Обоснованеи ведущих идей деятельности педагогического работника

Евсеева Зинаида Михайловна

Обоснование ведущих идей деятельности учителя-логопеда.

Моя деятельность в логопедическом пункте имеет свою, отличительную от других учреждений, специфику.Логопедическая работа это деятельность,которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями школьников. Именно это и делает работу логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

    Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом,-одна из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

      Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание.

      Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо чётко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и усвоения, от которых зависит его успешное протекание. Развитие речи детей тесно взаимосвязано с состоянием мелкой (тонкой) моторики рук.

      Мелкая моторика-это система точных, хорошо скоординированных разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук. В последнее время проблема по развитию мелкой моторики рук приобретает всё большую актуальность. Совсем недавно учёными был отмечен следующий парадокс. Дети, с раннего  возраста  усаживаемые за компьютер и овладевающие навыками чтения, письма, рисования с помощью клавиатуры, перестали разговаривать. Разбираясь в причинах происходящего, учёные выяснили-всё дело в том, что пользуясь клавиатурой, а не обычной ручкой, карандашом при рисовании, письме, её воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определённых мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая речь и стимулируя моторику пальцев, импульсы передаются в речевые центры, что и активизирует речь.

     В своих работах В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. ОТ пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Следует отметить, что степень координации движений рук отражает способность развития мозговых центров управлять этими движениями. Следовательно, уровень тонкой моторики у детей может служить одним из показателей функциональной зрелости головного мозга.

      Рука настолько связана с нашим мышлением, переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

       Известный исследователь детской речи М. М .Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

     Первой формой общения первобытных людей были жесты: особенно здесь была роль руки, развитие функций руки и речи у людей шло нераздельно.

      Примерно такой же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,затем появляетсяартикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».

        Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи- такой же, артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

         Современные исследования показывают, что развитие движений пальцев рук находятся в тесной связи с развитием речи. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики рук, способствует развитию речи у ребёнка. Заботится о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Исходя из этого, темой моего самообразования стало: «Организация коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей школьного возраста с нарушениями речи».

     Для меня очень важно, чтобы дети и их родители, входя в школу, имели надежду на понимание и уверенность в поддержке и развитии детской индивидуальности, основной составляющей которой является речевое развитие. Моя задача, как учителя-логопеда, заключается в обеспечении равных стартовых возможностей тем школьникам, у которых существуют проблемы с речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обоснование ведущих идей деятельности учителя-логопеда.

     Моя деятельность в логопедическом пункте имеет свою, отличительную от других учреждений, специфику. Логопедическая работа это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями школьников. Именно это и делает работу логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

    Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом,-одна из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

      Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание.

      Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо чётко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать  закономерности этого процесса и усвоения, от которых зависит его успешное протекание. Развитие речи детей тесно взаимосвязано с состоянием мелкой (тонкой) моторики рук.

      Мелкая моторика-это система точных, хорошо скоординированных разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук. В последнее время проблема по развитию мелкой моторики рук приобретает всё большую актуальность. Совсем недавно учёными был отмечен следующий парадокс. Дети, с раннего  возраста  усаживаемые за компьютер и овладевающие навыками чтения, письма, рисования с помощью клавиатуры, перестали разговаривать. Разбираясь в причинах происходящего, учёные выяснили-  всё дело в том, что пользуясь клавиатурой, а не обычной ручкой, карандашом при рисовании, письме, её воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определённых мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая речь и стимулируя моторику пальцев, импульсы передаются в речевые центры, что и активизирует речь.

     В своих работах В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. ОТ пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Следует отметить, что степень координации движений рук отражает способность развития мозговых центров управлять этими движениями. Следовательно, уровень тонкой моторики у детей может служить одним из показателей функциональной зрелости головного мозга.

      Рука настолько связана с нашим мышлением, переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

       Известный исследователь детской речи М. М .Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

     Первой формой общения первобытных людей были жесты: особенно здесь была роль руки, развитие функций руки и речи у людей шло нераздельно.

      Примерно такой же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук ,затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».

        Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи- такой же, артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

         Современные исследования показывают, что развитие движений пальцев рук находятся в тесной связи с развитием речи. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики рук, способствует развитию речи у ребёнка. Заботится о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Исходя из этого, темой моего самообразования стало: «Организация коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей школьного возраста с нарушениями речи».

     Для меня очень важно, чтобы дети и их родители, входя в школу, имели надежду на понимание и уверенность в поддержке и развитии детской индивидуальности, основной составляющей которой является речевое развитие. Моя задача, как учителя-логопеда, заключается в обеспечении равных стартовых возможностей тем школьникам, у которых существуют проблемы с речью.