Всё для родителей

Евсеева Зинаида Михайловна
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что
«Наша речь состоит из предложений.
Предложение — это законченная мысль.
Предложения состоят из слов. 
Слова состоят из звуков. 
Звук - то, что мы слышим и произносим.
 Буква — то, что пишем и читаем. 
Звук на письме обозначается буквой. 
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО) • в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, за-юшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О (береза, мяч). 
 Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р\ 
 Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух: согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ; всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц; всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. o Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.

Когда ребенку необходим логопед.

 

  • Ребёнку поставлен диагноз, при котором тонус мышц артикуляционных органов (так же, как и других скелетных мышц) нарушен, и перемещение в пространстве ограничено. Например, ДЦП, СМА.
  • Ребёнок имеет диагноз, вследствие которого ожидается ЗПР или умственная отсталость. Например, при генетических нарушениях.
  • Ребёнок ограничен в общении со взрослыми.
  • Ребёнок раннего возраста отстаёт в речевом развитии по непонятным причинам.
  • Родители ребёнка (или один родитель) поздно заговорили, имели в детстве (или имеют) дефекты речи, т.е. имеет место выраженный наследственный фактор.
  • Ребёнок имеет нарушения зрения или слуха.
  • Хирург детской районной поликлиники настоятельно рекомендует подрезать подъязычную связку (уздечку).
  • Ребенок в 2 года не говорит, использует только лепетные слова.
  • Ребенок в 2,5 произносит отдельные слова, нет фразы.
  • Речь ребенка в 3 года неразборчива и малопонятна для окружающих.
  • Пользуется упрощенными словами, меняет слоги в слогах.
  • У ребенка неправильное произношение многих звуков, отчего речь неразборчива.
  • Ребенок уже занимался с логопедом, но и после 5 лет некоторые звуки не произносит.
  • Ребенок не умеет «связно рассказывать» о событиях своей жизни, у него маленький словарный запас.
  • Не усвоены грамматические нормы языка. Ребенок неправильно согласует слова.
  • Ребенок испытывает трудности в обучении чтению.
  • Ребенок при письме допускает много «глупых» ошибок (пропуски, замены, недописывание букв, слогов и даже слов!), хотя правила знает.
  • У ребенка проблемы с чтением: читает медленно, с ошибками, часто придумывает конец слова или предложения.
  • Сохранилось неправильное звукопроизношение (картавость, шепелявость и др.)
  • Стойкая неуспеваемость по русскому языку. В этом случае необходимо логопедическое обследование, чтобы выяснить, нет ли у ребенка дисграфии, дислексии или дизорфографии.

Как выбрать хорошего логопеда?
 
         Как только родители  решили, что Ваш ребенок нуждается в логопедической помощи, встает вопрос: где найти логопеда? Точнее, где найти «хорошего логопеда», который сможет помочь Вашему ребенку? В этой статье я постараюсь разрушить мифы о «плохих» и «хороших» логопедах и рассказать, как выбрать именно правильного учителя, который поможет ребенку.

       Разберемся, почему нас логопедов называют «хорошими» и «тянучками».

          Совет первый: поинтересуйтесь у логопеда, есть ли у него диплом и какой институт он или она закончил(а).

       Большую роль в степени квалификации логопеда зависит, какой институт он(она) закончили. Не для никого не секрет, что профессию логопед можно получить на краткосрочных курсах и такой диплом ничем не будет отличаться от полученного после педагогического университета . Только вот в чем вопрос: качество образования «курсов»и университета отличается в разы!!!Оказывается, выпускники педучилищ  и различных краткосрочных курсов получают дипломы с записью «логопед».  На подобных курсах люди получают навыки звукопостановки, т.е. работать они могут лишь с одним диагнозом – дислалия. В логопедии существуют более серьезные речевые нарушения, которые они не смогут даже диагностировать. К  сведению родителей: «функциональную дислалию»  своему ребенку может исправить любой родитель – для этого нужно понять, как Вы сами произносите тот или иной звук, либо прочитайте в книге, как он произносится, и покажите его своему ребенку, закрепите  это в словах и стихах..
       В интернете часто звучит совет родителям - интересоваться квалификацией логопеда. Время, когда можно было доверять логопедам с высоким разрядом или квалификацией, увы, прошло. Во времена СССР, для получения  разряда логопед должен был ездить на курсы повышения квалификации и сдавать по их окончании экзамен. Ныне все по- другому. Логопед для повышения разряда должен сдать кучу документов, целое портфолио о своей работе в детском саду. В самом лучшем случае логопед почти честно отчитывается о работе. Т.е. если человек, имея, допустим 11 разряд, справляется с работой, ему за это дадут 12 или даже 13 разряд. В жизни логопеда ничего не изменилось, он не узнал ничего нового, новых технологий, но разряд повышают. По сути, квалификацию повышают за стабильную посредственность и красиво оформленные документы. Из этого следует: если доверять разрядам, то только, как минимум, десятилетней давности.

 

          Совет второй: загляните в диплом логопеда, поинтересуйтесь, какое учебное заведение выдало диплом. Самые квалифицированные логопеды – это выпускники Высших Педагогических Институтов и Университетов.

         Большую роль в отношениях логопед-родитель-ребенок: является  порядочность логопеда.
       Многие руководители знают, что проще из порядочного человека вырастить хорошего профессионала, чем из профессионала воспитать порядочного человека.Какое отношение имеет это к логопедам? Самое непосредственное. Мы доверяем своего ребенка человеку, подчас даже не присутствуя при их общении (например, на занятиях).
       Итак, чем грешат «тянучи» логопеды?  Самый распространенный случай – "логопед тянет время и деньги".
       Не существует большой разницы, частный это логопед или человек, который работает в муниципальной организации, центре, школе и т.д. «Тянучке» выгодно,  чтобы время излечения ребенка проходило как можно дольше и клиенты были привязаны к нему и не надо искать других, тратить на это силы и время. Он может растягивать удовольствие получения денег до бесконечности и ваш ребенок будет доволен и Вы думать «Какая классная учительница». Как без пользы потратить 30-40 минут занятия? Можно рассказывать ребенку сказки про «веселый язычок», можно загадывать загадки, можно лепить грибочки или рисовать цветочки. Родитель никогда не догадается, что логопед тратит время впустую. Но учтите, всё то же самое можно делать, развивая речь ребенка. Когда мне родители говорят: «Мы тоже можем катать машинки, показывать кукольный театр», я отвечаю: «Хоть машинки, хоть паровозики, хоть куклы – главное, чтобы был результат, главное, чтобы заговорил. А логопед просто знает что, как и зачем делать».

         Но «Тянучки»- это обычно исключение из правил и таких людей мало. Обычно мы всегда честно выполняем свою работу. Поверьте, не существует точных сроков излечения. Не в одной книге или пособии по логопедии Вы не найдете, сколько времени занимает исправление одного звука или «неправильных окончаний», или ОНР… Не найдете не потому, что кто-то скрывает эти сведения, просто точных цифр не существует. У  какого-то ребенка переход с ОНР-1 на ОНР-2 займет 3 месяца, а у другого – год. У каждого ребенка организм строго индивидуален.
        Почему же люди уходят от одних логопедов и приходят к другим? У меня бывают детки, которые раньше занимались с другими логопедами. Причины «ухода» бывают разные. Но чаще всего – «мы занимаемся столько-то месяцев и все без толку». Иногда после обследования ребенка я убеждаюсь, что  предыдущий логопед все делал правильно. Но бывало, что логопед 3 месяца ставит один звук Ш, точнее артикуляционные упражнения (начиная со свистящих зачем-то). А нужно было всего лишь показать, как произносится звук Ш («Как шипит змея) и показать на компьютере анимационный мультик с ползущей змейкой. Так что мы поставили Ш и Щ за пять занятий.
 

          Совет третий – старайтесь присутствовать на логопедических  занятиях, заглядывайте в тетрадь с домашними заданиями, дабы иметь представление о том, что происходит с вашим ребенком. Как можно больше и чаще общайтесь с логопедом после занятий.

       Мнение-«наш логопед делает все неправильно» . Намеренно или в связи с отсутствием квалификации- логопед  вполне может бестолково тратить драгоценное время, занимаясь с ребенком с моторной алалией звукопостановкой или предлагая ребенку с сенсорной алалией делать логопедический массаж Новиковой. И это продолжается 2 месяца изо дня в день. Когда родитель задает вопрос, «А зачем именно вы это делаете»следует ответ, «Не мешайте мне, я готовлю ребенка к постановке звуков».  Родителям конечно невдомек, что массаж лица делается только  в случае наличия у ребенка, подтвержденного невропатологом, диагноза дизартрия (даже не стертая дизартрия, т.е. несильно выраженная, а настоящая – бульбарная, псевдобульбарная с выраженной спастикой или вялостью мышц артикуляционного аппарата). Дорогие родители! Вас обманывают! Вместо того, чтобы лечить, Вашего ребенка  просто гладят по головке за Ваши (очень большие) деньги.

      Предположу Вашу реакцию – «Вам хорошо рассуждать! Вы логопед! Вы знаете, как проверить, обманывают или нет!».  Здесь тоже нет ничего сложного – ваш ребенок занимается отнюдь не с последним логопедом на этом свете! Посетите поликлинику, в каждой есть логопед, проконсультируйтесь там. Найдите любого другого логопеда, он обследует Вашего ребенка, назовет Вам диагноз, проконсультирует по поводу методики работы. Поищите информацию в интернете – в нем очень много доступной информации. Не стесняйтесь задавать вопросы вашему логопеду, не бойтесь сказать, что Вы консультировались у другого специалиста. Это в свою очередь ради «спортивного» интереса заставит его перечитать все учебники и освоить новые методики, чтобы излечение Вашего ребенка шло как можно скорее и качественнее. Наука не стоит на месте. Я, например, регулярно посещаю курсы по повышению квалификации и в своей работе самые новые методики и оборудование. Например электрические массажеры полости рта и головы Z-VIBE  и «говорящие» зеркала производства США, про которые   некоторые логопеды даже не слышали, что они существуют.

          Итак, как найти хорошего логопеда? Какой же логопед поможет Вашему ребенку? Тот, кого Вам хвалили знакомые. Тот , кто приятен Вам как человек – ведь общаться придется не один раз. Тот, к кому вы сможете относиться как к учителю – ведь придется выполнять его задания. Тот, кто имеет необходимые знания  и необходимый опыт работы. Не пускайте на самотёк – приходите, смотрите, читайте, спрашивайте, консультируйтесь. 

         Уважаемые родители! Уверяю Вас -  почти все можно излечить, исправить. Это лишь вопрос времени и желания учиться и лечиться! 

         Желаю Вам и Вашим деткам быть здоровенькими!!!

Что делают логопеды? 

Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:

  • развитие физического и речевого слуха,
  • развитие общей речевой активности,
  • развитие артикуляционной моторики,
  • коррекция звукопроизношения,
  • накопление словаря,
  • развитие грамма­тической стороны речи,
  • обучение навыкам словообразования и словоизмене­ния,
  • развитие связной речи.

В ходе работы решается ряд дополнитель­ных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление),
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки),
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки),
  • профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.

 

Во сколько лет обращаться к логопеду?

  • Если ребенок не произносит  к 3 годам большинство звуков (более 10 - 15).
  • Если Ваш ребенок к 3 годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу.
  • Если ребенок к 4,5 годам не произносит звуки: [С], [С’], [З], [З’], [Л], [Л’].
  • Если ребенок к 5 годам не произносит звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Р], [Р’].
  • Если у Вашего ребенка ДЦП (детский церебральный паралич)в любом возрасте.
  • Если у Вашего ребенка расщелина губы - небав любом возрасте.
  • Если у Ваших родственников случился инсульт или произошла черепно-мозговая травма, то необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.
  • Если у Вас нарушение звукопроизношения, Вы хотите его     исправить, то это возможно в любом возрасте

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx16.86 КБ
Файл rodit_sobr_na_razvitie_melkoy_motoriki.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем  логопед задаёт домашние задания? 

  

Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Папа с мамою сказали:
 - Что за наказанье! 


Выполнение письменных рекомендаций учителя-логопеда способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные  знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка. 

Рекомендации выполняются в индивидуальной рабочей  тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша  и подготавливает  к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий. 

Так что же логопед задаёт для выполнения на  дом? 

Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели группы  во время проведения ежедневных «логопедических часов»,  во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме,  на прогулках, в свободной деятельности детей. 

Задания включают в себя основные разделы: 

1. Артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. 

В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой  и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно  от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений. 

2. Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ  звуко - слогового анализа и синтеза. 

3. Серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов. 

4. Задания по развитию связной  речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей;  заучивание подобранных для ребёнка стихов. 

5. Задания на развитие мелкой моторики  и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов. 

 

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТОРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА: 

- Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. 

- Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы). 

Не рекомендуем выполнять задания  вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения). Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно. 

- все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов. 

- графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и  красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия. 

- Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является  успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в  школе; выработка психологической и  эмоциональной  готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности. 

ПАМЯТКА 

(правила занятий с ребёнком дома) 

 

  • Заниматься с ребёнком дома ежедневно. 
  • Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке 
  • Время проведения занятий 10-15 минут 
  • Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение 
  • Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать. 
  • Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка. 
  • Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого. 
  • Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий. 
  • Выполняйте только то, что требуется в задании. 

 

 

Уважаемые родители! 

Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов. 



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей»

Цель: Показать и научить родителей выполнять упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей.

Задачи: 1. Показать с помощью наглядных средств, как нужно выполнять упражнение в группе.

2. Научить родителей использовать, различные предметы в выполнение упражнений.

Добрый вечер уважаемые родители, коллеги. Сегодня хотелось начать наше собрание немножко не обычно, для вас. Давайте мы с вами поиграем.

Сейчас я попрошу вас встать вкруг. Нужно поприветствовать своего соседа и сказать ему комплимент.

Вот посмотрите, сколько приятных слов вы пожелали друг другу.

Тема нашей сегодняшней встречи - это «Развитие мелкой моторики рук у детей»

Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук?

(высказывание родителей)

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук.

Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение. Развивая пальчики ребенка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Чем раньше будем развивать двигательные способности малыша, тем лучше. Начинать нужно с самого рождения.

На каждом занятии с детьми мы всегда используем пальчиковую гимнастику, либо массаж рук.

Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе. (Слайды)

Вот такие игры мы проводим в группе, ну это конечно же еще не все игры.

А сейчас я с вами хочу немножко поиграть, у вас на столах лежат предметы, которые можно использовать в упражнениях Показ: Что вам больше понравилось?

Используете ли вы дома такие игры? Какие?

Не зря существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, что бы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детском саду мы развивают пальчики детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

А в помощь мне бы хотелось подарить, вот такие буклеты.

Наше собрание подходит к концу, и давайте закончим его игрой. Встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки, я благодарю вас за участие в семинаре практикум. А теперь на счет три дружно поднимите руки вверх и повторите фразу «Всем, всем до свидания.

Приложение

Давайте сначала на руке сделаем массаж.

1) «Моя семья» (Начинать массаж нужно с поглаживание, все движения массажа идут от периферии к центру, делаем круговые движения, чередовать с поглаживающими движениями)

Этот пальчик дедушка…

Это пальчик я, Это вся моя семья.

Теперь делаем массаж на кисти руки, тоже круговыми движениями, все движения делаются по кругу и к предплечье, Начинаем с поглаживание, дальше делаем растирающие движения. Чередуем с поглаживанием и здесь можно сделать щепцевидное разминание 2-мя пальцами.

2) массаж прижимающий

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево - вправо.

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся на пороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил- (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Он на поиск диких пчел. (большой)

Все медведи сладкоежки, (указательный)

Любят, есть медок без спешки, (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

На этом массаж можно закончить.

После массажа очень хорошо использовать различные предметы.

1) Упражнения с мячом - ежиком

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

2) Упражнения с прищепками

Левая рука

5 4 3 2

Вот проснулся, встал гусенок,

2 3 4 5

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука

5 4 3 2

-дай, хозяйка, корма мне

2 3 4 5

Раньше, чем моей родне!

3) Упражнение с грецким орехом

Вверх, вниз, вверх, вниз

Ты по горочке катись!

Вверх, вниз, вверх, вниз

Ты по пальчикам катись

(покатали по пальчикам, по ладошке, везде, везде) (Такое упражнение очень нравится детям)

5) Упражнения с пробками

Берем пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их на два пальчика, идем не отрывая обувь от стола, можно сделать также по цвету крышки, например беленькие крышечки зайчик, оранжевые лисичка, коричневые медведь и так далее, и можно обыгрывать сказки. (можно без пробок, пальчики бегают; пианино.

6) Упражнения с бигудями-липучками

Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их.

«Я колючек не боюсь, даже если уколюсь! »

7) Упражнение «Крутись, карандаш» (используем ребристый карандаш)

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.

Презентация

1) Пальчиковая гимнастика: взрослый читает стихотворение, а малыш в это время выполняет определённые движения руками. Таких пальчиковых игр и гимнастик можно найти очень много в специальной литературе. 2) Кубы вкладыши - вот такие у нас есть кубы вкладыши, здесь мы развиваем мышление. 3) пазлы (мягкие) – такие пазлы мы можем приобрести в магазине, и выкладывать их вместе с ребёнком, при этом важно помнить, что пазлы должны соответствовать возрасту ребёнка, еще у нас в группе есть пазлы из картона.

4) ежик (прищепки) - ежик связан своими руками, еще можно прищепки прищепить на нитку, на ткань какую нибудь.

5) Рисуем на песке – здесь мы рисуем пальчиком на цветном песке.

6) Рыбалка: Ловим удочкой рыбок на магнит.

- Ловим в воде: здесь мы используем сачок, и ловим не тонущие игрушки.

7) Шнурование 1 (вот такая вот подставка для шнурования из дерева)

-Шнурование (черепаха) : это черепаха изготовлена своими руками, здесь и шнуровка, пуговки, замочек, а под замочком на ощупь, можно найти сюрприз, и здесь идет еще для закрепления цвета. Шнурование 3: Такие игры можно купить уже в готовом виде, а можно сделать самим. Для этого на картоне рисуется изображение, например, яблоко, и по его контуру делаются отверстия с помощью дырокола. Ребёнок берёт шнурок и продевает его в эти отверстия.

8) Сшитая - бабочка: здесь и пристегивание, липучка, шнурование

9) Пересыпание: в одну ёмкость можно что-нибудь насыпать. Ребёнок должен аккуратно пересыпать в пустую ёмкость. Или напр упражнение с водой, если что-то просыплется, то пусть он соберёт это на совок и выкинет, а если прольётся вода, то ребёнок должен будет её вытереть тряпочкой. Одновременно это будет формировать в ребёнке аккуратность.

10) Перекладывание: Пересыпать и переливать можно из одной ёмкости в другую с помощью ложки. Можно даже устроить небольшое семейное соревнование.

11) Найди игрушку: эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается манка, туда же помещаются, мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.

12) Перебор круп: для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом.

13) Лепка - лепить можно из пластилина, из глины, из соленого теста.