3. Инновационные технологии

Степанова Анна Александровна
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в детском саду, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Реализуя программу по логопедическому сопровождению воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на основе основной образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №13» Камышловского городского округа, а также, учитывая примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «Истоки», эффективно дополняю различными педагогическими технологиями.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития ребенка; личностно-ориентированным называется такое обучение и воспитание, при котором во главу ставится личность ребёнка, его самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования и воспитания. В нашем детском саду есть воспитанники с разными типами нарушений: это и нарушение отдельных звуков, и тяжелые нарушения речи, нарушение мелкой мышечной моторики, нарушение поведения, также имеются и часто болеющие дети и для каждой категории воспитанников я использую разнообразные типы заданий и упражнений, разный темп работы, что позволяет мне, опираясь на индивидуальные возможности (особенности) воспитанников организовать коррекционно-развивающий процесс более эффективным с точки зрения развития, обучения и воспитания каждого ребенка.

Таким образом, результатом использования личностно-ориентированных технологий в моей деятельности стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении и воспитании, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.

Использование в коррекционно-развивающем процессе детского сада современных педагогических технологий помогают нам реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Сегодня в центре внимания – ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации коррекционно-развивающего процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей.

Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Педагогом Смирновой Т.А.  разработана картотека пальчиковых игр, практикую пальчиковые игры в воде, которые, в свою очередь, являются и частью закаливающих мероприятий. Мною был организован и реализован проект по развитию мелкой моторики рук для самых маленьких «Наши помощники», в рамках этого проекта реализована программа кружка «Ладушки-ладошки».

Помимо пальчиковых игр, в работе с детьми применяются другие здоровьесберегающие технологии, а именно: дыхательная, артикуляционная, мимическая гимнастики, музыкотерапия, рефлексотерапия. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнения движений по тексту.

На занятиях по развитию связной речи, практика показала, что наиболее эффективный метод – это использование мнемотаблиц. 

Данный метод позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используются простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Необходимо отметить использование метода образовательных проектов в работе ДОУ.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» – суть этой модели заключается в том, что педагог задаёт детям три вопроса:

• Что мы знаем?

• Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?

• Что мы узнали?

Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО.

Были реализованы проекты «Наши помощники», «В стране правильной речи», «Про все на свете» или «Я чувствовал, …  я жил»

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях.

Они представляют собой разнообразные тематически серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков ЛЕГО. Развивая речетворчество дошкольников, педагог может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта так о лошадке, которую сделал ребенок сам он рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т.д.

Используя ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях, педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т.д. В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы:

1)   задания дает педагог, выполняют дети;

2) задания формулируются ребенком и выполняются детьми и педагогом;

3)  задания дают дети друг другу;

4)  задания дает педагог, выполняют родители с ребенком.

В работе использую информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ): мультимедийные презентации, развивающие и обучающие мультфильмы, видео-физминутки. 

Преодоление речевого недоразвития, имеет длительную и сложную динамику. Использование в коррекционной деятельности компьютерных технологий позволило повысить эффективность коррекционного обучения.

Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций познавательно и увлекательно детям. Компьютер притягивает внимание детей, которое трудно добиться при фронтальной работе.

Компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации использовались по следующим направлениям коррекционной работы:

  • Развитие артикуляционной моторики;

  • Развитие речевого дыхания;

  • Формирование звукопроизношения;

  • Развития фонематического восприятия;

  • Формирование лексико-грамматического строя речи;

  • Обучение грамоте;

  • Развитие связной речи.

Применение компьютерной техники делает коррекционный процесс привлекательным и по-настоящему современным, осуществляется индивидуализация обучения. Для того, чтобы их применение не наносило вреда зрению и нервной системе ребёнка строго соблюдаются правила безопасной работы с компьютером, а также применяются только апробированные и научно обоснованные программы.

Кольца Луллия

В своей деятельности с детьми я использую волшебные кольца Луллия.  «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным – ведь здесь наблюдается тесная взаимосвязь познания языка и мира. Кольца Луллия являются эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

Цель использования дидактического пособия:

  • Развитие основных компонентов языковой системы.

Задачи, которые решает педагог при работе с данным пособием:

  • Уточняет и активизирует словарный запас
  • Совершенствует слоговую структуру,
  • Автоматизирует звуки речи,
  • Развивает фонематические процессы
  • Формирует структуру предложений
  • Совершенствует развитие связной речи

                    

Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Коррекционная работа – сложный и длительный процесс, и успешность его зависит от совместных усилий ребенка, родителей, учителя-логопеда, воспитателей. Поэтому тесно сотрудничаю с родителями и педагогами. Провожу просветительскую работу: консультации, мастер-классы, оформляю логопедический уголок на данную тематику. Родители охотно откликаются на мои предложения, прислушиваются к моему мнению и выполняют несложные массажные упражнения в домашних условиях.
Данные виды деятельности позволяют мне более тесно сотрудничать с детьми и взрослыми и получать высокий результат.