Уроки русского языка 9 класс

Чен Светлана Ивановна

На этой странице я прикрепляю уроки для дистанционного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка 07.04.2020

Сегодня вы пишите сочинение в формате 9.2 или 9.3 . Но сначала выполняете работу по тексту На данную работу Вам отводится 15 минут с начала урока. Через 15 минут вы отправляете мне на электронную почту ответы по тексту. Затем приступаете к написанию сочинения.

Сочинение Вы должны  прислать мне на почту не позднее 17-00!!!

Прочитайте текст, выполните сначала задания к тексту, а потом напишите сочинение 9.2 или 9.3

Не забудьте, что при написании сочинения 9.2 вы должны привести 2 примера из прочитанного текста. Обязательно комментируете эти примеры. Укажите автора текста!!!

9.3 Обратите внимание на тему 9.3: внимательно ее прочитайте!!! 1.Дайте определение СЧАСТЬЯ, затем прокомментируйте ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКА СЧАСТЛИВЫМ.

2. Приведите пример из прочитанного текста и прокомментируйте этот пример: НЕ ЗАБУДЬТЕ УКАЗАТЬ АВТОРА ТЕКСТА!!!

3. Приведите пример из ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА (из других произведений) и прокомментируйте его: НЕ ЗАБУДЬТЕ УКАЗАТЬ АВТОРА ТЕКСТА!!!

4. Вывод

После выполнения всей работы, вы должны ее обязательно проверить и после проверки отправить на проверку мне.

Время выполнения работы до  10 -00 часов 08.04.  2020

 (1)Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. (2)Он поразил меня, заставил сердце биться чаще, чем обычно. (3)У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе как бы слышались две: одна звучала низко, густо, а другая – высоко, тонко. (4)Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (5)Самые простые слова, когда она их произносила, менялись в своём значении, и казалось, что вообще слышишь их в первый раз. (6)Голос обновлял слова, наполнял теплом.

(7)Я услышал голос Наили и представил себе её: волосы должны быть тёмными, глаза – с угольками в середине, губы – чуть припухшие, с едва заметными трещинками от воды и ветра. (8)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица. (10)Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.

(11)Она сидела на прибрежном песке, поджав ноги и упершись подбородком в колени. (12) Она сидела неподвижно, может быть, даже уснула. (13)Я сделал большой круг, обошёл её, чтобы посмотреть, не спит ли она. (14)Её глаза так сосредоточенно смотрели в одну точку, что я подумал: она видит сон с открытыми глазами.

(15)У неё были тёмные глаза и, когда Наиля щурилась, становились совсем чёрными. (16) Когда же солнце не светило в лицо и она открывала глаза широко, вся чернота собиралась в маленькие точки. (17)Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.

(18)И вдруг она оторвалась от своего сна, подняла глаза и сказала:

– (19)А я тебя знаю.

– (20)Ты меня знаешь? – (21)Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.

– (22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел?

– (24)Не видел!

– (25)Какой ты невнимательный, – сказала она.

– (26)Я слышал твой голос... (27)Я услышал твой голос, – сказал я.

– (28)Ты узнал меня по голосу?

– (29)Нет, другое... (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса.

– (31)Тебе понравился мой голос?

(32)Понравился! (33)Это было не то слово. (34)Этот голос полностью захватил власть надо мной!

(35)И вдруг я сказал:                              

– (36)Ты можешь прочитать наизусть таблицу умножения?

(37)Моя неожиданная просьба застала её врасплох.

– (38)Смеёшься?

– (39)Нет, серьёзно. (40)Я буду слушать твой голос.

(41)Наиля посмотрела на меня пристально, покачала головой. (42)Она не могла понять, а я не мог объяснить ей, что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые. (43)И таблица умножения превращалась в стихи.

(По Ю.Я. Яковлеву*)

 

Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  

 1) 

Герою-рассказчику хотелось поразить воображение Наили неожиданным поступком.

  

 2) 

Герою-рассказчику казалось, что Наиля готова заплакать, и он хотел отвлечь её внимание от грустных мыслей.

  

 3) 

Неожиданное предложение прочитать таблицу умножения должно было заинтересовать Наилю и помочь герою-рассказчику познакомиться с ней.

  

 4) 

Голос Наили менял значение слов, наполнял их теплом. 

  

 5) 

Рассказчик попросил Наилю прочитать таблицу умножения вслух, потому что хотел слышать её голос.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  

 1) 

Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. 

  

 2) 

Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью.

  

 3) 

Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.     

  

 4) 

Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.

  

 5) 

Этот голос полностью захватил власть надо мной!

8. Лексический анализ.

В предложениях 22–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

9. Сочинение


 
2) 

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И таблица умножения превращалась в стихи».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3) 

Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что может сделать человека счастливым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

                                                 

Тренажёр

для подготовки к ОГЭ

по русскому языку.

Тема «Задание №2 без ошибок»

ученика (цы) _____ класса_______

______________________________________

_____________________________________

Прикрепляю Вам тренажёр - тетрадь. Работу выполняете в этой тетради, переписывать ничего не нужно, но подчеркиваете основы , так как документ ворд, то вверху нажимаете на Ч, выбираете тип линии и подчеркиваете, внимательно читайте предложения. Правильный ответ забиваете прямо там. Ребята, не ищите ответы. Экзамен ВАМ сдавать. Работу выполняете до пятницы. В пятницу вечером до 19-00 присылаете на электронную почту. не на ватсап, а на почту. Тетрадь обязательно подпишите.

                                                     Задание 2 без ошибок

Формулировка задания:

1)Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

        (1)Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. (2)В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. (3)Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить и о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. (4)К сожалению, в мире всё больше растёт непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. (5)Поэтому вопрос о месте науки в общественном сознании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.

 2) Предложение 2 односоставное безличное.

3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4) Предложение 4 осложнено вводным словом.

 5) Предложение 5 сложносочинённое.

Ответ:14

Пояснение: В 1 предложении есть обобщающее слово «…проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды»

 В предложении 4 вводное слово «к сожалению».

2)Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

    (1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) натуралистов поражала (предложение 1)

 2) может быть (предложение 2)

 3) считают (предложение 3)

 4) возможно (предложение 4)

 5) установлено (предложение 5)

Ответ: 45

Пояснение: в 1 предложении грамматическая основа: особенность поражала, во 2 предложении «может быть» -вводное слово, в 3 предложении грамматическая основа- ученые считают.

                                                               

                                                         ПРАКТИКУМ

1) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

        (1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

        Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 простое нераспространённое.

 2) В предложении 2 составное именное сказуемое.

 3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

 4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.

 5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

Ответ:235

Пояснение: предложение 1 распространенное, предложение 4 сложноподчиненное.

2) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

        (1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 1) Предложение 1 простое двусоставное.

 2) В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно утверждать.

3) Предложение 3 односоставное назывное.

4) Предложение 4 сложное.

5) В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.

Ответ: 124

Пояснение: предложение 3 двусоставное, в предложении 5 одна грамматическая основа.

3) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

   (1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.

2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

 3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.

4) Две части предложения 4 осложнены вводными словами.

5) Предложение 5 сложносочинённое.

Ответ: 124

Пояснение: в предложении 3 слово «правда»- вводное слово, предложение 5 сложное с подчинительной и бессоюзной связью.

4) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.

          Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) эмоции сформировались (предложение 1)

2) исследования были систематизированы (предложение 2)

 3) учёным был приведён (предложение 3)

4) реакции рассматривал (предложение 4)

 5) исследования – результат (предложение 5)

Ответ:

5) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.

 2) В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель.

 3) Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.

 4) Предложение 4 простое.

 5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

Ответ:

6) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться. (3)Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 сложносочинённое.

 2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

3) Предложение 3 простое с однородными сказуемыми.

 4) Предложение 4 простое нераспространённое.

5) В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные.

Ответ:

7) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 сложное бессоюзное.

2) Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.

 3) В первой части предложения 3 грамматическая основа – возникло убеждение.

4) Предложение 4 сложносочинённое.

5) Вторая часть предложения 5 осложнена однородными членами предложения.

Ответ:

Пояснение: предложение 2 двусоставное, 4 предложение сложноподчиненное.

8) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) это Мировой океан (предложение 1)

2) разделяют (предложение 2)

3) части есть (предложение 3)

 4) выделяют (предложение 4)

5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)

Ответ:

.

9) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но могло быть и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» – серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина».

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое.

 2) Предложение 2 односоставное безличное.

3) Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые.

4) Грамматическая основа предложения 4 – произошло.

 5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.

Ответ:

10) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

     (1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) среда постоянно меняется (предложение 1)

 2) нарушения вызывают (предложение 2)

 3) они способны адаптироваться (предложение 3)

4) понимается приспособление (предложение 4)

 5) изменение могло бы погубить (предложение 5)

Ответ:

11) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) В предложении 1 простое глагольное сказуемое.

 2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

 3) В третьей части предложении 3 грамматическая основа – передаётся звук от удара.

4) Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением.

 5) Предложение 5 бессоюзное сложное.

Ответ:

12) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения. (2)Одним из таких художников слова являлся Иван Сергеевич Тургенев. (3)Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное пребывание с раннего детства в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию писателем музыкального искусства и сказались на характере его творчества. (4)Большинство произведений Тургенева связано с музыкой. (5)Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.

2) Предложение 2 неполное.

3) Предложение 3 односоставное, распространённое.

 4) Предложение 4 простое двусоставное.

 5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

Ответ:

13) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, поэтому стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) является отрицание (предложение 1)

2) нельзя согласиться (предложение 2)

3) обобщение (предложение 3)

4) наука не смогла бы развиваться (предложение 4)

 5) возможен разгул (предложение 5)

Ответ:

14) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Пшеница имеет большое значение примерно для половины человечества. (2)Источники происхождения этой культуры, по мнению академика Н.И. Вавилова, находились в Азии и Средиземноморье. (3)Отсюда она постепенно распространилась по всему свету, и в наши дни мировое пшеничное поле охватывает все обитаемые континенты. (4)Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии; меньший по размерам – в Южном. (5)Получается, что нет ни одного месяца в году,в котором в той или иной части земного шара не производилась бы уборка этой культуры.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 грамматическая основа – имеет значение.

2) Предложение 2 осложнено вводной конструкцией.

3) Предложение 3 простое, осложнённое однородными сказуемыми.

4) Вторая часть предложения 4 – неполное предложение.

 5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

Ответ:

15) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Более 80% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. (2)Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений. (3)Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов. (4)На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие. (5)Так в конце XIX – начале XX века была создана современная теория световых явлений.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) воспринимая свет (предложение 1)

2) неудивительно (предложение 2)

 3) чтобы выяснить (предложение 3)

4) были гипотезы (предложение 4)

 5) была создана теория (предложение 5)

Ответ:

                                     РЕШАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО:

1) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

          (1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.

       Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

2) Предложение 2 сложное.

3) Предложение 3 односоставное безличное.

 4) В предложении 4 одна из грамматических основ – позиции подходят.

5) Предложение 5 осложнено однородными членами.

Ответ: ____________________________________

2) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы – из низких звуков. (4)Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 сложноподчинённое.

 2) В предложении 2 грамматическая основа – звуки можно разделить.

 3) Предложение 3 содержит неполные предложения.

 4) В предложении 4 содержится составное именное сказуемое.

5) Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.

Ответ: _________________________________

3) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

2) В предложении 2 составное глагольное сказуемое.

 3) Предложение 3 односоставное.

4) В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.

5) Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.

Ответ: ___________________________________

4) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. (2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. (4)Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации, что также очень важно в научной работе. (5)Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 1) В предложении 1 подлежащее – задачи.

 2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

3) В первой части предложения 3 грамматическая основа – закономерно.

 4) В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.

5) Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

Ответ: __________________________________

5) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», – говорил великий немецкий писатель И. Гёте. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучаться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное.

2) Первая часть предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.

 3) Предложение 3 содержит прямую речь.

4) Предложение 4 сложное бессоюзное.

5) Первая часть предложения 5 – односоставное безличное предложение.

Ответ: _________________________________________

6) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

 2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

3) Предложение 3 сложноподчинённое.

4) Предложение 4 простое.

5) Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы.

Ответ: ____________________________________

7) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.

 2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

3) Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.

4) В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.

 5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Ответ: __________________________________

8) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.

 2) Предложение 2 сложносочинённое.

3) В предложении 3 одна из грамматических основ – которые применяются.

 4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.

 5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

Ответ: _________________________________

9) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Кинематограф возник в конце XIX века. (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)Но кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других видов искусства, что свидетельствует о его синтетичности. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит своё прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который лежит в основе картины. (5)А сценарий есть прежде всего явление литературное, в нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) кинематограф возник (предложение 1)

 2) он вырабатывал (предложение 2)

 3) свидетельствует (предложение 3)

 4) это находит подтверждение (предложение 4)

 5) сценарий есть (предложение 5)

Ответ: __________________________________

10) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Цвет пламени зависит от того, какие элементы в нём «сгорают». (2)Высокая температура пламени даёт возможность атомам перескакивать на некоторое время в более высокие энергетические состояния, а потом, возвращаясь в исходное состояние, излучать свет определённой частоты, которая соответствует структуре электронных оболочек данного элемента. (3)Газовая горелка горит голубым пламенем из-за наличия угарного газа. (4)Жёлто-оранжевое пламя спички объясняют наличием солей натрия в древесине. (5)А если вы захотите сделать пламя газовой горелки жёлтым, посыпьте его обычной солью.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

 2) В одной из частей предложения 2 грамматическая основа – которая соответствует.

 3) Предложение 3 неполное.

 4) Предложение 4 односоставное.

 5) Обе части сложного предложения 5 – односоставные определённо-личные предложения.

Ответ: ______________________________

                                                         



Предварительный просмотр:

1)Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

  1. {Хотя идея построить судно, (которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа), достаточно стара} , {первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке}. –

1-2 –союзная подчинительная связь

2-3 – бессоюзная связь

Следовательно, неверно

(2)Тогда же, (когда именно, уточнение) во время гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля.

(3)А в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности.

(4) {1.Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание} :  {2. германская подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера} .

 (5)Это казалось невероятным: маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей!

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.                                  -

 2) Предложение 2 осложнено уточняющим обстоятельством.     +

 3) Предложение 3 осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.                                           +

4) Предложение 4 сложносочинённое.   –бессоюзное                      -                      

 5) Одна из грамматических основ предложения 5 – кораблик потопил.                                                                                                 +          

Ответ: 235

Так Вы должны выполнять анализ предложений. Если что –то не помните,  прикрепляю теорию еще раз.

2)Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создаютновые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое.

2) В предложении 2 грамматическая основа – роль играют.

3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, однородными сказуемыми и однородными дополнениями.

 4) Предложение 4 сложноподчинённое.

5) В предложении 5 содержится 6 (шесть) грамматических основ.

Ответ:

3)Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. (4)Но в первую очередь – небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте... (5)Радикально изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит сравнительный оборот.

 2) Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением.

 3) Предложение 3 осложнено однородными членами.

4) Предложение 4 содержит 1 (одну) грамматическую основу.

 5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.

Ответ:

4)Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Звуки – это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos – «звуковой»). (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Сложное предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.

2) Предложение 2 содержит однородные члены предложения.

 3) Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

4) Предложение 4 содержит вставную конструкцию.

5) В предложении 5 грамматическая основа – применяют приборы.

Ответ:

5)Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Коррозия – это разрушение металлов, вызываемое химическими или электрическими процессами. (2)Чтобы защитить металл от разрушения, рекомендуют использование материалов, не подвергающихся коррозии. (3)Например, добавление к стали титана, хрома, никеля значительно увеличивает её антикоррозийные свойства. (4)А для защиты металлов от атмосферной коррозии часто применяют такой способ изоляции: поверхность металлов покрывают лаками, красками, а иногда и слоем другого металла (олова, цинка, никеля, хрома). (5)Однако такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим, потому что покрытие надо периодически обновлять.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 осложнено обособленным определением.

 2) Вторая часть предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.

 3) В предложении 3 грамматическая основа – добавление значительно.

4) Предложение 4 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.

 5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным причины.

Ответ:

6)Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Язык – это продукт общественной деятельности, отличительная особенность общества. (2)А зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями во всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения; во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (4)Язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.(5)Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 1 грамматическая основа – язык – особенность.

 2) Предложение 2 односоставное.

3) Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

4) Во второй части предложении 4 грамматическая основа – человек мог.

 5) Предложение 5 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.

Ответ: ___________________

7)Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы. (2)Увидеть, описать, найти закономерность, понять, применить – такими глаголами можно выразить основные составляющие этого метода. (3)Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. (4)Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность; другим – экспериментировать в целях выявления неизвестных закономерностей; третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира; четвёртые изобретают новые приборы, с помощью которых можно изменить окружающий мир. (5)Так усилиями множества людей разных стран постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

2) Предложение 2 нераспространённое.

 3) Предложение 3 сложносочинённое.

4) Предложение 4 содержит 5 (пять) грамматических основ.

5) В предложении 5 грамматическая основа – строится здание, служит.

Ответ: _________________

8)Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Шапка Мономаха – одна из древнейших русских корон. (2)Её в 1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения константинопольский император. (3)Шапка Мономаха стала короной не сразу. (4)Сначала её передавали из рода в род как память о мудром князе Владимире, и выглядела она иначе, чем теперь. (5)Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство, её превратилв корону.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) В предложении 1 грамматическая основа – шапка Мономаха.

 2) Предложение 2 простое двусоставное.

 3) В предложении 3 содержится простое глагольное сказуемое.

 4) Предложение 4 сложное.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.

Ответ:__________________

9)Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.

 2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

 3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.

 4) Предложение 4 осложнено однородными сказуемыми.

 5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

Ответ: __________________

10)Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (2)Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку. (3)Молекулы гелия (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке. (4)К тому же, когда шарик надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало, он уменьшается, а его стенка снова утолщается. (5)Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился, замедляется, и он может долго лежать на полу, но совсем всё же не сдуется.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 односоставное неопределённо-личное.

2) В одной из частей предложения 2 грамматическая основа – шарики делают.

 3) Первая часть предложения 3 осложнена вставной конструкцией.

 4) Предложение 4 сложное бессоюзное.

5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.

Ответ: _______________

Правила, которые необходимо знать для решения задания 2 ОГЭ по русскому языку:

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения).Подлежащее – то, о чем говорится в предложении. Сказуемое – это что говорится о подлежащем в предложении. Подлежащее и сказуемое могут быть выражены любой частью речи.

Подлежащее

Подлежащее должно стоять в И.п.

Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим. 

В придаточной части СПП в роли подлежащего могут выступать союзные слова КОТОРЫЙ, ЧТО, КТО. 

Подлежащее может быть выражено одним словом (любой частью речи) или словосочетанием.

Подлежащее = словосочетание

1.    Сущ. в И.п. + С + сущ в Т.п. (кто с кем, что с чем)

Пример:

Брат с сестрой шли по дороге. (сказуемое должно быть во мн.ч)

!!! Брат с сестрой шел по дороге!!!!! (в этом предложении подлежащее – брат)

2.    Числ (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей)

Слова много, мало, несколько, большинство входят в подлежащее. 

Примеры:

Пять тетрадей лежало на столе.

Двое ребят шли по дороге.

Часть группы осталась в стороне.

Много ребят пришло в аудиторию.

3.    Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого) 

Примеры:

Двое из нас пришли.

Трое из ребят остались.

4.    Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы)

Пример: 

Наступило начало сентября.

5.    Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафора.

Примеры:

Белые мухи летали в воздухе. (белые мухи=метафора снежинок)

На небе расстилался млечный путь.

6.    Неопределенное местоимение от …кто …что +имя

Пример:

Что-то неприятное было в его облике.

Сказуемое

Сказуемое бывает:

1.    Простое глагольное сказуемое (ПГС)

2.    Составное

-именное сказуемое (СИС)

-глагольное сказуемое (СГС) 

ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами.

1.    Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем).

Он пришел. Он идет. Он будет идти. Он пойдет. Пусть он идет. Они пришел бы. (Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС.)

2.    Инфинитивом (начальной формой глагола).

Курить – здоровью вредить.

3.    Глагольным междометием (бац, хвать, толк, прыг).

Она прыг да скок.

4.    Фразеологизмом (неделимым словосочетанием).

Фразеологизм можно заменить на одно слово. Он бил баклуши= ленился.

5.    Глаголом + модальной частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

Частицы : либо образуют форму слова (повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо добавляют оттенок значения.

СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ (в состав входит глагол связка)

СГС (составное глагольное сказуемое) = глагол-связка + инфинитив

Способы выражения глагола-связки:

1) Глаголы со значением "начало", "продолжение", "конец действия".

Я начал читать. Я продолжил читать. Я закончил читать.

2) Модальные глаголы = отношение к действию (хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу и др).

Я люблю петь. Я хочу есть. Мне нравится гулять.

3) Словами можно, нужно, надо и т.д

Можно выйти? Нужно верить.

Примечание:

Инфинитив не всегда входит в состав сказуемого. Он может являться второстепенным членом предложения.

Ситуации, при которых инфинитив не входит в состав сказуемого:

1.    Инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц.

Они просили ее спеть. (они просили, а действие «спеть» совершает другой деятель)

Доктора запретили курить.

2.    Инфинитив относится к глаголу движения.

Он пришел посмотреть фильм. (посмотреть – обстоятельство цели)

3.    К инфинитиву можно задать вопрос «КАКОЙ?» В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не к сказуемому.

Желание гулять посетило его только сейчас. 

СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+ имя (сущ, числ, прил...)

Способ выражения глагола-связки:

1.    Бытийные глаголы (быть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.)

2.    Глагол движения в бытийном значении (можно заменить на был, казался)

Примечание:

1. Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка может отсутствовать:

Он врач. (составное именное)

2. Различайте БЫТЬ в роли связки и БЫТЬ в роли глагола в значении «находиться, существовать».

!!!!!Он был здесь вчера. (=присутствовал)

Быть = связка, Он был умным.

Быть=существовать. Он был здесь. 

Второстепенные члены предложения

К второстепенным членам предложения относятся:

Определения (отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак)

Дополнения (отвечают на вопросы косвенных падежей - всех падежей, кроме И.П. )

Обстоятельства (отвечают на вопросы: где, куда, откуда, как, почему, когда, с какой целью и т.д.)

Второстепенные члены предложения могут быть:

обособленными*/неособленными

распространенными**/нераспространенными

*Обособленный – значит выделенный запятыми с двух сторон (или с одной, если стоит в конце или в начале предложения)

**Распространенный - имеющий зависимые слова.

Обособленным может быть любой второстепенный член предложения.

Обособленное определение (часто так называют причастный оборот, но не только его.)

Обособленным определением может быть и одиночное прилагательное.

Обособленное обстоятельство (так часто называют деепричастный оборот, однако может выражено и другими частями речи)

Двусоставные и односоставные предложения

Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое.

Односоставные предложения – это такие предложения, в которых есть только подлежащее или только сказуемое.

Односоставные предложения делятся на:

1.    Определенно-личные (в таких предложениях нет подлежащего, но вместо него можно подставить Я,МЫ,ТЫ,ВЫ)

Хожу по городу, ничего не замечаю.

2.    Неопределенно-личные (нет подлежащего, но вместо него можно подставить ОНИ)

Ходят тут, смотрят.

3.    Обобщенно-личные (нет подлежащего.Как правило, это пословицы и поговорки)

Цыплят по осени считают.

4.    Безличные предложения

 в них нет подлежащего, нельзя ничего подставить, действие совершается непонятно кем)

явления природы. Вечереет. Смеркается.

состояние человека. Мне грустно. Мне тошно.

отсутствие чего-либо. НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ, не осталось, не хватило На небе нет ни облачка. У него не было сил сражаться.

инфинитив. Нужно много заниматься. Всем молчать. Быть грозе.

краткое страдательное причастие . Об этом много сказано.

5.    Назывные предложения (в них отсутствует сказуемое).

Ночь. Улица. Фонарь.

Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения.

[Ночь], и [всем стало так спокойно].

Полные и неполные предложения

Неполные предложения – это такие предложения, в которых может быть пропущен любой член предложения. Его, как правило, можно восстановить из контекста.

Отличие между неполными и односоставными заключается в том, что односоставные не требуют восстановления.

Я люблю яблоки. Он - апельсины. (неполное)

Простое осложненное предложение

Простое предложение - предложение с 1 грамматической основой.

Осложненное простое предложение - это предложение, в составе которого есть:

• однородные члены предложения.

• обособленные определения или приложения, дополнения, обстоятельства.

• вводные конструкции

• вставные конструкции

• слова-обращения

• уточнение

• сравнительный оборот

Сложное предложение

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения с 2 или более грамматическими основами.

Сложне предложения делятся на:

Сложносочиненные предложения (ССП)

Сложноподчиненные предложения (СПП)

Сложные бессоюзные предложения (БСП)

Сложносочиненное предложение

ССП (сложносочиненное предложение) - это такое предложение, в котором несколько грамматических основ связаны между собой сочинительными союзами. Части ССП равноправны, между ними можно поставить точку.

Сочинительные союзы:

• соединительные (И, ДА (= и), не только … но и, также, тоже, и … и, ни … ни, как … так и, сколько ... столько и)

• разделительные (ИЛИ, или … или, ЛИБО, либо … либо, то … то, то ли … то ли, не то … не то)

• противительные (А, ДА (= но), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, однако же, все же)

• градационные (не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а)

• присоединительные (тоже, также, да и, и, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ)

• пояснительные (ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО)

Сложноподчиненное предложение

СПП (сложноподчиненное предложение) - это предложение с несколькими грамматическими основами, соединенными подчинительными союзами. От одной главной части задается вопрос к придаточной (зависимой части).

Придаточное предложение может находиться до/после главного или может разрывать главное предложение.

[…], (что…)

(Когда…), […]

[…,(что…),..]

Подчинительные союзы:

изъяснительные (что, чтобы, как, …) (вопросы косвенных падежей) чаще - ЧТО

определительные (который, которая, которого, ...)

обстоятельственные:

• времени (когда, лишь, едва, …) КОГДА?

• места (где, куда, откуда, ...) ГДЕ

• образа действия, меры, степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой, ... ) В КАКОЙ мере КАК?

• сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы)

• причины (так как, потому что, …) (ПОЧЕМУ?

• условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…) ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?

• уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …) НЕСМОТРЯ НА ЧТО?

• цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …) С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

• следствия (так что)

В СПП между частями бывают не только союзы, но и союзные слова (похожи на союз, но являются членами предложения)  

На союзное слово падает интонационное ударение, к союзному слову чаще всего можно задать вопрос.

Сравните:

Я увидел, что на улице светит солнце. (что – союз)

Я узнал, кто ворует мои конфеты. (кто – союзное слово, подлежащее)

СПП с несколькими придаточными

1.    Однородное подчинение придаточных (от одного слова в главной части задается одинаковый вопрос к придаточным)

[Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце) и ЧТО? (поют птицы).

[Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце), ЧТО? (поют птицы).

2.    Последовательное подчинение придаточных.

[Я увидел дом], КАКОЙ?(который стоял на месте), (КАКОМ?) (где раньше росли черемухи_.

3.    Параллельное подчинение придаточных (неоднородное)

(Когда я был маленьким)КОГДА?,[ я верил], ВО ЧТО? (что дед Мороз существует).

Бессоюзное сложное предложение

БСП (бессоюзное сложное предложение) - это такое сложное предложение, между частями которого нет союзов, предложения связаны по смыслу.

Смысловые отношения между частями БСП:

ЗАПЯТАЯ:

Между частями БСП отношения одновременности, последовательности. (можно подставить И)

ДВОЕТОЧИЕ:

отношение причины (от первого предложения ко второму задается вопрос ПОЧЕМУ?)

отношение пояснения (ко второму предложения можно подставить А ИМЕННО)

отношения дополнения (ко второму предложения можно подставить ЧТО,и ВИЖУ ЧТО и т.д.)

ТИРЕ:

части БСП противопоставлены (можно подставить союзы А, НО)

первая часть имеет значение времени или условия (можно подставить союзы КОГДА, ЕСЛИ)

вторая часть имеет значени следствия (можно подставить союз ТАК ЧТО)

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

 К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Способы передачи чужой речи

1.    При помощи прямой речи

2.    При помощи косвенной речи

Прямая речь – дословное воспроизведение чужого высказывания.

Прямая речь может стоять до, после или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон.

Косвенная речь – пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения без сохранения всех особенностей речи говорящего.

В косвенной речи все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа. (В косвенной речи не используется местоимения в 1 лице; обращения, междометия и др. опускаются.)

Прямая речь может иметь форму диалога.

Диалог оформляется двумя способами:

Каждая реплика дается с новой строки, перед каждой репликой ставится тире

— Ты придешь?

— Не знаю.

Реплики следуют в строку:

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник. Цитаты оформляются как прямая речь или как продолжение предложения.

1. Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью:

Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».

2. Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы):

Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное ... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

Цитата может быть приведена не с начала предложения:

Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности».

«...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.

3. Если автор или редактор подчеркивает в цитате отдельные слова, это оговаривается в скобках с указанием инициалов автора или слова Ред. — редактор:

(подчеркнуто нами. — Е. Л.) или (курсив наш. — Ред.).

4. Если автор вставляет в цитату свой пояснительный текст, то он помещается в прямых скобках:

«Он [Пушкин], — писал Гоголь, — при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».

Цитата как продолжение предложения

Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста:

Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин).

Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.