уроки русского языка 8 класс

Чен Светлана Ивановна

Уроки дистанционного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 13.04 Обращение46.5 КБ
Microsoft Office document icon 15.04_проверочная работа28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обращение и знаки препинания при нём(8 класс)

Ход урока:

1. Этап актуализации знаний.

-  Ребята! А сейчас давайте вместе попробуем определить тему урока.Посмотрите на следующие характеристики и подумайте, о чём мы с вами сегодня будем говорить:

- называет того, к кому обращаются с речью;

- имеет форму именительного падежа и произносится с особой интонацией;

- не является членом предложения;

- может стоять в начале, середине или в конце предложения;

- на письме всегда выделяется запятыми, в особых случаях - восклицательным знаком.

Учащиеся определяют тему урока.

- Совершенно верно, ребята, сегодня мы с вами будем говорить об обращении. Запишите в тетрадях дату и тему урока «Обращение и знаки препинания при нём».

2. Знакомство с новым учебным материалом.

Работа с учебником п. 55, 56,57

- А сейчас, ребята, давайте обратимся к учебнику.

Чтение параграфа учебника «Обращение и знаки препинания при нём».

 Какую новую информацию об обращении вы узнали?

Учащиеся отмечают новые сведения (особенности) обращений:

- обращение может быть распространённым;

- междометие О, частицы АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, не отделяются от них запятой.

Работа по таблице «Знаки препинания при обращении».

- А теперь, ребята, давайте рассмотрим постановку знаков препинания при обращении, в том числе и трудные случаи.

Знаки препинания при обращении

Обращения всегда выделяется запятыми.

[О, …].

[… ,О, …].

[ … ,О].

Если обращение произносится с особой интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

[О! …].

Между двумя обращениями, соединёнными союзами И, ДА (=И), запятая не ставится.        

[О и О, …].

Междометие О, частицы АХ, А и другие от обращения запятой не отделяются

[… , о О, …].

Наблюдение над языковым материалом.

- Очень важно уметь находить обращения в предложении, отличать их от других слов. Сравните 2 предложения. В каком из них есть обращение? Сделайте вывод о том, чем различаются данные предложения.  

1. Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

2. Звени, звени, златая Русь.

Запишите предложения, подчеркните все члены предложения Вывод запишите в тетради.

Запомните, обращение не является никаким членом предложения

5. Отработка полученных  знаний, умений и навыков. Выполнение упражнений по карточкам.

Учащиеся выполняют предложенные задания, попутно повторяют  изученных ранее орфографические и пунктуационные правил, выделяют орфограммы и пунктограммы.

Карточка 1.

Задание: спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, найдите в них обращения.Составьте графические схемы предложений 2, 5 и 6. 

1. Гой ты Русь моя р…дная,

    Хаты — в ризах образа.

2. Любя твой день и ночи т…мноту

Тебео родина сл…жил я песню ту.

3. Черёмуха душистая

С весною ра…цвела

И ветки золотистые

Что кудри зав…ла.

4. Сыпь ты черёмуха снегом,

Пойте вы птахи в лесу.

5. Мир вам рощи луг и липы

Литии медовый ладан!

6. Ни…кий дом с голубыми ставнями,

    (Не) забыть мне тебя н…когда.

7.Край любимый Сердцу снят…ся

Скирды солнца в водах ло(н,нн)ых.

Карточка 2.

Задание: спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, найдите в них обращения, выразительнопрочитайте предложения, интонационно выделяя обращения.

1. Колокольчик среброзво(н,нн)ый,

Ты поёш…? Иль сердцу снит...ся?

2. В…лнуйся неуёмный ветер!

3. Клён ты мой опавший клён зал…денелый,

Что стоишь нагнувшисьпод м…телью белой?

4. Прощай р…дная пуща,

Прости златой р…дник.

5. Звёздочки ясные звёзды высокие!

Что вы хр…ните в себе, что скрываете?

6. Серебристая дорога

Ты зовёш… меня куда?

7. Г…ри звезда моя не падай.

Роняй х…лодные лучи.

Карточка 3.

Задание: спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, найдите в них обращения.

1. Разбуди меня завтра рано

О моя т…рпеливая мать!

2. Ты жива ещё моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

3. Милая добрая старая нежная

С думами грус…ными ты (не) дружись.

4. Н…чего родная! Успокойся.

Это только тягос…ная бредь.

8. Домашнее задание: выучить п.55,56,57, упр. 348 или 344,343 (по выбору)

Отправить урок до 16-00

Домашнее задание завтра утром



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Обращение». 8 класс.

Расставьте знаки препинания в следующих предложениях. Над обращением поставьте О.

  1. Хорошо нам с тобой дорогая возвращаться под вечер с полей!
  2. Ты снова со мною родной городок сиренью пропахший у пыльных дорог.
  3. Не грусти ты чайка не печалься!
  4. Друзья сойдемся наш праздник встречать!
  5. Для тебя моя родная эта песенка простая.
  6. Серебристая дорога ты зовёшь меня куда?
  7. Сладко спи моя красавица!
  8. Шуми балтийская волна вздымай свой пенный вал.
  9. Спи мой мальчик сероглазый зайчик дорогой!
  10. До свиданья города и хаты нас дорога дальняя зовёт.
  11. О чем шумишь ты старый бор над осенью над бездорожьем?
  12. .Сегодня добрые друзья повеселю вас новой сказкой.
  13. Опустись занавеска линялая на больные герани мои. Сгинь цыганская жизнь небывалая погаси сомкни очи твои!
  14. Неуязвимые лезьте по скользящим скалам слов!
  15. Пойми меня мой друг Елена и мудрой повести поверь!
  16. Милый друг ты мой не стыдись не вешай голову…
  17. Друг-читатель я ли спорю что войны милее жизнь?
  18. О милый сад о заросшие дорожки возле мелкого пруда я посылаю вам мое последнее прости!