Авторские методические разработки уроков
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Зырянская средняя общеобразовательная школа»
Зырянского района
Название Всероссийского конкурса
педагогического мастерства
«Мой лучший урок»
|
с. Зырянское - 2015 г.
Пояснительная записка
Есть выражение «древней мудрости», что «ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
Направление конкурса:
« Естественнонаучное»
Тема урока: «Расчет массы и объема тела по его плотности»
Класс: 7 класс
Программа:
Программа основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень), Москва: Дрофа, 2014 г.
Автор учебника: А.В. Перышкин
Глава: «Взаимодействие тел»», по программе на изучение этой главы отведено - 25 часов. Данный урок - десятый в этой теме.
Сценарий урока составлен по школьному учебнику, автор Перышкин А.В., Физика 7 класс. – М.: Дрофа - 2014. Учебник рассчитан на 68 учебных часов – 2 часа в неделю.
Урок проводился в 7 «А» классе.
Краткая характеристика класса:
Состав класса: 23 человека. Из них, мальчиков - 11, девочек - 12. В классе есть дети из малообеспеченных, многодетных и неполных семей.
Учащиеся данного класса имеют в основном средний и высокий уровень учебных возможностей. У 43 %- уровень учебных возможностей высокий, у 50 % - средний, у 7 % - низкий.
Учащиеся характеризуются активным, устойчивым, глубоким и осознанным мышлением и интеллектуальной активностью. Уровень коммуникативной и информационной компетенций соответствуют уровню их учебных возможностей. Следовательно, учащиеся характеризуются высокой учебной мотивацией. Они всегда активны и участвуют в деятельности на уроке с интересом. Навыки учебного труда у них сформированы. Взаимоотношения между учащимися в основном доброжелательные, что показала работа в группах. Об эффективности использования ИКТ можно судить по результатам 1 четверти: - на «4» и «5» - 71, 4% учащихся, на «3» - 28,6% учащихся.
Технологии и методики, применяемые на уроке
Урок - это основная форма работы учителя, это основа общения учителя и ученика, это главная часть в образовании и воспитании. Урок ставит триединую цель: образовательную, воспитательную и развивающую. В любой деятельности главным является результат. Результат образовательного процесса, может быть, достигнут при использовании различных методов обучения и способов деятельности.
Для меня наиболее интересным нетрадиционным методом, является проблемное обучение. Технология проблемного обучения это есть «канва» моего урока, в которую «вкраплены» приемы и из технологии критического мышления.
Метод проблемного обучения даёт возможность в дальнейшем самообучаться. Проблемное обучение базируется на умении слушать и наблюдать, выделяя главное; обобщать и систематизировать различные знания и факты; анализировать; высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Проблемное обучение - это развивающее обучение. Решение проблемных вопросов учащимися приводит к продуктивной деятельности, а продуктивная деятельность - это творчество.
Это использование и применение учащимися известного в новых ситуациях, либо конструирование нового способа деятельности на основе имеющихся знаний. Интересная, значимая для учащихся проблема должна быть решена, а чаще всего это не типовая задача и не типовое решение. Решение таких задач - проблем приводит к развитию мышления (индивидуального или коллективного), а мыслительная деятельность благотворно влияет на собственное «я» и на место этого «я» в обществе.
В работе я использую идею педагогики сотрудничества, методы, вызывающие чувство успеха, значимости, необходимости. На уроках физики проблемное обучение можно применять очень широко, причем на всех этапах урока.
Для понимания сути проблемного урока и его построения необходимо самому педагогу владеть методикой проблемного обучения. Для построения проблемного урока я использую карту проблемного обучения, которая помогла мне правильно выстроить урок. (См. Приложение №1).
Список используемой литературы:
1.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
2. Вестник Томского Государственного Университета. Выпуск №3, 2006.с. 22 – 27.
3.Е.А. Румбешта, Т.В.Альникова Теория и методика обучения физике. Томск - 2008
4.http://school-collection.edu.ru.
5.http://class-fizika.narod.ru.
6.http://yandex.ru/ Фото, картинки.
7.www: fiz.1september.ru
Тип урока: Урок формирования новых знаний и умений на расчет массы и объема тела по его плотности.
Цель урока: Цель урока: продолжить формирование умений экспериментально и теоретически определять характеристики разных тел, планировать эксперимент, оформлять его результаты.
Задачи урока:
образовательная - научить опытным путем, определять плотность веществ с помощью весов, мензурки или линейки; продолжить формирование вычислительных навыков; развивать навыки работы в коллективе;
развивающая - формировать умение планировать, прогнозировать эксперимент;
воспитательная – продолжить формирование знаний о веществе как виде материи, о влиянии условий на характер протекания физических процессов.
Оборудование: рычажные весы, несколько веществ, разной плотности, мензурка, отливной стакан, линейка, компьютер, LCD-проектор, презентация в программе PowerPoint, компьютерная программа компании “Новый диск”.
Отработать навыки на расчет массы и объема тела по его плотности.
Обеспечить освоение учащимися следующих фактов..., понятий..., идей..., терминов... Выявить и осмыслить причины..., сущность..., значение
- Выяснить зависимости массы тела от плотности и объема тема, формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях;
- Развивающая: развитие умений и навыков анализировать и делать выводы; развитие речи учащихся через организацию диалога на уроке; развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности;
- Воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание логического мышления и активности учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, весы, тела одинакового объема, но разной массы; набор для определения плотности вещества; тела одинаковой массы, но разного объема;
Попробуем конкретизировать цели урока. Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом: - обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей ...; - обобщить и систематизировать знания о ... - отработь навыки (указать какие); - устранить пробелы в знаниях; - добиться усвоения учащимися понятий (каких?). Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель? Можем ли проверить, что к концу урока мы у учащихся воспитатели или сформировали те или иные личностные качества ребенка? Наверное нет. Поэтому цель воспитания предлагаю формулировать следующим образом: "Создать (или обеспечить) условия для ...". Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет. Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений. В данном случае нужно поступать так же как и с целями воспитания, т.е. формулировку цели начинать со слов "создать (или обеспечить) условия для развития ...". Ведь очень трудно определить, развили ли мы у обучающихся память или внимание. А так урок будет развивающим поскольку на уроке были созданы условия для развития познавательных процессов. Задачи - это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока
Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:
- урок-лекция;
- урок-путешествие;
- урок-экспедиция;
- урок-исследование;
- урок-инсценировка;
- учебная конференция;
- урок-экскурсия;
- мультимедиа- урок;
- проблемный урок.
Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
Задачи:
- образовательные: познакомить; дать представление; научить чтению и анализу карт, схем; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты и.т.д.
- воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание и т.д.
- развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.
Тип урока: урок обучения умениям и навыка
Задачи:
Образовательные:
Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;
Повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела; инерция.
Воспитательные:
Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;
Развивать умение выражать свои мысли в слух.
Развивающие:
Продолжить формировать умение анализировать увиденное;
Развивать способности выдвигать гипотезы;
Вырабатывать умение работать с табличным материалом;
Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
Формировать умение решать качественные задачи.
Образовательные:
- Продолжить формирование основных понятий (взаимодействие, масса, плотность);
- Закрепление расчёта данной физической величины с помощью решения практических заданий в группах.
- Применение навыков работы с физическими приборами.
Развивающие:
1. Развитие памяти, внимания, логического и творческого мышления;
2. Развитие умения работы с различными источниками информации;
3. Формирование у обучающихся умение анализировать информацию, выделять главное, обобщать, и делать выводы;
4. Развитие исследовательских действий;
5. Развитие коммуникативных действий.
Воспитывающие:
1. Воспитание любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
Формирование умений управлять своей учебной деятельностью.
Основополагающий вопрос: Плотность, ты что? Ты где? Ты как?
Форма занятия:
Þ Индивидуальная работа;
Þ Парная работа;
Þ Фронтальная работа:
Þ Групповая работа.
Способы и методы подачи информации:
Методы проблемно-поискового обучения:
· Проблемное изложение
· Частично-поисковый
· Эвристическая беседа
Приемы:
Из технологии критического мышления: «Кластер», «Мозговая атак».
Этап подготовки: Поэтому говорят, что плотность тела характеризует вещество, из которого состоит тело. То есть плотность — это характеристика вещества, а не тела. ... Механические явления.
1. В начале урока, учителем раздается на каждый ученический стол:
1). Задание - траектория на отдельных листах. (Один на стол) (См. Приложение №2)
2). Паспорт «Простые механизмы», с учетом индивидуальных возможностей учащихся, двух вариантов (каждому учащемуся).
(См. Приложение №3).
3). Анкета для оценки работы на уроке (каждому учащемуся)
2. Учитель за ранее попросил учащихся принести на урок с собой фломастеры, цветные карандаши, линейки.
Оформление: (Слайд №1)
Оборудование:
1.Интернет - ресурсы (Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов.)
2.Мультимедийный проектор;
3.ПК;
4.Презентация
5. (Столы расставлены по два вместе)
Место проведения:
Þ Компьютерный класс;
Þ Демонстрация презентации по теме: «Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге».
Содержание урока:
Этапы урока:
Организационный момент. (1 мин)
Учитель:
- Здравствуйте ребята!
Мне хочется начать наш урок с высказывания Леонардо да Винчи: великого художника, математика, механика и инженера, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики.
Он жил, опережая время, и если хотя бы малая часть того, что он изобрел, была воплощена в жизнь, то история мира, была бы другой: уже в XV веке люди разъезжали бы на автомобилях и пересекали бы моря на подводных лодках.
Для нас он больше известен как художник.
Так вот ему принадлежит высказывание:
«Я хочу создавать чудеса!"- говорил он и спрашивал себя:
"Но скажи мне, сделано ли тобою хоть что-нибудь?"
- Какой смысл заложен в этом изречении великого гения по вашему мнению?
- Каждый из вас прав: создавать чудеса: открывать новые законы, изобретать что - то новое, но для этого надо учиться.
- Поверьте, что это великий труд, но он каждому из вас посилен!
- Девиз нашего урока: Научить себя учиться!
Этап 1. Создание мотивации к исследованию
Учитель:
Вдумайтесь в эти слова: Научить себя учиться
- Как вы думаете?
- С чего мы начнем себя учить? Наверное, с того, что вспомним тему прошлого нашего урока:
- С какой важной физической величиной мы познакомились на прошлом уроке?
- Правильно, на прошлом уроке мы познакомились с такой физической величиной, как плотность вещества.
- Достаточно ли у вас знаний о плотности?
- Ребята! Я вам предлагаю сегодня пополнить свой багаж знаний о плотности. Сегодня мы совершим виртуальное путешествия по Вселенной, в этом помогут ребята, которые приготовили нам свои сообщения. ЗаглянимДля этого я вам предлагаю такие вопросы:
- Плотность, ты что?
- Плотность, ты где?
- Плотность, ты как?
- Как вы думаете, можно ли считать, что ваши ответы на эти вопросы и будут задачами нашего урока.
- Тогда приступаем к их решению.
- Откройте учебник на странице 65, найдите первый абзац
Задание: Прочитать текст.
- Задайте вопрос к этому абзацу:
- В чем заключается практическая значимость плотности вещества?
- Ответьте на свой вопрос, дополнив его примерами из жизни:
- Инженеры – конструкторы должны знать прочность материала, из которого изготовляют детали машины.
- При строительстве домов нужно знать какова его масса, выдержит ли фундамент этот или грунт.
- При строительстве мостов знать прочность материала, плотность его, из чего изготавливать сваи, перекрытия и многое другое.
- А знаете ли вы ребята с уроков биологии, что чем больше плотность картофельных клубней, тем больше в ней содержиться ценного пищевого продукта – крахмала.
- Свежие куриные яйца тонут не только в пресной, но и даже в немного подсоленной воде. Однако при длительном хранении из яиц испаряется влага, и их средняя плотность уменьшается. Такие яйца уже чуть соленой воде всплывают. Так определяется свежесть яиц.
- Какой можно сделать вывод исходя из выше сказанного?
- Научиться рассчитывать плотность вещества – имеет важное практическое значение
- Учитель:
-Плотность, ты что?
- Плотность, ты где?
-Плотность, ты как? (я повторюсь)
Для того, чтобы ответить на эти вопросы я вам предлагаю работу в бортовых журналах. Знаете, как на кораблях капитаны заполняют свой журнал, в котором записывают все важные события, так и мы с вами проведем такую работу.
Откройте свои журналы:
- В этом журнале есть форма, а содержание вы заполните.
Запишите тему урока.
Ищем ответ на вопрос: ПЛОТНОСТЬ, ты что?
4.Построение проекта выхода из затруднения
Работа в парах
Прием «Составление кластера» ( 2 мин)
( В течение 2 минут учащиеся в группах вспоминают с прошлого урока все, что относится к понятию «Плотность вещества».
1. Посредине классной доски написать ключевое слово «Плотность»
2. Вокруг «накидать» слова, подходящие по данной теме (модель «планета и ее спутники»).
3. По мере написания, появившиеся слова соединяются линиями с ключевым понятием.
- Ребята! Наш бортовой журнал - нужная информация.
-Выберите нужную информацию из кластера и из текста параграфа 23 на странице 65. занесите ее в свой бортовой журнал в таблицу: «Физическая величина – обозначение – единицы – приборы для определения этих величин».
- Но, я вам предлагаю для лучшего запоминания сначала проговорить вслух всем классом, как вычислить массу и объем, зная формулу плотности.
- Заполняем таблицу, а для закрепления этих формул вам предлагается в журналах по образцу задач в учебнике решить самостоятельно. ЗАПОМНИ перевод единиц: В журнале: (Справочный материал)
1л = 1000см3; 1л = 0, 001 м3 ; 1г = 0,001кг; 1 мл = 1 см3; 1 см3 = 0,000001 м3
1кг = 1000 г.
ПЛОТНОСТЬ, ТЫ ГДЕ
- Дать ответ на этот вопрос нам поможет сообщение, которое приготовила для нас Мухамедшина Индира
(Сообщение ученика)
Вопрос к классу: Какой вывод можно сделать из этого сообщения:
Вывод:
- Плотность у всех тел различна.
- Плотность одного итого же вещества в различных агрегатных состояниях различна.
- А теперь мы с вами непосредственно докажем , что различные тела, действительно имеют разные плотности. И тем самым ответим на вопрос:
- ПЛОТНОСТЬ, ТЫ КАК?
Работа в группах.
- У нас сформированы группы под условным названием – «Практики».
Требуется найти способ решения задачи, подобрать необходимые приборы, произвести измерения и расчёты, обдумать и соотнести результаты, оформить записи, сделать выводы.
Задание:
Каждая группа должна провести свое собственное исследование: Определить плотность предложенного вам тела.
Сравнить полученные вами значения с табличными значения и сделать выводы.
Презентовать свою работу классу. (1 минута)
- На ваших столах стоят сундучки, внутри которых лежит то, что вы должны исследовать. Инструкция по выполнению.
Учащиеся предлагаются задания на основе полученных знаний
1. исследовательское задание - « Определить плотность»
Задания творческие по нахождению плотности тел из повседневной жизни.
1 группа – Определить плотность поролоновой губки.
2 группа – Определить плотность деревянного бруска.
3 группа – Определить плотность молока.
4. группа – Определить плотность вареного яйца.
5 группа - Определить плотность яблока.
1. Измерьте массу губки с помощью весов.
2. С помощью линейки измерьте ширину, длину и высоту, а затем рассчитайте объем: V = а•b•с
3.Вычислите плотность по формуле:
Защита своей работы (презентуйте): стихи, рисунки, загадки.
Некоторые результаты и рекомендации.
Подвести общеучебный итог помогают ответы на вопросы:
Что нового узнали?
Чему учились? С какими трудностями столкнулись? Что пригодится в дальнейшем?
Дополнительные задания группам (при необходимости).
Домашнее задание:
1. § 23, упр 8 № 1.Стр. 66.
2. Творческое задание на странице 66 (по желанию).