Воспитательная работа

Неумоина Елена Николаевна

Материалы по воспитательной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma_2_kl_14-15.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Актуальность создания Программы воспитания духовно-нравственного развития

 Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

              Появилась необходимость  разработки   программы воспитания, где главной целью станет воспитание активной развивающейся личности, способной к творческой самореализации при условии сохранения её социального, физического и психического здоровья.

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению, где традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества все более возрастает роль духовно-нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Духовно-нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе духовно-нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении.

Для духовно-нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Это влечет за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Такие условия сплошь и рядом сами складываются в жизни, их можно создать и специально в игре, учении, труде и в творческих занятиях. Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчета.

Цель программы

Цель программы школы:

Создание   единой  системы  учебной   и внеучебной деятельности учителей и учащихся, направленной на воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению, ориентированной на творчество, самопознание и самовоспитание в свете требований ФГОС НОО.

Цель программы класса:

- развитие духовно – нравственных и творческих сил ребенка, создание оптимальных условий для самораскрытия;

Задачи:

  • ·формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • ·формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • ·развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

  • ·формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • ·развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • ·развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
  • ·формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Содержание и организационные формы воспитательной работы классного руководителя соответствуют основным принципам концепции воспитательной работы школы, и эти принципы ориентируют воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности.

Концептуальная  основа    Программы

Обоснование выбора направления

Для реализации в школе, а значит и в классе определены  следующие направления  внеучебной работы, отвечающие Концепции развития ОУ:

  • духовно-нравственное
  • социальное
  • общеинтеллектуальное
  • общекультурное  
  • спортивно-оздоровительное

1) Духовно – нравственное

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

1.1)  Военно – патриотическое         

 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
  • умение отвечать за свои поступки;

2)  Социальное

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

3)  Общеинтеллектуальное

Воспитание ценностного отношения к учёбе как виду творческой деятельности; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • создание благоприятных условий для развития одарённых и способных детей;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4)  Общекультурное

  • воспитание  доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности  к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • воспитание  уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признание право каждого на собственное мнение и умения  принимать решения с учётом позиций всех участников;

5)  Спортивно – оздоровительное направление

  • понимание значения занятий физической культуры для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;
  • выполнение правил личной гигиены и развитие готовности на основе их использования самостоятельной поддержки своего здоровья;
  • представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • формирование  потребности вести здоровый образ жизни;

           Планируемое содержание воспитательной работы соответствует целям деятельности, заявленным в нормативных документах.

    Прогнозируемые личностные, метапредметные и предметные результаты программы воспитания

Личностные УУД

Регулятивные  УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,

«терпение», «родина»,

«природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость»,«желание понимать друг друга»,

«понимать позицию

другого», «народ»,

«национальность» и т.д.

 2.Уважение к своему народу, к другим

народам, принятие ценностей других

народов.

3.Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного

маршрута.

4.Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных

текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель. Планировать алгоритм его выполнения.

Корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2.Использовать при выполнении задания различные средства:

справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3.Определять самостоятельно

критерии оценивания, давать самооценку.

1.Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

2.Анализировать, сравнивать,

группировать различные объекты, явления, факты.

3.Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию,

преобразовывать её, представлять

информацию на основе схем, моделей, сообщений.

1.Участвовать в диалоге;

слушать и понимать

других, высказывать

свою точку зрения на

события, поступки.

2.Оформлять свои мысли

в устной речи с учетом

своих учебных и

жизненных речевых ситуаций.

3.Выполняя различные

роли в группе, сотрудничать в совместном решении

проблемы (задачи).

4.Отстаивать свою точку

зрения, соблюдая

правила речевого

этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

5.Критично относиться к

своему мнению. Уметь

взглянуть на ситуацию с

иной позиции и

договариваться с людьми иных позиций.

6.Понимать точку зрения другого.

7. Участвовать в работе

группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

План воспитательной работы в классе

направления / дата

Сентябрь     1-6

8-13

15-20

22-27

Организационная деятельность

1.Составление расписания классных часов, кружков, спортивных секций..

2. Организация горячего питания.

1. Оформление классного уголка.

2. Сбор заявлений в ГПД.

3. Запись детей в детские объединения, секции.

Кл.час.  Распределение поручений, организация дежурства в классе.

Кл.час «Ты хозяин в своём классе» (о бережном отношении к классу и учебным принадлежностям) 

Духовно-

нравственное

1.  День Знаний. Торжественная линейка «Здравствуй ,школа!».

2.Урок Знаний, посвященный 100-летию Первой мировой войны (1914-1918г.г.)

30.09

Работа с одаренными детьми. Конкурс   рисунков «Осень, осень, в гости просим»

Спортивно-оздоровительное

1.Учёт детей инвалидов и детей с ослабленным  здоровьем.

2. Уроки по правилам дорожного движения.

«Внимание, светофор!»

 Проведение инструктажей по ТБ с учащимися «Дорога в школу и домой. ПДД». 

Оформление страниц здоровья в журнале.

День здоровья.

Общекультурное

 Беседы: «Школьная форма и внешний вид в школе»

Общеинтел-

лектуальное

Кл.час  «О нормах поведения в школе».

Социальное

Участие в акции «Внимание, дети!»

Изготовление поделок и открыток  - подарки ветеранам» (к Дню пожилого человека  ).

Работа с родителями

Организационные родительские собрания.

-Информационная деятельность по ознакомлению родителей с ФГОС НОО.

Индивидуальные беседы  с родителями  детей «группы риска», неуспевающими и по мере необходимости-1 раз в неделю

направления / дата

Октябрь      29-4

6-11

13-18

20-25

Организационная деятельность

Рейд по проверке внешнего вида учащихся

Смотр конкурс «Классный уголок».

Духовно-

нравственное

Спортивно-оздоровительное

Классный час по профилактике ДТП.

Кл.час. «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

Общекультурное

День правовых знаний . Кл.час  «Семья – основа государства».

Общеинтел-

лектуальное

Кл.час. «По дорогам сказок»

Социальное

Акция «Милосердие» - День пожилого человека .

Экскурсия в городской парк «Лес, словно терем расписной!»

Работа с родителями

15.10.Выставка поделок из природного материала  «Мама, папа, я – творческая семья…» 

(совместная работа детей и родителей)              

Отв. 2 классы

Родительское собрание «Обязанности ребенка в семье»

Направления/ дата

              27-01

Ноябрь 10-15

17-22

24-29

Организационная деятельность

Проведение общешкольной линейки. (Итоги первой четверти)

Духовно-

нравственное

Урок патриотизма, посвященный Дню народного единства.

14.11. Конкурс рисунков «С чего начинается Родина?»

Спортивно-оздоровительное

Беседы по предупреждению детского травматизма в период осеннего ледостава: «Будь осторожен на льду».

Общекультурное

Посещение музея краеведения.

28.11. Общешкольное мероприятие «При солнышке тепло, при матери добро»

Отв. 2 классы

Общеинтел-

лектуальное

Участие в Международной игре- конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок»

Социальное

«Настроение в школе».Кл.час с элементами психогимнастики (“Передай улыбку по кругу”,и др.).

Начало акции «Помоги птицам зимой!»

 

Работа с родителями

Консультативная встреча «Предупреждение неврозов». Психолог

Еремеева О.А.

Социальное партнерство школы и родителей в подготовке новогодних праздников.

        

Направления/дата

Декабрь       1-6

8-13

15-20

22-27

Организационная деятельность

Организация отдыха детей в зимние каникулы.

Духовно-

нравственное

Международный игровой конкурс по английскому языку «Британский

бульдог».

Мастерская Деда Мороза (поделки,    

   подарки).

Новогодний утренник

Спортивно-оздоровительное

 Соцопрос «Любишь ли ты спорт?»

Кл.час.  «Мальчишки и девчонки! Давайте жить дружно».

Общекультурное

Кл. час, посвященный годовщине Московской битвы.

Кл.час. Устный журнал               «В лесу родилась ёлочка…»         

Общеинтел-

лектуальное

Участие в муниципальном  конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку.

19.12. Конкурс рисунков «Новогодняя карусель».

Социальное

1. Беседы по правилам пожарной безопасности во время проведения новогодних елок.

2.Беседы о возможных опасностях во время школьных каникул.

Работа с родителями

 Классные род.собрания :

-предварительные итоги второй четверти.

-организация дежурства родителей во

   время проведения Новогоднего праздника.

Направления/дата

Январь       12-17

19-24

26-31

Организационная деятельность

Обследование на дому обучающихся из социально-незащищенных семей.

Духовно-

нравственное

        

27.01. Выставка рисунков «Зимние забавы!»

Спортивно-оздоровительное

Декада физической культуры

 « Любишь спорт – бережешь здоровье»13-23

Закаливание организма. Катание на   санках, лыжах, игры на свежем воздухе.  

Кл.час «Сон-лучшее лекарство!».

Общекультурное

Кл.час «Будем делать хорошо и не будем плохо!» (Об отношениях друг с другом, родителями).

Общеинтел-

лектуальное

Социальное

Экскурсия «Мой город зимой».

Работа с родителями

Консультативные встречи с психологом«Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости» Психолог

Еремеева О.А.

Индивидуальные консультации для родителей.

Направления/дата

Февраль       2-7

9-14

16-21

23-28

Организационная деятельность

Обследование семей, находящихся в социально-опасном положении.

Духовно-

нравственное

День памяти юного героя-антифашиста.

День защитника Отечества. Операция «Ветеран». Поздравление    защитников Отечества

Спортивно-оздоровительное

Беседы о правилах поведения на зимней дороге.

21.02 Общешкольное мероприятие«А ну-ка, мальчики». (2-ые классы)

Общекультурное

Кл.час «Правила жизни честного человека" ИКТ

Общеинтел-

лектуальное

Международный игровой конкурс по истории  «Золотое руно».

19.02. Работа с одаренными детьми. Конкурс стихов «Дети против войны».

Социальное

Рейд по проверке состояния учебников.

Работа с родителями

Кл. часы. Встречи поколений (встречи с родителями, служивших в армии.

Консультативные встречи с психологом «От чего зависит работоспособность младших школьников?»

Направления/дата

Март            2-7

9-14

16-21

Организационная деятельность

Рейд по проверке соблюдения требований к школьной форме учащихся

Духовно-

нравственное

Праздник «Самая прекрасная на свете!!!»

19.03 Конкурс рисунков «По страницам любимых книг».

Спортивно-оздоровительное

Беседы «Внимание! Ледоход». Правила безопасности на воде.

Практическое занятие «Действуем по сигналу SOS»

Общекультурное

Общеинтел-

лектуальное

 Международный конкурс- игра по математике «Кенгуру – математика для всех»

Классный час: «Итоги 3-ей четверти»

Социальное

Кл. час. «Нет вредным привычкам!».

Работа с родителями

Консультативные встречи «Режим дня в жизни школьника»

Общешкольное родительское собрание (по плану).

Направления/дата

Апрель    1-4  

6-11

13-18

20-25

Организационная деятельность

Улучшение медицинского   обслуживания. Профилактический   осмотр учащихся.

Духовно-

нравственное

Месячник  экологического воспитания.

Классный час,   посвященный  Дню космонавтики.

Спортивно-оздоровительное

Кл.час. Уроки по ПДД. Встреча с работниками

   ГИБДД «Наш друг – велосипед»

Общекультурное

Погружение в мини-проект «Связь поколений»

Кл.час. День Земли. Экскурсия в краеведческий    музей.

Общеинтел-

лектуальное

Всероссийский конкурс-игра по естествознанию «Человек и природа»

27.04. Выставка рисунков одарённых детей

  «Победный май!»

Социальное

Кл.час.  «Укрась кусочек планеты». Уборка

   территории вокруг школы.

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями

Соцпедагог

Психолог

Еремеева О.А.

Направления/дата

Май         27-30

4-8

11-16

18-23

25-30

Организационная деятельность

Кл.час. Изучаем свои права и обязанности.

Проведение инструктажей по технике безопасности на период летних каникул.

Духовно-

нравственное

Неделя Боевой Славы «Да будет вечной о героях память»

Уроки мужества «Уроки великой победы!».

Спортивно-оздоровительное

День Здоровья

«Праздник эстафет»

Общекультурное

Защита мини-проекта «Связь поколений»

Общеинтел-

лектуальное

Классный час «Заочное путешествие по городам -героям»

Социальное

Операция «Ветеран».

Работа с родителями

28.05. Итоговые праздничные собрания.

Модель выпускника 2-го класса.  Универсальные учебные умения.

Формирование универсальных учебных умений осуществляется с учётом:

а) индивидуальных возрастных особенностей первоклассников;

 б) преемственности при формировании этих умений в предшкольном периоде.

        

Личностные

   Сформированность внутренней позиции школьника, мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и моральная децентрация.

   •   Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

•   Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

•   Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

•   В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные

   Функционально-структурная сформированность продуктивной деятельности; для познавательных знаково-символических действий – моделирование (кодирование и дифференциация планов знаков и означаемого)   •   Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

•   Проговаривать последовательность действий на уроке.

•   Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

•   Учиться работать по предложенному учителем плану.

•   Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

•   Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные

   Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

 - установления взаимно-однозначного соответствия;

- синтез как составление целого из частей;

- умение устанавливать аналогии на предметном материале;

- сравнение, группировка, классификация объектов на конкретно-чувственном предметном материале;

- установление причинно-следственных связей;

- различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности;

  умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;

- переход от эгоцентризма как особой умственной позиции  (абсолютизации собствнной познавательной перспективы) к децентрации (координации нес-кольких точек зрения на объект).   •   Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

•   Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

•   Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

•   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

•   Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

•   Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные

   Учет позиции собеседника (партнера); умение организовать и осуществить сотрудничество; адекватность передачи информации и отображения предметного содержания и условий деятельности.

   •   Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

•   Слушать и понимать речь других.

•   Выразительно читать и пересказывать текст.

•   Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

•   Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).