Методические рекомендации

Тарута Любовь Александровна


Разработка алгоритмов самостоятельной работы студентов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм самостоятельной работы  по теме

 «Морфология и физиология микроорганизмов»

1 задание. Подпишите названия органоидов в клетке дрожжей, изображенных на рисунке:

http://ts1.mm.bing.net/th?id=H.4698003897518512&pid=1.7&w=128&h=145&c=7&rs=1

                                     

      2 задание

Допишите определения:

1. По строению клетки все живые существа делятся на …

2. Любая клетка снаружи покрыта

3. Внутренней средой клетки является …

4. Структуры, постоянно присутствующие в клетке, называются …

5. Местом образования белков в клетках являются …

6. Наследственная информация о данной клетке хранится в …

     3 задание

     Рассмотрите клетку бактерии и впишите обозначения:

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\09010601.gif

                                                                                                                                         …..                                                                                                                                                                                         

  4.Чем прокариотические клетки отличаются от эукариотических. Выберите    необходимые параметры в соответствии с заданием:

1-й вариант – прокариоты, 2-й вариант – эукариоты.

1.Есть ядро, окруженное ядерной мембраной.
2. Ядра нет, есть нуклеарная область.
3. растения, животные, грибы.
4. бактерии.
5. отсутствуют митохондрии, ЭПР, лизосомы;
6. есть мембранные структуры внутри клетки;
7. ДНК- линейный нуклеопротеид, содержит белок;
8. ДНК замкнута в кольцо;
9. одноклеточные;
10. одноклеточные и многоклеточные

11.  Есть рибосомы.

12. Есть клеточная стенка

13. Все организмы одноклеточные.

14. Есть и одноклеточные и многоклеточные организмы.

  5.Найдите ошибки в тексте:

Прокариоты – это организмы, клетки которых имеют ограниченное мембраной ядро. Размножаются они делением. В клетках содержатся хлоропласты, митохондрии, аппарат Гольджи, центриоли. По способу питания они могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. Обитают только в аэробных условиях. При неблагоприятных условиях превращаются в спору.

   6.Выберите правильные утверждения:

а) бактерии размножаются спорами;
б) бактериальная клетка не имеет аппарата Гольджи;
в) для бактерий благоприятными условиями являются высокая температура и ультрафиолетовое излучение;
г) к прокариотам относятся простейшие, водоросли и грибы;
д) прокариоты широко используются в различных отраслях народного хозяйства;
е) среди прокариот встречаются как автотрофы, так и гетеротрофы;
ж) бактерии живут только в анаэробных условиях;
з) серобактерии относятся к хемотрофам;
и) прокариоты способны активно передвигаться;
к) все бактерии – паразиты животных и растений.

     7.Ответьте на тестовые вопросы:

1. Для прокариот характерны:

а) кольцевая молекула ДНК;
б) митохондрии, центриоли, аппарат Гольджи;
в) развитая система вакуолей;
г) оформленное ядро.

2. Бактерии размножаются:

а) половым способом;
б) вегетативно;
в) делением;
г) спорами.

3. Прокариоты для получения энергии используют:

а) свет;
б) готовые органические вещества;
в) окисление неорганических веществ;
г) все перечисленные способы.

4. К прокариотам относятся:

а) цианобактерии;
б) грибы;
в) простейшие;
г) губки.

5. Основателем микробиологии считается:

а) Ч.Дарвин;         б) К.Линней;
в) Л.Пастер;          г) И.Мечников.

     8.Расположите в правильном порядке последовательность событий заражения клетки вирусом.

1. ДНК вируса блокирует ДНК клетки-хозяина.
2. Вирус прикрепляется к наружной мембране клетки-хозяина.
3. Новые частицы вируса разрывают клетку-хозяина и инфицируют другие клетки.
4. На матрице ДНК вируса клетка начинает сбор белков вируса.
5. Мембрана клетки-хозяина растворяется под действием ферментов вируса, и внутри клетки-хозяина оказывается ДНК вируса.
6. ДНК вируса самореплицируется.
7. В результате самосборки образуются новые частицы вируса.

                                                                                                                                        …..                                                                                                                                                                                         



Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Тюменской области

«Ишимский политехнический техникум»

Методические рекомендации

по ОДБ Биология

 Алгоритм решения задач

по генетике

Ишим, 2013

  Организация – разработчик: ГАОУ СПО ТО «Ишимский политехнический техникум»

Разработчики:

        

ГАОУ СПО ТО  «ИПТ»                          преподаватель                       Л. А. Тарута

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Рекомендована ПЦК преподавателей общеобразовательного цикла ГАОУ СПО ТО «Ишимский политехнический техникум»

Протокол № __  от ___________г.

Председатель ПЦК  ____________/Е. В. Ваккер/

Алгоритм решения задач по генетике.

1. Внимательно прочтите условия задачи.

Чтобы определить тип задачи необходимо выяснить:

  1. Сколько пар признаков рассматривается в задаче
  2. Сколько пар генов контролируют развитие признаков;
  3. Какие организмы (гомо-, гетерозиготные) скрещиваются
  4. Тип скрещивания (прямое, возвратное, анализирующее и т.д.);
  5. Сцеплено или независимо наследуются гены, контролирующие развитие признаков;
  6. Связано ли наследование признаков с полом;

Сколько классов фенотипов (или генотипов) образуется в потомстве, полученном от скрещивания, и каково их количественное соотношение


2. Запишите кратко условия задачи.
3. Напишите фенотипы и генотипы скрещиваемых особей.
4. Определите и запишите типы гамет, которые образуются.
5. Определите и запишите генотипы и фенотипы потомства полученного в результате гибридизации.
6. Проанализируйте результаты скрещивания. Определите численные соотношения потомства по фенотипу и генотипу. Сделайте записи в виде числовых соотношений.
7. Запишите ответы на вопросы задачи.


Оформление задач по генетике

При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в традиционной генетике и приведенными ниже:

женский организм

мужской организм

×

знак скрещивания

P

родительские организмы

F1, F2

дочерние организмы первого и второго поколения

А, В, С...

гены, кодирующие доминантные признаки

а, b, с...

аллельные им гены, кодирующие рецессивные признаки

АА, ВВ, СС...

генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку

Аа, Вb, Сс...

генотипы моногетерозиготных особей

аа, bb, сс...

генотипы рецессивных особей

АаВb, AaBbCc

генотипы ди- и тригетерозигот

АB, CD
a b cd

генотипы дигетерозигот в хромосомной форме при независимом и сцепленном наследовании

гаметаА ,гаметаа , гаметаАВ , гаметаcd

Г - гаметы

Пример записи схемы скрещивания

Например: (по 1 и 2 закону  Г. Менделя)

Для того чтобы записать эти законы и  решить как  задачу, необходимо прежде всего составить таблицу:

 «Ген – признак – генотип – фенотип»

Обозначим ген полного доминирования – А, рецессивный ген – a

ген

признак

генотип

фенотип

А

Желтая

АА

Желтая

а

Зеленая

аа

Зеленая

Запись в буквенной форме:

Р

АА

×

желтая

зеленая

гаметы

гаметаAгамета

гаметаa

F1

Aa

Аа

желтая

желтая

100%

Ответ : желтая окраска -100%

Делая записи надо помнить:
1.На первом (слева) месте пишется женская (материнская) особь, на втором (справа) пишется мужская (отцовская) особь.
2. Аллельные гены пишутся рядом (ААВВ).
3. При записи генотипа буквы пишутся в алфавитном порядке (ааВВ, а не ВВаа).
4. Если известен только фенотип, неизвестные гены обозначаются ? или « _».
5. Под генотипом пишут фенотип: АА аа
жёлтый зелёный
6. У особей определяется и записывается тип гамет, одинаковые не повторяют
7. Фенотипы и гаметы пишутся строго под соответствующим генотипом.
8. Записывается ход решения с объяснениями. Можно оформлять в сетке Пеннета.
9. Записывается вывод (ответ).
10. Запись типа «один ребенок будет больным, а другой здоровым» или «первый ребенок родится больным, а второй здоровым» неправильна, поскольку результаты указывают лишь на вероятность рождения тех или иных особей.

Пример решения задачи.

Определите  фенотипы потомства кареглазого отца и кареглазой  матери, учитывая все варианты.

Пример краткой записи

Дано:

А – карие глаза
а – голубые глаза

ген

признак

генотип

фенотип

А

Карий цвет глаз

АА, Аа

Карий

а

Голубой цвет глаз

аа

Голубой


Определить: F
1

Решение

Например предположим, что оба родителя гетерозиготны по цвету глаз, тогда:

http://bio.1september.ru/2004/12/6.gif

Ответ: 75 % кареглазых, 25 % голубоглазых  по фенотипу;

Основные правила, помогающие в решении генетических задач

Правило 1.Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков в соотношении 3 : 1, то эти особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при полном доминировании.)

Правило 2.Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признака на три фенотипические группы в соотношении 1 : 2 : 1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при неполном доминировании.)

Правило 3.Если в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по той же паре признаков в соотношении 1 : 1, то одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.

Правило 4.Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9 : 3 : 3 : 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными. (Дигибридное скрещивание.)