2.2.Олимпиады
Олимпиады по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_biologii_10_klass_2013-2014_uch_god.rar | 36.48 КБ |
olimpiada_po_biologii_11_klass_2013-2014_uch_god.rar | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьная олимпиада по биологии
10 класс
(2013-2014 уч. год)
Общее время выполнения работы – 2 часа.
[Маx. – 93 балла]
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 34 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.
1. Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызывают брожение:
а) молочнокислое;
б) маслянокислое;
в) спиртовое;
г) уксуснокислое.
2. Мицелий гриба рода Пеницилл:
а) неклеточного строения;
б) одноклеточный одноядерный;
в) одноклеточный многоядерный;
г) многоклеточный.
3. Для взрослых листьев всех растений характерно наличие:
а) черешка и листовой пластинки;
б) прилистников и листовой пластинки;
в) основания и листовой пластинки;
г) только листовой пластинки.
4. Формула цветка крестоцветных:
а) Ч4Л4Т6П(2)
б)*Ч4Л4Т4П(2);
в) *Ч2+2Л4Т2+4П(2);
г) *Ч4Л4Т8П(2).
5. Клеточная оболочка отсутствует у:
а) корненожек;
б) жгутиконосцев;
в) инфузорий;
г) всех простейших.
6. Основной хозяин малярийного плазмодия:
а) человек;
б) личинка малярийного комара;
в) малярийный комар;
г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.
7. Заражение дизентерией происходит:
а) через укус насекомого, переносчика заболевания;
б) при употреблении в пищу плохо прожаренного мяса больного животного;
в) воздушно-капельным путем;
г) при заглатывании цист дизентерийной амебы с пищей или водой.
8. У кишечнополостных медуза и полип являются:
а) различными стадиями бесполого размножения;
б) соответственно личинкой и взрослым животным;
в) проявлением чередования поколений;
г) различными видами кишечнополостных.
9. По образу жизни и характеру питания кишечнополостные являются водными:
а) автотрофами;
б) всеядными животными;
в) фильтраторами;
г) хищниками.
10. Основная часть мезодермы плоских червей приходится на:
а) кожный покров;
б) мускулатуру;
в) нервную систему;
г) паренхиму,
11. Кровеносная система кольчатых червей:
а) незамкнутая;
б) замкнутая, пульсирует спинной сосуд;
в) замкнутая, пульсирует брюшной сосуд;
г) замкнутая, пульсируют кольцевые сосуды в передней части тела.
12. У дождевого червя кровь:
а) не содержит специальных пигментов;
б) содержит свободный гемоглобин;
в) содержит эритроциты с гемоглобином;
г) отсутствует, т.к. дыхание осуществляется всей поверхностью тела.
13. Четырехжаберными головоногими моллюсками являются:
а) каракатицы;
б) осьминоги;
в) кальмары;
г) наутилусы.
14. Из перечисленных членистоногих брюшные конечности развиты у:
а) ракообразных;
б) паукообразных;
в) насекомых;
г) многоножек.
15. В эндосперме Покрытосеменного растения может быть:
а) 14 хромосом;
б) 24 хромосомы;
в) 34 хромосомы;
г) 44 хромосомы.
16. Ядовитые железы паука находятся:
а) у основания хелицер;
б) у основания ног;
в) в передней части брюшка;
г) в задней части брюшка.
17. Из названных насекомых конечности роющего типа имеет:
а) комнатная муха;
б) постельный клоп;
в) медведка;
г) рыжий муравей.
18. Из названных насекомых ротовой аппарат грызущего типа имеет:
а) стрекоза;
б) мясная муха;
в) комар звонец;
г) жук плавунец.
19. Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых не развиты половые железы;
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.
20. Ланцетники живут:
а) только в теплых морях;
б) только в теплых пресных водоемах;
в) в холодных морях высокой солености;
г) в болотах и на отмелях пресных водоемов.
21. От желудочка сердца пресмыкающихся отходит:
а) только одна дуга аорты;
б) только две дуги аорты;
в) одна дуга аорты и легочная артерия;
г) две дуги аорты и легочная артерия
22. В отличие от костных рыб у хрящевых отсутствует:
а) чешуя;
б) печень;
в) кишечник;
г) плавательный пузырь.
23. Температура тела тритона зависит от:
а) характера пищи;
б) содержания жира в тканях тела;
в) содержания воды в тканях тела;
г) температуры окружающей среды.
24. Самым важным фактором регуляции такой сезонной миграции птиц как перелет является:
а) изменение среднесуточной температуры окружающей среды;
б) уменьшение обилия кормовой базы;
в) изменение длины светового дня;
г) образование брачной пары.
25. Мышечная ткань образована:
а) только одноядерными клетками;
б) только многоядерными мышечными волокнами;
в) плотно прилегающими друг к другу двуядерными волокнами;
г) одноядерными клетками или многоядерными мышечными волокнами.
26. Сухожилия, при помощи которых мышцы соединяются с костями, образованы соединительной тканью:
а) костной;
б) хрящевой;
в) рыхлой волокнистой;
г) плотной волокнистой.
27. Передние корешки спинного мозга образованы аксонами нейронов:
а) двигательных;
б) чувствительных;
в) только вставочных;
г) вставочных и чувствительных.
28. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор поваренной соли:
а) сморщиваются;
б) набухают и лопаются;
в) слипаются друг с другом;
г) остаются без внешних изменений.
29. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:
а) жиры и нуклеиновые кислоты;
б) углеводы и аммиак;
в) жиры и углеводы;
г) углекислый газ и воду.
30. Поверхностный комплекс клетки не включает:
а) плазмалемму;
б) гликокаликс;
в) кортикальный слой цитоплазмы;
г) матрикс.
31. В клетке транспорт веществ осуществляет:
а) аппарат Гольджи;
б) клеточный центр;
в) эндоплазм этическая сеть;
г) ядрышко.
32. Расхождение хроматид в процессе митоза происходит в:
а) профазу;
б) метафазу;
в) анафазу;
г) телофазу.
33. РНК-содержащий вирус, с двумя нитями нуклеиновой кислоты:
а) вирус гриппа;
б) вирус оспы;
в) ВИЧ;
г) вирус герпеса.
34. Примером ароморфоза является:
а) теплокровность;
б) волосяной покров млекопитающих;
в) наружный скелет беспозвоночных;
г) роговой клюв у птиц.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с несколькими вариантами ответов из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 24 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответов, который Вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.
1. Элементарное соцветие колосок в метелке:
а) пшеницы;
б) ячменя;
в) риса;
г) овса;
д) камыша.
2. К характерным признакам кишечнополостных можно отнести:
а) радиальную симметрию;
б) трёхслойность;
в) наличие гастральной полости;
г) ганглинозный тип нервной системы;
д) хищнический образ жизни.
3. Развитие кровеносной системы паукообразных зависит от:
а) величины тела;
б) развития и строения дыхательной системы;
в) величины сердца;
г) формы сердца;
д) объема крови.
4. Представители типа моллюсков по способу размножения могут:
а) быть раздельнополыми;
б) быть гермафродитами;
в) быть партеногенетическими самками;
г) изменять свой пол в течение жизни;
д) размножаться неполовым путем (отрывом частей тела).
5. Четырехкамерное сердце имеют:
а) ящерицы;
б) черепахи;
в) крокодилы;
г) птицы;
д) млекопитающие.
6. Мозжечок хорошо развит у:
а) рыб и амфибий;
б) рыб и птиц;
в) амфибий и рептилий;
г) рептилий и млекопитающих;
д) птиц и млекопитающих.
7. Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:
а) грызунов;
б) хоботных;
в) парнокопытных;
г) зайцеобразных;
д) непарнокопытных.
8. В состав среднего уха входит:
а) молоточек;
б) слуховая (евстахиева) труба;
в) полукружные каналы;
г) наружный слуховой проход;
д) стремя.
9. К плоским костям скелета человека относят:
а) надколенник;
б) лопатку;
в) грудину;
г) тазовую кость;
д) позвонки.
10. Эволюция организмов приводит к:
а) естественному отбору;
б) разнообразию видов;
в) адаптации к условиям существования;
г) обязательному повышению организации;
д) возникновению мутаций.
11. Какие из факторов эволюции впервые были предложены Ч. Дарвином:
а) естественный отбор;
б) дрейф генов;
в) популяционные волны;
г) изоляция;
д) борьба за существование.
12. Из перечисленных методов селекции в XX веке появились:
а) межвидовая гибридизация;
б) искусственный отбор;
в) полиплоидия;
г) искусственный мутагенез;
д) клеточная гибридизация.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите соответственно «+» или «–». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.В основном веществе цитоплазмы растений преобладают полисахариды.
2.Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих.
3.Для всех осетровых рыб характерны нерестовые миграции.
4.Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами.
5.Органы боковой линии имеются у всех хордовых животных, постоянно обитающих в воде.
6.Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые.
7.Железы внешней секреции выделяют гормоны.
8.Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или орган для пересадки - реципиент.
9.Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.
10.Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения.
11.Все инфекционные агенты содержат молекулы нуклеиновых кислот.
12.Актин и миозин встречаются не только в мышечных клетках.
13.Гемоглобин синтезируется на рибосомах шероховатого ЭПР.
14.Гомологичные органы возникают в результате конвергенции.
15.Усики гороха и усики огурца - гомологичные органы.
Часть IV. Вам предлагается тестовое задание. Сопоставьте болезнь и переносчика возбудителя. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
1.
1) чума
2) туляремия
3) малярия
4) эпидемический сыпной тиф
5) бешенство
A) собаки, шакалы, летучие мыши
Б) комары
B) клещи
Г) вши
Д) блохи
Болезни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Переносчик возбудителя |
2. Установите соответствие между особенностями строения и растением, для которого они характерны.
А. Горох посевной. Б. Лук репчатый В. Капуста белокочанная
1. Околоцветник редуцирован (сильно упрощен) | 6. Жилкование листьев параллельное |
2. Цветок пятичленный, асимметричный | 7. Плод стручок |
3. Цветок четырехчленный | 8. Плод боб |
4. Листья простые с влагалищем | 9. Соцветие кисть |
5. Листья сложные с прилистниками | 10. На корнях имеются клубеньки |
2. Сравните наземных животных типов Членистоногие и Хордовые. Распределите перечисленные термины в ячейки таблицы.
Признаки сравнения | Паук | Ящерица |
Отделы тела | ||
Покров | ||
Конечности | ||
Кровеносная система | ||
Дыхательная система | ||
Нервная система | ||
Выделительная система |
Понятия: 1. Сухая кожа без желез. 2. Носовые отверстия. 3. Головогрудь. 4. Легкие. 5. Узлового типа. 6. Хитин. 7. Замкнутая. 8. Шея. 9. Почки. 10. Членистые, 4 пары. 11. Гортань. 12. Выделительные трубочки. 13. Хвост. 14. Роговые чешуи. 15. Мочевой пузырь. 16. Незамкнутая. 17. В форме нервной трубки. 18. Голова. 19. 2 пары. 20. Бронхи. 21. Конечности. 22. Брюшко. 23. Мочеточники. 24. Туловище. 25. Трахея (трахеи).
МАТРИЦА ОТВЕТОВ (для обучающегося)
на задания школьной олимпиады по биологии. 2013-2014 уч. год
10 КЛАСС [мах. 93 балла]
Часть I. [34 балла, по 1 баллу за каждое тестовое задание]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | ||||||||||
11-20 | ||||||||||
21-30 | ||||||||||
31-34 |
Часть II. [24 балла, по 2 балла за каждое тестовое задание]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1-12 |
Часть III. [15 баллов, по 1 баллу за каждое тестовое задание]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | ||||||||||
11-15 |
Часть IV. [Max. 20 баллов, по 5 баллов за 1,2 задание, 10 баллов за 3 задание]:
Болезни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Переносчик возбудителя |
Горох посевной | |
Лук репчатый | |
Капуста белокочанная |
3.
Признаки сравнения | Паук | Ящерица |
Отделы тела | ||
Покров | ||
Конечности | ||
Кровеносная система | ||
Дыхательная система | ||
Нервная система | ||
Выделительная система |
МАТРИЦА ОТВЕТОВ
на задания школьной олимпиады по биологии. 2013-2014 уч. год
10 КЛАСС [мах. 93 балла]
Часть I. [34 балла, по 1 баллу за каждое тестовое задание]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | в | г | в | в | а | в | г | в | г | г |
11-20 | г | б | г | а | б | а | в | г | б | а |
21-30 | г | г | г | в | г | г | а | г | в | г |
31-34 | в | в | в | а |
Часть II. [24 балла, по 2 балла за каждое тестовое задание]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1-12 | вгд | авд | аб | аб | вгд | бд | абг | абд | бвг | бв | ад | вгд |
Часть III. [12 баллов, по 1 баллу за каждое тестовое задание]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1-12 | + | - | - | + | - | + | - | + | - | - | - | + |
Часть IV. [Max. 20 баллов, по 5 баллов за 1,2 задание, 10 баллов за 3 задание]:
Болезни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Переносчик возбудителя | Д | В | Б | Г | А |
Горох посевной | 2, 5, 8, 10 |
Лук репчатый | 1, 4, 6 |
Капуста белокочанная | 3, 7, 9 |
3.
Признаки сравнения | Паук | Ящерица |
Отделы тела | 3,22 | 1,8,13,18,24 |
Покров | 6 | 14 |
Конечности | 10 | 19,21 |
Кровеносная система | 16 | 7 |
Дыхательная система | 25 | 2,4,11,20,25 |
Нервная система | 17 | 5 |
Выделительная система | 12 | 9,15,23 |
Предварительный просмотр:
Школьная олимпиада по биологии
11 класс
(2013-2014 уч. год)
Общее время выполнения работы – 2 часа.
[Маx. – 79 баллов]
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 34 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.
1. Назовите ученого, который впервые описал ядро растительной клетки и сделал важное обобщение, что ядро является обязательной составной частью любой клетки.
1) А. Левенгук 3) Р. Броун
2) Р. Вирхов 4) Т. Шванн
2. Одна из особенностей млекопитающих — теплокровность — способность поддерживать температуру своего тела на постоянном и высоком уровне. Это — одно из проявлений важнейшего свойства, присущего всем живым системам (клеткам, организмам, популяциям и т. п.). Назовите это свойство.
1) обмен веществ и энергии 2) раздражимость
3) гомеостаз 4) изменчивость
3. Назовите вид деления клетки, при которой из одной исходной эукариотической клетки образуются две дочерние клетки с такой же наследственной информацией, как и в материнской клетке
1) амитоз 2) митоз 3) мейоз 4) простое
4. Назовите ученого, который внес существенный вклад в развитие клеточной теории, сформулировав положение о том, что каждая новая клетка происходит от такой же исходной клетки путем ее деления.
1) Р. Гук 3) К. Бэр
2) Р. Вирхов 4) Т. Шванн
5. Определите признак, по которому все нижеперечисленные соединения, кроме одного, объединены в одну группу. Укажите «лишнее» среди них химическое соединение.
1) пепсин 5) каталаза
2) коллаген 6) мальтаза
3) кератин 7) гемоглобин
4) хитин
6. Четыре химических элемента встречаются в клетке в наибольшем количестве. На их долю приходится 98% всего содержимого клетки. Укажите химический элемент, НЕ относящийся к ним.
1)0 2)Р 3)N 4)Н 5) С
7. Назовите вещество, относящееся к липидам.
1) клетчатка 3) холестерин
2) АТФ 4) липаза
8. Все нижеперечисленные химические соединения, кроме одного, — углеводы. Укажите химическое соединение, которое углеводом НЕ является.
1) хитин 3)галактоза
2) кератин 4)лактоза
9. Какие химические связи принимают непосредственное участие в формировании вторичной структуры белка?
1) ковалентные 3) ионные
2) водородные 4) гидрофобные
10. Исследования одного из видов РНК показали, что в ее молекуле на долю гуанина приходится 34%, а на долю цитозина — 18% всех азотистых оснований. Сколько (в %) гуанина содержится в той части молекулы ДНК, на участке которой в процессе транскрипции образовалась эта РНК?
1) 17 3)24 5)33 7)36 9)52
2)18 4)26 6)34 8)48 10)66
11. Почему при денатурации фермента исчезает его каталитическая активность?
1) разрушается первичная структура белка
2) изменяется третичная структура и взаимное расположение аминокислот активного центра
3) изменяется строение радикалов аминокислот
4) происходит образование фермент-субстратного комплекса
12. Как переводится термин «прокариоты»?
1) доядерные
2) ядерные
3) безъядерные
4) полностью ядерные (с хорошо выраженным ядром)
13. Назовите организмы, которые не имеют цитоплазмы и собственной клеточной мембраны и содержат наследственный материал, который представлен молекулами ДНК или РНК и окружен белковой оболочкой.
1) вирусы 2) прокариоты 3) эукариоты
14. Назовите средний зародышевый листок, расположенный между наружным и внутренним зародышевыми листками.
1) эктодерма 3) мезодерма
2) энтодерма 4) бластодерма
15. Определите основной признак, по которому все нижеперечисленные организмы, кроме одного, объединены в одну группу. Укажите этот «лишний» среди них организм.
1) хлорелла 4) спирогира
2) хламидомонада 5) эвглена зеленая
3) сине-зеленая водоросль носток
16. Назовите зародышевый листок позвоночных животных, из которого формируются поперечнополосатая мышечная ткань, сердце, кровеносные сосуды, кости, хрящи, сухожилия.
1) эктодерма 3) мезодерма
2) энтодерма 4) бластодерма
17. Как у зародыша ланцетника расположена нервная трубка относительно хорды?
1)снизу 3)сверху
2)сбоку 4)внутри
18. Назовите зародышевый листок позвоночных животных, из которого формируется эпителий пищеварительной системы, эпителий легких и воздухоносных путей.
1) эктодерма 2) энтодерма 3) мезодерма
19. Анализ показал, что аллель, отвечающий за формирование изучаемого признака, передается от отца только дочерям, а от матери — и сыновьям и дочерям. Назовите хромосому, в которой находится этот аллель.
1)аутосома 2) Х-хромосома 3) У-хромосома
20. Как называется совокупность генов всех организмов популяции или вида?
1) генотип
2) генофонд
3) генокопия
4) генетический полиморфизм
21. Назовите признак, за который отвечает доминантный аллель, расположенный в Х-хромосоме человека.
1) праворукость
2) рыжие волосы
3) нормальная форма эритроцитов
4) нормальное цветовосприятие
22. Одни признаки человека обусловлены доминантными, а другие — рецессивными аллелями. Укажите ту пару альтернативных (взаимоисключающих) признаков, где первым указан доминантный, а вторым — рецессивный признак.
1) леворукость — праворукость
2) курчавые — гладкие волосы
3) отсутствие резус-фактора — наличие резус-фактора
4) рыжие — не рыжие волосы
23. Назовите гамету, от хромосомного набора которой в основном зависит пол человека, который разовьется из зиготы.
1) яйцеклетка 2) сперматозоид
24. Представьте, что у мужчины и женщины в генотипе имеется по одному аллелю, обусловливающему развитие гемофилии. Кто из членов их семьи обязательно будет страдать этим заболеванием?
1) только мужчина 5) мужчина и все сыновья
2) только женщина 6) мужчина и все дочери
3) все их сыновья 7) все члены семьи
4) все их дочери
25. Укажите ответ, в котором перечислены ископаемые предки человека, которых относят к группе «новые (современные) люди».
1) питекантропы, синантропы 4) австралопитеки
2) кроманьонцы 5) дриопитеки
3) неандертальцы 6) человек умелый
26. Назовите стадию формирования современного человека, на которой произошло выделение человеческих рас.
1) австралопитеки
2) древнейшие люди (питекантропы, синантропы)
3) древние люди (неандертальцы)
4) новые современные люди (кроманьонцы)
27. Укажите признак, свидетельствующий о том, что у неандертальцев была зачаточная речь.
1) низкий скошенный лоб
2) большой надглазничный валик
3) небольшой подбородочный выступ
4) затылочное отверстие черепа смещено к центру тяжести черепа
28. Назовите группу экологических факторов, к которой относят такие компоненты внешней среды, как свет, температура, химический состав почвы, водной и воздушной сред обитания.
1) абиотические 3) антропогенные
2) биотические
29. Представьте, что нижеперечисленные живые существа входят в состав одной из пищевых цепей биогеоценоза. Кто из них является первым звеном этой цепи?
1) Кузнечики 4) гнилостные бактерии
2) Змеи 5) орел
3) Растения 6) лягушка
30. Назовите одну из основных причин, по которой большинство пищевых цепей содержит небольшое (не более 3—5) число звеньев.
1) ограниченное число видов организмов, входящих в состав биогеоценозов
2) большие потери полезной энергии в цепях питания
3) небольшая продолжительность жизни представителей отдельных звеньев пищевых цепей
4) формирование пищевой сети из нескольких пищевых цепей
31. Белое оперение птиц определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. В одной паре доминантный ген определяет окрашенное оперение, рецессивный – белое. В другой паре доминантный ген подавляет окраску, рецессивный не подавляет окраску. Определить расщепление по фенотипу в F2 при скрещивании белых птиц, имеющих генотип CCВВ, с белыми птицами, имеющих генотип ccbb.
1)13 белых:3 окрашенных
2) 9 белых : 7 окрашенных
3) 16 белых : 0 окрашенных
4) 8 белых : 8 окрашенных
32.При партеногенезе организм развивается из:
1) зиготы;
2) вегетативной клетки;
3) соматической клетки;
4) неоплодотворенной яйцеклетки.
33. Матрицей для трансляции служит молекула:
1) тРНК;
2) ДНК;
3) рРНК;
4) иРНК.
34.К вирусным заболеваниям не относится:
1) корь;
2) клещевой энцефалит;
3) краснуха;
4) дифтерия.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить.В матрице ответов укажите вариант ответа «да - +» или «нет - ». Максимальное количество баллов, которое можно набрать 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
- Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
- У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
- У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
- Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
- Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
- В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.
- Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.
- При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
- С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.
- Суккуленты легко переносят обезвоживание.
- Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.
- Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.
- Каждой аминокислоте соответствует один кодон.
- Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.
- Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 5 (по 2,5 балла за каждое тестовое задание).
- Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК. [2,5 балла]
А) | раскручивание спирали молекулы | |||||||
Б) | воздействие ферментов на молекулу | |||||||
В) | отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК | |||||||
Г) | присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов | |||||||
Д) | образование двух молекул ДНК из одной | |||||||
Последовательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Процессы |
- Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5). [2,5 балла]
1. Компонент клеточной стенки грибов 2. Компонент клеточной стенки растений 3. Компонент клеточной стенки бактерий 4. Запасной полисахарид растений 5. Запасной полисахарид грибов | А. Крахмал Б. Гликоген В. Целлюлоза Г. Муреин Д. Хитин | |||||||
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Соединение |
Часть IV. Задания со свободным ответом. [Max. 20 баллов]
- Составьте пять цепей питания. Все они должны начаться с растений (их частей) или мертвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном в первом случае должен быть дождевой червь, во втором – личинка комара в пресном водоеме, в третьем – комнатная муха, в четвертом – личинка майского жука, в пятом - инфузория-туфелька. Все цепи питания должны заканчиваться человеком. Почему количество звеньев не превышает 6-7?
- Фермер решил заняться разведением карпа и взял в аренду озеро. Он знал, что биомасса консументов находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо, чтобы было много водных растений, а чтобы было больше водных растений, надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Что можно посоветовать фермеру?
МАТРИЦА ОТВЕТОВ (для обучающегося)
на задания школьной олимпиады по биологии. 2013-2014 уч. год
11 КЛАСС [мах. 79 баллов]
Часть I. [34 балла, по 1 баллу за каждое тестовое задание]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | ||||||||||
11-20 | ||||||||||
21-30 | ||||||||||
31-34 |
Часть II. [15 баллов, по 1 баллу за каждое тестовое задание]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | ||||||||||
11-15 |
Часть III. [Max. 10 баллов]
Последовательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Процессы |
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соединение |
Часть IV. Задания со свободным ответом. [Max. 20 баллов]
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МАТРИЦА ОТВЕТОВ
на задания школьной олимпиады по биологии. 2013-2014 уч. год
11 КЛАСС [мах. 79 баллов]
Часть I. [34 балла, по 1 баллу за каждое тестовое задание]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | 3 | 3 | 2 | 2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 |
11-20 | 2 | 1 | 1 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
21-30 | 4 | 2 | 2 | 5 | 2 | 4 | 3 | 1 | 3 | 2 |
31-34 | 1 | 4 | 4 | 2 |
Часть II. [15 баллов, по 1 баллу за каждое тестовое задание]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | - | - | - | + | - | - | + | + | - | - |
11-15 | + | - | - | + | - |
Часть III. [Max. 10 баллов]
Последовательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Процессы | Б | А | В | Г | Д |
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соединение | Д | В | Г | А | Б |
Часть IV. Задания со свободным ответом. [Max. 20 баллов]
- Дано объяснение роли редуцентов в круговороте веществ, объяснена роль организмов-паразитов по сдерживанию роста численности жертв, показана роль грибов в пищевых цепях.
А) Листовой опад – дождевой червь – курица – человек
Б) Ил – личинка комара – малек рыбы – окунь – человек
В) Детрит – комнатная муха – паук - перепел – человек
Г) Корни деревьев – личинки майского жука – слепыш – лиса – человек
Д) Эвглена зеленая – инфузория туфелька – малек рыбы – окунь – утка - человек
- Внесение в озеро минеральных удобрений приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделение метана и сероводорода. В озере начнется замор рыбы. Можно дать и другие объяснения.