Методический семинар

Тарута Любовь Александровна

Содержит презентацию и концептуальное изложение профессионального опыта "Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области"
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Тарута Л.А.

ГАПОУ  ТО «Ишимский политехнический техникум»

«Не пытайтесь удовлетворить свое тщеславие,

стараясь научить кого-то слишком многому.

Разбудите в человеке любопытство.

Достаточно приоткрыть разуму дверь,

не перегружая его, просто заронить в него искру.

Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем»          

В. Ключевский

В условиях вхождения России в мировое образовательное пространство основными приоритетами внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования становится развитие системы его модернизации и повышение качества образования. Поэтому  возникла необходимость подготовки профессионально компетентных, социально активных и конкурентоспособных специалистов, способных к адекватному профессиональному самоопределению и саморазвитию, готовых обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие. Подготовка такого специалиста в системе среднего профессионального образования может быть обеспечена последовательным формированием  общих и профессиональных  компетенций  в контексте достижения профессионального, социального и личного успеха студента. Все это происходит в условиях глобализации и информатизации всех сфер жизнедеятельности, в том числе и сферы образования, где приоритет в подготовке компетентных специалистов отдается инновационным обучающим технологиям, направленным на развитие личности.

В результате педагог должен вносить в учебный процесс все новые и новые методы подачи информации: за короткий промежуток времени научить обучающихся осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации; организовать процесс обучения так, чтобы обучающиеся активно, с интересом и увлечением работали на уроке, видели плоды своего труда и могли их оценить.

Одним из необходимых условий повышения качества обучения является интеграция в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий и технологии личностно-ориентированного обучения.

Преимущества использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе велики. Перечислим некоторые из них: индивидуализация обучения, интенсификация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, рост объема выполненных на уроке заданий; применение  компьютерных тестов и модулей ФЦИОР при проведении лабораторно – практических заданий; расширение информационных потоков при использовании Internet; повышение мотивации и познавательной активности обучающихся за счет разнообразия форм работы,  для актуализации знаний, полученных в школьном курсе биологии и химии, например,  при изучении темы «Морфология и физиология микроорганизмов», для реализации межпредметных связей.  На портале Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) представлена коллекция электронных образовательных ресурсов, созданных на базе открытых модульных систем (ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru), дающих возможность формировать у обучающихся способность использовать ИКТ в профессиональной деятельности, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность.

Одна из ведущих поведенческих характеристик педагога в условиях личностно - ориентированного взаимодействия — гибкость (пластичность, мобильность), то есть способность легко отказываться от несоответствующих ситуаций и способов поведения, приёмов мышления, средств деятельности, и вырабатывать, принимать новые оригинальные подходы к разрешению проблемных ситуаций при неизменных принципах и нравственных основаниях педагогической деятельности. Такой подход дает возможность реализовать общий принцип организации личностно-ориентированного обучения — развитие самостоятельности, формирование критического мышления.

Термин “критическое мышление” известен ещё из работ известных психологов Ж. Плаже, Л.С. Выгодского.

           Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся  в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития,  определяет конечный результат. Использование данной технологии  ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления обучающихся. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Эффективно  использовать данную технологию как на вводных уроках по изучению нового материала, так и на уроках закрепления и обобщения знаний  по дисциплинам общепрофессионального цикла. Причем,  данная технология, хорошо сочетается с другими технологиями, особенно с информационно-коммуникационными. Например,  при изучении микробиологических процессов по дисциплинам «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве», «Санитария и гигиена»  на стадии «осмысление» используется показ видеофрагментов, информационные тексты, на стадии «рефлексия» -   модули ФЦИОР, тесты контролирующего характера.

Проанализировав работу в данной технологии можно выделить эффективные методические приемы.

- Кластеры (блоки идей) или “грозди” – это графический способ организации учебного материала. Например, при изучении темы «Пищевые инфекции» обучающимся предлагается предположить, по каким направлениям будет изучена эта тема.

- Прием  “тонких” и “толстых” вопросов эффективен при организации взаимоопроса. В начале урока обучающимся предлагается задать своему соседу три “тонких” и три “толстых” вопроса по ранее изученной теме  для актуализации знаний.

 - Прием «маркировочная таблица»  может использоваться на всех трех стадиях урока по дисциплинам общепрофессионального цикла с целью  организации контроля работы каждого обучающегося и подведения итогов работы.

- Стратегия «инсерт» (значки по ходу чтения) - прием системной разметки текста для эффективного чтения и размышления. Особенно при изучении нормативно-правовых документов по дисциплинам «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве», «Санитария и гигиена».

- Прием «синквейн» – пятистишие,  на этой фазе урока позволяет систематизировать полученную на уроке информацию. Например, предлагается обучающимся описать суть таких понятии, как гигиена, физиология, микроорганизмы и др.  

Таким образом, использование этой технологии позволяет обеспечить формирование способностей организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения; нести ответственность за свою деятельность; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; работать в команде. То есть формировать, в первую очередь, общие компетенции.

Кроме инновационных технологий, большую роль в формировании общих и профессиональных компетенции играют различные методические приемы,  которые легко комбинируются, включаются  в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Это «пословица-поговорка», «проблемная ситуация», «зигзаг», «корзина идей, понятий, имен», «ключевые термины», «мультимедийная презентация», «решение ситуационных задач», «выбери верное утверждение», «рюкзак»  и др.

Реализуя компетентностный подход не только в учебном процессе,  но и во внеурочной деятельности, работе ПЦК  также используются методические приемы, позволяющие сочетать различные технологии. Внедрение образовательных технологий во внеурочную деятельность позволяет достигать максимально комфортных условий и для педагогов, и для обучающихся, поскольку не так жестко регламентированы образовательные результаты и учебное время. Поэтому «включение» обучающихся в технологию в рамках внеурочной работы существенно облегчается.

Проблемный урок, создание диалога или игры, применение метода моделирования, использование кейс-метода и др., - эти формы обучения всегда будут направлены на развитие у обучающихся самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные и жизненные  задачи.

Вовлекая обучающихся в решение проблем, расширяя и углубляя знания и одновременное развивая практические навыки и умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия, мы сможем быть уверены в эффективной работе по формированию и развитию как общих, так и профессиональных компетенций обучающихся.

Для оценки уровня сформированности компетенций используются: наблюдение, тестирование, оценка деятельности обучающихся на практических и лабораторных занятиях, анализ выполнения работ на учебной и производственной практике.

Использование активных форм проведения занятий и современных методов обучения для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся позволяет создать соответствующую образовательную среду, необходимую для реализации требований ФГОС и работодателей. Будущие выпускники смогут легко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять  их на практике, критически мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, уметь работать сообща,  анализировать рабочую ситуацию, осуществлять контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

Формула успеха в обучении - это применение в педагогической деятельности различных инновационных педагогических технологий с использованием современных технических средств обучения помноженное на  раскрытие индивидуальных особенностей обучающихся, формирование нравственных качеств.

Применение  на занятиях  педагогических технологий и технологических приемов с инновационным подходом способствует повышению качества образования (качественная успеваемость -  от 54% до  64%, средний балл по учебным дисциплинам -  от 3,7 до 4).

Анализ полученных результатов, их обработка методами математической статистики позволяют  говорить об эффективности выбранных педагогических технологий и  приемов в обучении.

Сводные данные качества обучения за 3 года

Элементы технологий ИК и развития критического мышления очень хорошо сочетаются с  многими другими технологиями, такими как игровые, кейс – технология, проблемного–поисковые, здоровьесберегающие  и т.д., позволяют интегрировать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, так как в основе их лежит деятельностный подход.

Таким образом, инновационные подходы способствуют: формированию познавательных и профессиональных мотивов и интересов будущих специалистов; воспитанию системности, гибкости, стратегичности и критичности мышления; развитию ответственного отношения к решению учебных и профессиональных проблем. Целостность и многомерность новейших образовательных технологий формируют информационную культуру и компетентность будущих специалистов, создают потенциальную возможность эффективной адаптации к требованиям рынка труда, общества и себя лично.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

         Мы не создаем принципиально новых технологий, не открываем Америку, мы лишь грамотно, систематично, целостно используем педагогические технологии, что и обеспечивает достижение запланированных результатов.

В наших руках возможность формировать личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
  • умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
  • уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.