Как написать доклад по химии и биологии

Калинина Ольга  Анатольевна

Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату). 

Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_napisat_doklad.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:


КАК НАПИСАТЬ ДОКЛАД

Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату). 

Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом. 


  • Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников). 

  • Составление библиографии. 

  • Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений. 

  • Разработка плана доклада. 

  • Написание. 

  • Публичное выступление с результатами исследования. 


В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы. 

Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль. 
Академический стиль - это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы: 


  • предложения могут быть длинными и сложными; 

  • часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины; 

  • употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”, “на наш взгляд”; 

  • авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”; 

  • в тексте могут встречаться штампы и общие слова. 


Как подготовить доклад по гуманитарным наукам - смотри памятку “Как написать реферат”. 

Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты.

Общая структура такого доклада может быть следующей: 


  1. Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию). 

  2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема). 

  3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее). 

  4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, “раскладывая” ее на составляющие). 

  5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер). 

  6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).

  7. Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах. 

  8. Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5. 


Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата. 


  • Титульный лист 

  • Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). 

  • Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы) 

  • Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос) 

  • Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада) 

  • Список литературы. Правила составления списка используемой литературы смотри в памятке “Как написать реферат”. 


Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией. 


  • Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. 

  • В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы. 

  • Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе. 

  • Не бойтесь аудитории - ваши слушатели дружески настроены. 

  • Выступайте в полной готовности - владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно. 

  • Сохраняйте уверенный вид - это действует на аудиторию и преподавателей. 

  • Делайте паузы так часто, как считаете нужным. 

  • Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту. 

  • Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы. 

  • Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д поможет вам выиграть драгоценное временя для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ. 


При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который несомненно будет высоко оценен преподавателем.

^ КАК НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ

Несколько НЕ 

Реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ является конспектом. 
Реферат НЕ пишется по одному источнику и Не является докладом.
Реферат НЕ может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах. 

В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается. 

Реферат состоит иэ нескольких частей: 


  • титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения); 

  • оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата; 

  • введение; 

  • основная часть, состоящая из глав; 

  • заключение; 

  • список использованной литературы. 


Во введении объясняется: 


  • почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к теме (проблеме), чем она актуальна (отношение современного общества к этой теме (проблеме), какую культурную или научную ценность представляет (с точки зрения исследователей, ученых); 

  • какая литература использована: исследования, научно-популярная литература, учебная, кто авторы... (Клише: “Материалом для написания реферата послужили ...”) 

  • из чего состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. Клише: “Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена.., во 2 главе ... В заключении сформулированы основные выводы...”) 


Основная часть реферата состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения) 

Если доказательства заимствованы у автора используемой литературы - это оформляется как ссылка на источник и имеет порядковый номер. 

Ссылки оформляются внизу текста под чертой, где указываются порядковый номер ссылки и данные книги или статьи. В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод. (Клише: “Таким образом,.. Можно сделать заключение, что... В итоге можно прийти к выводу... ”) 

В заключении (очень кратко) формулируются общие выводы по основной теме, перспективы развития исследования, собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними. 

Список литературы составляется в алфавитном поряке в конце реферата по определенным правилам. 

Описание книг 

Автор(ы). Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы. 

Пушкин А. С. Стихотворения. - Спб.: Азбука, 1998. - 170 с. 

Описание сборников 

Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы. 

Литература: Справ. шк. - М.: Просвещение, 1996. - 600с. 

Описание статей 

Автор(ы). Заглавие //Название журнала (газеты). - Год. - Номер. - Страницы статьи. 

Уфимцева К. В стране русского языка // До 16 и старше. - 2001. - N° 1. - С. 5-8. 


Этапы (план) работы над рефератом 


  1. Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни. 

  2. Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения. Для этого нужно название темы превратить в вопрос. 

  3. Найти книги и статьи по выбранной теме. (для средних классов - не менее 3-х источников, для старшеклассников не менее 5). Сделать список этой литературы. 

  4. Сделать выписки из книг и статей. (Обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе). 

  5. Составить план основной части реферата. 

  6. Написать черновой вариант каждой главы. 

  7. Показать черновик педагогу. 

  8. Написать реферат. 

  9. Составить сообщение на 5-7 минут, не более.


^ КАК НАПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ 

Рецензия (от лат. recensio "рассмотрение") - отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации. 

Рецензию характеризует 
небольшой объём и краткость

Рецензент занимается в первую очередь 
новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение.

В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии. 

Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы: 


  • небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; 

  • сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; 

  • развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка. 


Под школьной экзаменационной рецензией понимается рецензия - развернутая аннотация. 


Примерный план рецензии на литературное произведение. 


  1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания. 

  2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление). 

  3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
    - смысл названия
    - анализ его формы и содержания 
    - особенности композиции 
    - мастерство автора в изображении героев 
    - индивидуальный стиль писателя 

  4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: 
    - основная мысль рецензии 
    - актуальность тематики произведения 


В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной. 


Принципы рецензирования. 

Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного анализа произведения. 

Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме “нравится - не нравится” без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом. 

Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно. 

Отношения между рецензентом и автором - творческий диалог при равном положении сторон. 

Авторское “я” проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции. 

Критика не изучает литературу, а судит её - с тем, чтобы сформировать читательское, общественное отношение к тем или иным писателям, активно воздействовать на ход литературного процесса. 

Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии: 

Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом. 

Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгады-ваешь. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора. 

Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как они расположены? 

Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент разбирает “как сделан” текст. 

Школьную рецензию стоит писать так, как будто никто в экзаменационной комиссии с рецензируемым произведением не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.