Конкурс "Учитель года 2018". Муниципальный (заочный) этап.

Аношина Вера Владимировна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к методическому семинару «Исследовательская деятельность как способ развития познавательной активности детей в условиях введения ФГОС»

Введение

    Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы дети, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

Следовательно, на современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) перед учителем стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих качеств является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.  В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого  - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого –  с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

Одним из наиболее эффективных путей, обеспечивающих развитие личности ученика, формирование у него универсальных учебных умений, является организация исследовательской деятельности. Именно это направление формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний, как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения с освоением различных методов. Исследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания: исследование всегда предполагает наличие некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении. Следовательно,  первым и одним из самых важных моментов исследовательской деятельности является нахождение проблемы, требующей решения, обнаружение этого белого пятна, поэтому познавательная потребность, мотивация исследовательской деятельности являются неотъемлемой ее характеристикой.

Теоретическое обоснование исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность учащихся может быть организована на уроках, на курсах по выбору и во внеурочной работе. Но на уроках время ограничено, и ученик не может все время заниматься исследованием. Факультативы, кружки, элективные курсы дают большие возможности для организации научно- исследовательской работы учащихся. Однако чаще всего данная деятельность проводится во внеурочное время и предполагает большей самостоятельности обучающегося.

Исследовательская работа во внеурочное время гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением предметных, личностных и метапредметных результатов образования, а также создает предпосылки и условия  для достижения регулятивных метапредметных  результатов:

  1. определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата;
  2. работа по составленному плану с постоянным самоконтролем;
  3. понимание причин возникающих затруднений и корректировка действий.

В начале исследовательской работы проводится сбор информации по выбранной теме. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

  1. умение анализировать, обобщать, сравнивать:
  2. найти необходимую литературу;
  3. сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет).

Во время исследовательской работы  развиваются предметные компетенции, способствующие расширению и углублению знаний; кроме того у учащихся вырабатываются необходимые практические навыки;

Совместная творческая деятельность учащихся при групповой работе и необходимый завершающий этап исследовательской работы  – презентация (защита)  – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть, прогнозировать последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.

Личностные результаты при исследовательской работе  могут быть получены при выборе тематики работ. Например, выбор темы, связанной с историей и культурой своей малой родины, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за своё село, свою малую Родину.

Таким образом, главная цель применения  исследовательской деятельности: Формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

— Формировать интересы, склонности учащихся к исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;

— Воспитание целеустремлённости и настойчивости;

— Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром;

— Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения;

— Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

— Формирование навыков организации рабочего места и рационального использования времени

Особенности исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность рассчитана на самостоятельность учащихся. Деятельность же учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение

знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля. Вопрос о самостоятельной

работе учащихся исследуется многими отечественными и зарубежными психологами и

педагогами, утверждающими, что возникновения мыслительной деятельности учеников

во время объяснения учителя недостаточно - осознания материала не происходит. Путь к

осознанию лежит через самостоятельную работу. Научные исследования показали, что

ученики сохраняют в памяти: 10% из того, что читали, 20% из того, что слушали, 30%; из

того, что наблюдали, 50% из того, что видели и слышали, 70% из того, что высказывали и

обсуждали, 90% из того, что высказывали и практически выполняли.

Этапы процесса исследования:

1. Наблюдение и изучение фактов и явлений.

2. Определение непонятных или противоречивых явлений (постановка проблемы).

3. Выдвижение гипотез.

4. Построение плана исследования.

5. Осуществление этого плана.

6. Формулирование решения, объяснение.

7. Проверка решения.

8. Практические выводы о возможности и необходимости применения полученных

знаний.

Практическое обоснование исследовательской деятельности

Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется мною уже с 5 класса. Вводится понятие исследовательской деятельности, а также таких её составляющих, как проблемный вопрос и  гипотеза, формируются первоначальные навыки выдвижения гипотезы, сбора материала, его элементарного анализа: группировки и классификации. Например, в одной из первых исследовательских работ пятиклассникам предлагаются вопросы: «К какой части речи относятся слова «бег», «синева», «двойка»? Как вы думаете, только ли предмет обозначает имя существительное?». В качестве домашнего задания учащимся предлагается выписать примеры имён существительных из указанного упражнения. На следующем уроке под руководством учителя происходит группировка, классификация и систематизация собранного материала.

Продуктом является совместная исследовательская работа, которая оформляется учениками под руководством  учителя.

В 6-м классе на уроках русского языка и литературы вводится понятие экспрессивно окрашенной лексики (позитивных и негативных слов).  Теперь при выписывании примеров из упражнений или художественных произведений учащиеся над значимыми словами ставят знак «+» или «– ». В этом возрасте  учащиеся уже начинают работать с источниками информации, учатся оформлять список используемой литературы (авторские права надо уважать!). Но исследовательская деятельность пяти-, шестиклассников носит в основном коллективный характер.

В 7-8 классах проводится практическое занятие «Требования к исследовательской работе», а для выполнения исследовательских работ уже могут быть сформированы группы учащихся (по 3-4 или 5-6 человек, в зависимости от количества детей в классе). Исследование же может проводиться как на уроках, так и вне их. На уроке, узнав тему исследовательской работы, ученики предлагают свои варианты гипотез. Можно даже объявить конкурс на самую лучшую исследовательскую работу по степени проработанности темы, содержанию, оформлению, защите. Основная же работа выносится на домашнее задание, которое может быть выполнено в течение 1-2-3 недель (в зависимости от подготовленности учащихся). И здесь главное не пропустить момент, когда учащимся может понадобиться помощь преподавателя, который проводит консультации, координируя исследовательскую работу школьников – сопровождает, таким образом, все этапы исследовательской деятельности учащихся.  На итоговом уроке участники групп сообщают о результатах своих исследований, защищают свои творческие работы.  

Через коллективный и групповой методы работы происходит постепенное вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Следующим этапом станет индивидуальная форма исследовательской работы. Этот процесс может начинаться уже в 9-м классе. Но, конечно, могут быть и приятные исключения, когда индивидуально ученик может работать уже с 6-7 класса.

Для диагностики развития исследовательской компетенции учащихся необходимо регулярно проводить исследования уровня сформированности навыков исследовательской деятельности школьников, чтобы вовремя помочь при возникновении проблем.

Рассмотрим некоторые примеры исследовательской деятельности на уроках литературы.

Если мы проводим урок-исследование, то в этом случае меняется сама структура урока. Главные компоненты такого урока: актуализация, постановка проблемы, решение проблемы, рефлексия.

Схема урока-исследования

1) Актуализация: например, рассказ учителя об истории создания произведения.

2) Художественное чтение текста (это стихотворение или небольшой рассказ) или отрывка из текста произведения (читает учитель или подготовленный ученик) .

3) Постановка проблемы, формулировка темы исследования (зависит от содержания произведения, может быть связана с мнением литературоведов о конкретном произведении).

4) Решения проблемы = литературоведческий (лингвистический) анализ текста (сюжет, композиция, образы, лексика, пространственно-временная организация и т.д.).

5)  Вывод по теме исследования.

6) Рефлексия: домашнее сочинение-миниатюра или домашнее контрольное сочинение, связанное с темой исследования.

Исследование может проходить через всю тему, охватывая ряд уроков. Примером может служить, например, изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Чтение учителем и подготовленными учениками диалога городничего и Хлестакова поможет привлечь максимум внимания к этому «ревизору». Возникает закономерный вопрос: ревизор ли Хлестаков? Кто же такой Хлестаков?  Учитель должен предложить ученику алгоритм выполнения  работы, в котором будут отражены все основные этапы деятельности ученика. И далее подробное исследование текста поможет ответить на этот проблемный вопрос.

Кроме того, комедия даёт возможность сформулировать и многие другие проблемные вопросы. Например: Почему и чего так боится городничий? Как вести себя в экстремальной ситуации?

Если же исследование охватывает всё творчество писателя, произведения которого изучаются в школе, то материал для исследования должен усложняться соответственно возрасту, а в старших классах доля самостоятельности учащихся должна увеличиваться многократно. К 10-11 классам ученики уже сами формулируют проблему, выдвигают гипотезы, подбирают необходимый материал в энциклопедиях, Интернете. Это могут быть научные статьи, воспоминания современников, переписка писателя, его статьи о литературе, искусстве.

Таким образом, приобщение школьников к проведению исследований  на уроках литературы, русского языка и во внеурочное время способствует воспитанию активности личности в самостоятельном обучении и как следствие –   её творческую самореализацию.

Исследовательская деятельность в школе, принося радость совместного поиска решения поставленной проблемы, помогает «расти» и учителю, и ученику.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа Методический семинар «Исследовательская деятельность как способ развития познавательной активности детей в условиях введения ФГОС» ( Обобщение педагогического опыта) Работу выполнила: Аношина Вера Владимировна 2017 г.

Слайд 2

Визитная карточка Аношина Вера Владимировна должность - учитель русского языка, литературы и МХК стаж педагогической деятельности – 23 года категория – первая Мое педагогическое кредо: Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. Ключевский

Слайд 3

Целью данной работы является рассмотрение исследовательской деятельности как способа развития познавательной активности детей в условиях введения ФГОС, создание условий для формирования и в дальнейшем развития навыков исследовательской деятельности у школьников в урочное и внеурочное время, обобщение личного опыта применения исследовательской деятельности в рамках урока и внеурочное время.

Слайд 4

Поставленная цель привела к решению следующих задач: Изучить теоретическую основу исследовательской деятельности; аргументировать использование данной деятельности в учебном процессе; обобщить собственный опыт использования исследовательской деятельности в рамках урока и внеурочное время.

Слайд 5

Актуальность темы Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников в условиях введения ФГОС. Исследовательскую деятельность можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Слайд 6

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Актуальность исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы общегообразования включают исследовательскую деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Данная работа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подход. Исследовательская работа – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы среднего образования. Формирование исследовательской деятельности способно стимулировать познавательный интерес учащихся к русскому языку, литературе.

Слайд 7

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования 1 . Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь, оказываемую в процессе учебного исследования. 2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся. Мотивационность учебно-исследовательской деятельности реализуется за счет создания ситуации затруднения в процессе обучения и во внеурочной деятельности, осознание учащимися необходимости потребности в новых знаниях, расширение круга интересов учащихся. 3. Обеспечение целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Формирование исследовательских умений предполагает специальную организацию всего учебного процесса: обучение должно быть проблемным, содержать элементы исследовательского поиска, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск.

Слайд 8

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. … Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего ее развития…» (Савенков Александр Ильич- российский педагог и психолог) (Алексей Николаевич Леонтьев – советский психолог) «…каждый ребенок, занимаясь исследовательской деятельностью проходит определенный путь: выбор области исследования – определение цели, задач исследования формулирование гипотез - определение методов исследования - оформление исследования - представление исследовательской работы…

Слайд 9

Методологическая основа

Слайд 10

Этапы формирования навыков исследовательской деятельности у школьников во внеурочное время Исследовательская деятельность обучающихся проходила следующие этапы 1. В ыбор темы исследования 2. Определение цели и задач работы. 3. Планирование исследования 4. Выбор методов исследования 5 . Оформление продукта исследовательской кой деятельности 6 . Защита исследовательской работы

Слайд 11

Этапы формирования навыков исследовательской деятельности у школьников в рамках урока. Урок-исследование – это деятельность учащихся и учителя, связанная с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: -постановку проблемы; -повторение теории, посвященной данной проблематике; -подбор инструментов для исследования и практическое владение ими (для проведения уроков нам достаточно таких инструментов, как интерпретация, анализ, синтез); -обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Слайд 12

Способы реализации исследовательской деятельности на уроках Изучение новой темы, например, «Деепричастие как часть речи» (см. видеозапись урока к конкурсу «Учитель года»). Анализ литературного произведения, героя, например: «Как реализуются библейские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Домашнее задание, например, «Исследуйте семантику имен и фамилий в произведении Фонвизина «Недоросль».

Слайд 13

Обобщение педагогического опыта. На протяжении нескольких лет ученики под моим руководством занимаются исследовательской деятельностью как на уроках, так и во внеурочное время. Уроки-исследования- это, как правило, уроки изучения нового материала. Форма урока может быть разной, например: уроки-диспуты , урок –экскурсия, урок-путешествие. Объединяет эти уроки одно: получение новых знаний путем исследования.

Слайд 14

Урок-исследование Урок-исследование (литература, музыка, ИЗО ) «Очарованье русского пейзажа» Урок- путешествие ( МХК и география) « Путешествие в Страну Восходящего солнца», 10 класс. урок-путешествие. « Путешествие водным путём от Нижнего Новгорода до Кижей», 8 и 10 класс.

Слайд 15

Исследовательская деятельность во внеурочное время Примером исследовательской деятельности во внеурочное время может служить исследования, выполненные учащимися 10-11 классов по теме «Край ты мой родной». Предварительно учащиеся изучили историю малой родины, традиции и обычаи. На заключительном этапе учащиеся подготовили презентации и видеоролики о своей малой родине (с. Медяне, с.Наватах, с.Каменке, с.Языкове). При подготовке презентаций дети использовали фото из личного архива, стихи местных поэтов, краеведческую литературу. Презентация работы состоялась на внеклассном мероприятии «С чего начинается Родина», проведенного в рамках Декады гуманитарных наук.

Слайд 16

Исследовательская деятельность во внеурочное время Исследовательская работа в рамках конкурса «Семейная реликвия»: «История одной фотографии» Исследовательская работа «Мы – эрзяне» в рамках областного конкурса «Я вхожу в мир искусств»

Слайд 17

Исследовательская деятельность во внеурочное время Чаще всего в своей практике я использую реферат как вид учебно-исследовательской деятельности. Мои ученики ежегодно принимают участие в различных конкурсах исследовательских работ: 1. областной конкурс «Под знаком Пушкина » (на протяжении 5 лет мои ученики становятся победителями муниципального этапа конкурса и участниками областной конференции в Болдино, в 2016 г. ученица 11 кл. стала победителем конкурса). Все работы размещены на сайте https://nsportal.ru/anoshina-vera-vladimirovna 2. областной конкурс «Я вхожу в мир искусств». 3. Областной конкурс «Отечество» 4. Районный конкурс «Всеведенье поэта».

Слайд 18

Результативность исследовательской деятельности