Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства.

Колесень Оксана Владимировна

Год

Мероприятие

Уровень

Результат

2017г

 

" К вершинам мастерства" (с. Дзержинское).

Межрайонный фестиваль

участник

2017г

Педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г. Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений».

Зональный

участник

2017г

««Инновации.Мастерство. Творчество» с. (Долгий  Мост)

Межрайонныйфестиваль

Победитель

2017

Представление опыта по преемственности между дошкольным и начальным образованием.

П. Абан

Зональный

Участник

2019

««Инновации.Мастерство. Творчество» с. (Долгий  Мост)

Межрайонныйфестиваль

Победитель

2019г

 

2019г.

 

 

 

2020г.

Районная педагогическая конференция «Качественное образование через эффективные управленческие и педагогические практики» (п. Абан).

 

Районное МО учителей начальных классов.Представление опыта работы по смысловому чтению на уроке литературного чтения. ( Открытый урок)

 

Районное МО учителей начальных классов.Представление опыта работы по смысловому чтению в рамках круглого стола по теме: "Поиск информации в тексте, как основное средство формирования читательской грамотности обучающихся".

Межрайонный

 

Районный

 

Районный

Участник

 

Участник

 

Участник

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поиск информации в тексте, как основное средство формирования читательской грамотности обучающихся. Колесень О.В. МКОУ Абанская ООШ №1

Слайд 2

Цель : создание условий для формирования и развития умений поиска информации в тексте обучающихся начальной школы. Задачи: развивать навыки работы с содержащейся в тексте информацией в процессе чтения на всех без исключения учебных предметах; обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.

Слайд 3

Типы заданий: Поиск информации, заданной в явном виде: - найти конкретные сведения; - найти значения слова и фразы; - определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде; - определить время и место действия рассказа.

Слайд 4

Резульнаты ЦОКО 2 класс Литературный текст Информационный текст Пониженный уровень 1 Базовый уровень 13 Повышенный уровень 3 Высокий уровень 2 Пониженный уровень 3 Базовый уровень 14 Повышенный уровень 2 Высокий уровень 0 Выше краевых (75% (68%)) 69% (69%))

Слайд 5

Аку́лы - отряд хрящевых рыб , обладающий следующими отличительными особенностями: удлинённое тело торпедообразной формы, большой хвостовой плавник, обычно большое количество острых зубов на каждой челюсти. К настоящему времени известно более 526 видов акул: от глубоководной мелкой, длиной лишь 17 сантиметров, до китовой акулы — самой большой рыбы (её длина достигает 20 метров). Акулы широко распространены в морях и океанах, от поверхности до глубины более 2000 метров. Большинство видов акул живёт 20—30 лет. В основном акулы передвигаются со скоростью примерно 8 км/ч, но при охоте или нападении ускоряются до 19 км/ч.

Слайд 6

№П\П Вопросы Ответы 1. Назови отличительные особенности акул? 2. Сколько видов акул известно в настоящее время? 3. Каких размеров она бывает? 4. Напиши места обитания акул? 5. С какой скоростью охотятся акулы? 6. Сколько лет составляет продолжительность жизни акулы?

Слайд 7

Лист работы по тексту: Где стоял корабль ?___________________________________ В какое время суток произошло это событие? Докажите словами текста, что погода была жаркой? ___________________________________________________ Где обычно купались все матросы?___________________ Почему мальчики не стали купаться в парусе? Докажи строчками текста .___________________________________ 5. С кем сравнивают мальчиков во время купания ?________ 6. С кем сравнивается акула в рассказе?__________________ Работа с индивидуальными листами Рассказ Л.Н.Толстого « Акула».

Слайд 8

Событие Настроение 1 Остановка корабля. 2.Купание в парусе. Мальчики в открытом море. 4. Акула 5.Встреча с акулой. 6.Выстрел. 7. Дети спасены Событие Настроение 1 Остановка корабля. Прекрасное 2.Купание в парусе. Спокойное 3.Мальчики в открытом море. Волнение 4. Акула. Тревога, страх 5. Встреча с акулой. Ужас мальчиков 6.Выстрел. Ужас отца 7. Дети спасены Радость и облегчение

Слайд 9

Дождик босиком по земле прошёл, Клёны по плечам хлопал, Если ясный день - это хорошо, А когда наоборот - плохо. – 2 раза Слышно как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны, Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот – трудно. – 2 раза С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно, Если песни петь, с ними веселей, А когда наоборот - скучно. – 2 раза Занятие на тему « Что такое хорошо и что такое плохо?» Найдите в тексте слова, в которых говорится о том, как шёл по земле дождик? Вставьте в предложения пропущенные слова из текста. Слышно _______ в небе ________ солнечных лучей ________, Если ________ты , то всегда _______, а когда наоборот – _______. 3.Чем советует поделиться со всеми автор песни? 4.В каких строках, по-твоему, заключается основная мысль этой песни?

Слайд 10

Р езультаты Мониторинг предметных результатов 2 класс Мониторинг предметных результатов 3 класс 1 полугодие 2 полугодие Начало года 1 полугодие Средний балл по предмету (класс) 1,1 1,3 1 1,3 Низкий 0-0,5б. Базовый 0,6-1,6б . Высокий 1,6-2 б. Низкий - 3 Базовый -17 Высокий -2 22 чел. Низкий - 2 Базовый -16 Высокий -4 22 чел . Низкий - 3 Базовый -14 Высокий -2 19 чел. Низкий - 2 Базовый -13 Высокий -4 19 чел.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Продуктивные задания как способ эффективного формирования УУД младших школьников Колесень О.В. МКОУ Абанская ООШ№1

Слайд 4

Тема: Продуктивные задания как способ эффективного формирования УУД младших школьников Цели: ?

Слайд 5

Продуктивные задания Устные продуктивные задания : задай вопросы по теме урока, сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока, придумай научно-популярное название уроку, объясни тему урока товарищам как можно проще с примерами. Письменные продуктивные задания: запиши слова на новое изучаемое правило, составление опорного сигнала (символа, схемы, таблицы, словаря опорных слов по данной теме), придумать загадки, стихотворение по теме, раскрой тему урока в форме сказки и т.д.

Слайд 6

Задание на группировку Задание: сгруппируйте слова по определенному признаку. Голубь, солнышко, окно, степь, дядя, письмо, травушка, колесо, дедушка, яблоня, рожь.

Слайд 7

Задание: Где могли встретиться эти слова? Докажи. Прата, кинга, пнеал, рчука. Придумай сказочную историю встречи.

Слайд 8

Отсроченная отгадка

Слайд 10

Оценка текста Как могут быть связаны между собой слова: лёд, вода, пар ? Докажи.

Слайд 11

Оценка текста Задание 1. Какой он может себе представить Россию, исходя из текста Гимна? Задание 2. Идеи каких статей Конституции отражены в тексте Гимна Российской Федерации?

Слайд 12

Задай вопрос

Слайд 13

Приведенные задания помогают при формировании УУД на уроках в начальной школе, а именно: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; соотнесение того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; составление плана и последовательности действий; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез: составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

Слайд 14

коммуникативные действия: обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать учителя и понимать партнера, не перебивая высказывания других людей, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Слайд 15

Итак, использование продуктивных заданий позволяет осуществлять: формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия); формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах; формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Слайд 16

Тема: Продуктивные задания как способ эффективного формирования УУД младших школьников Цели: 1. П родуктивное задание? 2.Виды п.з. 3.Применение п.з.

Слайд 17

Закончите фразу, выбрав 1-2 из перечня: Сегодня я узнал(а) … Было трудно … Теперь я могу … Я понял(а), что … У меня получилось … Было интересно … Меня удивило … Мне захотелось … Я думаю, что…

Слайд 18

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Мастер — класс   Тема: Продуктивные задания  как способ эффективного формирования УУД   младших школьников.

Притча  

Карандаш

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с признанием в сердце.

              Наша жизнь-это школа, ученики- это альбомы с исписанными и чистыми листами бумаги,на котором нам совместно с учениками предстоит оставить не тонкую еле заметную полоску, а разноцветные полоски знаний, которые дети добудут самостоятельно или с нашей помощью на уроке.

 В настоящее время результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. В мастер классе изложен мой опыт работы по использованию системно-деятельностного подхода по формированию и развитию универсальных учебных действий  на уроках младших школьников, приведены примеры продуктивных заданий.

А теперь мне бы хотелось у вас спросить, какова тема нашего мастер-класса?

Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой, работая над сегодняшней темой?( 1.выяснить какое задание называется продуктивным? 2.виды п.з.  3.применение

На протяжении последних 6 лет мы почувствовали как меняются акценты в постановке цели обучения – главное не передача суммы знаний, а обучение действиям, развитие умений. Рассказ учителя и пересказ учеником текста теперь не могут сегодня быть главными средствами на уроке. Так как, слушая других и пересказывая чужие мысли, ученик никогда не научиться  действовать самостоятельно. Таким образом  многие отказываются от традиционных репродуктивных вопросов («Перескажи…», «Назови…» и т.д.) и заменили их творческими продуктивными заданиями. В таких заданиях вся необходимая для ответа информация находится в тексте, хотя прямого ответа нет. Имеющиеся сведения нужно перекомбинировать, выделить главное, самостоятельно обобщить и получить новый информационный продукт – вывод, оценку и т.д. Именно эти продуктивные задания и составляют основу развивающего учебника. Вместо пересказа текста учим наших детей решать такие задания и рассказывать о результатах решения.

Именно это и требуется в современной жизни от любого человека – уметь решать возникающие перед ним задачи, проблемы.

Продуктивные задания делятся на устные и письменные.

          К устным продуктивным заданиям  можно отнести следующие задания:

-задай вопросы по теме урока,

-сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока,

-придумай научно-популярное название уроку,

-объясни тему урока младшим детям как можно проще с примерами.

            Письменные продуктивные задания:

-запиши слова на  новое изучаемое правило,

-составление опорного сигнала (символа, схемы, таблицы, словаря опорных слов по данной теме),

- придумать метафоры, загадки, стихотворение по теме,

- раскрой тему урока в форме сказки и т.д.

Одним из видов таких заданий являются задания на группировку.

Они создают благоприятные условия для того, чтобы ученик обдумывал связи, которые существуют в изучаемом грамматическом и орфографическом материале

Задание:

Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Голубь, солнышко, окно, степь, дядя, письмо, травушка,  колесо, дедушка,  яблоня, рожь.

  • В результате предложенные слова группируются: по наличию звонких, глухих согласных в начале слова; по родам; по склонениям; по наличию орфограмм; по количеству слогов.

Итак, предлагаемый комплекс упражнений, используемых на уроках русского языка в системе, позволяет  мне формировать у учащихся важные характеристики творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность мышления, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Техника активно-продуктивного чтения помогает огранизовать самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата?

Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Предложите ученикам при работе с текстом выполнить ряд заданий по технологической карте и самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.

Попробуйте прочитать приводимый ниже отрывок

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.

Ну что, справились с заданием? Уверена, без особых проблем. Но в данном случае это не только размещённый в тест на узнавание текста, но и серьёзный научный вывод, который нельзя проигнорировать:

По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.

Но что происходит на уроке, когда мы даём задание, начинающееся со слова «Прочтите…»?

Резко падает темп чтения. Ученик начинает механически заучивать текст.

Даже в старших классах, мы замечаем, как шевелятся губы ребят. Хотя уже во втором-третьем классе ученик способен «схватывать» целое слово. В старших классах многие ученики способны мгновенно охватить целое предложение. С приобретением опыта таких знакомых слов и выражений у детей будет всё больше и больше.

Задание:  Где могли встретиться эти слова? Докажи.

 Прата, кинга, пнеал, рчука.

 Придумай сказочную историю встречи. (Парта,книга,пенал, ручка)

Итак, какие технологические приёмы использую я в технике активно-продуктивного чтения?

Отсроченная отгадка

Внимание учеников всегда привлекает спровоцированная учителем интрига. В начале урока я задаю загадку (сообщаю удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…».

Примеры. Окр.мир Органы чуств 

Учитель обращается к классу: «Представьте себе, что вы взяли большой красивый лимон и решили нарезать его к чаю. Вы медленно режете ломтик за ломтиком. Поднимаете нож и видите, как по его лезвию медленно стекают капли лимонного сока…».

Как правило, ребята быстро реагируют на этот образный комментарий учителя, у многих передёргиваются лица при услышанном.

Учитель спрашивает: «В своём рассказе я ни разу не употребил слова «кислый». Почему же вы так отреагировали на мой рассказ?»

Начинаются сбивчивые объяснения. Учитель предлагает ознакомиться с материалом учебника, где излагаются этапы чувственного познания и дать ответ, опираясь на материал данного параграфа.

Как видим, отсроченную отгадку можно считать одним из вариантов постановки проблемной ситуации на уроке.

Оценка текста

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого текста.

Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. Очень важно, чтобы ученик “приподнялся” над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации.

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?Какие слова  чаще всего встречается в данном параграфе?Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?

и т.д.Задание: как могут быть связаны между собой слова: лёд, вода, пар?Докажи.

Замечательный пример использования оценки текста с Гимном Российской Федерации.

Представьте себе, что текст Гимна РФ попал в руки иностранца, который ничего не знает о нашей стране.

Задание 1.

Какой он может себе представить Россию, исходя из текста Гимна?

Задание 2.

Идеи каких статей Конституции отражены в тексте Гимна Российской Федерации?

Таким образом, текст как инструмент познания становится более эффективным, когда мы создаём условия  его критичного осмысления. Одним из таких приёмов и может стать оценивание текста.

Задай вопрос

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?», «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

А ведь «Спросить – значит понять».Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ.На мой взгляд, эффективнее если, во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д.

Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Заметьте,

ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом.

               Приведенные задания помогают при формировании универсальных учебных действий на уроках в начальной школе, а именно:

  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • соотнесение того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
  • составление плана и последовательности действий;
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;
  • синтез: составление целого из частей;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • коммуникативные действия: обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать учителя и понимать партнера, не перебивая высказывания других людей, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Итак, использование продуктивных  заданий позволяет осуществлять:

  1. формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
  2. формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  3. формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Мини — рефлексия: Обращаемся к целям.

На доске: (в скобках дан вариант предполагаемого ответа)

продуктивное задание — (это задание на преобразование информации с целью получить ответ по заданию);

цель продуктивного задания – (научить детей решать возникающие перед ними задачи, проблемы).

12. Рефлексия.

Рефлексивный экран: закончите фразу, выбрав 1-2 из перечня:

Сегодня я узнал(а)  …

Было трудно …

Теперь я могу …

Я понял(а), что …

У меня получилось …

Было интересно …

Меня удивило …

Мне захотелось …

Я думаю, что…

И последний вопрос:

  • на что была нацелена данная встреча?

Спасибо всем за работу!

Желаю вам, чтобы наше «обтачивание» новыми стандартами было как можно менее болезненным, чтобы ошибки, которые мы совершаем, можно было исправить. А наши дети могли быстро сориентироваться в новой и незнакомой ситуации, быстро найти достойный выход из неё.



Предварительный просмотр:

Поиск информации в тексте, как основное средство формирования читательской грамотности обучающихся.

Добрый день, уважаемые коллеги!  

Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образования.  

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению – одна из главных задач начального обучения.

 В своей практике  я столкнулась со следующими проблемами: 

- дети имеют низкую скорость чтения;

- не понимают смысла прочитанного;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

Целью моей работы по этому вопросу стало:  создание условий для формирования и развития умений поиска информации в тексте обучающихся начальной школы.

Для достижения данной цели мне необходимо решить следующие задачи:

  • развивать навыки работы с содержащейся в тексте информацией в процессе чтения на всех без исключения учебных предметах;
  • обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.

И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

 Так  что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное, находить нужную информацию.

Типы учебных заданий, которые используются мной на уроках.
Поиск информации, заданной в явном виде: 
найти конкретные сведения; 
-найти значения слова и фразы;
-определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде; 
-определить время и место действия рассказа.

          По мониторинговым работам ЦОКО выяснилось, что в работе с  информационными текстами есть проблемы, поэтому  на уроках стала использовать тексты из энциклопедий.

          Сегодня   я продемонстрирую вам виды заданий, которые  использую  в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют  их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

Хочу отметить, что развитие читательской грамотности происходит на  всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации.

Приведу некоторые из них:

На уроке литературного чтения:

Главная мысль рассказа Л.Н.Толстого « Акула».

Подготовка к восприятию.    а) Что вы знаете об акулах? 

Работа с текстом « Акула»

Резульнаты   ЦОКО

2 класс

Литературный текст

Информац. текст

Пониженный уровень 1

Базовый уровень          13

Повышенный уровень  3

Высокий          уровень 2

Пониженный уровень 3

Базовый уровень          14

Повышенный уровень  2

Высокий          уровень 0

Выше краевых

(75% (68%))

69% (69%))

Аку́лы - отряд хрящевых рыб, обладающий следующими отличительными особенностями: удлинённое тело торпедообразной формы, большой хвостовой плавник, обычно большое количество острых зубов на каждой челюсти.                                                              К настоящему времени известно более 526 видов акул: от глубоководной мелкой, длиной лишь 17 сантиметров, до китовой акулы  — самой большой рыбы (её длина достигает 20 метров). Акулы широко распространены в морях и океанах, от поверхности до глубины более 2000 метров. Большинство видов акул живёт 20—30 лет.В основном акулы передвигаются со скоростью примерно 8 км/ч, но при охоте или нападении ускоряются до 19 км/ч. 

№П\П

Вопросы

Ответы

1.

Назови отличительные особенности акул?

2.

Сколько видов акул известно в настоящее время?

3.

Каких размеров она бывает?

4.

Напиши места обитания акул?

5.

С какой скоростью охотятся акулы?

6.

Сколько лет составляет продолжительность жизни акулы?

Работа с индивидуальными листами рассказа Л.Н.Толстого « Акула».

Лист работы по тексту:

  1. Где стоял корабль?_________________________________________
  2. В какое время суток  произошло это событие? Докажите словами текста, что погода была жаркой? ___________________________________________________________________________________________________________________
  3. Где обычно купались все матросы?____________________________________
  4. Почему мальчики не стали купаться в парусе?  Докажи строчками текста.

___________________________________________________________

  1. С кем сравнивают мальчиков во время купания?______________

С кем сравнивается акула в рассказе?__________________

В течение урока по ходу чтения и устной работы после чтения заполняется таблица.

Событие

Настроение

1 Остановка корабля.

2.Купание в парусе.

Мальчики в открытом море.

4. Акула

5.Встреча с акулой.

6.Выстрел.

7. Дети спасены

Событие

Настроение

1 Остановка корабля.

Прекрасное

2.Купание в парусе.

Спокойное

3.Мальчики в открытом море.

Волнение

4. Акула.

Тревога, страх

5. Встреча с акулой.

Ужас мальчиков

6.Выстрел.

Ужас отца

7. Дети спасены

Радость и облегчение

На внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию:

 Занятие на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Песня кота  Леопольда « Если добрый ты»

 Выполнить задания по тексту.

Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал,
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.– 2 раза

Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны,
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.– 2 раза

С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно,
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно. – 2 раза

  1. Найдите в тексте слова, в которых говорится о том, как шёл по земле дождик?
  2. Вставьте в предложения пропущенные слова из текста.

Слышно ____________ в небе________  солнечных лучей________,
Если ___________ты, то всегда_______, а когда наоборот – _______.

  1. Чем советует поделиться со всеми автор песни?
  2. В каких строках, по-твоему, заключается основная мысль этой песни?

Свою работу по поиску информации я начала год назад, когда мои дети обучались во 2 классе. Вот результаты к которым мы пришли на данный момент:

Возвращаясь к теме и целям моей работы «Поиск информации в тексте, как основное средство формирования читательской грамотности обучающихся» хочется сказать, что используемые мною виды работ  с текстом помогут моим детям в конце 4 класса достойно выполнить ККРы.

Ф.И.

Мониторинг предметных результатов 2 класс

Мониторинг предметных результатов

 3 класс

1 пол-дие

2 пол-дие

Начало года

1  пол-дие

 Средний балл по предмету

1,1

1,3

1

1,3

Низкий    0-0,5б.

Базовый   0,6-1,6б.

Высокий   1,6-2 б.

Низкий  - 3 Базовый   -17

Высокий -2  

22 чел.

Низкий  - 2

Базовый   -16

Высокий  -4 22 чел.  

Низкий  - 3

Базовый   -14

Высокий -2  

 19 чел.

Низкий  - 2

Базовый   -13

Высокий -4  

19 чел.

Литературное чтение

Читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых значительных параметров готовности учащегося начальной школы к обучению в основной школе.

Одно из основных умений метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Хочу отметить, что развитие читательской грамотности происходит на  всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации.

1. Умения формируемые в рамках читательской грамотности

  • Осознанно читать и воспринимать на слух,
  • Воспроизводить (устно и письменно) тексты разнообразных типов: информационного и научного характера, литературные тексты;
  • Находить и  оценивать информацию из СМИ и Интернет ресурса,пользоваться источниками и ссылаться на них;
  • Извлекать самостоятельно найденную  информацию из любых источников;
  • Осуществлять разнообразные стратегии чтения при деятельности с текстом

2. Диагностический материал

  • Задания в тестовой форме.
  • Комплексные работы.
  • Контрольные тексты для проверки техники чтения.

3. Динамика уровня сформированности читательской грамотности

Диаграмма на слайде

 

Вход/диаг.

I четверть

Полугодие

Осознанное чтение

46%

52%

62%

Восприятие текста

52%

69%

69%

Восстановление текста

46%

52%

52%

Находить информацию

46%

46%

52%

Извлекать информацию

52%

77%

77%

4. Приёмы, технологии и формы коррекции

читательской грамотности.

Для этого мне самой пришлось изменить свой стиль преподавания. Использовать на практике современные технологии, такие как:

  • проблемно-диалогическая технология (на уроках можно предложить ученикам проблему, на основе которой они определяют тему урока, а затем учатся формулировать цели и задачи на конкретный урок);
  • технология формирования правильной читательской деятельности (использовать в своей практике учебно-методические пособия);
  • технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневый дифференцированный  подход (разного вида задания на уроке, а также домашнее задание);
  • применение ИКТ, а также технология оценивания учащимися своих достижений;
  • технологии развития критического мышления (это составление толстых и тонких вопросов, это ментальные карта, кластеры, проблемные ситуации, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки, составление синквейнов).

Применение на уроках рефлексии дает возможность учащимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить.

Для развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности учащихся.

Итак для формирования читательской грамотности необходимо использовать самые передовые технологии, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.

Учебные задания, направленные на формирование основных групп читательских умений

Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений 
1. Поиск информации, заданной в явном виде: 
найти конкретные сведения; 
найти значения слова и фразы;
определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде; 
определить время и место действия рассказа.

2. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте: 
установить связь между событиями; 
понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте; 

понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте; 

выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов. 


3. Интерпретация и обобщение информации: 
распознать общую идею или тему текста; 

описывать отношения между героями; 
сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста; 
понимать настроение и общий тон рассказа; 
находить практическое применение информации из текста. 
4. Оценка содержания, языка и структуры текста: 
оценивать правдоподобность описанных событий; 
описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта; 
оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте; 
определять отношения автора к основной теме текста. 


Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, педагог должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а так же в структуре урока. С целью осознания сути данных заданий рассмотрим варианты этих заданий на содержании учебных предметов «Литературное чтение» и «Окружающий мир». 

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования», выделено отдельное умение - «смысловое чтение».

В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения, надо уметь его рефлексировать. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения. Международные эксперты выделили и описали несколько уровней грамотности чтения, каждый из которых замерялся по параметрам «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание». Результаты проведенного исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Везде результаты российских школьников значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран.

По требованиям ФГОС в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией. В результате они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. С этой целью разработана программа "Чтение: работа с информацией (с текстом)". Данная программа является одним из разделов основного положения Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Междисциплинарная программа «ЧТЕНИЕ: РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ (С ТЕКСТОМ)»

Раздел «Получение, поиск и фиксация информации»

Выпускник научится:
1. воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
2. осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
3. использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
4. работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
5. ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
6. составлять   список используемой   литературы    и   других   информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги.

Выпускник получит возможность научиться:
7. находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях;
8. систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы или электронного каталога при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т.п.):
9. хранить информацию на бумажных (альбом, тетрадь и т. п.) и электронных носителях (диск, USB-накопителъ) в виде упорядоченной структуры (статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т.п.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

К устным продуктивным заданиям можно отнести следующие задания: -задай вопросы по теме урока, -сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока, -придумай научно-популярное название уроку, -объясни тему урока товарищам как можно проще с примерами. Письменные продуктивные задания: -запиши слова на новое изучаемое правило, -составление опорного сигнала (символа, схемы, таблицы, словаря опорных слов по данной теме), - придумать метафоры, загадки, стихотворение по теме, - раскрой тему урока в форме сказки и т.д.

Слайд 4

Задание: Сгруппируйте слова по определенному признаку. Голубь, солнышко, окно, степь, дядя, письмо, травушка, колесо, дедушка, яблоня, рожь. Задание на группировку

Слайд 5

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом. Техника активно-продуктивного чтения

Слайд 6

По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.

Слайд 7

Задание: Где могли встретиться эти слова? Докажи. Прата, кинга, пнеал, рчука. Придумай сказочную историю встречи.

Слайд 8

Отсроченная отгадка

Слайд 9

Оценка текста Задание: Как могут быть связаны между собой слова: лёд, вода, пар? Докажи.

Слайд 10

Задание 1. Какой он может себе представить Россию, исходя из текста Гимна? Задание 2. Идеи каких статей Конституции отражены в тексте Гимна Российской Федерации?

Слайд 11

ЗАДАЙ ВОПРОС

Слайд 12

Применяем наши знания Работаем группах: Задание: Выбрать продуктивное задание в учебнике, доказать, что оно продуктивное.

Слайд 13

Закончите фразу, выбрав 1-2 из перечня: Сегодня я узнал(а) … Было трудно … Теперь я могу … Я понял(а), что … У меня получилось … Было интересно … Меня удивило … Мне захотелось … Я думаю, что…



Предварительный просмотр:

Формирование познавательных УУД через продуктивные задания

На протяжении последних 6 –ти лет мы почувствовали,  как меняются акценты в постановке цели обучения – главное не передача суммы знаний, а обучение действиям, развитие умений. Рассказ учителя и пересказ учеником текста не могут сегодня быть главными средствами на уроке. Так как, слушая других и пересказывая чужие мысли, ученик никогда не научится думать и действовать самостоятельно, находить выход из любых ситуаций, познавать мир его окружающий. И на сегодняшний день наши учебники не являются нашими верными помощниками в заинтересованном обучении ребят, т.к. современные дети уже ни те. Дети автоматически читают задания, не вдумываясь в содержание текста и вопрос. Что из этого получается, мы все прекрасно знаем:  неумение решать задачи, работать с текстом, находить нужное, выполнять задание согласно вопросу.

Почему же это происходит? И как же научить ребёнка учиться?

Мне кажется, что решением одной из проблем являются неинтересные задания, которые предлагаются в наших учебниках, в них нет проблем и связи с жизнью. Давайте попробуем сегодня изменить эти задания и сделать их доступными и современными , чтобы они работали на формирование познавательных УУД.

А теперь мне бы хотелось у вас спросить, какова тема нашего занятия?

(Слайд)Как выдумаете, какие цели мы поставим перед собой, работая над сегодняшней темой?(1.Вспомнить,  какие умения называются познавательными?

 2. Узнать виды продуктивных заданий,  помогающих развитию познавательных умений.

Давайте вспомним,  какие познавательные УУД мы формируем у своих воспитанников к концу 4 класса:

(Слайд)          

• осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. • осуществление записи (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом

• использование  знаково-символические средстваи схемыдля решения задач;

• построение  сообщения в устной и письменной форме;

• ориентирование  в разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов;

• осуществлять анализ объектов;

 осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения;

• обобщать;

• устанавливать аналогии;

Слайд:  Теперь давайте вспомним,  какими могут быть продуктивные задания. Они делятся на устные и письменные.

К устным продуктивным заданиям можно отнести следующие задания:

-задай вопросы по теме урока

-сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока

-придумай научно-популярное название уроку

-объясни тему урока однокласснику как можно проще, с примерами

Письменные продуктивные задания:

-запиши слова на новое изучаемое правило,

-составление опорного сигнала (символа, схемы, таблицы, словаря опорных слов по данной теме),

- придумать метафоры, загадки, стихотворение по теме,

- раскрой тему урока в форме сказки и т.д.

Зная, какие познавательные УУД мы должны развить к концу 4 класса и вспомнив,какими могут быть продуктивные задания, попробуем подобрать задания, которые будут интересны, поучительны, а значит, продуктивны для учеников.

Одни из таких заданий основаны таких на технике активно-продуктивного чтения.Она помогает организовать самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Предложите ученикам при работе с текстом выполнить ряд другихзаданий,  и  чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.

Попробуйте  сами прочитать приводимый ниже отрывок:

Слайд про Тихий океан

(Из 5 суещствуиющхоекаонв в мриетокльоТиихймжоетповхастьтасясовимирамзермаи и гбилунами. Его пщалодьсотасвялет 169,2 млн. км².

Ему принадлежит почти половина (46%) мирового водного пространства. Если принять весь Земной шар за 100%, то Тихому океану принадлежит 30% всей поверхности на планете.

А ккаойокаенсмаыйгболукий? Все тот же Тихий! Благодаря Марианской впадине, которая образовалась в результате столкновения двух океанических плит. Глубина её впечатляет – 11035 метров!)

Ну что, справились с заданием? Уверена, без особых проблем. Но в данном случае это не только размещённый в тест на узнавание текста, но и серьёзный научный вывод, который нельзя проигнорировать:

По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.

Скажите, пожалуйста, на каком из уроков применимо это задание. Докажите. Тяжело?  Попробуем вернуться к этому заданию позже, а сейчас я предложу вам несколько видов продуктивных заданий, которые сама использую на уроках.

Итак, мы на уроке русского языка.

Слайд

Задание:Задание: разделить слова на группы.   Выбери лишнее. Докажи.
Кеды, туфли, сапоги, калоши, коробка, сандалии.

Подумай, где могли встретится эти предметы?  

Придумай интересную историю на тему:  « Разговор старой и новой обуви»

Итак, какиепознавательные УУД  использованы  в этом  задании? Как вы думаете, детям интересно будет работать с этим заданием.

Попробуем найти применение продуктивным заданиям на уроке математики:

Слайд:

Задача: Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 420 км, на своём легковом автомобиле водитель проехал за 3 часа. Двигаясь из пункта Вв пункт С с такой же скоростью, на очередном повороте он не справился с управлением и попал в аварию. Почему произошла авария?

Схема:( слайд)       Вопросы:

Как вы думаете почему это произошло?  

Можем мы сразу ответить на  поставленный вопрос?

Может ли нам пригодиться в нашей жизни эта задача?

Что нужно было сделать водителю, чтобы избежать аварии?

Какие же познавательные УУД  использованы  в в этом  задании? Согласитесь, что это задание связано с жизнью и поведением на дорогах.

Урок окружающего мира:

Замечательный пример использования оценки текста с песней:

Представьте себе, что текст песни попал в руки иностранца, который ничего не знает о нашей стране.

Какой он может себе представить Россию, исходя из текста?

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек!

От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей

Человек проходит, как хозяин

Необъятной Родины своей!

Всюду жизнь и вольно и широко,

Точно Волга полная, течет.

Молодым - везде у нас дорога,

Старикам - везде у нас почет.

Таким образом, текст как инструмент познания становится более эффективным, когда мы создаём условия  его критичного осмысления. Одним из таких приёмов и может стать оценивание текста.

Слайд :Применим эти задания на уроке окружающего мира и истории

 Как можно связать эти две иллюстрации? Попробуйте сформулировать тему урока.

Найдите объяснение названию битвы? ( Можно использовать различные источники)

1.  Историческая беллетристика связывает название со степными куликами — кроншнепами. Якобы эти птицы в изобилии водились в округе.

2.  Вероятнее всего, речь идет просто о «кулиге» . По Далю — это «ровное место, чистое и  безлесое» , а по «Словарю русского языка XI—XVII веков» — «участок земли  на берегу реки (в излучине, по плесу) , используемый как сенокосное угодье» .

Давайте вернёмся к заданию про океан. Разбейтесь по группам и попробуйте по этому тексту и иллюстрациям  выполнить групповое задание. Задание для групп: составить продуктивное задание по предметам ( русский язык, математика, география, биология)

Из 5 суещствуиющхоекаонв в мриетокльоТиихймжоетповхастьтасясовимирамзермаи и гбилунами. Его пщалодьсотасвялет 169,2 млн. км².

Ему принадлежит почти половина (46%) мирового водного пространства. Если принять весь Земной шар за 100%, то Тихому океану принадлежит 30% всей поверхности на планете.

А ккаойокаенсмаыйгболукий? Все тот же Тихий! Благодаря Марианской впадине, которая образовалась в результате столкновения двух океанических плит. Глубина её впечатляет – 11035 метров!

Мини — рефлексия:Вспомните,  какие цели мы ставили в начале нашего занятия?

Освоили  ли вы их?

Хочется вас спросить:  вам понятно, что такое продуктивное задание? Сможете ли завтра придя на урок, составить самостоятельно продуктивное задание? Попробуйте и убедитесь как изменятся ваши дети

Слайд

Рефлексия.

Закончите фразу, выбрав 1-2 из перечня:

Сегодня я узнал(а)  …

Теперь я могу …

Я понял(а), что …

У меня получилось …

Было интересно …

Меня удивило …

Я думаю, что…

Спасибо всем за работу!

Желаю вам, чтобы ваши дети с помощью продуктивных заданий могли сориентироваться в новой и незнакомой ситуации, быстро найти достойный выход из неё, любили наши уроки, были активны и домашние задании выполняли с увлечением.