Главные вкладки

    Интересные материалы для учащихся и учителей

    Пасынок Юлия Юрьевна

    На странице можно найти интересные материалы, которые помогут вам и вашим ученикам "учиться интересно, легко учиться, радостно учиться"...

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективно-календарный план воспитательной работы

    для начальной школы.

    Ю.Ю. Пасынок,

    зам. директора по УВР

    школы первой ступени

    и инновационной работе,

    учитель начальных классов

    МОУ СОШ № 21 г. Южно-Сахалинска

    Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

    Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.

    Некоторые классные руководители добросовестно заводят тетрадку, с помощью которой пытаются так или иначе организовать и систематизировать свою деятельность. Другие – покупают готовые «Дневники классного руководителя». Однако в таких тетрадках обязательно чего-нибудь не хватает.

    Рабочая тетрадь для классных руководителей «Перспективно-календарный план воспитательной работы» (см. Приложение) разработана и напечатана для облегчения труда педагогов. Она составлена по всем «законам» школьной жизни и призвана «прожить» с учителем целый год, направляя и подсказывая, что необходимо сделать в данный момент.



    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по экономике с использованием интерактивных методов обучения.

    Пасынок Юлия Юрьевна,

    учитель начальных классов и экономики

    МОУ СОШ № 21 г. Южно-Сахалинска

    Тема: Кондитерская фабрика: индивидуальное и конвейерное производство.

    Цели: 1.   Познакомить    учащихся    с    индивидуальным    и    конвейерным    

               способами производства, научить различать их.

               2.   Развивать внимание, мышление, воображение.

               3.    Способствовать    воспитанию    трудолюбия,    вежливости    и

               доброжелательности в отношениях с товарищами.

    Форма работы: групповая.

    Ход урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    Организационный момент.

    – Встали. Подравнялись.

    Прозвенел звонок и смолк –

    Нам пора начать урок.

    – Ребята сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей. Повернулись. Поздоровались. Больше не поворачиваемся.

      Мы все волнуемся. Но я знаю: вы способные, умные. Вы, конечно, поможете мне вести урок, и у нас все получится.

    Актуализация опорных знаний.

    – Сегодня в почтовом ящике я обнаружила очень интересный конверт. Он адресован учащимся 3 – А класса школы № 21, то есть вам, ребята. Давайте прочитаем, что нам пишут.

    ПИСЬМО.

    «Дорогие ребята!

    Кондитерская фабрика «САКО» приглашает вас принять участие в производственном эксперименте. Ваша задача – выяснить, какой способ производства печенья является наиболее эффективным.

    Желаем удачи!»

    – Скажите, а вы любите печенье?

    – Какое печенье вы любите больше всего?

    – Где вы приобретаете любимое печенье?

    – А приходилось ли вам делать печенье самим или помогать его делать маме и бабушке?

    – Какие продукты нужны для изготовления печенья?

    – Что нужно сделать, чтобы его изготовить?

    – Это печенье мы готовим для себя, им можно угостить друзей, соседей.

      Знаете ли вы, где делают печенье, которое можно купить?

    Показ кондитерской фабрике на плакате «Как живет микрорайон».

    – Печенье, произведенное на кондитерской фабрике, является ТОВАРОМ, то есть продуктом, который продается и покупается.

    Сообщение темы и целей урока.

    – Мы – участники эксперимента. Наша задача – апробировать два способа производства: индивидуальное и конвейерное – и определить, какой способ является наиболее удачным и эффективным для производства печенья.

    Изучение нового материала.

    – Любое производство включает в себя целый ряд действий, каждому из которых надо научиться. При производстве печенья будем руководствоваться следующей инструкцией. Прочитайте ее.

    ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПЕЧЕНЬЯ.

    1. Замесить тесто.
    2. Придать форму.
    3. Добавить начинку.
    4. Выпечь.
    5. Контроль.

    Показ процесса изготовления печенья учителем.

    – Итак, сначала я беру наклейку с изображением исходных продуктов (молоко, яйца, мука) и прикрепляю ее к модели печенья (снизу) посередине. Я – ЗАМЕСИЛА ТЕСТО.

      Затем ровно и аккуратно отделяю одну модель печенья от общего листа. Я – ПРИДАЛА ФОРМУ.

      Беру цветной карандаш и раскрашиваю серединку «печенья»: коричневый цвет – это шоколад, красный – клубничное варенье, зеленый – крыжовниковое. Я – ДОБАВИЛА НАЧИНКУ.

      Теперь раскрашу модель в желтый цвет.  Я – ВЫПЕКЛА ПЕЧЕНЬЕ.

      Последнее – КОНТРОЛЬ: модель имеет ровные края, снизу есть наклейка, в середине есть начинка, вся модель окрашена в ровный золотистый цвет. Это – качественное печенье.

      А если печенье будет таким (показ бракованного «печенья»), пройдет ли оно контроль качества? Почему?

    – Это бракованный товар. Его никто не купит.

      Итак, выполняя любую работу, важно заботиться о качестве результатов. Помните, что ХОРОШИЙ ТОВАР САМ СЕБЯ ХВАЛИТ.

    Практическая деятельность учащихся.

    – Определите, кто в вашей группе будет выполнять функции инспектора качества.

    Вручить инспекторам качества эмблемы и «Руководство по проверке качества».

    – На производство печенья отводится две минуты. В течение этого времени вам надо постараться сделать как можно больше качественного печенья

      Первый этап эксперимента – ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО:

    Если в производстве занят ты один,

    Сам несешь ответственность, сам раб и господин.

    Такое производство индивидуальное,

    Здесь затраты человека максимальные.

      Каждый из вас будет самостоятельно выполнять работу с начала до конца. Засчитываться будет количество качественного печенья, которое сделает группа за две минуты.

      Приготовились. Начали!

    – Слово экспертам. Доложите нам, пожалуйста, о результатах проверки:

    • Сколько печенья было сделано в группе?
    • Сколько печенья прошло контроль?
    • Сколько печенья оказалось «браком»?

    Запись результатов в таблицу.

    № группы

    индивидуальное производство

    конвейерное

    производство

    1

    2

    3

    – Почему забракованное печенье не засчитывалось?

    – Молодцы!

    Производство есть другое –

    Там рабочих очень много.

    Каждый делает свое:

    Каждый мелочь создает,

    А потом все собирают

    И товары получают.

    Такое производство

    Конвейерным зовется.

      Второй этап эксперимента – КОНВЕЙЕРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Теперь вы будете работать не сами по себе, а как члены коллектива, каждый из которых выполняет и несет ответственность за определенное действие.

      Я предлагаю вам посовещаться  и решить, какую операцию будет выполнять каждый из вас:

    • кто будет замешивать тесто, то есть прикреплять наклейки с исходными продуктами;
    • кто будет придавать форму, отделяя модели печенья от общего листа;
    • кто будет добавлять начинку, то есть раскрашивать серединку;
    • кто будет выпекать печенье, то есть раскрашивать печенье в золотистый цвет.

    – Не забывайте, что время производства печенья ограничено двумя минутами.

      Желаю удачи!

      Начали!

    Запись результатов в таблицу.

    Итого работы.

    – Подведем итог. В каком случае вы сделали больше печенья: индивидуальным или        конвейерным способом производства? Как вы думаете, почему?

    – Что нужно сделать с печеньем, не выдержавшим контроль качества?

    – Как называется такое печенье, такая продукция?

    – Если бы можно было повторить эксперимент, что можно было бы сделать по-другому, каких ошибок избежать?

    – В чем заключается смысл эксперимента?

    – Какой способ производства печенья оказался более эффективным?

    – Что можно делать с таким количеством печенья?

    – Часть печенья можно продать. Но чтобы о нашем товаре узнали все, нужно сделать его рекламу.

      Кто знает, как возникла реклама?

    – Первая реклама возникла в Древнем Риме. Слово «реклама» произошло от латинского «рекламаре» - выкрикивать.

      В Риме должны были начаться гладиаторские бои. Сочинители придумали специальные короткие тексты. Рисовальщики красной краской написали их на стенах домов. На видных местах появились объявления с программой боев. По улицам носили плакаты с именами участников. А для тех, кто не умел читать, уличные глашатаи выкрикивали все необходимые сведения.

      Я предлагаю вам придумать рекламу своего печенья.

    Презентация печенья.

    – Поздравляю вас с успешной работой. Я довольна вами. Вы очень талантливые и трудолюбивые. Эксперимент показал, что у каждого из вас есть реальная возможность стать замечательным работником, успешно работающим как индивидуально, так и в составе группы, но помните, выполняя любую работу, даже домашнее задание, надо стремиться к высокому качеству и эффективности.

    Угощение печеньем гостей.

    – Прозвенел звонок и смолк,

       И закончен наш урок.

    Дети читают письмо.

    Ответы ребят.

    – … .

    – … .

    – … .

    – Мука, масло, сахар и т. д.

    – Смешать исходные продукты, замесить тесто, испечь.

    – На кондитерской фабрике.

    Дети читают инструкцию.

    Ответы детей.

    Выполнение работы учащимися.

    Отчет инспекторов качества.

    – Его нельзя продать.

    Распределение обязанностей учениками.

    Выполнение работы учащимися.

    Ответы детей.

    – Брак.

    – … .

    – … .

    – … .

    – … .

    – … .

    Творческая работа в группах.



    Предварительный просмотр:

    Лексико - орфографические упражнения при изучении слов из словаря.

         В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Работая по прописи и учебнику, первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш и др., запоминают правописание слов Москва, учитель,  ученик, собака, корова. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом (см. Приложение 3).

         Методические исследования и практика школьной работы показывают, что все многообразие лексико-орфографических упражнений можно представить в виде четырех групп упражнений:

    1. различные виды диктантов;
    2. лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями;
    3. упражнения в конструировании словосочетаний и предложений;
    4. упражнения по развитию речи детей.

    ДИКТАНТЫ

         Данный вид упражнений можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.

         Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной  безударной гласной и записывают его по памяти. В случае необходимости выясняют значение слова.

         Картинный диктант: 1) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его; 2) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения; 3) учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставя знак ударения.

         Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания: 1) записать в первый столбик слова-названия животных, во второй - слова-названия растений; 2) записать в первый столбик слова, в написании которых надо запомнить гласную Е, во второй - слова, в написании которых надо запомнить гласную О, в третий - слова, в написании которых надо запомнить гласную А; 3) выписать только слова из "Словаря":

                         Урожай, урожай!

                         Наше лето провожай!

                         Сколько сладкого гороха!

                         Огурцы как на подбор!

                         На гряде сорвать не плохо

                         Крупный красный помидор!

                         Пробежишься огородом -

                         Съешь морковку мимоходом.

         Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.

           Диктант по памяти. Например: 1) записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов; 2) записать по памяти слова, в написании которых нужно писать в безударном слоге гласную букву Е.

          Диктант с комментированием. Учитель называет слово из "Словаря" или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь. 

          Творческий диктант. Заменить развернутое определение одним словом. Например: 1) четвертый день недели (четверг); 2) прием пищи в середине дня (обед); 3) плод яблони (яблоко); 4)помещение для торговли чем-нибудь (магазин).

          Диктанты с опорой на этимологию (включают только те слова, с этимологией которых дети уже познакомились):

          а) объяснительный диктант с лексическим заданием.

          Этот вид диктанта традиционен и проводится большинством учителей. Он носит элементы занимательности, помогая учащимся закрепить в памяти лексическое значение "трудного" слова. Если же учитель в словарной работе систематически использует этимологию, в сознании ребенка при выполнении такого диктанта актуализируются сведения о происхождении данного слова, позволяющие верно его написать. Эти сведения и должен записать младший школьник в качестве проверки к "трудным" словам.    

          Например: Как называется лиственное дерево с белым стволом? Запись в тетради ученика: береза (берза).

          б) узнай слово по полной этимологической справке.

          В этом виде диктанта учитель называет исторический корень, от которого образовано слово, и значение этого корня.

          Например: это слово произошло от…

    … общеславянского ДОР, что значит "расчищенное место" (дорога);

    … общеславянского КОР - "рог" (корова);

    … восточнославянского КОРЗАТЬ - "рубить ветки, счищать кору" (корзина);

    … исконно русского ХОРС - "чистый, убранный" (хороший).

          б) диктант с обоснованием.

          Выполняя это задание, школьники вспоминают слово или исторический корень, к которому восходит данное, и записывают сначала его, а потом уже диктуемое слово.

          Например: (сольдо) солдат.

          в) самодиктант.

          Выполняя это задание, учащиеся вспоминают и записывают как можно больше слов, имеющих в своем составе исторический корень.

          Например: корень - КАП - от КАПО = "голова" (капитан, капитанский, капуста, капустный и др.).

    ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    1. Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком - о сирени как цветке этого растения.

    1.Сирень посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом.2.Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нем сирень.

    1. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.

    1.Вот и лето подоспело - земляника покраснела. 2.Земляничка, земляничка - красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. 3.Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.

    1. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям: 1) молодая осина; 2) осиновый лес; 3) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.

    1. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофер.

    1. Объясните значение выделенных слов.

    1.Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком. 2.Третий месяц у ворот - это к солнцу поворот.

    1. Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.

    1.Советский воин бережет родной страны покой и славу. 2.С далекого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата. 3.Только взял боец трехрядку, сразу видно - гармонист. 4.Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку смело, победит врага в бою.

    7. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.

                                         У лукоморья дуб зеленый;

                                         Златая цепь на дубе том:

                                         И днем и ночью кот ученый

                                         Все ходит по цепи кругом;

                                         Идет направо - песнь заводит,

                                         Налево - сказку говорит.

    1. Подберите к каждому из слов близкое по значению слово.

         Друг - товарищ. Узор, труд, торжество, холод, боец…

    9.Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.

    Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста…

    1. Объясните смысловое значение слова язык в каждом предложении. В каком предложении слово язык употреблено в прямом значении? Запишите это предложение в тетрадях. Определите род, число, падеж, склонение слова язык.

    1.Богат и красив русский язык. 2.Разведчики взяли языка. 3.Язык сильно ударял о стенки колокола. 4.Малыш больно прикусил язык.

                                     

    1. Что значит болтать языком? Что значит болтать ногами? Сколько значений у слова болтать?

                                         За столом сказала мать:

                                -  Хватит языком болтать!

                               А сынишка осторожно:

                               - А болтать ногами можно?

    1. Что значит молоко убежало? Какими словами можно заменить слово бежит в предложениях:

    1.Время бежит. 2.Бежит ручей. 3. Зерно бежит из комбайна в машину. 

    1. Замените данные сочетания слов выражениями из "Слов для справок".

    1.Обмануть. 2.Очень много. 3.Неизвестно когда. 4.Очень давно. 5.Свободный для транспорта путь. 6.Очень быстро.

    Слова для справок: зеленая улица; обвести вокруг пальца; яблоку негде упасть; после дождичка в четверг; при царе Горохе; прокатить с ветерком.

     

    УПРАЖНЕНИЕ В КОНСТРУИРОВАНИИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ

    1. Впишите в предложения подходящие по смыслу словарные слова.

    1.Сапоги, ботинки - это обувь, а … - это одежда. 2.Заяц, … - это звери, а … , … - это птицы. 3.Пенал, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты. 4.Морковь, … , … - это овощи.

    1. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из "Слов для справок". 1.Как алмазы … на листьях росинки. 2.Пылает заря, … роса. 3.Снег … под лучами зимнего солнца. 4.Солнце … , а месяц … .

    Слова для справок: блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать.

    1. Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь - морковка, желтый - желтоватый, черный - черненький, ветер - ветрище, корова - коровенка, сверкать - сверкнуть.

       

    1. К данным словам подберите подходящее по смыслу словарное слово. Напишите составленные словосочетания.

    Жареный - … , восточный - … , соленый - … , тракторный - … , зеленая - … , сытный - … , школьный - … , прекрасная - … , огородные - … .

    Переходить (что?) … , ехать (на чем?) … , сварить ( из чего?) … , рисовать (чем?) … , выращивать (что?) … , гордиться (кем?) … .

    1. Выберите одно из близких по смыслу слов.

    Настоящее счастье для народа в … . Я помог товарищу в этом трудном … . Хорошо тому, кто любит свою … .

    Слова: работа, дело, труд.

    1. Выберите синонимы к словам Родина, бесконечный, охранять и запишите их. Составьте предложения с двумя прилагательными-синонимами.

    Отечество, караулить, отчизна, бескрайний, беспредельный, сторожить.

    УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

    1. Составьте предложение или небольшой текст, где можно употребить любое из данных выражений: медведь на ухо наступил, бежать во все лопатки, воробью по колено.
    2. Замените повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу.

    Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.

    Слова для справок: пугливые, трусливые, робкие.

    1. Замените повторяющееся слово "старик" подходящими по смыслу словами из рубрики "Слова для справок".

    В лесу старик долго искал медведя. Скоро старик устал и присел отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Вдруг старик услыхал: "Дзенн!" красивый такой звук, как струна пропела. Старик очень удивился: "Кто это в лесу на струне играет?"

    Слова для справок: он, охотник, старый медвежатник, старик.

    1. Прочитайте и расскажите, о чем прочитали. Озаглавьте текст.

    Во времена парусного флота плавание зависело от погоды, от направления ветра. Для выхода в море нужен был попутный ветер. Ветер надувал паруса и направлял судно вперед. Выражение "попутный ветер" стало использоваться в речи и в другом значении. Пожелать кому-либо попутного ветра - значит пожелать удачи.

    1. Составьте текст-описание на любую тему.

    1.Ну и огурчик! 2.Молодая осинка. 3.Земляничная поляна. 4.Ох уж эта лисица! 5.Буренушка.

     

    1. Какую бы картину вы нарисовали к такому выражению: ждать у моря погоды (яблоку негде упасть; одна нога здесь, другая там и др.).

          В плане активизации и обогащения словарного запаса учащихся при изучении словарных слов учитель может предложить игры типа "Кто больше?", "Кто лучше?", "Кто быстрее?", "Кто правильнее?", "Кто быстрее и правильнее?" и др.:

          1. "Кто больше?" К данным словам подберите однокоренные. Запишите только те однокоренные слова, в написании которых вы не ошибетесь.

          Герой, комбайн, желтый, песок, осина … .

          2. "Кто больше?" К любому слову подберите подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы).

          Сирень, помидор, морковь, огурец, осина … .

          3."Кто быстрее?" К данным словам подберите противоположное по значению (близкое по значению) словарное слово.

     Белый - … , юг - … , запад - … , грустно - … , медленно - … , прощай - … , плохо - … , друг - … .

     4. "Кто быстрее?" Вспомните, о ком так говорят.

     Проехал зайцем; как огурчик; ворон считает; трещит, как сорока … .

      5. "Кто больше?"

    1. Вспомните загадки, отгадками к которым являются словарные слова. Загадайте их товарищам.
    2. Вспомните пословицы, в которых встречаются словарные слова. Проговорите их вслух.
    3. Вспомните художественные произведения, в названии которых есть слова из словаря.
    4. Вспомните стихи, в содержании которых есть слова из словаря.

     

         В данной работе представлены лишь некоторые из возможных упражнений, которые можно рекомендовать при работе над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Эти упражнения позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.