Ботанический эрудицион.6-7 класс

Калинина Ольга  Анатольевна

БОТАНИЧЕСКИЙ ЭРУДИЦИОН. 6-7 КЛАСС.

 

 

 

 

Ботанический эрудицион. 6-7 класс.

 

Класс делится по 5 человек в каждой. Занимают свои места за круглым «столом». У каждой команды «копилка знаний » - в нее складываются заработанные баллы.

Учитель. Почти полмиллиона трав, кустарников, деревьев и споровых растений – вот владения современной ботаники. Изучая  их мы узнаем об удивительном мире. Каждое растение, гриб,  лишайники имеют свои особенности, свои маленькие тайны: у одного плоды «стреляют» семенами, у другого стебель настолько твердый, что может остановить царапины даже на столе. В природе есть растения с цветками – невидимками и с семенами пылинками. Растительный мир огромен и в то же время очень раним. Только при бережном отношении к природе можно сохранить и приумножить ее богатства.

1.     Растения в пословицах и поговорках.

Пословицы и поговорки – это меткие, образные народные изречения, обобщающие различные явления природы, жизни.

- Немудрено дерево срубить – мудрено вырастить.

- Один человек оставляет в лесу след, а сотня – тропу, тысяча – пустыню.

- кто не сажал дерево, тому не лежать в тени.

А какие пословицы и поговорки вы знаете? (за каждую пословицу 1 балл)

2. Научная лаборатория.

«Научная лаборатория» - так в широком смысле можно назвать гербарий. Слово «гербарий» было в обиходе в Европе уже в средние века, но обозначало оно книгу. Посвященную растениям (травник). В таких книгах были собраны рассказы о «достоинствах » и «целебных силах» растений. Изобретение первого гербария приписывают профессору Луке Гини (1490 – 1556). Его гербарии и записи не сохранились, но обнаружены гербарии его учеников. Итак, приглашаю вас в научную лабораторию.

Задание. Каждому члену команды дается гербарий  экземпляр одного растения. Нужно составить описание растения и кратко рассказать.

3.      «Конструкторское бюро»

Задание. С помощью цветной бумаги, ножницы, фламастеров и карандашей сделать учебное пособие – аппликацию цветка, клетки, растения, грамотно изобразив, расположив и указав отдельные части. (2 б)

Пока команда работает, для болельщиков – головоломка.

В таблице на доске зашифрована пословица – сумейте ее прочитать. Первая буква начала фраза – выделена. Читать можно справа налево. Слева направо, сверху вниз, но не по диагонали.

 

а

с

т

и

т

ь

е

г

 р

б

и

т

о

в

п

о

ы

у

д

е

р

е

я

г

в

г

о

п

о

в

т

о

а

т

у

н

и

м

ь

д

т

у

д

й

о

р

п

ы

 

 

 

Ответ: дерево погубить – в пять минут, а вырастить его – годы пройдут.

4.      Растения – символы.

Многие растения еще с древности считаются символами, олицетворяющими долголетие, могущество, дружбу, любовь, благородство…Изображение некоторых растений – символов можно встретить и на государственных флагах и гербах. А можете ли вы угадать растение, услышав рассказ о связанных с ними традициях?

Задание. Каждой команде по 2 вопроса.

1.     Это вечнозеленое дерево или кустарник с жесткими ароматными листьями, растет в Средиземноморье. Античный мир рассказывает о прекрасной нимфе Дафне. Которую ее отец, Речной бог Пений. Превратил в это дерево, спасая от преследования полюбившегося ее Аполлона. С тех пор это дерево считалась Аполлоновым. Его высаживали у храмов, венком у листьев этого дерева награждали победителей в творческих состязаниях  - поэтов, музыкантов, художников. Ветвь этого дерева изображена на гербах многих государств как символ величия и славы. (лавр благородный).

2.     В соцветиях этого растения уже много веков пытаются найти счастье  - если найдешь цветок с 5-ю лепестками вместо 4, его надо съесть. Трехлепесковые цветки сулят несчастье и беды. (сирень)

3.     Ветви и листья  этого дерева являются олицетворением силы, долголетия. Здоровья. Это дерево- одно из лесообразующих пород Северного полушария (дуб)

4.      Этот цветок, как культурное растение, попав в Европу и мусульманских стран. И название его происходит от названия распространенного на Востоке головного убора (тюльпан)

5.     На Руси это дерево  почиталось как музыкальное. Из его красивой древесины с волнистым рисунком, обладающей высокими резонансными   качествами делали гусли «яровчатые». А в наше время из его древесины делают жалейки для ансаблей народных инстументов и высококачественные ракетки для тенниса. (клен остролистный)

   V Везде математика.

Вам, ребята, конечно, известна благотворная роль, которую играют зеленые растения  в населенных пунктах и вокруг них. Это очистка воздуха от пыли и углекислого газа, обогащение воздуха кислородом, прохлада в жаркий день…

Давайте подсчитаем.

Задание. Каждый член команды получает одну задачу, записанную на карточке  и решает ее.

1.     Сколько кубометров воздуха очистит от пыли лес площадью 40 га за 5 лет, если известно, 1 га лесного массива за год очищает 18 млн м3 воздуха (3600 м30

2.     В 1 м3 городского воздуха держатся около 5000микроорганизмов. Сколько микробов в лесу, если известно, что их содержание в лесу ниже в 9 раз? (556).

3.     Подсчитано, что над 50 км2 леса в воздухе находится около 50 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства – в 11 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 100км2 безлесного пространства. (1100)

                 VI.           Загадки.

1.     Одежкой сер, да телом бел 9рис)

2.     Хоть жжет его солнце, один он в суконце, а сукно золотистое, тонкое и чистое. (персик).

3.     Цветок – напрасный, плод – опасный, в поле все засажено. (картофель)

4.     Хоть чином и не хан, на голове – султан, и с золотом кубышки – запрятаны под мышки.( кукуруза).

5.     Выросла травка – к пище приправа, ее пожитки – душистые нитки. (укроп)

6.     Дышит, растет, а ходить не может? (растение)

7.     Одна нога и шапка, а головы –нет? (Гриб)

8.     Никто не пугает, а вся дрожит? (Осина)

9.     Все паны скинули кафтаны, кроме одного? (хвойные деревья )

10.  Зимой с седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает? (дерево)

11.  Какую траву и слепой знает? (Крапива)

12.  Летом холодит, зимой греет, настанет весна, потечет слеза? (Береза)

13.  Пан Паныч упал в колодец, сам не утонул и воды не замутил? (Лист)

14.  Сидит на полочке в красной рубашке, брюшко сыто, камешками набито? (Шиповник)

15.  Не сучок ,не листок, а на дереве растет? (Лишайник)

16.  Вижу высоко, падаю низко, снаружи горько. А внутри сладко? (Орех)

17.  Мягок, а не пух – зелен, а не трава? (Мох)

18.  Чем больше ешь, тем больше остается? (семечки)

19.  Подмигнет тебе украдкой, из травы фонарик сладкий. (Земляника)

20.  На верхушке стебелька, солнышко и облака. (Ромашка)

21.  Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи

              Скромный полевой цветок, синеглазый … (василек)

22.  Не пустили в огород – оттого она и жжет (крапива)

23.  С этих шариков пушистых, полетят парашютисты (одуванчик).

 

VII. Викторина. Задание.

1.     какое голосеменное растение называют «виноградом хвойных леса» ? (Можжевельник)

2.     С клетками какой ткани связана способность растений, к заживлению ран? (Образовательная)

3.     Что находится между корой и древесиной? (Камбий)

4.     Как называются растения, у которых на каждом экземпляре присутствуют только мужские или только женские цветки? (двудомные).

5.     Назовите виды корней? (Главный, боковые, придаточные)

6.     Назовите типы корневых систем?

7.     Как называются места прикрепления к стеблю листа на побеге? (узлы)

8.     Как называется порядок расположения листьев на побеге? (Листорасположение)

9.     Какие вы знаете типы жилкования листьев?

10.  Что такое корневище, клубень, луковица? (Видоизмененные побеги)

11.  Что такое годичные кольца? (Прирост древесины за год)

12.  Какие листья называются сложными?

13.  Какие ткани входят в состав жилка листа? (проводящая и механическая)

14.  Как называется околоцветник, в составе которого можно выделить лепестки и чашелистики (двойной)

 

VIII. Песни о растениях.

Каждый участник называет песню, в которой упоминается то