2.1. Участие в экспериментальной и инновационной деятельности

Болдырева Лидия Хулхачиевна

Технологическая карта открытого урока по истории России в 7 классе с применением элементов проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания

Тема: «Сравнительная характеристика правления первых (киевских) князей династии Рюриковичей (с 862 – 1263гг.) и первых правителей династии Романовых (с 1613- 1696гг.)»

Цели урока:

  1. с помощью ресурсов урока обозначить особенности, суть и значение становления вертикали первых органов власти в истории России
  2. установить причинно – следственные связи появления этого факта в истории  страны
  3. провести анализ высказываний, отзывов о процессах формирования единого государства у славян представителями разных исторических эпох, сформулировать свое мнение о них
  4. получить общее представление о значении органов власти  в общественной жизни, а также о последствиях, механизмах зарождения разных политических режимов в истории государства

Задачи урока:
1) провести проектно-исследовательскую работу на основании темы урока
2) сравнить становление и результаты вертикали власти в раннем российском государстве

3) попытаться сформулировать основные классические принципы государственной власти

Важнейшие понятия и термины: власть, князь, княжество, династия, честь, законодательство.

Оборудование и атрибуты урока: учебник истории России под ред. Торкунова А.В.,  разработан в соответствии с требованиями Концепции нового УМК по отечественной истории и ИКС. Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др., издательство «Просвещение», 2016 , доска, проектор, ноутбук, Приложения к уроку, в том числе презентация PowerPoint, раздаточный ресурсный тематический материал с кратким содержанием источников по теме. «Слово о законе и благодати», «Русская Правда», «Судебник», «Соборное Уложение»

Межпредметные связи: история, обществознание, право, литература, география, политология, социология.

План урока:

1.  Понятие государственной власти, ее виды и формы.

2.  Истоки и причины возникновения вертикали власти в России в контексте мировой истории.

3. Сравнительные социально-экономические и политические характеристики правления первых династий в России.

4.  Исторический опыт становления и сохранения государственности в России на примере правления двух российских династий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по истории России в 7 классе с применением элементов проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания

Тема: «Сравнительная характеристика правления первых (киевских) князей династии Рюриковичей (с 862 – 1263гг.) и первых правителей династии Романовых (с 1613- 1696гг.)»

Цели урока:

  1. с помощью ресурсов урока обозначить особенности, суть и значение становления вертикали первых органов власти в истории России
  2. установить причинно – следственные связи появления этого факта в истории  страны
  3. провести анализ высказываний, отзывов о процессах формирования единого государства у славян представителями разных исторических эпох, сформулировать свое мнение о них
  4. получить общее представление о значении органов власти  в общественной жизни, а также о последствиях, механизмах зарождения разных политических режимов в истории государства

Задачи урока:
1) провести проектно-исследовательскую работу на основании темы урока
2) сравнить становление и результаты вертикали власти в раннем российском государстве

3) попытаться сформулировать основные классические принципы государственной власти

Важнейшие понятия и термины: власть, князь, княжество, династия, честь, законодательство.

Оборудование и атрибуты урока: учебник истории России под ред. Торкунова А.В.,  разработан в соответствии с требованиями Концепции нового УМК по отечеств. Истории и ИКС. Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др., издательство «Просвещение», 2016 , доска, проектор, ноутбук, Приложения к уроку, в том числе презентация PowerPoint, раздаточный ресурсный тематический материал с кратким содержанием источников по теме. «Слово о законе и благодати», «Русская Правда», «Судебник», «Соборное Уложение»

Межпредметные связи: история, обществознание, право, литература, география, политология, социология.

План урока:

1.  Понятие государственной власти, ее виды и формы.

2.  Истоки и причины возникновения вертикали власти в России в контексте мировой истории.

3. Сравнительные социально-экономические и политические характеристики правления первых династий в России.

4.  Исторический опыт становления и сохранения государственности в России на примере правления двух российских династий.

Технологическая карта открытого урока по истории России в 7 «А» классе

с применением элементов проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания.  

Тема: «Сравнительная характеристика правления первых (киевских) князей династии Рюриковичей (с 862 – 1263гг.) и первых правителей династии Романовых (с 1613- 1696гг.)»

Цели

Образовательные:

- развитие у учащихся элементов самообразования;

- самостоятельный поиск обоснования востребованных рычагов для управления обществом

- углубить и расширить знания учащихся по избранной тематике

- помощь в осмыслении понятия вертикаль и иерархия власти, ее сущности, причин, форм проявления, реальных вариантов ее проявления

- совместно с учащимися дать оценку истоков государства в жизни общества.

Развивающие:

- научить учащихся самостоятельно добывать вспомогательный материал, делать выводы, выбирая необходимое, излагать суждения о   причинно – следственных связях и явлениях;

- развивать умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы

Воспитательные:

- воспитание стойкой гражданской позиции по отношению к негативным политическим явлениям в обществе, воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству.

Личностные:

- приобретение и закрепление опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения.

Используемые педагогические технологии

Технология поискового и интегрированного познания. Опорной является технология развития критического мышления. Стратегия технологии развития критического мышления позволяет проводить обучение на основе сравнения отдельных фактов, теорий и умозаключений.

Базовые способности обучающихся

Анализ, дедукция, аналитика, умение совершать сравнения, опираясь только на реальные факты

УУД

личностные

Формирование и осознание сопричастности истории России к процессам мировой политической истории

регулятивные

Поиск установки учебной задачи (формулирование темы), поиск познавательной цели (целеполагание)

познавательные

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации с использованием учебной и дополнительной литературы, архивных и мультимедийных материалов.

Логические: развитие абстракции, основ суждения и умозаключения

коммуникативные

Приобретение опыта общения в группе равных, навыков ведения правильного спора, диспута

Планируемые результаты

Предметные - знать и понимать причины явления

Личностные - понимать ценности общества, искоренять предпосылки аполитичного поведения в обществе

Метапредметные - владеть умениями самопознания, самообразования; уметь работать с потоком информации; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Формы работы, приемы,

Поисково - исследовательский элемент в получении нового знания, диалог, беседа, диспут, рефлексия

Методы:

Поисково – исследовательский. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Основные этапы организации учебной деятельности

Время этапа

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организационный момент

1 мин

Обеспечение рабочего настроения учащихся

Взаимное приветствие учащихся и учителя. Подготовка рабочего стола к уроку

Установление позитивной атмосферы общения

Настрой на диалог с учителем и в группе

2.Актуализация знаний

5 мин

Создание проблемной ситуации Фиксация новой учебной задачи

Практическая деятельность

Проектно-исследовательская деятельность

Критическое мышление

Дифференциация

Слайд 1.  Важнейшая наука для царей: знать свойство своего народа. И выгоды земли своей.
(Стэнли Болдуин, британский политик). 

Слайд 2. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о важном явлении в политической и общественной жизни любого государства – формировании органов (Слайд 3) управления страной на примере первых правителей династии Рюриковичей и династии Романовых.

Слайд 4. Скажите, пожалуйста, что вам уже известно о первых правителях нашей страны?

Ребята, а что такое государство? Сформулируйте самостоятельно, пожалуйста, значение термина  

«государство». Спасибо, ребята. Свои определения этого понятия запишите в своих рабочих тетрадях. Желающие могут написать свой ответ на доске. (Заслушиваются ответы учащихся, и производится записи в тетрадь и на доске термина «государство»). 

Слайд 5. Государство – это политическая форма организации общества на определённой территории, организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. 

Слайд 6. Основные  понятия и термины темы

Учащимся предоставляется материал «Мысли мудрых».

Слайд 7. Учитель: - Ребята, вот несколько высказываний об управлении  государством. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними. (Учащиеся читают содержание слайда).

Как вы думаете, ребята, какие можно сделать выводы согласно этим высказываниям и как они помогут нам добиться целей и задач нашей работы на уроке? Какие противоречия они у вас вызывают? Возможно, вы не согласны с некоторыми утверждениями?

Учитель: - Спасибо, хорошо

3. Затем учитель предлагает

сформулировать цели и задачи урока.

Учащиеся дают  развернутые ответы по теме, применяя свои знания

Ученики  работают с материалом начального этапа урока, предлагая  варианты ответов.

По мере выполнения задания поднимают руки, высказывают свои мысли и варианты целей и задач урока.

Обсуждают  высказывания о государстве

Слушают учителя

Строят свои высказывания. Слушают высказывания друг друга, записывают в тетради определение термина «коррупция»

Оценивают свою работу в «Листе самооценки учащегося» от 1 до 5 баллов

(Приложение 1)

Принимают учебную цель

3. Совместное исследование проблемы

5 мин

Поиск решения учебной задачи

Заслушивает учеников.

Слайд 8-9. Цели и задачи урока.

Слайд 10. План урока

Называют цели и задачи урока, записывают в рабочую тетрадь

Ученики работают в парах. Внимательно слушают выступающих

Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося»

4. Моделирование

10 мин

Фиксация в модели изучаемого объекта

Слайд 11-12. Сейчас мы посмотрим два коротких видео:  Госуправление при первых Рюриковичах» и «Россия при первых Романовых» и проведем анализ к теме нашего урока. Обратите, пожалуйста, внимание на критерии создания власти первых представителей двух русских династий в те периоды истории, которые вы сейчас увидите, и запишем их в схеме.

6. Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сможете сделать, опираясь на просмотренные материалы?

Слайд 13. Какие же схемы власти правителей двух правящих русских династий вы записали? В чем сходство и различия режимов правления двух династий? Чем можно это объяснить? 

Учитель: - Спасибо.

Учитель: - Ребята, не забывайте оценивать свою деятельность на уроке в Листе самооценки.  

Записывают тему урока, осмысливают обозначенные цели и задачи

Отвечают на вопросы и записывают в схеме вертикаль власти каждой правящей династии.

Выделяют ключевые слова

Сравнивают свои ответы с предложенными вариантами Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося»

5. Основной этап работы на уроке. Конструирование нового способа действия

15 мин

Построение ориентированной основы нового способа действия

Практическая деятельность

Физкультурная пауза

Критическое мышление

Слайд 14. Учитель предлагает учащимся ознакомиться с Таблицей рейтинга терминов морали («честь», «бесчестие»).

Учитель задает вопросы группам

1. Можно ли связать эти термины с понятием «государственная власть»?

Свободные ответы детей:

2. Что значит быть человеком, преданным государству?

3. Как вы думаете, все ли искренне стремятся быть людьми с высокой моральной позицией?

Слайд 15. Под музыку «Если друг не смеется» несколько спортивных упражнений.

Таким образом, тема становления власти в Древней Руси уходит корнями вглубь веков. Какие же существовали правовые источники того времени, когда власти устанавливали основу государства, иногда говорят – фундамент государства. Запишите, пожалуйста, в тетрадки названия этих древнейших источников права на Руси.

Слайд 16. Исходный слайд

Слайд 17. А давайте вместе с вами, ребята, попробуем сравнить (свободные ответы детей) правовые источники российской древности и периода Новой истории. В чем их сходство и различие?

Показывают знания содержания этих понятий

Отвечают на вопросы

Смотрят видео и отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетради названия древних источников права:

- Русская Правда Ярослава

- Судебник 1497г.

- Судебник 1550 года

- Судебник (Соборное Уложение) 1649 года.

Работа в группах

Записывают варианты ответов, используя схемы, символы, рисунки

Дополняют ответы одноклассников

Делают записи в тетрадях

Ведут диалог с учителем и в паре

Советуются в парах

Идет обсуждение

Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося»

Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося»

6. Контроль на этапе окончания учебной темы

2 мин

Проектно-исследовательская деятельность

Учитель: Итак, ребята, мы с вами сегодня вместе рассмотрели тему о становлении власти на Руси в разрезе первых правителей, пытались объяснить и сравнить природу ее происхождения в разные эпохи истории России, вместе с древними мыслителями давали ей оценку.

Слайд 18. Попробуем сделать выводы и подведем итоги сравнения, заданных в целях и задачах урока.

Назовите все, что вызвало у вас удивление, протест, новое открытие или подтверждение уже имеющихся знаний.

Слайд 19.  Вернемся к записи на доске термина «государство». Подытоживая работу на уроке, применяя свои знания, докажите, что сегодня речь шла именно о государстве, о власти, о разных критериях власти

Учащиеся озвучивают свои наблюдения

Слушают друг друга. Предлагают свои варианты

Подсчитывают количество баллов в «Листе самооценки учащегося»

7. Рефлексия

2 мин

Саморефлексия

Оценивают свой эмоциональный настрой на уроке

Ученики поднимают карточки

Определяют результат работы в  цветных карточках настроения

8. Домашнее задание

1 мин

Слайд 20. Домашнее задание: Исследование Конституции РФ, Степного Уложения Республики Калмыкия: записать в тетрадь статьи описание органов власти в Российском государстве и в Республике Калмыкия

Записывают в тетрадь

9. Оценка деятельности учащихся

1 мин

Учитель просит учащихся завершить заполнение Листов самооценки, совместно анализируя работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал. Учитель: - Урок окончен, ребята, спасибо большое за сотрудничество. До свидания!

Завершают заполнение Листов самооценки, передают их учителю.

Лист самооценки учащегося на уроке

Ф.И. ________________________________________________________________

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

«+» - выполнил правильно;

«?» - при выполнении задания возникли трудности;

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

Твоя оценка:  _____

Твоё настроение в целом на данном уроке:

подчеркнуть смайл подходящего под настроение цвета

Оценка учителя: ______                                                                                                                      А               Б              В

Лист самооценки учащегося на уроке

Ф.И. ________________________________________________________________

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

«+» - выполнил правильно;

«?» - при выполнении задания возникли трудности;

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

Твоя оценка:  _____

Твоё настроение в целом на данном уроке:

подчеркнуть смайл подходящего под настроение цвета

Оценка учителя: ______                                                                                                                      А               Б              В