2. Методический аспект профессиональной педагогической деятельности

Линева Марина Александровна

Методические разработки уроков http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2015/0...

Внеклассная работа http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2015/0...

Видеоурок "Как прекрасен этот мир!" - http://nsportal.ru/user/604322/video

Рабочая программа 10 класс (профильный уровень)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

Перевозская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

по общей биологии

 10 класс

(профильный уровень)

2014 – 2015 учебный год

Составитель М.А.Линева,

учитель  биологии

высшей квалификационной категории

г. Перевоз

 2014 г.


Пояснительная записка

        

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы, допущенная  Министерством образования и науки РФ и  стандартов общего образования МОРФ.
  • Авторская  программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. Профильный уровень. Автор В.Б.Захаров. - Программы  для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.

Автор

Название

Издательство

В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин

Общая биология

Учебник для 10 класса средней школы (профильный уровень)

М.: Дрофа

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология»

Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и учащихся

        

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для   10 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю. Тематическое планирование скорректировано на 34 рабочих недели. Раздел 2 уменьшен на 3 часа, остальное содержание программы осталось без изменений.

Запланировано: лабораторных работ – 5; практических работ – 1

Цели:

  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Ожидаемые результаты.

- объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
  • отличать научные методы, используемые в биологии;
  • определять место биологии в системе естественных наук;
  • доказывать, что организм - единое целое;
  • объяснять значение для развития биологических наук, выделения уровней организации живой природы;
  • обосновывать единство органического мира;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • отличать теорию от гипотезы.

- объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

Знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
  • особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
  • особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
  • причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.

Уметь (владеть способами деятельности):

  • приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;
  • приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
  • оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;
  • аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;
  • выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;
  • устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум  и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
  • самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):

  • соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
  • оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.

Содержание рабочей программы

Тема 

Количество часов

Лабораторные, практические  работы

Введение

1

Раздел 1. Введение в биологию

Тема 1.1. Предмет и задачи общей биологии.

Уровни организации живой материи

5

(2)

Тема 1.2. Основные свойства живого. Многообразие живого мира

(3)

Раздел 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Тема 2.1. История представлений о возникновении жизни на Земле

15

(3)

Тема 2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле

(5)

Тема 2.3. Современные представления о возникновении жизни на Земле

(7)

Раздел 3. Учение о клетке

Тема 3.1. Введение в цитологию

31

(1)

Тема 3.2. Химическая организация живого вещества

(9)

2

Тема 3.4. Структурно-функциональная организация клеток эукариот

(6)

1

Тема 3.5. Обмен веществ в клетке (метаболизм)

(7)

Тема 3.6. Жизненный цикл клеток

(2)

Тема 3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

(2)

Тема 3.8. Клеточная теория

(3)

Раздел 4. Размножение организмов

Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных

7

(2)

Тема 4.2. Половое размножение

(5)

Раздел 5. Индивидуальное развитие организмов

Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных

13

(6)

Тема 5.2. Постэмбриональное развитие животных

(2)

Тема 5.3. Онтогенез высших растений

(1)

Тема 5.4. Общие закономерности онтогенеза

(1)

Тема 5.5. Развитие организма и окружающая среда

(3)

Раздел 6. Основы генетики и селекции

Тема 6.1. История представлений о наследственности и изменчивости

30

(2)

Тема 6.2. Основные закономерности наследственности

(14)

1

Тема 6.3. Основные закономерности изменчивости

(8)

Тема 6.4. Генетика человека

(2)

1

Тема 6.5. Селекция животных, растений и микроорганизмов

(4)

Тематическое планирование учебного материала

урока

Содержание

№ урока в теме

Лаб.,практ. работы

Средства                обучения

Д/з

1.

Место учебного предмета «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин.

1

С.5-6

Раздел 1. Введение в биологию (5 часов).

Тема 1.1. Предмет и задачи общей биологии.

Уровни организации живой материи (2 часа).

2.

Общая биология, ее задачи и значение. Связь биологических дисциплин с другими науками.

1

Муляжи, модел

С.7-9

3.

Уровни организации живой материи и принципы их выделения.

2

Таблица, ткани, модели молекул, презентация

С.13-19

Тема 1.2. Основные свойства живого. Многообразие живого мира (3 часа).

4.

Критерии живых систем.

1

Демонстрация опыта «Выращивание кристаллов», комнатные растения одного вида, модель ДНК, презентация

С.19-24

межпредметные связи

5.

Критерии живых систем (продолжение). Царства живой природы.

2

Презентация

С.24-29

Подг.к зачету

6.

Обобщающий семинар или конференция «Общая биология, ее задачи и значение для науки и практики».

3

Самодельные наглядные пособия, тест

Раздел 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (15 часов).

Тема 2.1. История представлений о возникновении жизни на Земле (3 часа).

7.

Представления древних философов о возникновении жизни на Земле.

1

Презентация

С.30-33

8.

Работы Луи Пастера для разработки представлений о возникновении жизни.

2

Демонстрация экспериментов Л.Пастера

С.33-34

9.

Теория вероятности, материалистические теории происхождения жизни.

3

Презентация

С.34-37

Тема 2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле (5 часов).

10.

Современные представления о происхождении жизни, эволюция химических элементов в космическом пространстве.

1

Презентация

С.38-41

11.

Образование планетарных систем.

2

Демонстрация этапов формирования планетарных систем.

С.41-44

12.

Образование планетарных систем. (продолжение).

3

Презентация

С.45-48

13.

Первичная атмосфера и химические предпосылки жизни.

4

Презентация

С.48-49

14.

Источники энергии и возраст Земли.

5

С.49-52

Тема 2.3. Современные представления о возникновении жизни на Земле (7 часов).

15.

Условия среды на древней Земле.

1

С.52-57

16.

Теории происхождения протобиополимеров.

2

Презентация

С.58-60

17.

Коацерватная теория происхождения протобиополимеров.

3

Презентация

С.60-67

18.

Эволюция протобионтов.

4

С.67-72

19-20

Начальные этапы биологической эволюции.

5-6

 Презентация, видеоурок

С.72-81

Подг.к зачету

21.

Обобщение. Групповая работа по межпредметным связям

7

Оборудование по химии, физике, географии.

Повт.

С.80-81

Раздел 3. Учение о клетке (31 час).

Тема 3.1. Введение в цитологию (1 час).

22.

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки.

1

Таблица

Зап.в тетр.

Тема 3.2. Химическая организация живого вещества (9 часов).

23.

Химическая организация клетки, неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1

Презентация

С.85-90

24.

Органические вещества, входящие в состав клетки. Органические биополимеры-белки.

2

Таблица «Строение белковой молекулы», презентация

С.90-95

25.

Свойства и функции белков.

3

Таблица «Строение белковой молекулы», презентация

С.95-100

26.

Белки-ферменты.

4

Пр.р.№1

Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма.

Оборудование для пр.раб.

Повт.

27.

Органические вещества – углеводы. Органические вещества – жиры и липиды.

5

Л.р.№1

Определение крахмала в растительных тканях.

Оборудование для лаб.раб.

С.100-105

28.

Биологические полимеры - нуклеиновые кислоты.

6

Таблица

«ДНК,РНК», модель ДНК, презентация

С.106-109

29.

РНК. Генетический код.

7

Доп.материал Рувинского

С.109-113

30.

Решение биологических задач.

8

Дидактический материал

С.114-117

31.

Обобщение знаний о химической организации клетки. (семинар).

9

Карточки-задания

Повт.

Тема 3.3. Строение и функции прокариотической клетки (1 час).

32.

Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка.

1

Таблица,

презентация

С.136-142

Тема 3.4. Структурно-функциональная организация клеток эукариот (6 часов).

33-34.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

1

Таблица

«Строение клетки»,

презентация

С.142-147

35.

Органеллы цитоплазмы, их структура и функции.

2

Таблица,

презентация

147-152

36.

Немембранные органоиды клетки.

3

Таблица,

презентация

С.152-155

37.

Строение и функции ядра

4

Таблица,

презентация

С.157-159

38.

Клеточное ядро. Хромосомы. хромосомный набор.

5

Микропрепараты  

С.159-166

39.

Урок-практикум «Сравнение растительной и животной клеток».

6

Л.р.№2

Изучение строения растительной и животной клеток.

Оборудование для лабораторной работы

С.175-181

Тема 3.5. Обмен веществ в клетке (метаболизм) (7 часов).

40.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Биосинтез белка.

1

Таблица,

Презентация, модель-аппликация        

С.118-123

41.

Решение биологических задач на биосинтез белка.

2

Дидактический материал

Повт.

42.

Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена.

3

Таблица,

презентация

С.123-126

43.

Пластиды. Автотрофный тип обмена веществ.

4

микропрепарат

 

С.126-127

44.

Этапы фотосинтеза.

5

Таблица,

презентация

С.128-129

45.

Автотрофный тип обмена веществ. Хемосинтез.

6

Доп.материал

С.129-130

46.

Семинар «Обмен веществ и энергии в клетке».

7

Доп.материал урока-обобщения

Повт.

Тема 3.6. Жизненный цикл клеток (2 часа).

47-48.

Митотический цикл.

1-2

Таблица, микропрепараты, презентация, модель-аппликация

С.167-174

Тема 3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги (2 часа).

49.

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

Диск, презентация

С.181-186

50.

Неклеточные формы жизни. Болезни, вызываемые вирусами.

2

Диск, презентация

С.188-189

Тема 3.8. Клеточная теория (3 часа).

51.

Клеточная теория строения организмов. История развития.

1

презентация

С.179-180

Сообщ.уч.

52

Работы ученых. Значение клеточной теории.

2

Биографии ученых

С.179-180

доклады

53.

Зачет.

3

Карточки-задания

Повт.

Раздел 4. Размножение организмов(7 часов).

Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных (2 часа).

54-55.

Формы бесполого размножения. биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.

1-2

Таблицы, комнатные растения, презентация

С.193-198

Тема 4.2. Половое размножение (5 часов).

56.

Половое размножение растений и животных. Органы полового размножения млекопитающих.

1

Презентация

С.199-200

57.

Половое размножение и половые клетки.

2

Микропрепараты, модель-аппликация, презентация  

С.199-202

58.

Мейоз.

3

Таблица, презентация, модель-аппликация

С.203-207,

59.

Осеменение и оплодотворение

4

Доп.материал

С.207-213

60.

Обобщающий семинар «Размножение организмов».

5

Карточки-задания

Повт.

Раздел 5. Индивидуальное развитие организмов (13 часов).

Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных (6 часов).

61.

Индивидуальное развитие организмов. Краткие исторические сведения.

1

С.215-216

62.

Эмбриональный период развития. Дробление.

2

Таблица, презентация

С.216-220

63.

Эмбриональный период развития. Гаструляция.

3

Таблица, презентация

С.220-222

64.

Эмбриональный период развития. органогенез.

4

Таблица, презентация

С.222-227

Сообщения

65.

Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и  органов человека.

5

Сообщения

Записи в тетради

66.

Обобщающий семинар «Онтогенез».

6

Карточки-задания

Повт.

Тема 5.2. Постэмбриональное развитие животных (2 часа).

67.

Постэмбриональный период развития. Непрямое развитие.

1

Коллекции, таблицы, презентация

С.228-235

68.

Постэмбриональный период развития. Прямое развитие.

2

Коллекции, таблицы, презентация

С.228-235

Тема 5.3. Онтогенез высших растений (1 час).

69.

Двойное оплодотворение. Постэмбриональное развитие.

1

Лекция

Таблица, презентация

Записи в тетради

Тема 5.4. Общие закономерности онтогенеза (1 час).

70.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция. Биогенетический закон.

1

Рельефная таблица, презентация

С.235-238

Тема 5.5. Развитие организма и окружающая среда (3 часа).

71-72.

Развитие организма и окружающая среда.

1-2

м/м диск

С.238-248

доклады

73.

Семинар «Развитие организмов»

3

Повт.

Раздел 6. Основы генетики и селекции (30 часов).

Тема 6.1. История представлений о наследственности и изменчивости (2 часа).

74.

История развития генетики. Основные понятия генетики.

1

Презентация

С.253-259

75.

Гибридологический метод изучения наследственных признаков.

2

Презентация

С.261-263

Тема 6.2. Основные закономерности наследственности (14 часов).

76.

Законы Г.Менделя. Первый закон.

1

Таблица, модель-аппликация

С.263-268

77.

Второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет.

2

Таблица, презентация, модель-аппликация

С.268-272

78.

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

3

Таблица, модель-аппликация, презентация

С.272-276

79.

Решение задач.

4

Дидактический материал

С.279-280

80.

Анализирующее скрещивание. Решение задач.

5

Карточки-задания

С.276-278

81.

Хромосомная теория наследственности.

6

таблица

С.280-282

82.

Сцепленное наследование признаков.

7

Таблица, презентация

С.282-284

83.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

8

Таблица

С.285-289

84.

Решение задач.

9

Л.р.№3

Решение генетических задач.

Карточки-задания

С.290-291

85.

Генотип как целостная система.

10

С.291-292

86.

Взаимодействие неаллельных генов.

11

модель-аппликация, презентация

С.292-295

87.

Решение задач.

12

Карточки-задания, задачи

С.295-297

88.

Семинар «Закономерности наследственности».

13

С.297-299

89.

Урок-зачет  «Решение генетических задач».

14

Карточки  

Повт.

Тема 6.3. Основные закономерности изменчивости (8 часов).

90.

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость.

1

Таблица, презентация

С.300-302

91.

Классификация мутаций.

2

Презентация

С.302-307

92.

Классификация мутаций (нейтральные, полезные). Здоровье человека.

3

Записи в тетради

93.

Мутации вредные. Здоровье человека.

4

  Презентация

Записи в тетради

С.308-309

94.

Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов.

5

Таблицы

С.310-314

95.

Зависимость проявления генов от условий внешней среды. Фенотипическая изменчивость.

6

Гербарии, комнатные растения, презентация

С.314-315

96.

Изменчивость организмов.

7

Л.р.№4

Построение вариационной кривой.

Гербарии, комнатные растения, м/м диск.

С.316-317

97.

Обобщающий урок «Сравнение фенотипических и генотипических изменений».

8

Таблицы

Повт.

Тема 6.4. Генетика человека (2 часа).

98.

Методы изучения наследственности человека.

1

Лекция

Записи в тетради

99.

Генные и хромосомные аномалии человека

2

Л.р.№5

Составление родословных.

Презентация родословных

Доклады, сообщения

Тема 6.5. Селекция животных, растений и микроорганизмов (4 часа).

100.

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов.

1

Таблица, презентация

С.320-325

101.

Методы селекции растений и животных.

2

Таблица, презентация

С.325-333

102.

Достижения и основные направления современной селекции.

Обобщающий урок.

3

Таблица, презентация

С.336-339

  • Электронные образовательные ресурсы.

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.


Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка тестовых знаний по биологии с помощью коэффициента усвоения К

К = А:Р, где              А – число правильных ответов в тесте

                                     Р – общее число ответов

Коэффициент  К

Оценка

0,9-1

«5»

0,8-0,89

«4»

0,7-0,79

«3»

Меньше 0,7

«2»

 

Оценка рефератов по биологии

оценка

Оформление реферата

Содержание реферата

Речевое оформление

Грамотность

«5»

1. Титульный лист оформлен в соответствии с требованиями (приложение)

2. Наличие плана

3. В тексте имеются ссылки на авторство

4. Наличие списка использованной литературы в соответствии с правилами библиографии.

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Стройный по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей.

4. Объем реферата 10-12 листов

1. Написан правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию.

2. В реферате допускается незначительная неточность в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: одна орфографическая. Или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка

«4»

1. Оформление в основном соответствует требованиям, но нарушен один из 4-х пунктов требований.

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли.

1. Написан правильным литературным языком и стилистически  соответствует содержанию.

2.достоверно:

2-3 неточности в содержании, не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические, или 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, а также 2

грамматические ошибки

«3»

1. Оформление не соответствует  выше перечисленным требованиям.

1. В главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему.

2. допущены отклонения от темы или имеются отдельные ошибки в изложении фактического материала.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

1. Стиль работы отличается единством, обнаруживается владение основами письменной речи.

2.Допускается: не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.