Кабинет физики

Старкова Евгения Евгеньевна

Предварительный просмотр:

2.4. Кабинет физики, (лаборатория, лаборантская комната)
2.4.1. Санитарно-гигиенические требования к кабинету

2.4.1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".

2.4.1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

2.4.1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола

2.4.1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

2.4.1.5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов:ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль лаборатории параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

2.4.1.6. Уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске - 500 лк.

2.4.1.7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

2.4.1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

2.4.1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.

Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8, пола-0,3-0,5.

2.4.1.10. Лаборатория и лаборантская комната должны быть обеспечены отоплением и плиточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.

2.4.1.11. Содержание вредных паров и газов в воздухе указанных помещений не допускается.

2.4.1.12. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

2.4.1.13. В лаборатории и в лаборантской комнате кабинета физики должны быть установлены раковины с подводкой воды.

2.4.1.14. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

2.4.1.15. При использовании в кабинете лабораторных электротехнических приборов класса II (по способу защиты человека от поражения электрическим током) допускается подводка на рабочие места обучающихся тока напряжением 220 В.

2.4.1.16. Штепсельные розетки, к которым подводится напряжение 12-42 В, должны конструктивно отличаться от розеток, к которым подводится более высокое напряжение.

2.4.1.17. Электропитание рабочих мест может быть обеспечено специальным школьным комплектом электроснабжения кабинета физики (например КЭСФ1-2) или другими комплектами электроснабжения учебных кабинетов, обеспечивающими скрытую стационарную подводку электрического тока на рабочие места учителя и обучающихся требуемых номиналов напряжения.

2.4.1.18. Расположение электрощита и "Устройства защитного отключения" должно давать учителю возможности быстрого отключения системы электроснабжения. Рекомендуемое размещение - слева или справа от классной доски.

2.4.2. Требования к помещениям кабинета физики

2.4.2.1. Для реализации базового физического образования в состав помещений кабинета физики включается лаборатория с лаборантской комнатой. При углубленном и профильном обучение физике в старшей школе в состав Кабинета физики могут быть включены дополнительные помещения - аудитория и лаборатория - практикум с лаборантскими комнатами.

2.4.2.2. Количество помещений определяется числом классов с учетом полной недельной нагрузки кабинетов.

2.4.2.3. Площадь помещений кабинета физики должна соответствовать требованиям нормативного документа: "Учебно-материальная база образовательного учреждения общего среднего образования ч.I Нормы и требования к учебным зданиям и пришкольным участкам". Площадь лаборатории типового кабинета физики определятся из расчета 2,5 кв.м на одного обучающегося, а площадь лаборантской комнаты - должна быть не менее 16 кв. м. При проектировании кабинета физики с двумя лабораториями, лаборантская комната площадью 32 кв. м должна находиться между ними.

2.4.2.4. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Лабораторные ученические столы должны быть установлены как правило в три ряда. Допускается двухрядная и однорядная расстановка столов.

Расстояние между столами в ряду 0,6 м, между рядами столов не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами О,5-0,7 м, от первых столов до передней стены 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски - 8,6 м.

2.4.2.5. В лаборатории вдоль задней стены должны быть установлены шкафы, в которых размещается оборудование по физике для проведения лабораторно-практических работ обучающимися и общее оборудование по астрономии.

2.4.2.6. На передней стене лаборатории должна быть закреплена классная доска и проекционный экран. Под классной доской могут быть размещены ящики для таблиц, а между ними - панель с классными чертежными инструментами.

2.4.2.7. Слева от доски, в рабочей зоне учителя, на стене должен быть закреплен электрораспределительный щит с пультом управления электроснабжением рабочих мест учителя и обучающихся.

2.4.2.8. В передней части лаборатории, на подиуме должен быть установлен демонстрационный стол с подводкой электрической сети. Рядом с демонстрационным столом должен быть расположен стол учителя.

2.4.2.9. Лаборантская комната должна иметь два выхода - в коридор и в лабораторию.

2.4.2.10. Лаборантская комната в кабинете с двумя лабораториями должна иметь 1 выход в коридор и 2 выхода в лаборатории.

2.4.2.11. В лаборантской комнате вдоль стены, отделяющей лаборантскую от лаборатории, должен быть установлен второй демонстрационный стол для предварительной подготовки опытов к урокам. По одну сторону от него размещается раковина с водопроводным краном, по другую - стол-верстак.

2.4.2.12. У противоположной стены лаборантской комнаты должны быть установлены шкафы для хранения демонстрационного оборудования, книг, тетрадей, письменных принадлежностей и экранных пособий.

2.4.2.13. Письменный стол учителя в лаборантской должен быть расположен

у окна рядом со шкафом для хранения книг.

2.4.2.14. В лаборантской комнате должен быть противопожарный инвентарь, углекислотный огнетушитель и аптечка скорой помощи.

2.4.3. Требования к комплекту мебели в кабинете физики

2.4.3.1. Лаборатория и лаборантская комната должны быть оснащены определенным комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ГОСТ 22046-89, имеющей сертификат соответствия технической документации и гигиенический сертификат.

Лаборатория должна иметь мебель для:

  • организации рабочего места учителя;
  • организации рабочих мест обучающихся;
  • для рационального размещения и хранения средств обучения;
  • для организации использования аппаратуры.

2.4.3.2. Лаборантские помещения должны иметь мебель:

  • для организации работы лаборанта(подготовки демонстрационного и ученического эксперимента);
  • для хранения средств обучения;
  • для организации использования аппаратуры.

2.4.3.3. Мебель для организации рабочего места учителя:

  • стол демонстрационный физический, состоящий из двух сблокированных секций высотой 0,9 м;
  • стол для учителя (L=800 мм) со стулом.

2.4.3.4. Демонстрационный стол должен соответствовать требованиям ГОСТ 18607-93.

2.4.3.5. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает двухместные ученические лабораторные столы разных ростовых групп (№ 4,5,6) с цветовой маркировкой (кружок или полоса) в комплекте со стульями тех же ростовых групп.

2.4.3.6. Мебель для рационального размещения и хранения средств обучения.

Для размещения и хранения учебного оборудования по задней стене лаборатории рекомендуется устанавливать шкаф, состоящий из следующих секций:

  • нижняя (с цоколем) с глухими дверками - 3-6 шт.;
  • верхняя (устанавливается на нижнюю) с остекленными дверками - 3-6 шт.;

В лаборантской комнате устанавливается шкаф, состоящий из следующих секций:

  • нижняя (с цоколем) с глухими дверками - 4 шт.;
  • нижняя (с цоколем) с ящиками - 2 шт.;
  • верхняя с остекленными дверками - 6 шт.

2.4.3.7. Шкафы для хранения учебных пособий должны соответствовать требованиям ГОСТ 18666-95.

2.4.3.8. Подставки для установки проекционной аппаратуры и телевизора должны быть выполнены по ГОСТ 22361-95.

2.4.4. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся

2.4.4.1. Рабочее место учителя в кабинете физики должно быть сосредоточено в передней части класса.

2.4.4.2. Рабочее место учителя должно состоять из демонстрационного стола, стола учителя, классной доски, проекционного экрана, щита управления электроснабжением. На рабочем месте дополнительно могут быть размещены различные пульты управления проекционной аппаратурой, освещением класса и зашториванием окон.

2.4.4.3. На передней (вертикальной) поверхности демонстрационного стола по его крышкой должны быть установлены электрические розетки двух конструкций для подводки электрического тока напряжением 42В и 220В. Подводка должна быть стационарной и скрытой.

2.4.4.4. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500 х 1000 мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.

2.4.4.5. Доски или панели над ними должны быть снабжены держателями для закрепления таблиц.

2.4.4.6. Пульт подачи электроэнергии на рабочие места учителя, и обучающихся представляет собой блок питания (щит) комплекта электроснабжения кабинета физики типа КЭСФ1-2. Со щита подается напряжение на рабочие места обучающихся - переменный ток 42 В и на рабочее место учителя - переменный ток 42 В и 220 В.

2.4.4.7. Для рациональной организации рабочего места обучающихся должны быть соблюдены следующие условия:

  • достаточная рабочая поверхность для письма, чтения, выполнения опытов и других видов самостоятельных работ;
  • удобное размещение оборудования, используемого на уроке;
  • соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучающегося;
  • необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола (300 лк).

2.4.4.8. Рабочее место обучающегося должно включать в себя двуместный лабораторный стол по ГОСТ 18314-93 и стулья разных ростовых групп по ГОСТ 11016-93.

Столы и стулья различных типоразмеров должны кодироваться цифрами и цветом.

Группа мебели

Группа роста (в мм)

Высота переднего края сиденья стула (в мм)

Высота стола (в мм)

Цвет маркировки

4

1450-1600

380

640

Красный

5

1600-1750

420

700

Зеленый

6

От 1750

460

760

Голубой

2.4.4.9. К ученическим столам должен быть подведен электрический ток напряжением 42В. Электрические розетки закрепляются на боковой поверхности каждого стола, при условии стационарного крепления ученических столов к полу.

2.4.4.10. Рабочая поверхность стола должна иметь размер 1200x600 мм и отделана декоративным слоистым пластиком, либо сохранен натуральный цвет древесины с прозрачным защитным покрытием.

2.4.5. Требования к оснащению кабинета аппаратурой и приспособлениями

2.4.5.1. Для воспроизведения визуальной информации в кабинете физики должна быть проекционная аппаратура: эпипроектор, диапроектор, графопроектор, компьютер(ы) и проекционный экран.

2.4.5.2. Для демонстрации аудиовизуальной информации в кабинете физики должны быть видеомагнитофон, телевизор, диапроектор, графопроектор.

2.4.5.3. Для воспроизведения вербальной информации в кабинете физики должен быть магнитофон.

2.4.5.4. В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяются следующие зоны ее размещения:

  • у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов);
  • в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, диапроектор для демонстрации диапозитивов, эпипроектор);
  • в зоне рабочего места учителя(графопроектор,телевизор,видеомагнитофон) .

2.4.5.5. Графопроектор располагается специальном столике с углублением и находится у стола учителя на расстоянии не менее 1,8 м от доски.

2.4.5.6. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в лаборатории должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене лаборатории, третья – на стене, противоположной окнам.

2.4.5.7. При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2-1,4 м) расстояние от экрана до первых столов обучающихся должно быть не менее 2,7 м, а до последних столов не более 8,6 м.

Высота нижнего края экрана над подиумом не менее 0,9 м.

Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от подиума 1,2-1,3 м.

2.4.6. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием

2.4.6.1. Кабинет физики должен быть оснащен средствами обучения для проведения демонстрационных опытов, фронтальных лабораторных работ и лабораторных практикумов. Номенклатура средств обучения должна соответствовать содержанию выбранной школой учебной программы и быть ориентирована на изделия, рекомендуемые действующими "Перечнями учебного оборудования по физике для общеобразовательных учреждений России", утвержденными приказом Минобразования Российской Федерации.

2.4.6.2. В кабинете физики должен быть полный комплект учебных книг по физике по программе школы.

2.4.6.3. В кабинете должен быть комплект методической литературы для учителя, включающий методический журнал "Физика в школе", программу обучения физике в данном учебном заведении, справочную литературу, образовательный стандарт по физике.

2.4.6.4. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга учета оборудования, мебели, приспособлений и литературы.

2.4.6.5. В кабинете должен быть полный комплект технической документации, включающий паспорта на средства обучения, руководства по использованию и инструкцию по технике безопасности.

2.4.7. Требования к размещению и хранению оборудования

2.4.7.1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:

  • сохранность средств обучения;
  • постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;
  • быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

2.4.7.2. Оборудование для демонстрационных опытов должно храниться в шкафах, установленных в лаборантской комнате.

2.4.7.3. Оборудование для фронтальных лабораторных работ и лабораторного практикума должно храниться в шкафах, установленных в лаборатории.

2.4.7.4. Сменные таблицы по физике рекомендуется хранить в ящиках для таблиц, установленных под классной доской или отдельно.

2.4.7.5. Размещение оборудования в шкафах проводится по разделам курса физики с учетом массы, габаритов и частоты применения каждого изделия. Часто применяемое оборудование хранится на средних полках, массивное - на нижних и редко применяемое на верхних полках.

2.4.7.6. Экранно-звуковые средства и библиотека учителя должны быть размещены в шкафу в лаборантской комнате.

2.4.7.7. Все экранные, звуковые и экранно-звуковые средства обучения должны находиться вдали от отопительной системы.

2.4.7.8. Диафильмы должны размещаться в специальных укладках. Ячейки и коробки с диафильмами должны быть промаркированы.

2.4.8. Требования к оформлению интерьера кабинета физики

2.4.8.1. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.

2.4.8.2. На передней стене класса справа от доски рекомендуется поместить панель с метеорологическими приборами, а под доской и панель с набором классного чертежного инструмента.

2.4.8.3. На стене с оконными проемами должен быть смонтирован механизм для зашторивания окон.

2.4.8.4. На боковой стене, свободной от мебели, должны находиться стенды с постоянной и временной информацией.

2.4.8.5. Экспозиционные стенды со сменяемой информацией должны разделяться на: рабочие, материал которых используется при изучении отдельных вопросов программ, юбилейные, посвященные знаменательным событиям, инструктивные, материал которых связан с рекомендациями методического характера.

2.4.8.6. Экспозиционные стенды с постоянной информацией должны содержать справочный материал многократного применения (Международная система единиц-СИ и др.), инструктивные материалы многократного применения (инструкция по технике безопасности и др.) и портреты выдающихся русских и зарубежных ученых физиков.

2.4.8.7. Стенды с постоянной экспозицией должны размещаться вверху на боковой стене над стендами с временной экспозицией и на задней стене над шкафами.

2.4.8.8. В оформлении стендов могут использоваться различные шрифты: печатный, рукописный, арабский и готический. Заголовки и подзаголовки должны быть выполнены в одном стиле, быть четкими и хорошо различимыми.



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ПО БЕЗОПАСНЫМ УСЛОВИЯМ ТРУДА

11 КЛАСС

  1. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя.
  2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
  3. Располагайте   приборы,   материалы,   оборудование   на   рабочем   месте   в порядке, указанном учителем.
  4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
  5. Перед тем, как приступить к выполнению работы тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.
  6. При работе со стеклом нужно быть очень осторожным и внимательным, чтобы не разбить его и исключить порезы.
  7. При работе с линзами не следует касаться оптического стекла руками, чтобы не загрязнить его.
  8. При обнаружении трещин на стекле и линзах прекратить работу и сообщить учителю.
  9. Осколки  стекла нельзя  собирать со  стола руками.  Нужно  использовать щетку и совок.

10.Проверку   электрических   цепей,   изменение   в   них,   монтаж   и   ремонт

производите только после отключения источников питания. 1 l.He включайте источники питания без разрешения учителя. 12.Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях

электроустановки с помощью приборов для измерения напряжения. 13.Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, на концах проводов были

наконечники.    При   сборке    цепи    провода   располагайте   аккуратно,    а

наконечники плотно соединяйте с клеммами.                                               14.Выполняйте   наблюдения   и   измерения,   соблюдая   осторожность,   чтобы

случайно не прикоснуться к оголенным проводам.                                                             15.По окончании работы отключите источник питания, после чего разберите

цепь.                                                                                                                  16.Обнаружив  неисправность в электрической установке, находящейся под

напряжением,   немедленно   отключите    источник   питания   и   сообщите

учителю.


ПРАВИЛА ПО БЕЗОПАСНЫМ УСЛОВИЯМ ТРУДА

10 КЛАСС

Тема: «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА»

  1. При выполнении лабораторных работ нельзя использовать разбитые стеклянные трубки, трубки с трещинами.
  2. Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой.
  3. Осколки стекла нельзя собирать со стола руками. Для этого нужно использовать щетку и совок.

Тема: «ЭЛЕКТРОДИНАМИКА»

  1. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
  2. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения работы.
  3. Производите сборку электрических цепей, изменения в них, монтаж в них только при отключенном источнике питания.
  4. Не включайте источник питания без разрешения учителя.
  5. Проверяйте наличие напряжения на источниках питания или других частях электроустановки с помощью прибора для измерения напряжения.
  6. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники. При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами.
  7. Выполняйте измерения и наблюдения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под напряжением).
  8. Не прикасайтесь к конденсаторам, даже после отключения электрической цепи от источника питания, их сначала нужно разрядить.                                                                                                                              

9.По окончании работы отключите источник питания, после чего разберите электрическую цепь.

  1. Обнаружив неисправность в электрических установках, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник тока и сообщите об этом учителю.

ПРАВИЛА ПО БЕЗОПАСНЫМ УСЛОВИЯМ ТРУДА

9 КЛАСС

  1. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя.
  2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
  3. Располагайте   приборы,   материалы,   оборудование   на   рабочем   месте   в порядке, указанном учителем.
  4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
  5. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.
  6. При использовании весов взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую.
  7. Взвешиваемое тело и разновесы нужно опускать на чашки весов осторожно, не роняя их.
  8. При окончании работы с весами разновесы и гири помещают в футляр, а не на стол.
  9. При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превышала ограничитель на шкале.

10.При   выполнении   практических   работ,   в   которых   применяются   нитки, помните, что их нельзя обрывать пальцами, надо использовать ножницы.

11.При опускании груза в жидкость, нельзя резко отпускать его.

12.При использовании рычага-линейки не забывайте придерживать свободный от грузов конец рукой.


ПРАВИЛА ПО БЕЗОПАСНЫМ УСЛОВИЯМ ТРУДА

8 КЛАСС

Тема: «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

  1. При выполнении лабораторных работ нельзя пользоваться разбитой стеклянной посудой или посудой с трещинами.
  2. Стеклянные колбы при нагревании нужно ставить на асбестовые сетки. Воду можно нагревать до 60-70 С.
  3. Осколки стекла нельзя собирать со стола руками. Для этого нужно использовать щетку с совком.

4.        Не оставляйте без присмотра нагревательные приборы.
Тема: «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»

  1. При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами.
  2. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводников были наконечники.
  3. Все изменения в электрической цепи и еe разборку можно проводить только при выключенном источнике электрического питания.
  4. Не включайте электрическую цепь без проверки ее учителем.
  5. Во всех случаях повреждения электрического оборудования, измерительных приборов и проводов необходимо отключать напряжение и сообщать об этом учителю.
  6. Категорически запрещается трогать что-либо на демонстрационном столе и электрораспределительный щит.

ТЕМА: «ОПТИКА»

  1. При работе со стеклом нужно быть очень осторожным и внимательным, чтобы не разбить его и исключить порезы.
  2. При работе с линзами не следует касаться оптического стекла руками, чтобы не загрязнить его.
  3. При обнаружении трещин на стекле и линзах нужно прекратить и сообщить учителю.
  4. Осколки стекла нельзя стряхивать руками. Для этого нужно использовать щетку и совок.

ПРАВИЛА ПО БЕЗОПАСНЫМ УСЛОВИЯМ ТРУДА

7 КЛАСС

  1. Будьте  внимательны,  дисциплинированы,  осторожны.  Точно  выполняйте указания учителя.
  2. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
  3. Располагайте   приборы,   материалы,   оборудование   на   рабочем   месте   в порядке, указанном учителем.
  4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
  5. Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.
  6. При пользовании весами взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую.
  7. Взвешиваемое тело и разновесы нужно опускать на чашки весов осторожно, не роняя их.
  8. По окончании работы с весами разновесы и гири помещают в футляр, а не на стол.
  9. При работе с мензурками нельзя пользоваться сосудами с трещинами или с отбитыми краями.

10.Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола руками или тряпкой, надо пользоваться щеткой или метелкой с совком.

11.При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превысила ограничитель по шкале.

12.При выполнении   практических   работ,   в   которых   применяются   нитки, помните, что нитки нельзя обрывать пальцами, надо применять ножницы.

13.При опускании груза в жидкость нельзя резко отпускать груз. 14.При использовании рычага-линейки не забывайте придерживать свободный от грузов конец рукой.



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ

  1. Каждый работник школы, каждый учащийся должен обязательно знать и обязательно выполнять правила пожарной безопасности, в случае возникновения пожара принять все зависящие от него меры к спасению людей и тушению пожара.
  2. Помещение должно содержаться в чистоте. Весь сгораемый мусор и бумагу следует систематически выносить из кабинета.
  3. В кабинете должны быть средства для тушения пожара: огнетушитель, песок, плотное одеяло.
  4. В физическом кабинете запрещается работа учащихся с электрическими и нагревательными приборами без руководства учителя или лаборанта.
  5. Материальные ценности в кабинете физики хранятся строго по ассортиментам. При этом не разрешается совместное хранение легко воспламеняющихся жидкостей с другими материалами.
  6. К работе допускаются учащиеся, которые знакомы с техникой безопасности.
  7. По окончании работы в кабинете ответственный за пожарную безопасность должен тщательно осмотреть помещение, устранить все недочеты. Снять напряжение с электросети рубильником или двухполюсным выключателем.
  8. В процессе эксплуатации электрической сети и электрических приборов воспрещается подвешивать электропроводку на гвоздях и заклеивать обоями, применять электропровода с поврежденной изоляцией, использовать некалиброванные предохранители, обертывать электрические лампы бумагой или тканью, использовать электропровода для подвешивания стендов, таблиц.
  9. Нельзя оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть приборы.

10.В случае возникновения пожара в кабинете необходимо соблюдать спокойствие, снять напряжение с электрической сети, эвакуировать учащихся по плану школы, позвонить по телефону 01.




Предварительный просмотр:

Инструкция

О работе с колющими и режущими

предметами

1. Запрещается размахивать линейкой, ставить на край стола и бросать колющие и режущие предметы, стеклянные сосуды, колбы.

2.Насыпание и наливание реактивов следует производить на столе.

3.Укреплять стеклянные сосуды, пробирки в держателях штатива следует осторожно, вращая сосуд вокруг оси, пока не почувствуется небольшое затруднение во вращении.

4.Осторожно пользуйтесь термометром, после измерений сразу положите термометр в футляр.

5.Сосуд с горячей водой и другой жидкостью нельзя закрывать пробкой, пока жидкость не остынет.

6.При мойке стеклянной посуды необходимо помнить, что стекло обладает хрупкостью, легко ломается и трескается при ударах, резком изменении температуры.


>



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания устных и письменных работ по физике

Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

б) или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

а) не более двух грубых ошибок,

б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,

в) или не более двух-трех негрубых ошибок,

г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,

д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.

Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;

г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;

д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;

е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;

ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;

б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,

в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,

г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:

а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,

б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,

в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

г) правильно выполнил анализ погрешностей;

д) соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:

а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей  и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,

в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,

г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,

б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.



Предварительный просмотр:

Лабораторные работы по физике

Л/р

Название

Цель

Оборудование

7 класс

1

Определение цены деления измерительного прибора

Определить цену деления измерительного цилиндра (мензурки), научиться пользоваться им и определить с его помощью объем жидкости

Измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, небольшая колба.

2

Измерение размеров малых тел

Научиться выполнять измерения способом рядов

Линейка, дробь ( или горох), иголка

3

Измерение массы тела на рычажных весах

Научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел

Весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы

4

Измерение объемов тела

Научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра

Измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объема, нитки

5

Определение плотности твердого тела

Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра

Весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), твердое тело, плотность которого надо определить, нитка

6

Градуирование пружины и измерение сил динамометром

Научиться градуировать пружину, получать шалу с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью измерять силы

Динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов массой по 102 г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом

7

Определение выталкивающий силы, действующий на погруженное в жидкость тело

Обнаружить на опыте выталкивающие действие жидкости на погруженное в нее тело и определить выталкивающую силу

Динамометр, штатив с муфтой и лапкой, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде

8

Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

Убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной

Доска, динамометр, измерительная лента или линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой

8 класс

1

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

Определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене, и объяснить полученной результат

Калориметр, измерительный цилиндр (мензурка), термометр, стакан

2

Измерение удельной теплоемкости твердого тела

Определить удельную теплоемкость металлического цилиндра

Стакан с водой, калориметр, термометр, весы, гири, металлический цилиндр на нити, сосуд с горячей водой

3

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках

Убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова

Источник питания, низковольтная лампа, ключ, амперметр, соединительные провода

4

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

Измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединенных спиралей, и сравнить его с напряжение на концах каждой спирали

Источник питания, спирали – резисторы 2 шт, низковольтная лампа на подставке, вольтметр, ключ, соединительные провода

5

Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра

Научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Убедиться на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах

Источник питания, исследуемый проводник (небольшая никелиновая спираль), амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода

6

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе

Научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы

Источник питания, низковольтная лампа на подставке, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, секундомер

9 класс

1

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

Определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр

Желоб лабораторный металлический длиной 1,4 м, шарик металлический диаметром 1,5 – 2 см, цилиндр металлический, метроном, лента измерительная, кусок мела

2

Измерение ускорения свободного падения

Измерить ускорение свободного падения с помощью прибора для изучения движения тел

Прибор для изучения движения тел, полоски из миллиметровой и копировальной бумаги длиной 300 мм и шириной 20 мм, штатив с муфтой и лапкой

3

Исследования зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины

Выяснить, как зависит период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины

Штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 130 см, протянутой сквозь кусочек резины, часы с секундомером или метроном

4

Изучение явления электромагнитной индукции

Изучить явления электромагнитной индукции

Миллиамперметр, катушка – моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником от разборного электромагнита, реостат, ключ, провода соединительные, модель генератора электрического тока

5

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

Применить закон сохранения импульса для объяснения движения двух ядер, образовавшихся при делении ядра атома урана

Фотография заряженных частиц, образовавшихся при делении ядра атома урана

6

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

Объяснить характер движения заряженных частиц

Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии

10 класс

1

Изучение движения тел по окружности

Определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности

Штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр, весы с разновесами, шарик на нити, кусочек пробки с отверстием, лист бумаги, линейка

2

Изучение закона сохранения механической энергии

Научиться определять потенциальную энергию поднятого над землей тела и деформированной пружины, сравнить два значения потенциальной энергии системы

Штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный, линейка, груз массой m и длиной l, набор картинок, краска, кисточка

11 класс

1

Изучение явления электромагнитной индукции

Изучить явления электромагнитной индукции

Миллиамперметр, источник питания, катушка с сердечником, дугообразный магнит, выключатель кнопочный, соединительные провода, магнитная стрелка, реостат

2

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника

Изучить способ определения ускорения свободного падения при помощи маятника

Часы с секундной стрелкой, измерительная лента с погрешностью 0,5 см, шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и лапкой

3

Измерение показания преломления света

Измерить показатель преломления света в стеклянной пластине

Стеклянная пластина в форме трапеции, низковольтная лампа, источник питания, ключ металлический экран с щелью, миллиметровая бумага, транспортир