Одаренные дети

Буйневич Ольга Николаевна

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_odarennye_deti_-_sayt.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа   «Одаренные дети»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательное учреждение», зырянского района  

 


Программа  «Одаренные дети»

Основания для разработки программы:

  • Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;
  • Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1
  • Приоритетный национальный проект «Образование»
  • Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002 г.

Ситуация (современное состояние, тенденции развития и проблемы)

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.  Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

В  этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

1.  Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

2.  Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения.

3.  Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.

4.  Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.

5.  Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в  создании условий для развития природных задатков школьников.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный  потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей  требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.

Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.

Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.

Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.

При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:

1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.

2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.

3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.

4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.

Одаренность может проявляться:

  • как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
  • как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
  • как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  • Системный подход.
  • Личностный подход.
  • Деятельностный подход.  
  • Культурологический подход.  

Основные стратегии в работе с одаренными детьми

В качестве главных механизмов в работе с одаренными детьми используются четыре основные стратегии: ускорение, углубление, обогащение и проблематизация.

Ускорение предполагает выбор индивидуальной скорости прохождения программ, освоения содержательных единиц и способов деятельности, а это требует моделирования индивидуальных маршрутов, программ и учебных планов.

Основное требование при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения следующие:

- учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;

- учащиеся должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

- необходимо согласие родителей, но необязательно их участие.  

Углубление – механизм, направленный на большую конкретизацию содержательных компонентов или детализацию способов деятельности, возможно сочетание того и другого. Этому соответствуют образовательные программы углубленного изучения того или иного предмета, программы факультативных, элективных курсов.

Обогащение является альтернативой углублению, оно выходит за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами или дисциплинами. Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления  и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

В практике могут использоваться три вида обогащения содержания образования:

  • ориентированное на расширение круга интересов учащихся, для чего их знакомят с различными областями и предметами изучения, благодаря этому они могут более обоснованно выбрать определенную сферу деятельности, которую бы им хотелось изучить более глубоко;
  • нацеленное на развитие мышления учащихся: развитие мыслительных операций (анализа, синтеза и др.), наблюдательности, способности к самостоятельному выдвижению и проверке гипотез, что  рассматривается как необходимая база для перехода к более сложным формам познавательной деятельности;
  • предполагающее проведение самостоятельной исследовательской работы и решение творческих задач  

Проблематизация имеет межпредметный характер, поскольку здесь в качестве содержательных элементов рассматриваются проблемы и способы их разрешения, что реализуется при проблемном обучении, использовании метода проектов и развивающих образовательных технологий.  Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Любая образовательная деятельность, а значит и образовательная программа, ориентированная на развитие одаренности должна включать три основных блока:

1) мотивационный – интерес к определенному виду деятельности, желание им заниматься;

2) операциональный блок – способности к деятельности, владение способами ее осуществления;

3) блок реализации – возможность воплотить в реальность свои достижения  

Содержание, методы и формы работы с одарёнными учащимися

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин и  секций.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Создание современной модели «Одарённые дети», в основе деятельности которой находится не только стабильное функционирование, но и в свете современных требований обновление содержания образования  на основе поиска новых методик и находок нового, которое и будет способствовать развитию  интеллектуальных  способностей и возможностей школьников. Создавая данную модель, мы учитываем и тот, накопленный материал, традиции, которые сложились в гимназии. Обновления в ресурсном обеспечении образовательно- воспитательного  процесса, профессионально растущий потенциал учителей позволит нам  более качественно оказывать  помощь в подготовке школьников, в том числе в освоении новых технологий обучения и воспитания.

Программа предполагает использование следующих методических приемов:

Методы опроса (беседа, интервью, анкетирование);

Методы наблюдения с помощью схем анализа личностных проявлений ученика на уроке;

Методы наблюдения с помощью схем анализа личностных проявлений учителя на уроке;

Метод диагностики (пакет диагностических методик);

Метод тренинговых занятий;

Психолого-педагогические мониторинги.

Формы работы с одаренными детьми

Методы и формы работы с одаренными учащимися,    органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися  и, в то же время, отличаются определенным своеобразием.

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  • Участие во Всероссийской олимпиаде  школьников на всех уровнях;
  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
  • Проектно – исследовательская деятельность;
  • Создание детских портфолио.

Этапы выявления  одаренных детей:

  • Начальная школа (1 – 4 классы)
  • Среднее звено общеобразовательного учреждения (гуманитарное, естественно – математическое, ИЗО, музыка, физическое)
  • 9-й  класс – предпрофильная подготовка
  • 10-11-е классы - профильное обучение  классы)

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  • принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
  • принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Цель программы:  Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей.

Задачи:

  • учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
  • разработка системы диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
  • определение и использование при организации образовательного процесса методов и приемов, способствующих развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
  • организация мероприятий для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
  • организация различных форм работы для проявления детской одаренности.
  • адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов.

Срок реализации программы: 2012-2017 год.

1 этап – 2012 -  2013 – диагностико- организационный    

Он включает в себя:

  • создание и организацию деятельности координационного совета;
  • создание нормативно-правовой базы;
  • обеспечение материально-технической базы;
  • создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
  • создание базовых предметных групп;
  • изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
  • отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
  • создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;
  • организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
  • разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

2 этап – 2014 – 2015 – 2016 гг. – практический

На этом этапе планируется:

  • апробация экспериментальных авторских программ;
  • отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
  • отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
  • углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
  • методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
  • систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
  • пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
  • психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.

4 этап – 2017(июнь – декабрь) – обобщающий

На этом этапе предполагается:

  • сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
  • мониторинг личных достижений учащихся;
  • анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
  • создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
  • определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

Механизмы реализации  программы: 

1.     Внедрение  в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми. 

2.      Совершенствование  деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей  учащихся. Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития,  как учителя, так и ученика. 

3.     Организация  социальной и психолого-педагогической  подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми. 

 Предполагаемые результаты и оценка результативности программы:

1. Создание образовательной среды, способствующей успешности ученика через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья. 

2. Увеличение количества учащихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного уровня. 

3.Создание индивидуальных образовательных программ.

4. Развитие потенциала учителя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей гимназии. 

5.Совершенствование системы работы с одаренными детьми.

6. Повышение качества образования и воспитания школьников.

Реализация  программы призвана  также способствовать: 

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся; 

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми; 

-  созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей; 

-   повышению качества образования и воспитания школьников в целом; 

-   формированию банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей 

- обобщению и систематизации материалов педагогической практики.

Модель одаренного ребенка:

  • личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
  • личность, способная осуществить самостоятельно  продуктивную деятельность;
  • личность, способная реализовать в жизни «Я – концепцию», способная к саморазвитию и самоизменению;
  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,  воспринимающая  другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;

Возможные риски:

  • Неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся.
  • Рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим критериям: 

1. Оценка динамики достижения учащихся гимназии через создание и наполнение портфолио. 

2. Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания учащихся в гимназии, удовлетворенности учащихся, родителей, общественности образовательным процессом. 

3. Рейтинги гимназии в районе и республике по итогам участия в олимпиадном движении и различных интеллектуальных и творческих конкурсах.  

Критериальная база

Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуали-зированность личности

1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.

2.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

Краткий тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.

3.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.

4.Способность к рефлексии.

Метод незаконченного предложения.

5.Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.

Тест «Исследование школьной мотивации».

6.Уровень коммуникативной культуры.

Коммуникативный тест

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе

1.Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.

Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

2.Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.

3.Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.

Тест школьной тревожности Филипса.

Конкуренто

способность одаренных учащихся

1.Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

Методики статистического анализа данных, их динамика.

2.Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

3.Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

Традиционные мероприятия:

  • Участие во Всероссийской  олимпиаде школьного, муниципального  и регионального этапов;
  • Организация и участие в научно-практической конференции «Гимназическая весна»;
  • Участие  в  научно-практических конференциях  муниципального  и регионального уровня;
  • Участие в международных и российских интеллектуальных конкурсах;
  • Участие в заочных турах предметных олимпиад;
  • Участие в международной интеллектуальной игре «Кенгуру», в российских интеллектуальных играх «Русский медвежонок», «Золотое Руно», «Британский бульдог», в региональных интеллектуальных играх «КИТ», «Инфознайка».
  • Организация  городской интеллектуальной игры «Совенок»;
  • Психолого-педагогическое сопровождение  одарённых детей.

План  действий  по  реализации  Программы

№ п/п

Основные мероприятия

Сроки   проведения

Ответственные

1. Нормативно- правовое и организационное обеспечение:

1

Разработка приемлемой для школы системы выявления

одаренного ребенка.

 Февраль

2012

Администрация,

психолог 

2

Разработка системы взаимодействия с семьей

одаренного ребенка.

Март

 2012

Зам. директора по УВР, ВР.

3

Подготовка диагностических материалов и

диагностика детей.

Март

2012

Психолог

4

Формирование списка одаренных детей.

Март

 2012

Зам. директора по УВР, ВР.

5

Проведение организационно-методических

мероприятий по подготовке школьного,

 муниципального и регионального этапа

Всероссийской олимпиады школьников

ежегодно

Зам. директора по УВР

6

Подготовка  и проведениегимназического этапа

Всероссийской олимпиады школьников

Ежегодно

Зам. директора по УВР

7

Разработка системы мер по поддержке и

 стимулированию одарённых детей

ежегодно

Администрация,

2. Научно-методическое сопровождение:

1

Обеспечение педагогов методиками работы с

одарёнными детьми в рамках инновационной

деятельности

постоянно

Зам. директора по УВР, ВР.

2

Разработка практических рекомендаций по работе с

одарёнными детьми с использованием

информационных технологий.

Апрель

2012

Зам. директора по УВР

3

Разработка методик исследовательской работы

 учащихся

Май

2012

Зам. директора по УВР

4

Семинары, совещания, консультации учителей-

предметников  по вопросам организации работы с

одарёнными детьми

постоянно

Зам. директора по УВР

5

Осуществление постоянного мониторинга результатов

Всероссийской олимпиады школьников.

постоянно

Зам. директора по УВР

6

Обобщение опыта работы  учителей, занимающихся с

одарёнными детьми

постоянно

Зам. директора по УВР

7

Формирование  компьютерного банка олимпиадных

заданий

постоянно

Зам. директора по УВР

8

Сотрудничество с высшими и средними специальными

учебными заведениями

постоянно

Зам. директора по УВР

9

Выпуск сборника детского литературного творчества.

Июнь

2013

Зам. директора по УВР, ВР.

3. Информационная поддержка:

1

Своевременное информирование общественности о

результатах проведения Всероссийской олимпиады

школьников через сайт гимназии и СМИ

Ежегодно

Зам. директора по УВР

2

Размещение публикаций в средствах массовой

 информации о победителях и призёрах

 муниципального и регионального этапов

Всероссийской олимпиады школьников

Ежегодно

Зам. директора по УВР

3

Создание информационной базы данных о победителях

 и призерах Всероссийской олимпиады школьников

 различного уровня.

Ежегодно

Зам. директора по УВР

4. Работа с учащимися

1

Психолого-педагогическое сопровождение  одарённых

детей

постоянно

Психолог

2

Библиотечные уроки. Как работать с научной

литературой.

 Ежегодно

Библиотекарь

3

Оформление портфолио каждого одарённого ребёнка.

 Ежегодно

Кл. руководитель

4

Участие в конкурсах, проектах различных направлений

и уровней

постоянно

Зам. директора по УВР, ВР.

Руководители МО

5

Развитие системы индивидуального сопровождения

одарённых детей (индивидуальные образовательные

программы)

 Ежегодно

Зам. директора по УВР, ВР.

Учителя- предметники.

6

Работа кружков, факультативов, элективных курсов.

 постоянно

Зам. директора по УВР, ВР.

7

Создание в учебных кабинетах  материалов

повышенного уровня сложности.

посточнно

Учителя- предметники.

8

Сбор и систематизация материалов периодической

печати по работе с одаренными детьми .

постоянно

Библиотекарь

9

Информирование учащихся о российских и

региональных конкурсах, конференциях и олимпиадах

постоянно

Зам. директора по УВР, ВР.

10

Участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру», и

российском конкурсе «Русский медвежонок –

языкознание для всех».

постоянно

Руководители МО

11

Научно-практическая конференция   для учащихся.

Ежегодно февраль

Зам. директора по УВР

12

Совершенствование программного обеспечения и

структуры дополнительного образования

Ежегодно

Зам. директора по  ВР.

13

Организовать работу спортивных секций

 

Ежегодно

Зам. директора по  ВР.

5. Работа с родительской общественностью

1

Тематические лекции, для родителей,

По плану работы

Психолог

2

Привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности.  

Ежегодно

сентябрь

Зам. директора по УВР

3

Анкетирование.

Сентябрь,май

Администрация

4

Индивидуальные консультации. Беседы с родителями.  

постоянно

Администрация Психолог

5

Заседание родительского комитета школы.

1раз в четверть

Директор

6

Участие в общешкольных мероприятиях, системе дополнительного образования.

постоянно

Зам. директора по УВР, ВР.

6. Внутришкольный контроль

 Управление качеством образования:

1

Новые формы итоговой аттестации обучающихся 9-х классов;

Ежегодно

Зам. директора по УВР

2

Итоговая аттестация выпускников в форме ЕГЭ.

Ежегодно

Зам. директора по УВР

3

Использование современных педагогических технологий;

постоянно

Учителя- предметники.

4

Результативность участия  одарённых детей   в гимназических, городских, республиканских олимпиадах;

Ежегодно

Учителя- предметники.

5

Анализ участия учащихся  в творческих конкурсах;

постоянно

Зам. директора по  ВР.

6

Участие в дистанционных олимпиадах.

Ежегодно

Зам. директора по УВР

7

Творческие   отчеты предметных кружков.

Ежегодно

Зам. директора по  ВР.

8

Изучение методики по организации учебной деятельности учителей на уроках по отработке форм и методов, способствующих развитию интеллектуальных и исследовательских умений учащихся

Ежегодно

Зам. директора по УВР

9

Осуществление срезов объема домашних заданий по всем предметам, обращение внимания на формы перспективных заданий длительного характера, подготовленных специально для мотивированных учащихся

Ежегодно

Зам. директора по УВР

10

Изучение эффективности применения  и внедрения новых технологий на уроках и во внеклассной деятельности

Ежегодно

Зам. директора по УВР, ВР.

11

Изучение методики работы учителей-предметников по подготовке проектных и исследовательских работ учащихся

Ежегодно

Зам. директора по УВР

12

Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитания стремления к нравственной и предметной самореализации личности  учащегося

Ежегодно

Зам. директора по УВР, ВР.

 

1

Реализация программ профильного обучения;

Ежегодно

Зам. директора по УВР

2

Использование современных технологий обучения;

постоянно

Учителя- предметники.

3

Организация проектной деятельности учащихся.

Ежегодно

Учителя- предметники.

Развитие информационно-коммуникационных технологий:

1

Выполнение плана мероприятий по созданию и работе единой локальной сети.

Ежегодно

Зам. директора по УВР

2

Эффективность  курсовой подготовки по повышению информационной культуры  учащихся, учителей, администрации.

Ежегодно

Администрация.

3

Использование ИКТ в образовательном процессе.

постоянно

Учителя- предметники.

4

Предоставление  одарённым учащимся доступа к глобальным информационным ресурсам.

постоянно

Администрация.

5

Обеспечение  учебно- образовательного процесса  одарённых детей цифровыми образовательными ресурсами.

постоянно

Администрация.

7. Мониторинговая деятельность 

Предмет

мониторинга 

Критерии оценки качества 

Методическая деятельность 

- Наличие поиска, апробированных новых видов, форм, методов, средств обучения, оценивания учебной деятельности учащихся;

- Рефлексия своей педагогической деятельности, выстраивание личной системы работы, индивидуального педагогического стиля в общении с одаренными детьми;

- Наличие дидактических наработок. 

Образовательная деятельность 

Качественные показатели: 

- удовлетворенность одаренных детей условиями развития, саморазвития, самовыражения;

- удовлетворенность родителей одаренных детей уровнем успешности, психологическим самочувствием, уровнем профессионализма учителей.

Количественные показатели: 

- число победителей олимпиад и конкурсов; 

- число обучающихся на «4» и «5»;

- охват детей сетью факультативов, кружков, спортивных секций, всеми формами досуговой воспитательной деятельности, формами дополнительного образования;

- ведение  портфолио ученических достижений, портфолио учителя и портфолио школы.