2.1. Методические разработки уроков

Линева Марина Александровна

Предварительный просмотр:

Разработка урока биологии по ФГОС в 6 классе на  тему

«Рост и развитие растений»

Огромный океан неведомого окружает нас.

И чем больше мы знаем,  тем больше

загадок нам задаёт природа.

   В. А. Обручев

Цель урока:

- формировать УУД.

Задачи урока:

- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с ростом и развитием растений как важнейшим их свойством, его ролью в жизни.

Метапредметные: учащиеся продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.

Основные понятия урока: рост, развитие, онтогенез, индивид.

Деятельность учащихся: работа с текстом учебника и дополнительной литературой,

заполнение таблицы в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов.

Цели: изучить понятия «рост» и «развитие» организма; раскрыть особенности индивидуального развития цветкового растения; показать роль семени в индивидуальном развитии растения; дать понятие об условиях прорастания семян, росте и развитии проростка; продолжить формирование умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

1. Организационный момент.

2. Мотивационно-ориентационный этап.

Эпиграф урока:  СЛАЙД 2

  1. «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время» (Константин Георгиевич Паустовский).
  2. Все живое рождается, растет, развивается, оставляет потомство, стареет и умирает.
  3. Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет.
  4. «Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости, другие из-за болезней, третьих съедают хищники... Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других»  О размножении.

Создание проблемной ситуации

На доске таблички со словами: дыхание, питание, бег, выделение, кувыркание, смех, транспорт веществ, рост, развитие.

Выбери свойства живых организмов. Какие свойства относятся только к растениям?

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

                                    1.  Организационный момент

                                         2.Актуализация знаний.

1.Ребята, в чем мы убедились, поставив опыт «Передвижение воды и минеральных веществ

 по стеблю»?

Мы увидели, что минеральные вещества и вода передвигаются снизу вверх по  сосудам древесины в листья.

Коммуникативные:

Исследование средств языка и речи для получения и передачи информации.

2.Как можно доказать передвижение органических веществ?

Для этого нужно у комнатных растений сделать кольцевой надрез, обнажить древесину, т.е. убрать луб. Органические вещества, дойдя до вырезки, будут накапливаться сверху. Значит, органические вещества передвигаются по лубу.

Познавательные:  вывод,  следствия.

3.Как используются питательные вещества в растениях?

Часть питательных веществ идет на рост растений, а часть откладывается в плодах, семенах и других органах.

4.Для чего нужны семенам питательные вещества?

Они используют их при прорастании.

В далеком, далеком туманном просторе

Средь волн океанских стоял островок.

 Кругом волновалось безбрежное море —

На север, на запад, на юг, на восток.

А остров был голый и очень печальный,

На нем никогда ничего не росло.

Но раз из страны экзотической, дальней

Десяток семян на него занесло.

Расти семенам ничего не мешало

(Не редкость такие еще острова).

 И солнце светило, и влаги хватало.

И стала на нем пробиваться трава.

И стал этот остров красивым, зеленым.

И стали к нему подходить корабли.

 Нечасто встречается в море соленом

Такой вот уютный кусочек земли.

5.У вас на кухне семена каких растений имеются?

Семена гороха, фасоли, гречки, риса, подсолнечника и т.д.

6. Почему они лежат себе и не прорастают?

Потому что нет условий.

Личностные: опора на жизненный опыт

Значит, мы сегодня будем говорить о чем?

Об условиях прорастания семян.

Регулятивные: определение темы урока.

Изучение нового материала.

Правильно сегодня на уроке мы познакомимся с условиями прорастания семян

Формулируют цели урока.

        

Регулятивные: правильное изложение своих мыслей, планирование, прогнозирование.

Познавательные: формирование познавательной цели.

Запишите, пожалуйста, число и тему урока.

Записывают тему урока в тетради. Стр. 56 рабочей тетради.

– Хорошо. А как вы понимаете «индивидуальное развитие организма»?

– Давайте найдем пояснения к тем терминам, с которыми будем работать на уроке.

– Это, вероятно, особенности развития отдельного организма, одной особи.

– Зачитывают определения их соответствие.

Рост – возрастание массы и объема индивида или его органов, происходящее за счет увеличения числа и размеров клеток в процессе обмена веществ. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом.

Развитие – необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи.

Индивидуальное развитие, иначе называется онтогенез, – развитие организма от зарождения до конца жизни особи.

Индивид (лат. индивидуум – неделимое) – элементарная единица жизни, имеющая все признаки, свойственные виду, к которому организм принадлежит, но вместе с тем отличающаяся специфическими особенностями. (Н. Ф. Реймерс. Краткий словарь биологических терминов.)

Работают с текстом учебника.

Составляют схему в тетради.

Познавательные: поиск и выделение информации, умение работать с текстом.

– Индивидуальное развитие, или онтогенез, подразделяется на этапы.

– Что будет являться начальным этапом онтогенеза у цветковых растений? Найдите ответ в тексте учебника (в § 21) и составьте схему на доске. 2 абзац

Оплодотворение яйцеклетки

образование зиготы

многократное деление

формирование зародыша

образование семени

Познавательные: поиск и выделение информации, умение работать с текстом.

– Что же такое семя?

Найдите определение семени в учебнике и перечислите преимущества семенного размножения.

Работают  с текстом.

Делают записи в тетрадях.

Семя – приостановившийся в своем развитии зародыш.

Преимущества семенного

размножения

1. Защитные покровы – защищают зародыш от неблагоприятных воздействий среды.

2. Запас питательных веществ – обеспечивает зародыш на первых порах питанием.

3. Приспособления к распространению – способствуют переносу семян на большие расстояния и расселению.

4. Плотная оболочка – позволяет семени долго жить в состоянии покоя, дожидаясь благоприятных условий для прорастания.

Читают текст.

Рассматривают иллюстрации.

В устных ответах называют способы распространения семян и приводят примеры.

Поясняют наличие приспособлений у разных растений.

- Для развития в семени зародыша должны сложиться определенные условия, благоприятные для прорастания. Что это за условия? Найдите их описание в тексте учебника или назовите сами.

– Для всех ли семян цветковых растений нужны одинаковые условия прорастания? Докажите на примерах.

Это подходящая влажность; наличие кислорода; оптимальная температура среды.

– Нет. Разные семена требуют разных условий для прорастания. Так, из таблицы на с. 147 видно, что злаки могут прорастать при температуре +1 0С, а для прорастания огурцов нужна температура + 12 0С.

Коммуникативные: использование языка речи для получения и передачи информации, умение слушать.

Как прорастают семена?

Давайте составим схему прорастания семян.

Сравните семена фасоли, пролежавшие в воде 2 часа и сухие. Семена набухают.

Семя – корешок – стебелек – надземный побег.

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений.

Микроскоп «Строение корня. Образовательная ткань»

- В процессе прорастания семян также выделяются свои этапы, а каждый этап выполняет свою функциональную нагрузку.

– Разберем этот момент с помощью текста учебника.

Этапы прорастания семян

1-й этап – поглощение воды.

2-й этап – набухание семян.

3-й этап – увеличение размеров; деление клеток.

4-й этап – появление корешка.

5-й этап – появление зародышевого побега.

Познавательные: поиск и выделение информации, умение работать с текстом.

Давайте вспомним строение семени.

Кожура, семядоли, зародыш.

Что является главным в семени?

Зародыш.

Почему зародыш является главным в семени?

Потому что из него вырастает растение.

Значит, есть еще одно условие прорастания семян? Какое это условие.

Здоровый зародыш.

А теперь послушаем отчет о домашнем опыте по прорастанию семян.

 Королева Полина

Ребята объясняют свои наблюдения.

Регулятивные:

контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование;

Коммуникативные:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные: опора на жизненный опыт.

В стаканчике, где были все условия, проросли все семена?

Да все.

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений.

- Почему?

Потому что зародыш у них был здоровым.

- Посмотрите на слайд посев семян и ответьте на вопрос,  почему семена различных растений надо сеять на разную глубину?

Рассматривают и делают выводы.

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений.

– Что же называют проростком, почему он не похож на взрослое растение?

 Для ускорения  прорастания семян иногда применяют стратификацию и скарификацию.

Стратификация – выдерживание семян, уложенных слоями во влажном песке при низких температурах (для ускорения прорастания плодовых и дикорастущих лесных деревьев).

Скарификация – перетирание, надрезание для разрушения покровов «твердокаменных» семян (клевер, люцерна, косточковые плодовые культуры).

Проросток – это образовавшееся из семени растение; чтобы он стал похож на взрослое растение, нужно немало времени, это произойдет в ходе индивидуального развития.

Записывают в тетрадь текст после объяснения учителя.

Покой семян – важное приспособительное свойство, выработавшееся у цветковых в ходе эволюции. Предохраняет семена от преждевременного прорастания, что особенно опасно в суровых климатических условиях.

Познавательные: поиск и выделение информации, умение работать с текстом.

Домашнее задание. Параграф 21, задания в рабочей тетради №106,107. Творческое задание. Приготовить сообщение на тему «Гиганты и карлики растительного мира», составить схему-конспект по изученной теме, используя ребусы, шарады, кроссворды.

Выступление Коврижных Э. со своей творческой работой.

                                            Рефлексия учебной деятельности

Достигли ли мы цели урока?

Что нового узнали?

Что было самым полезным?

Своей работой я ….

Что порекомендуете своим мамам при проращивании семян?

Отвечают.

Регулятивные: установление соответствия.

Технологическая карта

Тема урока. Рост и развитие растений

Основные понятия: рост, развитие, оплодотворение, зигота, зародыш.

Задания для выполнения

Задание 1. Вспомните и запишите пословицы, высказывания о весне.

«По семенам и всходы». Объясните пословицу. 

Задание 2.   Рассмотрите предложенные семена, рисунки учебника на стр. 145-146, определите способ их распространения.

Способ распространения

     Животными                        Ветром                            Водой                                Саморазбрасыванием

____________            ____________              ____________                    ____________

____________            ____________              ____________                    ____________

____________            ____________              ____________                    ____________

Найди соответствие

1.Возрастание массы и объема индивида или его органов, происходящее за счет увеличения числа и размеров клеток в процессе обмена веществ. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом.

А. Развитие

2. Необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи.

Б. Рост

3. Иначе называется онтогенез, – развитие организма от зарождения до конца жизни особи.

В. Индивид

4.- (лат. индивидуум – неделимое) – элементарная единица жизни, имеющая все признаки, свойственные виду, к которому организм принадлежит, но вместе с тем отличающаяся специфическими особенностями. (Н. Ф. Реймерс. Краткий словарь биологических терминов.)

Г. Индивидуальное развитие

Приспособления для распространения плодов и семян

1. Сочный плод – привлекает животных в качестве пищи.

2. Семена в пищеварительном тракте животных не теряют всхожести, но получают лучшие условия для прорастания.

3. Выросты на семенах помогают им прицепляться к животным (череда).

4. Хохолки, парашютики, крылышки помогают при распространении ветром (клен).

5. Малый вес семян также способствует распространению ветром (орхидеи).

6. Особые приспособления для саморазбрасывания семян (бешеный огурец).

7. Специальные приспособления для самозарывания (ковыль).

Стратификация – выдерживание семян, уложенных слоями во влажном песке при низких температурах (для ускорения прорастания плодовых и дикорастущих лесных деревьев).

Скарификация – перетирание, надрезание для разрушения покровов «твердокаменных» семян (клевер, люцерна, косточковые плодовые культуры).

Достигли ли мы цели урока?

Что нового узнали?

Что было самым полезным?

Своей работой я……

Что порекомендуете своим мамам при проращивании семян?