2.1. Участие в экспериментальной и инновационной деятельности

Болдырева Лидия Хулхачиевна

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Болдырева Лидия Хулхачиевна

Место работы

МБОУ ЭМГ г. Элиста

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок)

7

Место урока (по тематическому планированию ФРП)

Урок контроля и проверки знаний и умений

Тема урока

ПОУ «Калмыкия в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-август 1942 г)».

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок)

Базовый

Тип урока (укажите тип урока)

☐ урок обобщения и усвоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ФРП):

Личностные: в сфере патриотического воспитания: проявление интереса к познанию истории, культуры своего края, народов;

ценностное отношение к достижениям своей Родины – России;

в сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

в духовно-нравственной сфере: ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; оценивать поступки других людей с позиции нравственных норм;

в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

в сфере адаптации к меняющимся условиям социально среды: представления об изменениях социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для ответа на социальные вызовы.

Метапредметные: В сфере универсальных учебных познавательных действий:

владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

работа с информацией: осуществлять анализ учебной исторической информации (учебник, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника;

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

общение: выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;

осуществление совместной деятельности: коллективные учебные проекты по истории, в том числе – на региональном материале;

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

владение приемами самоорганизации своей учебной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);

владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии полученных результатов;

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;

Предметные: понимание значимости указанного периода мировой и отечественной истории, а также истории родного края, в мировых политических и социально-экономических процессах первой половины ХХ в.; умение характеризовать историческое значение ВОВ и Второй мировой войны; знание имен героев и исторических личностей, внесших значительный вклад в достижение Великой Победы СССР; умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России, Калмыкии и всемирной истории в изучаемый период, образа жизни людей и его изменения в условиях оккупации территории Калмыкии; умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; соотносить события истории родного края и истории России в начале 40-х гг. XXвека, определять современников исторических событий истории России и человечества в целом.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Великая Отечественная война, мобилизация, фронт, тыл, историческая справка, дивизия, Совинформбюро, партизан, фашизм, патриотизм, история родного края.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок обобщения по предмету «История и культура родного края» для 7 класса по §5-6: «Калмыкия в первые годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-август 1942 г)». На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)», «Хронологическая линейка», «Аудио-видео контент», «Классификация».

 

 

 

 

 

 

ЭОР[1](укажите используемый ЭОР, опишите возможности использования данного ЭОР) https://urok.apkpro.ru/  https://learningapps.org/

https://puzzlecup.com/crossword-ru/  https://quick.apkpro.ru/widgets

 

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что…)

Проверка готовности учащихся к уроку.

- приветствие учащихся, проверка готовности к уроку;

- краткое повторение тем предыдущих уроков - §5-6. «Калмыкия в первые годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-август 1942 г)».

- учащимся предлагается выполнить упражнение, ответить на вопрос: на протяжении какого времени Элиста находилась в руках оккупантов?

(Ответ: с 12 августа 1942 года по 1 января 1943 года).

- Ответы учащихся

- Формулирование темы: «» - учащимся предлагается выполнить задание по работе с информацией по исторической карте. Укажите название населенных пунктов, указанных на схеме. (Ответ: 1- Хулхута, 2 - Элиста)

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового.

Формируем группы учеников и даём задание для выполнения самостоятельной работы – ответить на вопросы викторины по заданной теме;

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

- учащимся предлагается выполнить задания по работе с информацией ресурса

- Формулирование темы: «» - учащимся предлагается выполнить задание по работе с информацией, согласно работе с видеорядом определяя ключевые события, составляем план новой темы:

- География Калмыкии в изучаемый период

- Элиста в годы войны

- Экономика региона в годы войны

- Личности

- Это интересно

Ты узнаешь: важнейшие события из региональной истории произошедшие в 40-х гг. XXв.

Ты научишься: определять причины и последствия изучаемых событий в данный период.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/ открываем новое). Приведите учебные задания формирования планируемых результатов обучения. Это могут быть задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала.

1) на общее понимание и мотивацию

2) на детали

3) задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Командная работа учащихся с учебным материалом в процессе Своей игры, с применением электронных образовательных материалов, выполнение заданий на общее понимание и мотивацию;

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. Приведите учебные задания, проверяющие информирование планируемых результатов обучения. (Сформулируй/Изложи факты/Проверь себя/Дай определение понятию/Установи, что (где, когда)/Сформулируй главное (тезис, мысль, правило, закон)

учащимся предлагается ответить на вопросы «Своей игры «Калмыкия в первые годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-август 1942 г)», перейдя по ссылке. Учащимся предстоит после прохождения игры извлечь максимальную информацию о значимых событиях региональной истории в 40-х гг.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Приведите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения, предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/ формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажи истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируй собственное мнение; выполни задание; реши задачу и т.д.)

Выполните задание по ленте времени: какое количество времени разделяет события - ликвидация Калмыцкого ханства, вхождение калмыков в Париж в Отечественной войне с Наполеоном, освобождение Элисты от немецко-фашистских захватчиков.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Решите историческую задачу. В краткие строки по заказу ГКО (Госкомитет обороны) были построены три оперативные площадки - взлетно-посадочные полосы для боевых самолетов. Силами пяти отрядов бойцов народного ополчения (5000-6000 человек) удалось построить 5 площадок и сдать их в эксплуатацию комиссии ВВС. При каждом временном аэродроме были подготовлены бензоёмкости, жилые и подсобные помещения.  Самостоятельно составьте и проведите любые математические вычисления, получите результат вычислений и попробуйте установить причины таких экономических результатов как следствие развития экономики республики и страны в целом для изучаемого периода.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Вопрос, включающий в себя два элемента ответа. Вопрос сопровождается иллюстрированием, демонстрацией фото объекта, по которому он создан.

  1. Укажите наименование этого здания.
  2. В каком месте города Элисты оно находится и в наши дни?

Без указания ответа на первый вопрос, выставляется 0 баллов, даже если дан верный ответ на второй вопрос

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

работа с текстом: на основе информации, указанной в ссылке ниже, сделайте выводы о вкладе региона в экономику СССР в изучаемый период.

https://learningapps.org/display?v=ppcmv2sq324.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения (на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами)

Выполните учебную задачу: что объединяет эти имена? Хахлынова Тамара Даниловна, Юра Клыков, Деликов Эрдни Тельджиевич, Качуевская Наталья, Заярный Сергей Фёдорович.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности обучающегося, критерии оценивания

Выполните задание на соответствие: https://infourok.ru/ustanovit-sootvetstvie-uchastie-kalmykov-v-vov-1941-1945gg-7810004.html

 

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

- учащимся предлагается выполнить презентацию по образцу: https://infourok.ru/kalmykiya-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny-7786179.html

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию, направленному на формирование планируемых результатов обучения

§5-6. Подготовить устно ответы на вопросы. Составить любое творческое задание по изученной теме

 



[1] ЭОР – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

(по материалам ГОСТ Р 52653-2006, статья 12, подраздел 3.2)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Болдырева Лидия Хулхачиевна

Место работы

МБОУ ЭМГ г. Элиста

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок)

7

Место урока (по тематическому планированию ФРП)

Урок контроля и проверки знаний и умений

Тема урока

ПОУ «Калмыкия в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-август 1942 г)».

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок)

Базовый

Тип урока (укажите тип урока)

 урок обобщения и усвоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ФРП):

Личностные: в сфере патриотического воспитания: проявление интереса к познанию истории, культуры своего края, народов;

ценностное отношение к достижениям своей Родины – России;

в сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

в духовно-нравственной сфере: ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; оценивать поступки других людей с позиции нравственных норм;

в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

в сфере адаптации к меняющимся условиям социально среды: представления об изменениях социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для ответа на социальные вызовы.

Метапредметные: В сфере универсальных учебных познавательных действий:

владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

работа с информацией: осуществлять анализ учебной исторической информации (учебник, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника;

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

общение: выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;

осуществление совместной деятельности: коллективные учебные проекты по истории, в том числе – на региональном материале;

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

владение приемами самоорганизации своей учебной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);

владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии полученных результатов;

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;

Предметные: понимание значимости указанного периода мировой и отечественной истории, а также истории родного края, в мировых политических и социально-экономических процессах первой половины ХХ в.; умение характеризовать историческое значение ВОВ и Второй мировой войны; знание имен героев и исторических личностей, внесших значительный вклад в достижение Великой Победы СССР; умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России, Калмыкии и всемирной истории в изучаемый период, образа жизни людей и его изменения в условиях оккупации территории Калмыкии; умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; соотносить события истории родного края и истории России в начале 40-х гг. XXвека, определять современников исторических событий истории России и человечества в целом.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Великая Отечественная война, мобилизация, фронт, тыл, историческая справка, дивизия, Совинформбюро, партизан, фашизм, патриотизм, история родного края.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) 

Урок обобщения по предмету «История и культура родного края» для 7 класса по §5-6: «Калмыкия в первые годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-август 1942 г)». На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)», «Хронологическая линейка», «Аудио-видео контент», «Классификация».

ЭОР[1](укажите используемый ЭОР, опишите возможности использования данного ЭОР) https://urok.apkpro.ru/  https://learningapps.org/ 

https://puzzlecup.com/crossword-ru/  https://quick.apkpro.ru/widgets

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что…)

Проверка готовности учащихся к уроку.

- приветствие учащихся, проверка готовности к уроку;

- краткое повторение тем предыдущих уроков - §5-6. «Калмыкия в первые годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-август 1942 г)».

- учащимся предлагается выполнить упражнение, ответить на вопрос: на протяжении какого времени Элиста находилась в руках оккупантов?

(Ответ: с 12 августа 1942 года по 1 января 1943 года).

- Ответы учащихся

- Формулирование темы: «» - учащимся предлагается выполнить задание по работе с информацией по исторической карте. Укажите название населенных пунктов, указанных на схеме. (Ответ: 1- Хулхута, 2 - Элиста)

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового.

Формируем группы учеников и даём задание для выполнения самостоятельной работы – ответить на вопросы викторины по заданной теме;

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

- учащимся предлагается выполнить задания по работе с информацией ресурса

- Формулирование темы: «» - учащимся предлагается выполнить задание по работе с информацией, согласно работе с видеорядом определяя ключевые события, составляем план новой темы: 

- География Калмыкии в изучаемый период

- Элиста в годы войны

- Экономика региона в годы войны

- Личности

- Это интересно

Ты узнаешь: важнейшие события из региональной истории произошедшие в 40-х гг. XXв.

Ты научишься: определять причины и последствия изучаемых событий в данный период.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/ открываем новое). Приведите учебные задания формирования планируемых результатов обучения. Это могут быть задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала.

1) на общее понимание и мотивацию

2) на детали

3) задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Командная работа учащихся с учебным материалом в процессе Своей игры, с применением электронных образовательных материалов, выполнение заданий на общее понимание и мотивацию;

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. Приведите учебные задания, проверяющие информирование планируемых результатов обучения. (Сформулируй/Изложи факты/Проверь себя/Дай определение понятию/Установи, что (где, когда)/Сформулируй главное (тезис, мысль, правило, закон)

учащимся предлагается ответить на вопросы «Своей игры «Калмыкия в первые годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-август 1942 г)», перейдя по ссылке. Учащимся предстоит после прохождения игры извлечь максимальную информацию о значимых событиях региональной истории в 40-х гг.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Приведите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения, предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/ формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажи истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируй собственное мнение; выполни задание; реши задачу и т.д.)

Выполните задание по ленте времени: какое количество времени разделяет события - ликвидация Калмыцкого ханства, вхождение калмыков в Париж в Отечественной войне с Наполеоном, освобождение Элисты от немецко-фашистских захватчиков. 

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Решите историческую задачу. В краткие строки по заказу ГКО (Госкомитет обороны) были построены три оперативные площадки - взлетно-посадочные полосы для боевых самолетов. Силами пяти отрядов бойцов народного ополчения (5000-6000 человек) удалось построить 5 площадок и сдать их в эксплуатацию комиссии ВВС. При каждом временном аэродроме были подготовлены бензоёмкости, жилые и подсобные помещения.  Самостоятельно составьте и проведите любые математические вычисления, получите результат вычислений и попробуйте установить причины таких экономических результатов как следствие развития экономики республики и страны в целом для изучаемого периода. 

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Вопрос, включающий в себя два элемента ответа. Вопрос сопровождается иллюстрированием, демонстрацией фото объекта, по которому он создан.

  1. Укажите наименование этого здания.
  2. В каком месте города Элисты оно находится и в наши дни?

Без указания ответа на первый вопрос, выставляется 0 баллов, даже если дан верный ответ на второй вопрос

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

работа с текстом: на основе информации, указанной в ссылке ниже, сделайте выводы о вкладе региона в экономику СССР в изучаемый период.

https://learningapps.org/display?v=ppcmv2sq324.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения (на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами)

Выполните учебную задачу: что объединяет эти имена? Хахлынова Тамара Даниловна, Юра Клыков, Деликов Эрдни Тельджиевич, Качуевская Наталья, Заярный Сергей Фёдорович.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности обучающегося, критерии оценивания

Выполните задание на соответствие: https://infourok.ru/ustanovit-sootvetstvie-uchastie-kalmykov-v-vov-1941-1945gg-7810004.html 

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

- учащимся предлагается выполнить презентацию по образцу: https://infourok.ru/kalmykiya-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny-7786179.html 

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию, направленному на формирование планируемых результатов обучения

§5-6. Подготовить устно ответы на вопросы. Составить любое творческое задание по изученной теме 


[1] ЭОР – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

(по материалам ГОСТ Р 52653-2006, статья 12, подраздел 3.2)



Предварительный просмотр:

Разработка нового учебника по ИКРК.

Задание на установление соответствия «Калмыкия в годы ВОВ»

Люди

Характеристики

1

Миша Чёрный

А

Военный комиссар 110-й ОККД

2

Тамара Хахлынова

Б

Снайпер, носивший значок «Ворошиловский стрелок», уничтоживший в ближнем бою около десятка фашистов

3

Юрий Клыков

В

Поэт и прозаик, легендарный партизанский командир 

4

Заярный Сергей

Г

Позывной «Орленок», геройски погиб в юном возрасте



Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по истории России в 7 классе с применением элементов проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания

Тема: «Сравнительная характеристика правления первых (киевских) князей династии Рюриковичей (с 862 – 1263гг.) и первых правителей династии Романовых (с 1613- 1696гг.)»

Цели урока:

  1. с помощью ресурсов урока обозначить особенности, суть и значение становления вертикали первых органов власти в истории России
  2. установить причинно – следственные связи появления этого факта в истории  страны
  3. провести анализ высказываний, отзывов о процессах формирования единого государства у славян представителями разных исторических эпох, сформулировать свое мнение о них
  4. получить общее представление о значении органов власти  в общественной жизни, а также о последствиях, механизмах зарождения разных политических режимов в истории государства

Задачи урока:
1) провести проектно-исследовательскую работу на основании темы урока
2) сравнить становление и результаты вертикали власти в раннем российском государстве

3) попытаться сформулировать основные классические принципы государственной власти

Важнейшие понятия и термины: власть, князь, княжество, династия, честь, законодательство.

Оборудование и атрибуты урока: учебник истории России под ред. Торкунова А.В.,  разработан в соответствии с требованиями Концепции нового УМК по отечеств. Истории и ИКС. Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др., издательство «Просвещение», 2016 , доска, проектор, ноутбук, Приложения к уроку, в том числе презентация PowerPoint, раздаточный ресурсный тематический материал с кратким содержанием источников по теме. «Слово о законе и благодати», «Русская Правда», «Судебник», «Соборное Уложение»

Межпредметные связи: история, обществознание, право, литература, география, политология, социология.

План урока:

1.  Понятие государственной власти, ее виды и формы.

2.  Истоки и причины возникновения вертикали власти в России в контексте мировой истории.

3. Сравнительные социально-экономические и политические характеристики правления первых династий в России.

4.  Исторический опыт становления и сохранения государственности в России на примере правления двух российских династий.

Технологическая карта открытого урока по истории России в 7 «А» классе

с применением элементов проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания.  

Тема: «Сравнительная характеристика правления первых (киевских) князей династии Рюриковичей (с 862 – 1263гг.) и первых правителей династии Романовых (с 1613- 1696гг.)»

Цели

Образовательные:

- развитие у учащихся элементов самообразования;

- самостоятельный поиск обоснования востребованных рычагов для управления обществом

- углубить и расширить знания учащихся по избранной тематике

- помощь в осмыслении понятия вертикаль и иерархия власти, ее сущности, причин, форм проявления, реальных вариантов ее проявления

- совместно с учащимися дать оценку истоков государства в жизни общества.

Развивающие:

- научить учащихся самостоятельно добывать вспомогательный материал, делать выводы, выбирая необходимое, излагать суждения о   причинно – следственных связях и явлениях;

- развивать умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы

Воспитательные:

- воспитание стойкой гражданской позиции по отношению к негативным политическим явлениям в обществе, воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству.

Личностные:

- приобретение и закрепление опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения.

Используемые педагогические технологии

Технология поискового и интегрированного познания. Опорной является технология развития критического мышления. Стратегия технологии развития критического мышления позволяет проводить обучение на основе сравнения отдельных фактов, теорий и умозаключений.

Базовые способности обучающихся

Анализ, дедукция, аналитика, умение совершать сравнения, опираясь только на реальные факты

УУД

личностные

Формирование и осознание сопричастности истории России к процессам мировой политической истории

регулятивные

Поиск установки учебной задачи (формулирование темы), поиск познавательной цели (целеполагание)

познавательные

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации с использованием учебной и дополнительной литературы, архивных и мультимедийных материалов.

Логические: развитие абстракции, основ суждения и умозаключения

коммуникативные

Приобретение опыта общения в группе равных, навыков ведения правильного спора, диспута

Планируемые результаты

Предметные - знать и понимать причины явления

Личностные - понимать ценности общества, искоренять предпосылки аполитичного поведения в обществе

Метапредметные - владеть умениями самопознания, самообразования; уметь работать с потоком информации; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Формы работы, приемы,

Поисково - исследовательский элемент в получении нового знания, диалог, беседа, диспут, рефлексия

Методы:

Поисково – исследовательский. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Основные этапы организации учебной деятельности

Время этапа

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организационный момент

1 мин

Обеспечение рабочего настроения учащихся

Взаимное приветствие учащихся и учителя. Подготовка рабочего стола к уроку

Установление позитивной атмосферы общения

Настрой на диалог с учителем и в группе

2.Актуализация знаний

5 мин

Создание проблемной ситуации Фиксация новой учебной задачи

Практическая деятельность

Проектно-исследовательская деятельность

Критическое мышление

Дифференциация

Слайд 1.  Важнейшая наука для царей: знать свойство своего народа. И выгоды земли своей.
(Стэнли Болдуин, британский политик). 

Слайд 2. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о важном явлении в политической и общественной жизни любого государства – формировании органов (Слайд 3) управления страной на примере первых правителей династии Рюриковичей и династии Романовых.

Слайд 4. Скажите, пожалуйста, что вам уже известно о первых правителях нашей страны?

Ребята, а что такое государство? Сформулируйте самостоятельно, пожалуйста, значение термина  

«государство». Спасибо, ребята. Свои определения этого понятия запишите в своих рабочих тетрадях. Желающие могут написать свой ответ на доске. (Заслушиваются ответы учащихся, и производится записи в тетрадь и на доске термина «государство»). 

Слайд 5. Государство – это политическая форма организации общества на определённой территории, организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. 

Слайд 6. Основные  понятия и термины темы

Учащимся предоставляется материал «Мысли мудрых».

Слайд 7. Учитель: - Ребята, вот несколько высказываний об управлении  государством. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними. (Учащиеся читают содержание слайда).

Как вы думаете, ребята, какие можно сделать выводы согласно этим высказываниям и как они помогут нам добиться целей и задач нашей работы на уроке? Какие противоречия они у вас вызывают? Возможно, вы не согласны с некоторыми утверждениями?

Учитель: - Спасибо, хорошо

3. Затем учитель предлагает

сформулировать цели и задачи урока.

Учащиеся дают  развернутые ответы по теме, применяя свои знания

Ученики  работают с материалом начального этапа урока, предлагая  варианты ответов.

По мере выполнения задания поднимают руки, высказывают свои мысли и варианты целей и задач урока.

Обсуждают  высказывания о государстве

Слушают учителя

Строят свои высказывания. Слушают высказывания друг друга, записывают в тетради определение термина «коррупция»

Оценивают свою работу в «Листе самооценки учащегося» от 1 до 5 баллов

(Приложение 1)

Принимают учебную цель

3. Совместное исследование проблемы

5 мин

Поиск решения учебной задачи

Заслушивает учеников.

Слайд 8-9. Цели и задачи урока.

Слайд 10. План урока

Называют цели и задачи урока, записывают в рабочую тетрадь

Ученики работают в парах. Внимательно слушают выступающих

Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося»

4. Моделирование

10 мин

Фиксация в модели изучаемого объекта

Слайд 11-12. Сейчас мы посмотрим два коротких видео:  Госуправление при первых Рюриковичах» и «Россия при первых Романовых» и проведем анализ к теме нашего урока. Обратите, пожалуйста, внимание на критерии создания власти первых представителей двух русских династий в те периоды истории, которые вы сейчас увидите, и запишем их в схеме.

6. Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сможете сделать, опираясь на просмотренные материалы?

Слайд 13. Какие же схемы власти правителей двух правящих русских династий вы записали? В чем сходство и различия режимов правления двух династий? Чем можно это объяснить? 

Учитель: - Спасибо.

Учитель: - Ребята, не забывайте оценивать свою деятельность на уроке в Листе самооценки.  

Записывают тему урока, осмысливают обозначенные цели и задачи

Отвечают на вопросы и записывают в схеме вертикаль власти каждой правящей династии.

Выделяют ключевые слова

Сравнивают свои ответы с предложенными вариантами Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося»

5. Основной этап работы на уроке. Конструирование нового способа действия

15 мин

Построение ориентированной основы нового способа действия

Практическая деятельность

Физкультурная пауза

Критическое мышление

Слайд 14. Учитель предлагает учащимся ознакомиться с Таблицей рейтинга терминов морали («честь», «бесчестие»).

Учитель задает вопросы группам

1. Можно ли связать эти термины с понятием «государственная власть»?

Свободные ответы детей:

2. Что значит быть человеком, преданным государству?

3. Как вы думаете, все ли искренне стремятся быть людьми с высокой моральной позицией?

Слайд 15. Под музыку «Если друг не смеется» несколько спортивных упражнений.

Таким образом, тема становления власти в Древней Руси уходит корнями вглубь веков. Какие же существовали правовые источники того времени, когда власти устанавливали основу государства, иногда говорят – фундамент государства. Запишите, пожалуйста, в тетрадки названия этих древнейших источников права на Руси.

Слайд 16. Исходный слайд

Слайд 17. А давайте вместе с вами, ребята, попробуем сравнить (свободные ответы детей) правовые источники российской древности и периода Новой истории. В чем их сходство и различие?

Показывают знания содержания этих понятий

Отвечают на вопросы

Смотрят видео и отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетради названия древних источников права:

- Русская Правда Ярослава

- Судебник 1497г.

- Судебник 1550 года

- Судебник (Соборное Уложение) 1649 года.

Работа в группах

Записывают варианты ответов, используя схемы, символы, рисунки

Дополняют ответы одноклассников

Делают записи в тетрадях

Ведут диалог с учителем и в паре

Советуются в парах

Идет обсуждение

Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося»

Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося»

6. Контроль на этапе окончания учебной темы

2 мин

Проектно-исследовательская деятельность

Учитель: Итак, ребята, мы с вами сегодня вместе рассмотрели тему о становлении власти на Руси в разрезе первых правителей, пытались объяснить и сравнить природу ее происхождения в разные эпохи истории России, вместе с древними мыслителями давали ей оценку.

Слайд 18. Попробуем сделать выводы и подведем итоги сравнения, заданных в целях и задачах урока.

Назовите все, что вызвало у вас удивление, протест, новое открытие или подтверждение уже имеющихся знаний.

Слайд 19.  Вернемся к записи на доске термина «государство». Подытоживая работу на уроке, применяя свои знания, докажите, что сегодня речь шла именно о государстве, о власти, о разных критериях власти

Учащиеся озвучивают свои наблюдения

Слушают друг друга. Предлагают свои варианты

Подсчитывают количество баллов в «Листе самооценки учащегося»

7. Рефлексия

2 мин

Саморефлексия

Оценивают свой эмоциональный настрой на уроке

Ученики поднимают карточки

Определяют результат работы в  цветных карточках настроения

8. Домашнее задание

1 мин

Слайд 20. Домашнее задание: Исследование Конституции РФ, Степного Уложения Республики Калмыкия: записать в тетрадь статьи описание органов власти в Российском государстве и в Республике Калмыкия

Записывают в тетрадь

9. Оценка деятельности учащихся

1 мин

Учитель просит учащихся завершить заполнение Листов самооценки, совместно анализируя работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал. Учитель: - Урок окончен, ребята, спасибо большое за сотрудничество. До свидания!

Завершают заполнение Листов самооценки, передают их учителю.

Лист самооценки учащегося на уроке

Ф.И. ________________________________________________________________

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

«+» - выполнил правильно;

«?» - при выполнении задания возникли трудности;

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

Твоя оценка:  _____

Твоё настроение в целом на данном уроке:

подчеркнуть смайл подходящего под настроение цвета

Оценка учителя: ______                                                                                                                      А               Б              В

Лист самооценки учащегося на уроке

Ф.И. ________________________________________________________________

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

«+» - выполнил правильно;

«?» - при выполнении задания возникли трудности;

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

Твоя оценка:  _____

Твоё настроение в целом на данном уроке:

подчеркнуть смайл подходящего под настроение цвета

Оценка учителя: ______                                                                                                                      А               Б              В