2.1. Участие в экспериментальной и инновационной деятельности
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Болдырева Лидия Хулхачиевна |
Место работы | МБОУ ЭМГ г. Элиста |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок) | 7 |
Место урока (по тематическому планированию ФРП) | Урок контроля и проверки знаний и умений |
Тема урока | ПОУ «Калмыкия в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-август 1942 г)». |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок) | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока) | ☐ урок обобщения и усвоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ФРП): | |
Личностные: в сфере патриотического воспитания: проявление интереса к познанию истории, культуры своего края, народов; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России; в сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; в духовно-нравственной сфере: ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; оценивать поступки других людей с позиции нравственных норм; в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере адаптации к меняющимся условиям социально среды: представления об изменениях социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для ответа на социальные вызовы. | |
Метапредметные: В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; работа с информацией: осуществлять анализ учебной исторической информации (учебник, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение: выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; осуществление совместной деятельности: коллективные учебные проекты по истории, в том числе – на региональном материале; В сфере универсальных учебных регулятивных действий: владение приемами самоорганизации своей учебной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии полученных результатов; В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; | |
Предметные: понимание значимости указанного периода мировой и отечественной истории, а также истории родного края, в мировых политических и социально-экономических процессах первой половины ХХ в.; умение характеризовать историческое значение ВОВ и Второй мировой войны; знание имен героев и исторических личностей, внесших значительный вклад в достижение Великой Победы СССР; умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России, Калмыкии и всемирной истории в изучаемый период, образа жизни людей и его изменения в условиях оккупации территории Калмыкии; умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; соотносить события истории родного края и истории России в начале 40-х гг. XXвека, определять современников исторических событий истории России и человечества в целом. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Великая Отечественная война, мобилизация, фронт, тыл, историческая справка, дивизия, Совинформбюро, партизан, фашизм, патриотизм, история родного края. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок обобщения по предмету «История и культура родного края» для 7 класса по §5-6: «Калмыкия в первые годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-август 1942 г)». На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)», «Хронологическая линейка», «Аудио-видео контент», «Классификация».
| |
ЭОР[1](укажите используемый ЭОР, опишите возможности использования данного ЭОР) https://urok.apkpro.ru/ https://learningapps.org/ https://puzzlecup.com/crossword-ru/ https://quick.apkpro.ru/widgets | |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что…) |
Проверка готовности учащихся к уроку. - приветствие учащихся, проверка готовности к уроку; - краткое повторение тем предыдущих уроков - §5-6. «Калмыкия в первые годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-август 1942 г)». - учащимся предлагается выполнить упражнение, ответить на вопрос: на протяжении какого времени Элиста находилась в руках оккупантов? (Ответ: с 12 августа 1942 года по 1 января 1943 года). - Ответы учащихся - Формулирование темы: «» - учащимся предлагается выполнить задание по работе с информацией по исторической карте. Укажите название населенных пунктов, указанных на схеме. (Ответ: 1- Хулхута, 2 - Элиста) |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового. |
Формируем группы учеников и даём задание для выполнения самостоятельной работы – ответить на вопросы викторины по заданной теме; |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься - учащимся предлагается выполнить задания по работе с информацией ресурса - Формулирование темы: «» - учащимся предлагается выполнить задание по работе с информацией, согласно работе с видеорядом определяя ключевые события, составляем план новой темы: - География Калмыкии в изучаемый период - Элиста в годы войны - Экономика региона в годы войны - Личности - Это интересно |
Ты узнаешь: важнейшие события из региональной истории произошедшие в 40-х гг. XXв. Ты научишься: определять причины и последствия изучаемых событий в данный период. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/ открываем новое). Приведите учебные задания формирования планируемых результатов обучения. Это могут быть задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали 3) задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Командная работа учащихся с учебным материалом в процессе Своей игры, с применением электронных образовательных материалов, выполнение заданий на общее понимание и мотивацию; |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. Приведите учебные задания, проверяющие информирование планируемых результатов обучения. (Сформулируй/Изложи факты/Проверь себя/Дай определение понятию/Установи, что (где, когда)/Сформулируй главное (тезис, мысль, правило, закон) |
учащимся предлагается ответить на вопросы «Своей игры «Калмыкия в первые годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-август 1942 г)», перейдя по ссылке. Учащимся предстоит после прохождения игры извлечь максимальную информацию о значимых событиях региональной истории в 40-х гг. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Приведите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения, предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/ формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажи истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируй собственное мнение; выполни задание; реши задачу и т.д.) |
Выполните задание по ленте времени: какое количество времени разделяет события - ликвидация Калмыцкого ханства, вхождение калмыков в Париж в Отечественной войне с Наполеоном, освобождение Элисты от немецко-фашистских захватчиков. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Решите историческую задачу. В краткие строки по заказу ГКО (Госкомитет обороны) были построены три оперативные площадки - взлетно-посадочные полосы для боевых самолетов. Силами пяти отрядов бойцов народного ополчения (5000-6000 человек) удалось построить 5 площадок и сдать их в эксплуатацию комиссии ВВС. При каждом временном аэродроме были подготовлены бензоёмкости, жилые и подсобные помещения. Самостоятельно составьте и проведите любые математические вычисления, получите результат вычислений и попробуйте установить причины таких экономических результатов как следствие развития экономики республики и страны в целом для изучаемого периода. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Вопрос, включающий в себя два элемента ответа. Вопрос сопровождается иллюстрированием, демонстрацией фото объекта, по которому он создан.
Без указания ответа на первый вопрос, выставляется 0 баллов, даже если дан верный ответ на второй вопрос |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
работа с текстом: на основе информации, указанной в ссылке ниже, сделайте выводы о вкладе региона в экономику СССР в изучаемый период. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения (на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами) |
Выполните учебную задачу: что объединяет эти имена? Хахлынова Тамара Даниловна, Юра Клыков, Деликов Эрдни Тельджиевич, Качуевская Наталья, Заярный Сергей Фёдорович. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности обучающегося, критерии оценивания |
Выполните задание на соответствие: https://infourok.ru/ustanovit-sootvetstvie-uchastie-kalmykov-v-vov-1941-1945gg-7810004.html
|
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
- учащимся предлагается выполнить презентацию по образцу: https://infourok.ru/kalmykiya-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny-7786179.html |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию, направленному на формирование планируемых результатов обучения |
§5-6. Подготовить устно ответы на вопросы. Составить любое творческое задание по изученной теме |
[1] ЭОР – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
(по материалам ГОСТ Р 52653-2006, статья 12, подраздел 3.2)
Скачать:



Предварительный просмотр:
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Болдырева Лидия Хулхачиевна |
Место работы | МБОУ ЭМГ г. Элиста |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок) | 7 |
Место урока (по тематическому планированию ФРП) | Урок контроля и проверки знаний и умений |
Тема урока | ПОУ «Калмыкия в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-август 1942 г)». |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок) | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока) | ☐ урок обобщения и усвоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ФРП): | |
Личностные: в сфере патриотического воспитания: проявление интереса к познанию истории, культуры своего края, народов; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России; в сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; в духовно-нравственной сфере: ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; оценивать поступки других людей с позиции нравственных норм; в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере адаптации к меняющимся условиям социально среды: представления об изменениях социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для ответа на социальные вызовы. | |
Метапредметные: В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; работа с информацией: осуществлять анализ учебной исторической информации (учебник, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение: выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; осуществление совместной деятельности: коллективные учебные проекты по истории, в том числе – на региональном материале; В сфере универсальных учебных регулятивных действий: владение приемами самоорганизации своей учебной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии полученных результатов; В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; | |
Предметные: понимание значимости указанного периода мировой и отечественной истории, а также истории родного края, в мировых политических и социально-экономических процессах первой половины ХХ в.; умение характеризовать историческое значение ВОВ и Второй мировой войны; знание имен героев и исторических личностей, внесших значительный вклад в достижение Великой Победы СССР; умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России, Калмыкии и всемирной истории в изучаемый период, образа жизни людей и его изменения в условиях оккупации территории Калмыкии; умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; соотносить события истории родного края и истории России в начале 40-х гг. XXвека, определять современников исторических событий истории России и человечества в целом. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Великая Отечественная война, мобилизация, фронт, тыл, историческая справка, дивизия, Совинформбюро, партизан, фашизм, патриотизм, история родного края. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок обобщения по предмету «История и культура родного края» для 7 класса по §5-6: «Калмыкия в первые годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-август 1942 г)». На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)», «Хронологическая линейка», «Аудио-видео контент», «Классификация». | |
ЭОР[1](укажите используемый ЭОР, опишите возможности использования данного ЭОР) https://urok.apkpro.ru/ https://learningapps.org/ https://puzzlecup.com/crossword-ru/ https://quick.apkpro.ru/widgets | |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что…) |
Проверка готовности учащихся к уроку. - приветствие учащихся, проверка готовности к уроку; - краткое повторение тем предыдущих уроков - §5-6. «Калмыкия в первые годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-август 1942 г)». - учащимся предлагается выполнить упражнение, ответить на вопрос: на протяжении какого времени Элиста находилась в руках оккупантов? (Ответ: с 12 августа 1942 года по 1 января 1943 года). - Ответы учащихся - Формулирование темы: «» - учащимся предлагается выполнить задание по работе с информацией по исторической карте. Укажите название населенных пунктов, указанных на схеме. (Ответ: 1- Хулхута, 2 - Элиста) |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового. |
Формируем группы учеников и даём задание для выполнения самостоятельной работы – ответить на вопросы викторины по заданной теме; |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься - учащимся предлагается выполнить задания по работе с информацией ресурса - Формулирование темы: «» - учащимся предлагается выполнить задание по работе с информацией, согласно работе с видеорядом определяя ключевые события, составляем план новой темы: - География Калмыкии в изучаемый период - Элиста в годы войны - Экономика региона в годы войны - Личности - Это интересно |
Ты узнаешь: важнейшие события из региональной истории произошедшие в 40-х гг. XXв. Ты научишься: определять причины и последствия изучаемых событий в данный период. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/ открываем новое). Приведите учебные задания формирования планируемых результатов обучения. Это могут быть задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали 3) задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Командная работа учащихся с учебным материалом в процессе Своей игры, с применением электронных образовательных материалов, выполнение заданий на общее понимание и мотивацию; |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. Приведите учебные задания, проверяющие информирование планируемых результатов обучения. (Сформулируй/Изложи факты/Проверь себя/Дай определение понятию/Установи, что (где, когда)/Сформулируй главное (тезис, мысль, правило, закон) |
учащимся предлагается ответить на вопросы «Своей игры «Калмыкия в первые годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-август 1942 г)», перейдя по ссылке. Учащимся предстоит после прохождения игры извлечь максимальную информацию о значимых событиях региональной истории в 40-х гг. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Приведите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения, предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/ формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажи истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируй собственное мнение; выполни задание; реши задачу и т.д.) |
Выполните задание по ленте времени: какое количество времени разделяет события - ликвидация Калмыцкого ханства, вхождение калмыков в Париж в Отечественной войне с Наполеоном, освобождение Элисты от немецко-фашистских захватчиков. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Решите историческую задачу. В краткие строки по заказу ГКО (Госкомитет обороны) были построены три оперативные площадки - взлетно-посадочные полосы для боевых самолетов. Силами пяти отрядов бойцов народного ополчения (5000-6000 человек) удалось построить 5 площадок и сдать их в эксплуатацию комиссии ВВС. При каждом временном аэродроме были подготовлены бензоёмкости, жилые и подсобные помещения. Самостоятельно составьте и проведите любые математические вычисления, получите результат вычислений и попробуйте установить причины таких экономических результатов как следствие развития экономики республики и страны в целом для изучаемого периода. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Вопрос, включающий в себя два элемента ответа. Вопрос сопровождается иллюстрированием, демонстрацией фото объекта, по которому он создан.
Без указания ответа на первый вопрос, выставляется 0 баллов, даже если дан верный ответ на второй вопрос |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
работа с текстом: на основе информации, указанной в ссылке ниже, сделайте выводы о вкладе региона в экономику СССР в изучаемый период. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения (на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами) |
Выполните учебную задачу: что объединяет эти имена? Хахлынова Тамара Даниловна, Юра Клыков, Деликов Эрдни Тельджиевич, Качуевская Наталья, Заярный Сергей Фёдорович. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности обучающегося, критерии оценивания |
Выполните задание на соответствие: https://infourok.ru/ustanovit-sootvetstvie-uchastie-kalmykov-v-vov-1941-1945gg-7810004.html |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
- учащимся предлагается выполнить презентацию по образцу: https://infourok.ru/kalmykiya-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny-7786179.html |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию, направленному на формирование планируемых результатов обучения |
§5-6. Подготовить устно ответы на вопросы. Составить любое творческое задание по изученной теме |
[1] ЭОР – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
(по материалам ГОСТ Р 52653-2006, статья 12, подраздел 3.2)
Предварительный просмотр:
Разработка нового учебника по ИКРК.
Задание на установление соответствия «Калмыкия в годы ВОВ»
Люди | Характеристики | ||
1 | Миша Чёрный | А | Военный комиссар 110-й ОККД |
2 | Тамара Хахлынова | Б | Снайпер, носивший значок «Ворошиловский стрелок», уничтоживший в ближнем бою около десятка фашистов |
3 | Юрий Клыков | В | Поэт и прозаик, легендарный партизанский командир |
4 | Заярный Сергей | Г | Позывной «Орленок», геройски погиб в юном возрасте |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по истории России в 7 классе с применением элементов проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания
Тема: «Сравнительная характеристика правления первых (киевских) князей династии Рюриковичей (с 862 – 1263гг.) и первых правителей династии Романовых (с 1613- 1696гг.)»
Цели урока:
- с помощью ресурсов урока обозначить особенности, суть и значение становления вертикали первых органов власти в истории России
- установить причинно – следственные связи появления этого факта в истории страны
- провести анализ высказываний, отзывов о процессах формирования единого государства у славян представителями разных исторических эпох, сформулировать свое мнение о них
- получить общее представление о значении органов власти в общественной жизни, а также о последствиях, механизмах зарождения разных политических режимов в истории государства
Задачи урока:
1) провести проектно-исследовательскую работу на основании темы урока
2) сравнить становление и результаты вертикали власти в раннем российском государстве
3) попытаться сформулировать основные классические принципы государственной власти
Важнейшие понятия и термины: власть, князь, княжество, династия, честь, законодательство.
Оборудование и атрибуты урока: учебник истории России под ред. Торкунова А.В., разработан в соответствии с требованиями Концепции нового УМК по отечеств. Истории и ИКС. Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др., издательство «Просвещение», 2016 , доска, проектор, ноутбук, Приложения к уроку, в том числе презентация PowerPoint, раздаточный ресурсный тематический материал с кратким содержанием источников по теме. «Слово о законе и благодати», «Русская Правда», «Судебник», «Соборное Уложение»
Межпредметные связи: история, обществознание, право, литература, география, политология, социология.
План урока:
1. Понятие государственной власти, ее виды и формы.
2. Истоки и причины возникновения вертикали власти в России в контексте мировой истории.
3. Сравнительные социально-экономические и политические характеристики правления первых династий в России.
4. Исторический опыт становления и сохранения государственности в России на примере правления двух российских династий.
Технологическая карта открытого урока по истории России в 7 «А» классе с применением элементов проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания. Тема: «Сравнительная характеристика правления первых (киевских) князей династии Рюриковичей (с 862 – 1263гг.) и первых правителей династии Романовых (с 1613- 1696гг.)» | ||
Цели | ||
Образовательные: | - развитие у учащихся элементов самообразования; - самостоятельный поиск обоснования востребованных рычагов для управления обществом - углубить и расширить знания учащихся по избранной тематике - помощь в осмыслении понятия вертикаль и иерархия власти, ее сущности, причин, форм проявления, реальных вариантов ее проявления - совместно с учащимися дать оценку истоков государства в жизни общества. | |
Развивающие: | - научить учащихся самостоятельно добывать вспомогательный материал, делать выводы, выбирая необходимое, излагать суждения о причинно – следственных связях и явлениях; - развивать умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы | |
Воспитательные: | - воспитание стойкой гражданской позиции по отношению к негативным политическим явлениям в обществе, воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству. | |
Личностные: | - приобретение и закрепление опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения. | |
Используемые педагогические технологии | Технология поискового и интегрированного познания. Опорной является технология развития критического мышления. Стратегия технологии развития критического мышления позволяет проводить обучение на основе сравнения отдельных фактов, теорий и умозаключений. | |
Базовые способности обучающихся | Анализ, дедукция, аналитика, умение совершать сравнения, опираясь только на реальные факты | |
УУД | личностные | Формирование и осознание сопричастности истории России к процессам мировой политической истории |
регулятивные | Поиск установки учебной задачи (формулирование темы), поиск познавательной цели (целеполагание) | |
познавательные | Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации с использованием учебной и дополнительной литературы, архивных и мультимедийных материалов. Логические: развитие абстракции, основ суждения и умозаключения | |
коммуникативные | Приобретение опыта общения в группе равных, навыков ведения правильного спора, диспута | |
Планируемые результаты | Предметные - знать и понимать причины явления | |
Личностные - понимать ценности общества, искоренять предпосылки аполитичного поведения в обществе | ||
Метапредметные - владеть умениями самопознания, самообразования; уметь работать с потоком информации; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять самоконтроль и самооценку. | ||
Формы работы, приемы, | Поисково - исследовательский элемент в получении нового знания, диалог, беседа, диспут, рефлексия | |
Методы: | Поисково – исследовательский. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах | |
Основные этапы организации учебной деятельности | Время этапа | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1.Организационный момент | 1 мин | Обеспечение рабочего настроения учащихся | Взаимное приветствие учащихся и учителя. Подготовка рабочего стола к уроку | Установление позитивной атмосферы общения | Настрой на диалог с учителем и в группе | |
2.Актуализация знаний | 5 мин | Создание проблемной ситуации Фиксация новой учебной задачи Практическая деятельность Проектно-исследовательская деятельность Критическое мышление Дифференциация | Слайд 1. Важнейшая наука для царей: знать свойство своего народа. И выгоды земли своей. Слайд 2. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о важном явлении в политической и общественной жизни любого государства – формировании органов (Слайд 3) управления страной на примере первых правителей династии Рюриковичей и династии Романовых. Слайд 4. Скажите, пожалуйста, что вам уже известно о первых правителях нашей страны? Ребята, а что такое государство? Сформулируйте самостоятельно, пожалуйста, значение термина «государство». Спасибо, ребята. Свои определения этого понятия запишите в своих рабочих тетрадях. Желающие могут написать свой ответ на доске. (Заслушиваются ответы учащихся, и производится записи в тетрадь и на доске термина «государство»). Слайд 5. Государство – это политическая форма организации общества на определённой территории, организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. Слайд 6. Основные понятия и термины темы Учащимся предоставляется материал «Мысли мудрых». Слайд 7. Учитель: - Ребята, вот несколько высказываний об управлении государством. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними. (Учащиеся читают содержание слайда). Как вы думаете, ребята, какие можно сделать выводы согласно этим высказываниям и как они помогут нам добиться целей и задач нашей работы на уроке? Какие противоречия они у вас вызывают? Возможно, вы не согласны с некоторыми утверждениями? Учитель: - Спасибо, хорошо 3. Затем учитель предлагает сформулировать цели и задачи урока. | Учащиеся дают развернутые ответы по теме, применяя свои знания Ученики работают с материалом начального этапа урока, предлагая варианты ответов. По мере выполнения задания поднимают руки, высказывают свои мысли и варианты целей и задач урока. Обсуждают высказывания о государстве | Слушают учителя Строят свои высказывания. Слушают высказывания друг друга, записывают в тетради определение термина «коррупция» | Оценивают свою работу в «Листе самооценки учащегося» от 1 до 5 баллов (Приложение 1) Принимают учебную цель |
3. Совместное исследование проблемы | 5 мин | Поиск решения учебной задачи | Заслушивает учеников. Слайд 8-9. Цели и задачи урока. Слайд 10. План урока | Называют цели и задачи урока, записывают в рабочую тетрадь | Ученики работают в парах. Внимательно слушают выступающих | Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» |
4. Моделирование | 10 мин | Фиксация в модели изучаемого объекта | Слайд 11-12. Сейчас мы посмотрим два коротких видео: Госуправление при первых Рюриковичах» и «Россия при первых Романовых» и проведем анализ к теме нашего урока. Обратите, пожалуйста, внимание на критерии создания власти первых представителей двух русских династий в те периоды истории, которые вы сейчас увидите, и запишем их в схеме. 6. Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сможете сделать, опираясь на просмотренные материалы? Слайд 13. Какие же схемы власти правителей двух правящих русских династий вы записали? В чем сходство и различия режимов правления двух династий? Чем можно это объяснить? Учитель: - Спасибо. Учитель: - Ребята, не забывайте оценивать свою деятельность на уроке в Листе самооценки. | Записывают тему урока, осмысливают обозначенные цели и задачи Отвечают на вопросы и записывают в схеме вертикаль власти каждой правящей династии. | Выделяют ключевые слова | Сравнивают свои ответы с предложенными вариантами Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» |
5. Основной этап работы на уроке. Конструирование нового способа действия | 15 мин | Построение ориентированной основы нового способа действия Практическая деятельность Физкультурная пауза Критическое мышление | Слайд 14. Учитель предлагает учащимся ознакомиться с Таблицей рейтинга терминов морали («честь», «бесчестие»). Учитель задает вопросы группам 1. Можно ли связать эти термины с понятием «государственная власть»? Свободные ответы детей: 2. Что значит быть человеком, преданным государству? 3. Как вы думаете, все ли искренне стремятся быть людьми с высокой моральной позицией? Слайд 15. Под музыку «Если друг не смеется» несколько спортивных упражнений. Таким образом, тема становления власти в Древней Руси уходит корнями вглубь веков. Какие же существовали правовые источники того времени, когда власти устанавливали основу государства, иногда говорят – фундамент государства. Запишите, пожалуйста, в тетрадки названия этих древнейших источников права на Руси. Слайд 16. Исходный слайд Слайд 17. А давайте вместе с вами, ребята, попробуем сравнить (свободные ответы детей) правовые источники российской древности и периода Новой истории. В чем их сходство и различие? | Показывают знания содержания этих понятий Отвечают на вопросы Смотрят видео и отвечают на вопросы учителя. Записывают в тетради названия древних источников права: - Русская Правда Ярослава - Судебник 1497г. - Судебник 1550 года - Судебник (Соборное Уложение) 1649 года. | Работа в группах Записывают варианты ответов, используя схемы, символы, рисунки Дополняют ответы одноклассников Делают записи в тетрадях Ведут диалог с учителем и в паре Советуются в парах Идет обсуждение | Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» |
6. Контроль на этапе окончания учебной темы | 2 мин | Проектно-исследовательская деятельность | Учитель: Итак, ребята, мы с вами сегодня вместе рассмотрели тему о становлении власти на Руси в разрезе первых правителей, пытались объяснить и сравнить природу ее происхождения в разные эпохи истории России, вместе с древними мыслителями давали ей оценку. Слайд 18. Попробуем сделать выводы и подведем итоги сравнения, заданных в целях и задачах урока. Назовите все, что вызвало у вас удивление, протест, новое открытие или подтверждение уже имеющихся знаний. Слайд 19. Вернемся к записи на доске термина «государство». Подытоживая работу на уроке, применяя свои знания, докажите, что сегодня речь шла именно о государстве, о власти, о разных критериях власти | Учащиеся озвучивают свои наблюдения | Слушают друг друга. Предлагают свои варианты | Подсчитывают количество баллов в «Листе самооценки учащегося» |
7. Рефлексия | 2 мин | Саморефлексия | Оценивают свой эмоциональный настрой на уроке | Ученики поднимают карточки | Определяют результат работы в цветных карточках настроения | |
8. Домашнее задание | 1 мин | Слайд 20. Домашнее задание: Исследование Конституции РФ, Степного Уложения Республики Калмыкия: записать в тетрадь статьи описание органов власти в Российском государстве и в Республике Калмыкия | Записывают в тетрадь | |||
9. Оценка деятельности учащихся | 1 мин | Учитель просит учащихся завершить заполнение Листов самооценки, совместно анализируя работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал. Учитель: - Урок окончен, ребята, спасибо большое за сотрудничество. До свидания! | Завершают заполнение Листов самооценки, передают их учителю. | |||
Лист самооценки учащегося на уроке Ф.И. ________________________________________________________________ | ||||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | Задание 6 | Задание 7 |
«+» - выполнил правильно; «?» - при выполнении задания возникли трудности; -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе Твоя оценка: _____ | ||||||
Твоё настроение в целом на данном уроке: подчеркнуть смайл подходящего под настроение цвета | ||||||
Оценка учителя: ______ А Б В | ||||||
Лист самооценки учащегося на уроке Ф.И. ________________________________________________________________ | ||||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | Задание 6 | Задание 7 |
«+» - выполнил правильно; «?» - при выполнении задания возникли трудности; -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе Твоя оценка: _____ | ||||||
Твоё настроение в целом на данном уроке: подчеркнуть смайл подходящего под настроение цвета | ||||||
Оценка учителя: ______ А Б В | ||||||



