Раздел 4. Нормативно-правовая база профессиональной педагогической деятельности

Линева Марина Александровна

 

Нормативные документы

 

v http://www.mon.gov.ru/ - МО РФ

v http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/projek... - «Наша новая школа»

v http://www.ug.ru  – Учительская газета

v http://www.standart.edu.ru  - Новый стандарт общего образования

v http://www.niro.nnov.ru/?id=2218 – Программа развития универсальных учебных действий

v http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173... - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

Перевозская средняя общеобразовательная школа

 

СОГЛАСОВАНО

протокол заседания профсоюза

от 27.12.2013 г. № 5

 

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 27.12.2013 г. № 481-ОД

«Об утверждении должностных инструкций»

 

 

Должностная инструкция

от 27.12.2013 года № 14

учителя биологии

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с требованиями Закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе квалификационной характеристики учителя в составе раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н.

При составлении инструкции также учтены положения Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ, Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196; приказа Министерства образования и науки РФ от 27 мая 2006 года № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 26 июля 2006 года № 8110.

1.2. На должность учителя, работающего по ФГОС, принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, прошедший курсовую переподготовку по введению ФГОС, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Учитель школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы.

1.4. Учитель должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении; методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; теорию и методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка школы; правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Оплата труда учителя производится в соответствии с образованием, квалификационной категорией и стажем педагогической работы.

2. Должностные обязанности

2.1.Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.

Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям ФГОС, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

2.2. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.3. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.

2.4. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

2.5. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с основой образовательной программой школы, разрабатывает рабочую программу по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей.

2.6. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

2.7. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.8. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

2.9. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

2.10. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.

2.11. Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой.

2.12. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.

2.13. Систематически повышает свою квалификацию: не реже одного раза в 5 лет проходит курсы повышения квалификации.

2.14. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в учреждении.

2.15. Участвует в деятельности педагогического и иных советов школы, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья, обучающихся во время образовательного процесса.

2.17. Обеспечивает включение обучающихся в различные формы внеурочной деятельности.

2.18. Обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, а также программ внеурочной деятельности новым ФГОС.

2.19. Осуществляет связь с родителями обучающихся (законными представителями).

2.20. Участвует в работе с родителями учащихся, посещает по просьбе классных руководителей собрания.

2.21. Немедленно сообщает администратору школы о несчастных случаях, принимает меры по оказанию помощи пострадавшим.

2.22. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.23. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.

2.24. Перед началом учебных занятий должен:

- прийти на занятия за 20 минут до их начала;

- просмотреть листок замены уроков, график дежурства в учительской;

- открыть кабинет, включить свет, проверить температурный режим, санитарное состояние;

- в случае обнаружения отклонения от правил и норм охраны труда,  пожарной и электробезопасности доложить дежурному администратору;

- со 2-м звонком учитель начинает урок;

- во время урока учитель находится в кабинете вместе с обучающимися;

- на перемене проветривает кабинет при закрытых дверях;

- своевременно приносит журнал и ключи от кабинета в учительскую;

- при аварийной ситуации учитель должен:

а) остановить занятия;

б) сообщить администрации школы;

в) если необходимо, оказать доврачебную помощь и вызвать "Скорую помощь".

2.25. Учитель, ведущий последний урок в классе, провожает детей в гардероб и следит за порядком.

2.26. Если график питания обучающихся совпадает с концом урока, то он обязан проводить класс до столовой и передать классному руководителю или осуществлять контроль самому.

2.27. Уходя из школы, смотрит и доводит до сведения обучающихся изменения в расписании на следующий день.

2.28. Учителю запрещается:

- изменять по своему усмотрению расписание занятий;

- отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;

- удалять обучащегося с урока;

- курить в помещении школы.

2.29. При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:

- проводит паспортизацию своего кабинета;

- постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;

- организует с обучающимися работу по изготовлению наглядных пособий;

- в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;

- разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;

- принимает участие в смотре учебных кабинетов.

2.30Учитель биологии:

2.30.1. Контролирует наличие у обучающихся тетрадей по учебному предмету, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, выведения, соблюдение единого орфографического режима.

2.30.2. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей обучающихся:

- 5-6 классы – после каждого урока в течение учебного года;

- 7-9 классы – после каждого урока у слабых обучающихся; у сильных – наиболее значимые работы. У всех обучающихся этих классов тетради должны быть проверены раз в две недели.

- 10-11 классы – тетради всех обучающихся проверяются один раз в учебную четверть, а тетради-словари – один раз в месяц.

2.30.3. Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе заполняет график проведения контрольных работ.

2.30.4. Все виды контрольных работ проверяются у всех обучающихся.

2.30.5. Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ: все письменные контрольные работы учащихся всех классов проверяются к следующему уроку, а при наличии более 70 работ – через один - два урока. Выставляет оценки за наиболее значимые работы в классный журнал за то число месяца, когда проводилась работа.

2.30.6. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.

2.30.7. Тетради контрольных работ обучающихся хранятся в учебном кабинете в течение учебного года.

2.30.8. Организует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по предмету и, по возможности, внеклассную работу по предмету.

2.30.9. Формирует сборные команды школы по параллелям классов для участия в районной, окружной, городской, областной олимпиадах.

3. Права

3.1. Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

3.2. На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.

3.3. На повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.

3.4. На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.

3.5. На сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.6. На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом общеобразовательного учреждения.

3.7. На дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.

3.8. На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.

3.9. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4. Ответственность

4.1. За реализацию не в полном объёме образовательных программ.

4.2. За использование учебно-методических комплексов, не рекомендованных МОиН РФ для классов, перешедших на ФГОС.

4.3. За жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем.

4.4. За нарушение прав и свобод обучающихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.

4.5. В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.

4.6. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

 

Составила заместитель директора по УВР                                              О. Н. Кобелькова

 

С инструкцией ознакомлен                                                                         М.А.Линева

                                                                                                                      «  » _______ 20__ г.

 

Информация об используемых в работе учебниках, учебно-методических комплексах, электронно-образовательных ресурсах

Учебники и учебно-методические комплексы, мспользуемые в работе учителя биологии Линевой Марины Александровны

  Программы  для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.

1. В. Б. Захаров,  Н. И. Сонин Биология. Многообразие живых организмов. Учебник для 7 класса средней школыМ.: Дрофа, 2011

Рабочая тетрадь Биология. Многообразие живых организмов.  М.: Дрофа, 2014

2. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек. Учебник для 8 класса средней школы М.: Дрофа, 2012

Рабочая тетрадь Биология. Человек М.: Дрофа, 2014

3. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Биология. Общие закономерности.Учебник для 9 класса средней школы М.: Дрофа, 2009

Рабочая тетрадь Биология.  Общие закономерности М.: Дрофа, 2014

4. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин Общая биология. Учебник для 10 класса средней школы (профильный уровень) М.: Дрофа, 2009 г

5. В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова  Общая биология. Учебник для 10-11 классов средней школы (базовый уровень) М.: Дрофа, 2009 г

6. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин Общая биология. Учебник для 11 класса средней школы (профильный уровень) М.: Дрофа, 2008 г

Перечень используемых учителем в образовательном процессе медиатеки и электронных образовательных ресурсов

  •  Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс («Кирилл и Мефодий», 2006)
  •  Репетитор. Биология (ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология, 2002);
  • Биология (Мультимедийное учебное пособие нового образца. Просвещение)
  • Учебное электронное издание. Лабораторный  практикум. Биология 6-11 класс (Республиканский мультимедиа центр, 2004)- 2 диска
  • Учебное электронное издание. Открытая биология 2.5. (ООО Физикон, 2003)
  • Учебное пособие. Экология 10-11 (Дрофа, 2004)
  • Интерактивная энциклопедия. Мое тело. Анатомия и физиология человека.(Dorling Kindersley, 2006);
  • Единый государственный экзамен. Биология. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0(«Просвещение – МЕДИА», 2005);
  • Электронные уроки и тесты. Функции и среда обитания животных организмов. («Просвещение  МЕДИА», 2006);
  • Электронные уроки и тесты. Взаимное влияние живых организмов. («Просвещение  МЕДИА», 2007);
  • Электронные уроки и тесты. Влияние человека на природу. («Просвещение  МЕДИА», 2007);
  •  Электронные уроки и тесты. Природа в состоянии динамического равновесия. («Просвещение  МЕДИА», 2007);
  • Электронные уроки и тесты. Генетическая изменчивость и эволюция. («Просвещение  МЕДИА», 2007);
  • Электронные уроки и тесты. Наследование признаков. («Просвещение  МЕДИА», 2007);
  • Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику Биология. Общие закономерности С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, 9 класс. Дрофа. Физикон, 2006;
  •  Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику Природоведение А.А.Плешакова, Н.И.Сонина, 5 класс. Дрофа. Физикон, 2005;
  •  Интерактивные приложения к урокам в 5-11 классах. (Издательство «Учитель», 2011);
  • Образовательная коллекция «Биология, 6 класс. Живой организм. Электронное учебное пособие. Дрофа, 2005;
  • Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Биология. Многообразие живых организмов, 7 класс. ООО «Дрофа», 2011.

 

Электронные ресурсы, используемые в работе

 

1.     Виртуальный репетитор по биологии http://www.vscool.km.ru/repetitor.asp?subj=99

2.     Мир животных http://animal.geoman.ru

3.     Изучаем биологию http://learnbiology.narod.ru

4.     Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия http://www. livt.net

5.     FlorAnimal: портал о растениях и животных http://www. floranimal.ru

6.     Биология в открытом колледже http://www.college.ru/biology

7.     Интернет-портал «Абитуриент» http://www.abitu.ru

8.     Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru

9.     Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме http://www.ege.ru

10.    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия http://www.vscool.km.ru

11.    Википедия: свободная многоязычная энциклопедияhttp//ru.wikipedia.org

12.     http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

13.     http://bashtanniknat.ucoz.ru/load/4-1-0-15

14.     http://www.teosofia.ru/biologos/viewtopic.php?f=29&t=200

15.     http://www.rusedu.ru/files.

16.     http://mirbiologii.ru/

17.     http://archive.1september.ru/bio/2001/29/no29_01.htm

18.      http://archive.1september.ru/bio/1999/no42_1.htm

19.     http://www.veterinary.ru:8101/mva/index.html

20.     http://www.uchportal.ru/load/75

21.     http://biohimia.ucoz.ru/load/prezentacii_po_biologii/6

22.      http://www.solsys.ru/index.htm

23.      http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов

24.      http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.