4.2 Результат личного участия в конкурсе инновационных продуктов, методических разработок

Болдырева Лидия Хулхачиевна

Истинная жизнь происходит не там, где совершаются большие внешние изменения, где передвигаются, сталкиваются, дерутся, убивают друг друга, а она происходит только там, где совершаются чуточные изменения в духовном сознании людей.

Лев Толстой «Круг чтения»

Русская православная церковь в военной истории Отечества

К 80-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне

с немецко-фашисткой Германией (1941-1945 гг.).

Военная история России – это череда мужественных и героических страниц.

Русский народ, несмотря ни на какие катаклизмы в экономике, политике, культуре, всегда отстаивал свою свободу, независимость и суверенитет. С убеждением непременной победы, молясь своим святым, даже если это было запрещено советской атеистической политикой, народ вставал на защиту Родины.

Становление Российского государства практически совпало с Крещением Руси. В течение многих веков Русская Православная Церковь укрепляла духовные основы военной мощи страны, поднимала моральный дух ее защитников. В военных конфликтах между русскими княжествами православная митрополия выступала как особая сила. Когда у священников спрашивали, на чьей стороне Церковь? Священнослужители отвечали:

- На той, где народ!

Это имело огромное значение, потому что народ всегда чувствовал эту духовную поддержку, когда, казалось бы, не оставалось никакой надежды.

И сегодня, в преддверии 80-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. с немецко-фашисткой Германией мы вновь вспоминаем о роли Церкви в тяжелые годины лихолетья.

Если сделать экскурс в древность, красной линией просматривается величайший вклад священнослужителей, когда, практически одновременно, Русь подверглась нашествию и с востока, и с запада, то можно четко увидеть ту силу, которая сплачивала народ – это Церковь, взявшая на себя руководящую роль в период бессмысленных междоусобиц русских князей, боярства, едва не погубивших молодое государство. Лишь настоящие патриоты Русской земли, такие, как святые Борис и Глеб, которые, избегая распри и, не посягая на княжеский престол, все же расплатились своими жизнями ради мира на родной земле. Александр Ярославич (Невский), усмирив свою гордыню и прощая обиду, вышел на высшее своё назначение – защитить Северную Русь от крестоносцев. Русская церковь причислила этих героев к Лику святых, поддерживая настоящий патриотизм, мужество, стойкость и преданность своему народу.  

Но и в будущем немало испытаний выпало на российскую государственность, и лишь немногие агрессоры могли понять русский менталитет и проявить понимание святых для народа основ.

Замечено, что Золотая Орда была основана на иных принципах государственно-церковных отношений. Согласно обычному праву и кодексу законов «Яса» и заветам Чингисхана, золотоордынцы лояльно относились ко всем конфессиям и их служителям. Монгольские ханы наделили православную митрополию привилегиями, освободили ее от уплаты дани и установили неприкосновенность церковных владений. Русская Церковь также старалась наладить хорошие отношения с Золотой Ордой. Здесь нельзя умалить роль святого слова, практики милосердия и сострадания, которые, по легенде, завещал верующим основатель христианской веры – Иисус Христос. Такая политика спасла множество традиций, множество национальных элементов, множество жизней…  

Позиция православной митрополии по отношению к Золотой Орде начала меняться в начале XIV века. Это связано с тем, что при хане Узбеке государственной религией был избран ислам. Повторилась ситуация середины XIII века. Только теперь основам православия угрожали не католики, а мусульмане. В этих условиях православная митрополия сделала ставку на Московское княжество, как наиболее динамично развивающееся и лояльное к церкви. Дело в том, что военные вторжения с запада и востока сопровождались разным идеологическими взглядами на православие. За рыцарями стояла католическая церковь - непримиримый противник православия. Победа рыцарей означала поражение Православной церкви на Руси.

В 1448 московская православная митрополия стала автокефальной. С этого момента она начинает приобретать черты национальной церкви, что стало особенно важным в связи с изменившейся геополитической обстановкой. А в 1453 году под натиском турок-османов, проповедующих ислам, пала и сама Византийская империя. В последней четверти века на Руси утверждается господство Московского княжества. С этого времени московская митрополия открыто поддерживает его князей в военных конфликтах со своими противниками.

Святитель Филарет, митрополит Московский, ныне причисленный к Лику святых, говорил: «Люби врагов своих, бей врагов Отечества и ненавидь врагов Божьих». Отдать жизнь за Родину — значит, исполнить заповедь Христа о жертвенной любви к ближним, ибо «нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

«Не в силе Бог, но в правде»: этими словами Александр Невский вселил веру в победу своей дружины против шведских захватчиков. Вера имела огромное значение. Она вселяла уверенность в победе, в правоте своего дела. История сохранила немало тому примеров. Наиболее яркий из них - Куликовская битва. Перед битвой великий князь Московский Дмитрий прибыл в Свято - Троицкий монастырь, где долго и усердно молился и принял напутственное благословение от преподобного игумена обители Сергия Радонежского, который отправил с князем двух своих иноков - Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябю. По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского.

«И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались». С этого момента Русское государство стало укрепляться. Идея единого, сильного государства и живительный дух православия сплотили удельных князей и весь многонациональный российский народ, создав условия для возрождения России. Прошли годы, столетия… Многие из священнослужителей уже в XX веке своей кровью запечатлели на поле брани любовь и верность Отечеству. Так было и в годы Великой Отечественной войны, на поле боя священник служил молебен и со святым Крестом и святой водою обходил окопы и благословлял защитников.

Русская Православная Церковь, столетиями созидавшая единое государство, лишенная всего своего достояния после прихода к власти большевиков, посчитала святым долгом в годы тяжких испытаний взойти на общерусскую Голгофу. В советское время, в условиях тоталитарного политического режима, вопрос о роли Православной Церкви в достижении Великой Победы замалчивался. Митрополит Сергий 22 июня 1941 г. в послании к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», призывал православных русских людей «послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может», дабы «развеять в прах фашистскую вражескую силу».

Этот призыв получил очень широкий отклик среди духовенства и простых верующих и в осажденном Ленинграде. Здесь действовало десять православных храмов. К настоящему времени это уже описано в научной литературе и отражено в музейных экспозициях. В подвальных помещениях ряда храмов (например, Спасо-Преображенского собора) были устроены бомбоубежища. Под Казанским собором в период блокады находился детский сад и одновременно – отдел штаба Ленинградского фронта. Многие храмы использовались для хранения культурных ценностей. Так, Сампсониевский собор был занят филиалом Эрмитажа. Крестовоздвиженскую церковь занимало фильмохранилище, Владимирскую церковь – филиал Публичной библиотеки. На площади перед Казанским собором у памятников полководцам Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины и ополченцы. Для этой цели памятники, в виде исключения, не были закрыты мешками с песком. Подобное использование Казанского собора в целях пропаганды патриотизма продолжалось до полного снятия блокады города в январе 1944 года, хотя храм серьезно пострадал от немецких обстрелов и бомбардировок. В собор попали несколько снарядов, от взрывной волны стекла в его окнах вылетели, и их пришлось заколачивать фанерой, через пробоины в крыше внутрь проникала вода, пострадали лепка и настенная живопись. Большую роль в патриотическом воспитании играла и Александро-Невская лавра. На немецких фронтовых картах лавра была обозначена как объект стратегический, военный. И неспроста: в начале блокады лавру превратили в укрепрайон с девятью опорными боевыми точками. Красивейший, не имеющий аналогов Свято-Троицкий собор с его бесценными скульптурами работы Федота Шубина был превращен в склад боеприпасов. Между тем это вообще единственный в стране православный храм, украшенный скульптурами.

Обращение в ходе войны к русским патриотическим, в том числе православным церковным традициям сыграло чрезвычайную роль в обороне Ленинграда. Достаточно упомянуть тот факт, что с городом на Неве была тесно связана жизнь, деятельность и история захоронений знаменитых русских полководцев – святого князя Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.

В честь всех этих великих людей учредили ордена в советских вооруженных силах. К могиле Александра Суворова, захороненного в усыпальнице Благовещенской церкви, приводили отряды военнослужащих, отправляющихся на фронт, на защиту родного города. Возле могилы в то время специально установили знамена и транспаранты. Здесь воины принимали присягу. Конечно, тогда никто не говорил о религиозном аспекте. Но кто знает, какие чувства испытывали те, кому предстояло идти в бой? Многие военнослужащие тайно носили на себе крестики, читали молитвы. Помогала ли вера в Бога выжить и победить в этой страшной войне?! Делать выводы каждому из нас...

В первый же день войны Русская Православная Церковь в лице местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) проявила мужество и стойкость, обнаружила способность ободрить и поддержать свой народ в тяжелое военное время.

«Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжких испытаний и победоносно завершить войну нашей победой», – с этими словами митрополит Сергий обратился к прихожанам, собравшимся 22 июня, в воскресный день, в Богоявленском соборе в Москве. Свою проповедь, в которой он говорил о духовных корнях русского патриотизма, владыка закончил словами, прозвучавшими с пророческой уверенностью: «Господь нам дарует победу!»    

После литургии, запершись у себя в келье, местоблюститель собственноручно напечатал на машинке текст воззвания к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», которое моментально было разослано по сохранившимся приходам. Во всех храмах за богослужениями стали читать специальную молитву об избавлении от врагов. Между тем немцы, перейдя границу, стремительно продвигались по советской территории. На захваченных землях они проводили продуманную религиозную политику, открывая храмы и проводя на этом фоне успешную антисоветскую пропаганду. Разумеется, делалось это не из любви к христианству. Обнародованные после окончания войны документы вермахта свидетельствуют, что большая часть открытых церквей подлежала закрытию после окончания русской кампании.

Об отношении к церковному вопросу красноречиво говорит оперативный приказ №10 Главного управления безопасности рейха. В нем, в частности, указывалось: «…с германской стороны ни в коем случае не должно явным образом оказываться содействие церковной жизни, устраиваться богослужений или проводиться массовых крещений. О воссоздании прежней Патриаршей Русской Церкви не может быть и речи. Особенно следует следить за тем, чтобы не состоялось прежде всего никакого организационно оформленного слияния находящихся в стадии формирования церковных православных кругов. Расщепление на отдельные церковные группы, наоборот, желательно».

Тем временем пропагандистские действия немецкого руководства по открытию храмов не могли не вызвать соответствующей ответной реакции Сталина. К этому его побуждали также и те движения за открытие церквей, которые начались в СССР уже в первые месяцы войны. В городах и селах собирались сходки верующих, на которых избирали исполнительные органы и уполномоченных по ходатайствам об открытии храмов. На селе такие собрания нередко возглавляли председатели колхозов, которые собирали подписи за открытие церковных зданий и затем сами выступали ходатаями перед исполнительными органами. Нередко бывало, что работники исполкомов разного уровня благосклонно относились к ходатайствам верующих и в рамках своих полномочий действительно способствовали регистрации религиозных общин. Многие храмы открывались стихийно, даже не имея юридического оформления. Все эти процессы побудили советское руководство официально разрешить открывать церкви на территории, не оккупированной немцами. Преследования духовенства прекратились. Священники, находившиеся в лагерях, были возвращены и стали настоятелями вновь открытых храмов. Широко известны имена пастырей, молившихся в те дни о даровании победы и вместе со всем народом, ковавших победу русского оружия. Под Ленинградом в поселке Вырица жил известный сегодня на всю Россию старец, иеросхимонах Серафим (Муравьев). В 1941 году ему было 76 лет. Болезнь практически не позволяла ему передвигаться без посторонней помощи. Очевидцы передают, что старец любил молиться перед образом своего святого покровителя преподобного Серафима Саровского. Икона преподобного была укреплена на яблоне в саду престарелого священника. Сама яблоня росла у большого гранитного камня, на котором старец, по примеру своего небесного покровителя, совершал на больных ногах многочасовые моления. По рассказам его духовных чад, старец часто говорил: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси…». В те же годы в Архангельске, в Свято-Ильинском кафедральном соборе служил тезка вырицкого старца – игумен Серафим (Шинкарев), до этого бывший насельником Троице-Сергиевой Лавры. По воспоминаниям очевидцев, нередко он по нескольку дней пребывал в храме на молитве за Россию. Многие отмечали его прозорливость. Несколько раз он предсказывал победу советских войск, когда обстоятельства прямо указывали на печальный исход сражения.

Подлинный героизм в годы войны проявило столичное духовенство. Ни на час не покидал Москву настоятель храма сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, протоиерей Павел Успенский, в мирное время живший за городом. При своем храме он организовал настоящий социальный центр. В церкви было установлено круглосуточное дежурство, а в подклети организовано бомбоубежище, позже переделанное в газоубежище. Для оказания первой помощи при несчастных случаях отец Павел создал санитарный пункт, где были носилки, перевязочный материал и все необходимые лекарства. Другой московский священник, настоятель храма Илии Пророка в Черкизове, протоиерей Павел Цветков устроил при храме приют для детей и стариков. Он лично нес ночные дежурства и в случае необходимости принимал участие в тушении пожаров. Среди своих прихожан отец Павел организовал сбор пожертвований и лома цветных металлов на военные нужды. Всего за годы войны прихожане Ильинской церкви собрали 185 тыс. рублей. Работа по сбору средств велась и в других храмах. По проверенным данным, за три первых года войны храмы одной только Московской епархии сдали на нужды обороны более 12 млн рублей. О деятельности московского духовенства в военный период красноречиво свидетельствуют постановления Моссовета от 19.09.1944 и 03.01.1945 гг. о награждении около 20 московских и тульских священников медалями «За оборону Москвы». Признание властью за Церковью ее заслуг в деле защиты Отечества выразилось еще и в официальном разрешении верующим отмечать церковные праздники и в первую очередь Пасху. Впервые во время войны Пасха была открыто отпразднована в 1942 г., после завершения боев под Москвой. И конечно, самым ярким свидетельством изменения политики советского руководства по отношению к Церкви стало восстановление Патриаршества и открытие Духовной семинарии для подготовки кадров будущего духовенства.

Новый вектор церковно-государственных отношений в итоге позволил укрепить материальное, политическое и правовое положение Русской Православной Церкви, защитить духовенство от преследований и дальнейших репрессий, повысить авторитет Церкви в народе. Великая Отечественная война, став тяжелым испытанием для всего народа, спасла Русскую Церковь от полного уничтожения. В этом, несомненно, проявился Промысл Божий и Его благое произволение о России.

Помогала ли вера в Бога выжить и победить в этой страшной войне?! Делать выводы каждому из нас...

Особое внимание хотелось бы уделить моменту середины периода Великой Отечественной войны, когда Правительство СССР внезапно проявило внимание к деятельности РПЦ.  

Для Русской православной церкви ХХ век стал временем тяжелейших испытаний, основная часть которых пришлась на семидесятилетний советский период. В расколотой политическими противоречиями стране одна из главных ее опор — церковь — тоже пережила и раскол, и сильнейшее давление со стороны официальной власти, и постепенную потерю поддержки в обществе, но все-таки сумела сохранить себя как общественный институт. И в этом существенную роль сыграли события, развернувшиеся в годы ВОВ. Поздним вечером 4 сентября 1943 года в Кремле состоялась встреча Иосифа Сталина с тремя иерархами Русской православной церкви, с которой и началась первая религиозная «оттепель» в Советском Союзе. Окончательный вопрос о том, в какой момент представители и фактические высшие на тот момент иерархи Русской православной церкви придут на встречу в Кремль, был решен за несколько часов до разговора. Как отмечал в своей записке полковник Георгий Карпов, капитан госбезопасности (это специальное звание соответствовало армейскому званию полковника), днем в субботу, 4 сентября 1943 года, его вызвали к Сталину, и тот распорядился позвонить митрополиту Сергию, пригласить его и двух его сподвижников на встречу. Дату ее тоже можно было выбирать: или ближайший поздний вечер, или любой последующий день в течение недели. Иерархи, которые наверняка уже были подготовлены к предстоящей встрече и обсудили между собой все возможные приобретения и потери, которые она сулила, не стали тянуть и согласились приехать в Кремль поздним вечером 4 сентября. Два часа без пяти минут, которые занял разговор митрополитов со Сталиным, стали поворотными в истории Русской православной церкви ХХ века. За это кратчайшее время она сумела вернуть себе право на подготовку новых священников и издание собственного журнала Московской патриархии, право на открытие новых храмов и восстановление старых, добиться амнистии для осужденных священников и предложения (а по сути — распоряжения) как можно быстрее провести архиерейский Собор и избрать нового патриарха. Решение по последнему пункту, согласно записке Георгия Карпова, принималось так: «Митрополит Сергий ответил, что архиерейский Собор можно будет собрать через месяц, и тогда товарищ Сталин, улыбнувшись, сказал: "А нельзя ли проявить большевистские темпы?" Обратившись ко мне, спросил мое мнение, я высказался, что если мы поможем митрополиту Сергию соответствующим транспортом для быстрейшей доставки епископата в Москву (самолетами), то Собор мог бы быть собран и через 3–4 дня. После короткого обмена мнениями договорились, что архиерейский Собор соберется в Москве 8 сентября».

Историки церкви и исследователи советской истории до сих пор спорят о том, что стало причиной столь кардинальной смены отношения советской власти к Русской православной церкви. Вне всякого сомнения, церковь после начала Великой Отечественной войны проявила себя как сила, способная консолидировать общество и подвигнуть его на жертвенность в деле борьбы с фашизмом.

Считается, что аргументом в пользу изменения отношений государства с церковью могло стать и внешнеполитическое давление: накануне Тегеранской конференции Сталину требовалось сделать все, чтобы заручиться поддержкой союзников и иметь возможность выдвинуть им свои требования, а на Западе почти впрямую увязывали помощь СССР с решением вопроса о свободе совести в Советском Союзе. Возможно, сыграло роль и то обстоятельство, что во время оккупации на захваченной территории было открыто множество православных приходов, которые теперь, когда началось освобождение этих земель, невозможно было просто взять и снова закрыть, но при этом необходимо было легализовать их и удержать под контролем. Скорее всего, при принятии решения о восстановлении более-менее нормальных отношений между государством и церковью сыграли роль все эти факторы (верующие, кроме того, полагают вероятным еще и вмешательство высших сил, которые, по их мнению, вполне могли вдохновить руководство СССР на такой шаг). Но вне зависимости от того, чем руководствовался Сталин во время встречи с церковными иерархами, она круто изменила всю дальнейшую судьбу Русской православной церкви. Подвиги соотечественников, включая священнослужителей, верой и правдой служивших и проявивших преданность Отчизне во все периоды истории, их патриотизм, самопожертвование, стойкость гражданской позиции, должны оставаться ярким примером гражданственности, мужества и верного служения Родине! Мы помним! Мы гордимся!

15.11.2024

Автор – учитель истории, обществознания, ОДНКНР и ИКРК

МБОУ ЭМГ г. Элиста

Болдырева Л.Х.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Истинная жизнь происходит не там, где совершаются большие внешние изменения, где передвигаются, сталкиваются, дерутся, убивают друг друга, а она происходит только там, где совершаются чуточные изменения в духовном сознании людей.

Лев Толстой «Круг чтения»

Русская православная церковь в военной истории Отечества

К 80-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне

с немецко-фашисткой Германией (1941-1945 гг.).

Военная история России – это череда мужественных и героических страниц.

Русский народ, несмотря ни на какие катаклизмы в экономике, политике, культуре, всегда отстаивал свою свободу, независимость и суверенитет. С убеждением непременной победы, молясь своим святым, даже если это было запрещено советской атеистической политикой, народ вставал на защиту Родины.

Становление Российского государства практически совпало с Крещением Руси. В течение многих веков Русская Православная Церковь укрепляла духовные основы военной мощи страны, поднимала моральный дух ее защитников. В военных конфликтах между русскими княжествами православная митрополия выступала как особая сила. Когда у священников спрашивали, на чьей стороне Церковь? Священнослужители отвечали:

- На той, где народ!

Это имело огромное значение, потому что народ всегда чувствовал эту духовную поддержку, когда, казалось бы, не оставалось никакой надежды.

И сегодня, в преддверии 80-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. с немецко-фашисткой Германией мы вновь вспоминаем о роли Церкви в тяжелые годины лихолетья.

Если сделать экскурс в древность, красной линией просматривается величайший вклад священнослужителей, когда, практически одновременно, Русь подверглась нашествию и с востока, и с запада, то можно четко увидеть ту силу, которая сплачивала народ – это Церковь, взявшая на себя руководящую роль в период бессмысленных междоусобиц русских князей, боярства, едва не погубивших молодое государство. Лишь настоящие патриоты Русской земли, такие, как святые Борис и Глеб, которые, избегая распри и, не посягая на княжеский престол, все же расплатились своими жизнями ради мира на родной земле. Александр Ярославич (Невский), усмирив свою гордыню и прощая обиду, вышел на высшее своё назначение – защитить Северную Русь от крестоносцев. Русская церковь причислила этих героев к Лику святых, поддерживая настоящий патриотизм, мужество, стойкость и преданность своему народу.  

Но и в будущем немало испытаний выпало на российскую государственность, и лишь немногие агрессоры могли понять русский менталитет и проявить понимание святых для народа основ.

Замечено, что Золотая Орда была основана на иных принципах государственно-церковных отношений. Согласно обычному праву и кодексу законов «Яса» и заветам Чингисхана, золотоордынцы лояльно относились ко всем конфессиям и их служителям. Монгольские ханы наделили православную митрополию привилегиями, освободили ее от уплаты дани и установили неприкосновенность церковных владений. Русская Церковь также старалась наладить хорошие отношения с Золотой Ордой. Здесь нельзя умалить роль святого слова, практики милосердия и сострадания, которые, по легенде, завещал верующим основатель христианской веры – Иисус Христос. Такая политика спасла множество традиций, множество национальных элементов, множество жизней…  

Позиция православной митрополии по отношению к Золотой Орде начала меняться в начале XIV века. Это связано с тем, что при хане Узбеке государственной религией был избран ислам. Повторилась ситуация середины XIII века. Только теперь основам православия угрожали не католики, а мусульмане. В этих условиях православная митрополия сделала ставку на Московское княжество, как наиболее динамично развивающееся и лояльное к церкви. Дело в том, что военные вторжения с запада и востока сопровождались разным идеологическими взглядами на православие. За рыцарями стояла католическая церковь - непримиримый противник православия. Победа рыцарей означала поражение Православной церкви на Руси.

В 1448 московская православная митрополия стала автокефальной.

С этого момента она начинает приобретать черты национальной церкви, что стало особенно важным в связи с изменившейся геополитической обстановкой. А в 1453 году под натиском турок-османов, проповедующих ислам, пала и сама Византийская империя. В последней четверти века на Руси утверждается господство Московского княжества. С этого времени московская митрополия открыто поддерживает его князей в военных конфликтах со своими противниками.

Святитель Филарет, митрополит Московский, ныне причисленный к Лику святых, говорил: «Люби врагов своих, бей врагов Отечества и ненавидь врагов Божьих». Отдать жизнь за Родину — значит, исполнить заповедь Христа о жертвенной любви к ближним, ибо «нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

«Не в силе Бог, но в правде»: этими словами Александр Невский вселил веру в победу своей дружины против шведских захватчиков. Вера имела огромное значение. Она вселяла уверенность в победе, в правоте своего дела. История сохранила немало тому примеров. Наиболее яркий из них - Куликовская битва. Перед битвой великий князь Московский Дмитрий прибыл в Свято - Троицкий монастырь, где долго и усердно молился и принял напутственное благословение от преподобного игумена обители Сергия Радонежского, который отправил с князем двух своих иноков - Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябю. По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского.

«И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

С этого момента Русское государство стало укрепляться. Идея единого, сильного государства и живительный дух православия сплотили удельных князей и весь многонациональный российский народ, создав условия для возрождения России. Прошли годы, столетия…

Многие из священнослужителей уже в XX веке своей кровью запечатлели на поле брани любовь и верность Отечеству. Так было и в годы Великой Отечественной войны, на поле боя священник служил молебен и со святым Крестом и святой водою обходил окопы и благословлял защитников.

Русская Православная Церковь, столетиями созидавшая единое государство, лишенная всего своего достояния после прихода к власти большевиков, посчитала святым долгом в годы тяжких испытаний взойти на общерусскую Голгофу. В советское время, в условиях тоталитарного политического режима, вопрос о роли Православной Церкви в достижении Великой Победы замалчивался. Митрополит Сергий 22 июня 1941 г. в послании к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», призывал православных русских людей «послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может», дабы «развеять в прах фашистскую вражескую силу».

Этот призыв получил очень широкий отклик среди духовенства и простых верующих и в осажденном Ленинграде. Здесь действовало десять православных храмов. К настоящему времени это уже описано в научной литературе и отражено в музейных экспозициях. В подвальных помещениях ряда храмов (например, Спасо-Преображенского собора) были устроены бомбоубежища. Под Казанским собором в период блокады находился детский сад и одновременно – отдел штаба Ленинградского фронта. Многие храмы использовались для хранения культурных ценностей. Так, Сампсониевский собор был занят филиалом Эрмитажа. Крестовоздвиженскую церковь занимало фильмохранилище, Владимирскую церковь – филиал Публичной библиотеки.

На площади перед Казанским собором у памятников полководцам Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины и ополченцы. Для этой цели памятники, в виде исключения, не были закрыты мешками с песком.

Подобное использование Казанского собора в целях пропаганды патриотизма продолжалось до полного снятия блокады города в январе 1944 года, хотя храм серьезно пострадал от немецких обстрелов и бомбардировок. В собор попали несколько снарядов, от взрывной волны стекла в его окнах вылетели, и их пришлось заколачивать фанерой, через пробоины в крыше внутрь проникала вода, пострадали лепка и настенная живопись.

Большую роль в патриотическом воспитании играла и Александро-Невская лавра.
На немецких фронтовых картах лавра была обозначена как объект стратегический, военный. И неспроста: в начале блокады лавру превратили в укрепрайон с девятью опорными боевыми точками. Красивейший, не имеющий аналогов Свято-Троицкий собор с его бесценными скульптурами работы Федота Шубина был превращен в склад боеприпасов. Между тем это вообще единственный в стране православный храм, украшенный скульптурами.

Обращение в ходе войны к русским патриотическим, в том числе православным церковным традициям сыграло чрезвычайную роль в обороне Ленинграда. Достаточно упомянуть тот факт, что с городом на Неве была тесно связана жизнь, деятельность и история захоронений знаменитых русских полководцев – святого князя Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.

В честь всех этих великих людей учредили ордена в советских вооруженных силах. К могиле Александра Суворова, захороненного в усыпальнице Благовещенской церкви, приводили отряды военнослужащих, отправляющихся на фронт, на защиту родного города. Возле могилы в то время специально установили знамена и транспаранты. Здесь воины принимали присягу.

Конечно, тогда никто не говорил о религиозном аспекте. Но кто знает, какие чувства испытывали те, кому предстояло идти в бой? Многие военнослужащие тайно носили на себе крестики, читали молитвы. Помогала ли вера в Бога выжить и победить в этой страшной войне?!

Делать выводы каждому из нас...

В первый же день войны Русская Православная Церковь в лице местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) проявила мужество и стойкость, обнаружила способность ободрить и поддержать свой народ в тяжелое военное время.

«Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжких испытаний и победоносно завершить войну нашей победой», – с этими словами митрополит Сергий обратился к прихожанам, собравшимся 22 июня, в воскресный день, в Богоявленском соборе в Москве. Свою проповедь, в которой он говорил о духовных корнях русского патриотизма, владыка закончил словами, прозвучавшими с пророческой уверенностью: «Господь нам дарует победу!»    

После литургии, запершись у себя в келье, местоблюститель собственноручно напечатал на машинке текст воззвания к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», которое моментально было разослано по сохранившимся приходам. Во всех храмах за богослужениями стали читать специальную молитву об избавлении от врагов.    

Между тем немцы, перейдя границу, стремительно продвигались по советской территории. На захваченных землях они проводили продуманную религиозную политику, открывая храмы и проводя на этом фоне успешную антисоветскую пропаганду. Разумеется, делалось это не из любви к христианству. Обнародованные после окончания войны документы вермахта свидетельствуют, что большая часть открытых церквей подлежала закрытию после окончания русской кампании.

Об отношении к церковному вопросу красноречиво говорит оперативный приказ №10 Главного управления безопасности рейха.

В нем, в частности, указывалось: «…с германской стороны ни в коем случае не должно явным образом оказываться содействие церковной жизни, устраиваться богослужений или проводиться массовых крещений. О воссоздании прежней Патриаршей Русской Церкви не может быть и речи. Особенно следует следить за тем, чтобы не состоялось прежде всего никакого организационно оформленного слияния находящихся в стадии формирования церковных православных кругов. Расщепление на отдельные церковные группы, наоборот, желательно». 

Тем временем пропагандистские действия немецкого руководства по открытию храмов не могли не вызвать соответствующей ответной реакции Сталина. К этому его побуждали также и те движения за открытие церквей, которые начались в СССР уже в первые месяцы войны. В городах и селах собирались сходки верующих, на которых избирали исполнительные органы и уполномоченных по ходатайствам об открытии храмов. На селе такие собрания нередко возглавляли председатели колхозов, которые собирали подписи за открытие церковных зданий и затем сами выступали ходатаями перед исполнительными органами. Нередко бывало, что работники исполкомов разного уровня благосклонно относились к ходатайствам верующих и в рамках своих полномочий действительно способствовали регистрации религиозных общин. Многие храмы открывались стихийно, даже не имея юридического оформления.

Все эти процессы побудили советское руководство официально разрешить открывать церкви на территории, не оккупированной немцами. Преследования духовенства прекратились. Священники, находившиеся в лагерях, были возвращены и стали настоятелями вновь открытых храмов.

Широко известны имена пастырей, молившихся в те дни о даровании победы и вместе со всем народом, ковавших победу русского оружия. Под Ленинградом в поселке Вырица жил известный сегодня на всю Россию старец, иеросхимонах Серафим (Муравьев). В 1941 году ему было 76 лет. Болезнь практически не позволяла ему передвигаться без посторонней помощи. Очевидцы передают, что старец любил молиться перед образом своего святого покровителя преподобного Серафима Саровского. Икона преподобного была укреплена на яблоне в саду престарелого священника. Сама яблоня росла у большого гранитного камня, на котором старец, по примеру своего небесного покровителя, совершал на больных ногах многочасовые моления. По рассказам его духовных чад, старец часто говорил: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси…»

В те же годы в Архангельске, в Свято-Ильинском кафедральном соборе служил тезка вырицкого старца – игумен Серафим (Шинкарев), до этого бывший насельником Троице-Сергиевой Лавры. По воспоминаниям очевидцев, нередко он по нескольку дней пребывал в храме на молитве за Россию. Многие отмечали его прозорливость. Несколько раз он предсказывал победу советских войск, когда обстоятельства прямо указывали на печальный исход сражения.

Архимандрит Серафим (Шинкарев)

Подлинный героизм в годы войны проявило столичное духовенство. Ни на час не покидал Москву настоятель храма сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, протоиерей Павел Успенский, в мирное время живший за городом. При своем храме он организовал настоящий социальный центр. В церкви было установлено круглосуточное дежурство, а в подклети организовано бомбоубежище, позже переделанное в газоубежище. Для оказания первой помощи при несчастных случаях отец Павел создал санитарный пункт, где были носилки, перевязочный материал и все необходимые лекарства.

Другой московский священник, настоятель храма Илии Пророка в Черкизове, протоиерей Павел Цветков устроил при храме приют для детей и стариков. Он лично нес ночные дежурства и в случае необходимости принимал участие в тушении пожаров. Среди своих прихожан отец Павел организовал сбор пожертвований и лома цветных металлов на военные нужды. Всего за годы войны прихожане Ильинской церкви собрали 185 тыс. рублей. Работа по сбору средств велась и в других храмах. По проверенным данным, за три первых года войны храмы одной только Московской епархии сдали на нужды обороны более 12 млн рублей.

О деятельности московского духовенства в военный период красноречиво свидетельствуют постановления Моссовета от 19.09.1944 и 03.01.1945 гг. о награждении около 20 московских и тульских священников медалями «За оборону Москвы». Признание властью за Церковью ее заслуг в деле защиты Отечества выразилось еще и в официальном разрешении верующим отмечать церковные праздники и в первую очередь Пасху.

Впервые во время войны Пасха была открыто отпразднована в 1942 г., после завершения боев под Москвой. И конечно, самым ярким свидетельством изменения политики советского руководства по отношению к Церкви стало восстановление Патриаршества и открытие Духовной семинарии для подготовки кадров будущего духовенства.

Новый вектор церковно-государственных отношений в итоге позволил укрепить материальное, политическое и правовое положение Русской Православной Церкви, защитить духовенство от преследований и дальнейших репрессий, повысить авторитет Церкви в народе. Великая Отечественная война, став тяжелым испытанием для всего народа, спасла Русскую Церковь от полного уничтожения. В этом, несомненно, проявился Промысл Божий и Его благое произволение о России.

Помогала ли вера в Бога выжить и победить в этой страшной войне?!

Делать выводы каждому из нас...

Особое внимание хотелось бы уделить моменту середины периода Великой Отечественной войны, когда Правительство СССР внезапно проявило внимание к деятельности РПЦ.  

Для Русской православной церкви ХХ век стал временем тяжелейших испытаний, основная часть которых пришлась на семидесятилетний советский период. В расколотой политическими противоречиями стране одна из главных ее опор — церковь — тоже пережила и раскол, и сильнейшее давление со стороны официальной власти, и постепенную потерю поддержки в обществе, но все-таки сумела сохранить себя как общественный институт. И в этом существенную роль сыграли события, развернувшиеся в годы ВОВ. Поздним вечером 4 сентября 1943 года в Кремле состоялась встреча Иосифа Сталина с тремя иерархами Русской православной церкви, с которой и началась первая религиозная «оттепель» в Советском Союзе.

Окончательный вопрос о том, в какой момент представители и фактические высшие на тот момент иерархи Русской православной церкви придут на встречу в Кремль, был решен за несколько часов до разговора. Как отмечал в своей записке полковник Георгий Карпов, капитан госбезопасности (это специальное звание соответствовало армейскому званию полковника), днем в субботу, 4 сентября 1943 года, его вызвали к Сталину, и тот распорядился позвонить митрополиту Сергию, пригласить его и двух его сподвижников на встречу. Дату ее тоже можно было выбирать: или ближайший поздний вечер, или любой последующий день в течение недели. Иерархи, которые наверняка уже были подготовлены к предстоящей встрече и обсудили между собой все возможные приобретения и потери, которые она сулила, не стали тянуть и согласились приехать в Кремль поздним вечером 4 сентября.

Два часа без пяти минут, которые занял разговор митрополитов со Сталиным, стали поворотными в истории Русской православной церкви ХХ века. За это кратчайшее время она сумела вернуть себе право на подготовку новых священников и издание собственного журнала Московской патриархии, право на открытие новых храмов и восстановление старых, добиться амнистии для осужденных священников и предложения (а по сути — распоряжения) как можно быстрее провести архиерейский Собор и избрать нового патриарха. Решение по последнему пункту, согласно записке Георгия Карпова, принималось так: «Митрополит Сергий ответил, что архиерейский Собор можно будет собрать через месяц, и тогда товарищ Сталин, улыбнувшись, сказал: "А нельзя ли проявить большевистские темпы?" Обратившись ко мне, спросил мое мнение, я высказался, что если мы поможем митрополиту Сергию соответствующим транспортом для быстрейшей доставки епископата в Москву (самолетами), то Собор мог бы быть собран и через 3–4 дня. После короткого обмена мнениями договорились, что архиерейский Собор соберется в Москве 8 сентября».

Историки церкви и исследователи советской истории до сих пор спорят о том, что стало причиной столь кардинальной смены отношения советской власти к Русской православной церкви. Вне всякого сомнения, церковь после начала Великой Отечественной войны проявила себя как сила, способная консолидировать общество и подвигнуть его на жертвенность в деле борьбы с фашизмом.  

Считается, что аргументом в пользу изменения отношений государства с церковью могло стать и внешнеполитическое давление: накануне Тегеранской конференции Сталину требовалось сделать все, чтобы заручиться поддержкой союзников и иметь возможность выдвинуть им свои требования, а на Западе почти впрямую увязывали помощь СССР с решением вопроса о свободе совести в Советском Союзе. Возможно, сыграло роль и то обстоятельство, что во время оккупации на захваченной территории было открыто множество православных приходов, которые теперь, когда началось освобождение этих земель, невозможно было просто взять и снова закрыть, но при этом необходимо было легализовать их и удержать под контролем.

Скорее всего, при принятии решения о восстановлении более-менее нормальных отношений между государством и церковью сыграли роль все эти факторы (верующие, кроме того, полагают вероятным еще и вмешательство высших сил, которые, по их мнению, вполне могли вдохновить руководство СССР на такой шаг). Но вне зависимости от того, чем руководствовался Сталин во время встречи с церковными иерархами, она круто изменила всю дальнейшую судьбу Русской православной церкви.

Подвиги соотечественников, включая священнослужителей, верой и правдой служивших и проявивших преданность Отчизне во все периоды истории, их патриотизм, самопожертвование, стойкость гражданской позиции, должны оставаться ярким примером гражданственности, мужества и верного служения Родине!

Мы помним! Мы гордимся!

Автор – учитель истории, обществознания, ОДНКНР и ИКРК

МБОУ ЭМГ г. Элиста

Болдырева Л.Х.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Республиканский конкурс на лучшую разработку урока

по антикоррупционной тематике

Технологическая карта урока обществознания

Тема урока: «Лучше быть посеченным на бранном поле, чем скованным ходить по опустошенной и поруганной родной земле...» 

(Евпатий Коловрат)

ЭПИГРАФ:

… «подобно тому, как нельзя не воспринять мед, если он находится на языке,

так и имущество царя или народа не может быть, хотя и в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Каутилья, один из министров Бхараты (Индии) в IV в. до н. э.

Автор – Болдырева Лидия Хулхачиевна,

учитель истории и обществознания МБОУ ЭМГ

г. Элиста Республика Калмыкия. Ноябрь 2019 год.

boldyreva-lidiya@mail.ru 

Цели урока:

  1. с помощью ресурсов урока обозначить особенности, суть и значение понятия «коррупция», отметить ее отличительные, асоциальные признаки от других социальных общественных явлений  
  2. установить причинно – следственные связи появления этого факта в истории  человечества
  3. провести анализ высказываний, отзывов о процессах коррупции представителями разных исторических эпох, сформулировать свое мнение о ней
  4. получить общее представление о ее проявлениях в общественной жизни, а также о последствиях, социально и потенциально опасных, вредных для общества, отдельно для каждого человека

Задачи урока:
1) сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
2) стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Важнейшие понятия и термины: коррупция, злоупотребление служебным положением, коррупциогенная ситуация, антикоррупционная деятельность, взятка, посул, мздоимство, лихоимство, незаконное обогащение и др. 

Оборудование и атрибуты урока: доска, проектор, ноутбук, Приложения к уроку, в том числе презентация PowerPoint, раздаточный тематический материал с высказываниями мудрецов, кратким содержанием источников по теме, цветные карточки настроения. «Слово о законе и благодати», «Русская Правда»,

Межпредметные связи: история, обществознание, право, литература, география, политология, социология.

План урока:

1.  «Думая, что все могут купить за свои богатства, многие, прежде всего, продали себя». Бэкон Френсис (1561- 1626), английский философ.

 (Понятие коррупции, ее виды и формы).

2.  Свернул с пути один раз - никогда не достигнешь цели… (Евпатий Коловрат). 

(Истоки и причины возникновения коррупции).

3.  «Только изучение прошедшего дает нам ключ к уразумению настоящего, а вместе и возможность прозревать будущее». Б.Н. Чичерин 

(Социально-экономические и политические последствия коррупции).

4.  «Лучше быть посеченным на бранном поле, чем скованным ходить по опустошенной и поруганной родной земле...» (Евпатий Коловрат).

(Исторический опыт противодействия коррупции в Российском государстве).

Цели

Образовательные:

- развитие у учащихся элементов самообразования;

- самостоятельный поиск обоснования асоциальных общественных явлений, в данном случае, коррупции

- углубить и расширить знания учащихся по избранной тематике

- помощь в осмыслении понятия коррупция, ее сущности, причин, форм проявления, реальных вариантов борьбы с ней

- совместно с учащимися дать оценку коррупции в жизни общества.

Развивающие:

- научить учащихся самостоятельно добывать вспомогательный материал, делать выводы, выбирая необходимое, излагать суждения о   причинно – следственных связях и явлениях;

- развивать умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы

Воспитательные:

- воспитание стойкой гражданской позиции по отношению к негативным явлениям в обществе, воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству.

Личностные:

- приобретение и закрепление опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения.

Используемые педагогические технологии

Технология поискового и интегрированного познания. Опорной является технология развития критического мышления. Стратегия технологии развития критического мышления позволяет проводить обучение на основе сравнения отдельных фактов, теорий и умозаключений.

Базовые способности обучающихся

Анализ, дедукция, аналитика, умение совершать сравнения, опираясь только на реальные факты

УУД

личностные

Формирование и осознание сопричастности к обществу

регулятивные

Поиск установки учебной задачи (формулирование темы), поиск познавательной цели (целеполагание)

познавательные

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации с использованием учебной и дополнительной литературы, архивных и мультимедийных материалов.

Логические: развитие абстракции, основ суждения и умозаключения

коммуникативные

Приобретение опыта общения в группе равных, навыков ведения правильного спора, диспута

Планируемые результаты

Предметные - знать и понимать причины явления

Личностные - понимать ценности общества, искоренять предпосылки асоциального поведения в обществе

Метапредметные - владеть умениями самопознания, самообразования; уметь работать с потоком информации; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Формы работы, приемы,

Поисково - исследовательский элемент в получении нового знания, диалог, беседа, диспут, рефлексия

Методы:

Поисково – исследовательский. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Основные этапы организации учебной деятельности

Время этапа

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организационный момент

1 мин

Обеспечение рабочего настроения учащихся

Взаимное приветствие учащихся и учителя. Подготовка рабочего стола к уроку

Установление позитивной атмосферы общения

Настрой на диалог с учителем и в группе

2.Актуализация знаний

5 мин

Создание проблемной ситуации Фиксация новой учебной задачи

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о таком негативном явлении современного общества, как коррупция. Скажите, пожалуйста, что вам уже известно о ней? Ребята, сформулируйте самостоятельно, пожалуйста, значение термина «коррупция». Свои определения этого понятия запишите в своих рабочих тетрадях. Желающие могут написать свой ответ на доске, для того, чтобы мы могли в течение урока опираться на это определение. (Заслушиваются ответы учащихся, и производится записи в тетрадь и на доске термина «коррупция»). 

Коррупция – деятельность, заключающаяся в умышленном использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения, получения выгоды.

 (Учащимся предоставляется материал второго слайда обзорной презентации «Мысли мудрых»).

Приложение 5.

Слайд 2. Учитель» - Ребята, вот несколько высказываний об этом асоциальном явлении. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними. (Учащиеся читают содержание слайда).

Учитель: - Как вы думаете, ребята, к чему призывают мыслители Плутарх, Френсис Бэкон и Омар Хайям?

Учитель: - Спасибо, хорошо

Сегодня мы с вами поговорим о таком негативном явлении современного общества, как коррупция.

Слайд 3. На экране вы видите народные высказывания о коррупции. Как вы думаете, к чему они призывают? Или что стало причиной возникновения таких пословиц? (Заслушиваются развернутые ответы учащихся).

Таким образом, ребята, поработав с материалом презентации, давайте вместе обозначим цели нашей встречи и по возможности определим задачи урока. В помощь вам есть раздаточный материал отрывка из Федерального  закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014), с опорой на него вы сможете сформулировать свои мысли.

Учитель предлагает  учащимся прочитать отрывок из Федерального  закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) Приложение 1,2, 3.

Учащиеся дают  развернутые ответы по теме, применяя свои познания

Ученики  работают с материалом начального этапа урока, предлагая  варианты ответов. По мере выполнения задания поднимают руки, высказывают свои мысли и варианты целей и задач урока.

Обсуждают  цели и задачи урока.

Слушают учителя

Строят свои высказывания. Слушают высказывания друг друга, записывают в тетради определение термина «коррупция»

Оценивают свою работу в «Листе самооценки учащегося» от 1 до 5 баллов

(Приложение 4)

Принимают учебную цель

3. Совместное исследование проблемы

5 мин

Поиск решения учебной задачи

Заслушивает учеников.

Слайд 5. Цели и задачи урока.

Называют цели и задачи урока

Ученики работают в парах. Внимательно слушают выступающих

Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося»

(Приложение 4)

4. Моделирование

10 мин

Фиксация в модели изучаемого объекта

Выводит на экран название темы урока (Слайд 4) и цели и задачи урока (Слайд 5)

Записывают тему урока, осмысливают обозначенные цели и задачи

Выделяют ключевые слова

Сравнивают свои ответы с предложенными вариантами (Слайд 5). Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» (Приложение 4)

5. Основной этап работы на уроке. Конструирование нового способа действия

15 мин

Построение ориентированной основы нового способа действия

Физпауза

Прием «Мозговой штурм». Слайд 6. Учитель предлагает учащимся ознакомиться с Таблицей рейтинга терминов морали («честь», «бесчестие»).

Учитель задает вопросы группам

1. Можно ли связать эти термины с понятием «коррупция»?

2. Что значит быть человеком с высокой нравственной позицией?

3. Как вы думаете, все ли искренне стремятся быть людьми с высокой моральной позицией

«Задуй свечу» Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Слайд 7. Сейчас мы послушаем монолог Чацкого из пьесы А. С. Грибоедова «А судьи кто?» (32 сек) и проведем анализ речи Чацкого.

Скажите, ребята, имеет ли место тема коррупции в этом монологе? Согласны ли вы с обвинениями молодого человека в адрес режима и устоев общества?

Учитель: - Спасибо, ребята, за ответы и диалог. Продолжим рассмотрение темы, отправившись в седую старину.

Слайд 8. Одним из ярких событий российской истории является монголо-татарское иго. Такие понятия, как дань, мздоимство, посулы имели место в управлении русскими землями. Знаете ли вы, что означают эти термины? Может ли здесь идти речь о коррупции? (Учащиеся отвечают на вопросы).

Учитель: - Ребята, не забывайте оценивать свою деятельность на уроке в Листе самооценки.

Слайд 9. Таким образом, тема коррупции и борьба с ней уходит корнями вглубь веков. Какие же существовали правовые источники того времени, когда власти пытались искоренить это явление. Запишите, пожалуйста, в тетрадки названия этих древнейших источников права на Руси.

Показывают знания содержания этих понятий

Отвечают на вопросы, представляя выполнение опережающего задания

Учащиеся отвечают на вопросы

Слушают, комментируют монолог

Рассматривают слайд и отвечают на вопросы учителя

Рассказывают об имевших место быть проявлениями коррупции, как среди баскаков, так и среди самих русских князей, вплоть до падения ига.

Записывают в тетради названия древних источников права.

Работа в группах

Записывают варианты ответов, используя схемы, символы, рисунки

Дополняют ответы одноклассников

Делают записи в тетрадях

Ведут диалог с учителем и в паре

Советуются в парах

Идет обсуждение в парах значения предложенных терминов

Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» (Приложение 4)

Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» (Приложение 4) 

6. Контроль на этапе окончания учебной темы

2 мин

Контроль

Учитель: Итак, ребята, мы с вами сегодня вместе рассмотрели тему о коррупции, пытались объяснить природу ее происхождения, вместе с древними мыслителями давали ей оценку. Поэтому возникает вопрос, почему коррупция представляет опасность для современного общества?

Возможно ли искоренение этого явления из сегодняшнего дня? В течение урока мы говорили о самой коррупции, а домашним заданием станет исследование Федерального Закона о коррупции на предмет того, что предлагается государством для ее искоренения. Вы также можете добавить свои предложения и рекомендации

Предлагают свои варианты

Учащиеся проводят анализ своей работы

Слушают друг друга. Предлагают свои варианты

Подсчитывают количество баллов в «Листе самооценки учащегося»

7. Рефлексия

2 мин

Саморефлексия

Оценивают свой эмоциональный настрой на уроке

Ученики поднимают карточки

Определяют результат работы в  цветных карточках настроения

8. Домашнее задание

1 мин

Исследование Федерального Закона о коррупции на предмет того, что предлагается государством для ее искоренения. Приложения 1,2,3

9. Оценка деятельности учащихся

1 мин

Учитель просит учащихся завершить заполнение Листов самооценки, совместно анализируя работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал. Учитель: - Урок окончен, ребята, спасибо большое за сотрудничество.

До свидания! До новых встреч!

Завершают заполнение Листов самооценки, передают их учителю.

Приложение 1

25 декабря 2008 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Принят

Государственной Думой

19 декабря 2008 года

Одобрен

Советом Федерации

22 декабря 2008 года

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Приложение 2

Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

4.1. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Приложение 3

1.Коррупция - подкуп, продажность общественных и государственных деятелей, чиновников, должностных лиц.

2. Коррупция - использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды.

3.  Коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах.

Приложение 4

Лист самооценки учащегося на уроке

Ф.И. ________________________________________________________________

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

«+» - выполнил правильно;

«?» - при выполнении задания возникли трудности;

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения, но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

Твоя оценка:  _____

Твоё настроение в целом на данном уроке:

подчеркнуть смайл подходящего под настроение цвета

Оценка учителя: ______

Приложения

Приложение № 1, №2, №3 – извлечения из ФЗ РФ «О противодействии коррупции».

Приложение № 4 – «Лист самооценки учащихся на уроке».

Приложение № 5 - Презентация «Лучше быть посеченным на бранном поле, чем скованным ходить по опустошенной и поруганной родной земле... (Евпатий Коловрат)».

Список литературы

  1. Федеральный закон от 01.01.2001 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 20декабря.  
  2. Конвенция ООН «Об уголовной ответственности за коррупцию» // СПС Консультант Плюс, 2008.;
  3. ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. // СПС ГАРАНТ, 2008.;
  4. Конституция РФ // Полный сборник кодексов РФ - М.: Из-во АСТ. 2009.;
  5. Кодекс об Административных правонарушениях // Полный сборник кодексов РФ - М.: Из-во АСТ. 2009.;
  6. Уголовный Кодекс РФ // Полный сборник кодексов РФ - М.: Из-во АСТ. 2009.;
  7. ФЗ "О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" от 28 мая 2001 г. // СПС ГАРАНТ, 2008.;
  8. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»
  9. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»
  10. Седов П.В. На посуле как на стуле. Из истории российского чиновничества VII в. // Звезда. 2001. № 4. С.208.
  11.  Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. - Санкт-Петербург: Альфа, 2005.;.
  12. Шихирев, в Российскую деловую культуру: Учебное пособие // Гос. ун-т управления. М.: «Новости», 2010, 200 с.
  13. Тимофеев, Л. Институциональная коррупция: Очерки теории. /Л. Тимофеев. М.: РГГУ, 2010, 365 с.
  14.  Теневая политика: коррупция и преступность в России и мире. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2012, 169 с.
  15.  Макиавелли Н. Сочинения // Милан. 1994. С. 137
  16.  Гражданское общество против коррупции в России /Под ред. СПб,: Норма, 2012, 376 с.