Авторские элективные курсы

Буйневич Ольга Николаевна

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «ЗСОШ»

Н.В.Важова________________

«____» _______________2012

СОГЛАСОВАНО:

Зам. Директора по УП

Т.М. Бирюковой ______________

« _____» ________________2012

РАССМОТРЕНО

На заседании МО школы

Протокол № ___________ от

« _____» _______________2012

 

 

Календарно – тематическое планирование

 

 

 

 « Углубленное решение задач по физике»

 элективный курс

8 класс (16 часов)

 

 

 

 

                                                     

2012- 2013 уч.год

 

Пояснительная записка

  Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решением  задач. Решая физические задачи, уже с самого начала изучения физики 7- 8 классе. ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов: 1) анализа условия задачи ( что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.), 2) собственно решения ( составления плана и его осуществление), 3) анализа результата решения.

    Приступая к решению задачи, обучающиеся должны  иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели. При решении физических задач обучающиеся должны придерживаться  основного алгоритма .

Алгоритм решения физических задач.

1.     Внимательно прочитай и продумай условие задачи.

2.     Запиши условие в буквенном виде.

3.     Вырази все значения в системе СИ.

4.     Выполни рисунок, чертёж, схему.

5.     Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.

6.     Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.

7.     Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.

8.     Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.

9.     Проанализируй реальность полученного результата.

Данный  элективный курс предназначен для обучающихся   8 классов . Данная программа  построена на основании программы для общеобразовательных учреждений 8 класс ( 18 часов) составленная в соответствии с сборником  программ элективных курсов Физика 8-9 классы ( сост. В.А.Попова.- Волгоград: Учитель, 2007 г.- 191 с. )

 

Основные цели курса:

1.     Привитие интереса к физике через решение задач

2.     Расширение полученных в основном курсе знаний и умений

3.     Формирование представлений  о, приемах и методах решения школьных физических задач

 

Задачи курса:

1.     Развить физическую интуицию, выработав определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи

2.     Способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;

3.     Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию

В результате изучения данного курса  обучающиеся должны :

  обладать базовыми компетенциями, т.е. умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·        для объяснения физических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

·        Для безопасной работы с  оборудованием, электронной техникой в лаборатории, дома, школе.

·        Рационального применения простых измерительных приборов.

обладать специальными компетенциями:

 

·        давать сущностную характеристику изучаемым  законам, явлениям.

 

·        выявлять  связи и зависимости между изучаемыми явлениями.

 

обладать  ключевыми компетенциями:

 

     Информационно-технологические:

·        умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

·        умение представлять материал с помощью средств  презентации, проектов.

·        способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.

 

 Коммуникативные:

·        умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с  чужим мнением, и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;

·        умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать ее в процессе коммуникации.

 

.Учебно-познавательные:

·        умения и навыки планирования учебной деятельности:  самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи для ее достижения, выбирать оптимальные пути решения этих задач;

·        умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего  места, режима работы, порядка и способов умственной деятельности;

·        умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решение задач;

·        умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

 

Содержание программы

 

Изучаемые разделы

Общее количество отведенных часов

Система СИ

2

Тепловые явления

9

Постоянный ток

4

Резерв

1

ИТОГО

18

 

Учебно- тематический план

 

урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

недели

1-2

Система СИ. 

2

1-2

1

Система СИ. Единицы измерения физических величин.

1

1

2

Система СИ. Единицы измерения физических величин.

1

2

3-11

Тепловые явления

9

3-11

3

Количество теплоты при нагревании и охлаждении.

1

3

4

Количество теплоты при нагревании и охлаждении

1

4

5

Количество теплоты при сгорании топлива

1

5

6

Количество теплоты при плавлении и кристаллизации вещества.

1

6

7

Количество теплоты при плавлении и кристаллизации вещества.

1

7

8

Тепловые явления .Решение задач.

1

8

9

Количество теплоты при конденсации и парообразовании

1

9

10

Изменение агрегатных состояний вещества. Фазовые переходы.

1

10

11

Изменение агрегатных состояний вещества. Фазовые переходы.

1

11

12-16

Постоянный ток

4

12-16

12

Электрические явления

1

12

13

Амперметр и вольтметр. Сила тока и напряжение.

1

13

14

Электрическое сопротивление проводников.

1

14

15

Закон Ома для участка цепи

1

15

16

РЕЗЕРВ

1

16

 

Учебно – методическое обеспечение

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 

1.     Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г.  М 15 Физика : Методика и практика преподавания Серия «Книга для учителя».- Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 288с.

2.     Справочник школьника. Решение задач по физике Сост. И.Г.Власова, при участии А.А.Витебской.- М.: Филологич. об-во « Слово», компания « Ключ- С», АСТ, Центр гумананитар. наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996 .- 640 с.

3.     Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике: 6-7 кл. Дидакт.материал. Пособие для учителя.- 2-е изд., перераб.-М: Просвещение, 1986 .-208 с., ил.

4.     Курс физики 21 века часть 1,2 ( электронное пособие)

5.     Физика в школе . Электронные уроки и тесты. ( электронное пособие)

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике.- М: Просвещение ,1965.

  1. Решение задач по физике. Справочник школьника  научная разработка и составление И.Г.Власовой М.: Филологическое общество «Слово» 1999 .
  2. Аганов А.В. , Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. Изд. 3-е , испр.- М.: Дом педагогики, 1998 .- 336 с.:ил.