Внеклассная работа по предмету


Предварительный просмотр:

                 Торжественная линейка          

                                                                                                                  памяти

«Во имя памяти ушедших, во имя совести живых», посвящённая

70-летию Победы в Сталинградской битве

1 Чтец: Не  перечислить всех героев,

Оставшихся  навеки  там,

Где и поныне пахнет кровью

Земля  с  железом  пополам.

Пройдут  года, потом  тысячелетия,

И вечно будет  помнить  вся  земля

Великую победу в сорок  третьем,

Тот зимний  день – второе  февраля…

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Ведущий 1.  Когда говорят о героическом прошлом России, то в первую очередь вспоминают о победе нашей страны в самой кровопролитной войне во всей человеческой истории - в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Не мы ее начинали, она была нам навязана и принесла народу много горя.

Ведущий 2.  22 июня в 4 часа утра фашистская Германия  вероломно, без объявления войны напала на Советский Союз. На защиту Родины встали все народы нашей страны.

Ведущий 1.  Для советских людей это была священная война во имя свободы и независимости нашей Родины, во имя избавления Европы и всего мира от порабощения. 27 миллионов жизней унесла эта война. Она разорила сотни городов и сел, лишила тысячи детей их родителей. Но советские люди победили.

Ведущий 2.  Победили потому, что до конца были преданы своей Родине, потому что проявили настоящее мужество, выдержку и отвагу.

Ведущий 1.  Сколько бы поколений людей ни прошло по земле, Великая Отечественная война никогда не должна изгладится из их памяти. Помнить войну и тех, кто принес победу - значит бороться за мир.

Ведущий 2.  В этом году мы отмечаем 70-летие Сталинградской битвы, которая стала коренным переломом в войне. Защитники Сталинграда стояли насмерть, но  не отдали город врагу.

Ведущий 1.  200 дней и ночей длилась Сталинградская битва. Защитники Сталинграда дали клятву: «Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!» И они сдержали свою клятву.

 

2 Чтец: Уходили мальчики - на плечах шинели,

Уходили мальчики - храбро песни пели.

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где - не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте.

На продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Повидали мальчики - храбрые солдаты-

Волгу - в сорок первом,

Шпрее - в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

Ведущий 1. Сталинградская битва – это кульминационный момент  Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.  Именно в этот период стратегическая инициатива на время перешла к Красной Армии. В результате Сталинградской битвы немецкому Вермахту было нанесено тяжелейшее поражение, в результате чего он впервые за время войны вынужден был оставить огромные территории, захваченные с большим трудом летом 1942 года.

Ведущий 2.  Подвиг Защитников Сталинграда известен всему миру. Благодаря подвигу и мужеству советских солдат, офицеров и жителей города, которые на протяжении 200 дней боролись за свой город, военная машина вермахта захлебнулась на берегах Волги.

Ведущий 1.  Символом стойкости советских воинов стал подвиг группы гвардейцев во главе с лейтенантом Афанасьевым и сержантом Павловым, которая защищала дом в центре города. Военная судьба свела в этот дом, ставший неприступной крепостью для фашистов, представителей девяти национальностей СССР. За 58 суток беспрерывных боев небольшой гарнизон дома уничтожил столько гитлеровцев, сколько не теряли они при взятии крупных западноевропейских городов. «В доме этом слились воедино подвиг ратный и трудовой» - гласит надпись на мемориальной стене.

Ведущий 2.  Оборонительный период Сталинградского сражения продолжался почти три месяца. Он стоил многих жертв советским войскам, но защитники, стоявшие насмерть в руинах города и обессмертившие его имя, выиграли время.

Ведущий 1.  Пока они отстаивали развалины каждого дома, бились за комнаты, лестничные площадки, воронки и подвалы Ставка Верховного Главного Командования приступила к разработке плана разгрома врага и создания сил и средств для его осуществления. Генерал армии Георгий Константинович Жуков, генерал-полковник Василевский, генерал-полковник артиллерии Воронов, стоя над картой СССР разрабатывали план «Уран».

Ведущий 2.  19 ноября 1942 г. началось историческое контрнаступление советских войск под Сталинградом. В 7 часов 30 минут последовала команда: "Огонь". Залпами реактивных установок - "Катюш" - началась артиллерийская подготовка. 3,5 тысячи орудий и минометов вели огонь по заранее разведанным целям, нанося противнику тяжелый урон. Такого по силе артиллерийского удара в истории войны еще не было.

Ведущий 1.  Прозвучали выстрелы последнего огневого налета и в 8 часов 50 минут стрелковые дивизии 5-й танковой и 21-й армии вместе с танками непосредственной поддержки пехоты перешли в атаку.

Ведущий 2.  В результате кровопролитных действий 31 января 1943 года прекратила сопротивление южная группировка врага. Северная продолжала сопротивляться до 2 февраля

Ведущий 1.  Потери Красной Армии в Сталинградской битве составили свыше 1 млн. 100 тысяч человек, 4341 танк, 2769 самолетов. 

Ведущий 2.  За свое мужество и героизм Сталинград завоевал звание города-героя и в дальнейшем был переименован в Волгоград.  И сейчас над Мамаевым Курганом стоит памятник, посвященный Родине-Матери, защищающей свое Отечество.

3 Чтец: На Мамаевом кургане тишина,

За Мамаевым курганом тишина,

В том кургане похоронена война,

В мирный берег тихо плещется волна.

Перед этою священной тишиной

Встала женщина с поникшей головой,

Что-то шепчет про себя седая мать,

Все надеется сыночка увидать.

Заросли степной травой глухие рвы,

Кто погиб, тот не поднимет головы,

Не придет, не скажет: Мама! Я живой!

Не печалься, дорогая, я с тобой!"

Ведущий 1.  Имена павших защитников Родины бессмертны. Почтим память павших минутой молчания.

Минута молчания

Ведущий 2. Каждый год вы, внуки и правнуки тех, кто защитил мир и жизнь на земле, возлагаете венки к могилам, обелискам и памятникам солдат, которые защищали нашу страну от врага. Так живет память! Так не иссякает наша благодарность воинам-победителям! Сменяются поколения, изменяется мир. Но и на будущие века для всех жителей земли останется незабываемым подвиг нашего народа – великая победа под Сталинградом!



Предварительный просмотр:

КОНКУРС ЗНАТОКОВ ИСТОРИИ

«Турнир СМЕКАЛИСТЫХ»

Цели: 1. В занимательной форме способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету;

2. Способствовать развитию умения оперировать историческими знаниями и применять их в нестандартных ситуациях, развитию логического мышления, речи учащихся;

3. В ходе игры вызвать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому, воспитывать уважительное отношение к командам-соперницам, чувство коллективизма.

Оборудование: воздушные шары; мячи; тесты; карточки с заданиями; портреты исторических деятелей.

Участники игры: учащиеся 6-9 классов, желающие проверить свои знания и побороться за приз.

Порядок игры: вначале игры и перед каждым туром ведущий обращается ко всем игрокам с просьбой выполнить конкурсное задание. Тот, кто первым правильно выполнит задание, тот получает одно очко.

Ход игры

В игре принимают участие 2 команды. Команды выбирают названия, девиз. Жюри фиксирует правильные ответы и подсчитывает баллы. Игра состоит из восьми туров.

Ведущий: Сражение сейчас начнется непростое:

Стремясь завоевать победу,

Вы копья будете ломать

Лишь в интеллектуальном поединке,

Вести который будем мы – герольды.

А чтоб турнир не превратился в драку.

А рыцари – в разбойников с большой дороги,

У нас есть строгий суд, который может

В мгновенье ока первенство отнять

И передать достойному. Ну что же,

Ни пуха, ни пера! Сражайтесь честно,

И пусть сегодня победит сильнейший.

Итак, мы начинаем конкурс

I тур

 «Разминка»                                                                                                              (вопросы задаются поочередно каждой команде, за правильный ответ – 1 балл)

  1. Имя князя, крестившего Русь? (Владимир)
  2. Как была названа «история пугачевского бунта» А.С. Пушкина? (Капитанская дочка)
  3. Столица Древней Руси? (Киев)
  4. Как называлась династия русских князей, правивших с 10 по 16 век? (Рюриковичи)
  5. Как называлась династия русских царей, правивших с 1613 по 1917 годы? (Романовы)
  6. Как называлось княжеское войско? (дружина)
  7. Народное собрание, решающее основные вопросы общественной жизни Древней Руси? (вече)
  8. Кто возглавлял русские полки на Ледовом побоище? (Александр Невский)
  9. Какой князь стоял во главе Куликовской битвы? (Дмитрий Донской)
  10.  Как называется ввоз товаров? (импорт)
  11.  Как называется вывоз товаров за рубеж? (экспорт)
  12.  Военное состязание рыцарей в силе и ловкости? (Турнир)
  13.  Что называли «Шведским озером»? (Балтийское море)

II тур

 «Конкурс джентельменов»

Ведущий: Во все времена ценилось умение вести себя в обществе. Сейчас вам предстоит написать все известные слова-обращения, которые адресовались к женскому полу в разных странах, в разные эпохи. За правильный ответ – 1 балл.

III тур

 «Пиши грамотно»                                                                                                              (командам раздаются карточки, где в словах есть выбор одной или нескольких букв,                             за правильный ответ – 1 балл)

Ведущий: Знаток истории должен правильно писать исторические понятия, термины, названия. Запишите правильно данные слова.

  1. Б(о,а)лканы (Балканы)
  2. П(и,е)р(и,е)неи (Пиренеи)
  3. М(а,о)н(о,у)фактура (Мануфактура)
  4. Р(е,и)к(о,а)нкиста (Реконкиста)
  5. С(и,е)нь(о,ё)р (Сеньор)
  6. Ва(с,сс)ал (Вассал)
  7. М(о,а)нархия (Монархия)
  8. Р(и,е)спублика (Республика)
  9. М(е,и)нарет (Минарет)
  10. Ер(и,е)тик (Еретик)

IV тур

«Конкурс капитанов»

Ведущий: На турнире побеждал самый-самый. Сейчас капитаны команд должны показать меткость и мячами попасть в шары. За меткое попадание 1 балл.

V тур

«Конкурс мудрецов. Отгадай тест»                                                                                                              (командам раздаются листы с одинаковыми тестами, за правильный ответ – 1 балл)

 1. Что такое архив?

     а) хранилище духов;                           в) хранилище документов;

     б) хранилище кувшинов;                    г) хранилище мумий. 

 2. Что такое история?

      а) наука побеждать;                                      в) наука о превращениях;

      б) наука о жизни людей в прошлом;           г) наука о звездах. 

 3. В какой части Евразии жили восточные славяне?

     а) восточная Европа;                                   в) западная Европа;

     б) малая Азия;                                              г) Балканы. 

 4. Какую религию исповедовали восточные славяне?

     а) христианство;                                                в) буддизм;

     б) ислам;                                                             г) язычество. 

 5. В каком году было крещение Руси?

      а) 988 г.;                                                          в) 766 г.;

      б) 898 г.;                                                          г) 1000 г. 

 6. Что относится к нововведениям петровской эпохи?

     а) введение нового летоисчисления;                              

    б) появление первых печатных книг;                               

    в) основание лицея в Царском селе;

    г) открытие Московского Университета. 

 7. Какой город был столицей Древней Руси?

      а) Углич;                                                      в) Киев;

      б) Новгород;                                                г) Полоцк. 

 8. Что, по выражению древних славян, не сваришь с лентяем и

    неумехой?

     а) кашу;                                                           в) суп;

     б) щи;                                                              г) пельмени. 

 9. На каком поле произошла битва русских воинов с монголо-

    татарами в 1380 году?

     а) на Утином;                                                  в) на Гусином;

     б) на Куликовом;                                            г) на Вороньем. 

 10. Категория населения на Руси, близкая к рабам?

     а) холопы;                                                       в) посадские;

     б) отходники;                                                  г) дворяне.

 11. Как называлось скрытое от мира поселение раскольников

    (старообрядцев)?

      а) монастырь;                                                 в) посад;

      б) скит;                                                            г) хутор. 

   VI тур

«Крылатые выражения»                                                                                                              (команды вытягивают карточки с заданиями и объясняют их, за правильный ответ – 2 балла)

1. «Бросить перчатку» - выражение пошло со времён средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку принимал вызов. Сейчас употребляется в значении «вызывать на спор».

2. Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фургона, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и горестно воскликнули: «Что с возу упало, то пропало»

VII тур

«Было или не было?»                                                                                                              (команды вытягивают карточки с заданиями и объясняют их, за правильный ответ – 1 балл)

Карточка 1

1. Был ли 1812 год

… годом окончания Столетней войны?

… годом начала Первой мировой войны?

… годом начала Отечественной войны с Наполеоном?

2.  Леонардо да Винчи

… был ли создателем картины «Джоконда»?

… был ли автором «12 статей»?

… был ли современником Яна Гуса?

Карточка 2

1. Балканский полуостров

… входил ли в состав Арабского халифата?

… был ли частью Османской империи?

… подвергался ли нашествию монголов?

2.  1914 год

… был ли годом подписания Ништадского договора?

… был ли годом окончания Русско-японской войны?

… был ли годом начала Первой мировой войны?

VIII тур

«Тёмная лошадка»                                                                                                              (командам предлагаются портреты исторических персонажей, за правильный ответ – 1 балл.        Если одна команда не отгадывает, то ответ переходит другой команде, никто не угадал, идут подсказки, за каждую подсказку снимается 1 балл)

                  Подготовила учитель истории Бузина Л.А.

                                                                       



Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА

«На знание исторических событий, знаменательных

и памятных дат 2012 года»

1.  Назовите имя, отчество князя, который 770 лет назад княжил в Новгороде?

(Александр Ярославович)

2.  Назовите озеро, на котором произошло сражение?

(Чудское озеро)

3.  Как назывался орден, с рыцарями которого было сражение на Чудском озере?

(рыцари Ливонского ордена)

4.  Когда произошло и как назвали это сражение?

(5 апреля 1242 года, Ледовое побоище)

5.  Как стали величать Новгородского князя после побед над немецкими рыцарями?

(Александр Невский)

6.  Кем были захвачены Смоленск, Новгород Великий и Москва в начале 17 века?

(Смоленск и Новгород Великий захвачены шведами, а Москва – поляками)

7.  В каком году Москва была освобождена от польских интервентов?

(в 1612 году)

8.  Кто освободил Москву от польских интервентов?

(Князь Дмитрий Пожарский и гражданин Кузьма Минин)

9.  Около какого собора находится памятник князю Пожарскому  и гражданину Минину?

(у собора Василия Блаженного (Покровский собор))

10. В каком году началась Отечественная война с Наполеоном?

(в 1812 году)

11. Около какого села произошло решающее сражение Отечественной войны?

(У Бородино)

12. Назовите имена главнокомандующих обеими армиями?

(Наполеон Бонапарт – Франция, Михаил Илларионович Кутузов – Россия)

13. Какое сооружение было воздвигнуто в память об Отечественной войне  1812 года?

(Храм Христа Спасителя в 1839-1883 году)

14. Кто в начале 20 века занимал пост губернатора Саратовской области?

(Пётр Аркадьевич Столыпин с 1903 по 1906 года)

15. Назовите реформу, которая стала главным делом жизни П.А. Столыпина?

(Аграрная или земельная реформа)

Подготовила учитель истории МОУ «Ерышовская СОШ» Бузина Л.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина На знание исторических событий, знаменательных и памятных дат 2012 года Подготоввила учитель истории МОУ «Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области» Бузина Л.А.

Слайд 2

1 вопрос: Назовите имя, отчество князя, который 770 лет назад княжил в Новгороде?

Слайд 3

2 вопрос: Назовите озеро, на котором произошло сражение?

Слайд 4

3 вопрос: Как назывался орден, с рыцарями которого было сражение на Чудском озере?

Слайд 5

4 вопрос: Когда произошло и как назвали это сражение?

Слайд 6

5 вопрос: Как стали величать Новгородского князя после побед над немецкими рыцарями?

Слайд 7

6 вопрос: Кем были захвачены Смоленск, Новгород Великий и Москва в начале 17 века?

Слайд 8

7 вопрос: В каком году Москва была освобождена от польских интервентов?

Слайд 9

8 вопрос: Кто освободил Москву от польских интервентов?

Слайд 10

9 вопрос: Около какого собора находится памятник князю Пожарскому и гражданину Минину?

Слайд 11

10 вопрос: В каком году началась Отечественная война с Наполеоном?

Слайд 12

11 вопрос: Около какого села произошло решающее сражение Отечественной войны?

Слайд 13

12 вопрос: Назовите имена главнокомандующих обеими армиями?

Слайд 14

13 вопрос: Какое сооружение было воздвигнуто в память об Отечественной войне 1812 года?

Слайд 15

14 вопрос: Кто в начале 20 века занимал пост губернатора Саратовской области?

Слайд 16

15 вопрос: Назовите реформу, которая стала главным делом жизни П.А. Столыпина ?



Предварительный просмотр:

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно»

                        А.С. Пушкин

Вспомним все юбилейные и памятные даты

770 лет битвы на Чудском озере

В Новгороде в это время княжил 20-летний Александр, сын Ярослава Всеволодовича. Во время его княжения противниками Руси были монголо-татары и западно-европейские соседи: немецкие рыцарские ордена, шведские и датские короли. Александр укрепил западные рубежи Новгородской земли, усилил наблюдения за устьем Невы.

5 апреля 1242 года на льду Чудского озера состоялась битва новгородцев и суздальцев под предводительством Александра Невского против рыцарей Ливонского ордена. Мужественно сражались русские воины, много немецких рыцарей было убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лёд. Битва на льду Чудского озера вошла в историю под названием Ледо́вого побо́ища.

  

Памятник дружинам Александра Невского установлен в 1993 году, на горе Соколиха в Пскове, удалённой почти на 100 км от реального места сражения. Изначально планировалось создать памятник на острове Вороний камень, что географически было бы более точным решением.

400-летие Нижегородского ополчения

Нижегородское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободившее в 1612 г. Москву от иноземных захватчиков, сыграло решающую роль в преодолении Смуты и восстановлении российской государственности. История ополчения по праву считается одной из наиболее ярких страниц истории России. В начале 17 в. Россия пережила тяжелейший кризис и вооруженное вмешательство Речи Посполитой и Швеции. Большие территории и крупные города: Смоленск, Новгород Великий были захвачены чужеземцами.

Городовой Совет Нижнего Новгорода поддержал инициативу Кузьмы Минина и организовал сбор необходимых средств.

Возглавил ополчение стольник князь Дмитрий Михайлович Пожарский. В Ярославле войско пополнилось новыми отрядами и особенно артиллерией. Общая численность ополчения, по разным подсчетам, достигла 10 тыс. служилых людей (дворян и стрельцов) и 2,5 тыс. казаков.

20 августа 1612 года ополчение под руководством Пожарского прибыло под Москву. 22 августа 1612 г. произошло первое сражение ополчения с польско-литовскими войсками. 24 августа 1612 года состоялось решающее сражение. Бои шли весь день и всю ночь, а наутро, не имея сил для продолжения боя, захватчики отступили в направлении Можайска и далее к границе. Остатки польско-литовского гарнизона, сидевшего в осаде в Московском Кремле капитулировали 28 октября 1612 года.

Москва была окончательно освобождена от чужеземных захватчиков.  Подвиг нижегородцев навеки остался в исторической памяти как образец патриотизма, воинской доблести и гражданской ответственности за судьбы России.

Памятник Минину и Пожарскому работы скульптора И. П. Мартоса - один из самых известных памятников Москвы. Он создавался с 1804 по 1815 гг. на народные пожертвования и был установлен 20 февраля 1818 г. на Красной площади.

            Скульптором изображен момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. На постаменте памятника, украшенного двумя барельефами, нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год".

            В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день первый памятник Москвы находится у Собора Василия Блаженного.

Наталья Майданик
               

ЕДИНСТВО НАВСЕГДА

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Наталья Майданик

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

200 – летие Бородинской битвы

Бороди́нское сраже́ние  — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Состоялось 26 августа у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы.

В ходе 12-часового сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции. На следующий день командование русской армии начало отвод войск. Считается самым кровопролитным в истории среди однодневных сражений.

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник расположен в Можайском районе Московской области, в 120 км к Западу от Москвы.

Первое, что бросается в глаза, когда подъезжаешь к Бородинскому полю - стела в память об участниках Бородинского сражения. 

У стелы - могила генерала Багратиона.

- В зале, посвященном Бородинскому сражению, представлены орудия, участвовавшие в битве.

- Орудия, которые использовали русские партизаны.

- Перед музеем - коллекция трофейных пушек наполеоновской армии. 

Русский историк Михневич сообщил такой отзыв императора Наполеона о сражении:

«Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми… Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано [французами] наиболее доблести и одержан наименьший успех»

ДВА ВЕЛИКАНА        М.Ю. Лермонтов

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И помериться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел — тряхнул главою.
Ахнул дерзкий—и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

150 лет со дня рождения П.А. Столыпина

Пётр Аркадьевич  – политический деятель, в разные годы занимал посты губернатора Саратовской области, премьер-министра, министра внутренних дел.

Главное дело жизни Столыпина - земельная (аграрная) реформа. Цель Указа от 9 ноября 1906 года - передача надельных земель в собственность крестьян, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам, позволяющее развивать  крестьянское хозяйство.

Основные мероприятия аграрной реформы:

Аграрная реформа разрешила свободный выход из общины. Наделы закрепленные за крестьянином становились его собственностью, сводясь в единый участок. Крестьянин мог выходить на отруб (оставаясь жить в деревне) или на хутор. Столыпин стремился создать слой мелких буржуазных собственников, как опору самодержавия.

Важнейшим направлением реформы стала переселенческая политика. Борясь с перенаселением в центре страны, Столыпин стал раздавать земли в Сибири  на Дальнем Востоке и Средней Азии предоставляя переселенцам льготы (освобождение на 5 лет от налогов и воинской службы). Но местные власти отнеслись к этому враждебно. Почти 20% переселенцев возвратились назад. Правда население восточных районов все же заметно увеличилось.

1 сентября 1911 года в киевской опере премьер-министр Столыпин был смертельно ранен.

Пётр Аркадьевич Столыпин похоронен в Киево-Печерской лавре.

Подготовила учитель истории Бузина Л.А.