эссе "Я - педагог"

Тарута Любовь Александровна

В эссе раскрываются мотивы выбора профессии
 преподавателя общепрофессиональных дисциплин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_yaprepodavatel.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – педагог»

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

В.О. Ключевский

Я - педагог??? Не может быть! Быть может, страшный сон мне снится?  И как судьбе моей  угодно так сложится?

         Я родилась в большой семье, почти как в фильме «Папины дочки», поэтому по воле судьбы, воспитателем  стала с детства, т. к. на плечах у меня и сестры-двойняшки были еще три младших сестренки. И всегда рядом с нами, сколько себя помню,  была наша бабушка Степанида Ивановна. Она заботилась о нас, воспитывала, любила. Моя бабушка по состоянию души, организации своего внутреннего мира, по миропониманию была личностью с большой буквы, учителем по сути, хотя педагогического образования   не имела.  Как  писал Л.Н. Толстой  «Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель».

В школьные годы мне посчастливилось  попасть к педагогу по призванию, по состоянию души Ольге Анатольевне. Она зародила во мне желание стать учителем. С самого первого класса!

Парта школьная мне снится,

И задачника страница,

Помню всех учителей до одного…

И кричит о чем-то звонко

Конопатая девчонка

Из безоблачного детства моего…(М. Пляцковский)

А потом ещё было много талантливых и мудрых педагогов, которые  запомнились мне  мастерством и любовью к своему делу.

Судьба моя сложилась так,

 Что я опять пошла учиться

Свое призвание искать,

Решила агрономом стать

Мне это в жизни пригодится.

Следующей ступенькой  к поискам себя  и исполнению детской мечты стал биолого-географический факультет Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова.

Пять лет студенчества

Промчались словно краткий миг.

И было все: походы, практики и сессии,

И как бы сложно не было порой

Учиться в институте было весело.

Как было много ярких, звездных встреч,

И педагогов наших - образцов для подражания.

Они дарили нам тепло своих сердец!

Как ценны мне теперь все их старания!

Вот  долгожданный мне диплом вручен,

И все дороги предо мною открываются…

Куда пойти, и как свой выбрать путь?

Служить учителем - мне это очень  нравится.

Дарить другим тепло своей  души,

Свой опыт передать, привить умения.

И научить, как знанья добывать,

Быть может, в этом есть мое предназначение?!  

И вот я педагог. Преподаватель спецдисциплин Профессионального лицея №46 г. Ишима, а ныне Ишимского политехнического техникума.

Профессию педагога невозможно сравнить ни с какой другой, потому что это не только работа, это редкий дар души. Это самоотверженность и желание отдавать свое тепло, свою энергию десяткам, сотням детей.

Какие они, педагоги, что для них важно в жизни, в профессии? Какими чертами характера они обладают и на какие ценности ориентируются в профессиональной деятельности?
Обратимся к истории педагогической профессии. Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских учителей. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, – одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения».

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя. Учитель – это тот человек, который в нужный момент дает толчок к развитию, тот, что пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым.

Только отдав  несколько лет своей педагогической деятельности, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я поняла философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Да, садовник может зарабатывать деньги  на выращивании и продаже фруктов, архитектор на разработке проектов зданий.  А мне, как педагогу, необходимо знать, что я строю в умах и сердцах своих студентов, и какое воплощение это найдет в будущем.

Но истинное умение и профессионализм я приобрела только после общения с теми, кого учила – со своими учениками. Оказалось, что именно они – настоящие мои педагоги и учителя! Они дали мне ответы на тысячи вопросов, на которые не могла найти ответов ни в трудах великих педагогов, ни в учебниках, ни в методических разработках.

Я во многом согласна с высказываниями Я. А. Коменского о значении педагога в современном мире.

   Я – архитектор, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа.

   Я - скульптор, тщательно обтесывающий и шлифующий умы и души людей.

         Я - садовник, любовно выращивающий растения в саду.

Кто-то из мудрых старцев адресовал каждому педагогу такие слова: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы  не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время».

Я – творец.

Ты скажешь, эта жизнь - одно мгновенье.

 Её цени, в ней черпай вдохновенье,

Как проведешь её, так и пройдёт,

Не забывай: она - твоё творенье.

(Омар Хайям)

Как писал В.А. Сухомлинский, «… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать. Важнейшее условие духовного роста педагога- это прежде всего время - свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время - ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя». 

Я - полководец, энергично ведущий наступление против варварства и невежества, формирующий у студентов  потребность  к  саморазвитию, самообразованию и, конечно, дальнейшему личностному  росту. Только в этом случае  формируется способность к самореализации.

Я – воспитатель. Пока существует система образования в России, незыблемой истиной останутся слона К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может подействовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Учитель - это преподаватель плюс воспитатель, а преподаватель - это педагог минус воспитатель». Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам и только на учебном занятии. Учительское попечение, как и любовь,  не знает выходных дней и напоминает собой духовное «03». Вот почему местом моей встречи со студентами является не техникум, а сердце. Я – педагог. Это призвание и моя судьба.

Когда уходите на пять минут

Не забывайте оставлять тепло в ладонях

В ладонях тех, которые вас ждут,

В ладонях тех, которые вас помнят.

Не забывайте заглянуть в глаза,

С улыбкой робкой и покорною надеждой.

Они в пути заменят образа

Святых, даже неведомых вам прежде.

Когда уходите на пять минут

Не закрывайте за собою двери-

Оставьте это тем, которые поймут,

Которые сумеют в вас поверить.

Когда уходите на пять минут

Не опоздайте вовремя вернуться,

Чтобы ладони тех, которые вас ждут,

За это время не успели разомкнуться.

(О. Хайям)