Главные вкладки

    Материалы олимпиад

    Кудрявцева Светлана Вячеславовна

    Задания помогут плодотворнее готовиться к олимпиадам

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2011.doc75.5 КБ
    Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2012.doc67 КБ
    Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2013.doc108.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    11  КЛАСС

    1. В языке некоторых Интернет-сообществ встречаются странные написания, ставшие, правда, в последнее время очень популярными в молодёжной среде. Например, «сетяне» пишут афтор, вместо автор, жжот вместо жжёт, ацкий, вместо адский. Происходит так называемая фонетизация письма: пишут так, как слышат, произносят.

    Однако в литературном языке написание слов основывается в большинстве случаев на другом принципе – морфологическом (или морфемном): пиши не так, как слышишь, а  одну и ту же морфему единообразно, независимо от произношения -  вода [вада] и воды [воды]. В то же время некоторые орфограммы русского языка пишутся на основе фонетического принципа («пиши, как слышишь»).

    Назовите эти орфограммы, сопроводив каждую примером.

    2. Исходя из данных контекстов составьте словарную статью слова  праздный, перечислив значения этого прилагательного. Как вы думаете, какие значения являются устаревшими для современного русского языка?

    Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.

    Дева печально сидит, праздный держа черепок.

    Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

    Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит. (А.С. Пушкин)

    Слова бывают разные –

    То дельные, то праздные.

    То честные, правдивые,

    То льстивые, фальшивые… (В. Полторацкий)

    Праздно говоришь это.

    Праздное время тоже утомить может.

    Праздная молодость промчалась…

    Вот и закончилась праздная неделя.

    3. Филькина, эзопов, гомеров, Юрьев, гордиев, авгиевы, адамовы, аннибалова, ариаднина, Архимедов, ахиллесова, буриданов, валаамова, валтасаров, дамоклов, Демьянова, кухаркины, пиррова, медвежья, прокрустово, птичий, сизифов, Тришкин, шемякин, крокодиловы, Марсово

            Восстановить до полноты устойчивые словосочетания.

            Что они обозначают?

            Что вам известно об их происхождении?

            Что общего  у этих слов с морфологической точки зрения?

    4. Академик, ботаник, гномик, историк, карлик, классик, комик, критик, лирик, логик, математик, медик, меланхолик, механик, мистик, мужик, прозаик, романтик, сатирик, словесник, таджик, теоретик, трагик, физик, французик, химик, циник, чудик.

    В каких словах -ик можно выделить как отдельную морфему? Каковы её значения? Разбейте слова по группам в соответствии со значением суффикса.

    Какие слова с точки зрения морфемного состава можно разобрать двояко? Почему?

    В каком слове суффикс -ик выделяется только с этимологической (исторической) точки зрения? Как вы думаете, какое значение это слово имело в древнерусском языке?

    5. Приведите примеры иноязычных слов (1-3 слова), в которых возможно произношение гласного [о] в безударном положении.

    6. Счастлив писатель который мимо характеров скучных противных поражающих печальною своею действительностью приближается к характерам являющим высокое достоинство человека который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал один немногие исключения который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры не ниспускался с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям  и не касаясь земли весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. (Н.В. Гоголь)

    1) Напишите предложение со знаками препинания.

    2) Подчеркните грамматические основы и укажите количество простых предложений.

    3) Охарактеризуйте стиль писателя, воплотившийся в данном тексте.

    Что изменилось в восприятии текста со времени его создания? Почему?

    4) Напишите в транскрипции подчёркнутые слова.

    5) Разберите слова отторгнутые и ежедневно по составу.

    6) Какой частью речи является выделенное слово?  В роли какой части речи оно может употребляться ещё? Приведите пример такого употребления.

    7. Текстовая задача. Фразы двух литературных героев (Винни-Пуха и его друга Кристофера Робина) выпали из книги и перепутались. Расставьте их в таком порядке, чтобы получился диалог. Укажите, кто какую реплику произносят.

    Объясните подробно (связным текстом), какие речевые особенности помогли вам решить эту задачу и правильно определить последовательность реплик.

    (а) - Я хожу!

    (б) - Воздушного шара?

    (в) - Доброе утро, Винни-Пух!

    (г) - Мёд.

    (д) - Доброе утро, Кристофер Робин!

    (е) - Да, я как раз шёл и думал: «Нет ли у Кристофера Робина случайно воздушного шара?» Мне было просто интересно.

    (ж) - Кто же ходит за мёдом с воздушными шарами?

    (з) - Зачем тебе понадобился воздушный шар?

    (и) Интересно, нет ли у тебя воздушного шара?

    Удачи!


    РУССКИЙ ЯЗЫК

    2009-2010

    10 КЛАСС

    1. Есть ли в этом ряду родственные с исторической точки зрения слова? Выпишите их парами или рядами.

    Белка, вешалка, ворота, восемь, градостроительство, делец, завтрак, занавеска, заутреня, колодец, народ, неделя, обед, огород,  осьминог, палец, палка, платье, плато, платок, побелка, порох, пороша, прах, привратник, природа, урод, холодец, яства.

    1. Ча, ща, чу, щу. Почему данные сочетания пишутся так, а не иначе (например чя, щя, чю, щю)? Мотивируйте существующее правило.

    1. Подчеркните сказуемые и определите их тип:

    Мы будем петь и смеяться как дети.

    Сад теперь мой.

    Я гений.

    Рад забыть прошлое.

    Мы рады встрече.

    Он одержал победу в бою.

    Ты принял участие в конкурсе?

    Давай дружить!

    Нам не дано понять это.

    Решение дано ниже.

    1. Составьте предложения с прямой речью по схемам:
    1. «П, - а: - П».
    2. «П, - а, - п».
    3. «П, - а, - П».
    4. А: «П, - а. – П».
    5. А: «П, - а, - п».

    П – прямая речь (с большой буквы)

    п – прямая речь (с маленькой буквы)

    А – слова автора (с большой буквы)

    а – слова автора (с маленькой буквы)

    1. Филькина, эзопов, гомеров, Юрьев, гордиев, авгиевы, ахиллесова,   дамоклов, Демьянова, медвежья, прокрустово, птичий, сизифов, Тришкин, крокодиловы, Марсово

            Восстановить до полноты устойчивые словосочетания.

            Что они обозначают?

            Что вам известно об их происхождении?

            Что общего  у этих слов с морфологической точки зрения?

    1. Счастлив  писатель который мимо  характеров скучных  противных поражающих печальною своею действительностью приближается к характерам являющим высокое достоинство человека который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал один немногие исключения который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры не ниспускался с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям  и не касаясь земли весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. (Н.В. Гоголь)

    1) Напишите предложение со знаками препинания.

    2) Подчеркните грамматические основы и укажите количество простых предложений.

    3) Охарактеризуйте стиль писателя, воплотившийся в данном тексте.

    Что изменилось в восприятии текста со времени его создания? Почему?

    4) Напишите в транскрипции подчёркнутые слова.

    5) Разберите слова отторгнутые и ежедневно по составу.

    6) Какой частью речи является выделенное слово?  В роли какой части речи оно может употребляться ещё? Приведите пример такого употребления.

    1. Какими средствами достигается выразительность данных заголовков?

            «ПРОзрение» (заголовок статьи, посвящённой эксперименту в области оптики)

            «Телеигры стали самым слабым звеном»

            «От ворот – поворот» (статья о футболе)

            «Не так страшен ген, как его малюют»

            «Что наша жизнь? Игра. Чужая!»

            «Пишу вам с болью в душе и пояснице»

            «ЖЭУ – новые, проблемы  - старые»

    Удачи!


    РУССКИЙ ЯЗЫК

    2009-2010

    9 КЛАСС

    1. Есть ли в этом ряду слова, родственные с исторической точки зрения? Выпишите их.

    Белка, вешалка, ворота, восемь, градостроительство, делец, завтрак, занавеска, заплата, заутреня, народ, неделя, обед, огород,  осьминог, палец, палка, платье, плато, платок, побелка, порох, пороша, прах, привратник, природа, урод, яства.

    2. Ча, ща, чу, щу. Почему данные сочетания пишутся так, а не иначе (например чя, щя, чю, щю)? Мотивируйте существующее правило.

    3. Какие значения в современном русском языке имеет слово слог?

    Какое значение первично и почему?

    Почему в толковых словарях содержатся две словарные статьи с этим словом:

    СЛОГ1

    СЛОГ2

    Как называется языковое явление, отражённое в словаре таким образом?

    4. На одной  избе, вместо  крыши, лежали целиком ворота: провалившиеся  окна подперты  были жердями, стащенными  с господского  амбара. Как видно, в хозяйстве исполнялась система Тришкина кафтана: отрезывались обшлага  и фалды на заплату локтей. (Н.В. Гоголь)

    Определите разряд прилагательных господский, Тришкин.

    Определите часть речи подчёркнутых  слов.

    Напишите слово господского в транскрипции.

    Какое значение имеет фразеологизм Тришкин кафтан? Откуда пошло это выражение? Какие вам известны устойчивые выражения, в состав которых входит прилагательное того же разряда, что и Тришкин.

    5. Выполните фонетический разбор слова жизнь. В древнерусском языке это слово имело не один, а два слога, как и, например, слово миръ. Как вы думаете, почему?

    6. Выпишите из этого ряда только подчинительные словосочетания. Главное слово в них отметьте крестиком и определите тип связи (согласование, управление, примыкание).

    Одинокое дерево; работа окончена; вдруг заметил; из-за болезни; к опытному педагогу; газеты и журналы; чувствуя поддержку; будет студентом; выезд из города; словно в сказке; видел, но не остановился; он учитель; красный от смущения; не смог победить; восхищён искусством; взглянув, рассмеялся; здание, восстановленное недавно; птица запела; путь к морю.

    7. Утренник, дневник, полдник, вечерник, ночник.

    Как вы думаете, почему усвоение этих слов иностранцами может вызвать затруднение?

    8. Назовите авторов известных вам лингвистических словарей. Укажите названия словарей.

    9.  Продолжите стихотворение ещё одним четверостишием.

    Слова бывают разные –

    То дельные, то праздные.

    То честные, правдивые,

    То льстивые, фальшивые… (В. Полторацкий)

    Удачи!


    РУССКИЙ ЯЗЫК

    2009-2010

    8  КЛАСС

    1. Утренник, дневник, полдник, вечерник, ночник.

    Как вы думаете, почему усвоение этих слов иностранцами может вызвать затруднение?

    2. Назовите авторов известных вам лингвистических словарей. Укажите названия словарей.

    3. Какие этикетные речевые формулы восходят к формам повелительного наклонения глагола?

    4. Напишите все известные вам:

    1) имена существительные, совпадающие с цветовыми прилагательными в форме множественного числа;

    2) устойчивые словосочетания, включающие  цветовое прилагательное. Например: белый стих.

            5. Иванóв – Ивáнов. Какой вариант ударения красноречиво «говорит» о происхождении русских фамилий? Объясните свой ответ.

            6. «Язык, кстати, связан с ландшафтом. В Армении гористая местность и слова – тоже гористые. Может встретиться фамилия, где пять согласных подряд: Мкртчян. А в Эстонии равнинная местность. Там такие слова: Сааремаа. Северные языки протяжные. К югу ускоряются. Французский язык набирает скорость, а испанский уже сыплет, как горох на блюдо». (В. Токарева)

                    1) Какой частью речи может быть слово кстати (в данном тексте оно является вводным словом)?

                    2) Выполните фонетический разбор слова ландшафтом.

                    3) Выпишите слова, которые в этом тексте употреблены в переносном значении.

                    4) Сыплет, как горох на блюдо. Замените этот оборот другими синтаксическими конструкциями, создающими сравнение.

                    5) Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

                    6) Являются ли выделенные слова благозвучными с точки зрения русского языка. Докажите свою точку зрения.

                    7) Можно ли отнести этот текст к научному стилю? Обоснуйте свой ответ.

    7. Ча, ща, чу, щу. Почему данные сочетания пишутся так, а не иначе (например чя, щя, чю, щю)? Мотивируйте существующее правило. Как вы объясните написание Мкртчян?

    8.         Для того чтобы лучше запомнить ударение в некоторых словах, придумываются короткие стишки, в которых трудное с точки зрения нормы слово легко рифмуется. Например: Шторы нам не привози: Мы закажем жалюзи.

            Придумайте подобные строчки к словам кремы, банты, диспансер.

    Удачи!


    РУССКИЙ ЯЗЫК

    2009-2010

    7 КЛАСС

            1. Утренник, дневник, полдник, вечерник, ночник.

    Как вы думаете, почему усвоение этих слов иностранцами может вызвать затруднение?

    2. Назовите авторов известных вам лингвистических словарей. Укажите названия словарей.

    3. Есть ли в этом ряду слова,  родственные с исторической точки зрения. Выпишите их.

    Белка, вешалка, ворота, восемь, градостроительство, делец, завтрак, занавеска, заплата, заутреня, народ, неделя, обед, огород,  осьминог, палец, палка, платье, плато, платок, побелка, порох, пороша, прах, привратник, природа, урод, яства.

    4. На одной  избе, вместо  крыши, лежали целиком ворота: провалившиеся  окна подперты  были жердями, стащенными  с господского  амбара. Как видно, в хозяйстве исполнялась система Тришкина кафтана: отрезывались обшлага1 и фалды на заплату локтей. (Н.В. Гоголь)

    Определите разряд прилагательных господский, Тришкин.

    Какое значение имеет фразеологизм Тришкин кафтан? Откуда пошло это выражение? Какие вам известны устойчивые выражения, в состав которых входит прилагательное того же разряда, что и Тришкин.

    5. «Язык … связан с ландшафтом. В Армении гористая местность и слова – тоже гористые. Может встретиться фамилия, где пять согласных подряд: Мкртчян. А в Эстонии равнинная местность. Там такие слова: Сааремаа. Северные языки протяжные. К югу ускоряются. Французский язык набирает скорость, а испанский уже сыплет, как горох на блюдо». (В. Токарева)

                    1) Выполните фонетический разбор слов ландшафтом и местность. Какая орфограмма их объединяет?

                    2) Выпишите слова, которые в этом тексте употреблены в переносном значении.

                    3) Сыплет, как горох на блюдо. Как называется этот оборот?

                    4) Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

                    5) Являются ли выделенные слова благозвучными с точки зрения русского языка. Докажите свою точку зрения.

                    6) Какое слово противоречит правилу русской орфографии? Как вы думаете, почему оно всё же именно в таком написании употребляется в русских текстах.

    6. Для того чтобы лучше запомнить ударение в некоторых словах, придумываются короткие стишки, в которых трудное с точки зрения нормы слово легко рифмуется. Например: Шторы нам не привози: Мы закажем жалюзи.

            Придумайте подобные строчки к словам крéмы, бáнты, тóрты.

    Удачи!

     



    Предварительный просмотр:

    РУССКИЙ ЯЗЫК 2011/12

    11 КЛАСС

    1. Душа родилась крылатой.

    Докажите, что выделенное слово связано с другими словами предложения двумя разными типами подчинительной связи.  Что это за типы связи?

    2. По образному выражению одного из современных языковедов, междометия – «частеречные бомжи». Как это понимать? Можно ли  с этим согласиться?

    3. Чем занимались в старину овчарь, коварь, клеветарь, кравáрь?

    Какое слово лишнее?

    Корни каких слов отражают историческое чередование звуков?

    От какого слова было образовано с помощью суффикса -ар слово  кочегар?

    4. Сформулируйте смысловые оттенки, которыми различаются приведённые ниже глаголы, соотнося значения слов со значением производящего глагола (читать).

    Почитывать, зачитаться, перечитать, начитаться, поначитать, дочитаться, учитаться, зачитать.

    Какие глаголы многозначны? Докажите примерами их употребления.

    5. В СМИ появились такие выражения: высокоэтажные и низкоэтажные дома, низкоэтажное строительство, высокоэтажные работы, низкоэтажная застройка, низкоэтажный объект.

    Каким способом образованы прилагательные высокоэтажный, низкоэтажный?

    Удачны ли эти прилагательные? Какие слова вы бы предложили в качестве замены? Почему?

    6. Я знаю её и её июльских подруг.

    Сколько зияний в этой фразе?

    Для справки: зияние (греч. хиатус) – сочетание двух или более гласных подряд

    7. Слово песнь может обозначать раздел эпической поэмы или само эпическое произведение (вспомним «Песнь о вещем Олеге» Пушкина).

    Помогите автору закончить фразу, используя падежные формы слова песнь:

    В поэме Вергилия «Энеида» двенадцать …

    Обратимся к третьей … поэмы.

    8. За окнами душное лето. Современный синтаксис допускает двоякий разбор подобных предложений. Чем эти разборы отличаются?

    9. Двоякий, двойственный, двойной. Как в лексикологии называются такие слова? Как они называются в словообразовании? Укажите смысловые различия слов. Приведите примеры употребления данных прилагательных, иллюстрирующие: а) их смысловые различия, б) их общие значения.

    10. Почему предлог так называется? Есть ли предлог, которой может нарушать привычный порядок следования?

    Слово богадельня образовано сложением формы родительного падежа существительного бог (о чём свидетельствует буква «а») и предлога.

    Что это за предлог и каково было его значение?

    11. В «Словаре современного русского литературного языка», включающем 17 томов, три тома (!) посвящены словам на одну и ту же букву.

    Что это за буква? Почему с неё начинается так много слов?

    12. Разберите по составу выделенные слова:

    Книги учёных мужей.

    Дамы собрались без мужей.

    Обоснуйте свой разбор.

    13. Какой морфемой может быть ЛИБО? Докажите.

    Каково происхождение этого слова?

    УДАЧИ!

    РУССКИЙ ЯЗЫК 2011/12

    10 КЛАСС

    1. Душа родилась крылатой.

    Докажите, что выделенное слово связано с другими словами предложения двумя разными типами подчинительной связи.  Что это за типы связи?

    2. По образному выражению одного из современных языковедов, междометия – «частеречные бомжи». Как это понимать? Можно ли  с этим согласиться?

    3. Чем занимались в старину овчарь, коварь, клеветарь, кравáрь?

    Какое слово лишнее?

    Корни каких слов отражают историческое чередование звуков?

    От какого слова было образовано с помощью суффикса -ар слово  кочегар?

    4. Сформулируйте смысловые оттенки, которыми различаются приведённые ниже глаголы, соотнося значения слов со значением производящего глагола (читать).

    Почитывать, зачитаться, перечитать, начитаться, поначитать, дочитаться, учитаться, зачитать.

    Какие глаголы многозначны? Докажите примерами их употребления.

    5. Как образованы неологизмы стобалльник, откатинг, брехлама, выделенка? Что они обозначают? Какие из них авторские, какие общенародные?

    6. Я знаю её и её июльских подруг.

    Сколько зияний в этой фразе?

    Для справки: зияние (греч. хиатус) – сочетание двух или более гласных подряд.

    7. Слово песнь может обозначать раздел эпической поэмы или само эпическое произведение (вспомним «Песнь о вещем Олеге» Пушкина).

    Помогите автору закончить фразу, используя падежные формы слова песнь:

    В поэме Вергилия «Энеида» двенадцать …

    Обратимся к третьей … поэмы.

    8. За окнами душное лето. Современный синтаксис допускает двоякий разбор подобных предложений. Чем эти разборы отличаются?

    9. Двоякий, двойственный, двойной. Как в лексикологии называются такие слова? Как они называются в словообразовании? Укажите смысловые различия слов. Приведите примеры употребления данных прилагательных, иллюстрирующие: а) их смысловые различия, б) их общие значения.

    10. Почему предлог так называется? Есть ли предлог, которой может нарушать привычный порядок следования?

    Слово богадельня образовано сложением формы родительного падежа существительного бог (о чём свидетельствует буква «а») и предлога.

    Что это за предлог и каково было его значение?

    11. В «Словаре современного русского литературного языка», включающем 17 томов, три тома (!) посвящены словам на одну и ту же букву.

    Что это за буква? Почему с неё начинается так много слов?

    12. Разберите по составу выделенные слова:

    Книги учёных мужей.

    Дамы собрались без мужей.

    Обоснуйте свой разбор.

    13. Какой морфемой может быть ЛИБО? Докажите.

    Каково происхождение этого слова?

    УДАЧИ!

    РУССКИЙ ЯЗЫК 2011/12

    9 КЛАСС

    1. Придумайте слово, в котором:

     а) звуков было бы больше, чем букв, на 1 звук,

    б) на 2 звука,

    в) в 2 раза,

    г) букв было бы больше, чем звуков, на 1 букву,

    д) на 2 буквы.

    2. По образному выражению одного из современных языковедов, междометия – «частеречные бомжи». Как это понимать? Можно ли  с этим согласиться?

    3. Чем занимались в старину овчарь, коварь, клеветарь, кравáрь?

    Какое слово лишнее?

    Корни каких слов отражают историческое чередование звуков?

    От какого слова было образовано с помощью суффикса -ар слово  кочегар?

    4. Сформулируйте смысловые оттенки, которыми различаются приведённые ниже глаголы, соотнося значения слов со значением производящего глагола (читать).

    Почитывать, зачитаться, перечитать, начитаться, зачитать.

    Какие глаголы многозначны? Докажите примерами их употребления.

    5. Как образованы неологизмы брехлама, выделенка? Что они обозначают? Какой из них авторский, какой общенародный?

    6. Я знаю её и её июльских подруг.

    Сколько зияний в этой фразе?

    Для справки: зияние (греч. хиатус) – сочетание двух или более гласных подряд.

    7. Слово песнь может обозначать раздел эпической поэмы или само эпическое произведение (вспомним «Песнь о вещем Олеге» Пушкина).

    Помогите автору закончить фразу, используя падежную форму слова песнь:

    Обратимся к третьей … поэмы.

    8. За окнами душное лето. Современный синтаксис допускает двоякий разбор подобных предложений. Чем эти разборы отличаются?

    9. Двоякий, двойственный, двойной. Как в лексикологии называются такие слова? Как они называются в словообразовании? Укажите смысловые различия слов. Приведите примеры употребления данных прилагательных, иллюстрирующие: а) их смысловые различия, б) их общие значения.

    10. Почему предлог так называется? Есть ли предлог, которой может нарушать привычный порядок следования?

    Слово богадельня образовано сложением формы родительного падежа существительного бог (о чём свидетельствует буква «а») и предлога.

    Что это за предлог и каково было его значение?

    11. В «Словаре современного русского литературного языка», включающем 17 томов, три тома (!) посвящены словам на одну и ту же букву.

    Что это за буква? Почему с неё начинается так много слов?

    УДАЧИ!

    ключи

    11 КЛАСС

    1. Душа родилась крылатой.

    Докажите, что выделенное слово связано с другими словами предложения двумя разными типами подчинительной связи.  Что это за типы связи?

    ОТВЕТ управление – с глаголом, согласование (частичное, т.е. по роду и числу) – с существительным

    2. По образному выражению одного из современных языковедов, междометия – «частеречные бомжи». Как это понимать? Можно ли  с этим согласиться?

    3. Чем занимались в старину овчарь, коварь, клеветарь, кравáрь?

    Какое слово лишнее?

    Корни каких слов отражают историческое чередование звуков?

    От какого слова было образовано с помощью суффикса -ар слово  кочегар?

    ОТВЕТ Лишнее слово клеветарь.

    От слова кочерга.

    4. Сформулируйте смысловые оттенки, которыми различаются приведённые ниже глаголы, соотнося значения слов со значением производящего глагола (читать).

    Почитывать, зачитаться, перечитать, начитаться, поначитать, дочитаться, учитаться, зачитать.

    Какие глаголы многозначны? Докажите примерами их употребления.

    ОТВЕТ Многозначны глаголы: перечитать, зачитать

    5. В СМИ появились такие выражения: высокоэтажные и низкоэтажные дома, низкоэтажное строительство, высокоэтажные работы, низкоэтажная застройка, низкоэтажный объект.

    Каким способом образованы прилагательные высокоэтажный, низкоэтажный?

    Удачны ли эти прилагательные? Аргументируйте свой ответ. Какие слова вы бы предложили в качестве замены? Почему?

    ОТВЕТ сложносуффиксальный способ (сложение + суффиксация). Замена: многоэтажный, малоэтажный.

    6. Я знаю её и её июльских подруг.

    Сколько зияний в этой фразе?

    Для справки: зияние (греч. хиатус) – сочетание двух или более гласных звуков подряд.

    ОТВЕТ Два

    7. Слово песнь может обозначать раздел эпической поэмы или само эпическое произведение (вспомним «Песнь о вещем Олеге» Пушкина).

    Помогите автору закончить фразу, используя падежные формы слова песнь:

    В поэме Вергилия «Энеида» двенадцать …

    Обратимся к третьей … поэмы.

    ОТВЕТ песней, песни

    8. За окнами душное лето. Современный синтаксис допускает двоякий разбор подобных предложений с точки зрения состава грамматической основы. Чем эти разборы отличаются?

    ОТВЕТ 1) назывное предложение; 2) двусоставное неполное (опущено сказуемое).

    9. Двоякий, двойственный, двойной. Как в лексикологии называются такие слова? Как они называются в словообразовании? Укажите смысловые различия слов. Приведите примеры употребления данных прилагательных, иллюстрирующие: а) их смысловые различия, б) их общие значения.

    ОТВЕТ Паронимы, в некоторых значениях - синонимы. Однокоренные слова.

    Значения:

    Двоякий - проявляющийся в двух видах, двойной (сочетается только с отвлечёнными сущ.).

    Двойственный 1. Такой, который содержит в себе два различных качества, нередко противоречащих друг другу; противоречивый, 2. Двуличный, неискренний, нелицемерный, 3. устар. Касающийся двух, двоих.

    Двойной 1. Состоящий из двух однородных или подобных предметов, частей; имеющий однородные или подобные части, 2. Вдвое больший, увеличенный в два раза, 3. Двуличный, неискренний, лицемерный.

    10. Почему предлог так называется? Есть ли предлог, которой может нарушать привычный порядок следования?

    Слово богадельня образовано сложением формы родительного падежа существительного бог (о чём свидетельствует буква «а») и предлога.

    Что это за предлог и каково было его значение?

    ОТВЕТ Ради, спустя

    Богадельня – бога+для (для=ради)

    11. В «Словаре современного русского литературного языка», включающем 17 томов, три тома (!) посвящены словам на одну и ту же букву.

    Что это за буква? Почему с неё начинается так много слов?

    ОТВЕТ Буква «п».

    12. Разберите по составу выделенные слова:

    Книги учёных мужей.

    Дамы собрались без мужей.

    Обоснуйте свой разбор.

    ОТВЕТ В первом случае -ей окончание, во втором – суффикс.

    13. Какой морфемой может быть ЛИБО? Докажите.

    Каково происхождение этого слова?

    ОТВЕТ Корень, суффикс, постфикс.

    Ли+ бо (бо < ибо – первоначально усилительная частица).

     

    ключи

    10 КЛАСС

    1. Душа родилась крылатой.

    Докажите, что выделенное слово связано с другими словами предложения двумя разными типами подчинительной связи.  Что это за типы связи?

    ОТВЕТ управление – с глаголом, согласование (частичное, т.е. по роду и числу) – с существительным

    2. По образному выражению одного из современных языковедов, междометия – «частеречные бомжи». Как это понимать? Можно ли  с этим согласиться?

    3. Чем занимались в старину овчарь, коварь, клеветарь, кравáрь?

    Какое слово лишнее?

    Корни каких слов отражают историческое чередование звуков?

    От какого слова было образовано с помощью суффикса -ар слово  кочегар?

    ОТВЕТ Лишнее слово клеветарь.

    От слова кочерга.

    4. Сформулируйте смысловые оттенки, которыми различаются приведённые ниже глаголы, соотнося значения слов со значением производящего глагола (читать).

    Почитывать, зачитаться, перечитать, начитаться, поначитать, дочитаться, учитаться, зачитать.

    Какие глаголы многозначны? Докажите примерами их употребления.

    ОТВЕТ Многозначны глаголы: перечитать, зачитать

    5. Как образованы неологизмы стобалльник, откатинг, брехлама, выделенка? Что они обозначают? Какие из них авторские, какие общенародные? Почему?

    ОТВЕТ Общенародные – стобалльник (сложение+ суффиксация), выделенка (суффиксация).

    Откатинг – суффиксальный. Брехлама – контаминация двух слов

    6. Я знаю её и её июльских подруг.

    Сколько зияний в этой фразе?

    Для справки: зияние (греч. хиатус) – сочетание двух или более гласных подряд.

    ОТВЕТ Два

    7. Слово песнь может обозначать раздел эпической поэмы или само эпическое произведение (вспомним «Песнь о вещем Олеге» Пушкина).

    Помогите автору закончить фразу, используя падежные формы слова песнь:

    В поэме Вергилия «Энеида» двенадцать …

    Обратимся к третьей … поэмы.

    ОТВЕТ песней, песни

    8. За окнами душное лето. Современный синтаксис допускает двоякий разбор подобных предложений с точки зрения состава грамматической основы. Чем эти разборы отличаются?

    ОТВЕТ 1) назывное предложение; 2) двусоставное неполное (опущено сказуемое).

    9. Двоякий, двойственный, двойной. Как в лексикологии называются такие слова? Как они называются в словообразовании? Укажите смысловые различия слов. Приведите примеры употребления данных прилагательных, иллюстрирующие: а) их смысловые различия, б) их общие значения.

    ОТВЕТ Паронимы, в некоторых значениях - синонимы. Однокоренные слова.

    Значения:

    Двоякий - проявляющийся в двух видах, двойной (сочетается только с отвлечёнными сущ.).

    Двойственный 1. Такой, который содержит в себе два различных качества, нередко противоречащих друг другу; противоречивый, 2. Двуличный, неискренний, нелицемерный, 3. устар. Касающийся двух, двоих.

    Двойной 1. Состоящий из двух однородных или подобных предметов, частей; имеющий однородные или подобные части, 2. Вдвое больший, увеличенный в два раза, 3. Двуличный, неискренний, лицемерный.

    10. Почему предлог так называется? Есть ли предлог, которой может нарушать привычный порядок следования?

    Слово богадельня образовано сложением формы родительного падежа существительного бог (о чём свидетельствует буква «а») и предлога.

    Что это за предлог и каково было его значение?

    ОТВЕТ Ради, спустя

    Богадельня – бога+для (для=ради)

    11. В «Словаре современного русского литературного языка», включающем 17 томов, три тома (!) посвящены словам на одну и ту же букву.

    Что это за буква? Почему с неё начинается так много слов?

    ОТВЕТ Буква «п».

    12. Разберите по составу выделенные слова:

    Книги учёных мужей.

    Дамы собрались без мужей.

    Обоснуйте свой разбор.

    ОТВЕТ В первом случае -ей окончание, во втором – суффикс.

    13. Какой морфемой может быть ЛИБО? Докажите.

    Каково происхождение этого слова?

    ОТВЕТ Корень, суффикс, постфикс.

    Ли+ бо (бо < ибо – первоначально усилительная частица).

     

    ключи 9 КЛАСС

    1. Придумайте слово, в котором:

     а) звуков было бы больше, чем букв, на 1 звук,

    б) на 2 звука,

    в) в 2 раза,

    г) букв было бы больше, чем звуков, на 1 букву,

    д) на 2 буквы.

    2. По образному выражению одного из современных языковедов, междометия – «частеречные бомжи». Как это понимать? Можно ли  с этим согласиться?

    3. Чем занимались в старину овчарь, коварь, клеветарь, кравáрь?

    Какое слово лишнее?

    Корни каких слов отражают историческое чередование звуков?

    От какого слова было образовано с помощью суффикса -ар слово  кочегар?

    ОТВЕТ Лишнее слово клеветарь.

    От слова кочерга.

    4. Сформулируйте смысловые оттенки, которыми различаются приведённые ниже глаголы, соотнося значения слов со значением производящего глагола (читать).

    Почитывать, зачитаться, перечитать, начитаться, зачитать.

    Какие глаголы многозначны? Докажите примерами их употребления.

    ОТВЕТ перечитать, зачитать

    5. Как образованы неологизмы брехлама, выделенка? Что они обозначают? Какой из них авторский, какой общенародный?

    ОТВЕТ Авторский брехлама (контаминация, или наложение, двух слов). Выделенка – суффиксальный.

    6. Я знаю её и её июльских подруг.

    Сколько зияний в этой фразе?

    Для справки: зияние (греч. хиатус) – сочетание двух или более гласных подряд.

    ОТВЕТ Два.

    7. Слово песнь может обозначать раздел эпической поэмы или само эпическое произведение (вспомним «Песнь о вещем Олеге» Пушкина).

    Помогите автору закончить фразу, используя падежную форму слова песнь:

    ОТВЕТ Обратимся к третьей песни поэмы.

    8. За окнами душное лето. Современный синтаксис допускает двоякий разбор подобных предложений. Чем эти разборы отличаются?

    ОТВЕТ 1) назывное предложение; 2) двусоставное неполное (опущено сказуемое).

    9. Двоякий, двойственный, двойной. Как в лексикологии называются такие слова? Как они называются в словообразовании? Укажите смысловые различия слов. Приведите примеры употребления данных прилагательных, иллюстрирующие: а) их смысловые различия, б) их общие значения.

    ОТВЕТ Паронимы, в некоторых значениях - синонимы. Однокоренные слова.

    Значения:

    Двоякий - проявляющийся в двух видах, двойной (сочетается только с отвлечёнными сущ.).

    Двойственный 1. Такой, который содержит в себе два различных качества, нередко противоречащих друг другу; противоречивый, 2. Двуличный, неискренний, нелицемерный, 3. устар. Касающийся двух, двоих.

    Двойной 1. Состоящий из двух однородных или подобных предметов, частей; имеющий однородные или подобные части, 2. Вдвое больший, увеличенный в два раза, 3. Двуличный, неискренний, лицемерный.

    10. Почему предлог так называется? Есть ли предлог, которой может нарушать привычный порядок следования?

    Слово богадельня образовано сложением формы родительного падежа существительного бог (о чём свидетельствует буква «а») и предлога.

    Что это за предлог и каково было его значение?

    ОТВЕТ Ради, спустя

    Богадельня – бога+для (для=ради)

    11. В «Словаре современного русского литературного языка», включающем 17 томов, три тома (!) посвящены словам на одну и ту же букву.

    Что это за буква? Почему с неё начинается так много слов?

    ОТВЕТ Буква «п».



    Предварительный просмотр:

    Всероссийская олимпиада школьников – 2013-14.

    Школьный этап.

    Русский язык.

    5 – 6 классы.

    Продолжительность – 60 минут.

    1. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: (6 баллов)

    Театр, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.

    2.  Расставить ударение в словах: (11 баллов):

    Километр, танцовщица, банты, каталог, творог, столяр, петля, клала, свекла, сироты.

    3. Разделите слова на две группы. На каком основании вы это сделали? (12 баллов)

    Берёг, берег, приберегать, сберегательная (касса), береговой, оберег, бережливость, побережье, набережная, сбережения.

    4. Разберите слова по составу, распределите их по группам в зависимости от морфемного строения: (7 баллов)

    Полочка, вазочка, трубочка, лавочка, тетрадочка, козочка.

    5. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительное, и как глагол (8 баллов):

    Шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил.

    6. Если бы в русском языке существовало слово КЕЧЬ, какой частью речи оно могло бы быть? Ответ обоснуйте. (4 балла)

    7. Определите, к какому спряжению относятся перечисленные глаголы?

    Сбрить, лететь, ехать, бояться, течь, смеяться.

    (6 баллов)

    8. В сочетании с каким существительным прилагательное ТОНКИЙ употребляется не в том значении, что в остальных? Ответ обоснуйте. (2 балла)

    Запах, работа, намёк, одеяло, различия, обращение, ценитель.

    9. Подобрать к прилагательным сначала синонимы, а затем антонимы (12 баллов):

    Сильный туман

    Сильное желание

    Свежее бельё

    Свежий воздух

    Чёрный рояль

    Чёрные дела 

    10. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела (9 баллов):

    …в …не клади; …кровью обливается; …не дорос; …развесить; …тонка; в… не дует; за обе …; как свои пять… .

    11. Ученик 5 класса, выписывая из предложения словосочетания, допустил ошибки. Найдите их, объясните, в чём ошибка. (6 баллов)

    Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев и закружил пыль по дороге.

    1) сильный порыв;

    2) порыв ветра;

    3) порыв вырвался;

    4) вырвался из-за вершин;

    5) из-за вершин деревьев;

    6) из-за вершин;

    7) вырвался и закружил;

    8) закружил пыль;

    9) закружил по дороге.

    12. Закончите предложения  (3 балла)

     Пошёл тёплый дождь и …

     Пошёл тёплый дождь, и …    

    КЛЮЧИ

    5-6 класс

    1. Театр, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук. (За каждое правильно выбранное слово – 0,5 балла). Максимально – 3

    2. КиломЕтр, танцОвщица, бАнты, каталОг, твОрОг, столЯр, пЕтля, клАла, свЕкла,.(За каждое слово – 0,5 балла; если у слова творог указаны два варианта, то за это слово – 1 балл). Максимально – 5

    3.

    Берёг, приберегать, сберегательная (касса), оберег, бережливость, сбережения.

    Берег, береговой, побережье, набережная.

    (За каждое правильно выбранное слово – 0,5 балла. 1 балла добавляется за грамотное объяснение). Максимально – 6

    4.

    Полочка, лавочка – слова с суффиксом -К-.

    Вазочка, козочка – слова с суффиксом -ОЧК-.

    Трубочка,, тетрадочка – слова с суффиксами -ОЧ- и -К-.

    (1 балл добавляется за правильное определение принципа группировки). Максимально – 4

    5. Шила, мыла, были, рыли. (За каждое правильно выбранное слово – 0,5 балла). Максимально – 2

    6. Слово кечь в русском языке могло бы быть именем существительным или неопределенной формой глагола. (За каждую правильно названную часть речи – 0,5 балла; 1балл добавляется за грамотное объяснение). Максимально – 2

    7. Сбрить (1), лететь (2), ехать (1), бояться (2), течь (1), смеяться (1). (За каждое слово – 0,5 балла). Максимально – 3

    8. Одеяло. (1 балл добавляется за грамотное объяснение). Максимально – 2

    9. Словосочетания Синонимы Антонимы

    Сильный туман Густой Небольшой

    Сильное желание Горячее Слабое

    Свежее белье Чистое Грязное

    Свежий воздух Прохладный Спертый

    Чёрный рояль Тёмный Белый

    Чёрные дела Плохие Добрые, или хорошие, или честные

    Каждый правильный ответ – 0,5балла. Максимально – 6

    10. Палец в рот не клади, сердце кровью обливается, нос не дорос, уши развесить, кишка тонка, в ус не дует, за обе щеки, как свои пять пальцев.

    (За каждое правильно вставленное слово – 1 балл). Максимально – 8

    11. Не являются словосочетаниями: 3) – это грамматическая основа; 6) – это предлог с существительным; 7) – это однородные члены предложения.

    (За каждую правильно найденную ошибку – 1 балл; по одному баллу добавляется за каждое правильное объяснение). Максимально – 6

    12. 2 балла ставится за правильно составленные предложения (первое предложение должно быть с однородными членами, соединенными союзом И, второе – сложное предложение), ещё один балл добавляется за интересные и выразительные предложения. Максимально – 3

    Максимально – 50 баллов

    7 – 8 классы.

    Продолжительность – 90 минут.

    1. В приведённом ниже отрывке расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Озаглавьте текст. Назовите произведение, из которого взят этот фрагмент, и его автора.

     Ураган занёс домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилалась зелёная лужайка, по краям её росли деревья со спелыми сочными плодами, на полянках виднелись клумбы красивых розовых, белых и голубых цветов. В воздухе. порхали крошечные птицы, сверкавшие своим ярким оперением. На ветках деревьев сидели золотисто-зелёные и красногрудые попугаи и кричали высокими странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебряные рыбки.

         Пока девочка нерешительно стояла на пороге, из-за деревьев появились самые забавные и милые человечки, каких только можно вообразить. Мужчины, одетые в голубые бархатные кафтаны и узкие панталоны,  ростом были не выше Элли, на ногах у них блестели голубые ботфорты с отворотами. Но больше всего Элли понравились остроконечные шляпы: их верхушки украшали хрустальные шарики, а под широкими полями нежно звенели маленькие бубенчики.

    Максимальное  количество 10 баллов (-0,5 за любую ошибку) Автор и название произведения 2 (1+1) балла. Максимально – 12 баллов

     2. Найдите в первом абзаце текста слова, заменившие глаголы быть, находиться (в форме единственного или множественного числа).

    Ответ:  расстилалась, росли, виднелись, порхали, сидели, журчал, резвились

    Оценка  за каждое правильно названное слово-1 балл, максимальное количество-7 баллов

     3.Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее» и почему?

     Ответ : свадьба, так как во всех остальных словах происходит озвончение

    Оценка за правильно названное слово-1 балл, за объяснение -1 балл, максимальное количество 2 балла.

    4. Подберите синонимы к следующим словам: хилый, вялый, сутулый, квелый, жухлый. Как обычно не говорят о человеке?

     Ответ :

    хилый- слабый.,

     вялый- медлительный, бездеятельный,

     сутулый- сгорбленный,

     квелый -малоподвижный,

     жухлый- чахлый.

    Жухлыми бывают листья, а не люди.

        Оценка за каждый правильно подобранный синоним-1 балл, за объяснение -1 балл, максимальное количество 6 баллов.

     5. Найдите слова, выдуманные Н.С. Лесковым, автором «Сказа о тульском косом Левше». Объясните способ их образования:

    А. «Если бы, - говорит, - был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал».

    Б. «Перед каждым на виду висит долбица умножения».

    В. «Мы на буреметр, -- говорят, -- смотрели: буря будет, потонуть можешь».

    Ответ :

    Мелкоскоп от слова мелкий-по аналогии с образованием слова микроскоп

    Долбица-от глагола долбить

    Буреметр -от слова буря

         Оценка за слово и правильное объяснение 2 (1+1) балла, максимальное количество-6 баллов

    5. Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению: захотеть, вертеть, выбежать, прочитать, подержать, грести?

     Ответ : захотеть прочитать, грести

        Оценка 3 балла

    6.     Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения точно такие же, как и в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи, определите род, число, падеж имён существительных и время, лицо, число, спряжение глаголов.

                  Буловой линт тресело гужмит ланную гашу.

    Ответ :

    Буловой- прилаг.

     линт –сущ.

     Тресело-наречие

     гужмит –глагол

     ланную –прилаг.

     Гашу-сущ.

        Оценка за правильное выполнение задания-6 балла (1 балл за слово). Характеристика предложения – 2 балла. Максимально – 8 баллов 

    8. Укажите неверные схемы сложного предложения. Аргументируйте свой ответ.

    А. [ ], (что).

    Б. (Когда), [ ].

    В. (Который), [ ].

    Г. [ ], [ ].

    Д. [ ], и ( ).

    Е. [Где], ( ).

    Ж. (Чтобы), [ ].

    Ответ:  д, е

    Оценка: по 0,5 балла за каждый правильный ответ, 1 балл – за каждое объяснение. Максимально  -3 балла.

    9. Одним из подвигов Геракла была расчистка громадных царских конюшен, не чищенных в течение многих лет. Отсюда появилось соответствующее выражение. Вспомните имя царя, а также это выражение и его значение, составьте с ним предложение.

     Ответ   авгиевы конюшни

    Оценка : за правильно названное выражение-1 балл, за предложение- 1 балл. Максимально-2 балла.

     

    10. Составьте словарную статью к слову  предание.

    Ответ: Предание ср.р предания -   устный рассказ, история, передающиеся из поколения в поколение. Живое предание. Дела давно минувших дней,/ Преданья старины глубокой.

    Оценка 3 балла.

                       

    Максимальная сумма – 52 балла

    Русский язык.

    9 класс.

    Продолжительность – 120 минут.

    1. Найдите слова с корнями, в которых возможны беглые гласные:

    лепесток, узел, листва, шорох, платок, паутина, ремень, шалаш, мешок, роса, ковер, солнышко, опушка, болото.

    Объясните причину появления «беглых» гласных.  

    1. Определите способ образования следующих слов:

    вперемешку, задира, дробленый, пасынок, пароходство, укол, длинноногий, лесостепной, затея, восторжествовать.

    1. Дайте толкование слов или подберите к каждому из заимствованных слов русские синонимы:

    альтернатива,  дайджест, престиж, импичмент, консенсус,

    1. Какие из шести слов исторически произошли от одного корня:

    очевидно, заочный, воочию, разочаровать, очутиться, очки?

    1. Какую синтаксическую роль в предложении выполняют выделенные слова?

    А) Он дал мне письмо с просьбой опустить его в почтовый ящик.

    Б) Ветви елей тянулись к моему лицу.

    В) Целыми днями они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.

    Г) Я жду не дождусь окончания работы.

    1. Составьте предложения, употребив каждое из приведенных ниже слов в соответствии с его лексическим значением. Как называются эти слова?

    Целый-цельный, тактичный-тактический, опасный-опасливый

    1. Выберите правильный вариант значения слов и обведите его

     скрупулёзный

    1)       слишком требовательный, придирчивый

    2)       мелочный

    3)       добросовестный, выполняющий работу тщательно, не упускающий мельчайших деталей

    4) точный до мелочей,  чрезвычайно тщательный

    лояльный

    1) Держащийся формально в пределах законности, нейтрально-благожелательного отношения к кому(чему)-либо.

    2) Местный, не выходящий за определенные пределы.

    3) Действующий в соответствии с законом.

    4) Признанный, допускаемый законом.

     

    1. Сокол – хищная птица, отличается острым зрением и быстротой полета, особенно при преследовании добычи. Существует очень странное выражение: «гол как сокол». Какая тут связь?

    9. Какой научный труд (в скобках укажите номер) написан каждым из названных русских лингвистов:

     М.В.Ломоносов (    ),

     Я.К.Грот (          ),

    А.М,Пешковский (        ),

    А.А.Потебня (        ),

    В.В.Виноградов (        ),

    А.А.Реформатский (       ),

    Р.И.Аванесов (        )

    1. Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне(1873)

    2.Русское литературное произношение(1950)

    3.Русский синтаксис в научном освещении(1914)

    4.Мысль и язык (1862)

    5.Российская грамматика(1755)

    6.Русский язык.Грамматическое учение о слове(1974)

    7.Введение в языковедение(1947)

    1. Расставьте знаки препинания и постройте синтаксическую схему данного предложения:

    Я вернусь в этот город когда исчезнет боль воспоминаний и ничто не напомнит мне о трагических днях юности.

    Сколько вариантов расстановки знаков препинания предполагает этот текст? Объясните ваш выбор.

    1. Дайте определение изобразительно выразительным средствам, использованным в цитате. Приведите примеры употребления этих средств в других произведениях.

    Швейцара мимо он стрелой

    Взлетел по мраморным ступеням…

    Ключи 9 класс

    Вопрос № 1

    Участники должны  найти исторические чередования в корнях, показать историко-этимологические  знания.

    1. Найдите слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лепесток, узел, листва, шорох, платок, паутина, ремень, шалаш, мешок, роса, ковер, солнышко, опушка, болото. Объясните причину появления «беглых» гласных.  

    Ответ

     Лепесток (лепестка), узел (узла), платок (платка), ремень (ремня), мешок (мешка), ковер (ковра), опушка (опушек). Причина – процесс падения редуцированных гласных звуков.

    Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, за правильное объяснение-1 балл, максимально 8 баллов.

    Вопрос № 2

    Участники должны  уметь определять способ  образования слова, показать навыки морфемного разбора разной степени сложности.

    Определите способ образования следующих слов: вперемешку,задира,дробленый,пасынок,пароходство,укол,длинноногий,лесостепной,затея,восторжествовать.

    Ответ

    Вперемешку-приставочно-суффиксальный

    задира -бессуффиксный

    дробленый- суффиксальный

    пасынок-приставочно-суффиксальный

    пароходство -суффиксальный

    укол-бессуффиксный

    длинноногий-сложение

     лесостепной,-суффиксальный

    затея-бессуффиксный

    восторжествовать-приставочный

    Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 10 баллов.

     

    Вопрос № 3

     

    Участники должны продемонстрировать лингвистическую осведомленность в историческом развитии лексического значения слова и в области синонимических отношений в русском литературном языке.

    Дайте толкование слов или подберите к каждому из заимствованных слов русские синонимы: альтернатива,конфронтация,кардинальный,компетенция,дайджест, престиж,импичмент,консенсус, харизма,

    Ответ

     Альтернатива - Необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений. ( Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой)

    Дайджест-периодическое издание ,перепечатывающее материал (в сокращении) из других изданий

     Престиж. Авторитет, влияние, которым пользуется кто-л.

     Импичмент-привлечение к ответственности высших должностных лиц за нарушение законов страны

    Консенсус-общее согласие по спорным вопросам,достигаемое в результате обсуждения

    Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 5 баллов.

     

    Вопрос № 4

    Участники должны  показать осведомленность в происхождении и истории слов

    Какие из шести слов исторически произошли от одного корня:

    очевидно, заочный, воочию, разочаровать, очутиться, очки?

     

    Ответ : очевидно, заочный, воочию, очки. Общий исторический корень ок\оч

     Оценка. За правильный ответ – 2 балла (0,5 за слово).

     

    Вопрос № 5

    Участники должны продемонстрировать базовые знания школьной программы по синтаксису.

    5. Какую синтаксическую роль в предложении выполняют выделенные слова?

    А) Он дал мне письмо с просьбой опустить его в почтовый ящик.

    Б) Ветви елей тянулись к моему лицу.

    В) Целыми днями они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.

    Г) Я жду не дождусь окончания работы.

    Ответ

    а) определение; б) определение; в) обстоятельство цели (с какой целью? или для чего?); г) сказуемое.

     Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 4 балла.

     

    Вопрос № 6

    Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

    6.Составьте предложения, употребив каждое из приведенных ниже слов в соответствии с его лексическим значением. Как называются эти слова?

    Тактичный-тактический, опасный-опасливый

     

    Ответ

    В предложениях должно проявиться следующее значение слова:

    Тактичный-обладающий тактом

    Тактический-прием для достижения цели

    Опасный-способный причинить вред, несчастье

    Опасливый-недоверчивый,настороженный

    Оценка. За каждый правильно употребленное слово в предложении – 1 балл, максимально 4 балла.

     

    Вопрос № 7

    Участники должны показать знание русской лексики.

     Выберите правильный вариант значения слов и обведите его

     скрупулёзный

    1)       слишком требовательный, придирчивый

    2)       мелочный

    3)       добросовестный, выполняющий работу тщательно, не упускающий мельчайших деталей

    4) точный до мелочей,  чрезвычайно тщательный

    лояльный

    1) Держащийся формально в пределах законности, нейтрально-благожелательного отношения к кому(чему)-либо.

    2) Местный, не выходящий за определенные пределы.

    3) Действующий в соответствии с законом.

    4) Признанный, допускаемый законом.

     

    Ответ: 4,1.

     

    Оценка. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимально  – 2 балла.

     

    Вопрос № 8

    Участники должны показать знание русской фразеологии.

    Сокол – хищная птица, отличается острым зрением и быстротой полета, особенно при преследовании добычи.

    Существует очень странное выражение: «гол как сокол». Какая тут связь?

    Ответ

    . Сокол – хищная птица и выражение «гол как сокол» никак не связаны. «Сокол», голый и гладкий, так называли старинное стенобитное орудие из чугуна. Его подвешивали на железных цепях и ломали с успехом любую стену, и каменную, и деревянную.

    Оценка. За  правильный ответ –3 балла.

    Вопрос № 9

    Какой научный труд (в скобках укажите номер) написан каждым из названных русских лингвистов:

     М.В.Ломоносов (    ),

     Я.К.Грот (          ),

    А.М,Пешковский (        ),

    А.А.Потебня (        ),

    В.В.Виноградов (        ),

    А.А.Реформатский (       ),

    Р.И.Аванесов (        )

    1. Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне(1873)

    2.Русское литературное произношение(1950)

    3.Русский синтаксис в научном освещении(1914)

    4.Мысль и язык (1862)

    5.Российская грамматика(1755)

    6.Русский язык.Грамматическое учение о слове(1974)

    7.Введение в языковедение(1947)

     

    Ответ.

    М.В.Ломоносов (  5  ),

     Я.К.Грот (   1       ),

    А.М.Пешковский (   2     ),

    А.А.Потебня (     4   ),

    В.В.Виноградов (    6    ),

    А.А.Реформатский (    7   ),

    Р.И.Аванесов (     2   )

     Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл,  максимально 7 баллов.

     

    Вопрос № 10

    Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

     Расставьте знаки препинания и постройте синтаксическую схему данного предложения:

    Я вернусь в этот город когда исчезнет боль воспоминаний и ничто не напомнит мне о трагических днях юности. Сколько вариантов расстановки знаков препинания предполагает этот текст? Объясните ваш выбор.

    Ответ.

     Существует два варианта расстановки знаков препинания в этом предложении.

    Первый: если это сложноподчиненное предложение с двумя однородными придаточными, во втором из которых союзное слово когда опущено как повторяющееся, то ставится только одна запятая - перед "когда": Я вернусь в этот город, когда исчезнет боль воспоминаний и (когда) ничто не напомнит мне о трагических днях юности.

    Второй: если данное предложение рассматривать как предложение смешанного типа (с сочинением и подчинением), то придаточное времени - когда исчезнет боль воспоминаний - находится на стыке двух простых предложений в составе сложносочиненного и поэтому обособляется с двух сторон: Я вернусь в этот город, когда исчезнет боль воспоминаний, и ничто не напомнит мне о трагических днях юности

     

    Оценка. За  правильный ответ – 1 балл, за правильное объяснение 3 балла, максимально - 4 балла.

     

    Вопрос № 11

    11.Дайте определение изобразительно выразительным средствам, использованным в цитате. Приведите примеры употребления этих средств в других произведениях.

     

    Швейцара мимо он стрелой

    Взлетел по мраморным ступеням…

     

    Ответ: инверсия, метафора, сравнение.

     

    Оценка. За правильный ответ – 0,5 балла Максимально - 3 балла.

     

     Максимальная сумма – 52 балла

    Русский язык.

    10-11 классы.

    Продолжительность – 120 минут.

    1. Укажите глаголы, не имеющие формы 1 и 2 лица:

    Белеться,   заниматься (= начать брезжить),    бросать,  бродить (= бесцельно ходить),  бросаться, бродить (= находиться в процессе брожения), переубедить, смеяться,        заниматься (физикой).

    2. Произведите морфемный разбор слов:

    написанный, заблагорассудится, двухсотлетие,  по-доброму

    3. Почему в наречиях ДОСУХА  и ДОСРОЧНО  разные суффиксы, хотя оба имеют приставку до-?

    4. Назовите наиболее известные толковые словари русского языка, отражающие лексический состав русского языка:

    а)18 в.;

    б)19 в.;

    в)середины 20 в.;

    г)конца 20-начала 21 в.?

    5. Даны буквальные переводы пословиц из разных языков. Назовите русские пословицы или поговорки, соответствующие им по смыслу.

    Это пока еще написано на звездах (нем.)

    И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетин.)

    6.  Укажите автора и название произведения, откуда взят этот текст:

    …Ты жил, старик!

    Тебе есть в мире что забыть,

    Ты жил, - я (также, так же) мог бы жить!

    Меняется ли смысл высказывания в зависимости от написания (слитного или раздельного) выделенных слов?  Какой вариант предпочел автор произведения?

    7. Приведенные слова поставьте в форме родительного падежа множественного числа :

    полотенце, ясли, цапля, побережье,т уркмен, песня, баклажан, погон, няня, консервы

    8. Можно ли считать слова ИТОГ, ПОТОМСТВО родственными с исторической точки зрения? Мотивируйте свой ответ.

    9.Укажите, какой частью речи является слово РАЗ в каждом примере.

    1. Уж сколько раз твердили миру

    2. Раз в начале осени я отправился на охоту

    3. Раз ты обещал – сделай

    4. В прошлый раз я это уже говорил

    5. Платье ей в самый раз.

    6. А он приятелю раз по руке

    10.      Какие средства выразительности используются автором в тексте:

    Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения... Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, кузены-гимназисты... Егор подал чай.

    Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала беззвучно глотать...Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся... Он уже не чувствовал скуки...

    - Ваш жених хорош собой? - спросил он. - А как вы с ним сошлись?

    Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала...

    11.  Определите значение и происхождение следующих  выражений:

    а) рядиться в павлиньи перья ,

    б) пригреть змею на груди,

    в) по Сеньке и шапка?

    Ключи 10-11 Вопрос №1

    Участники должны  продемонстрировать знание грамматического строя русского языка и умение определять грамматические признаки глаголов.

    Укажите номера глаголов, не имеющих формы 1 и 2 лица:

    1) белеться   

    2) заниматься (= начать брезжить)    

    3) бросать

    4) бродить (= бесцельно ходить)  

    5) бросаться      

    6) бродить (= находиться в процессе брожения)  

    7) переубедить

    8) смеяться        

    9) заниматься (физикой)

    .Ответ 1,2,6,7 не имеет формы 1л.ед.ч.

    Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 4 балла.

    Вопрос №2

    Участники должны  продемонстрировать умение членить слово на  основе формально-содержательных критериев.

    Произведите морфемный разбор слов:

    написанный, заблагорассудится, двухсотлетие,  по-доброму

     Ответ

    на -пис -а –нн- ый, за-благ-о-рас-суд-ит-ся, дв-ух-сот-лет-и-е,  по-добр-ому

     

    Оценка. За каждый правильный ответ – 2 балл (каждая ошибка -0,5),  максимально 8 балла.

    Вопрос №3

    Участники должны  продемонстрировать базовые знания  русской орфографии и словообразования.

    Почему в наречиях ДОСУХА  и ДОСРОЧНО  разные суффиксы,хотя оба имеют приставку до-?

    Ответ

    Наречие ДОСРОЧНО  образовано приставочным способом от  слова СРОЧНО, .а наречие ДОСУХА  образовано от прилагательного СУХОЙ.

    Оценка. За правильное  объяснение  – 3 балла.

    Вопрос №4

    Участники должны продемонстрировать знание разных типов словарей и их авторов.

    Назовите наиболее известные толковые словари русского языка, отражающие лексический состав русского языка: а)18 в.;б)19 в.;в)середины 20 в.;г)конца 20-начала 21 в.?

    Ответ

    а)Словарь Академии Российской (1735)

    В 1773 г. был опубликован «Церковный словарь, или Истолкование речений славенских древних, також иноязычных без перевода положенных в священном писании и других церковных книгах...» Петра Алексеевича Алексеева.

    б) «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля (1863-1866)

    Словарь 1847 года (Словарь церковно-славянского и русского языка)

    в)Словарь С.И.Ожегова, Словарь Д.Н.Ушакова

    г) Словарь современного русского языка: В 17 т. (М.; Л., 1948-1965)

        Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992; 2-е изд. , испр. и доп. М., 1994; 3-е изд., стреотип. М., 1995; 4-е изд., доп. М., 1997

    Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Г. Н. Скляревской. СПб., 2000. В словаре представлена лексика двух последних десятилетий 20 века, отражающая все сферы современной жизни. Даётся толкование, иллюстрации словоупотреблений, некоторые энциклопедические данные о слове.         

     

    Оценка. За каждый правильный ответ 1 балл. Макстмум – 5 баллов

    Вопрос №5

    Участники должны продемонстрировать знание семантики русской фразеологии, умение узнавать ее в зеркале иноязычной фразеологии.

    Даны буквальные переводы пословиц из разных языков. Назовите русские пословицы или поговорки, соответствующие им по смыслу.

    Это пока еще написано на звездах (нем.)

    И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетин.)

    Ответ

    1) На воде вилами писано.

    2) И в бочке меда есть ложка дегтя.

    Возможны  и другие варианты

    Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально – 2 балла

     Вопрос №6

    Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова

     Укажите автора и название произведения, откуда взят этот текст:

    …Ты жил, старик!

    Тебе есть в мире что забыть,

    Ты жил, - я (также, так же) мог бы жить!

    . Меняется ли смысл высказывания в зависимости от написания (слитного или раздельного) выделенных слов?  Какой вариант предпочел автор произведения?

     Ответ.  "Мцыри" М.Ю.Лермонтова. 1. В зависимости от слитного или раздельного написания смысл высказывания меняется. Если также написать слитно, то есть как союз, тогда логическое ударение падает на выражение мог бы жить. "Ты жил, - (также = тоже = и) я мог бы жить!", то есть "и я мог быть в процессе жизни". В случае раздельного написания перед нами наречие степени так и частица же, тогда логическое ударение падает на наречие так, а в контексте реализуется значение сравнения, сопоставления: "Я так же (как и ты) мог бы жить". 2 .М.Ю. Лермонтов предпочел слитное написание.

     

    Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 5 балла.

     

    Вопрос №7

    Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

     Приведенные слова поставьте в форме родительного падежа множественного числа :

    полотенце,ясли,цапля,побережье,туркмен,песня,баклажан,погон,няня,консервы

     

    Ответ:

    Полотенце-полотенец

    Ясли-яслей,

    побережье-побережий,

    туркмен-туркмен,

    песня-песен,

    баклажан-баклажанов,

    няня-нянь,

    цапля-цапель,

    погон-погон,

    консервы-консервов

     

    Оценка. За каждый правильный ответ – 0,5 балл,  максимально 5 баллов .

     Вопрос №8

    Участники должны  продемонстрировать понимание семантических отношений между единицами лексической системы русского языка.

    Можно ли считать слова ИТОГ, ПОТОМСТВО родственными с исторической точки зрения? Мотивируйте свой ответ.

    Ответ

    Оба слова были образованы от одного и того же указательного местоимения то, но в разных формах, следовательно, в них можно выделить общий исторический  корень. Итог- это усеченная форма итого,в свою очередь итого образовалось сращением частицы (союза) и  с указательным местоимением того.

    Оценка. За  правильное объяснение – 3 балла,

     

    Вопрос №9

    Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

    Укажите, какой частью речи является слово раз в каждом примере.

    1. Уж сколько раз твердили миру

    2. Раз в начале осени я отправился на охоту

    3. Раз ты обещал – сделай

    4. В прошлый раз я это уже говорил

    5. Платье ей в самый раз.

    6. А он приятелю раз по руке

     Ответ.

    1. Уж сколько раз твердили миру(сущ.)

    2. Раз в начале осени я отправился на охоту(наречие)

    3. Раз ты обещал – сделай(союз)

    4. В прошлый раз я это уже говорил(сущ.)

    5. Платье ей в самый раз.(наречие)

    6. А он приятелю раз по руке(междометие)

    Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл,   максимально 6 баллов

     

    Вопрос №10

    Участники должны продемонстрировать умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка.

    10.      Какие средства выразительности используются автором в тексте:

     Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения... Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, кузены-гимназисты... Егор подал чай.

    Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала беззвучно глотать...Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся... Он уже не чувствовал скуки...

    - Ваш жених хорош собой? - спросил он. - А как вы с ним сошлись?

    Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала...

     

     Ответ:  ирония  , эпитеты, экспрессивная разговорная лексика

    Оценка. По 1 баллу за каждый правильный ответ – максимально 3 балла.

    Вопрос №11

     Определите значение и происхождение следующих  выражений:

    а) рядиться в павлиньи перья ,

    б) пригреть змею на груди,

    в) по Сеньке и шапка?

    Ответ:

    а) Рядиться в павлиньи перья- неодобр. Пытаться показать себя более значительным, чем есть на самом деле.

    1) выражение вошло в русский язык из басни И. А. Крылова ”Ворона” (1825), в которой ворона, желая быть самой красивой, воткнула себе в хвост павлиньи перья. Но павы набросились и ощипали ее так, что даже сестры-вороны ее не узнали. Басня ”Ворона” восходит к басням Эзопа, Лафонтена и др.

    2) восходит к басне Эзопа ”Сова и галка”.

    3) калька с фр. le geai pare des plumes du paon.

     б) проявлять внимание, заботу, любовь к человеку, который впоследствии платит неблагодарностью.

    1.Выражение - из древнегреческой притчи о землепашце, который нашёл замерзшую змею и положил её к себе за пазуху. Отогревшись, она ужалила своего спасителя. Притча имеет и другой вариант: крестьянин находит змеиное яйцо, кладёт его за пазуху, где оно было согрето его теплом и из него вылупилась змея, которая тут же ужалила своего спасителя. Притча была положена Эзопом в основу басни ”Крестьянин и змея”.

    .в) По Сеньке и шапка

    Знатность рода бояр в старой Руси можно было легко установить по высоте их меховых «горлатных» (горлатными они назывались потому, что мех для них брался с горла убитого зверя)  шапок. Чем знатней и сановней был вельможа, тем выше вздымалась над его головой такая шапка.

    Простой народ не имел права (да и средств) на ношение этих роскошных шапок из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и родились пословицы: «По Сеньке и шапка» или «По Ерёме и колпак», то есть: каждому честь по заслугам.

     

    Оценка. За каждый правильный ответ – 2 балла, максимально 6 баллов.

     

     Максимальная сумма баллов - 50