Урок родной (русский) 11 класс
Тексты к сочинению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
08.04_текст к сочинению | 81 КБ |
15.04_задание 21:теория и практика | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)3апястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я,
житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.
(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.
(12)«Господи, зачем я здесь!» — думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.
— (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!
(20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.
— (21)Отойдите все от дверей, отойдите! — проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:
— (23)Сейчас вас вызовут!
(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.
— (29)Потерпи; маленький, потерпи, скоро мы пойдём! (30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками,пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:
— (33)Никитин, на приём!
(34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.
— (36)Никйтин кто? (37)Где он?
(38)Медсестра недоумённо пожала плечами и сказала:
— (39)Ну, тогда, кто первый по очереди, заходите!
(40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.
— (44)Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди...
(По К. Акулинину)
Предварительный просмотр:
Надо знать!
Постановка запятой, тире, двоеточия при различных условиях
№ | Знаки преп-я | Условия употребления | Примеры | Пояснение |
1 | ЗАПЯТАЯ | а) между однородными членами | С Онегиным он вспоминает проказы, шутки прежних лет. | |
б) между частями ССП | [Хлынули потоки дождя], и [запрыгал угловатый град]. | обязательно наличие 2-х грам. основ и соч. союза между частями | ||
в) между частями СПП | [Он не пришёл на тренировку], (потому что заболел). | обязательно наличие 2-х грам. основ и подч. союза или союзного слова между частями | ||
г) между частями БСП | [Грачи улетели], [лес обнажился], [поля опустели]. | обязательно наличие 2-х грам. основ и отсутствия союза между частями | ||
д) для обособления определения | Поляны, усыпанные берёзовым листом, были полны солнца. Офицеры, в новых сюртуках, щеголяли по бульвару. | согласованное(выражается причастным оборотом, причастием, прилагательным) несогласованное (выражается сущ. в П.п. или Т.п.) | ||
е) для обособления приложения | Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою. | выражается сущ. (стоит в том же падеже, что и главное слово) | ||
ж) для обособления обстоятельства | Я плавал, борясь с волнами. Пошумев, река успокоилась. Город, несмотря на позднее время, был на ногах. Благодаря плотным занавескам, в комнате было темно. | дееприч. оборот одиноч. дееприч-е уступит.оборот обст-ва с предлогами благодаря, согласно, вопреки и т.д. | ||
з) для обособления дополнения | Кроме старого дяди, в Москве никого у меня не было. | сущ. с предлогами кроме, вместо, исключая, включая и т.д. | ||
е) при сравнительных оборотах | На краю неба горела, как капля росы, последняя звезда. | с союзами как, словно, будто, как будто, точно | ||
ж) для обособления уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения | Рядом, за стеной, лежат редчайшие книги. Большой, в несколько обхватов, дуб стоял у дороги. Некоторые языки, например английский, не имеют форм склонения. | уточняющее обст-во | ||
ж) при обращении | Василий Васильевич, прошу оставить меня в покое. | |||
з) при вводных конструкциях | Птицы, по-видимому, зябли на снегу. | |||
и) при междометиях | Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит. | |||
2 | ТИРЕ | а) между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки «есть» | Москва – это столица России. Жить – Родине служить. Наша задача – хорошо учиться. Не навредить – первая задача врача. Пятью пять – двадцать пять. | сущ. в И.п. – сущ. в И.п. инф. – инф. сущ. в И.п. – инф. инф. – сущ. в И.п.числ. – числ. |
б) на месте пропуска члена предложения в неполном предложении | Мы поехали в театр, а он – домой. Всё лучшее – детям. | |||
в) между однородными членами и обобщающим словом | Дома, дороги, лес – всё было покрыто снегом. Всё: дома, дороги, лес – было покрыто снегом. | |||
г) между частями БСП | [Ввысь взлетает сокол] – [жмётся уж к земле]. | противопоставление (а) | ||
[Сырвыпал] – [с ним была плутовка такова]. | быстрая смена событий | |||
[Лес рубят] – [щепки летят]. | время (когда) | |||
[Скажешь слово] – [добавят десять]. | условие (если) | |||
[Солнце дымное встаёт] – [будетденьгорячий]. | следствие (так что) | |||
[Молвит слово] – [соловейпоёт]. | сравнение (словно) | |||
д) между прямой речью (репликой) и словами автора | «Завтра мы встретимся», - сказал отец. - Я очень рада, - сказала жена. | |||
е) для обособления приложения | Некоторые рыбы – макрель, чирус и паламида – уходят в море. | Выражаются сущ. | ||
ж) для обособления вставных предложений | Булочники – их было четверо– держались в стороне. | Всегда стоят в середине предложения и имеют грамматическую основу | ||
3 | ДВОЕТОЧИЕ | а) между словами автора и прямой речью | Таня быстро сказала: «Не говорите о нашем разговоре». | |
б) между обобщающим словом и однородными членами | Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев. | |||
в) между частями БСП | [Я доверяю любящим]: [они великодушны]. | причина (потому что) | ||
[Произошло событие, похожее на чудо]: [куст шиповника расцвел в сентябре]. | пояснение (а именно) | |||
[Слышу]: [внизу заиграли что-то из «Фауста»]. | дополнение (что, как) |
Образец выполнения задания
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Давным-давно, почти четыреста лет назад,(уточнение) первые землепроходцы – енисейские казаки – вышли на берега громадного пресноводного озера Байкал. 2) Очень интересно это озеро и загадочно его происхождение. -
3) Оно занимает гигантскую тектоническую впадину, расположенную на высоте 453 метров над уровнем моря. (причастный оборот) +
4) Очевидно,(вводное слово) здесь когда-то в юности нашей Земли произошла колоссальная передвижка земной коры.-
5) В результате в одних местах появились скалистые горные складки, а в другом месте образовалась глубокая впадина. (ССП) -
6) Это самое большое озеро из всех пресных озёр, имеющихся на континенте Азии и Европы. (причастный оборот) +
7) Питается Байкал водами впадающих в него рек и речушек. -
8) Рек в Байкал впадает много – вытекает только красавица Ангара. -
Ответ 3,6 ------------обособленное определение, выраженное причастным оборотом
Выполнить работу Задание 21 ЕГЭ
1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Чегемское ущелье — одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии.
(2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты.
(3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина — наиболее узкая его часть.
(4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом.
(5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого.
(6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта — Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м).
(7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник — передвижение по нему очень опасно.
2. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) На гербах разных стран нередко изображаются растения: на гербе Канады привычным стал кленовый лист, а на государственном гербе Мексики изображён кактус.
2) Это неслучайно, ведь на Мексиканском плоскогорье, возвышающемся над уровнем моря до 2500 метров, находится настоящая страна кактусов.
3) Некоторые кактусы густо покрыты желтыми и красноватыми колючками — такие растения напоминают птиц и зверей.
4) Иногда можно увидеть кактус с длинными свисающими волосами — он похож на голову старика.
5) Цветок кактуса — один из самых красивых в мире.
6) Среди ночной темноты раскрывается большая бело−голубая звезда.
7) Размером цветок с большую тарелку − до двадцати пяти сантиметров в диаметре.
3. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) С первых месяцев пребывания в лицее Пушкин начинает записывать свои впечатления и замыслы звучными русскими стихами.
2) Так вырастает его лицейская лирика — первые опыты растущего гения, как бы расправляющего свои крылья для широкого полёта.
3) Так создаётся ранний раздел его творчества — юношеская поэзия Пушкина, исполненная непередаваемой свежести чувств, увлекательности мысли и животрепещущей взволнованности слова.
4) Сохранились пожелтевшие страницы с отроческими стихотворениями Пушкина.
5) Отдельные листики, рукописные сборники, альбомы, тетради — всё это доносит до нас его первые творческие помыслы.
6) Эти дружеские антологии, альбомы и тетради «лицейских трубадуров» − широкая картина необычайного роста поэта.
7) За несколько лет он гигантским шагом прошёл все подготовительные фазы поэтического развития и достиг всеобщего признания.
4. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом».
2) Для ребёнка дом — это прежде всего мама, папа, бабушка, дедушка.
3) Для взрослого домом является его семья.
4) « Будьте, как дома», — говорим мы.
5) А народная мудрость гласит: «Дом вести — не лапти плести».
6) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а всё человеческое, что помещается в этих стенах.
7) Дом — крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели.
5. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Чтобы почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на неё глазами её современников.
2) Перенесёмся мысленно в начальные века русской истории, в эпоху нераздельного существования восточных славян.
3) Русская земля огромна, поселения в ней редки.
4) Чтобы проехать из конца в конец Русскую землю, надо много дней провести на коне или в ладье.
5) В огромных просторах люди с особенной остротой ощущали и ценили своё единство — и в первую очередь единство языка.
6) Роль литературы также становится особенно значимой.
7) Она служит той же цели объединения и выражает народное самосознание единства.
(по Д. Лихачёву)
6. Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Среди великих изобретений былых времён, окончательно выделивших род из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность.
2) Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту.
3) Книга — это многовековой опыт.
4) Накопленные знания обретают могущество лавины, преодолевающей с тысячелетнего разгона любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса, только благодаря книге.
5) Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность уничтожением библиотек, кострами из книг…
6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека!
7) Поэтому любите книгу и храните её выше всякого другого достоинства.
7. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Мы предполагали выехать рано, но что-то нас задержало. 2) Вдоль дороги кроме кустарниковой поросли не было видно другой растительности.
3) Вот и тополь распустил пух в семенах, чтобы только дождаться легких порывов ветра.
4) В лесу, в стоймах и водоемах — всюду разносился запах пряностей, уже не цветочный, а сладкий травный.
5) В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом.
6) Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. 7) В лучах ярко-желтого солнца озеро блестело, как зеркало.
8. Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Зелень, одаривая съедобными травами и небывалыми ароматами, в июле уже вовсю цветет.
2) Небосклон голубой и чистый, время от времени проплывают по нему пушистые облака.
3) И вдруг неожиданно жаркое летнее солнце сменяют надвигающиеся тучи.
4) Только что было солнце - теперь его поглотила грозная тьма.
5) Сильные порывы ветра, с каждым разом усиливаясь, готовы сорвать ветви с макушек деревьев на своем пути.
6) Гроза стихает так же неожиданно, как и началась.
7) Впереди еще долгие жаркие, знойные и просто теплые приятные деньки.
9. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Создавая Сибирь, природа допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север.
2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом.
3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды.
4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце.
5) Ошибку исправляют учёные — они заставят многоводные реки течь вспять.
6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков.
7) Но всё же нужно почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»
10. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) «Почему, — спрашивал директор школы Сухомлинский, — дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонёк постепенно угасает?»
2) Сухомлинский начинает титанический труд — он ищет ответ на поставленный вопрос.
3) Секрет интереса к учёбе оказался прост: должен быть успех, достижение, ощущение роста.
4) Вчера не понимал — сегодня понял, вчера не умел — сегодня научился.
5) Ученик не станок.
6) Ученик вечно в развитии, он растёт и развивается, и надо прежде всего заботиться о его развитии.