Детки-конфетки

Назарова Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:

Логопедические игры со звуками [ч] и [щ]

Дело в том, что, зачастую, имея дефекты в произношении какого-то шипящего звука, ребенок и другие подобные звуки произносит неправильно. Если вы заметили данное явление у своего малыша, то нужно будет дополнительно позаниматься с ним, чтобы устранить все речевые недостатки. Напоминаем, что для произнесения шипящих, необходимо определенное положение и напряжение речевых органов: язык, выгнутый лопаточкой к небу, быстро опускается, и, в напряжении, образует щель, через которую толчками выходит теплый воздух.

Логопедические игры позволяют детям расслабиться, играя и запомнить, а впоследствии и автоматизировать, правильное положение органов речи и соответственно корректное произнесение звуков.

Качалочка

При этом упражнении ребенку необходимо кончиком языка по-очередно касаться верхних и нижних зубов и мест за верхними зубами и за нижними зубами, при этом широко улыбаясь. Логопедическая игра «Качалочка» укрепит мышцы язычка и научит  управлять его кончиком.

Озорные ладошки

Взрослый читает разные слова, (список лучше приготовить заранее), а задача ребенка — хлопать в ладоши, когда он услышит звуки «ч» и «щ». Игра научит распознавать в словах шипящих «ч» и «щ» на слух.

Путешествие

Для этой игры понадобится картинка с изображением любимого героя и много предметных карточек, в названии которых есть звуки «ч» и «щ». 

Расскажите ребенку историю, что его любимый персонаж собирается в далекое путешествие. Вещи, в названии которых, есть звук «ч» он берет с собой. Поэтому нужно помочь герою уложить чемодан, поместив туда карточки со словами, в которых есть звук «ч».

А вот вещи со звуком «щ» нужно сложить в другую сумку, поскольку они отправятся к другу нашего персонажа на хранение. От ребенка требуется правильное произношение всех слов с нужными шипящими звуками.

Веселая машинка

Для этой игры нужна картинка с изображением гоночной машинки (или игрушечная гоночная машинка), гоночные трассы для нее.

Попробуем попыхтеть, как маленькая гоночная машинка: «чччччччччч». Взрослый показывает малышу правильное расположение органов речевого аппарата и предлагает ему воспроизвести нужный звук, контролируя верное выполнение упражнения.

Машинка сначала «заводится», а потом едет по трассе, все время произнося звук [ч] с разной скоростью.

Песенка щучки

Рассказываем ребенку захватывающую историю о том, как злой волшебник заколдовал щуку, и она теперь никак не может найти свое жилище, где ее ждут маленькие детки-щучки. Ребенку предлагается спеть щучью песенку, чтобы рыбка, в конце-концов, освободилась от чар и  смогла попасть к себе домой: «щщщщщщщ». При этом взрослый контролирует правильность процесса.

Игру можно сопроводить картинками или самостоятельными рисунками.

Детки-конфетки

Эту игру желательно проиллюстрировать карточками с изображениями семей животных. Объясните малышу, что у всех животных есть маленькие детки, и в их названии часто встречается звук «ч». Ребенку нужно помочь маме встретиться с ее детенышем: среди карточек найти взрослое животное и совместить с его малышом, при этом правильно произнося название: белка – бельчонок, волк – волчонок и т.д.

Рассказываем ребенку захватывающую историю о том, как злой волшебник заколдовал щуку, и она теперь никак не может найти свое жилище, где ее ждут маленькие детки-щучки. Ребенку предлагается спеть щучью песенку, чтобы рыбка, в конце-концов, освободилась от чар и  смогла попасть к себе домой: «щщщщщщщ». При этом взрослый контролирует правильность процесса.

Игру можно сопроводить картинками или самостоятельными рисунками.

Говорящие животные

Поговорите с ребенком о животных, скажите, что все звери умеют разговаривать, только делают они это каждый по-своему. Малышу необходимо рассказать, как разговаривают животные, используя при этом звук «ч»:  тигр – «рычит», рыбка – «молчит», птичка – «чирикает» и т.д.

Занимательный лабиринт

Подготовьте для игры красиво оформленный звук «Ч» и звук «Щ», лабиринты-дорожки для них, в конце каждого лабиринта гласные звуки, которые потерялись.

Необходимо помочь звукам «Ч» и «Щ» встретиться с подружками-гласными. Когда встреча состоится, малышу следует произнести получившийся слог: «чи», «ча», «щи», «ща» и т.д. со всеми гласными.

закрепление произнесения шипящих, научение соединению звуков в слоги, но и происходит закладка навыков успешного чтения.

Прятки

Вооружитесь для игры резиновым мячиком. Объясните ребенку, что все глаголы меняют свою форму так, что при таком изменении в них появляются шипящие звуки «ч» и «щ». Взрослый бросает ребенку мяч и произносит глагол: например, «вертеть». Ребенок мяч ловит, а потом отправляет его обратно взрослому с уже измененной формой глагола от своего имени: «я верчу».

Игра развивает речь, внимание, память, и конечно же, правильное произношение звуков.



Предварительный просмотр:

Непослушные звуки. Шипящие и свистящие

Правильно выговаривать все звуки речи — та еще задача для современных детей. Однако, и взрослые не сидят на месте и все время придумывают логопедические игры и упражнения на все случаи произношения.

Помимо звуков «л» и «р», у детей часто не получается выговаривать шипящие и свистящие звуки русского языка, такие как: «с»-«з», «ш»-«ж». Отчего так происходит? В логопедии есть такое понятие, как сигматизм, — явление, которое приводит к неправильному произношению звуков «с»-«з», и, конечно же, сигматизм привычно подразделяют на несколько видов:

  1. Межзубный – появляется, когда у ребенка нарушено произношение свистящих и шипящих звуков, и его язычок, при их произнесении просовывается между зубами, создавая шепелявый звук;
  2. Призубный — появляется, когда у ребенка язык придвинут к зубам так, что он мешает свободному проникновению воздушной струи через щель между зубами, что притупляет чистое произношение звуков;
  3. Шипящий – появляется, когда у ребенка наблюдается такое положение речевых органов, которые в итоге дают звук, похожий на «щ»;
  4. Губно-зубной – появляется, когда у ребенка не получается правильно направить воздушную струю для произнесения шипящих и свистящих звуков. В итоге, раздуваются щеки, и вообще ничего не получается;
  5. Боковой — появляется, когда у ребенка речевые органы и воздушная струя используются неправильно, то приводит к странному звуку «льхь».

Свистящие звуки не очень просто поддаются коррекции, но при правильном подходе все получится. Не последнюю роль в этом могут сыграть простые логопедические игры.

Логопедические игры для свистящих звуков [с], [з]

Песенка пылесоса

Ребенок растягивает губы в улыбкезубки сближает, но не смыкает их, а кончик языка прячет за верхними зубками. А теперь нужно подуть холодной воздушной струей – именно так и получается песенка пылесоса.

Веселый пылесос

Для этой игры может понадобиться игрушечный пылесос или изображение с пылесосом и дорожками для уборки.

Малышу нужно «пропылесосить» все дорожки, при этом исполняя песенку пылесоса (1 игра) без остановки (для этого требуется взять побольше дыхания, а на выдохе начинать петь).

Веселые слова

Игра очень напоминает всеми любимую «Съедобное — несъедобное» и для нее нужен мячик. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит разные словагде есть  звуки «с» и «з», и где их нет. Если есть нужные звуки, то мяч следует поймать, если их нет, то мяч нужно отбить.

Эта игра учит различать в речи слов со звуками «с» и «з», развитие реакции и координации движений.

Сорока и совенок

Для игры нужна картинка с изображением совенка и сороки, листочки дерева, вырезанные из бумаги, на обороте которых имеются картинки продуктов с разными звуками.

Для начала познакомьте ребенка с совенком и сорокой, расскажите о них. Потом покажите малышу изображения на листочках и преложите ему выбрать птичкам те продукты, в названии которых присутствуют звуки «с» и «з». При этом нужно произносить вслух названия этих продуктов.

Сладкоежки

В помощь понадобится картинка с изображением девочки и мальчика либо куклы, вырезанные из плотной бумаги пирожные, на обратной стороне которых много предметов, в чьих названиях есть звуки «с» и «з».

Девочка с мальчиком очень любят пирожные, наша задача — угостить их. При этом требуется произнести название картинки, выговаривая чисто звуки «с» и «з». Если звуки будут звучать неправильно, то пирожные не достанутся детям, и они останутся без сладкого, поэтому нужно очень стараться.

Цветочная поляна

Для этой игры также нужна картинка с изображением двух девочек на полянке, вырезанные из бумаги цветочки, на обратной стороне которых изображены предметы, в чьем названии присутствуют звуки «с» и «з».

Как играть: необходимо помочь девочкам посадить цветочки на полянку, но при этом требуется правильно произнести звуки «с» и «з» в словах, иначе полянка останется некрасивой.

 Он-они

Эта игра научит ребенка не только правильно произносить звуки, но и склонять слова. Взрослый начинает, ребенок продолжает. Например: Он закричит, и они закричат.

Он сядет, и они… (сядут).
Он залезет, и они… (залезут).
Он созреют, и они … (созреют).
Он запрыгает, и они … (запрыгают).
Он сорвет, и они … (сорвут).
Он заряжает, и они … (заряжают).
Он слезет, и они … (слезут).
Он зажмет, и они … (зажмут).
Он встанет, и они … (встанут).

Логопедические игры для шипящих звуков [ш], [ж]

А теперь поговорим о шипящих… Шипящие искажаются по причине присутствия у ребенка какого-либо вида сигматизма, дефектов слуха, уздечки языка, неправильной работа губ, сильного напряжения языка. Например, звук «ш» малыш может искажать разными способами:

  • опускание звука «ш» в речи («Машка» — «Мака»);
  • замена его на звук «т», «ф» или «с» («мишка» – «мифка», «мишка» — «митка», «мишка» – «миска»,).

Какими бы ни были искажения звуков, все можно поправить при помощи занимательных логопедических игр-упражнений. Вам понадобятся хорошее настроение и терпение. Напоминаем, что заниматься нужно каждый день в утренние часы. Длительность занятий составляет от 20 до 40 минут.

Главное, чему нужно научиться малышу при постановке шипящих звуков, — это делать свой язычок широким и спокойно удерживать его на нижней губе распластанным некоторое время: считая от 5 до 10. Такое положение языка является основным для постановки шипящих.

Конфетка

Эта игра претендует стать самой любимой у ребенка. Для игры предлагаем ребенку представить конфету. Развернуть ее, воображая в руках, и как-бы положить ее себе в рот. Затем ребенок делает сосательные движения во рту, как-будто по-настоящему сосет конфетку. В конце , ее обязательно «проглотить».

Летающая пушинка

Попросите ребенка изобразить улыбку, сделать язычок широким и закрыть им нижнюю губу, потом, как бы произнося звук «ф», подуть на ватку так, чтобы она улетела на дальний край стола.

Сыроежка

Традиционное упражнение «Грибок» — сделать язычок широким, изобразив шляпку грибочка, присосать его к нёбу и удержать на счет от 5 до 10.

Вольный ветер

Снова вооружаемся кусочком ватки. Положить ватку на носик малыша, которому нужно будет научиться ее правильно сдувать. Для этого ребенку следует из язычка сделать «лодочку», т.е. завернуть кончик языка назад, опустив его спинку вниз. Затем кончик языка нужно поместить на верхнюю губу. Из такого положения малышу требуется подуть на ватку-пушинку так, чтобы она взлетела вверх.

Далее следует из похожего положения (только язык малыша должен находиться не на верхней губе, а за передними зубами) подуть уже на кончик языка. Таким образом, и появляются шипящие звуки

Поющая змейка

На листе бумаги предложите ребенку нарисовать тропинку для змейки, а потом «проползти» вместе с ней по этой дорожке, напевая песенку змеи: «ш-ш-ш-ш-ш».

Веселый жучок

Аналогично упражнению выше, малыш рисует путь полета для жучка, а потом «летает» вместе с ним, напевая песенку жучка «ж-ж-ж-ж-ж-ж».

Большой Ух

Задача этой игры — научить ребенка различать звуки на слух. Взрослый читает много слов, а малыш хлопает в ладоши всякий раз, когда слышит шипящие звуки «ш» и «ж».

Веселый попугайчик

Ребенок превращается в попугая! И просто правильно повторяет за взрослым следующие ряды слогов: «жу-жу-жу», «шу-шу-шу», «жа-жа-жа», «ша-ша-ша», «жи-жи-жи», «ши-ши-ши» и другие чистоговорки.

Знайка

Для игры вооружитесь карточками с изображением разных предметов и разноцветными игровыми фишками.

Ребенок выбирает из всех карточек слова, в названии которых имеются звуки «ш» и «ж», называет их и ставит на них сверху игровые фишки. Если звуки «ш» и «ж» находятся в начале слова, то желтую фишку, если в середине, то зеленую, если в конце – красную.

В видео ниже — отличный пример постановки шипящих звуков дома с логопедическими упражнениями и играми.



Предварительный просмотр:

Непослушные звуки. Логопедические игры на звук [р].

В этой статье мы продолжаем игры с непослушными звуками, одним из которых является звук [р]. Звук [р], пожалуй, самый сложный в освоении звук для малышей. Этот вибрант требует и определенной степени напряжения речевого аппарата ребенка и создании воздушной струи достаточной силы.

Почему отсутствует звук «р»

Выделяют несколько причин сложностей, возникающих у детей при его произнесении:

  1. Слабость органов речи.
  2. Неправильное использование и распределение дыхания.
  3. Генетическая наследственность.
  4. Нарушения слуха.
  5. Дефекты подъязычной связки.

Занимательные логопедические игры для детей и логопедические упражнения помогут скорректировать данные проблемы и выработать правильное произношение звука [р] у ребенка. Играть с ребенком желательно каждый день, но так, чтобы не допустить переутомления. В зависимости от возраста, за занятиями стоит проводить от 20 до 40 минут каждый день.

Логопедические игры на звук [р]

Игра «Лошадка»

Попросите малыша представить, что он – маленькая лошадка.  Пусть дотронется языком до бугорков за верхними зубами  и попытается воспроизвести цокающий звук, подобно этому благородному животному (выполнять 20 раз). При этом рот малыша должен быть широко раскрыт, а языку следует присасываться к небу и максимально его расслабить.

Эта игра помогает запомнить место постановки языка при произнесении звука [р] и научит щелкать языком.

Прыжки на кочках

Объясните ребенку, что у него за верхними зубами находится большая кочка (нёбо), по которой очень любит прыгать язычок. Но, чтобы язычку не сорваться и не упасть в болото, и не быть съеденным жабами, нужно сказать с придыханием «Д-Д-Д» так, чтобы язычок прыгал строго по кочке. А потом чередуем повторение звуков «Т – Д» и «ТДА – ТДЫ» много раз.

Колокольчик

Помогите ребенку представить, что сейчас его язычок – это маленький колокольчик, и ему нужно весело позвенеть в том месте, где недавно он прыгал на кочках, воспроизводя много раз звук «ДЗНЬ».

Веселый язычок

Ребенок, поставив язычок на «кочку» под верхними зубами, произносит звук «д»,а взрослый, подсунув туда палец, надетый в напальчник, или специальную палочку, помогает язычку колебаться в разные стороны так, чтобы у малыша получался звук «р».

Гоночная машинка

Для этой игры изобразите  на альбомном листе бумаги гоночные трассы и подготовьте несколько игрушечных гоночных машинок.

Расскажите ребенку о том, что машинки сломались, и чтобы их завести нужно хорошенько «порычать» языком, и пока малыш рычит, машинки устроят веселые гонки. Ребенок должен одновременно «рычать» и катать машинки по гоночным трассам. Машинки вполне можно заменить рисованием ручкой траектории их движения.

ПиРРамидка

Для этой игры понадобится обычная детская пирамидка в разобранном виде. Взрослый предлагает малышу произнести за ним слоги со звуком «Р» и разными гласными: «РА», «РО» и т.д. Если ребенок произносит правильно, то он получает деталь от пирамидки, и, в конце концов, собирает ее всю.

Игра помогает выработать стойкий навык автоматизации звука «р».

Веселый паровозик

Возьмите изображение детского паровозика и карточки с животными, в названии которых есть звук «р». Предложите ребенку  отправить пассажиров в путешествие на паровозике, назвав их и правильно произнести при этом звук «р». Правильный звук становится билетом для будущих пассажиров.

Игра также помогает выработать стойкий навык автоматизации звука «р».

Объяснялка

Игра с небольшим усложнением, которая научит распознавать звук в речи и определять его места в слове, вырабатывает стойкий навык автоматизации звука «р».

Для игры понадобится много карточек, на которых изображены различные предметы и животные с надписями, игровые фишечки разных цветов. Ребенку нужно выбрать те картинки, в которых есть звук «р», назвать их и определить место в слове, где этот звук находится, поставив на него определенную фишечку: начало слова (желтая фишечка), середина слова (зеленая фишечка), конец слова (красная фишечка).

Повторюшка

Самое распространенное, доступное и простое упражнение на автоматизацию проблемного звука. Обязательно используйте его в играх и общении с ребенком. Взрослый произносит предложения со звуком «р», а ребенку нужно правильно их повторить:

Сегодня утром мороз.
Ракета отправилась в космос.
Ранец легко открылся.
Тигры встали в круг.
Роза решила погулять…. и т.д.

Веселые предложения

Также простая, доступная, но эффективная игра. Для нее подготовьте карточки, на которых изображены различные предметы и животные, в названии которых есть звук «р»: тигр, помидор, репка, роза, ракета, радуга и т.д. Предложите ребенку составить собственные предложенияиспользуя слова с карточек.

Не стоит пренебрегать упражнениями на автоматизацию звука «р» в речи. Это очень важно, поэтому необходимо превратить занятия с ребенком в увлекательный для него процесс, чтобы поддержать необходимую мотивацию и добиться скорейшего и стойкого результата.



Предварительный просмотр:

Сказка о язычке

Добрый день, заботливые мамы и папы, бабушки и дедушки!

При формировании речи и правильного произношения звуков практически каждая мама сталкивается с тем, что малыш не выговаривает тот или иной звук или звуки. Конечно, в возрасте 5 лет — нужно обращаться к специалисту — логопеду. Однако, и до этого возраста в наших с вами силах помочь малышу правильно говорить.

Для этого уже давно придумана артикуляционная гимнастика. Это определенные упражнения для языка. Упражнения, которые учат правильно ставить язык, и губы (улыбаться, смыкать, выпячивать трубочкой и т.д.), нацеленные на постановку правильного звукопроизношения.

uchimsya-govorit

Перебирая свои бумаги в столе, я наткнулась на папку с пособиями и литературой по логопедии. Мне приходилось довольно долго заниматься с Алешей, так как его язычок никак не хотел его слушаться и правильно произносить «с» и «р».  Наш логопед дала нам веселые упражнения для языка. Их надо выполнять у зеркала, внимательно следя за  движениями. Эту артикуляционную гимнастику я предлагала сыночку в виде сказки.  Таких сказок сегодня довольно много. Я предлагаю сегодня вашему вниманию свой вариант сказки о язычке.

Сказка о язычке

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов

Ты в часы играть готов?

                             (М.Синицына)

            Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.

Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

                                     (О.Петрова)

            Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем —

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

                                               (М.Синицына)

            А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

                                                               (М.Синицына)

            Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» — гудит мотор!

                                                           (М.Синицына)

           Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.

А теперь успокой киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук —

Раздается громкий звук.

                                    (М.Синицына)

            Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко —

Стук копыт услышишь звонкий.

                                           (М.Синицына)

            А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.

                                 (О.Перова)

            Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.

                        (М.Синицына)

            Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!

Желаю вам сказочного преодоления любых нарушений речи!



Предварительный просмотр:

Спатюшечки укладушечки... Сонные потешки для малышей

Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, потешка очень выручает в таких случаях.

Потешки для малышей помогают настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.

Стихотворения подойдут для различной возрастной категории детей. Меняются только действующие лица и интонация при чтении стихов. Так, существуют забавные присказки для новорождённых, смешные истории для погодок и поучительные стихотворные рассказы для подросших малышей.

Универсальные потешки для маленьких подходят под любой вид досуга. Ими можно воспользоваться во время отдыха или совмещать при выполнении монотонных действий. Примечательны присказки для прогулок, характеризующиеся сказочным сюжетом. Для игр подойдут стихи с быстрым и переменчивым ритмом, под который можно совершать движения или даже учить танцевать. Перед выходом на прогулку во время одевания подойдут простые зарифмованные фразы с таинственным содержанием.

Потешки могут стать ежедневным ритуалом и оказать существенную помощь в повторяющейся суете дней. Так их можно и нужно активно использовать для утренних или вечерних ритуалов. Об утренних потешках мы уже говорили ранее в статье «Просыпалочки для малышей». Поговорим сегодня о вечере в потешках.

Потешки для вечерних процедур

Собираясь укладывать кроху спать в кроватке или коляски для новорожденных, внедрите ритуал — чтения потешек. Начинайте их читать во время вечернего купания, переодевания и укладывания спать. Ведь ребенку будет приятно слышать каждый раз от мамы знакомые строки.

Потешки для одевания

Вот у нас пеленка
Для нашего зайчонка,
На ней яркие цветочки
Для красавицы дочки (красавца сыночка).

И грибочки для дочки (сыночка).
И листочки для дочки (сыночка).
Завернули зайчонка
В такую пеленку.

* * *

Мы на пухлые ручонки
Надеваем рубашонку
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застёжки
На твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклёпочки.

* * *

На перинку,
На простынку,
Не на край –
На серединку,
Положили голыша,
Завернули крепыша!

* * *

Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки – царапки.
На перинку,
На простынку,
Не на край – на серединку
Положили голыша,
Завернули малыша!

* * *

Валя вырастет большая,
Будет в золоте ходить.
Всех мамок и нянек
Подарками дарить.
Старых старушек — обносочками,
Молодых молодушек — ленточками.

* * *

Ой да ну, да ну, да ну,
Знаю девочку одну.
Эта девочка не спит,
Может, что-нибудь болит?

Нет, конечно, не болит,
Просто девочка шалит.
Хочет спать, а все «агу!».
Я уснуть ей помогу.

Я ей песенку спою
Ко-лы-бель-ну-ю:
«Баю-баю, ба-бай,
Спи, родная, засыпай.»

(Нина Пикулева)

Потешки для вечернего купания

Потешки для купания — не только прекрасный вечерний ритуал, но и способ общаться, выражать свою любовь, и просто разговаривать... Во время купания все внимание малыша обращено на взрослых, так почему бы не украсить это внимание теплым взглядом и добрыми словами...

* * *

С гуся вода,
С лебедя вода,
А с моего дитятки
Вся худоба –
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!

* * *

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся.

* * *

Буль, буль, буль, карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата, рыбки и утята.

* * *

Вода текучая,
Дитя растучее,
Вода книзу,
А дитя кверху!

* * *

Гуси-лебеди летели,
В чисто поле залетели,
В поле баньку отыскали,
Лебеденка искупали.

* * *

Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Сонные потешки

Сонные потешки — могут стать особой разновидностью колыбельных песен. Их можно читать, а можно напевать любым спокойным мотивом. И не бойтесь, что у вас нет голоса или слуха, для крохи нет ничего слаще звучания голоса мамы!

Смотрите и слушайте колыбельные песенки в статье «Спят усталые игрушки».

Отзвенел звоночек  

Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка, радость моя!

Баю-бай  

Баю-бай усни Катюшка,
Моя зайка-веселушка,
Глазки зайка закрывай,
Баю-баю-баю-бай.

Баю-баю-байки  

Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.

Спи, моя Катюшка,
Спи моя ты хрюшка,
Глазки закрывай,
Баю-баю-бай.

Паучок-паучок

Паучок-паучок
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал,
Для Катюши соткал
Сон про солнышко-колоколнышко
И про дождик грибной,
И про нас с тобой.
Хочешь по лесу во сне побродить?
Глазки попробуй закрыть.

* * *

Ах,ты моя душечка,
Белая подушечка!
Если жить с тобою дружно,
То в кино ходить не нужно!

* * *

Целый день играл Сережка,
Вам спасибо скажем, ножки.
Вам спасибо скажем, ручки.
С каждым днем вы все послушней.
Слушаются ножки нашего Сережку.

Маленькие заиньки  

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.

* * *

Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.

* * *

Мы дочурку покачаем
Под припевочку свою
В ней начало «Ба'ю-ба'ю!»
А конец «Баю'-баю'!»

* * *

Спи-ко, спи-ко, баю-бай,
Свои глазки закрывай.
Баю, баю, баю, бай.
Поскорее засыпай.

Ходит Сон по лавочке
В голубой рубашечке.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай.

А Сониха – по другой,
Сарафанец голубой.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай.

* * *

Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон.
Несут детке сон, сон.
Будут гули ворковать,
Будет детка крепко спать.
Будут гули говорить,
Чем детку накормить.
Полетят они в лесок
И найдут там колосок,
Станут кашку варить,
Станут детку кормить
Белой кашкой с молочком
И румяным пирожком.

* * *

Ай! Бай, бай,
Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
Наша дочка будет спать,
Станет глазки закрывать.

* * *

Тихо-тихо-тихо-тихо
В наши двери входит Тихон,
Не аукать, не кричать,
А баюкать и качать.
Тихон песенку поет,
Сны ребятам раздает
«В этом сне – воздушный шарик,
В это сне – собака Шарик,
В этом – голуби летят,
В этом – дети спать хотят».
Тихо-тихо-тихо-тихо,
Сумрак, дрема и покой.
Дети спят. Уходит Тихон
В тихий домик за рекой.

За окошком вечер  

За окошком вечер,
А на небе месяц...
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка — в дупле,
Собачка — в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.

Эй, вы, глазки  

Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки.
Полежите, полежите,
Отдохните и поспите.

Колыбельная

Ходит Сказка по домам,
По высоким теремам,
Жди ее, глаза закрой.
Спи, глазок,
Спи, другой

Сказка добрая придет,
Сердце доброе найдет,
Жди ее, глаза закрой
Спи, глазок,
Спи, другой.

Вдоволь наобщавшись за день с малышом, искупав его, спев колыбельные или сонные потешки, включите перед сном нежную и спокойную музыку. Пусть малыш сладко спит и смотрит добрые сны!



Предварительный просмотр:

Физминутка – полезная пауза

Физминутка – кратковременный отдых с применением простых упражнений, направленных на поддержание двигательных функций организма. Подобные динамические паузы применяются на занятиях в начальных классах, дошкольных учреждениях и в детских садах.

Организация таких минуток физических разминок необходимо для снятия напряжения и усталости детей. Дошкольникам и младшим школьникам нежелательны длительные интеллектуальные или эмоциональные нагрузки. Небольшая физкультминутка для детей поможет им переключить внимание, отдохнуть и активизироваться.

Зачем нужны физминутки детям

Главная цель разминки – снятие накопившейся усталости при монотонной работе. Подобный вид деятельности характерен при занятиях в школе, центрах раннего развития, уроках живописи или в группе продлённого дня. В результате физминутка в детском саду формирует у воспитанников любовь к активности.

Поддержание физической активности положительно сказывается на процессе восприятия новой информации. Игровая физминутка для дошкольников и школьников помогает наглядно показать ребятам важность и ценность упражнений, а также приобщить детей к спорту.

Польза и преимущества

Динамическая физминутка для деток имеет несколько важных плюсов:

  1. Укрепление осанки – все упражнения подбираются таким образом, чтобы были задействованы все группы мышц;
  2. Работа над вниманием – ребёнок учится переключаться с одной деятельности на другую, отрабатывая концентрацию внимания, физминутка в начальных классах помогает ставить приоритетность задач и улучшает работоспособность;
  3. Сохранение здоровья – общая оздоровительная активность повышает выносливость;
  4. Нахождение контакта с учениками – непринуждённая физминутка помогает установить общение с детьми.

Активная физминутка с движениями проводится в соответствии с предпочтениями наставника. Так, учащиеся могут находиться за партами, стоять у доски, в проёмах между столами или вовсе образовать небольшие группы. Одновременно у школьников отрабатываются важные навыки коммуникации в большом коллективе.

Оздоровительные детские физминутки успешно проводятся в начальных классах школ, детском саду, учреждениях дополнительного образования для дошколят. Упражнения могут быть направлены на разминку глаз, лицевых мышц или всего организма целиком. Форма и периодичность занятий подбирается в зависимости от количества учеников.

Картотека физкультминуток

Предлагаем и вам активизировать работу головного мозга и мышц тела, выполнив несколько физминуток вместе с детьми. У этих небольших упражнений есть еще одно важное преимущество: они точно поднимают настроение тем, кто их выполняет! Не верите? А вы попробуйте!

Кстати, физминутки для самых маленьких деток — это любимые потешки! Особенно обратите внимание на утренние потешки. Вместе с ними весело и просыпаться и днем проводить разминку.

Физкультминутки для младших школьников

Особая примечательность физкульминуток для младших школьников в том, что они могут стать супер-полезной паузой на школьных уроках. Их можно выполнять вместе с детками прямо в классах, встав из-за парт. Подвигавшись в такт ритма стихотворения, детки «проснутся» и активируют мозговую деятельность для поглощения «гранита науки»)))

Многие стихотворения еще и помогают закрепить пройденный материал.

Часики

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт 
(Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (
Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (
Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (
Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (
Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (
Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. 
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (
Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (
Дети останавливаются.)

Мартышки

(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы — веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

* * *

А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (
Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (
Ходьба на месте.)

* * *

Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (
Прыжки на одной ножке.)

* * *

Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок!

* * *

Спал цветок и вдруг проснулся!
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и … улетел!
Вот и я на место сел!

* * *

А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (
Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (
Дети делают плавательные движения руками.)

* * *

Ветер веет над полями,
И качается трава. (
Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (
Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (
Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (
Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (
Дети садятся.)

* * *

Ветер тихо клен качает
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

* * *

Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (
Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. 
(Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. 
(Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! 
(Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (
Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (
Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (
Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! 
(Считаем пальчиком.)
(Г. Виеру)

* * *

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Во дворе стоит сосна

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (
Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (
Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (
Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (
Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
 (Дети идут на места.)

* * *

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (
Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (
Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (
Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (
Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (
Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье 
(Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. 
(Дети садятся на корточки, руки под щеку и закрывают глазки — засыпают.)

Делаем эту разминку вместе с детьми. Исходное положение – ноги на ширине плеч, и далее выполнять движения, согласно тексту стихотворения.

* * *

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь!

* * *

Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться! 
(Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. 
(Наклоны вперёд и назад.)
Спину тоже разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем. 
(Наклоны вперёд-назад.)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине. (
Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора на место сесть нам. 
(Дети садятся.)

Выполнять физминутки совсем несложно — просто повторяйте движения согласно рифмованным строчкам:

* * *

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

* * *

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.

* * *

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

* * *

Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно. 
(Руки перед грудью, повороты корпуса вправо и влево.)
Головой теперь вращаем
Вправо-влево, а потом, 
(Вращение головой вправо и влево.)
Три-четыре, приседаем,
Наши ножки разомнём. 
(Приседания.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (
Дети садятся.)

Упражнение повтори

Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори.
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова.
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. 

* * *

Крутим мельницу вперёд,
А потом наоборот. (
Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн. (
Наклоны вперёд.)
А потом назад прогнёмся,
Хорошенько разомнёмся. (
Наклоны назад.)
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра. (
Прыжки на месте.)
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье. (
Ходьба на месте.)
Поскакали, потянулись —
Вот и славно отдохнули. (
Дети садятся.)

* * *

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!

Самолёт

Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.

 Юрта

Юрта, юрта, круглый дом, (Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том! (
Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва 
(Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова
. (Прыжки на месте.)
Печка жарко топится, 
(Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится. 
(Присели.)
Ладушки, ладушки, (
Хлопаем в ладоши.)
Круглые оладушки. (
Шагаем на месте.)

* * *

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (
Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (
Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. 
(Шагаем на месте.)

* * *

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

Вместе с ребенком (или детьми в классе) имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» — присесть. На словах «выше, выше» — встать и вытянуть руки вверх.

* * *

Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.

Имитируем бег на месте. На предпоследней строчке нужно остановится, на последней потянуться, поднять руки вверх и опустить их через стороны.

Ты давай-ка, не ленись!

Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи. (
Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать. (
Повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени. (
По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели. (
Дети садятся.)

* * *

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

* * *

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (
Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (
Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. 
(Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (
Дети садятся.)

Зарядка для кистей рук

Как часто у маленьких школьников устают ручки от письма и счета. Эти физминутки на уроке взбодрят и помогут отдохнуть. В такт строчкам из стихотворений встряхивайте руками, а также сжимайте и разжимайте пальцы

* * *

Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.

* * *

Вот помощники мои, (вытягиваем ручки вперед)
Их как хочешь поверни. (
поворачиваем кистями в разные стороны)
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повертели (
хлопаем в ладоши)
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

* * *

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. )

* * *

Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.) 

* * *

Чтоб красиво всем писать
Надо пальцы нам размять.
Кулачки все крепко сжали
И немного подержали.
Подержали и разжали.
Мне ладошки показали.
Делай быстро, детвора.
За письмо теперь пора.

* * *

Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.

* * *

Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можно
Крепко-накрепко сожмём.

* * *

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

Цветок

Солнце поднимается – (Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу).
Цветочек распускается! (
Разводим одновременно пальцы рук в стороны).
Солнышко садится –
Цветочек спать ложится. (
Сводим пальцы вместе).

Замок

(Ладони прижаты друг к другу).
На двери висит замок. (
Пальцы переплетаем и соединяем в замок).
Кто его открыть бы смог?
— Потянули! 
(Пальцы в замке, тянем пальцы, не расцепляя их).
— Покрутили! (
Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе).
— Постучали! (
Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга).
И – открыли! 
(Расцепляем пальцы).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Что «скрывают» кончики пальцев?

 Китайцы знали о пользе ручного воздействия на пальцы и ладони еще во 2-м веке до н.э. Мудрые жители этой страны утверждали, что массаж этих зон приводит в абсолютную гармонию тело и разум. Растирание кистей и пальцев через множество точек рефлексии отсылает благоприятные сигналы в нашу нервную систему, приводя все тело в состояние баланса и гармонии. Ведь на ладони акупунктурных точек не меньше, чем на ухе и стопе ноги.


Для информации, массируя определенные пальцы, вы оказываете следующие воздействия: на мозг (палец большой),  на желудок (указательный), на кишечник (средний), на почки и печень (безымянный), на сердце (мизинец).


Не просто так и у нас, среди русского народа, пальчиковые игры были очень распространены. Люди интуитивно занимались развитием своего потомства. Самые известные потешки «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая», например, несут совсем не игровой характер, а именно развивающе-обучающий. Поэтому эти потешные игры смело можете практиковать со своим малышом в качестве оздоравливающих и полезных тренировок.

Позднее такая наука, как анатомия, выяснила, что кисть руки занимает целую одну третью часть всей площади двигательной зоны мозга. У каждого пальца есть довольно большое представительство в коре головного мозга. Не следует также забывать и о биоэнергетических точках, находящихся на всей         поверхности пальцев и ладоней, которые напрямую связаны не только с мозгом, но и с другими органами человека.

Следовательно, участок мозговой коры, в прямой зависимости от которого находится моторика пальцев рук, является очень важным, если дело касается здоровья и полноценной жизни любого ребенка. Его можно найти внизу центра передней извилины рядом с речевой областью. Участок представляет собой довольно обширную зону, хорошо развит и разделен на самостоятельные зоны, влияющие на пальцы по отдельности.

Давайте посмотрим, какое количество сложных действий происходит в головном мозге человека, когда мы хотим, например, взять карандаш. Двигательные нейроны, расположенные в соответствующем участке мозга, дают распоряжение мышцам, находящимся на руках и пальцах. Контроль верхней конечности, тянущейся к письменной принадлежности, происходит при помощи органов зрения и рецепторов, чувствующих изменения движений суставов и мышц. Об этом подробные данные поступают к нашей нервной системе. Рецепторы кончиков пальцев чувствуют прикосновение карандаша, который мы взяли, и информируют мозг о том, что нужно сделать, чтобы взять карандаш как следует и произвести нужные действия. При нашем желании что-либо нарисовать, более совершенная информация, находящаяся в мозге, должна будет активироваться, чтобы мы смогли справиться с новым действием под неусыпным контролем зрительной системы.

Мы видим из этого примера, что даже для реализации очень простых приемов, нужно привести в работу обширные участки мозга и его подкорковые отделы. И чтобы развивать мозг, нужно его постоянно тренировать специальными упражнениями. С этой задачей замечательно справляется пальчиковая гимнастика.

Польза пальчиковой гимнастики

Особенная важность заключается в том, что во время пальчиковых упражнений тренируются обе руки, т.е. происходит массаж обеих полушарий головного мозга. В связи с этим можно сделать вывод о пользе для малышей (когда мозг еще такой гибкий и особенно поддающийся любой тренировке) игр с пальчиками. Вот, что происходит во время выполнения пальчиковой гимнастики:

  • стимуляция клеток мозга;
  • «прямой» массаж моторных зон мозга (расположены в задней центральной извилине головного мозга);
  • «прямой» массаж речевых зон мозга (лобная доля левой части мозгового полушария и задний отдел височной доли мозга). В связи с этим, у тренированных малышей быстрее возникает речь;
  • стимуляция правильной артикуляции;
  • умение движение и речь приводить в согласование между собой;
  • появление базы для красивого и грамотного говорения в дальнейшем;
  • появление базы для красивого почерка в дальнейшем;
  • развитие гибкости суставов пальцев;
  • подготовка кисти к умению писать (происходит тренировка мышц на кисти и пальцах посредством чередования действий: сжать-расслабить-растянуть);
  • обеспечение всестороннего развития малыша;
  • тренировка координации движений, ловкости;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие функций памяти;
  • развитие функций мозга, отвечающих за научение чтению;
  • подача мозгу сенсорных впечатлений;
  • подготовка к научению счету;
  • осознание значений слов: вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад…;
  • осваивание мозгом огромного объема информации;
  • улучшение памяти и внимания;
  • закладка здоровья органов (на ладошке и пальчиках находится очень много биоэнергетических точек, связанных с различными органами и системами тела человека. Массируя их, мы благотворно влияем на здоровье малыша);
  • повышение дальнейшей работоспособности;
  • поддержание здоровья мозговых систем;
  • устранение эмоционального напряжения;
  • улучшение деятельности сердца;
  • улучшение пищеварительных функций;
  • поддержание жизненного тонуса;
  • снятие напряжения с губ;
  • снятие умственной усталости;
  • формирование в мозгу проекции схемы человеческого тела;
  • стрессоустойчивость.

Многие замечают, что любого кроху очень сильно интересуют его ручки. Он с ними играется, берет в ротик, сосет пальчики. Именно поэтому гимнастику, преподнесенную в виде игры, ему тоже очень интересно выполнять, особенно вместе с мамой, присутствию которой рядом радуются все малыши.

Давайте посмотрим, что умеют детки в определенном возрасте:

  • от рождения до 1 мес. – хватание;
  • 2 месяца — кроха умеет в течение 3-х секунд удерживать предмет, который вкладывают ему в ручку, умеет сжимать и разжимать кулачки;
  • 3 месяца – кроха удерживает предмет уже 10 секунд, размахивает руками (не контролируя их глазами), ритмично двигает пальчиками во время сосания;
  • 4 месяца – предмет удерживается 20 секунд, происходят сплетения пальцев, малыш способен ощупывать свои ручки;
  • 5 месяцев – малыш способен протягивать ручки к предмету и к маме, выделяет большой палец, по сравнению с другими, и отделяет его от других пальцев;
  • от 6 до 7 месяцев – идут взмахи руками, малыш способен размахивать предметом, который находится у него в руках, может перекладывать предмет из одной руки в другую;
  • от 8 до 9 месяцев – не отдает (сжимает) игрушку, если начнешь ее отнимать, машет ручкой, когда с ним прощаются, захватывает небольшие предметы двумя пальчиками, а объемные — при помощи ладони, пальчиком указывает на носик куклы или другого человека. Идет преобладание какой-то руки;
  • 9 месяцев – ребенок способен производить руками разные манипуляции;
  • от 10 до 11 месяцев – кроха способен управляться с двумя предметами одновременно: снять крышечку, просунуть что-то в отверстие, бросить предмет. Также он способен подражать действиям взрослого человека;
  • 12 месяцев – кроха умеет держать чашку самостоятельно, если ему нужно попить, умеет по аналогии действовать с разными предметами;
  • с 1 года 3 месяцев до 2-х лет – кроха способен использовать ложку во время еды, рисовать карандашом круги, помогать себя одевать, листать книги, развернуть конфетку, играть совочком в песочнице, соблюдая правильную последовательность действий, угощать кукол чаем, катать машинки, складывать пирамидку;
  • 2 – 3 года – начинаются игры с глиной и песком, открытие крышечек, нанизывание бусинок на нитку, игры с кубиками;
  • 3 — 5 лет – кроха уже в состоянии лепить, складывать бумажные фигуры, пользоваться мелками, зашнуровывать ботинки, нащупывать игрушки в мешочке и определять их;
  • до 6 лет – происходит окончательное формирование двигательной активности.

Из этой схемы понятно, что пальчиковые упражнения должны соответствовать возрасту малыша. Уже с рождения можно легонько поглаживать вашему чаду ладошки, ласково что-нибудь приговаривая. Затем вы можете просто массировать ему пальчики и ладошки (движения любые: поглаживание, постукивание кончиками пальцев, растирание, круговые движения), рассказывая параллельно какие-то потешки или стишки. В 6 – 7 месяцев массаж каждого пальчика не следует проводить более 2- 3 минут. А вот с 10 месяцев можно и больше. Массаж должен становиться все ощутимей с хорошей амплитудой массирующих движений.

Массаж рук малыша

Как правильно выполнять детский массаж ручек? Нужно взять ладошку малыша и положить ее на свою, затем следует погладить ладошку с двух сторон и при помощи большого и указательного пальца круговыми движениями помассировать каждый пальчик малыша, согнуть и разогнуть его пальчики вместе и по очереди, нажать на каждую подушечку точеным движением, легонько ударить по полусогнутым пальчикам крохи (по самым кончикам). Замечательно, если вы подключите Су-Джок терапию. Массажные колючие шарики и пружинки, выполненные в форме колечек для проработки каждого пальчика.

После 3 – х лет можно подключать игры в мяч, шарики или кубики. Если вам уже есть 4 года, обратите внимание, умеет ли ваше чадо, набрав в пригоршню воды, донести ее до лица, чтобы умыться? Если нет, то срочно займитесь с ним пальчиковыми упражнениями. Кроме того, это время станет неоценимым для вашего чада, поскольку станет моментом общения с мамой, успокоит, снимет стресс. Помните, что в 1 годик малыш способен выполнять упражнения только одной рукой, а потом другой по очереди. А уже в 3 года можно подключать одновременные движения несколькими руками.

Как развивается и как развить мелкую моторику

Каждый день (пока не надоест, но чем дольше, тем лучше) рекомендуется перекатывать в ладонях ребристый карандаш (лучше шестигранный). Даже умения держать ложку, чашку, умываться, любые простые бытовые функции тоже оказывают на малыша эффект гимнастических упражнений для пальчиков. Помимо гимнастики с пальчиками существуют и другие творческие виды деятельности, которые стоит использовать в качестве комплексной терапии, для развития моторики рук:

  • лепка из глины, теста или пластилина;
  • рисование;
  • ванны из фасоли со спрятанными внутри игрушками, которые малышу нужно будет найти, ощупать и вытащить;
  • игры с крупами;
  • игры с мелкими предметами: мозаикой, пуговицами, прищепками, бусинами и пр.;
  • катание карандашей и шариков между ладошками и по поверхности;
  • занятие пазлами и шнуровками;
  • мозаика и конструктор;
  • шнуровки;
  • расчесывание кукол и заплетание им косичек;
  • пришивание пуговиц к ткани;
  • бисероплетение;
  • вырезание из бумаги;
  • игры в теневой театр.

Правила пальчиковой гимнастики

Рассмотрим правила выполнения гимнастики с пальчиками:

  • следует соблюдать равномерную нагрузку на обе руки: правую и левую;
  • по окончании упражнений следует обязательно выполнять расслабляющие движения;
  • выполнять гимнастику следует каждый день, потому что регулярность тренировок очень важна.

Перед тем как приступить к гимнастике с пальчиками, малышу следует разогреть ладони до ощущения тепла при помощи легких поглаживаний. Выполнять гимнастику для получения нужного эффекта требуется ежедневно сначала одной и второй рукой по очереди, а потом одновременно двумя руками. Выполняются движения очень медленно, примерно, 5 раз каждое.

В процессе выполнения пальчиковой гимнастики необходимо следить за правильностью движений, верным положением пальцев и кисти. Это важно в деле тренировки мышц и для мозга. Чем лучше ребенок владеет своими пальчиками и рукой, тем он умнее и более развит. Кроме того, стишки и прибаутки, звучащие во время занятий знакомят ребенка с родной речью и помогают формировать правильное произношение звуков языка.