Авторские элективные курсы
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «ЗСОШ» Н.В.Важова________________ «____» _______________2012 | СОГЛАСОВАНО: Зам. Директора по УП Т.М. Бирюковой ______________ « _____» ________________2012 | РАССМОТРЕНО На заседании МО школы Протокол № ___________ от « _____» _______________2012 |
Календарно – тематическое планирование
« Углубленное решение задач по физике»
элективный курс
8 класс (16 часов)
2012- 2013 уч.год
Пояснительная записка
Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решением задач. Решая физические задачи, уже с самого начала изучения физики 7- 8 классе. ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов: 1) анализа условия задачи ( что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.), 2) собственно решения ( составления плана и его осуществление), 3) анализа результата решения.
Приступая к решению задачи, обучающиеся должны иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели. При решении физических задач обучающиеся должны придерживаться основного алгоритма .
Алгоритм решения физических задач.
1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
2. Запиши условие в буквенном виде.
3. Вырази все значения в системе СИ.
4. Выполни рисунок, чертёж, схему.
5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
9. Проанализируй реальность полученного результата.
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 8 классов . Данная программа построена на основании программы для общеобразовательных учреждений 8 класс ( 18 часов) составленная в соответствии с сборником программ элективных курсов Физика 8-9 классы ( сост. В.А.Попова.- Волгоград: Учитель, 2007 г.- 191 с. )
Основные цели курса:
1. Привитие интереса к физике через решение задач
2. Расширение полученных в основном курсе знаний и умений
3. Формирование представлений о, приемах и методах решения школьных физических задач
Задачи курса:
1. Развить физическую интуицию, выработав определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи
2. Способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
3. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию
В результате изучения данного курса обучающиеся должны :
обладать базовыми компетенциями, т.е. умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для объяснения физических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
· Для безопасной работы с оборудованием, электронной техникой в лаборатории, дома, школе.
· Рационального применения простых измерительных приборов.
обладать специальными компетенциями:
· давать сущностную характеристику изучаемым законам, явлениям.
· выявлять связи и зависимости между изучаемыми явлениями.
обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические:
· умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
· умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов.
· способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.
Коммуникативные:
· умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением, и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
· умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать ее в процессе коммуникации.
.Учебно-познавательные:
· умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи для ее достижения, выбирать оптимальные пути решения этих задач;
· умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, порядка и способов умственной деятельности;
· умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решение задач;
· умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Содержание программы
Изучаемые разделы | Общее количество отведенных часов |
Система СИ | 2 |
Тепловые явления | 9 |
Постоянный ток | 4 |
Резерв | 1 |
ИТОГО | 18 |
Учебно- тематический план
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | № недели |
1-2 | Система СИ. | 2 | 1-2 |
1 | Система СИ. Единицы измерения физических величин. | 1 | 1 |
2 | Система СИ. Единицы измерения физических величин. | 1 | 2 |
3-11 | Тепловые явления | 9 | 3-11 |
3 | Количество теплоты при нагревании и охлаждении. | 1 | 3 |
4 | Количество теплоты при нагревании и охлаждении | 1 | 4 |
5 | Количество теплоты при сгорании топлива | 1 | 5 |
6 | Количество теплоты при плавлении и кристаллизации вещества. | 1 | 6 |
7 | Количество теплоты при плавлении и кристаллизации вещества. | 1 | 7 |
8 | Тепловые явления .Решение задач. | 1 | 8 |
9 | Количество теплоты при конденсации и парообразовании | 1 | 9 |
10 | Изменение агрегатных состояний вещества. Фазовые переходы. | 1 | 10 |
11 | Изменение агрегатных состояний вещества. Фазовые переходы. | 1 | 11 |
12-16 | Постоянный ток | 4 | 12-16 |
12 | Электрические явления | 1 | 12 |
13 | Амперметр и вольтметр. Сила тока и напряжение. | 1 | 13 |
14 | Электрическое сопротивление проводников. | 1 | 14 |
15 | Закон Ома для участка цепи | 1 | 15 |
16 | РЕЗЕРВ | 1 | 16 |
Учебно – методическое обеспечение
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. М 15 Физика : Методика и практика преподавания Серия «Книга для учителя».- Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 288с.
2. Справочник школьника. Решение задач по физике Сост. И.Г.Власова, при участии А.А.Витебской.- М.: Филологич. об-во « Слово», компания « Ключ- С», АСТ, Центр гумананитар. наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996 .- 640 с.
3. Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике: 6-7 кл. Дидакт.материал. Пособие для учителя.- 2-е изд., перераб.-М: Просвещение, 1986 .-208 с., ил.
4. Курс физики 21 века часть 1,2 ( электронное пособие)
5. Физика в школе . Электронные уроки и тесты. ( электронное пособие)
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике.- М: Просвещение ,1965.
- Решение задач по физике. Справочник школьника научная разработка и составление И.Г.Власовой М.: Филологическое общество «Слово» 1999 .
- Аганов А.В. , Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. Изд. 3-е , испр.- М.: Дом педагогики, 1998 .- 336 с.:ил.