Авторские методические разработки уроков

Буйневич Ольга Николаевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Зырянская средняя общеобразовательная школа»

Зырянского района

 

 

Название Всероссийского конкурса

педагогического мастерства

«Мой лучший урок»

 

 

 

 

Сценарий урока
по физике
Тема: 
"Расчет массы
 и объема тела 
по его плотности"

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Учитель физики:

Буйневич Ольга Николаевна

 

 

 

 

 

с. Зырянское - 2015 г.

Пояснительная записка

 

Описание: D:\07082013 (BUINEVICH)\Док\ПНПО\ПНПО БУЙНЕВИЧ О.Н\ПНПО ФОТО\SAM_0546.JPGЕсть выражение «древней мудрости», что «ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

 

Направление конкурса:

« Естественнонаучное»

 

Тема урока: «Расчет массы и объема тела по его плотности»

 

Класс: 7 класс

 

Программа:

 

Программа основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень), Москва: Дрофа, 2014 г.

 

Автор учебника: А.В. Перышкин

 

Глава: «Взаимодействие тел»», по программе на изучение этой главы отведено  - 25 часов. Данный урок - десятый в этой теме.

Сценарий урока  составлен по  школьному учебнику, автор Перышкин А.В., Физика  7 класс.  – М.: Дрофа -  2014. Учебник рассчитан на 68 учебных часов – 2 часа в неделю.

Урок проводился в 7 «А» классе.

 

 

Краткая характеристика класса:

Состав класса: 23 человека. Из них, мальчиков - 11, девочек - 12. В классе есть дети из малообеспеченных, многодетных и неполных семей.

 

Учащиеся данного класса имеют в основном средний и высокий уровень учебных возможностей. У 43 %- уровень учебных возможностей высокий, у 50 % - средний, у 7 % - низкий.

Учащиеся характеризуются активным, устойчивым, глубоким и осознанным мышлением и интеллектуальной активностью. Уровень коммуникативной и информационной компетенций соответствуют уровню их учебных возможностей. Следовательно, учащиеся характеризуются высокой учебной мотивацией. Они  всегда активны и участвуют  в деятельности на уроке с интересом. Навыки учебного труда у них сформированы. Взаимоотношения между учащимися в основном доброжелательные, что показала работа в группах. Об эффективности использования ИКТ можно судить по результатам 1 четверти: - на «4» и «5» - 71, 4% учащихся,  на «3» -  28,6% учащихся.

 

 

 

 

 

Технологии и методики, применяемые на уроке

 

Урок - это основная форма работы учителя, это основа общения учителя и ученика, это главная часть в образовании и воспитании. Урок ставит триединую цель: образовательную, воспитательную и развивающую. В любой деятельности главным является результат. Результат образовательного процесса, может быть, достигнут при использовании различных методов обучения и способов деятельности.

Для меня наиболее интересным нетрадиционным методом, является проблемное обучение. Технология проблемного обучения это есть «канва» моего урока, в которую «вкраплены» приемы и из технологии критического мышления.

Метод проблемного обучения даёт возможность в дальнейшем самообучаться. Проблемное обучение базируется на умении слушать и наблюдать, выделяя главное; обобщать и систематизировать различные знания и факты; анализировать; высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Проблемное обучение - это развивающее обучение. Решение проблемных вопросов учащимися приводит к продуктивной деятельности, а продуктивная деятельность - это творчество.

Это использование и применение учащимися известного в новых ситуациях, либо конструирование нового способа деятельности на основе имеющихся знаний. Интересная, значимая для учащихся проблема должна быть решена, а чаще всего это не типовая задача и не типовое решение. Решение таких задач - проблем приводит к развитию мышления (индивидуального или коллективного), а мыслительная деятельность благотворно влияет на собственное «я» и на место этого «я» в обществе.

В работе я использую идею педагогики сотрудничества, методы, вызывающие чувство успеха, значимости, необходимости. На уроках физики проблемное обучение можно применять очень широко, причем на всех этапах урока.

Для понимания сути проблемного урока и его построения необходимо самому педагогу владеть методикой проблемного обучения. Для построения проблемного урока я использую карту проблемного обучения, которая  помогла  мне правильно выстроить урок. (См. Приложение №1).

 

Список используемой литературы:

1.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

2. Вестник Томского Государственного Университета. Выпуск №3, 2006.с. 22 – 27.

3.Е.А. Румбешта, Т.В.Альникова Теория и методика обучения физике. Томск - 2008

 

4.http://school-collection.edu.ru.

 

5.http://class-fizika.narod.ru.

 

6.http://yandex.ru/   Фото, картинки.

 

7.www: fiz.1september.ru

Тип урока: Урок формирования новых знаний и умений на расчет массы и объема тела по его плотности.

Цель урока: Цель урока: продолжить формирование умений экспериментально и теоретически определять характеристики разных тел, планировать эксперимент, оформлять его результаты.

Задачи урока:

образовательная - научить опытным путем, определять плотность веществ с помощью весов, мензурки или линейки; продолжить формирование вычислительных навыков; развивать навыки работы в коллективе;

развивающая - формировать умение планировать, прогнозировать эксперимент;

воспитательная – продолжить формирование знаний о веществе как виде материи, о влиянии условий на характер протекания физических процессов.

Оборудование: рычажные весы, несколько веществ, разной плотности, мензурка, отливной стакан, линейка, компьютер, LCD-проектор, презентация в программе PowerPoint, компьютерная программа компании “Новый диск”.

 

Отработать навыки на расчет массы и объема тела  по его плотности.

Обеспечить освоение учащимися следующих фактов..., понятий..., идей..., терминов... Выявить и осмыслить причины..., сущность..., значение

 - Выяснить зависимости массы тела от плотности и объема тема, формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях;
Развивающая: развитие умений и навыков анализировать и делать выводы; развитие речи учащихся через организацию диалога на уроке; развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности;
Воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание логического мышления и активности учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, весы, тела одинакового объема, но разной массы; набор для определения плотности вещества; тела одинаковой массы, но разного объема;

 

Попробуем конкретизировать цели урока. Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом: - обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей ...; - обобщить и систематизировать знания о ... - отработь навыки (указать какие); - устранить пробелы в знаниях; - добиться усвоения учащимися понятий (каких?). Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель? Можем ли проверить, что к концу урока мы у учащихся воспитатели или сформировали те или иные личностные качества ребенка? Наверное нет. Поэтому цель воспитания предлагаю формулировать следующим образом: "Создать (или обеспечить) условия для ...". Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет. Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений. В данном случае нужно поступать так же как и с целями воспитания, т.е. формулировку цели начинать со слов "создать (или обеспечить) условия для развития ...". Ведь очень трудно определить, развили ли мы у обучающихся память или внимание. А так урок будет развивающим поскольку на уроке были созданы условия для развития познавательных процессов. Задачи - это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока

 

  

 Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:

  • урок-лекция;
  • урок-путешествие;
  • урок-экспедиция;
  • урок-исследование;
  • урок-инсценировка;
  • учебная конференция;
  • урок-экскурсия;
  • мультимедиа- урок;
  • проблемный урок.

Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Задачи:

  • образовательные: познакомить; дать представление; научить чтению и анализу карт, схем; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты и.т.д.
  • воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание и т.д.
  • развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.

Тип урока: урок обучения умениям и навыка

Задачи:
Образовательные:
Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;
Повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела; инерция.

Воспитательные:
Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;
Развивать умение выражать свои мысли в слух.

Развивающие:
Продолжить формировать умение анализировать увиденное;
Развивать способности выдвигать гипотезы;
Вырабатывать умение работать с табличным материалом;
Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
Формировать умение решать качественные задачи.

Образовательные:

- Продолжить формирование основных понятий (взаимодействие, масса, плотность);

 - Закрепление расчёта данной физической величины с помощью решения практических заданий в группах.

 - Применение навыков работы с физическими приборами.

Развивающие:

1.     Развитие памяти, внимания, логического и творческого мышления;

2.     Развитие умения работы с различными источниками информации;

3.     Формирование у обучающихся умение анализировать информацию, выделять главное, обобщать, и делать выводы;

4.     Развитие исследовательских действий;

     5.    Развитие коммуникативных действий.

Воспитывающие:

1.     Воспитание любознательности, интереса к исследовательской деятельности;

Формирование умений управлять своей учебной деятельностью.

Основополагающий вопрос: Плотность, ты что? Ты где? Ты как?

Форма занятия:

 

Þ                Индивидуальная работа;

Þ                Парная  работа;

Þ                Фронтальная работа:

Þ                Групповая работа.

 

Способы и методы подачи информации:

 

Методы проблемно-поискового обучения:

 

·        Проблемное изложение

·        Частично-поисковый

·        Эвристическая беседа

Приемы:

Из технологии критического мышления: «Кластер», «Мозговая атак».

 

Этап подготовки: Поэтому говорят, что плотность тела характеризует вещество, из которого состоит тело. То есть плотность — это характеристика вещества, а не тела... Механические явления.

 

1. В начале урока, учителем раздается на каждый ученический стол:

1). Задание - траектория на отдельных листах. (Один на стол) (См. Приложение №2)

2). Паспорт «Простые механизмы», с учетом индивидуальных возможностей учащихся, двух вариантов (каждому учащемуся).

 (См. Приложение №3).

3). Анкета для оценки работы на уроке (каждому учащемуся)

2. Учитель за ранее попросил учащихся принести на урок с собой фломастеры, цветные карандаши, линейки.

Оформление: (Слайд №1)

Оборудование:

1.Интернет - ресурсы (Единая  коллекция Цифровых Образовательных ресурсов.)

2.Мультимедийный проектор;

3.ПК;

4.Презентация

     5. (Столы расставлены по два вместе)

 

 

Место проведения:

Þ    Компьютерный класс;

Þ    Демонстрация презентации по теме: «Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге».

Содержание урока:

Этапы урока:

Организационный момент. (1 мин)

Учитель:

- Здравствуйте ребята! 

Мне  хочется начать наш урок  с высказывания Леонардо да Винчи: великого художника, математика, механика и инженера, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики.

  Он жил, опережая время, и если хотя бы малая часть того, что он изобрел, была воплощена в жизнь, то история  мира, была бы другой: уже в XV веке люди разъезжали бы на автомобилях и пересекали бы моря на подводных лодках. 

Для нас он больше  известен как художник.

Так вот ему принадлежит высказывание:

«Я хочу создавать чудеса!"- говорил он и спрашивал себя:

 "Но скажи мне, сделано ли тобою хоть что-нибудь?"

 

- Какой смысл заложен в этом изречении великого гения по вашему мнению?

- Каждый из вас прав: создавать  чудеса: открывать новые законы, изобретать что - то новое, но для этого надо учиться.

- Поверьте, что это великий труд, но он каждому из вас  посилен!

- Девиз нашего урока: Научить себя учиться!

Этап 1.   Создание мотивации к исследованию

Учитель:

Вдумайтесь в эти слова: Научить себя учиться

- Как  вы думаете?

- С чего мы начнем себя учить? Наверное, с того,  что вспомним тему прошлого нашего урока:

- С какой важной физической величиной  мы познакомились на прошлом уроке?

- Правильно, на прошлом уроке мы познакомились с такой физической величиной, как  плотность вещества.

- Достаточно ли у вас знаний о плотности?

- Ребята! Я вам предлагаю сегодня пополнить свой багаж знаний о плотности. Сегодня мы совершим виртуальное путешествия по Вселенной, в этом помогут ребята, которые приготовили нам свои сообщения. ЗаглянимДля этого я вам предлагаю такие вопросы:

- Плотность, ты что?

- Плотность, ты где?

- Плотность, ты как?

- Как вы думаете, можно ли считать, что ваши ответы на эти вопросы и будут задачами нашего урока.

- Тогда приступаем к их  решению.

- Откройте учебник на  странице 65, найдите первый  абзац

Задание: Прочитать текст.

-  Задайте вопрос к этому абзацу:

- В чем заключается практическая значимость   плотности вещества?

- Ответьте на свой вопрос, дополнив его примерами из жизни:

- Инженеры – конструкторы должны знать прочность материала, из которого изготовляют детали машины.

- При строительстве домов нужно знать какова его масса, выдержит ли фундамент этот или грунт.

- При строительстве мостов знать прочность материала, плотность его, из чего изготавливать сваи, перекрытия и многое другое.

- А знаете ли вы ребята с уроков биологии, что чем больше плотность картофельных клубней, тем больше в ней содержиться ценного пищевого продукта – крахмала.

 - Свежие  куриные яйца тонут не только в пресной, но и даже в немного подсоленной воде. Однако при длительном хранении из яиц испаряется влага, и их средняя плотность уменьшается. Такие яйца уже чуть соленой воде всплывают. Так определяется свежесть яиц.

- Какой можно сделать вывод исходя из выше сказанного?

- Научиться рассчитывать плотность вещества –  имеет важное практическое значение

-  Учитель:

-Плотность, ты что?

- Плотность, ты где?

-Плотность, ты как? (я повторюсь)

Для того, чтобы ответить на эти вопросы я вам предлагаю работу в бортовых журналах. Знаете, как на кораблях капитаны заполняют свой журнал, в котором записывают все важные события, так и мы с вами проведем такую работу.

Откройте свои журналы:

- В этом журнале есть форма, а содержание вы заполните.

Запишите тему урока.  

Ищем ответ на вопрос: ПЛОТНОСТЬ, ты что?

4.Построение проекта выхода из затруднения

 

 Работа в парах

Прием «Составление кластера» ( 2 мин)

( В течение 2 минут учащиеся в группах вспоминают с прошлого урока все, что относится к понятию «Плотность вещества».

1. Посредине классной доски написать ключевое слово «Плотность»

2. Вокруг «накидать» слова, подходящие по данной теме (модель «планета и ее спутники»).

3. По мере написания, появившиеся слова соединяются линиями с ключевым понятием.

image

 - Ребята! Наш бортовой журнал   - нужная информация.

-Выберите нужную информацию из кластера и из текста параграфа  23 на странице 65. занесите ее в свой бортовой журнал в таблицу: «Физическая величина – обозначение – единицы – приборы для определения этих величин».

- Но, я вам предлагаю для лучшего запоминания сначала проговорить вслух всем классом, как вычислить массу и объем, зная формулу плотности.

- Заполняем таблицу, а для  закрепления этих формул вам предлагается в журналах по образцу задач в учебнике решить самостоятельно. ЗАПОМНИ перевод единиц: В журнале: (Справочный материал)

1л = 1000см3; 1л = 0, 001 м3 ; 1г = 0,001кг; 1 мл = 1 см3; 1 см3 = 0,000001 м3

1кг = 1000 г.

ПЛОТНОСТЬ, ТЫ ГДЕ

- Дать ответ на этот вопрос нам поможет сообщение, которое приготовила для нас Мухамедшина Индира

(Сообщение ученика)

 

Вопрос к классу: Какой вывод можно сделать из этого сообщения:

Вывод:

- Плотность у всех тел  различна.

- Плотность одного итого же вещества в различных агрегатных состояниях различна.

- А теперь мы с вами непосредственно докажем , что различные тела, действительно имеют разные плотности. И тем самым ответим на вопрос:

- ПЛОТНОСТЬ, ТЫ КАК?

Работа в группах.

- У нас сформированы группы под условным названием – «Практики».

Требуется найти способ решения задачи, подобрать необходимые приборы, произвести измерения и расчёты, обдумать и соотнести результаты, оформить записи, сделать выводы.

 

Задание:

Каждая группа должна провести свое собственное исследование: Определить плотность предложенного вам тела.

Сравнить полученные вами  значения с табличными значения и сделать выводы.

Презентовать свою работу классу. (1 минута)

- На ваших столах стоят сундучки, внутри которых лежит то, что вы должны исследовать. Инструкция по выполнению.

 Учащиеся предлагаются задания на основе полученных знаний

1. исследовательское задание -  « Определить плотность»

 

Задания творческие по нахождению плотности тел из повседневной жизни.

 

1 группа – Определить плотность поролоновой губки.

2 группа – Определить плотность деревянного бруска.

3 группа – Определить плотность молока.

4. группа – Определить плотность вареного яйца.

5 группа  - Определить плотность яблока.

1. Измерьте массу губки с помощью весов.

2. С помощью линейки измерьте ширину, длину и высоту, а затем рассчитайте объем: V = а•b•с

3.Вычислите плотность по формуле:

Защита своей работы (презентуйте): стихи, рисунки, загадки.

Некоторые результаты и рекомендации.

Подвести общеучебный итог помогают ответы на вопросы:

 

Что нового узнали?

Чему учились? С какими трудностями столкнулись? Что пригодится в дальнейшем?

 

Дополнительные задания группам (при необходимости).

Домашнее задание:

1.  § 23, упр 8 № 1.Стр. 66.

2. Творческое задание на странице 66 (по желанию).