Тестирование в начальной школе

Пасынок Юлия Юрьевна

 

Управлять и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся. Под объективным контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов.Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является тест.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТ-КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Пасынок Юлия Юрьевна,

заместитель директора

по УВР школы первой ступени,

заместитель директора

по инновационной работе,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 21 г. Южно-Сахалинска

Управлять и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся.

Различают два метода контроля – субъективный и объективный. Субъективный метод контроля означает выявление, измерение и оценку знаний, умений, навыков, исходящую из личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки знаний пригоден для итогового контроля, так как не обладает необходимой точностью и воспроизводимостью результатов.

Под объективным контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов.

Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является критериально-ориентировочный тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить о качестве усвоения.

Для оперативного контроля знаний и умений учеников начальной школы традиционно используются дидактические материалы – специально подобранные и систематизированные упражнения.

Планируемые результаты обучения, заданные в программах в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму контроля, как ТЕСТЫ.

Тест тем принципиально отличается от привычного контроля знаний, что к нему (заданию) необходимо заранее приготовить эталон, с которым сравнивают ответ учащихся. Эталон необходим для точного определения степени усвоения учащимся содержания обучения.

Тесты – это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях.

Достоинство:

Главное достоинство тестовой проверки в скорости и объективности, а традиционной проверки посредством дидактических материалов – в ее основательности.

Недостатки:

Если учащийся проставляет только номера ответов, тут учитель не видит характера хода решения – мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия знаний у учащегося нет.

К недостаткам тестов также можно отнести возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие задания можно угадать.

Введение тестового контроля.

Решая задачи формирования учебной деятельности, мы должны формировать инструмент – предметные знания и умения, которые являются средствами для решения более значимых для нас задач, следовательно, необходимо отслеживать (контролировать и оценивать) сами знания и умения, но механизм оценки и контроля должен быть иной, чем в классах традиционного обучения.

Особенность предметного содержания заключается в том, что, начиная с первого класса, оно выстраивается через систему научно-теоретических понятий, усвоение которых каждым ребенком служит главным условием формирования научного мышления.

Теоретическое понятие характеризуется следующими особенностями: предметностью, системностью и обобщенностью.

Предметность знаний предполагает возможность выделения генетически исходной сущности объекта, умение выделять существенные связи и отношения объекта, отвлекаясь от внешних признаков его проявления, фиксировать уже известное содержание в знаковой форме и, наоборот, реализовывать знаковую форму в виде предметных действий. Таким образом, предметность может служить одним из критериев сформированности понятий.

Умение преобразовывать заданные условия, сводя их к всеобщей основе – показатель обобщенности знаний.

Под системностью понимается умение преобразовывать исходную абстракцию с целью построения частной формы. Системность проявляется в умении ученика работать со знаковой системой, без обращения к внешнему плану действий.

Чтобы ответить на вопрос, оперирует ли ученик понятиями или остается на уровне общих представлений, необходимо специально продиагностировать – присущи ли его знанию предметность, обобщенность и системность. Наличие всех трех характеристик будет свидетельствовать об уровне формирования понятия и будет служить показателем уровня сформированности теоретических знаний.

Таким образом, в контроле знаний необходимо делать упор не на совокупность отдельных сведений и умений, а на осознанное применение обобщенных понятий для решения большого круга частных задач. Это возможно отследить через систему тестовых диагностических заданий.

Как правило, вся система проверочных работ в традиционном обучении носит не диагностический, а констатирующий характер. Значит, система проверочных работ в развивающем обучении должна ставить перед собой другие цели, следовательно, должны меняться формы осуществления контроля.

Одной из таких форм контроля являются тестовые диагностические работы.

На предшествующей тестовой работе уроках, дети конструируют новый способ действия, учатся его применять и оценивать данный способ. Теперь возможно будет определить уровень первичного усвоения данного способа, выявить слабые звенья для каждого ученика.

Тестовые диагностические работы направлены на выявление освоения отдельных предметных операций с целью их дальнейшей коррекции, как со стороны самих учащихся, так и самим учителем.

Система таких диагностических работ от темы к теме, от класса к классу позволит учителю и администрации видеть у каждого ребенка проблемы в освоении знаний для коррекции его действий, выявить, случайна ли ошибка или это устойчивый пробел в данном действии.

Особенность работ заключается в том, что ученику приходится определять этапы своих действий для пооперационной диагностики затруднений.

Например: при определении уровня овладения способом выполнения арифметических действий необходимо выполнить четыре операции:

  1. Правильно записать разряд под разрядом;
  2. Определить переполнение (разбиение) разрядов;
  3. Определить количество знаков в результате;
  4. Определить цифру в каждом разряде.

При такой работе видно, где у ребенка возникает трудность, и тогда необходимо подобрать задание на корректировку данных операций. Таким образом, возможно в классе осуществить индивидуальный подход, сгруппировав детей по типам ошибок в малые группы, и решать конкретные задачи с каждым учеником. После освоения способа через серию частных задач, можно дать повторную работу, где отслеживается уровень осовоения способа в целом.

Внедрение тестовой формы контроля по предмету осуществяется поэтапно.

На первом этапе проводится только входной контроль и значительной целью проведения входного теста является получение сведений об исходном уровне знаний учащихся.

На втором этапе проводится текущий контроль – для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний.

Итоговый тест (экзаменационный) систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно применять наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащихся.

Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого.

За последнее время появились новые оригинальные методы разработки и применения тестов. Современные тесты позволяют выявить скрытые от поверхностного взгляда знания и способности учащихся. Большие перспективы перед тестами открываются в связи с появлением достаточно развитых средств диалогового общения человека с компьютером.

Виды и функции тестов.

Тесты бывают разных видов:

1.Тесты с однозначным выбором ответа.

На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовые ответы или ответы в координатной записи.

2. Тест с многозначным ответом.

В варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах.

Либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должен быть выставлен прочерк.

3. Тесты на дополнение.

В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися. Такие тесты полезны при изучении алгоритмов.

4.Тесты перекрестного выбора.

В них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.

5. Тесты идентификации.

В них используются графические объекты или аналитические описания.

Тесты 4 и 5 более сложные для работы учащихся, но и более достоверные.

В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они наиболее интересны для учащихся - видами деятельности, для учителя – наполненностью содержания.

В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:

  • Диагностическую;
  • Обучающую;
  • Организующую;
  • Развивающую;
  • Воспиывающую;
  • Контролирующую.

Очень важным компонентом современной технологии обучения является ТЕСТ, как инструмент измерения уровня знаний и сложности заданий.

Требования к тестам.

Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор знаний нельзя назвать тестом.

1. Надежность контрольного задания – это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать исследуемый в дидактических экспериментах показатель, как задания в целом, так и его частей.

Для пояснения понятия надежности контрольного задания обратимся к таблице умножения, убрав в ней правые части всех равенств и рассматривая оставшиеся выражения, как перечень контрольных заданий. Если группе испытуемых выдать некоторое число этих заданий и оценить их знания дважды: по ответам на задания из четных строк, то очевидно, у каждого из испытуемых получается приблизительно одни и те же оценки.

Так же очевидно, что одинаковые оценки у каждого из испытуемых получатся и в том случае, если контроль знания таблицы умножения будет проведен по некоторой совокупности заданий дважды, но в разные моменты времени. Приблизительное совпадение рядов оценок в обоих случаях как раз и говорит о надежности комплекта рассматриваемых контрольных заданий, то есть теста на проверку знания таблицы умножения.

2. Валидность (или адекватность целям проверки)

а) содержательная валидность теста, т.е. задание теста построено на основе только технических учебных элементах, которые изучались учащимися и на той степени абстракции, на которой они излагались. По содержанию тест должен соответствовать образовательному стандарту.

б) функциональная валидность теста, т.е. задания теста соответствуют выявленному уровню усвоения – уровню, заданному образовательным стандартом. При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности. Другими словами, валидностью контрольного задания называется степень соответствия своему назначению.

Показатель валидности отвечает на вопрос: “А то ли, что сформулировано в назначении контрольного задания, измеряется с его помощью?”

Очевидно, задание может быть надежным, но не валидным, задание с низкой надежностью не может быть валидным.

Например, если с целью проверки знания таблицы умножения, воспользоваться заданиями, составленными из произведений только одинаковых чисел (2*2, 3*3 …), то оно конечно, будет достаточно надежным, при проведении с ним серии экспериментов, описанных выше, будут получаться одинаковые результаты у большинства испытуемых. Но, зарегистрированные при этом успехи не говорят о знании всей таблицы умножения. Следовательно, если целью контроля является проверка знаний всей таблицы умножения, то валидность задания, составленного из произведений только одинаковых чисел, явно недостаточна.

С использованием понятий надежности и валидности контрольных заданий можно дать следующее определение:

Дидактическим тестом называется совокупность заданий, которые составлены в собирательной форме, предназанчены для сравнительной оценки знаний, умений, навыков, способностей, умственного развития и удовлетворяют заданным требованиям надежности и валидности

3. Определенность.

После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения задания правильно действует и отвечает менее чем на 70% задания, то тест необходимо проверить на определенность.

4.Простота.

Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателями простоты является скорость выполнения задания.

5.Однозначность.

Задание долно иметь единственно правильный ответ- эталон

6. Равнотрудность.

При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Общедидактические требования к контролю знаний включают: систематичность, углубленность, всесторонность, объективность, индивидуализацию, гласность, дифференцируемость оценок.

Алгоритм составления тестов

Контроль знаний играет ключевую роль в процессе обучения и тесты, как один из методов контроля, требуют очень внимательного и точного подхода. При составлении теста нужно придерживаться определенного алгоритма.

  1. Определение целей тестирования:
  • Оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий;
  • Проверка умения давать определния, понятия, определять их содержание и обьем;
  • Проверка знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умение применить их;
  • Умение находить сходства и различия;
  • Умение представлять материал на графиках, схемах, таблицах.
  1. Определение вида контроля – входной (установочный), промежуточный, тематический, рубежный, итоговый.
  2. Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания. Выделяется два типа тестов:

1) Закрытые: где есть готовые ответы: выбрать из 2, 3, 4, 5 предоставленных альтернативных ответов, установление истинности, ложности, соответствия, установление последовательности.
         2)
Открытые: которые не имеют готовых ответов, их надо конструировать, самостоятельно дополнить, закончить, составить.

  1. Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ (находится у преподавателя).
  2. Инструкция определяет характер индивидуальной деятельности учащихся: должна быть четкой, понятной для выполнения.
  3. При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих методических советов:

-основной текст задания содержит не более 8-10 слов;
-каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;
-задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;
-формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек;
-избегать таких слов, как “иногда”, “часто”, “обычно” в правильных утверждениях и слов “всегда”, “иногда”, “невозможно” в неправильных.
-располагать тесты по возрастанию трудности;
-каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал;
-задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;
-правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;
-ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
-ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.

  1. Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.
  2. Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

Уровень А – задания, расчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
         
Уровень Б – задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
         
Уровень В – задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

  1. Задание теста должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнавания и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации или творческого применения. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для разгрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе. За нижнюю границу успешности выполнения задания за оценку “3” может быть принято 70% правильных ответов на обязательные ответы. Этот критерий основан на том, что до уровня усвоения примерно 30% общего объема знаний и умений учебная деятельность находится в стадии формирования. Если учащиеся овладели более чем 70% объема знаний и умений, то в дальнейшем они могут успешно пополнять знания и развивать умения, и со временем достигнут планируемого уровня обучения. Оценка “4” должна ставится при успешном выполнении всей обязательной части задания. Оценка “5” ставится при успешном выполнении всей обязательной части задания и правильных ответах хотя бы на часть вопросов, требующих проявления самостоятельности, способности применять знания в новой ситуации.
  2. Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности.

При составлении тестов желательно использовать вопросы и задачи, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений в баллах по единым для всех учащихся критериям. Это позволяет определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, кто из учащихся не только полностью овладел необходимыми знаниями, но может применить их в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,

4 КЛАСС

г. Южно-Сахалинск, 2008

Пасынок Юлия Юрьевна

Тестовый материал по русскому языку, 4 класс / Ю. Ю. Пасынок. – Южно-Сахалинск: МОУ СОШ № 21, 2008.

МОУ СОШ № 21, 2008

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ,

ПРОВОДИМЫЙ В КОНЦЕ

I И II ПОЛУГОДИЙ

ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ ПРОГРАММЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 4-М КЛАССЕ.

Итоговый тест по русскому языку на конец первого полугодия 4 класса.

1.Укажи верное утверждение:

а) Окончание – это часть слова, которая служит для образования новых слов.

б) Окончание – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

в) Окончание – это неизменяемая часть слова.

2.Укажи группу слов, в которых пропущена звонкая согласная.

а) Ни…кий, но…ка, коло…; б) ду…ло, пу…ка, ли…кий; в) варе…ка, бере…ка, мя…кий.

3.Найди слово с непроизносимой согласной.

а) Пас…бище, б) крас…ный, в) опас…ный.

4.Укажи слово с разделительным Ь знаком.

а) С…ёмка, б) с…едобный, в) ш…ём.

5.Укажи неодушевлённое существительное множественного числа.

а) Задумчивый, б) говорить, в) мир, г) города

6.Укажи слитное написание.

а) (от)говорил б) (со) стола в) (не) входить г) (под)окном

7.Укажи слова, в которых пропущена буква “а”.

а) С…поги, зак…тал, кр…сивый; б) засм…трелся, …дежда, л…пата.

8.Имена существительные изменяются:

а) по родам и числам; б) по числам, родам, падежам; в) по числам и падежам.

9.В каком падеже существительные не употребляются с предлогом:

а) в И.п.; б) в Р.п.; в) в В.п.; г) в Д.п.

10.Укажи группу существительных с окончанием “е”.

а) Жил в деревн…, скакал на лошад…, лежит на ладон…;

б) увидел в окошк…, работал на завод…, по зелёной равнин…;

в) из кустов чащ…, высоко в неб…, на краю лужайк…

11.Укажи слово, соответствующее схеме:

а) переписка; б) удачный;

в) охранник; г) нет такого слова

12.Укажи предложение с однородными сказуемыми.

а) На озере летом живут дикие утки и лебеди.

б) Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово.

в) Речка была неглубокая, но широкая.

г) Нет правильного ответа.

13.Укажи слово с удвоенной согласной.

а) Рас…тение, б) длин…а, в) ран…о, г) ал…ея

14.Укажи нераспространённое предложение.

а) Подул холодный ветер. б) На небе сияла луна.

в) Птицы улетают на юг. г) Наступила зима.

15. Укажи глагол настоящего времени.

а) Напишу; б) улетает; в) скрыла

16.Выбери верное утверждение:

а) Суффиксы –онок, -ёнок используются при названии детёнышей.

б) Суффиксы –онок, -ёнок используются при названии профессии.

Итоговый тест по русскому языку на конец второго полугодия 4 класса.

1.В каком слове звуков больше, чем букв?

а) Конь; б) ёжик; в) нора.

2.В каком слове гласный звук не соответствует написанной букве?

а) Кровать; б) лист; в) ручка.

3.Найди ошибку в написании гласной буквы:

а) Машина; б)чюдный; в) чайный.

4.В каком случае согласный звук обозначен буквой Т?

а) Пала...ка; б) площа...ка; в)парохо...

5.В каком слове не обозначен буквой непроизносимый согласный звук?

а) Ужасный; б) напрасно; в) лесница.

6.В каком слове не пишется Ь знак?

а) Камыш...; б)тиш...; в) молчиш...

7.Какое слово состоит из корня, суффикса, окончания?

а) Переход; б) березовый; в) береза.

8.В каком слове пишется разделительный Ъ?

а) Л...ёт; б) под...езд; в) вороб...и.

9.В каком случае неверно написан предлог?

а)Нашел; б) настол; в) зашли.

10.Найди ошибку в написании окончания имени прилагательного:

а) Зеленое платье; б) синия кофта; в) красная ягода.

11.В окончании какого существительного никогда не пишется буква Е?

а) В банк...; б) в радост...; в) в воздух...

12.В окончании какого глагола нужно писать Е?

а) Луна смотр...т сквозь облака; б) мама помн...т об этом; в) ты чита...шь быстро.

13.Найди ошибку в написании НЕ:

а) ненаходить; б) ненавидеть; в) не хотеть.

14.В каком случае неверно поставлен знак препинания?

а) Скоро каникулы! б) Где ты живешь. в) Тихо падает снег.

15.В каком предложении пропущена запятая при однородных членах предложения?

а) Осенью улетают на юг перелетные птицы.

б) Улетают в теплые края утки гуси и журавли.

Предложение.

1.Из чего состоит наша речь?

а) Из предложений; б) из букв; в) из слов.

2.Слова в предложении связаны ...

а) по смыслу; б) по вопросу.

3.Что обозначает сказуемое?

а) О ком или о чем говорится в предложении. б) Что говорится о подлежащем.

4.На какие вопросы отвечает подлежащее?

а) Кто? Что? б) Что делает? Что делал? Что будет делать?

5.Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщается?

а) Вопросительное; б) побудительное; в) повествовательное.

6.Какое это предложение?

Береги свой город, улицу, дом.

а) Вопросительное; б) побудительное; в) повествовательное.

7.По эмоциональной окраске предложения бывают ...

а) восклицательные; б) невосклицательные; в) повествовательные; г) вопросительные;

д) побудительные.

8.По цели высказывания предложения бывают ...

а) восклицательные; б) невосклицательные; в) повествовательные; г) вопросительные;

д) побудительные.

9.Какое предложение соответствует схеме?

а) Октябрь был на редкость холодный, ненастный.

б) Тесовые крыши почернели.

в) Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

г) Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи.

10.Члены предложения называются однородными, если ...

а) отвечают на один и тот же вопрос; б) относятся к одному и тому же члену предложения;

в) состоят из одних и тех же частей речи; г) пишутся с одной и той же орфограммой.

11.В каком случае между однородными членами предложения не ставится запятая?

а) Если однородные члены связаны союзами а, но.

б) Если однородные члены связаны союзом и.

12.Какие члены предложения являются однородными в стихотворных строчках?

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

а) подлежащие; б) сказуемые; в) второстепенные члены.

Состав слова.

1.Укажи признаки родственных слов.

а) Близки по смыслу; б) имеют общую часть; в) отвечают на один и тот же вопрос.

2.Какая часть слова называется корнем?

а) Общая часть родственных слов; б) часть слова, стоящая в начале его;

в) общая часть родственных слов, в которой передается их основное значение.

3.Являются ли слова рыбка, рыбкой, рыбку однокоренными?

а) Да; б) нет.

4.Какое слово “лишнее”?

а) Гора; б) горный; в) гореть.

5.Изменяемая часть слова – это ...

а) Корень; б) окончание; в) приставка; г) суффикс.

6.Укажи состав слова кормушка.

а) Приставка, корень, суффикс, окончание; б) корень, суффикс, окончание;

в) корень, окончание.

7.Какой приставки не существует?

а) В-; б) за-; в) ок-; г) под-.

8.Какого суффикса не существует?

а) –н-; б) –тель-; в) –ист-; г) –по-.

9.Укажи в каждом ряду слово с приставкой.

1. а) (до)ро?га; б) (до)ро?гой; в) (до)города; г) (до)говор.

2. а) (на)рубил; б) (на) града; в) (на)лестнице; г) (на)лим.

3. а) (при)ехать; б) (при)мус; в) (при)мне; г) (при)нцесса.

10.Правописание каких согласных на конце слова не нужно проверять?

а) Т; б) д; в) л; г) р; д) ш; е) с.

11.Каким должно быть слово для проверки написания парных согласных в корне?

а) После парного согласного в проверочном слове должен идти гласный.

б) После парного согласного в проверочном слове должен идти звонкий согласный [н].

в) После парного согласного в проверочном слове должен идти согласный.

12.В какой строке все слова пишутся с буквой д?

а) Кле...ка, моне...ка, сосе...; б) горо..., яго...ка, прово...;

в) салю..., верблю..., гу...ки; г) ве...ка, парашю..., дож...ь.

13.В какой строке все слова пишутся с буквой ш?

а) Гребе...ки, речу...ка, пе...ком; б) эта..., муравьи...ки, бабу...ка;

в) ло...ка, подру...ка, мы...ка; г) кни...ка, малы..., бука...ка.

14. В какой строке все слова пишутся с буквой б?

а) Оши...ка, хру...кий, полушу...ки; б) тру...ка, поги..., ры...ка;

в) мясору...ка, коро..., кре...кий; г) ре...ка, прору...ь, про...ка.

15.Правописание каких безударных гласных нужно проверять?

а) А, о, е, и, я; б) а, о, у, ы, э; в) и, е, ё, ю, я.

16.Укажи проверочное слово.

1. а) Удивилась, б) дивный, в) удивление;

2. а) Доброта, б) добрый, в) удобрение.

17.Какая буква пропущена в словах:

выт...нуть, пл...сал, напр...глась, объ...снение, п...тёрка?

а) И, б) я, в) е.

18. В какой строке все слова пишутся с буквой и?

а) См...риться, снов...дение, с...дит; б) л...нейка, прол...ваешь, н...бесный;

в) ж...мчужный, тр...пещет, м...нувшее.

19. В какой строке все слова пишутся с буквой о?

а) Б...ролся, см...трел, укр...шать; б) х...телось, м...литва, пог...сила,

в) повт...ряет, обн...вляет, гр...хочет.

Части речи. Имя существительное.

1.Имя существительное – это ...

а) часть речи; б) часть предложения; в) слово.

2.Имя существительное обозначает ...

а) признак предмета; б) предмет; в) действие предмета.

3.Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова:

он, мой?

а) Мужского рода; б) среднего рода; в) женского рода.

4.Найди ошибку.

а) м.р. – скрипач, аккордеон, кофе; б) ж..р. – земляника, зеркало, жизнь;

в) ср.р. – яблоко, желание, подземелье.

5.На конце имен существительных какого рода после шипящих пишется Ь знак?

а) Мужского рода; б) среднего рода; в) женского рода.

6.В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: осмотрели город, библиотеку, крепость; поеду в Калугу, в Казань, в Оренбург?

а) В именительном; б) в винительном; в) в родительном.

7. В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами к, по?

а) В родительном; б) в дательном падеже; в) в предложном.

8.О каком падеже идет речь: “Имена существительные отвечают на вопросы кем? чем? и

употребляются с предлогами с, за, под, над”?

а) О дательном падеже; б) о творительном; в) о предложном падеже.

9.Прав ли ученик, утверждая что имена существительные в словосочетаниях: горят в небе, распустились на черемухе, растаяли на ладони, плавает в аквариуме стоят в предложном падеже?

а) Да; б) нет.

10.С какими окончаниями имена существительные женского и мужского рода относятся к первому склонению?

а) –о (-е); б) – а (-я); в) с Ь знаком на конце.

11.В каком падеже имена существительные, стоящие в форме множественного числа, имеют окончания на –ам (-ям)?

а) В родительном; б) в дательном; в) в творительном; г) в предложном.

12.Имена существительные какого склонения в трех падежных формах имеют одинаковые окончания?

а) 1-го склонения; б) 2-го склонения; в) 2-го склонения.

13.Какие буквы пропущены?

На грядк... длинный и зеленый,

А в кадк... желтый и соленый.

а) и; б) е.

14.В какой строке у всех недописанных слов окончание –и?

а) хранить в памят..., любовь к Отчизн..., родился в рубашк...;

б) воспоминание о юност..., нет мудрост..., цветет среди осен...;

в) не выпало ни капл..., вижу в ребенк..., скажи королев...

Части речи. Имя прилагательное.

1.Что такое имя прилагательное?

а) Слово; б) часть предложения; в) часть речи.

2.Имена прилагательные отвечают на вопросы...

а) кто? что? б) какой? какая? какое? какие? в) что делать? что сделать?

3.С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) С именем существительным; б) с глаголом; в) с местоимением.

4.Если имя прилагательное имеет окончание –ой (-ый, -ий), то какого оно рода?

а) Мужского рода; б) среднего рода; в) женского рода.

5.Как узнать род имени прилагательного?

а) По окончанию имени прилагательного; б) по окончанию имени существительного;

в) по роду имени существительного, с которым связано имя прилагательное.

6.В каком падеже у имен прилагательных окончания –ого (-его)?

а) В родительном; б) в дательном; в) в творительном; г) в предложном.

7.Укажи падеж имен прилагательных в словосочетаниях: наблюдаю за удивительным явлением, пришел перед последним уроком, любуюсь вечерним небом.

а) Родительный падеж; б) дательный падеж; в) творительный падеж; г) предложный падеж.

8.В каком падеже имена прилагательные отвечают на вопрос какому?

а) В родительном; б) в дательном; в) в творительном; г) в предложном.

9.Какая буква пропущена в окончании имен прилагательных в словосочетаниях: кружился в син...м небе, растворить в горяч...м молоке, разводят на ближн...м озере?

а) Е; б) и.

10.Каким членом предложения бывает имя прилагательное?

а) Главным членом; б) второстепенным членом.

11.Найди предложение, в котором имя прилагательное относится к подлежащему:

а) После трудного дня лесорубы собрались у костра.

б) Порывы ледяного ветра обжигают лицо.

в) Большое окно пропускает много света.

12.Укажи предложение с именем прилагательным в форме мужского рода, винительного падежа:

а) С удочкой в руках я пробирался сквозь густой туман.

б) За железной стеной парохода блещут бурные волны.

в) В городе построили новую школу.

Части речи. Глагол.

1.Что обозначает глагол?

а) Признак предмета; б) предмет; в) действие предмета.

2.Укажи глагол:

а) веселье; б) радостный; в) осенью; г) радовать.

3.Изменяется ли глагол по числам?

а) Да; б) нет.

4.Сколько временных форм имеют глаголы?

а) 2; б) 3; в) 4.

5.На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

а) Что делает? Что делают?

б) Что сделает? Что будет делать?

в) Что делал? Что делали?

6.Как изменяются глаголы прошедшего времени?

а) по числам; б) по падежам; в) по родам.

7.Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы ...

а) Что делал? Что сделал?

б) Что сделает? Что будет делать?

в) Что делать? Что сделать?

8.Какие глаголы изменяются по лицам?

а) Глаголы прошедшего времени;

б) Глаголы настоящего времени;

в) Глаголы будущего времени.

9.Если глагол отвечает на вопросы: что он делает? что они делают? то какого он лица?

а) 1-го лица; б) 2-го лица; в) 3-го лица.

10.Какие окончания имеют глаголы второго спряжения?

а) –у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)?

б) –у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)?

11.Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

а) Проспрягать его; б) изменить по лицам и числам; в) определить спряжение.

12.Какая буква пропущена в окончании глаголов: пролета...шь, сия...м, мечта...шь, бор...мся, тян...м?

а) Е; б) и.

13.Укажи глагол с Ь перед –СЯ:

а) убирает...ся; б) катают...ся; в) умыват...ся

14.Укажи предложение с глаголом 2-го лица единственного числа:

а) В наш дом часто приходят гости.

б) А вы делаете зарядку по утрам?

в) Высоко в небе плывут облака.

г) Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

15.Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно узнать его ...

а) спряжение; б) время; в) лицо; г) число.

16.Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных личных окончаний глаголов.

а) Смотрю, на что оканчивается неопределенная форма глагола.

б) Нахожу глагол с безударным личным окончанием.

в) Ставлю глагол в неопределенную форму.

г) Определяю спряжение глагола: если неопределенная форма оканчивается на –ить, это глагол II спряжения – значит, пишу и; если неопределенная форма оканчивается не на –ить, это глагол I спряжения – значит, пишу е.

  • Для заметок