывается по окружности, проходящей через зенит и светило, и выражается длиной дуги этой окружности от горизонта до светила. Высота светила, которое находится в зените, равна 90 о , на горизонте – 0 о . Азимут (A) – отсчитывается от точки юга в направлении движения часовой стрелки, так что азимут точки юга равен 0 о , точки запада – 90 о . Зенит ( Z ) – точка, расположенная прямо над головой наблюдателя. Истинный , или математический, горизонт – окружность, которую образует плоскость, проходящая через центр сферы перпендикулярно отвесной линии, при пересечении со сферой.

Слайд 11

Телескопы

Слайд 12

Телескоп – основной прибор, который используется для наблюдения небесных тел, приёма и анализа происходящего от них излучения. Слово происходит от греческих слов: tele – далеко и skopéo – смотрю. Телескоп применяют : чтобы собрать как можно больше света, идущего от исследуемого объекта; чтобы обеспечить возможность изучать мелкие объекты, недоступные невооруженному глазу. Проницающая сила телескопа тем больше, чем более слабые объекты он даёт возможность увидеть. Разрешающая способность телескопа характеризует возможность различать мелкие детали. Обе эти характеристики зависят от диаметра объектива.

Слайд 13

Количество света, собираемого объективом, возрастает пропорционально его площади (квадрату диаметра). Объектив телескопа может превышать по диаметру зрачок глаза, который даже в полной темноте не превышает 8 мм, в десятки и сотни раз. Чем меньше размер изображения звезды, которое дает объектив телескопа, тем лучше его разрешающая способность. Вследствие дифракции изображение звезды будет не точкой, а ярким пятном, дифракционным диском, угловой диаметр которого равен α =206 625* λ / D*2,44 , где λ – длина световой волны, D – диаметр объектива телескопа, 206 265 – число секунд в радиане. Реальная разрешающая способность телескопа будет меньше расчетной, поскольку на качество изображения существенно влияет состояние атмосферы, движение воздуха.

Слайд 14

Рефрактор (от латинского слова refracto – преломляю) – телескоп, у которого в качестве объектива используется линза. Рефлектор ( reflecto – отражаю ) – телескоп, у которого в качестве объектива используется вогнутое зеркало. В настоящее время используются также различные типы зеркально-линзовых (катадиоптрических) телескопов.

Слайд 15

Изображения Луны, планет, и тем более звезд будут располагаться в фокальной плоскости, так как лучи, приходящие от них, можно считать параллельными. Фокусное расстояние окуляра меньше, чем фокусное расстояние объектива. Угол φ заметно больше угла φ o . Окуляр увеличивает угловые размеры объекта.

Слайд 16

Если изображение, даваемое объективом, находится вблизи фокальной плоскости окуляра, увеличение, которое обеспечивает телескоп, равно отношению фокусного расстояния объектива (F) к фокусному расстоянию окуляра (f) : W = F / f . Имея сменные окуляры, можно с одним и тем же объективом получать различное увеличение. Поэтому возможности телескопа в астрономии принято характеризовать не увеличением, а диаметром его объектива.

Слайд 17

БТА (Большой Телескоп Альт-Азимутальный) - телескоп-рефлектор с главным параболическим зеркалом диаметром 6 м. Установлен в Специальной астрофизической обсерватории на Кавказе.

Слайд 18

Большой Канарский Телескоп расположен на пике вулкана Мучачос на высоте около 2400 метров выше уровня моря в обсерватории Ла-Пальма. В настоящее время он является одним из самых крупных и совершенных телескопов в мире. Его первичное зеркало, диаметром 10,4 метра, составлено из 36 шестиугольных сегментов, которые объединены в общую структуру.

Слайд 19

Астрономы уже давно не ведут визуальных наблюдений. На смену им в XIX в. пришла фотография, а в настоящее время её заменяют электронные приёмники света. Запись полученных изображений ведется с помощью компьютера. Некоторые телескопы используются для того, чтобы полученное изображение через компьютер передавать непосредственно пользователям Интернета. Комната управления телескопом PS1.

Слайд 20

Телескоп «Хаббл» Космический телескоп «Хаббл» обращается вокруг Земли на высоте около 600 км. Имея зеркало диаметром 2,4 м, обеспечивает разрешающую способность 0,1´, позволяющую изучать объекты, которые в 10-15 раз слабее объектов, доступных такому же наземному телескопу.

Слайд 21

Всеволновая астрономия В настоящее время наблюдения за объектами ведутся не только в оптическом диапазоне, поэтому астрономию называют всеволновой .

Слайд 22

Радиотелескопы Только радиоизлучение из космоса достигает поверхности Земли без значительного поглощения. Для его приема применяют радиотелескопы . В современных радиотелескопах для регистрации сигналов используется компьютер, который сначала запоминает их в цифровой форме, а затем представляет полученные результаты в наглядной форме.

Слайд 23

Радиотелескопы Возможности радиотелескопов существенно возрастают, если их антенны объединить в систему и использовать для изучения одного и того же объекта. Система, которая состоит из 27 антенн диаметром 25 м каждая, расположенных в определенном порядке, позволяет достичь углового разрешения 0,04 " . Это соответствует возможностям радиотелескопа с антенной диаметром 35 км.

Слайд 24

Радиоастрономический телескоп Академии наук РАТАН-600 - крупнейший в мире радиотелескоп с рефлекторным зеркалом диаметром около 600 м. Российский радиотелескоп РАТАН-600 Радиотелескоп расположен в Карачаево-Черкесии на высоте 970 м над уровнем моря.

Слайд 25

В 2011 г. российские ученые приступили к реализации масштабного международного проекта «Радиоастрон» .

Слайд 26

Вопросы (с.18) 3. Опишите, как координаты Солнца будут меняться в процессе его движения над горизонтом в течение суток. 4. По своему линейному размеру диаметр Солнца больше диаметра Луны примерно в 400 раз. Почему угловые диаметры почти равны? 7. Почему при наблюдениях в телескоп светила уходят из поля зрения?

Слайд 27

Домашнее задание 1) § 2. 2) Упражнение 1 (с. 19): 1. Каково увеличение телескопа, если в качестве объектива используется линза, оптическая сила которой 0,4 дптр, а в качестве окуляра линза с оптической силой 10 дптр? 2. Во сколько раз больше света, чем телескоп-рефрактор (диаметр объектива 60 мм), собирает крупнейший российский телескоп-рефлектор (диаметр зеркала 6 м)? 3) Выполнить проект ( дополнительное задание ). Темы проектов 1. Первые звездные каталоги Древнего мира. 2. Крупнейшие обсерватории Востока. 3. Дотелескопическая наблюдательная астрономия Тихо Браге. 4. Создание первых государственных обсерваторий в Европе. 5. Устройство, принцип действия и применение теодолитов. 6. Угломерные инструменты древних вавилонян — секстанты и октанты. 7. Современные космические обсерватории. 8. Современные наземные обсерватории.

Слайд 28

Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл. : учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. - М.: Дрофа, 2013. – 238с CD - ROM «Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия, 9-10 классы». ООО «Физикон». 2003 https://www.firestock.ru/wp-content/uploads/2015/10/Telescope-700x515.jpg http://www.fiesta.city/uploads/slider_image/image/25067/v880_30674_sky_stars_and_telescope.jpg http://mir-znaniy.com/wp-content/uploads/2015/04/evolucia_zvezdi.jpg http://www.maths.qmul.ac.uk/~svv/MTH725U/Lecture2_files/image003.gif http://arteyes.ru/uploads/posts/2011-09/1315364616_d9acd371-320e-4441-a28f-1fe96a9ad4ff.jpg http://www.bielu.com/astronomia/ziemia/zsr11.jpg http://1nsk.ru/data/foto/164/105/1909fb1f72.jpg http://www.astro-cabinet.ru/images/nzopia/1-77.jpg http://lazuri.ucoz.ru/astr_nab/4.jpg http://university-articles.ru/images/izmerenie-rasstojanie-mezhdu-zvezdami_1_1_69127.jpg http://all-astrology.ru/wp-content/uploads/BMed1.jpg http://lazuri.ucoz.ru/astr_nab/6.jpg http://picsmedia.ru/images/1528152_nebesnaya-sfera.jpg http://optiscope.ru/images/cms/thumbs/e167b7994d4f7a2e5c7f1b0e5ee1da52f0caff8c/image_2_auto_300_jpg.jpg http://for-schoolboy.ru/media/images/Opticheskie-teleskopyi/07tfoto2.jpg http://allbestpics.ru/images/346420_refraktor-teleskop.jpg https://www.optical-systems.co.uk/out/pictures/generated/product/1/340_340_70/baa0cdc000a20b6a73a9edd86707641d_sky-50-36000.jpg http://shop.telescopchik.ru/wa-data/public/shop/products/00/07/700/images/41/41.300x0@2x.jpg http://www.star-hunter.ru/wp-content/uploads/2015/04/telescopes2.gif https://cdn.turkaramamotoru.com/ru/chto-vidno-v-teleskop-2212.jpg http://nws.su/uploads/2017-08/1503445428_Novyiy-glaz-dlya-gigantskogo-rossii_1.jpg http://www.iac.es/bia/img/std/266_9614INT_std.jpg http://othereal.ru/wp-content/uploads/2011/10/gran_telescopio_canarias_1318274005_full.jpg http://ic.pics.livejournal.com/za_neptunie/70387688/260170/260170_900.jpg http://kristof-blog.ru/picture10.png?i=2307&k=snimki-teleskopa http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/98/97813/img11.jpg https://radio-sky.ru/images/radiotelescopes/RT32-telescope.jpg http://www.100roads.com/images/australia/bri/narrabri_03.jpg http://europe-today.ru/media/2016/09/515.jpg http://spacegid.com/wp-content/uploads/2015/04/Kosmicheskaya-observatoryai-Radioastron.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Видимое движение звезд (§)

I. На звездной карте найти созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы, Кассиопеи, Лиры и Ориона. Как они расположены относительно Полярной звезды?

2.Пользуясь ПКЗН и табл. учебника астрономии, указать буквенные обозначения, названия и звездные величины наиболее ярких звезд созвездий Ориона, Тельца, Возничего, Большого Пса, Лиры, Лебедя и Орла.

3. С помощью ПКЗН установить, какие созвездия видны в южной, восточной и западной частях небосвода в 20 ч 15 сентября.

4. Видны ли в 20 ч 5 октября созвездия Персея, Андромеды, Пегаса и Близнецов? В какой части небосвода?

5. Поставив ПКЗН последовательно на 0 ч, 6 ч, 12 ч и 18 ч 30 октября, назвать два - три созвездия, наблюдаемых на юге, и объяснить причину изменения вида звездного неба.

6. По звездной карте установить, какие созвездия проходят через точки севера, юга, востока и запада в 22 ч 5 ноября.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Видимое движение звёзд на различных географических широтах Урок 4

Слайд 2

часть небесной сферы и земной шар изображены в проекции на плоскость небесного меридиана OP — ось мира, параллельная оси Земли; OQ — проекция части небесного экватора, параллельного экватору Земли; OZ — отвесная линия. Тогда высота полюса мира над горизонтом h P = ∠ PON , а географическая широта ϕ = ∠ Q 1 O 1 O . Очевидно, что эти углы ( PON и Q 1 O 1 O ) равны между собой, поскольку их стороны взаимно перпендикулярны ( OO 1 ⊥ ON , а OQ ⊥ OP )

Слайд 3

Отсюда следует, что высота полюса мира над горизонтом равна географической широте места наблюдения : h P = ϕ . Таким образом, географическую широту пункта наблюдения можно определить, если измерить высоту полюса мира над горизонтом.

Слайд 4

В зависимости от места наблюдателя на Земле меняется вид звёздного неба и характер суточного движения звёзд.

Слайд 5

Наблюдение суточного движения звёзд на полюсе . Полюс — такое место на земном шаре, где ось мира совпадает с отвесной линией, а небесный экватор — с горизонтом На полюсах Земли ось мира совпадает с отвесной линией, а небесный экватор – с горизонтом. Для наблюдателя, находящегося на Северном полюсе, Полярная звезда видна близ зенита. Над горизонтом находятся только звёзды Северного полушария небесной сферы (с положительным склонением). На Южном полюсе, наоборот, видны только звёзды с отрицательным склонением. В обоих случаях, двигаясь вследствие вращения Земли параллельно небесному экватору, звёзды остаются на неизменной высоте над горизонтом, не восходят и не заходят.

Слайд 6

Для наблюдателя, при перемещении с Северного полюса в средние широты, высота Полярной звезды над горизонтом будет постепенно уменьшаться, одновременно угол между плоскостями горизонта и небесного экватора будет увеличиваться. В средних широтах лишь часть звёзд Северного полушария неба никогда не заходит. Часть звёзд Южного полушария при этом никогда не восходит. Все остальные звёзды как Северного, так и Южного полушария восходят и заходят. Наблюдение суточного движения звёзд в средних широтах

Слайд 7

Наблюдение суточного движения звёзд в средних широтах

Слайд 8

Ось мира располагается в плоскости горизонта, а небесный экватор проходит через зенит. На экваторе в течение суток все светила побывают над горизонтом. Наблюдение суточного движения звёзд на экваторе

Слайд 9

Высота светила в верхней кульминации при δ < ϕ h max = 90° – ϕ + δ Горизонт Небесный экватор Полярная звезда ϕ – географическая широта δ – склонение светила При своём суточном движении светила дважды пересекают небесный меридиан. Момент пересечения светилом небесного меридиана называется кульминацией. В момент верхней кульминации светило достигает наибольшей высоты над горизонтом. Полюс мира

Слайд 10

Высота светила в верхней кульминации при δ > ϕ h max = 90° + ϕ – δ δ Полярная звезда Горизонт Небесный экватор ϕ – географическая широта δ – склонение светила Полюс мира

Слайд 12

Упражнение 4 (с. 31 ) №1. Географическая широта Киева 50°. На какой высоте в этом городе происходит верхняя кульминация звезды Антарес, склонение которой равно -26°? Сделайте соответствующий чертеж. Строим чертёж , учитывая, что высота полюса мира над горизонтом равна географической широте: h р = ϕ , ϕ =50 °, h р = 50°  NOP=  ZOQ склонение звезды отрицательное, значит она расположена к югу от небесного экватора. 2 ) Находим высоту верхней кульминации звезды h = 90° – ϕ + δ h = 90°– 50°– 26°=14 ° ϕ = 50° ϕ = 50° δ=-26° Небесный экватор Горизонт Полярная звезда Полюс мира О

Слайд 13

Домашнее задание 1) § 5. 2) Упражнение 4: №2. Высота звезды Альтаир в верхней кульминации составляла 12°, склонение этой звезды равно +9°. Какова географическая широта места наблюдения? Сделайте необходимый чертеж. №3. Определите склонение звезды, верхняя кульминация которой наблюдалась в Москве (географическая широта 56°) на высоте 47° над точкой юга.

Слайд 14

Упр. 4. 1. 14°. 2. 87°. 3. +13° 4. а) d = ϕ ; б) d = ϕ – 90°. 5. а) d > 90° – ϕ ; d < ϕ – 90°. .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение масс небесных тел

Слайд 2

Закон Всемирного тяготения G = 6 ,67* [ ]

Слайд 3

Законы Кеплера III з акон Кеплера и - периоды обращения двух планет и - большие полуоси их орбит

Слайд 4

Объединенный закон и - массы небесных тел и - массы их спутников

Слайд 5

Определение массы Земли g = G выразим М М = где g = 9 ,8 м / G = 6 ,67* R = 6370 км = 6,4* м

Слайд 6

Масса Земли M = 6*

Слайд 7

Определение масс небесных тел Планеты Солнечной системы – спутники Солнца и - м асса Солнца и Земли и - массы планет и они очень малы по сравнению с массой Солнца можно пренебречь

Слайд 8

Данные для подстановки в формулу (слайд 7) Земля : = 1 ; = 150млн. к м; =365 суток. Луна : =384 тыс.км ; =27,3 суток . ОТВЕТ : = 333 тыс. раз Определение массы Солнца

Слайд 9

Таблица планет Солнечной системы

Слайд 10

Практическая работа

Слайд 11

Практическая работа (продолжение) Домашнее задание: упр. 12 (1-3), стр. 80 (учебник Б.А. Воронцов-Вельяминов

Слайд 12

Определите массу планеты Уран (в массах Земли), если известно, что спутник Урана Титания обращается вокруг него с периодом 8,7 сут . на среднем расстоянии 438 тыс. км. для луны эти величины равны соответственно 27,3 сут . и 384 тыс. км.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Близнецы Близнецы (21 мая - 20 июня) – третий знак зодиака. Символ Близнецов - греческие близнецы Кастор и Поллукс или римская цифра II. Знак Близнецы означает двойственность и переменчивость. В нем сочетаются две противоположные энергии - мужская и женская

Слайд 2

Этот астрономический объект находится в северном полушарии и располагается перпендикулярно Млечному Пути. Близнецов можно наблюдать в телескоп из любой точки Земного шара, но пик свечение этого созвездия приходится на новогоднюю ночь (по русскому календарю). Эпсилон Близнецов периодически меняет свою яркость. Дело в том, что раз в 102 дня на его поверхности происходят мощные взрывы, влияющие на светимость небесного тела. К слову, эта звезда находится как раз там, где должно было бы располагаться сердце Поллукса .

Слайд 3

C пл o щ a дью в 514 кв a д pa тны x г pa ду co в co зв e зди e Близн e цы з a ним ae т З0- e м ec т o п o в e личин e.

Слайд 4

Рядом с Близнецами расположены созвездия: Возничий, Рысь, Телец, Орион, Единорог, Рак и Малый Пес.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Змееносец

Слайд 2

Змееносец (лат. Ophiuchus ) — большое экваториальное созвездие, пересекающее эклиптику и называемое 13-м знаком зодиака, но не входящее в зодиакальный круг из-за того, что в европейской астрологии знаки зодиака имеют лишь приблизительное соответствие созвездиям по причине постепенного прецессионного сдвига момента прохождения Солнца по созвездиям с момента создания зодиакального круга

Слайд 3

Лежит к югу от Геркулеса (между их «головами», отмеченными звёздами Змееносца и Геркулеса, всего 5°). Наиболее яркая звезда — Рас Альхаге (2,1 m ). По-русски латинское название созвездия произносится как «Офиухус», а в родительном падеже (лат. Ophiuchi ) — «Офиухи»

Слайд 4

Хотя Змееносец не считается зодиакальным созвездием, Солнце находится в нём с 30 ноября по 17 декабря. Наилучшие условия видимости в июне. Созвездие полностью видно на всей территории России, кроме северных регионов (там оно видно частично).

Слайд 5

Спасибо за внимание! Работу выполнила Кузьмичева Анастасия 11А класс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кассиопея Пр ощина Дарья, 11 А

Слайд 2

Кассиопея (Cassiopeia) – созвездие северного полушария, расположенное частью в Млечном Пути между 23ч и 3ч по прямому восхождению и между 45° и 75° по склонению.

Слайд 3

В нем насчитывается 76 звезд, видимых простым глазом, из которых пять наиболее ярких образуют фигуру, напоминающую букву W. - - Созвездие Кассиопея, звездный атлас «Уранография» Яна Гевелия, 1690 год

Слайд 4

В Кассиопее находится огромнейшая газовая туманность Пузырь. Или не менее красивые эмиссионные туманности Сердце и Душа. Сердце и Душа Пузырь


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пегас Выполнила ученица 11 класса А Крестьянова Алина

Слайд 2

История созвездия Пара слов об истории самого созвездия Пегас. Согласно древнегреческому мифу, крылатый конь возник на небе благодаря подвигам Персея. В тот момент, когда Персей обезглавил Медузу Горгону, из ее туловища и капель крови появился конь, который, ударив копытом о землю, дал жизнь чудодейственному источнику. Именно из этого источника, по поверью, брали вдохновение поэты всех времен и народов.

Слайд 3

Пегас – это крупное созвездие, которое видно в северном полушарии нашего звездного небосклона. Оно включает целых 166 звезд. Все звезды можно увидеть нам без применения каких бы то ни было телескопов. Кроме того, это созвездие занимает площадь целых 1120,8 квадратных градусов.

Слайд 4

В созвездии Пегас можно выделить три самых крупных характерных звезды – это Эниф , Маркаб и Шеат . Они совместно с альфой Андромеды образуют своеобразный огромный квадрат, который и характеризует Пегаса. Поэтому, чтобы распознать в данном рисунке крылатого коня из древнегреческих мифов, нужно обладать хорошим воображением. Помимо описанных выше основных трех звезд, в составе данного созвездия обнаружены целые галактики и шаровые скопления. Это несомненно делает одно из древнейших созвездий на небосклоне еще и одним из самых особенных.

Слайд 5

Условия наблюдения Считается, что Пегас осеннее созвездие. Действительно, в России его лучше видно в период с августа по декабрь. Однако в сентябре и октябре оно более чётко выделяется на небе. Поэтому в это время наблюдать Коня можно даже невооружённым глазом. Хотя использование телескопа позволит детальнее рассмотреть объект, и насладиться его величественной красотой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ "Школа №45" Созвездие Часы Работу выполнила: Жмаченко Екатерина Ученица 11 А класса

Слайд 2

Часы тусклое созвездие южного полушария неба. Содержит 35 звёзд, видимых невооружённым глазом. Опубликовано впервые без названия Николой Луи де Лакайлем в 1754 году, под названием Маятниковые Часы в 1756; предложено в честь создателя маятниковых часов Гюйгенса. Название латинизировано в 1763 году. Иногда применялось также название Гороскоп.

Слайд 3

Основные небесные объекты Фигура созвездия мало напоминает часы: это длинная немного изогнутая дуга. Изгиб образован тремя самыми яркими звездами данного созвездия Наиболее заметной в созвездии является звезда альфа Часов . Данное светило – гигант оранжевого цвета Дельта Часов является парной двойной системой. Бета созвездия Часы является металлической звездой, что весьма свойственно гигантам.

Слайд 4

Входит в группу Лакайля вместе с Микроскопом, Наугольником, Скульптором, Телескопом, Сеткой, Живописцем, Октантом, Столовой Горой, Печью, Циркулем, Резцом и Насосом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Созвездие Геркулес Геркулес (лат. Hercules ) — созвездие северного полушария неба. Площадь в 1225,1 квадратного градуса (5 место) , 235 звёзд, видимых невооружённым глазом. Наиболее благоприятные условия видимости в июне.

Слайд 2

Характеристика Астеризм Бабочка, определяющий характерную форму созвездия, включает звёзды — ε, δ, β ( Корнефорос ), π, η, ζ. Ярчайшие звёзды: Рас Альгети ( α Her) Корнефорос ( β Her) ζ Her В созвездии Геркулеса расположена точка солнечного апекса.

Слайд 3

История Первоначально созвездие не персонофицировалось и называлось «Коленопреклонённый». Включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест» под этим именем. Даже у Арата в «Явлениях» (III в. до нашей эры) ещё говорится: «Образ мужа близ них, истомлённого тяжким страданьем. Имя неведомо нам, ни скорбных страданий причина» (Арат, «Явления», 65). Однако, уже с V в до нашей эры греки начинают называть созвездие «Геракл». Геракл (латинизированное Геркулес) — главный герой древней Греции, сын Алкмены и Зевса, известен своими двенадцатью подвигами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С озвездие Эридан Жаброва Арина, 11А

Слайд 2

Созвездие Южного полушария, шестое по площади среди современных созвездий. Вытянуто от небесного экватора на юг до склонения -58°. Занимает на небе площадь 1137,9 квадратного градуса, содержит 187 звёзд, видимых невооружённым глазом.

Слайд 3

Так выглядит альфа Эридана или иначе Ахернар Ахернар занимает 9 место по яркости на всем небосклоне. Альфа Эридана представляет собой голубоватого сверхгиганта, который удален от Земли на 144 световых года.

Слайд 4

Собственно Эридан — река в древнегреческой мифологии, идентифицируемая с различными реками, в частности с Евфратом, По и Нилом. Название главной звезды созвездия, Ахернар , означает по-арабски «конец реки». Эридан обычно ассоциируется с мифом о Фаэтоне, сыне Гелиоса, который не справился с управлением небесной колесницей Солнца. По одной версии мифа, Зевс поразил Фаэтона молнией и сбросил в реку Эридан, по другой — созвездие представляет собой извилистый путь колесницы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оптические телескопы Оптический телескоп — телескоп, собирающий и фокусирующий электромагнитное излучение оптического диапазона (т.е. свет).

Слайд 2

Рефрактор — оптический телескоп, в котором для собирания света используется система линз, называемая объективом. Рефракторы работают по схеме подзорной трубы и обладают сравнительно меньшими характеристиками. Первый телескоп-рефрактор был сконструирован в 1609 году Галилео Галилеем.

Слайд 3

Схема Ньютоновского рефлектора Рефлектор — оптический телескоп, использующий в качестве светособирающего элемента зеркало. Первый рефлектор был построен Исааком Ньютоном в конце 1668 года. Это позволило избавиться от основного недостатка использовавшихся тогда телескопов-рефракторов — значительной хроматической аберрации. Подобным образом строятся также стационарные телескопы в обсерваториях и не только.

Слайд 4

Стационарные телескопы-рефлекторы Обсерватории Кека Классический мобильный рефлектор п о схеме Ньютона

Слайд 5

Космический телескоп «Хаббл ». Также является рефлектором