3 Вклад в повышение качества образования 3.1 Выступления на семинарах, МО и НПК

Болдырева Лидия Хулхачиевна

«Междисциплинарное  образование и воспитание на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhdistsiplinarnoe_obrazovanie_-_korr.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Элистинская многопрофильная гимназия

личностно ориентированного обучения и воспитания»

Тема

«Междисциплинарное  образование и воспитание на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира».

Учитель  

истории, обществознания и ИКРК

ЭМГ г. Элисты

Болдырева Лидия Хулхачиевна

Элиста 2019

Оглавление

Введение

§1. Понятие интеграции и теоретические основы проблемы интеграции и формирования знаний и умений.

 §2. Исторический аспект получения знаний и навыков посредством интеграции закономерных явлений, событий в эволюции человека.

§3. Разработка проблемы интеграции на современном этапе, как педагогическое явление.

§4. Виды интеграции, как средства активизации познавательной деятельности школьников.

§5. Интеграция в преподавании предметов гуманитарного цикла.

§6. Точки соприкосновения в интеграционном процессе по формированию активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

§7. Возможные модели интеграции.

§8. Уровни интеграции.

§9. Средства и формы обучения для интеграции знаний. Критерии и показатели результативности интегрированного подхода к обучению истории, обществознания и предметов региональной компетенции.

Выводы.

Список используемой литературы.

Приложение № 1.

Презентация «Междисциплинарное  образование и воспитание на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира».

 Приложение № 2.

Проектно – исследовательская работа (реферат) «Междисциплинарное  образование и воспитание на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира».

Введение

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением целой картины мира, с пониманием глубины связей и процессов, представляющих данную картину.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают необходимость преодоления узкопредметного подхода в образовании и междисциплинарное  образование предметов школьного курса. Проблема актуальна, поскольку не все школьники в процессе обучения видят взаимосвязь отдельных школьных предметов, а без нее нельзя понять и полноценно изучить суть многих явлений природы и общества.

Впервые интерес к проблеме возник еще в трудах Я.А. Коменского «Всё – и самое большое, и самое малое так должно быть приложено между собой и соединено, чтобы образовать единое целое».

Коменский писал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться.

В этих положениях педагога представлена суть универсального хода развития любой большой сложной системы, какой является складывающаяся в процессе обучения система знаний ребенка.

В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась К.Д. Ушинским, выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов.

Различные аспекты проблемы междисциплинарного образования, как основы разработки интегративного подхода к содержанию образования, также рассмотрены в трудах таких выдающихся российских ученых, педагогов, психологов современности, как В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Ю.А. Самарин, Д.Б. Эльконин, Б.П. Юсов, Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Н.А Менчинская и других.

Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.

Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Междисциплинарное  образование принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.

 «Междисциплинарное образование - есть процесс интеграции связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что корни процесса лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей.

Главная цель работы - раскрыть сущность междисциплинарного образования и как инновационной формы работы в обучении.

Задачи:

1. Изучить имеющиеся теоретические вопросы, являющиеся основой нашей работы.

2. Выявить уровни мотивов познавательных интересов учебной деятельности школьников.

3. Разработать практические рекомендации по созданию условий интегрированного обучения.

Объектом изучения является учебный процесс. Предметом вступает сам процесс междисциплинарного образования учебных предметов в школе.

4. При написании данной работы основными методами были изучение и анализ проблемы, эксперимент, наблюдение, обобщение.

§ 1. Исторический аспект приобретения знаний и навыков посредством междисциплинарного образования.

В основе своей идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала. Исторический аспект междисциплинарного образования знаний, умений и навыков нам показывает сам закономерный цикл их формирования. Человечество, не имея представления о причинах проявления многих событий и процессов, самостоятельно получало знания.

Интеграция как явление возникла на фоне растущего объема знаний к происходящим вокруг человека явлениям, событиям. Это вело к углублению познания.

На этой базе все нового и нового числа достижений человеческого разума рождается истина.

Единство созерцания, наблюдения, умозаключения порождает совершенствование ума (разума), преодоление пробелов в знаниях. Познание истины порождало другие вопросы, на которые требовались ответы. Поэтому союз полученных знаний направляется на продолжение добычи знаний.

Задача педагогической науки - помочь учителю осуществлять интегрирование, направленное на восстановление и объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипности целей и функций обучения.

Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять "частные" знания, умения при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам начальной школы.

Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е. "немного обо всём и это значит, что дети получают всё новые и новые представления о, понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний. Для этого необходима способность к синтезу разрозненных знаний и умений. Результатом же обучения выступает необходимость знать "всё о немногом", а это уже специализация на новом междисциплинарном уровне. Ведь невозможно изучить химию, не познав основ математики и физики.

"В конечном счёте, интеграция дисциплин должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия - единства мира и человека, живущего в нём и его познающего, единство природы и человека, земли и космоса.

§3. Разработка проблемы интеграции на современном этапе, как педагогическое явление.

Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.

Вопрос междисциплинарного образования - не только о создании программ, но и об учебниках, об уроке. Создание новых курсов требует пересмотра учебного плана.

Учебный план - важнейший показатель достоинств или недостатков учебного процесса. Он определяет номенклатуру дисциплин, последовательность их изучения, время, отводимое на каждый предмет, формы контроля и т.д. Учебные планы общеобразовательной школы страдают серьёзными недостатками. Главный из них - многопредметность, т.е. в школе существуют предметы, на которые отводится малое количество часов.

По некоторым причинам возникают трудности в организации учебного процесса. Результатом чего оборачивается недостаточное качество обучения.

Выходом из такой ситуации представляется ликвидация многопредметности за счёт интеграции учебных дисциплин. При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность.

"Снимается проблема отношения учащихся к "мелкому", "второстепенному" предмету и существенно облегчается система контроля. Междисциплинарное обучение способствует формированию научной картины мира.

Таким образом, кооперация учебных предметов представляется весьма перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым - всей системы образования.

Невыясненным остаётся вопрос: когда возможна междисциплинарная интеграция предметов? Она предполагает выполнение трёх условий:

- объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;

- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

Соблюдение всех трёх условий допускает возможность интеграции предметов.

Для интеграции в обучении и воспитании существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. Эти факторы во многом определяют тактику интеграции.

К позитивным факторам следует, прежде всего, отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ученика, которые в традиционном обучении используются недостаточно.

Первый же негативный фактор - ограниченное число учебных предметов
- можно компенсировать тем, что содержание небольшого объёма усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимосвязь её частей.

И второй негативный фактор - трудность изложения интегрированного курса так, чтобы детали методики, а самое главное цели, были понятны и интересны.

Как видно, проблема интегрированного содержания образования имеет свои трудности. Но в то, же время есть факторы, облегчающие её решение.

Создание интегрированных курсов названо одной из задач обновления содержания и методов начальной школы. Обсуждение этой животрепещущей темы привело к выделению некоторых её аспектов:

1. Можно и нужно ли вообще ставить вопрос об интегрированных курсах в начальной школе и в целом в образовательной области? «Природоведение» и «Окружающий мир», «Обществознание» и «Краеведение» и др. – курсы, объединившие, по меньшей мере, семь областей знаний. Чтение включает помимо художественных литературных текстов материалы по истории, природоведению.

Математика - сам по себе интегрированный предмет. Содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал.

Наиболее близкий мне предмет «история» занимает особое интегративное место в общей системе знаний. Являясь обществоведческой наукой, история способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной картине мира. Но, опять же, только синхронизировав подачу материала по всем гуманитарным предметам и не только гуманитарным, можно создать такую картину.

Нынешним поколениям учащихся предстоит жить и трудиться в XXΙ веке. Именно им придется сохранять и приумножать общечеловеческие ценности: мир, свободу, здоровье человека и благоприятное состояние окружающей его среды. Поэтому интеграция предметов  просто необходима. Мысленно совершая далекие путешествия с выдающимися землепроходцами и мореплавателями к неизведанным землям, осваивая новые территории и строя города, вместе со своими далекими предками учащиеся открывают для себя процесс становления и развития духовного мира человека на протяжении всего исторического периода. Они начинают задумываться над тем, что двигало людьми, стремящимися, преодолевая огромные трудности, познавать мир и созидать собственную культуру. Формируется чувство патриотизма.

2. Каковы пути реализации идеи интегрированного обучения?

Речь пока не идёт о конкретном решении, а лишь о направлении поиска. Есть пути, которые возникают естественным образом и объясняются легко даже: на уровне здравого смысла. Это касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд. Общим предметом здесь должно быть народное творчество, искусство.

§ 4. Виды междисциплинарного образования, как средства активизации познавательной деятельности школьников.

Интегрированный курс - (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и так далее) - автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе, и на качественно ином уровне.

Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Интегративное задание – разновидность учебной задачи. Его особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин.

Проблема познавательной деятельности получила широкое распространение в психологии. Изучением этой проблемы заняты многие психологи. Понятие "познавательной активности" М. И. Лисина определяет следующим образом.

"Виды познавательной деятельности делятся на два класса: общие и специфические. Общие виды познавательной деятельности потому и называются общими, что они используются при работе в разных областях, с разными знаниями. К их числу относятся, например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать её выполнение.

К общим видам относятся и все приёмы логического мышления (сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др.). Они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то предметных (специфических) знаний".

К специфическим видам познавательной деятельности относятся такие, которые используются только в данной области знания.

Полноценное усвоение знаний предполагает так же формирование таких познавательных действий, которые составляют специфические приёмы, характерные для той или иной области знаний. Эти приёмы познавательной деятельности, отражая специфические особенности определенной научной области, менее универсальны, не могут быть перенесены на любой другой предмет. Однако и специфические виды познавательной деятельности нередко могут быть использованы в целом ряде предметов. Судя по этому, межпредметные связи должны реализовываться по линии не только логических, но и специфических видов деятельности.

Важно также отметить, что приёмы познавательной деятельности могут быть сформированы на разном уровне общности.

Итак, нельзя заботиться о знаниях, не заботясь о деятельности, в которую эти знания входят. При изучении любого предмета надо заботиться не о количестве изученных фактов и не о количестве выработанных навыков, а о формировании обобщённых видов познавательной деятельности - логических и специфических.

Овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности не только повышает уровень познавательных возможностей учащихся, качество усвоения знаний, но и сокращает время, необходимое для обучения.

Применение методов междисциплинарного образования совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу изучения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно - познавательные мотивы - интерес к способам добывания знаний.

Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и поиске, проявляющиеся в познавательной деятельности.

§5. Междисциплинарное образование в преподавании предметов гуманитарного цикла.

Учащиеся должны научиться соотносить знания по одному предмету при изучении других, например, истории и обществознания, литературы и географии, регионоведения и биологии, математики и экологии, экономики и информатики, физики и музыки и др.

История (др. - греч. ἱστορία) область знаний, часто продукт обыденного познания, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека, становления его как личности, его деятельности, мировоззрения, социальных связей, организаций в прошлом. Предполагает интеграцию всех школьных дисциплин.

Обществознание - комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Предполагает интеграцию всех школьных дисциплин.

На уроках истории и литературы целесообразно при изучении восстания Е.Пугачева, упомянуть сказку старой калмычки, рассказанную герою рассказа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина  о диалоге орла и ворона, отметив тем самым мудрость калмыцких предков и закрепить знания по истории культуры калмыков.

Также уместно применение в интеграции уроков истории и литературы обзора трилогии В.Г. Яна при изучении монголо-татарского нашествия в истории древней Руси, «Войны и мира» Л.Н.Толстого, когда речь идет о войне 1812 года, об участии калмыков в этой войне. При изучении восстания декабристов и его последствий для Пушкина, уместно пояснить учащимся причину появления Пушкина в калмыцкой степи. Соответственно, и появления стихотворения – мадригала «Прощай, любезная калмычка».

Здесь прослеживается и воспитательная линия патриотизма, и осознание причастности к развитию мировой (всеобщей) истории, формирование абстракции и навыков проектно – исследовательской работы.

Интегрированные уроки эффективны независимо от того, изучают ли учащиеся новый материал или обобщают уже пройденный, или то и другое вместе, готовят ли они заранее часть материала или вообще не знают о проведении такого урока.

Социальный заказ общества ориентирует современную среднюю школу на подготовку самостоятельно критически мыслящих, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы учащихся. Поэтому очень важен переход от репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.

Именно интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, в котором на смену пассивному овладению знаниями приходит активная познавательная самостоятельная деятельность каждого учащегося.

Учащиеся, осознав взаимосвязь изученных исторических событий, социальных процессов, природных явлений, легко готовят презентации на основе полученных в процессе интегрированного урока знаний.

Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.

Контрольные работы по курсу могут проходить или как защита творческой работы, или как зачёт. Интересны зачёты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по теме, решение задач проблемного характера, зачёт-конкурс или аукцион.

Всё вышеуказанное в большей мере можно отнести к среднему звену школы.

Междисциплинарное образование в преподавании краеведения

  1. Моя семья.  Предполагает изучение родословной семьи, истории происхождения фамилий и имен членов семьи, ближайших и дальних родственников, основоположников семейного древа, их социального происхождения, места рождения, их выдающихся достижений и т. д.

2. Родная школа.         Изучение истории и традиций образовательного учреждения, биографий известных выпускников и учителей школы, педагогических династий, достижений учеников школы или лицея, география их миграций внутри и за пределами страны.

3. Мое село (город, государство):  прошлое, настоящее, перспективы развития; топонимика населенного пункта, известные односельчане (горожане), история промышленных предприятий и культурно-просветительных центров.

§ 6. Точки соприкосновения в интеграционном процессе по формированию активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Школьные предметы имеют свои точки соприкосновения.

Это:

а) образы времени

б) работа с первоисточником, текстом, документами;

в) представление человека определенной эпохи;

г) изучение истории родной земли, края, изучение истории местного самоуправления и т.д.

И как результат – проекты учащихся.

§7. Возможные модели интеграции.

Возможные модели интеграции:

Ι. Создание курса, объединяющего несколько предметов из одной образовательной области с сохранением удельного веса предмета.

ΙΙ. Сочетание различных, но близких образовательных областей, которые выступают на равных, а также предметов близких образовательных областей, где один из них сохраняет специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.

ΙΙΙ. Через профильную специфику, которая представлена, например, в курсах типа «История медицины», «Общество и экономика» и др.

ΙV. Возможна интеграция, при которой последующая тема вытекает из предыдущей.

Таким образом, сегодня происходит синтез моделей обществоведческих, гуманитарных, естественных наук, так как решение любой серьезной проблемы, поиски выхода из экономических тупиков, из экологического кризиса, требует потенциала не отдельных наук, а всего их комплекса.

Многие исследователи считают, что в необычной ситуации интегрированных уроков учащиеся психологически более готовы к установлению межпредметных связей, что не всегда успешно удается на обычном уроке.

Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения:

- во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

- во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

§ 8. Уровни интеграции.

Существуют уровни интеграции:

Первый уровень - интеграция естественно - научной и гуманитарной культур. Важна интеграция учебных дисциплин.

Второй уровень – интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителями единых программ 

Третий уровень - за счет осуществления и усиления практической направленности всего цикла предметов

Четвертый уровень - методичное использование общенаучных методов познания.

В связи с этим уместно утверждение, что учащимся нужно периодически давать такие уроки, где бы они увидели взаимосвязь между различными учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной области облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях. Такими должны стать те уроки, где процесс интеграции изучаемых предметов является естественным и увлекательным.

§ 9. Средства и формы обучения для интеграции знаний. Критерии и показатели результативности интегрированного подхода к обучению истории, обществознания и предметов региональной компетенции.

  1. Межпредметная проблемная ситуация - спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения

Межпредметная проблемная ситуация и межпредметная учебная проблема являются основой вовлечения школьников в процесс самостоятельной проблемно-поисковой деятельности, а также важнейшим средством ее направленной мотивации и управления.

 Межпредметная проблемная ситуация - это создание учителем состояния интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри - и межпредметной интеграции.

В процессе обучения любая межпредметная проблемная ситуация реализуется в виде конкретной межпредметной учебной проблемы.

Под межпредметной учебной проблемой понимается форма практической реализации возникающей в предметном обучении проблемной ситуации межпредметного характера.

  1. Межпредметные проекты.

Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даст ему школа, а уметь применять их на практике.

Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Ее решение требовало знаний из различных областей.

Первоначально метод проектов назывался проблемным. Проблема, как правило, была чисто прагматичной. Ее решение позволяло реально увидеть результаты. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся их разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей

Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

К первым можно отнести: умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск нужной информации), анализ сообщения, выводы и т. п., умение работать с разнообразным справочным материалом.

Формирование многих из названных умений являются задачами обучения различным видам учебной деятельности. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно, а мною вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения.

К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.

Главное  - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.

Выводы

Много проблем у процесса междисциплинарного образования, но он активно и должен постоянно осмысливаться и корректироваться. Одна из проблем в этом плане - подготовка учителя в этом направлении, совершенствование его педагогического опыта.

Конечно, при интегрированном подходе к процессу обучения учителя должны постоянно заниматься самообразованием, необходимы спецкурсы по культурологии, по изучению смежных дисциплин, выход за рамки узкопредметного подхода. Используя интеграцию на уроках, мы должны создать целостную картину мира у своих учеников, показать, что все явления в мире взаимосвязаны, помочь ими найти свое место в этом мире.

Следовательно, на современном этапе образования от учителя требуется подача своего материала в связи с другими предметами и науками. Интегрирование как нельзя более соответствует цивилизованному подходу к изучению истории человечества, восстанавливает естественную взаимосвязь идей, событий судеб, имевших место в одной пространственно-временной реальности, но искусственно разделенных. Интегрированные уроки формируют прочные хронологические и смысловые соответствия. У ребят складывается панорамное видение эпохи, охватывающее все стороны действительности. Поэтому учитель сам, прежде всего, должен видеть все события и явления во взаимосвязи и показывать в процессе своей деятельности учащимся. Конечно же, здесь на первый план выходит самосовершенствование и самообразование. Учитель постоянно должен работать не только над повышением уровня своего образования, но и искать новые формы и методы работы.  

Таким образом, междисциплинарное образование и обучение - это способ развития творческого потенциала современного учителя и отличная площадка для подачи многоуровневых знаний посредством изучения причинно - следственных связей.

Список используемой литературы

1. Дик Ю.И., Пинский А.А., Усанов В.В. Интеграция учебных предметов //Советская педагогика. – М.1957. - № 9

2. Разумовский Б.Г. , Тарасов Л.В. Развитие общего образования: междисциплинарное образование и гуманитаризация. // Советская педагогика – М. 1988

3. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной, активности. // Вопросы психологии. – М. 2002

4. Маркова А.К. Нормирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение. - 2003. -

5. Браже Т.Г. Междисциплинарное образование в современной школе. - М. - 2006.

6. Юркевич B.C. К вопросу о познавательной потребности у школьников. - М.; Просвещение. - 2006.

7. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение. – 2007

8. Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система. //Педагогика. – М. 2007.

9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. - 2008
10. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение. – 2008

18. Интернет – ресурсы сайтов «Педсовет.su», «Учительский портал», «Первое сентября», «PROscholu.ru», «Я иду на урок истории» и др.