Участие педагога в проектировании образовательной деятельности

Карачевцева Елена Дмитриевна

Участие педагога в проектировании образовательной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                    «Детский сад «Лучик»»

 «В русском селе».

        (проект)

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/110/46/110046315______14.png

Авторы: Шугаипова Т.И.

Кузьминых Л.И.    

Муз. Руководитель: Карачевцева Е.Д.                                                            

п. Коммунистический, 2015г.

Введение

Сейчас с возвращением к нам национальной памяти, всё больше и больше хочется знать о русской культуре, её прошлом, о том, как жили наши предки, во что одевались, что ели и чем занимались, а в дошкольном возрасте это как никогда актуально. Данная тематика вызывает у детей большой интерес именно по этому, данный проект направлен на изучение истории русского народа, организации его быта, особенностях национального костюма, русской народной кухни, роде занятий русского народа.

Проблема: в возрасте 3-5 лет знания детей об истории русского народа очень малы, даже можно сказать минимальны. Хотя данная тема оказалась оче6нь привлекательной для воспитанников т.к. при чтении русских народных сказок и рассматривания к ним иллюстраций от детей прозвучало множество вопросов о том, как люди жили раньше?

Актуальность: В настоящее время страна переживает политический, экономический и социальный кризис, влияющий и на моральные устои общества. Отказ от прежних советских идеалов, отсутствие четко определенных нравственных ценностей вызвали нежелательные последствия в нравственном развитии подрастающего поколения.

Актуальность данного проекта определена современной ситуацией общественного развития, характеризующейся обращением к общечеловеческим ценностям и, в то же время, к человеческой индивидуальности. 

Цель: сформировать представления детей о жизни русского народа.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о быте русского народа посредством экскурсий в Русскую горницу;
  2. Знакомить с русским народным женским и мужским костюмом;
  3. Знакомить с традиционной русской кухней;
  4. Знакомить с  основными занятиями русского народа .
  5. Развивать творческие способности.
  6. Воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за русский народ посредством восприятия русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, ситуативных разговоров, продуктивной деятельности.

Ожидаемые  результаты:

В ходе реализации проекта предполагается расширение представлений у детей о русском народе, формирование интереса к русской народной культуре, воспитание чувства гордости за русский народ.

 

Аннотация проекта.

Вид проекта: Исследовательско – творческий.

Участники проекта: Дети, родители, педагоги.

Целевая группа: Дети 3-5 лет.

Масштаб проекта: Краткосрочный.

Проект опирается на следующие научные принципы:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие представления, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Реализация проекта предполагается при комплексном осуществлении следующей деятельности:

- познавательно – исследовательскую (экскурсия, изучение литературы по теме);

- продуктивную (рисование, аппликация, конструктивная деятельность);

- игровая деятельность (дидактические игры);

- восприятие русских народных сказок;

- драматизация сказки;

- двигательная деятельность (русские народные подвижные игры);

- ситуативные разговоры по теме;

- организация выставок, презентаций;

- итоговое культурно – досуговое мероприятие.

Этапы реализации проекта программы.

1.

Подготовительно - проектировочный

30 марта 2015г. – 3 апреля 2015г.

2.

Практический

13 апреля 2015г. – 24 апреля 2015г.

3.

Обобщающе - результативный

27 апреля – 30 апреля 2015г.

План мероприятий.

№ п/п

Название мероприятия,

Цель

Сроки проведения

Ответственные

1. Подготовительно – проектировочный этап.

1

Подборка материала.

2.

2. Практический этап.

2.1.

Экскурсия в русскую горницу «В гости к тетушке Маланье»

Знакомство с убранством русской избы

06.04.2015

2.2.

 Аппликация «Рушник» - дети 3-4 лет.

07.04.2015

Конструирование из бумаги «Русская печь» - дети 4-5 лет.

07.04.2015

09.04.2015

2.3.

Экскурсия в русскую горницу «Маланьин сундук»

Знакомство с русским народным женским и мужским костюмом.

13.04.2015г

2.4.

Рисование «Ванькина рубаха» - дети 3-4 лет

14.04.2015г.

2.5.

Рисование «Аленкин сарафан» - дети 4-5 лет

14.04.2015г.

2.6.

Драматизация «Сарафан в гостях у рубахи»

16.04.2015г.

2.7.

Экскурсия в русскую горницу «Маланьин погребок»

Знакомство с традиционной русской кухней

20.04.2015г.

2.8.

Аппликация «Соленья» - дети 3-4 лет.

21.04.2015г.

2.9.

Аппликация «Каравай»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              - дети 4-5 лет

23.04.2015г.

2.10.

Создание книги рецептов «Книга русской кухни» - родители воспитанников

20.04.2015 – 24.04.2015

3. Обобщающе – результативный этап.

3.1.

Итоговое мероприятия «Русские посиделки»

 Обобщение полученных представлений о жизни русского народа

27.04.2015г.

3.2.

Презентация книги рецептов.

27.04.2015г. – 30.04.2015г.

3.3.

Выставка творческих работ детей за период реализации проекта.

27.04.2015г. – 30.04.2015г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Лучик»

Семинар-практикум для педагогов

«Развитие музыкальных творческих способностей в контексте ФГОС ДО»

Музыкальный руководитель:

Карачевцева Е.Д.

п. Коммунистический

2016 г.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Основные задачи:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— развитие восприятия музыки;

— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Содержание музыкального образования (воспитания и обучения) включает в себя музыкальные знания, умения и навыки (ЗУНы), музыкально-эстетическое сознание и опыт творческой деятельности ребенка в этом направлении. Педагогу в своей работе обязательно нужно придерживаться приоритета культурных ценностей в содержании образования. И только при условии применения ценностного содержания в музыкальном образовании у воспитанников будут сформированы социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений (целевые ориентиры). В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:

— проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;

— обладает установкой положительного отношения к миру;

— обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности,

— использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

— подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и воспитанников
должно быть направлено на приобретение опыта у детей в музыкальных видах деятельности.

При этом педагогу необходимо:

— учитывать образовательные потребности и самих детей, и их родителей;

— формировать и поддерживать положительную самооценку воспитанников;

— использовать такие формы и методы работы, которые соответствуют возрастным и

индивидуальным особенностям детей;

— поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка.

Творчество охватывает широкий спектр человеческой деятельности: наука, искусство, все изобретения человеческой цивилизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством. Непосредственно в музыкальной деятельности это происходит через 

Восприятие музыки.

Исполнительство (вокальное, инструментальное):

  • пение;
  • музыкально-ритмические движения;
  • игра на детских музыкальных инструментах.

Творчество (вокальное, инструментальное):

  • пение;
  • музыкально-ритмические движения;
  • музыкально-игровая деятельность;
  • игра на музыкальных инструментах

В разных формах образовательной деятельности

В дошкольной педагогике выделяют условия развития детского творчества:

  1. Раннее начало, раннее приобщение к творческой деятельности.
  2. Создание взрослыми для ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
  3. Формирование у ребенка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
  4. Поддержание эмоционального состояния в процессе творческой деятельности, демонстрируя ребёнку положительное отношение к нему и его деятельности: улыбаться, аплодировать, проявить мимическую заинтересованность.
  5. Создание ситуации успеха для ребёнка.
  6. Отсутствие внешнего принуждения или жесткой регламентации деятельности.
  7. Обогащение предметно-пространственной среды для реализации творческой активности ребенка.

Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств для обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.

  1. Творческая личность самого педагога. Только личность творческая, нестандартно мыслящая может воспитать творческую личность.

Включение детей в музыкальное творчество требует особых педагогических усилий. Прежде всего, педагогу необходимо практически освоить модель личностно ориентированного взаимодействия с детьми. Только в ситуации опоры на принципы гуманистической педагогики игровая деятельность детей обретет свое истинное значение: принесет детям радость и удовольствие, приведет к раскрепощению творческих сил и к самовыражению, обогатит их

Методика организации творческой деятельности должна основываться на следующих принципах:

  • свобода волеизъявления, когда взрослый помогает ребенку в организации творческой деятельности, не навязывает ему тему, дает свободу выражения своего собственного «Я»: «Делай, как хочешь, как тебе это нравится».
  • при организации музыкальной деятельности необходимо дать возможность ребенку проявить себя везде, где бы он мог выразить свое «Я»;
  • привлечение всех детей до единого: нет бесталанных детей, каждый имеет свои склонности, способности, каждый где - то может проявить себя, свою активность. личный опыт в общении с музыкой.

В музыкальном развитии дошкольников, кроме песенного и инструментального творчества, различают танцевально-игровое творчество.

Для развития творческих способностей дошкольники, прежде всего, должны накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться, добиваться навыка исполнения. Этот этап работы можно рассматривать как интенсивный тренинг.

Творческие задания в танцах начинаются с простых импровизаций, различных переплясов и двигательных игр для детей. Опыт показывает, что лучше использовать пьесы, написанные в двухчастной форме. Педагог может предложить детям и более сложные задания: часть танца придумывает он, вторую часть – дети. «Главное – всегда очень внимательно слушать музыку, она обязательно подскажет, какое движение выбрать: меняется мелодия – меняется движение, повторяется звучание – можно повторить и движение», — скажете Вы.
Вы должны запомнить, что двигательная импровизация возможна только на основе свободного владения своим телом, т.е. тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения.

Творческие задания на движения еще называют этюдами (фр. – учение)
Напр., сюжетные этюды. Они могут быть групповыми и индивидуальными. В групповом этюде более свободно чувствуют себя малоактивные, застенчивые дети. Движения сверстников помогают им исправить ошибки, почувствовать уверенность в себе. В индивидуальном этюде ребёнок выполняет игровые действия без показа педагога. Он сам находит соответствующие движения, помогающие эмоционально передать игровой образ сюжета. Индивидуально-творческий этюд позволяет увидеть степень развития ребёнка, его творческие способности, избежать заимствований.

Сюжетные этюды можно разделить на следующие виды:
Динамические этюды позволяют раскрыть какую-либо ситуацию, сюжет в раз-витии, например: «На лыжах», «Играем в снежки», «Собираем ягоды», «Хитрая лисичка» и т.п. В работе над созданием динамического этюда можно выделить несколько этапов:
— создание изобразительного образа: «Скачут зайчики», «Бежит лисичка»,
— создание изобразительного образа в контрасте: «Мишка спит» — «Мишка собирает грибы»,
— создание выразительного образа: «Кошечка заболела», «Солнечный зайчик».

Статические этюды. Легче всего дети создают и изображают образ по иллюстрации (картинке) с музыкальным оформлением: «Кукла спит», «Солдатик стоит», «Собачка отдыхает».

Позиционные этюды с интересом выполняют дети младшего дошкольного возраста. Они дают возможность ребёнку самостоятельно придумать композицию, используя жизненный опыт в соответствии с возрастом: «Птичка сидит на ветке», «Солнышко улыбается». Для создания выразительного статического образа необходимо развивать мимику и общую пластику, а также координацию движений.

Переходные этюды из динамических в статические. Игра «Замри», «Море волнуется раз». По условиям игры виды движений чередуются. Этот тип сочетает в себе выразительные возможности динамических и статических этюдов.
Для этого вида творческих заданий предпочтение отдаётся яркой изобразительной музыке. Задача педагога – помочь ребёнку качественной и выразительной импровизацией на фортепиано.
К творческим относятся и специальные театральные игры для детей или творческие этюды.
Это — маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предполагаемых ситуациях, обстоятельствах, условиях.

Угадай, что я делаю
Цель: объяснить заданную позу, развивать воображение, память.
Ход: педагог предлагает принять определенную позу и объяснить ее.
1. Стоять с поднятой рукой. Варианты ответов: кладу книгу на полку, вешаю куртку, украшаю елку и т.д.
2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка.
3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку, рисую мелом.
4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок.

Одно и то же по-разному
Цель: развивать умение оправдывать и объяснять свое поведение, свои действия нафантазированными причинами, предлагаемыми обстоятельствами, развивать воображение, веру, фантазию.
Ход: детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек идет, сидит, бежит, слушает и т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается.
Дети делятся на 2-3 творческие группы, каждая получает определенное задание.
1 — сидеть. Варианты: сидеть у телевизора, в цирке, в кабинете у зубного врача и т.д.
2 — идти. Варианты: идти по дороге, а вокруг лужи и грязь, по горячему песку, по узкому мостику, по горной тропинке.
3 — бежать. Бежать, опаздывая в театр, от злой собаки, попав под дождь и т.д.

Превращения предмета.
Цель: развивать сообразительность, воображение и фантазию.
Ход: предмет кладется на стул в центре круга или передается от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение.
Варианты:
1. карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, зубная щетка
2. маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, цыпленок, колобок
3. записная книжка — зеркальце, мыло, шоколадка, обувная щетка.

Игры с воображаемыми предметами.
Король
Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход: на роль короля выбирается ребенок. Остальные — работники, они договариваются между собой, что будут делать, на какую работу наниматься. Подходят к королю.
— Здравствуй, король! — Здравствуйте! — Нужны вам работники? — А что вы умеете делать? — А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят, стирают, вышивают, поливают цветы и т.д.
Король должен отгадать. Если он сделает это правильно, то догоняет детей. Первый пойманный ребенок становится королем.

День рождения
Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях.
Ход: выбирается ребенок, который приглашает детей на день рождения. Гости приходят и приносят воображаемые подарки. Именинник (и другие гости) отгадывают.

Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем.
Можно предложить следующие задания: мыть руки, рисовать, стирать платок, укачивать куклу и т.д., а также выполнять парные и коллективные задания: играть в мяч, тянуть канат, передавать вазу с фруктами.
Темы должны быть близки и понятны детям — Ссора, Встреча, Знакомство, Угощение, Разговор по телефону и т.д.

Сочиняя этюд, дети должны дать ответы на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, почему, когда, зачем.
Можно предложить этюды на основные эмоции: Грусть, Гнев, Радость, Удивле-ние, Страх. Можно на пять органов чувств: Слух, Зрение, Обоняние, Осязание, Вкус. Например, попробовать на вкус горькое лекарство, конфету; ощутить запах краски, готовящегося пирога.

В процессе танцевально-игрового творчества реализуются многие задачи, которые указаны в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС дошкольного образования: становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений и др.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: