Методические статьи

Тарута Любовь Александровна

Обобщение опыта работы по ТРКМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taruta_l._a_nauchnaya_statya.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ОСВОЕНИЯ ФГОС

Тарута Любовь

ГАОУ НПО ТО «Профессиональный лицей № 46», г. Ишим

Современное образование в РФ перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. В основу ФГОС  положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями  поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие обучающегося  как субъекта познавательной деятельности.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Общеизвестно, что знания, полученные репродуктивным путем, с использованием объяснительно-иллюстративных методов, очень быстро забываются, тогда как критическое мышление служит толчком к самостоятельной работе, к рассмотрению самой сути изучаемого события, процесса или явления. А знания, добытые путём умственных усилий, путём поиска и разрешения противоречий не только становятся интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом. Самостоятельность мышления обеспечивает активный поиск новых знаний, новых путей решения проблемы, особую чувствительность к минимальной помощи. Следовательно, создаются условия для самовыражения обучающихся, учёта особенностей аудитории, создания благоприятного психологического фона, использования приёмов, влияющих на интерес к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.

Новые требования к педагогической деятельности приводят преподавателя к осознанию необходимости проявлять креативность в изменчивых ситуациях педагогического взаимодействия. Динамизм личности педагога — необходимое условие быстрой адаптации к особенностям разных ученических групп, а также варьирования средств, форм, приёмов коммуникации, их индивидуальных характеристик и уровня освоения ими образовательной программы. Следовательно, готовность педагога к реализации требований нового ФГОС НПО зависит не от усвоения неких нормативных образцов, эталонов, а от расширения возможного спектра поведения. Как инициатору решения педагогических задач, преподавателю следует уметь рассматривать разные варианты влияния на конкретного обучающегося или группу обучающихся, так как способы решения педагогической ситуации могут быть различными.

Именно поэтому одна из ведущих поведенческих характеристик педагога в условиях личностно - ориентированного взаимодействия — гибкость (пластичность, мобильность), то есть способность легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения, приёмов мышления, средств деятельности и вырабатывать, принимать новые оригинальные подходы к разрешению проблемных ситуаций при неизменных принципах и нравственных основаниях педагогической деятельности. Общий принцип организации такого обучения — развитие самостоятельности, формирование мышления. Термин “критическое мышление” известен ещё из работ известных психологов Ж. Плаже, Л.С. Выгодского.

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Всем представленным требованиям отвечает американская технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Данную  технологию развития критического мышления можно широко использовать на уроках предметов гуманитарного и естественно-научного цикла. Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление).

Цель использования данной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Последовательная реализация базовой трёхфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса.

Немаловажным является и умение правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.

При преподавании естествознания используется ТРКМЧП, как на вводных уроках по изучению нового материала, так и на уроках закрепления и обобщения знаний. Причем данная технология, хорошо сочетается с другими технологиями, особенно с ИКТ, включая использование ЭОР. Например,  при изучении биологических процессов на стадии «осмысление» используется показ видеофрагментов, использование  из ОЭР информационных текстов, на стадии «рефлексия» ОЭР контролирующего характера.

Объект исследования: образовательный процесс подготовки обучающихся по учебной дисциплине: Естествознание.

Предмет исследования: ТРКМ как условие развития  мыслительных способностей у обучающихся и развития навыков самостоятельной работы.

Гипотеза: ТРКМЧП способствует развитию  мыслительных способностей у будущего выпускника.  Цель исследования состоит в раскрытии возможности ТРКМ в подготовке высококвалифицированного специалиста и определении организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие мыслительных способностей у обучающихся.

 Задачи исследования:

1. Изучить историю внедрения ТРКМЧП в РФ.

2. Проанализировать и обобщить опыт использования приемов ТРКМЧП на уроках естествознания.

3. Определить качество обучения в контрольной и экспериментальной группе.

 При решении поставленных задач и проверке гипотезы использовались следующие методы: анализ  педагогической и психологической литературы по проблеме исследования,  наблюдение , анализ результатов и качества обучения.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура технологии РКМЧП, стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. 

Проанализировав работу в данной технологии были выделены эффективные приемы и методы  работы для уроков  естествознания.

Кластеры (блоки идей) или “грозди” – это графический способ организации учебного материала. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе. Этот прием можно применить на стадии вызова, когда систематизируется информация, полученная до знакомства с основным источником в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Например, при изучении темы “Деление клетки. Митоз; Онтогенез” предлагаю обучающимся предположить, по каким направлениям мы будем изучать эти темы. Использование данного приема позволяет смотивировать обучающихся на изучении учебного материала, осуществить целеполагание, быстро включить в работу обучающихся.

 Прием  “тонких” и “толстых” вопросов эффективен при организации взаимоопроса. В начале урока обучающимся предлагается задать своему соседу три “тонких” и три “толстых” вопроса по изученной теме.

 Прием «маркировочная таблица»  может использоваться на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «знаю», обучающиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают  о данной теме. Через эту первичную деятельность учащийся  определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «хочу узнать» - это определение того, что учащиеся  хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» обучающиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. На «стадии рефлексии» заполняется третья часть таблицы - «узнал».

        Стратегия «инсерт» (значки по ходу чтения) - прием системной разметки текста для эффективного чтения и размышления - дает возможность обучающимся отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Например,  при изучении эволюционного учения, мутагенеза или гипотез происхождения органического мира Земли  учащимся предлагается   промаркировать текст с помощью конкретных знаков. И таким образом  осветить ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. 

 Прием «синквейн» – пятистишие,  на этой фазе урока позволяет систематизировать полученную на уроке информацию, дают возможность описывать суть понятий, выразить своё отношение к изученному на уроке. Например, предлагается обучающим описать суть таких понятии, как митоз, мейоз, антропогенез и др.  

Примерная модель урока в технологии развития критического мышления представлена в таблице 1.

Таблица 1. Приемы, используемые в ТРКМЧП

    Тип урока

Стадии

Работа с информационным текстом

Взаимообучение

Урок-исследование

Вызов

Мозговой штурм; кластер; тонкие и толстые вопросы и т.д.

Верные - неверные суждения; корзина идей и т.д.

Мозговой штурм

Осмысление

Маркировка текста; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, инсерт.

Зигзаг (мозаика)

Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Рефлексия

Возвращение к кластеру

Маркировочная  таблица

Предсказание

Применения на уроках естествознания  технологии развития критического мышления способствует  повышению качества образования (абсолютная успеваемость – 100%, качество обучения от 60% до  85%), так как  использование приемов ТРКМЧП позволяет воспринимать информацию обучающимся через различные каналы восприятия, активизируя разные полушария мозга, и обеспечивает максимальную заинтересованность обучающихся с разными физиологическими особенностями.

Таким образом, использование ТРКМЧП позволяет обеспечить реализацию требовании ФГОС к психолого - дидактическим характеристикам современного урока: ориентация на формирование учебной деятельности, а не на передачу информации; организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока); развитие активности обучающихся в учебной деятельности; создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта.

Библиографический список:

1.Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.

2.Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.

3.Лукьянова М. И. Современный урок и требования ФГОС.//Народное образование.-2012.-N 8. - С. 212-219.

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.